Сделай Сам Свою Работу на 5

центрироваться на той задаче, которую нужно решать





в данный момент. Нет ничего проще, чем переключаться

с одного фокусирования на другое в течение творчес-

кой сессии, потому что одна идея тянет за собой дру-

гую, увлекая человека в более интересном направле-

нии. Важно не поддаваться этому соблазну и постоян-

но возвращаться к тому же фокусированию. Дисцип-

лина фокусирования, возможно, наиболее важная.

Методы

Каждый метод отличают собственные формальные дей-

ствия (шаги), которых нужно придерживаться неукос-

нительно. Если вы избрали метод провокационных идей,

в этом случае вы должны начать с выдвижения самой

провокационной идеи. Затем вы совершаете переход,

формируете и уточняете новую идею. Хотя отдельные

шаги могут пересекаться, каждый из них нужно совер-

шать целенаправленно и формально. Нельзя подменить

метод общим «провокационным» отношением и наде-

яться при этом на получение результата. Творческие

люди часто говорили мне, насколько эффективнее они

работают, когда применяют методы формально и систе-

матически. Новизна и оригинальность полученных при

этом идей часто поражают их самих.



Итог

Любое творческое усилие заканчивается определенным

результатом. Я уже говорил о том, что этот результат

нужно тщательно обобщить и обработать. К нему нуж-

но относиться так же формально и дисциплинирован-

но, как и к самому процессу творческого мышления.

Люди, имеющие богатый опыт коллективного поиска

идей, знают, что в начале сессии идеи с легкостью при-

ходят в голову и легко запоминаются. Но по мере того

как мозг утомляется, идею нужно «зацепить» и фор-

мально выразить на бумаге, иначе она потеряется и

может больше не вернуться. Хотя в момент обсужде-

ния такой формализм может показаться излишним, но

он необходим, если мы хотим не упустить ничего цен-

ного из творческого мышления.

 

Фокусирование: фокусирование на цели заключает-

ся в том, чтобы разгрузить движение транспорта

в городах.

Концепция: концепция состоит в том, чтобы возна-

граждать тех людей, которые могли бы въехать в

город на автомобиле, но не сделали этого.

Идея: идея состоит в том, чтобы вознаграждать тех



автомобилистов, которые оставляют свои маши-

ны на окраине. Таким владельцам можно было

бы выдавать льготные талоны на бензин. Такие

периферийные стоянки могли бы принадлежать

нефтяным компаниям.

 

Фокусирование: фокусирование на цели заключает-

ся в том, чтобы повысить потребление пива.

Концепция: концепция заключается в том, чтобы

увеличить число подходящих случаев для того,

чтобы выпить пиво.

Идея: идея состоит в том, чтобы сопоставить пиво

(или его определенные сорта) с определенной пи-

щей, например с жареным цыпленком или рыбой.

Ценность: ценность состоит в том, что пиво начнут

покупать в супермаркетах женщины, совершая

закупки продуктов. Категория потребителей пива

возрастет за счет женщин и подростков. К тому

же, возрастет количество подходящих случаев для

того, чтобы выпить пиво.

Фокусирование: фокусирование на цели заключает-

ся в том, чтобы решить проблему нехватки пат-

рульных полицейских на улицах города.

Концепция: концепция состоит в том, чтобы привлечь

горожан к сотрудничеству с полицейскими.

Идея: идея состоит в том, что горожане сообщают обо

всех подозрительных людях и фактах в полицию.

Ценность: первое достоинство идеи состоит в том,

что многократно улучшается надзор за правопо-

рядком. Второе — бдительность граждан будет

действовать на потенциальных преступников как

сдерживающий фактор.

 

 

— Провокационная идея — «автомобиль ПРО песок».

Какие новые идеи могут возникнуть на основании этого

сопоставления?

— Песок замедляет движение машин — возможно, но-



вая идея должна заключаться в этом?

— Песок — это пляж. Люди сами находят себе место

на пляже. Возможно, мы должны найти способ, при кото-

ром владельцы автомобилей сами выбирают место на сто-

янке. Это должен быть стихийный способ хорошей орга-

низации мест на стоянке.

— Для меня песок — это множество мелких частиц,

элементов. Из этого можно предположить «балловую» си-

стему доступа на стоянку, при которой учитываются по-

требность в автомобиле, старшинство, льготы и т. д.

— Автомобиль оставляет на песке следы. Можно пред-

ложить использовать на стоянке глубокие колеи, чтобы

водители двигались предписанным маршрутом и не пыта-

лись сократить путь.— Мне нравится идея доступа по очкам. Если вы неко-

торое время не пользуетесь стоянкой, то получаете допол-

нительные очки. Каждый въезжающий на стоянку впер-

вые получает определенное количество баллов. За каждое

последующее использование стоянки баллы отнимаются.

Благодаря такой системе автомобилисты будут пользовать-

ся стоянками как можно реже и только тогда, когда это

на самом деле необходимо.

— Я не совсем это имел в виду.

— Я знаю. Но это другая идея, которая возникла как

отклик на вашу.

Этап совместной работы характеризуется тремя ас-

пектами:

1. Обратная связь группы с каждым ее членом. Со-

вместная генерация начальных условий поиска.

2. Обсуждение и дальнейшее развитие предложен-

ных каждым идей.

3. Прямое коллективное использование методов не-

стандартного мышления.

 

МОМЕНТ 1

Значение творческого мышления быстро растет. Скоро

оно будет рассматриваться наравне с другими важней-

шими ресурсами, такими как финансы, сырье и рабо-

чая сила. Как только организация достигает вершин

развития технологии, дальнейшее преимущество может

быть достигнуто только за счет более сильных концеп-

ций. Для того чтобы сварить суп, нужна вода, но все

же суп — это больше, чем вода. Когда конкуренция

переходит с уровня соревнования на уровень над-сорев-

нования, значение и роль концепций резко возраста-

ют. Но новые концепции не возникают из анализа дан-

ных, потому что наше сознание может увидеть только

то, что оно готово увидеть. Новые концепции нужно

научиться создавать самим.

У каждой прочно стоящей на ногах организации име-

ется большой потенциал, но он растрачивается пона-

прасну, если организация не предпринимает ничего для

постоянной реализации новых сильных идей.

МОМЕНТ 2

Сегодня мы знаем, что способность человеческого моз-

га к творческому мышлению обусловлена абсолютной

математической необходимостью. Восприятие действу-

ет как самоорганизующаяся информационная система,

в которой входящая информация сама организуется в

последовательности или шаблоны. Шаблоны асиммет-

ричны (движение в одном направлении не равноценно

движению в обратном), и при определенных условиях

их можно «пересекать». Юмор и вдохновение — при-

меры «естественного» пересечения шаблонов. То же

можно сделать целенаправленно, применяя формаль-

ные методы нестандартного мышления. На том основа-

нии, что мы способны воспринять только те идеи, ко-

торые обладают внутренней логикой, мы делаем оши-

бочное заключение, что любую идею можно получить

исключительно логическими методами. По отношению

к шаблонным системам это заключение совершенно

ошибочно.

Наши концепции и восприятие сформированы «вре-

менной последовательностью» полученного опыта. На-

ши действия определены цепочкой прошлых событий.

Наши общественные структуры и организации опреде-

лены временной последовательностью истории. Для того

чтобы освободить наш потенциал, нужно освободиться

от оков этой временной последовательности.

МОМЕНТ 3

Творчество — это не мистический дар, которым обла-

дают лишь избранные. Нестандартное мышление — вид

творчества, которым может овладеть каждый. Конеч-

но, как и в любом мастерстве, кто-то всегда окажется

впереди. Нестандартное мышление не может превра-

тить обычного человека в гения, но оно обогатит ваше

мышление полезными навыками — навыками генера-

ции новых идей.

Считается, что творческое мышление основано на

освобождении от внутренних запретов и ограничений.

Это устаревшая и неверная точка зрения. «Естествен-

ная» функция мозга — это формирование шаблонов и

следование им, вот почему человеческий мозг столь

совершенно справляется с задачей осмысления мира.

Поэтому освобождение от запретов и ограничений мо-

жет лишь немного повысить творческий потенциал. Для

того чтобы целенаправленно создавать по-настоящему

новые идеи, нам нужно научить мозг делать нечто не-

свойственное для него. Например, мы должны научить-

ся выдвижению провокационных идей и новой мен-

тальной операции — переходу.

В «безумном» подходе к творчеству слишком много

искусственного. Он основан на слабом понимании сути

творчества. Творческое мышление требует серьезнос-

ти. Бесполезно палить дробью наугад в надежде, что

удастся подстрелить удачную идею. Формальные сис-

тематические методы нестандартного мышления по-

зволяют гораздо успешнее подавлять негативное влия-

ние критики и оценки.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.