Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная диагностика и экспертиза в работе с





Инвалидами.

Черничкина Вера, ЯрГУ.

В последнее десятилетие в российском обществе произошли значительные сдвиги в законодательстве, касающемся социального обеспечения. Когда государство решило «повернуться лицом к человеку», появились законы “О занятости населения” (2.05.91), “О ветеранах” (12.01.95), “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (2.08.95), “О реабилитации жертв политических репрессий” (31.10.91). 24 ноября 1995г. увидел свет Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» (далее ФЗ). Принять-то его приняли, но механизм реализации этого закона, как показало время, оказался слаб, не говоря уж о финансировании. Чтобы закон не остался на бумаге, не стал лишь очередной декларацией, регионы вынуждены продвигать его самостоятельно. Некоторые области, например Смоленская и Волгоградская, уже наработали определенный опыт, но он специфичен в силу их местных проблем, уровня подготовки специалистов и вообще концептуального подхода к реабилитации инвалидов.

В Ярославской области грамотно подошли к проблемам инвалидов, обратив внимание на первичную ячейку – бюро медико-социальной экспертизы. Первой ступенью на пути реконструкции системы освидетельствования инвалидов стало переименование ВТЭК в МСЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии в медико-социальную экспертную комиссию) на основании Главы II ФЗ. Однако поменялось не только название, но и внутреннее содержание, концепция освидетельствования и понятие инвалидности. ВТЭК определяла группу инвалидности исходя из ограничения трудоспособности. Сам термин «инвалидность» обозначал состояние человека, которое характеризуется постоянной или длительной утратой трудоспособности, приводящей к значительному снижению материальной обеспеченности. Такая трактовка определяла основные направления социальной политики в отношении инвалидов с акцентом на денежные виды помощи и льготы материального характера[4]. МСЭК определяет группу инвалидности исходя из критерия социальной недостаточности. Новая концепция инвалидности рассматривает человека с учетом всех сфер его социальных связей, которые могут нарушаться в результате болезни или последствий травмы. Наглядно можно представить эту концепцию в виде последовательной смены явлений:





 

болезнь (внутренняя ситуация)

 
 


 

нарушение (материализация)

 
 


 

снижение работоспособности (проявление)

 
 


 

 
 


социальная недостаточность (социализация)

 

Согласно концепции не сама болезнь, а именно ее последствия в виде тех или иных проявлений мешают человеку выполнять обычные для него функции и обязанности[2,с.3]. И теперь, человек, который не способен самостоятельно себя обслуживать (одеваться, ходить в магазин за покупками и т.д.) в силу своего заболевания, получает группу инвалидности. В ФЗ так и написано: «Медико-социальная экспертиза – это определение в установленном порядке потребностей освидетельствованного лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица»[6]. Среди функций МСЭК, имеющих социальный аспект – определение потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения, участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности и медико-социальной реабилитации инвалидов[6].



Как видим, круг социальных вопросов расширился. Соответственно и штат МСЭК тоже: в каждое бюро были приняты специалист по социальной работе, психолог и реабилитолог. Должностная инструкция специалиста по социальной работе – эксперта была утверждена 2 сентября 1997г. руководителем Учреждения государственной службы МСЭ. Важно подчеркнуть, что специалист по социальной работе является экспертом и принимает участие в принятии экспертного решения вместе с другими членами комиссии. Что такое экспертиза и в чем заключается работа эксперта? Согласно словарям и энциклопедиям, экспертиза – это изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в той или иной среде. Практическим и документальным результатом экспертизы является экспертное заключение[5]. Эксперт – это лицо, обладающее специальными знаниями в какой-либо отрасли науки, представитель какой-либо специальности, привлекаемый для проведения экспертизы и дающий заключение по рассматриваемому вопросу в рамках своей компетенции[5]. Экспертиза проводится в три этапа и имеет ряд особенностей. На первом этапе эксперт проводит исследование по правилам той специальной отрасли знания, представителем которой является. На втором этапе он делает отчет о результатах исследования. А на третьем – излагает заключение о значении обнаруженных признаков. Эксперт основывает свое заключение на законах научных, дает ответ только тогда, когда данный вопрос может быть разрешен на научных началах и в сомнительных случаях может воздержаться от заключения. Эксперт с помощью научных приемов обнаруживает и раскрывает обстоятельства, неизвестные доселе или дает известным обстоятельствам новое освещение, выясняющее их истинное значение. Предметом экспертизы является вопрос о конкретном обстоятельстве, подлежащем разрешению при помощи специальных сведений и опытности; при этом экспертиза дает только указания, служащие разрешению вопроса и проект его разрешения с технической точки зрения[1]. Этот механизм проведения экспертизы, изложенный в начале века Брокгаузом и Эфроном, может быть положен в основу деятельности социального работника. Предмет экспертизы – социальная недостаточность. Нужно оценить последствия болезни, проявляющиеся на социальном уровне. Под социальной недостаточностью понимается такой недостаток инвалида, при котором он может выполнять лишь ограниченно или не может вообще выполнять обычную для его положения роль в жизни общества[2,с.24]. В официальных источниках[3] социальная недостаточность приравнивается к ограничениям жизнедеятельности, которых выделяется 7: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением. В соответствии с тяжестью нарушения определяется степень ограничения жизнедеятельности (их три). В других источниках предлагается оценивать еще такие параметры как способность к независимому существованию, к самостоятельному проживанию, к социальной интеграции, к экономической самостоятельности и т.д. Кроме того, индикатором социальной недостаточности является несоответствие между действительным положением инвалида в обществе и ожиданиями, предьявляемыми к нему членами группы, к которой он принадлежит. Социальная недостаточность представляет собой социализацию нарушения и отражает последствия для инвалида – культурные, социальные, экономические, окружающей среды. Она возникает при нарушении способности поддерживать, так называемые «жизненные роли» (критерии выживания). Неудобство социального характера возникает из неудачи или неспособности отвечать ожиданиям или общественным нормам. Болезнь ставит инвалида в невыгодное, с точки зрения норм общества, положение по сравнению с другими людьми. Задавшись целью выяснить, есть ли у клиента социальная недостаточность, социальный работник, таким образом, должен получить всю информацию о жизни клиента: как он живет, с кем он живет, какие функции выполняет в семье, на работе, как проводит досуг, каковы интересы клиента, как складываются его отношения с окружающими людьми. Сделать это можно при помощи методов исследования, применяемых в социологии, психологии, педагогике. К методам сбора информации относятся: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос, беседа, биографический метод, тестирование и др. Аккумулирование социальной информации в большом объеме предполагает удобную, структурированную ее фиксацию на бумаге. Для этого очень подходит еще малоразра-ботанная социальная технология – социальный паспорт. В нашем случае необходимо разработать социальный паспорт инвалида, который будет вкладываться в дело освидетельствуемого. Можно предложить следующие социальные показатели:

пол;

возраст;

национальность;

семейное положение;

образование;

группа инвалидности;

причина инвалидности;

медицинский диагноз;

продолжительность инвалидности;

особое социально-средовое положение (участник ВОВ, чернобылец, многодетная мать и т.д.);

социально-экономический статус (работает, не работает, безработный, пенсионер, студент);

социально-бытовые взаимоотношения (с кем проживает, с указанием возраста и других важных социальных характеристик);

психологический климат в семье (благоприятный, неблагоприятный, с указанием причин и проблем);

жилищно-бытовые условия (вид жилья, количество комнат, этаж, наличие удобств, общая жилая площадь, количество м на человека, наличие у инвалида отдельной комнаты);

источники доходов и их размер;

денежный доход на одного члена семьи;

прожиточный минимум (на месяц заполнения социального паспорта, официальный);

основная профессия и квалификация;

профессиональный маршрут (с указанием продолжительности работы на каждом рабочем месте);

общий трудовой стаж (указать стаж безработицы, если есть);

установка на труд;

соответствие психофизических требований, предъявляемых основной профессией состоянию здоровья;

условия труда (характер и содержание труда);

организация труда (смены, сколько выходных в неделю, рабочее время командировки);

рациональность трудоустройства;

интересы.

Для заполнения такого социального паспорта, конечно же, потребуется основательная беседа. Однако, это далеко не вся информация, которая нужна социальному работнику. Ведь главное – выяснить социальные проблемы, имеющие отношение к инвалидности, к нарушению здоровья. Это довольно деликатная тема. Поэтому очень уместным здесь может оказаться Опросный лист, который может содержать следующие вопросы:

1 Нуждаетесь ли Вы в помощи посторонних лиц в быту?

2. Кто оказывает Вам помощь и содействие в выполнении

домашних обязанностей?

3 Имеются ли у Вас вспомогательные приспособления для

самообслуживания, передвижения?

4. Нуждаетесь ли Вы в адаптации жилища?

5. Нуждаетесь ли Вы в протезировании?

6. Нуждаетесь ли Вы в обеспечении техническими средствами реабилитации?

7. Нуждаетесь ли Вы в обучении пользованию техническими средствами реабилитации?

8. Нуждаетесь ли Вы в обучении «жизни с инвалидностью»?

9. Нуждаетесь ли Вы в информировании о льготах, которые предусмотрены для Вашей группы инвалидности?

10. Нуждаетесь ли Вы в психологической реабилитации?

11. Как Вы думаете, нужно ли обучать Вашу семью общению и взаимодействию с Вами?

12. Как Вы оцениваете психологический климат в Вашей семье:

13. Являетесь ли Вы членом Общества Инвалидов?

14. Хотите ли Вы стать членом Общества Инвалидов?

15. Хотите ли Вы найти клуб по интересам и стать его членом?

16. Считаете ли Вы, что инвалидность «вычеркнула» Вас из жизни

общества?

17. Хотите ли Вы стать клиентом надомного обслуживания?

18. Способны ли Вы оплатить услуги социального работника?

19. Нужна ли Вам консультация по устройству в стационарное социальное учреждение?

20. Вопрос для работающих инвалидов:

Считаете ли Вы, что отношения с коллегами на работе, психологический климат в коллективе требуют улучшения?

21. Вопросы для неработающих инвалидов:

а) Причины, по которым Вы не работаете?

б) Имеются ли у Вас условия для выполнения работы на дому?

22. Ваши первостепенные нужды и потребности на сегодняшний день.

В дальнейшей беседе социальный работник может попросить инвалида рассказать более подробно о некоторых моментах, которые его заинтересовали. Дело в том, что диагностирование социальной недостаточности это не цель социальной работы. Цель – помочь инвалиду наладить свою жизнь в новом качестве, реинтегрироваться в общество. Беседуя с клиентом, социальный работник должен найти ресурсы реабилитации. Видов ресурсов можно выделить четыре: энергия, время, природное преимущество (способности) и социальное преимущество. В беседе инвалид сам расскажет, что ему нравится делать, а что нет, чем он интересуется, как расценивает свое положение, чего ему не хватает в жизни.

Постепенно складывается картина жизни конкретного человека. Социальный работник обрабатывает полученную социальную информацию, используя такие методы, как анализ, синтез, классификация, индукция, аналогия, диалектический, функциональный, системный методы и др. Формируется мнение эксперта. Социальный работник уже может дать некоторые оценки. Например, оценить степень ограничения способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, оценить возможность выполнения бытовой деятельности самостоятельно, с помощью технических средств или с помощью других лиц. Существуют еще несколько параметров, которые должны оцениваться социальным работником на основе небольших тестов. Это параметры, тесно связанные с психологией личности: социально-психологическая реактивность, структура потребностей, уровень притязаний, круг интересов, уровень и структура кругозора. На сегодняшний день эти параметры не оцениваются социальными работниками МСЭК в силу отсутствия тестов.

Формирование мнения эксперта – это сложный процесс. На практике не редки случаи симуляции заболеваний. Симулянты умудряются обманывать даже сложную технику, что уж говорить о врачах. Инвалидность, с точки зрения некоторых людей, - дело выгодное: деньги, льготы, телефон, автомобиль.… В экспертизе людей надо видеть насквозь, связывать малозначительные факты в единую цепочку. Вот маленький пример: женщина жалуется на жестокий остерохондроз, в кабинете ходит неестественно, сгорбившись, а врач-невропатолог сомневается в ее искренности – под стулом, где женщина разделась, стоят туфли на высоком каблуке-шпильке. Разбираться в людях, чувствовать их – это приходит с опытом. Кроме того, экспертиза, как было сказано выше, дает известным обстоятельствам новое освещение, выясняющее их истинное значение. Вот пример из социальной практики: мужчина жалуется, что живет на деньги от сдавания бутылок. Нужно выяснить, он собирает их или сам копит? И если он так много пьет, то это дает повод усомнится в его безденежности. В экспертизу приходят работать люди с большим профессиональным и жизненным опытом. В медицине уже сложились и методы исследования, и критерии оценок, и должностные обязанности, и профессиональная этика. ВТЭК имела приличный опыт работы с инвалидами.… Но, преимущественно это был медицинский опыт… Нам, социальным работникам, приходится начинать с нуля. Нет ни опыта, ни методических разработок, ни концепции помощи инвалидам. Нас, попросту, еще мало, нас не ждали, в бюро существуют трудности с размещением даже письменного стола для социального работника. Оплата труда мизерная, тарифный разряд – минимальный. Как и вся социальная работа, помощь инвалидам в МСЭ базируется на гуманизме, альтруизме, энтузиазме и вере в светлое будущее.

 

 

Литература

Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. 1904. Т.79.

Врачебно-трудовая экспертиза. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. (Обзорная информация) – М: Министерство социальной защиты РФ Центральное отраслевое бюро научно-технической информации и пропаганды /Составитель Коробов М. В./ - 1993. – Выпуск 15.

Временные инструкции временных критериев при осуществлении медико-социальной экспертизы. М., Министерство социального обеспечения. 1997.

Справочник документов по ВТЭ и трудоустройству инвалидов /под ред. Маккавейского П. А./ - М: «Медицина», 1981 – с.9.

Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия.

Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.