Сделай Сам Свою Работу на 5

Техника работы профессионального художника-гримёра. Винсент Дж.-Р. Кихоу. 2003.

Мифология, древняя и современная, стимулировала множество популярных концепций и фантазий. Некоторые из них представляют стилизованных, популярных и счастливых персонажей, которые стали частью нашей жизни в мире развлечений, другие же явились результатом наших тёмных мыслей и скрытых страхов и привносят совершенно иной акцент, который многих интересует из любопытства или желания познать неизвестное.

Мистический мир духов и демонов открывает огромные просторы для нашего воображения. Концепции художников-гримёров, ранее невообразимые, с точки зрения устрашения зрителей. Кинематограф расширил возможности и содержание жанра ужасов, по сравнению с прошлым ( к/ф «Франкенштейн», 1931г., которого играл Борис Карлофф). Ранние гримы «ужаса» тщательно выполнялись обычными для того времени средствами, позднее стали использовать латексные детали, которые проще фиксировать (1940 г. «Франкенштейн», уже были латексные накладки на актёре).

IV.11. Изображение основных мимических выражений лица: радость, злость, печаль, безразличие.(из методического пособия Сорокиной Т.А., педагога МГУКИ)

Изучение лица продолжается прорисовкой определённых мимических мышц для создания устойчивых эмоциональных состояний лица путём определения основных акцентов в гриме, композиционного построения, рисунка грима.

Основные мимические выражения лица

Весёлое лицо (сангвиник): округлые черты лица; полные, чувственные губы зафиксированные в улыбке (углы рта приподняты вверх); морщинки смеха вокруг глаз («гусиные лапки»), тёплый, персиково-красноватых нюансов общий тон, полнокровный румянец и схема полного лица – это основной рисунок грима весёлого лица. Гротескно-весёлое лицо – это классическая маска Рыжего в старом цирке.

Весёлое выражение может быть и на худом лице. Тогда в схеме грима нужно взять его основные элементы: яркий, улыбающийся рот,округлый рисунок брови и глаза. Это основные акценты в гриме весёлого лица. Причёска из кудрявых, светлых или рыжеватых волос хорошо дополняют образ весёлого человека (Иванушка-дурачок).



Злое лицо (холерик). «Подвижное» лицо холерика условно имеет две разновидности.

Первый вариант холерика (со знаком «минус») - это состояние, внутренне напряженного человека; может быть и внешне подвижный темперамент «фаната» (политического, религиозного и др.). Рисунок грима - «диагональный», т.е.восходящая ось брови, глаз, скул. Центр композиции - затенённая переносица («напряженная») с чёткими вертикальными морщинами («мышцы гордеца») и прорисованными острыми скулами. Нос может быть с горбинкой, промоделированным; ноздри резкого угловатого рисунка. Губы могут быть разными по полноте, но чаще это тонкие или прямые. По цветовому решению грима – это бледное лицо с холеричными (синюшно-красными) пятнами на щеках, нанесёнными хаотично. Основное в изображении злости, сильных страстей грим-образа - рисунок грима у актёра должен быть достаточно ярким, «жёстко» прорисованным. Тёмные прямые, или хаотично-торчащие или волнистые волосы помогут усилить образ злого героя драматического произведения. Это грим-образ Ивана Грозного (Н.Черкасов) в фильме С.Эйзенштейна «Иван Грозный», сказочный образ бабы Яги, «страшно красивой» Снежной королевы, «злой красоты» мачехи из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.

Второй вариант грима (со знаком «плюс») имеет характер «подвижного ребёнка». В рисунке грима брови приподняты вверх, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт. Человек с таким лицом всегда готов к активному восприятию жизни. Цветовая гамма – ближе к схеме полного лица, подростка. Это исторический облик А.Суворова, Петра Первого.

Печальное лицо (меланхолик; маска Пьеро или «маска жертвы») строится по центральной вертикали лица. Грим имеет вытянутую вверх композицию, в которой удлиняется нос, в верхней его части, с помощью нисходящей оси брови и приподнятого внутреннего угла брови. «Чёткая» моделировка носа и всей формы лица проводится по схеме худого лица, но без прорисовки скул, на котором необходимо изобразить тонкие бескровные губы, с опущенными вниз углами. В гриме преобладают бледно-холодноватые цветовые нюансы. Полное лицо с таким рисунком грима приобретает характер «брюзги».

Гротескное выражение схемы грима печального лица: это маска Белого в цирке и печальная маска Пьеро. Эта маска жертвенности» использовалась для изображения несчастных героинь (жертв) в немом кино (20-30-х гг. ХХ в.) Маску чёрной (гениальной), меланхолии (ипохондрии) «носили» поэты-романтики ХIХ века, а затем поэты-декаденты.

Темперамент флегматика или схема грима «безразличного» лица отражается в его бесформенности, отсутствии острых акцентов в гриме. В этой схеме изображается рыхлость (водянистость) лица: «мешки» под глазами, провисшие щёки и носогубные складки, весь рисунок грима блёклый: «тусклые» глаза и губы, отсутствие «живого» румянца. Эта схема грима схожа с приёмами грима полного лица, но только без румян и с провисшими вниз углами рта. Флегматика актёр должен показать своими профессиональными навыками, уметь «погасить» глаза, «остановить» мимику лица, сделать провисшей всю пластику лица и тела.

Изображение фиксированных мимических состояний – это первые шаги к сложному характерному гриму.

V.4. Возрастной грим. Метод «постепенного» старения. Использование сложных приемов, средств грима и постижа.(Из методического пособия Сорокиной Т.А.)

Ошибка, часто повторяемая не только студентами, но и актёрами, плохо владеющими приёмами грима - это изображение возраста с помощью только морщин. В результате решения грима таким способом, получается либо маска с резкими линиями на лице, или молодое лицо с нарисованными морщинами. Не изменяя пластики молодого лица, морщины не отображают возраст образа. Основное, что происходит с возрастом человека, – это «провисание» лица, которое видно в неровном контуре (овале) нижней части лица, в углублении глазничной впадины, появлении носогубной складки.

С возрастом происходит углубление всех впадин лица (см. «худое лицо»). Основное в схеме возрастного грима - затенение во внутреннем углу верхнего и нижнего века (у носа), углубление носогубных складок и складок на переносице, около рта. Широкое использование в схеме возрастного грима живописных приёмов (блики, теневые краски), фактурных, пластических, скульптурно-объёмных (гуммоз). При изображении пожилого возраста без общего тона рисунок грима получается «легким», актёру в таком гриме комфортно.

Для изображения неглубокого возраста (30-40 лет) на женском лице бывает достаточно сделать более ярким грим-макияж глаз, рта (с контуром губ) и взрослую, пышную, высокую причёску или сделать гладкую причёску с узлом на затылке. Мужчине (30-40 лет) волосы можно зачесать назад, пригладить или сделать пробор; часто используется постиж: усы, усы с бородкой.

При более глубоком возрасте рисунок грима «утяжеляется», где необходимо изображение морщин, которые отображают какое-то мимическое выражение лица (веселое, злое, печальное). Необходимо знать, что при изображении складок, морщин нельзя забывать о бликах, которые хорошо выявляют их объёмы и делает грим живописным, рисунок грима рельефным. При изучении возрастного грима студентам необходимо учиться показывать в этом гриме разные социальные группы: аристократов, интеллигентов, простолюдинов, т.к. в этих гримах будут разными акценты. В профессиональном гриме для изображения морщинистой сетки на коже лица, рук иногда используется разбавленный клей ПВА (латекс).

Просмотр фотографий артистов в ролях, играющих разные возрасты (Вера Марецкая в к/ф «Сельская учительница», Николай Черкасов в к/ф «Иван Грозный»), поможет найти правильное решение в гриме-образе, сопоставить старую и современную школу. Седая борода и усы придают облику артисту определённый возраст. Искусственная седина на висках и на волосах делается с помощью готовой «седины» или грима. Иногда используются парики с залысинами, лысиной, в работе с которыми необходимо знать приёмы маскировки края лысины парика и лба актера.

При изображении глубокой старости нельзя забывать о шее, руках. Руки гримируются или «фактурятся» (приёмы изображения разных фактур кожи человека), если это обветренные, тёмные руки рабочего, крестьянина, бомжа. Шея актёра закрывается воротником, шарфом, либо гримируется, выделяя анатомическим рисунком основные мышцы шеи (грудино-ключично-сосцевидную).

Отсутствие зубов, гнилые, жёлтые зубы изображаются косметическим карандашом или коричневым гримом на хорошо протёртых, проклеенных зубах. Затем на краску опять наносится клей, который должен просохнуть (рот актёра должен быть всё время открыт).

V.5. Возрастной грим + мимические выражения лица.

Это изображение ярких возрастных изменений, показывающих определённый характер, социум, этнические особенности. С возрастом мимические характеристики усиливаются. Например, изображение на молодом европейском лице старого весёлого китайца. Есть необходимость в этом гриме изобразить несколько мимических фиксаций, одновременно для усложнения образа и гримировальной практики; показать несколько схем, схему полного, худого, уродливого лица.

Литература по технологии грима

Анджан А., Волчанецкий Ю. Грим в кино. - М.: Искусство, 1949.

Бейган Ли. Грим для театра, кино и телевидения. - М.: Искусство, 1997.

Воскресенский А.К. Сценический грим. – СПб., 1910.

Нестурх М.Ф. Человеческие расы. - М.: Просвещение, 1965.

Раугул Р.Д. Грим. – СПб.: Искусство, 1947.

Сикорская С., Сикорская А. Имиджмейкерство в салоне красоты. – М.: РИПОЛ классик, 2005.

Сыромятникова Ирина. Искусство грима и макияжа. - М.: РИПОЛ классик, 2006.

Школьников С. А.: Грим. - Минск, 1976.

VI. ХАРАКТЕРНЫЙ ГРИМ(из методического пособия Т.А.Сорокиной)



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.