Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОВОКАЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Провокационные альтернативы являются частью

общего процесса выдвижения провокационных идей.

Логика и методы их выдвижения будут детально опи-

саны в следующих главах. Тем не менее провокацион-

ные альтернативы можно выдвигать как самостоятель-

ный и очень простой способ:

Вот провокационная альтернатива. Давайте попробуем

найти в ней смысл.

Впрочем, нет никакой гарантии, что этот смысл в

ней присутствует.

ОЦЕНКА

 

Прежде чем подвергнуть творческую идею оценке,

ее нужно доработать — уточнить, придать ясную фор-

му, усилить достоинства и постараться ликвидировать

недостатки.

Как правило, оценка производится по четырем па-

раметрам.

 

Осуществимость. Осуществима ли эта идея в прин-

ципе? Можно ли применить ее на деле?

Выгоды. Каковы преимущества этой идеи? Насколь-

ко они велики? Каковы источники этих выгод?

Насколько продолжительным окажется их дей-

ствие? Если в идее не удается обнаружить оче-

видных и несомненных выгод, она не может счи-

таться предпочтительной.

Ресурсы. Есть ли у нас ресурсы, необходимые для

внедрения данной идеи? Они могут включать та-

кие понятия, как время, деньги, люди, техноло-

гия, механизмы и мотивация. Идея может быть

осуществимой сама по себе, но у нас может не

оказаться необходимых для ее реализации ресур-

сов.

Соответствие. Соответствует ли идея нуждам и

потребностям тех, кто будет осуществлять ее на

практике? Концепция соответствия включает в

себя понятия стратегии, тактики, личности, про-

граммы и т. д.

 

 

Концепции

 

 

Одно и то же явление может содержать в себе не-

сколько концепций. Разные люди смотрят на одно и то

же явление по-разному. Как определить, что мы выде-

лили «правильную» концепцию? Зачем вообще вытас-

кивать ее на свет? Достаточно того, что она действует и

приносит пользу.

Для этого имеется несколько причин.

Альтернативы.

Если мы выделим концепцию, то сможем использовать

ее в качестве фиксированной точки, чтобы найти аль-



тернативные способы ее осуществления. Некоторые из

этих способов могут оказаться более действенными, чем

та идея, которая использовалась до сих пор.

Усиление

Если нам удастся выделить концепцию, мы сможем

целенаправленно ее усилить, устранив недостатки и

упрочив достоинства.

Изменение

Определив концепцию, мы сможем затем ее изменить.

Это может потребоваться в том случае, если дела идут

не слишком хорошо, если конкуренты наступают нам

на пятки или если мы почувствовали, что не использу-

ем в полной мере выгоды ситуации.

 

ОТ ИДЕИ К КОНЦЕПЦИИ

Как правило, работать на уровне концепций довольно

трудно. Поэтому имеет смысл придерживаться уровня

идей, постоянно проверяя их связь с концепцией.

Какова концепция в данном случае?

Какую концепцию развивает данная идея?

 

Концепции очень похожи на развилки дорог. Мы

возвращаемся к развилке всякий раз, когда нам нужно

исследовать новый путь. Вот почему концепции слу-

жат такими хорошими фиксированными точками для

генерации альтернатив.

 

Каждый раз, когда вам удается найти очередную

творческую идею, полезно «вернуться на шаг назад»,

чтобы определить, какая концепция лежит в ее осно-

вании. Концепций может быть несколько, и к тому же

может быть несколько мнений относительно того, ка-

кая из них наиболее верна. Это неважно, поскольку

Цель поиска концепции — генерация новых идей, и

Только это имеет значение.

Вернуться на уровень концепций могут помочь во-

просы:

Каков в данном случае общий метод?

Каков механизм действия?

Чего мы достигаем с помощью этой идеи?

ПРИРОДА КОНЦЕПЦИЙ

 

Чаще всего мы стремимся в нашем мышлении к мак-

симальной точности и определенности. Концепции яв-ляются

исключением из этого правила. В данном слу-

чае мы должны использовать самые общие, неконкрет-

ные и «размытые» формулировки. Чем больше мы кон-

кретизируем концепцию, тем больше ограничиваем ее

возможности.

Это не так просто, как может показаться. Для каж-

дой идеи можно определить ряд концепций, относя-

щихся к различным уровням — от специфических до

самых обобщенных.

Мы занимаемся продажей ручек с золотыми перьями.

Мы занимаемся продажей пишущих инструментов

с золотыми перьями.

Мы занимаемся продажей престижных пишущих

инструментов.

Мы занимаемся продажей предметов личной роскоши.

Мы занимаемся продажей предметов роскоши.

Мы занимаемся продажей товаров, в которых нуж-

дается потребитель.

Мы занимаемся извлечением прибыли.

Лучший способ найти подходящий уровень для ра-

боты — сформулировать концепцию и затем перейти

от нее к более общей и более конкретной. Таким обра-

зом мы можем оценить и прочувствовать выбранную

«длину волны».

 

ТИПЫ КОНЦЕПЦИЙ

 

Рассмотрим следующие попытки описать концепцию

«лестницы»:

• способ попасть на более высокое место.

Это слишком широкое определение. Ему соответству-

ют лифт, эскалатор, кран и даже монтерские «кошки».

• метод, позволяющий вертикально перемещаться

с помощью мускулатуры.

Это уже ближе, но и в данном случае можно поду-

мать, например, об альпинистском снаряжении.

• структура, позволяющая шагать в вертикальном

направлении.

Это, пожалуй, довольно точное определение концеп-

ции «лестницы».

Заметим, что физическое определение лестницы мо-

жет выглядеть примерно так:

• две параллельные вертикальные жерди, между ко-

торыми на равном расстоянии друг от друга укреп-

лены горизонтальные перекладины.

Рассмотрим следующие возможные концепции стра-

хования:

• метод компенсации;

• способ обратить потерю в выгоду;

• защита от неожиданных потерь;

• люди, подверженные риску, образуют фонд, ко-

торый компенсирует возможные потери;

• снижение риска;

• регулярная выплата для того, чтобы иметь пра-

вило на компенсацию в случае потери;

• распределение риска между многими людьми;

• взаимная финансовая защита.

 

Концепции цели

Чего мы хотим достичь? Какова цель наших действий

и операций? В действительности это просто назначе-

ние цели в терминах общей концепции.

Цель зонтика — «защитить от дождя».

 

Концепции механизма

Каким образом это действует? Какими способами до-

стигается цель? Каков исполнительный механизм? Что

происходит? Мы стараемся определить механизм дей-

ствия, с помощью которого достигаем или хотим до-

стичь цели.

Защита от дождя обеспечивается с помощью куска

материи, который может расправляться и складываться.

Конечно, имея дело с концепциями механизма, мы

можем выделить в них несколько уровней, детально

описывающих действие.

 

Концепции ценности

Почему это важно для нас? Какую ценность это для

нас имеет? В чем она заключается? Почему этим стоит

заниматься?

Ценность зонтика заключается в том, что это ком-

пактное, портативное и удобное устройство для защи-

ты от дождя

 

РАБОТА С КОНЦЕПЦИЯМИ

Задача состоит не в том, чтобы найти «правильную» концеп-

цию, а в том, чтобы испробовать несколько (так же,

как мы поступали с определением проблем). В конце

концов мы найдем наиболее подходящее определение.

Польза концепции определяется тем, насколько она

помогает генерировать дальнейшие идеи и насколько

поддается изменениям.

Постоянный переход от идеи к концепции и от кон-

Цепции к идее — характерная особенность мышления

Тех, кто от природы наделен творческим даром.

Провокационные идеи

 

 

Эйнштейн любил проводить «мысленные эксперимен-

ты». Например, он говорил: «Что я увижу, если буду

двигаться со скоростью света?»

Ребенок, который ставит один кубик на другой, что-

бы посмотреть, «что из этого получится», проводит экс-

перимент.

Провокационная идея всегда связана с мысленным

Экспериментом.

 

Мы можем намеренно стать

«сумасшедшими» примерно на тридцать секунд и за-

тем вернуться в нормальное состояние. Мы можем

«включать» и «выключать» режим временного поме-

шательства по своему усмотрению. Вот почему выдви-

жение провокационной идеи является столь фундамен-

тальным аспектом нестандартного мышления и твор-

чества в целом.

Мы рассматриваем проблему загрязнения реки про-

мышленными отходами.

 

ПРО, фабрика находится ниже самой себя по тече-

нию реки.

 

Это провокационная идея. Она кажется совершенно

невозможной. Как может фабрика находиться в двух

местах одновременно? Мы используем символическое

слово «ПРО», чтобы показать, что это — намеренная

провокация, а не серьезное суждение (происхождение

и природа слова «ПРО» будут описаны позже).

 

Но провокация наводит нас на мысль о водозаборе и

водосбросе фабрики. Считается, что в нормальных усло-

виях водозабор находится выше по течению реки, а

водосброс — ниже. Можно предложить закон, согласно

которому фабрика, построенная на берегу реки, обяза-

на забирать воду ниже по течению, а сбрасывать —

выше. Таким образом, она станет первой потреблять

загрязненную воду и поэтому будет более заинтересо-

вана в тщательной очистке сбросов. В своей основе эта

идея совершенно логична. Мне говорили, что она зако-

нодательно закреплена в некоторых странах.

 

 

Провокационная идея — это такая идея, которая изна-



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.