Сделай Сам Свою Работу на 5

Рый победил благодаря совпадению ряда причин.

Творческий вызов обычно выражается словом «по-

Чему».

Почему мы поступаем именно так?

 

Почему тарелки круглые?

Потому что когда-то они производились на гончарном

круге.

Потому что люди привыкли к такой форме.

Потому что круглые тарелки легче расставить на столе

(не имеет значения, какой стороной).

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ

Как только мы решились на творческий вызов, нам нуж-

но сделать следующий шаг — начать поиск альтерна-

тивных способов действия.

 

1. Блокирование. Если мы заблокируем существую-

щий способ, путь или метод действий, нам при-

дется найти новый, альтернативный путь.

Предположим, мы больше не можем поступать так, как

прежде. Как же нам поступать в этом случае?

 

2. Отстранение. В этом случае акцент делается на

радикальном отказе от доминирующей идеи. Если

мы решительно откажемся от доминирующей идеи

или от необходимости соблюдать определенные

условия, наше сознание освободится для новых

возможностей. Это не столько сознательный по-

иск альтернатив, сколько сознательный уход от

существующих методов.

 

3. Отказ. Бывают случаи, когда мы пересматрива-

ем существующий способ действий и неожиданно

обнаруживаем, что нам это не нужно. Иногда в

таких случаях от метода можно просто отказать-

ся, в других случаях — внести небольшое изме-

нение где-либо в другом месте, так, что необходи-

мость в операции полностью отпадет.

«ПОЧЕМУ» И ЕЩЕ РАЗ «ПОЧЕМУ»

К разновидности творческого вызова можно отнести

поиск «истинной причины» наших действий. Этот про-

цесс очень похож на поиск проблемы нижнего уровня.

Поэтому мы говорим «почему» и затем еще раз «почему».

Для чего вы должны заполнять этот формуляр?

Чтобы менеджер знал, как скоро продвигается работа.

Для чего менеджер должен знать, как продвигается

работа?

Чтобы правильно распределить ресурсы.

Если сразу обратиться к «истинной причине», можно

найти лучший способ распределения ресурсов, не свя-

занный с заполнением формуляров. Этот метод может

значительно упростить усложненную бюрократическую

процедуру. Он имеет также отношение к «вынужденно-

му» типу традиционности, который будет описан ниже.

 

АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОСТИ

Почему мы поступаем так, как поступаем?

Есть несколько вероятных ответов на этот вопрос.

1. Потому что этот способ действий был лучшим все-

гда и остается таким и поныне.

2. Потому что мы рассмотрели возможность измене-

ния к лучшему, но стоимость изменения и пере-

рыва в работе оказалась так велика, что мы ре-

шили оставить все как есть.

3. Потому что мы всегда так делали, и у нас никогда

не возникало ни малейших проблем и вопросов.

 

Традиция пренебрежения

Мы продолжаем поступать определенным образом про-

сто потому, что не хотим задуматься об этом. Нам ни-

когда не приходит в голову поискать лучший способ.

Почему нам не приходит в голову поискать лучший

способ? Это действие никогда не представляло для нас

проблемы или трудности, поэтому у нас не было при-

чин для того, чтобы уделять ему время или внимание.

 

Вынужденная традиционность

«Вынужденная» означает: мы делаем нечто потому, что

наши действия должны отвечать чьим-то требованиям.

Так же как шесты натягивают тент, так и наше по-

ведение определяется теми, кого мы должны удовле-

творять.

 

Традиционность удовлетворенности

Если какая-либо концепция исправно работает в течение

долгих лет, вполне понятно, что мы начинаем верить:

так будет и впредь. Если что-то начинает не ладиться,

мы склонны искать причину где угодно, но только не в

основном принципе. В итоге идея, прекрасно проявив-

шая себя в прошлом, переживает время своего заката

на много лет.

 

Традиционность временной последовательности

Я уже касался этого типа традиционности, когда речь

шла о логической необходимости в творчестве. Времен-

ная последовательность накопления опыта позволяет

событиям складываться в структуры, нормы поведе-

ния и концепции. Установившись, они начинают жить

по своим законам. Железнодорожные пути сообщения

возникли задолго до авиамаршрутов, поэтому, когда

начало развиваться воздушное сообщение, к нему от-

неслись как к железным дорогам, проложенным в воз-

духе. Многие концепции авиаперевозок — это всего

лишь слегка видоизмененные железнодорожные кон-

цепции.

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Мы ищем способ освободиться от концепций, утратив-

ших свое значение, но сохраняющих влияние исклю-

чительно благодаря традиции.

Изменение технологии

Изменение ценностей

Изменение обстоятельств

Изменение стоимости

ВЫЗОВ ПО ОТНОШЕНИЮ

К КОНЦЕПЦИИ И ИДЕЕ

Мы можем подвергнуть вызову базовую концепцию,

лежащую в основе наших действий, или конкретный

способ реализации этой концепции (идею).

 

Какова концепция, лежащая в основе этого явления?

Насколько ценна эта концепция в данный момент?

Нужно ли и дальше придерживаться этой концеп-

ции в том же виде?

ВЫЗОВ ПО ОТНОШЕНИЮ

К ФОРМООБРАЗУЮЩИМ ФАКТОРАМ

В любой момент наше мышление формируется рядом

факторов. Иногда мы сознаем их влияние, иногда они

скрыты так глубоко, что их мощное воздействие про-

является незаметно для нас. Мы можем пересмотреть

эти факторы точно так же, как подвергаем вызову су-

ществующие методы, концепции или идеи. Но в этом

случае мы пересматриваем не что-либо уже существу-

ющее, а обращаем внимание на те факторы и влияния,

которые предопределяют ход мышления.

 

Этот тип вызова может применяться во время твор-

ческого сеанса, когда группа или отдельный человек

размышляет над определенным предметом. Мы как бы

«отходим в сторону» и обращаем внимание на сам про-

цесс мышления. Мы отмечаем формообразующие фак-

торы и подвергаем их вызову.

 

Доминирующая концепция

Доминирующие концепции очень влиятельны. Иногда

они очевидны, но бывают случаи, когда они проявля-

ют свое влияние, оставаясь в тени.

Какая концепция доминирует сейчас в нашем мыш-

лении?

Какая скрытая концепция управляет нашим мыш-

лением?

Предположения

Без предположений мышление было бы невозможно

вообще. Предположения основаны на опыте и умень-

шают количество возможных вариантов, которые нам

приходится рассматривать. В предположениях нет ни-

чего плохого. Чаще всего они полезны. Тем не менее

полезно также осознавать нашу склонность строить

предположения, чтобы иметь возможность подвергать

их пересмотру и относиться к ним сознательно.

 

Каковы наши импульсивные предположения?

Что мы предполагаем в данном случае?

Ограничения

Ограничения также являются неотъемлемым свойством

нашего мышления. Мы работаем в рамках возможнос-

ти, допустимости и приемлемости. Если мы хотим, что-

бы наша идея оказалась разумной, то должны действо-

вать в пределах разумного, установленных существую-

щим состоянием нашего знания. Как мы увидим поз-

же, процесс выдвижения провокационной идеи — это

Целенаправленный метод, позволяющий совершить

прыжок через границы разумности. Но пока что нас

интересует только проблема вызова.

Так же как и с предположениями, мы должны сде-

лать ограничения видимыми, чтобы подвергнуть их

вызову.

Каковы ограничения нашего мышления?

Какие ограничения нам следует преодолеть?

Ключевые факторы

Какие бы прекрасные идеи, касающиеся авиаперево-

зок, ни приходили нам в голову, каждая из них долж-

на учитывать фактор безопасности. Ключевые факто-

ры должны входить как составная часть в любое реше-

ние. Как правило, это включение совершенно оправда-

но. Но поскольку пересмотру подлежит все, мы можем

также по-новому взглянуть и на ключевые факторы.

Каковы ключевые факторы в данном случае?

Почему мы не можем без них обойтись?

 

Факторы избегания

Это не ограничения, поскольку мы всегда знаем, что

можем использовать эти факторы, если захотим. Но

мы изо всех сил стремимся уклониться от необходимо-

сти учитывать их в нашем мышлении. Мы готовы из-

брать любую другую дорогу, лишь бы она вела в проти-

воположном направлении. Иногда «ключевые факто-

ры» есть не что иное, как необходимость «избежать»

чего-то (как, например, необходимость предотвраще-

ния загрязнения окружающей среды). Мы интуитивно

знаем, что эти факторы неприемлемы в любом реше-

нии, поэтому отказываемся от них немедленно.

 

Каких вопросов мы стремимся избежать?

С чем мы не желаем иметь дело?

Выбор — или-или

Очень часто мы сталкиваемся сами или оказываемся

поставленными перед выбором — или-или.

Мы должны или изменить схему движения транспор-

та, или удалить его из города.

Такие крайности создают впечатление широкого

взгляда на проблему. Они могут быть вполне оправданными

и полезными. Но существует опасность поверить,

что к данной ситуации можно подходить только с край-

них позиций. Такой подход исключает промежуточные

и смешанные варианты, что делает его очень ограни-

ченным.

Каковы крайние позиции в данном случае?

Не является ли данный подход к проблеме подхо-

дом типа «или-или»?



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.