Сделай Сам Свою Работу на 5

Метелкина Н.Е., г Кострома





Сахарный диабет - наиболее распространенное из тяжелых метаболических заболеваний. Распространенность сахарного диабета 1%. Четверть его случаев - это инсулинзависимый диабет, а три четверти - инсулиннезависимый диабет.

Стресс - есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Всякое заболевание, в том числе и сахарный диабет, вызывает какую-то степень стресса, поскольку предъявляет организму требования к адаптации. Стресс участвует в развитии каждого заболевания. Действие стресса наслаивается на специфические проявления болезни и меняет картину заболевания в ту или иную сторону. В нашем случае стрессором является сахарный диабет. Стресс при этом заболевании протекает следующим образом:

Стрессор – гипоталламус – секреция адреналина – воздействие на гипофиз – АКТГ в кровь – надпочечники выделяют картикоиды – атрофия вилочковой железы – продуцирует большое количество сахара.

Стресс у больных с сахарным диабетом так же проходит три фазы:

1. Реакция тревоги

2. Фаза сопротивления

3. Фаза истощения

Стрессы у больных сахарным диабетом приводят к повышению сахара в крови, а затем может привести к диабетической коме. Чтобы этого избежать необходимо больному дать в руки орудие, что бы уменьшить воздействие стресса на организм. Сначала мы применяем беседы, т.е. медицинскую психологию. Главное в медицинской психологии - изучение личности больного и соотношение врач - больной, единство психического и соматического начала.



"Психологическая защита" является нормальным, повседневно применяемым психологическим механизмом. Больной сразу включает механизм защиты;

- как он относится к самому себе:

- к окружающему миру;

- его дальнейшие намерения.

Механизм защиты включается обычно вслед за психической травмой. Травмой в данном случае является болезнь - сахарный диабет. В половине случаев больной справляется сам, но бывает, что требуется вмешательство с помощью психических воздействий, исходящих от врача - психотерапевта. Это достигается путем психологической перестройки. Есть несколько технологий преодоления стресса у больных сахарным диабетом:



1. Психотерапия - есть комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через неё на весь его организм, с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, к своему состоянию и окружающей среде.

Большое значение имеет не только общение с больным, но и факт самооценки и принятия новой позиции. Очень важно создать между больным и доктором глубокий внутренний контакт и взаимопонимание.

2. Самовнушение - с помощью него больной может повлиять на свои мысли и чувства, побороть физическое страдания и лишения. Нередко бывает, что само органическое заболевание мало значимо, а функциональное наслоение выводит человека из строя - и из-за них он становится хроническим больным.

3. Самовнушение осуществляется с помощью специальных формул и применения медикаментозных средств: седативной и психотропной терапии.

Ганс Селье сказал; "Стресс - это аромат и вкус жизни". Эти слова применимы только к здоровому человеку, но не для больных сахарным диабетом, т.к. стресс для него может усугубить течение заболевания и вызвать осложнения, которые в дальнейшем могут привести к смерти.

Из вышеперечисленных методов преодоления стресса у больного сухарным диабетом, несмотря на специфику заболевания можно сделать вывод: особенности личности больного, особенности его психики влияют на возникновение, течение и лечение болезни.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕТСКИХ ЛЕЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ.

Миронова Т.И. Кострома.

В ряде наших работ показана специфика жизнедеятельности детей в стационарных лечебно - образовательных временных коллективах (Миронова Т.И, Криницина Г.И., 1998). Прежде всего, это относится к неустойчивости временного фактора, зависимого от продолжительности лечения детей, отсутствие добровольности, интереса к госпитализации, коллективного характера жизнедеятельности и ядра коллектива. Кроме того, дети, поступившие в лечебно - образовательное учреждения, ориентируются на пассивную позицию больного. В силу этого учебно - познавательная деятельность заметно блокируется, уступая лечебно - оздоровительной ориентации.



Сравнительный анализ коллективообразования в обычных и в стационарных лечебно - образовательных временных коллективах (СЛОВК) также обнаружены существенные различия между ними. Так Б.Я. Гиндис (1976), в ходе исследования ВК пионерских лагерей, выделил три этапа развития взаимоотношений: «фестивальное настроение», «кризисный период» и консолидации отношений «ответственной зависимости».

Данные Л.И Уманского, А.Н. Лутошкина, А.Г. Кирпичника (1980), полученные на материале лагерей комсомольского актива школ и ПТУ, свидетельствуют о несколько иной динамике движения группы: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус» и «горящий факел». Предварительные результаты наших экспериментальных исследований в СЛОВК показывают на иной характер протекания межличностных отношений: «эмоциональный кризис», «первичная интеграция», «кооперация» и «дезинтеграция» или, противоположная ей стадия - «автономия».

Каждая из этих стадий требует особой психотехнологии, способствующей ускоренной адаптации к лечебно - оздоровительному режиму и требования учебной деятельности в стационарных условиях госпитализации.

В данной работе основное внимание сосредоточено на технологиях, сокращающих период «Эмоционального кризиса» и «Первичной интеграции». Характерными особенностями этих этапов является преобладание у детей таких эмоциональных реакций как, например: страх, депрессия, фрустрация, уход в себя, дидактофобия.

Основу взаимодействия в системе «учитель - ученик» составляли тренинговые психотехнологии, включающие элементы индивидуальной и групповой эмоциональной регуляции. В целях снятия «эмоционального кризиса», у вновь поступивших детей, нами использовались такие широко известные тренинговые элементы при «Встрече новичка» как например: «расскажи о себе» или «знакомство -представление», «интервью», «гомеостат», «сколько ты весишь», «я хочу тебе подарить» и др. В других же стадиях развития ВК применялись другие тренинговые игры: «грани сходств», «список претензий», «упаковка чемодана», «комплимент».

Для снятия эмоционального дискомфорта использовались технологии, помогающие ребёнку снять напряженность, поверить в собственные силы, избавиться от страхов. Реализация этих целей достигалась с помощью рисовальных заданий: «дорисуй предмет», рисование различных линий: замкнутых, петлеобразных, спиралеобразных; рисование овалов кругов и других геометрических фигур; к числу других технологий следует отнести работу с пиктограммами, графическую музыку «Р.В. Овчарова, (1998).

Включенности в учебно - познавательную деятельность в большей мере способствовала мотивационная технология, включающая три этапа: пробуждение, возникновение познавательной мотивации; подкрепление и усиление возникшей мотивации; мотивация завершения. Достижению этой цели служило и применение приёма взаимопроверок учебных заданий самими учащимися. Кроме этого, оптимизация взаимодействия с детьми СЛОВК, на различных стадиях его развития достигалась и с помощью организационно -деятельностных игр: «я и медперсонал», «встреча с родителями», «встреча с одноклассниками», «как я преодолеваю свои страхи».

Учитывая тот факт, что в структуре СЛОВК отсутствует ядро коллектива, нами было апробировано введение ролей «старосты класса», и «консультантов». В целях выявления дидактических страхов у младших школьников использовались методы незаконченных предложений и рисования страхов по темам: «в школе», «что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «что было со мной самое плохое или самое хорошее», «кем я хочу стать».

Для снятия страхов и тревожности применялись две базовых технологии: последовательной десенсибилизации (ребёнка помещали в ситуации, вызывающие страх и даже испуг и представляли возможность сосать конфету), шуточные соревнования (в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребёнка к другому). Для развития основательных мотивов использовалась технология «я не могу - я могу - я сумею». Суть её заключалась в том, что ребёнок кладет кисти рук на открытые ладони педагога и весь класс произносит волшебное заклинание: «я не могу...» - и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание; «я могу...» - по очереди говорят, что они могут делать; «я сумею...» - на сколько дети могут выполнить задание, если приложат все усилия. Указанные тренинговые технологии были направлены на формирование в СЛОВК, прежде всего, психологического единства (эмоционального; интеллектуального и волевого).

На наш взгляд, именно от психологического единства зависит развитие групповой направленности, организационного единства и группового опыта временного коллектива.

Предварительные данные апробации выше указанных психотехнологий заметно сказались на улучшении межличностных отношений, сокращений стадии эмоционального кризиса с 5-7 дней до 2 - 3. Сопоставление же эффективности всех используемых технологий нами пока не завершено и будет отражено в последующих публикациях, способных ответить на такие важные вопросы как, например: возможно ли в СЛОВК взаимодействие не на объектном, а на субъектном уровне? Оказывает ли психологическое обеспечение СЛОВК на процесс выздоровления, коллективообразования и эффективность учебно - познавательной деятельности младших школьников? Как отражается роль периферического стресса на характере взаимодействия детских ВК.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.