Сделай Сам Свою Работу на 5

Мелешенкова Ирина, г.Челябинск.





В последние годы в нашей стране очень остро встала проблема сохранения здоровья отдельно взятого человека и всего населения в целом, и в течении нескольких лет официально сообщалось о сокращении средней продолжительности жизни людей. Поэтому с конца 80-х годов мы наблюдаем появление все расширяющегося спектра нетрадиционных подходов к достижению и сохранению здоровья.

На государственном уровне это выразилось в признании новой науки валеологии, название которой происходит от древнего приветствия "Валео!" - "Здравствуй!" Эта наука призвана найти методы сохранения и укрепления здоровья на протяжении всей жизни человека и, в первую очередь, нашего подрастающего поколения. Для него прогноз также неутешительный: к 2000 году среди выпускников школ будет только 4% здоровых детей. (1).

При этом подразумевается, что вышеуказанные методы должны соответствовать мировым стандартам и тому определению здоровья, которое дает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.



Даже неспециалисту ясно, насколько далеки мы в настоящий момент от состояния истинного здоровья, и какой длительный путь нам предстоит пройти в этом направлении. А так как потребность быть здоровым присуща каждому человеку, то все больше людей занимаются активными поисками в этой области, стимулируя при этом развитие всех наук, изучающих человека, в том числе и психологии.

Вклад психологов в достижение здоровья трудно переоценить, т.к. по некоторым данным до 80% всех соматических заболеваний имеет первопричину в нарушениях и расстройствах нервно-психической сферы человека (1).

Для реализации цели оздоровления людей в Челябинске был создан информационно-валеологический центр. Этот центр существует второй год и разрабатывает свою программу. В её основе лежат рекомендации валеологической науки, а также методы практической психологии, в том числе, интенсивные интегративные психотехнологии. (ИИПТ - этот термин введен Козловым В.В. (2).)

Таким образом, обеспечивается многоуровневый подход к проблеме достижения здоровья, подразумевающий развитие физических возможностей, интеграцию и творческий рост личности человека, а также расширение его социальных контактов, оздоровление всего его жизненного пространства. Вышеуказанные новейшие технологии позволяют успешно решать эти задачи при целенаправленной, постоянной и настойчивой работе с коллективом единомышленников. Это показывает опыт нашего центра.



Основной формой работы являются групповые занятия, которые проводятся раз в неделю. Саму группу мы называем группой психологической поддержки, т.к. для любого человека важно найти людей, с которыми можно поделиться своими проблемами, услышать в ответ слово понимания и сочувствия, добрый совет или искренний рассказ о своих переживаниях и сомнениях. Трудности у нас всех похожи : это острая нехватка денег, неопределенность завтрашнего дня, сложность во взаимоотношениях в семье, профессиональные поиски и множество других, с которыми мы сталкиваемся каждый день. И тогда очень важно, чтобы человек не остался одинок, знал, что он может получить профессиональную помощь и информацию о возможных вариантах разрешения тех или иных проблем. Таким образом, идея общения с близкими по духу людьми лежит в основе работы группы психологической поддержки, и именно это дает первоначальный толчок к оздоровлению самого человека и всей его среды обитания. Особенно это важно для женщин, которые составляют большинство группы.

Многие женщины сталкиваются сейчас с проблемой безработицы, равнодушия со стороны государственных структур, они постоянно обеспокоены судьбой своих детей, которых с каждым годом всё сложней учить и воспитывать. Всё это приводит к эмоциональной напряженности, повышенной раздражительности, депрессиям, состояниям безысходности. В таких ситуациях профессиональная психологическая помощь необходима, и на занятиях в группе участники её получают.



Программа занятий строится по принципу непрерывности, с постоянным усложнением практических упражнений и теоретического материала. В 1997 –1998 учебном году было проведено 22 занятия по 4 часа. Каждое занятие имело определенную тему и было построено из нескольких блоков, в том числе включало оздоровительные комплексы традиционного и нетрадиционных направлений, теоретический материал и упражнения из области ИИПТ (медитации различных типов, телесноориентированные техники, а также свободное дыхание).

Сочетание всех этих техник и методик позволяет делать занятия насыщенными и интенсивными по физической и эмоциональной нагрузке и за короткое время решать множество задач:

1. Обеспечить хорошее физическое самочувствие и эмоциональное равновесие.

2. Значительно увеличить работоспособность.

3. Совершенствовать владение своим телом.

4. Развивать умение входить в контакт с другим человеком - как психологический, так и телесный.

5. Способствовать раскрытию творческого потенциала личности, расширению её возможностей.

6. Создавать положительный взгляд на жизнь и будущее, учиться принятию жизни такой, как она есть, а соответственно - открывать внутренние резервы.

В настоящее время занятия проводятся в двух группах, возраст участников от 26 до 60 лет, около 30% из них имеют высшее образование, остальные – среднеспециальное или среднее, большинство - работающие женщины (около 80%). Часто на занятия приходят дети 10-15 лет со своими мамами. Они с удовольствием делают упражнения и участвуют в обсуждениях.

Все участники отмечают значительное улучшение физического самочувствия, а также общего психологического настроя уже после первых занятий, постепенно они избавляются от неуверенности и страха будущего. Как правило, начинают изменяться в лучшую сторону взаимоотношения с мужьями, детьми. Это позволило организовывать в летний период семейный отдых за городом, минитренинги на природе с участием всех взрослых и детей.

За период меньше года все члены группы прошли по 2-3 семинара ведущих специалистов практической психологии и различных духовных школ, приезжавших в г. Челябинск, что несомненно способствовало повышению общего творческого и духовного потенциала группы и обмену информацией из этих областей знаний.

Вся эта целенаправленная работа приводит к значительным изменениям в личности каждого : появляется здоровый оптимизм, хорошая коммуникабельность, заинтересованность в общей работе, взаимопомощи друг другу и вне занятий. Становится характерным понимание возможности оздоровления жизни нашего общества через гармонизацию своей личности и оказание посильной помощи в этом окружающим людям.

В нашем центре также проводятся и индивидуальные консультации, за которыми обращаются люди разных возрастов, в том числе и с детьми. После оказания им соответствующей помощи они могут участвовать в групповых занятиях, закрепить и расширить те положительные результаты, которые были достигнуты при индивидуальной работе.

Таким образом, каждый обратившийся в центр человек получает профессиональную помощь в соответствии со своими потребностями, хотя масштабы нашей деятельности пока достаточно скромные, т.к. все это осуществляется без какой-либо серьезной финансовой поддержки, по принципу самоокупаемости. С другой стороны, именно такие небольшие центры по интересам могут обеспечить потребности людей в неформальной общении и получении новых знаний и умений, которые действительно необходимы в жизни и позволяют эффективно разрешать многие наболевшие вопросы.

 

Л и т е р а т у р а :

1. Материалы семинара педагогов - валеологов. Челябинск, ЧИПКРО, 1997.

2. Козлов В.В. Истоки осознания. Изд. 2-е, доп. М.: МАПН, 1997.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.