Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы холотропного дыхания.





Кристина Майкова, МИТП

Холотропный подход в психотерапии был развит одним из основателей трансперсональной психологии Станиславом Грофом. Этот подход основывается на данных изучения необычных состояний сознания и использования их целительного потенциала. Он представляет важную альтернативу различным школам глубиной психологии, которая уделяет большое внимание вербальной коммуникации между терапевтом и клиентом и эмпирическими психотерапиями, в которых работа проводится в обычных состояниях сознания. Согласно холотропной терапии, симптомы психосоматических и эмоциональных расстройств представляют собой попытку организма освободиться от старых травматических импринтов, исцелить себя и упростить свое функционирование. Они являются не просто неприятностями и осложнениями жизни, но также несут в себе большую возможность изменения жизни. Эффективная терапия осуществляется через временную активацию, интенсификацию и последовательное разрешение симптомов. Этот принцип холотропная терапия разделяет вместе с гомеопатией. Терапевт-гомеопат применяет те лекарства, которое в во процесса исцеления производят симптомы, проявляемые самим клиентом. Холотропное состояние сознания имеет тенденцию функционировать как универсальное гомепатическое средство в том, что оно активирует любые существующие симптомы и экстеризирует симптомы, которые являются латентными.



Это понимание применимо не только к неврозам и психосоматическим расстройством, но также и ко многим ситуациям, которые классические психиатры диагностировали как психотические и рассматривали как проявление серьезных психических заболеваний. Неспособность опознать целительный потенциал таких экстремальных состояний отражает узкую концептуальную рамку западной психиатрии, которая ограничена постнатальной биографией и индивидуальным бессознательным. Переживания, которым эта рамка не дает логических объяснений, относятся к патологическим процессам неизвестного происхождения. Расширенная картография психики, которая включает перинатальную и трансперсональную области, дает естественное объяснение для интенсивности и содержания таких экстремальных состояний.



Другим важным предположением в холотропной терапии является то, что средний человек нашей редко достигает своего реального потенциала и способностей. Эта бедность обусловлена тем фактом, что люди нашей культуры идентифицируется лишь с одним аспектом своего существования - физическим телом и личностью. Ложная идентификация приводит к неаутентичной, нездоровой жизни и делает свой вклад в развитие эмоциональных и психосоматических расстройств психологического происхождения. Возникновения депрессивных симптомов, которые не имеет органики, может быть рассмотрено как указание на то, что жизнь дошла до той точки, где становиться очевидным, что старые способы жизни более не работают и их пора изменить. По мере коллапсирования жизненной ситуации, содержание бессознательного начинает прорываться в сознание. Этот прорыв может возникать в таких областях жизни как семейная и сексуальная жизнь, профессиональные сферы или влиять одновременно на всю человеческую жизнь. Содержание и глубина этого прорыва корреалирует с развитием невротических и психотических явлений. Результирующая ситуация представляет собой кризис или даже катастрофу, но также и великую возможность.

Главная цель в холотропной психотерапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, и превратить эти симптомы в поток переживания. Задача фасилитатора, или терапевта, в холотропной терапии состоит в том, чтобы поддержать эмпирический процесс с полной верой в его исцеляющую природу без попытки изменять или направлять его. Этот процесс руководствуется внутренним целительным разумом клиента. Здесь для терапевта очень важно поддерживать процесс эмпирического раскрытия, даже если он рационально не понимает его. Некоторые мощные целительные трансформирующие переживания могут не иметь какого-либо специфического содержания вовсе. Они состоят из последовательности интенсивных возрастаний эмоций и физических напряжений и постепенно углубляющейся релаксации. Часто прозрения и специфическое содержание возникает в процессе позднее или даже в последующих сессиях. В некоторых случаях разрешение возникает на биографическом уровне, в других - в связи с перинатальным материалом или с различными трансперсональными темами. Драматическое исцеление и личностная трансформация с продолжительными эффектами часто возникает из переживаний, которые ускользают от рационального понимания.



Последних двадцать лет С. и К. Гроф развили подход, который они назвали холотропным дыханием. В этом подходе очень мощные холотропные состояния вызываются с помощью комбинации весьма простых средств: ускоренного дыхания, побуждающей музыки и техники работы с телом, которая помогает освободить биоэнергетические блоки. В теории и практики этот метод сводит вместе различные элементы древних и туземных традиций, восточной философии и западной глубинной психологии. Использование различных дыхательных техник в религиозных и целительных целях прослеживается в человеческой истории на протяжении многих тысячелетий. В древних и незападных культурах дыхание и дыхательные техники играли важную роль в космологии, мифологии, философии, а также были важным средством ритуальной и шаманской практики.

В материалистической науке дыхание потеряла свое сакральное значение и его связь с душой и духом была забыта. Западная медицина свела его лишь к важной физиологической функции. Физические и физиологические проявления, которые сопровождают применения различных дыхательных методов, были объявлены патологией. Психосоматический отклик на более быстрое дыхание - так называемый гипервептиляционый синдром - считается патологическим состоянием, а не процессом, имеющим громадный исцеляющий потенциал. Когда он случается спонтанно, тогда он подавляется с помощью назначения транквилизантов и других медикаментов. На протяжении последних двадцати пяти лет западные психологи и психиатры вновь открыли целительный потенциал дыхания и развили техники, которые его использует.

Согласно исследованиям Грофа, нужно дышат чаще и более эффективно, чем обычно, с полной концентрации на внутреннем процессе. Вместо того, чтобы подчеркивать специфические техники дыхания, здесь следуют общей стратегии холотропного подхода: верить внутренней мудрости тела и позволять себе следовать внутренним знакам. В исследованиях Грофа и его учеников было подтверждено наблюдение В. Райха о том, что физиологические сопротивления и защиты связаны с ограниченным дыханием. Дыхание является автономной функцией, но на него также можно воздействовать волей. Произвольное усиление дыхания ослабляет психологические защиты и приводит к освобождению и проявлению бессознательного и сверхсознательного материала. Трудно даже поверить в силу этого процесса, если не пережить его лично, а основываться лишь на теоретическом знании.

Для того чтобы вызывать успешнее холотропные состояния сознания, интенсивное дыхание комбинируется с побуждающей музыкой. Подобно дыханию, музыка и другие формы звуковой технологии использовались на протяжении тысячелетий использовались в ритуальных и шаманских практиках в качестве мощного изменяющего разум средства. С незапамятных времен монотонные ритмы и распевы являлись основой шаманских технологий в различных частях мира. Во многих доиндустриальных культурах совершенно независимо друг от друга возникли барабанные ритмы, которые в лабораторных экспериментах оказывали поразительное воздействие на электрическую активность мозга. Архивы культурной антропологии содержит неисчислимые образцы экстраординарно мощных вызывающих транс методов, в которых комбинируется инструментальная музыка, пение и танцы.

Хорошая музыка имеет особую ценность в холотропных состояниях сознания, где она выполняет несколько функций. Она позволяет мобилизовать старые эмоции и делает их доступных для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс и дает наполненный смыслами контекст для переживаний. Непрерывный поток музыки создает как бы опорную волну, которая помогает субъекту двигаться через сложные переживания и преодолевать психологические защиты, отдаваться потоку переживаний. В сессии холотропного дыхания, которые обычно проводиться в группах, музыка имеет дополнительную функцию - маскировать шумы, которые производится участниками.

В холотропной терапии важно полностью отдаться потоку музыки, позволить ей резонировать во всем теле и откликаться на нее спонтанным и элементарным образом. Здесь мы можем позволить полную экспрессию, полное выражение чего бы то ни было, что принесет нам музыка- крик или громкий смех, полное выражение звуков, которые выйдут на поверхность: разговор детей или животных, шаманское пение, ужасные гримасы, движение тазом, сильное трясение и позволить телу исполнить свой концерт.

Особенно важно на время отодвинуть любую интеллектуальную активность в отношении музыки, например не стараться отгадать композитора, не судить об уровне исполнения или не пытаться критиковать качество записи или музыкального оборудования. Музыке нужно позволить влиять на психику и тело полностью. Используемая таким образом, музыка становиться очень мощным средством для вызывания и поддержки необычных состояний сознания.

Физический отклик на холотропное дыхание изменяется в значительной степени от человека к человеку. В большинстве случаев быстрое дыхание вызывает более или менее драматическое психосоматическое проявление. Физические проявления, которые развиваются во время дыхания в различных областях тела, не являются простыми физиологическими реакциями на гипервентиляцию. Они образуют комплексную психосоматическую структуру и обычно имеют для людей специфическое физиологическое значение. Иногда они представляет интенсифицированную версию напряжений и боли, которых человек знает из повседневной жизни, или хронические проблемы, такие как симптомы, которые проявляется во время эмоционального и физического стресса, голодания, нехватки сна, болезни, употребления алкоголя или наркотиков. В другие времена они могут познаваться как активизация старых проблем, которых человек имел во времена детства, или тяжелых эмоциональных стрессов.

Старые напряжения могут освобождаться различными способами. Первый из них - катарсис и отреагирование. Этот механизм хорошо известный в традиционной психотерапии со времен, когда З. Фрейд опубликовал исследования об истерии. Он использовался в традиционной психиатрии, особенно в лечении травматических эмоциональных неврозах, и широко используется в новых эмпирических психотерапиях, таких как неорейхианская работа, гешталть и первичная терапии.

Второй механизм является новым в психиатрии и психотерапии и, как кажется, является более эффективным и интересным. Здесь глубокие напряжение проявляются в форме проходящих мускульных напряжений различных длительностей. Поддерживая эти мускульные напряжения на протяжении продолжительного периода времени, организм использует громадное количество предварительно запертой энергии и это упрощает его функционирование за счет избавления от них. Глубокая релаксация, которая как правило следует после временной интенсификации старых напряжений или проявления до этого латентных напряжений, свидетельствует об исцеляющей природе этого процесса.

В многих примерах эти два механизма разрешает в курсе холотропной сессии любые сложные эмоции и физические ощущения, исходящие из бессознательного. Если этого не случается, фасилитатор дает участникам специфическую форму работы с телом, которая помогает им разрешить остаточные проблемы и достичь завершения. Общая стратегия данного этапа работы состоит в том, чтобы попросить клиента сфокусировать свое внимание на проблемную область и делать все, чтобы интенсифицировать существующие физические ощущения. Фасилитатор помогает интенсификации соответствующей физической работой.

В этот момент дышащий поощряется найти спонтанный отклик на ситуацию. Который часто бывает совершенно неожиданный. Важно поддерживать этот процесс с полным доверием, а не стараться применять специфическую технику каких-либо школ психотерапии или телесной практики. Эта работа продолжается пор тех пор, пока фасилитатор и дышащий не приходят к согласию об адекватном завершении сессии.

 

ЛИТЕРАТУРА

Cтанислав Гроф. "За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии". М., 1994.

Станислав Гроф. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995.

Фритьоф Капра. "Уроки мудрости: разговоры с замечательными людьми". М., 1996.

Станислав Гроф и Джоан Хэлифакс. "Человек перед лицом смерти". М., 1996.

Станислав Гроф "Холотропное сознание". М., 1996.

"Пути за пределы "эго": трансперсональная перспектива". Под ред. Роджера Уолша и Френсис Воон. М.. 1996.

Cтанислав Гроф. “Космическая игра: исследование рубежей сознания”. М., 1997.

S. Grof. LSD Psychotherapy. Hunter House, Pomona, California, 1980.

В. В. Козлов. Истоки осознания. Минск, 1997

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.