Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткий словарь знаменитых цирковых фамилий, имен





Адлер Феликс (1895-1960) –американский клоун, премьер одного из крупнейших цирков Америки братьев Ринглинг-Барнума-Бейли. Выступал с дрессированной свиньёй, гусем. Отличался оригинальным гримом: на кончике его носа неизменно светился тот или иной, в зависимости от месяца года, «счастливый камень» (в январе –яшма, в апреле-алмаз и т.

«Бим –Бом» сценический псевдоним знаменитого дуэта русских музыкальных клоунов- эксцентриков и сатириков-куплетистов, существовавшими ( с перерывами) с 1891 до 1946 . Бим– И.С. Радунский (1872-1955). Среди его наиболее талантливых партнёров (Бом) были М.А.Станевский (1901-1920), и Н.И. Вольтзак (1925-1941). Дуэт «Б.-Б.» – новое направление в русской музыкально-разговорной клоунаде. В основе его – исполнение юмористических и сатирических диалогов, реприз, куплетов, которые тематически были связаны с игрой на самых неожиданных предметах – сковородах, горшочках, бутылках, ложках, пилах, мётлах, камнях, блюдцах и т.д., а также и на настоящих инструментах, которые были эксцентрически или необычно оформлены. Исполнение дуэта отличалось высокой музыкальной культурой и общей художественной завершённостью. Дуэт пользовался неизменным успехом и был известен за рубежом. Этот жанр породил множество подражателей и последователей. После распада дуэта Радунский выступал как соло до 1948 г.



Виоль Луи(1800-1890) – французский клоун-акробат, прыгун, эквилибрист, мим. Один из способнейших подражателей клоуна Ж.Б. Ориоля. Одно время работал в России: в Олимпийском цирке А. Гверры (1845), в театре-цирке Императорской театральной дирекции

(1849) и в Москве (1853). Его выступления проходили всегда с успехом.

ВяткинБорис Петрович (род. 1913) – советский цирковой артист, клоун. Акробат, гимнаст, жонглёр, музыкальный эксцентрик. С 1937 – ковёрный клоун. Создал образ городского парня-весельчака в малиновом пиджаке и зелёной шляпе, с партнёршей - собачкой Манюней.

Грок– сценический псевдоним Адриена Веттаха (1880-1959) музыкального клоуна –эксцентрика цирка, мюзик-холла варьете, создателя оригинальной маски Рыжего. На арене с 1894 г.; выступал вначале в небольших бродячих труппах со случайными партнёрами.; впоследствии – премьер крупнейших стационаров Европы и Америки (1914 г. – в России) в паре с прославленными клоунами того времени (Мариус Галант – по сцене Брик; Антонэ (Умберто Гильоме), Джео Лоль; Макс Ван Эмден и др.). С 1913 г. стал выступать соло- клоун. Оставил арену в 1954г. Грок - выдающийся артист синтетического плана, сочетавший исключительную природную музыкальность и высокое мастерство (играл на многих инструментах). Автор мемуаров. В Италии проходит ежегодно междунар. конкурс клоунов его имени. Более подробный творческо-биографический портрет дан в книге Т.Реми «Клоуны».



Джексон Джо – американский велофигурист, эксцентрик, выступавший в конце 90-х г. и первой четверти 20 века.

Джо О Кей – американский клоун, выступавший с партнершей в клоунском дуэте плана «Пат и Паташон»

Дуров Анатолий Анатольевич (1804-1928) – русский цирковой артист, клоун дрессировщик, сын А.Л.Дурова. Работал с большой группой животных и птиц, участвовавших в его сатирических клоунадах. Был случайно убит на охоте под Ижевском.

Дуров Анатолий Леонидович (1864-1916) – русский цирковой артист, первый клоун-дрессировщик, сделавший политическую и общественно-бытовую сатиру основным содержанием своих выступлений. Пользовался успехом, как в России, так и за рубежом, в 1890 году в Париже. В Воронеже, где он жил с 1901 по 1916 год организован музей.

Дуров Владимир Григорьевич (род 1909) советский цирковой артист, клоун-дрессировщик, племянник А.А.Дурова, внук А.Л.Дурова. Приняв группу животных своего дяди, он выступал с ней несколько на периферии, затем в Ленинграде и в Москве. Народный артист СССР (1967).



Дуров Владимир Леонидович (1863-1934) –русский, советский цирковой артист, клоун-дрессировщик. Засл. артист РСФСР. На арене с 1883 года, цирк-зверинец Г.Винклера в Москве, где сейчас «Уголок имени Дурова». Последние годы работал с И.П.Павловым, опыты по условным рефлексам в дрессировке животных

Дуров Юрий Владимирович (род.1910) – клоун-дрессировщик, внук В.Л.Дурова, был ассистентом у В.Г. Дурова. Народный артист (1965). С 1937 – самостоятельная программа.

Енгибаров Леонид Георгиевич (род. 1935) – советский цирковой артист, комик-мим. Чрезвычайно пластичен, виртуозно владел жестом, движением. Блестящий жонглёр, прыгун,

акробат, эквилибрист, танцор. Сюжетные пантомимы – новеллы.

Завата Ахилл (род1915) – популярный французский клоун-буфф. Дебютировал в цирке Ранси как соло-клоун. Гастролировал и в Москве, в 1961 году.

Карандаш – сцен. псевдоним Румянцева Михаила Николаевича (род.1906) прославленного советского циркового комика, народного артиста РСФСР. В 30 е г. стал выступать в амплуа ковёрного, сначала в облике Рыжего, затем работал под Чаплина. С 1935 года – Карандаш, с неизменной черной собачкой Кляксой.

Марсо Марсель (род.1923) – франц. артист- мим, режиссер. С 1947 руководитель собств. пантомим. труппы. Создатель одновременно трогательного, смешного и грустного образа Бипа. Неоднократно гастролировал в СССР.

Никулин Юрий Владимирович (род.1921 - ) – ковёрный клоун, заслуженный артист РСФСР (1963). Начал выступать с 1949 г. в группе Карандаша, с 1950 г.- в паре с Шуйдиным. Сценический образ – чудаковатый увалень. Мастер, как пантомимических клоунад, так и разговорных. Автор многих реприз. Известен и как киноартист. Его именем назван Старый цирк на Цветном бульваре.

Ориоль Жан-Батист (1806-1881) – французский клоун-эксцентрик, один из родоначальников амплуа ковёрных во Франции. Начал в передвижных коллективах, объездил многие страны Европы. С 1834 работал в парижском цирке Франкони. Артист, богатейшей творческой фантазии, изящества, обладатель комедийно-импровизационного дара.

Пат и Паташон - сценический псевдоним датских киноактёров-комиков-эксцентриков Шандрена (высокий худой) и Медсона (низенький и толстый). В 20 х годах их популярность была столь велика, что многие стали их маски копировать. Первыми на советской арене, в этом амплуа, были клоуны Н.А.Антонов и В.М.Бартенев.

Попов Олег Константинович (род 1930), «солнечный клоун», – популярный ковёрный клоун, народный артист РСФСР (1958). Эквилибрист, жонглёр, акробат. Создал образ-маску добродушно-озорного весёлого паренька. Комические антре, злободневные сатирические репризы и сценки пародии. С успехом гастролировал по всему миру.

Саундерс Билли – (один из первых) английский клоун, дрессировщик собачек и гротеск-наездник; партнёр и компаньон основателя англ. Цирка Филиппа Астлея (1742-1814).

В 1785 г дебютировал в парижском филиале астлеевского цирка – «Английский амфитеатр предместья Тампль», где имел восторженный прием зрителей.

Фрателлини. 1. Итальянская цирковая семья, родоначальник – Густаво (1842-1905), акробат, наездник, клоун. Крупнейшие представители этой семьи – его сыновья: клоуны Луи(1868-1909), Поль (1877-1940), Франсуа (1879-1951) и Альбер (род1886). До 1905 года работал клоунский дуэт Луи и Поль. С 1905 г. четверо братьев во главе с Луи и в течение десяти лет выступал в цирках России и Испании. После смерти Луи, возникает знаменитое трио. Поработав в Англии, трио возвращается во Францию, играет вначале в цирке Медрано, потом в Зимнем цирке. Постоянно гастролируют. Трио приобретает репутацию лучших исполнителей так называемой классической клоунады.

Из трех братьев Франсуа– белый клоун; Поль и Альбер – рыжие. Поль – ближе к типу офранцуженного немецкого паяца. Альбер – с чертами «немого» клоуна из английских пантомим. Трио – гармоничный ансамбль, в чём и заключался главный секрет успеха.

2. Трио сыновей Франсуа Фрателлини выступают как клоуны под фамилией Фрателлини, а как акробаты-эксцентрики – под псевдонимом Краддок. В 1958 были в СССР.

Футтит Джео (Тюдор Холл, 1864-1921) – знаменитый клоун, англичанин по национальности. В качестве клоуна дебютировал в 1884 г.в цирке «Континенталь» в Бордо

(Франция), затем в лондонском театре Ковент-Гарден, затем в Париже в Новом цирке,где с 1890 г. прочно занял место первого клоуна. Выдающийся пародист. Пионер жанра парной клоунады во Франции. Наиболее долго и творчески полноценно работал с Шоколадом. В дуэте он –деспотичный, властный господин с покорным бедняком Шоколадом. Костюм Футтита: из парчи и золота, белые носки, лакированные туфли. У Ш.: зеленый, иногда красный или голубой фрак, короткие брюки, носки экстравагантной расцветки. Обилие тумаков, пинков, пощечин, унижающих достоинство человека. В 1910 расстались. Работает со своими сыновьями, стал владельцем собственного передвижного цирка.

Чаплин Чарлз Спенсер (род1889- ) – всемирно известный киноактер, режиссер. В начале был артистом цирка, мюзик-холла. Англичанин. С 1912 по 1952 жил а США., затем переехал в Швейцарию. Образ обездоленного «маленького человека», которого не оставляет жизнерадостность, любовь к шутке, привязанность к людям. Он смешон, трогателен и трагичен одновременно. Использовал приёмы цирковой клоунады и эксцентрики. В 20 х г. в маске Чаплина выступали многие артисты мюзик-холла и цирка.

Шоколад (точнее Шоколя) – сценический псевдоним Шоколя Рафаэля (1868-1917) французского клоуна, мулата. Родился в Гаване. Был носильщиком, затем в цирке рабочим. Непревзойденный партнер Футтита. Расставшись с ним, выступал со своим сыном. Успехом уже не пользовался. Умер в нищете.

 

Комедия дель арте

Итальянская комедия масок. А.К.Дживилегов, М. 1954

Воплощающая собой лучшие традиции итальянского Ренессанса – его жизнерадостную стихию, его реализм и народность – комедия дель арте своими корнями уходит в народное зрелище.

Это был первый в Западной Европе профессиональный театр. Он возник на широкой базе народного творчества. Время его появления – вторая половина 16 в.- начало феодально-католической реакции, вступившей в борьбу с новой, прогрессивной идеологией, которую несли ширившиеся народные движения и реформация. Это определило боевой, воинствующий тон театра, его острую сатирическую направленность.

Отсутствие писаной драматургии было основным отличит. признаком комедии дель арте. Её актёры играли не по заученному авторскому тексту, а по сценарию, который они наполняли своей импровизацией. Сюжеты были по преимуществу, комические, но и были трагические, трагикомические, пасторальные. Существенным признаком её была буффонада. Действующие лица представляли собой почти без исключения маски,т.е. неизменные образы, участвующие в каждом представлении, определяемом сценарием.

Маски связывались с определённой областью Италии, городом, говорили на соответствующем диалекте. Диалект - существенный элемент этого театра.

Воздействие комедии масок на «театр характеров» Карло Гольдони, на реалистическое искусство Мольера, и на современный диалектный театр Эдуардо де Филиппо.

Зародившись в период позднего Возрождения, комедия попала в полосу реакции. Сатирическое начало притуплялось, реализм тускнел. Длительные гастроли за пределами родины ещё больше усугубили противоречивость жанра.

Комедия дель арте, как особый жанр умерла в средине 18 века.

В последнее десятилетие 19 века возник интерес к комедии масок в модернистских течениях театра. Особенный интерес вызывал его стилизаторские утонченности декадентского театрального искусства Франции (Поль ФОР, Люнье По, Жак Копо и его театр «Старая голубятня») в поисках «чистого искусства». В. Мейерхольд тоже использовал комедию масок для создания «чистой театральности».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.