Сделай Сам Свою Работу на 5

VI. 3. Образы европейской классики.





Шекспир – «Гамлет», «Отелло», «Король Лир»; Бомарше – «Женитьба Фигаро»; Мольер – «Тартюф»; Шиллер – «Коварство и любовь»; Гольдони – «Слуга двух господ» и др. Изменение сценографии, режиссёрского решения ведёт к изменению гримов-образов. Классическая, традиционная постановка требует точного выполнения образа в костюме, гриме, парике, причёске. Современное (авангардное) решение образов Шекспира, Шиллера, когда актёры могут быть в джинсах, современной одежде и, следовательно, не в гриме, а в макияже, который будет только корректировать недостатки лица. Студентам необходимо знать классические гримы европейской и русской театральной школы.

 

Характерный грим. Р.Д.Раугул. Грим. - М.: Искусство, 1947. С.91-98.

Характерный грим для создаваемого сценического образа актёр сможет найти только тогда, когда установит биографию персонажа, - поймёт и выделит те факторы, которые сформировали данную личность. Такими факторами, определяющими в дальнейшем характерный грим, являются: - возраст, климат, расовые особенности, социальные влияния условия труда (социальное положение), состояние здоровья (отпечаток болезни), характерное мимическое выражение лица (сангвиник, холерик, меланхолик), влияние условий исторически обусловленной среды, капризы моды (причёска, косметика) и т.д. 1. Характерное мимическое выражение лица Лицо человека часто имеет устойчивое характерное выражение: злое, грустное, добродушно-весёлое и т.д. Такое постоянное или преобладающее характерное мимическое выражение лица человека может явиться основой для создания грима, т.е устанавливается зависимость между характером человека и выражением его лица: - злодей имеет мрачное выражение, - комик – растянутый в улыбке рот и т.д. В некоторых случаях фиксирование мимического выражения в гриме является необходимейшим элементом, без которого невозможно исполнение роли: например, «Человек, который смеётся» - уродливая маска смеха у Гуинплена. Для практического усвоения принципов фиксирования мимических выражений лица в гриме необходимо выполнить следующие простейшие задания: 1) молодое злое лицо (холерик), 2) молодое печальное лицо (меланхолик), 3) молодое весёлое лицо (сангвиник). В основе этих гримов – это анализ мимических выражений лица актёра. Подчёркивать форму и изменение лица следует посредством светотени передать рельефность форм, подбирая такие цвета красок (цветовую гамму), которые будут наиболее приемлемыми для передачи определённого характера. - Например, для печального лица более подойдут тусклые, бледные тона. - Весёлое лицо – более яркие, румяные цвета. - Для злого лица рисунок грима более резкий, цветовая гамма грима контрастная. После упражнений на молодом лице необходимо выполнить эти мимические фиксации в гриме старого лица (злой старик, добродушный старик и т.д.). В работе над этими композиционными заданиями необходимо найти органические изменения основных схем грима (молодое, старое, худое и полное лицо). Необходимо обратить внимание, что в гриме старика мимическое выражение гнева ещё сильнее подчёркивает рисунок этого грима и совпадает с ними, тогда как при улыбке такого совпадения нет, мимическое выражение радости всегда округляет, смягчает черты грима старика. Обратное будет при гриме полного лица. Следовательно, передавая характерные мимические выражения, необходимо найти новые варианты и изменения основных схем.





 

Болезнь и её влияние на покровы кожи. Р.Д.Раугул. Грим. - М.: Искусство, 1947. С.91-98. Различные болезни имеют симптоматические признаки, с которыми в некоторых случаях приходится считаться и в гриме. Внешне болезнь чаще всего характеризуется чрезмерной бледностью кожи, исхуданием, осунувшимися чертами лица, в других случаях – чрезмерным покраснением кожи, лихорадочным румянцем и т.п. Так, например, ярко выраженную окраску принимает кожа при болезнях печени, особенно при желтухе (гепатите). Болезни почек имеет ярко выраженный симптом – отёк, появляющийся прежде всего на лице, особенно на веках, который придаёт лицу бледный и одутловатый вид. При цынге кожа приобретает землистый цвет. Малокровие, отравление, туберкулёз вызывают характерную бледность кожи и т.п. Особенно резкие изменения организма происходят при нарушениях функций желёз внутренней секреции. Так, уменьшение функции щитовидной железы вызывает критинизм. Лицо имеет отечный, бледный, тупой вид, характерный своим безжизненным выражением. Брови и ресницы выпадают. При увеличении функции возникает базедова болезнь, характеризующаяся появлением зоба и выпячиванием глазных яблок. При повышении функции надпочечника (Аддисонова болезнь) кожа, особенно на лице и руках, приобретает тёмный бронзовый оттенок, напоминающий кожу мулатов. Проявления болезней очень многообразны. Актёр должен в гриме правильно отразить те или особенности, если они существенны для определённого образа.



Характерный грим. Н.М.Новлянский. Искусство грима. – М.: Теакинопечать, 1930. Всякое лицо с резко выраженными особенностями, отражающими характер этого человека, называется «характерным лицом». Область характерности в гриме чрезвычайно обширна. Характерным гримом будет всякий грим, за исключением грима лица, когда актёр только подчёркивает, подгримировывает своё лицо для сцены, не стараясь показать в гриме каких-либо не свойственных ему черт и особенностей (корректирующая функция грима). Таким образом характерный грим – это каждый грим, при помощи которого придаются несвойственные данному лицу (актёра), но необходимые для создаваемого типа выражения или черты изображаемого образа (будь то молодой или старый, комический или драматический типы). Если в гриме молодого лица существуют определённые правила или трафареты, то в характерных гримах это исключается. Здесь на первом месте должна быть богата развитая мимика, наблюдательность, фантазия и изобретательность актёра, гримёра, а также умелый подбор парика и растительности (постижа). Артист Шиловский-Лошивский по поводу характерного грима пишет: «Чрезвычайно трудно найти ту почти неуловимую границу, которая отделяет область мимики лица от области грима или, точнее сказать, составить себе ясное представление о том, что именно из задуманного типа (образа) актёр должен воспроизвести на своём лице с помощью гримировальных приёмов и что может быть достигнуто только мимикой – игрой лица и фигуры». Цельность впечатления в характерных образах зависит не только от грима, но от всей мимики лица и всей фигуры актёра и даже и от его специфических движений. Например, вздёрнутые плечи, прямая походка характерна для военного. Щепетильная аккуратность и осторожность в движениях присуща аптекарю и часовщику, привыкших общаться с хрупкими и мелкими предметами. Походка и движения моряка будут отличаться от походки человека, проведшего всю жизнь на суше, и т.д. Монтегоцца в своей книге «Физиогномика и выражение чувств» говорит: «Мимолётное волнение выражается беглой мимикой, не оставляющего никакого следа. Но если оно постоянно повторяется, то на лице остаются неизгладимые следы, которые могут открыть нам страничку истории данного человека». Эти неизгладимые черты составляют неотъемлемую принадлежность характерного грима.

Общий тон в характерном гриме. Н.М.Новлянский. Искусство грима. – М.: Теакинопечать, 1930. Если в молодом гриме общий тон необходим для придания лицу свежести и здоровья, то в изображении характерных гримов приходится отступать от этого правила, т.к. нередко землистый, нездоровый цвет кожи является отличительной чертой определённого грима-образа. Таким образом, общим тоном лица в характерном гриме может служить либо естественный тон лица актёра, либо резко изменённый (затемнённый, высветленный окрашенный). Принципы характерного грима для женского лица те же что и для мужского. Разница лишь в том, что мужчина всегда может наполовину облегчить создание характерного типа наклейками усов, бороды и пр. Женщине-же приходится характерность подчеркнуть помимо грима причёской, фигурой, мимикой, жестами. В гриме характерного молодого женского лица общий тон имеет доминирующую роль в создании каждого характерного грима-образа. 1)Полнокровие, возбуждение, пышущее здоровье, болезненное повышение температуры – передаются общим тоном с красновато-малиновым оттенком. 2) Малокровие, бледность, худоба, болезнь, измождение, нервность – отражаются общим тоном – светлым или с минимальной примесью желтоватой или коричневатой краски, что придаёт лицу желтоватый нездоровый, землистый оттенок. Иногда в создании таких типов общий тон не наносится (особенно, если лицо актёра лишёно натурального румянца); в противном случае румянец надо закрасить под общий тон. 3) Существует средний тип обыкновенного, ничем не отличающегося женского лица, которое не может быть приближено к первой или второй категории. При таком типе общий тон делается чуть темнее, что создаёт впечатление почти старого лица. В характерных гримах следует подчёркивать и возраст, т.к. не все характерные гримы относятся к старым. Каждая морщинка, каждое пятно, линия, положенные на лицо, имеют значение для грима, т.к. они помогают артисту фиксировать найденную характерность. Линии не загримированного лица на большом расстоянии не доходят до зрителя. Отсутствие красок делает лицо невыразительным и при освещении – неприятно-землистого оттенка, придающего лицу нездоровый, грязноватый вид. Характерным в гриме будет всё, что не свойственно молодому обыкновенному гриму, например, даже только седой парик придаёт молодому лицу характерность. Точно так же усики на красивом молодом женском лице или сдвинутые внутренние концы бровей у переносицы придадут лицу характерность. С другой стороны, надетый на старую женщину пышный парик с бантом и молодой румянец – и этому лицу придадут определённый характер. Характерный старый грим При выполнении грима старика прежде всего надо помнить основную характерную особенность «старости». У всякого старого человека мускулы становятся дряблыми, неупругими. Поэтому старость выражается главным образом в опущенных мышцах лица, поблёкшем взоре, трясущихся голове и конечностях и в сгорбленном корпусе тела. Руки слегка расставлены; пальцы растопырены, как бы в поиске поддержки. Ноги в коленях согнуты, при этом – тяжёлая волочащаяся поступь. Вот, так сказать, «нормальный» облик старого, дряхлого человека. В зависимости от типа и возраста данного роли даётся требуемая степень выражения старости. Характерным признаком каждого возраста служит, прежде всего, цвет лица (общий тон). При старом гриме лицо теряет свою белизну, свежесть, нежный румянец и приобретает тёмно-бурый колорит, цвет лица становится не только темнее, но и желтее, делается похожим на пергамент. Следует отметить, что лицо рабочего или крестьянина к старости - более яркого колорита, нежели лицо интеллигента, занимающегося умственным трудом. В старом гриме важно учесть также изменение черепа (пластики лица): в старости рельеф лица усиливается, череп заметен сильнее. Поэтому нужно показать черепные впадины (теневой, коричневой с тёмно-красной краской), высветляя соответствующие им выпуклости светлым тоном. Височные, глазные и скуловые впадины углубить, затемнить верхнюю губу, высветлить нижнюю, обведя её для большего объёма тёмной краской. Углы рта должны быть углублены и опущены книзу, подбородочная впадина – усилена. Под подбородком проводится линия, идущая к щекам вверх (подщёчная морщина). Высветляются надбровные дуги, скуловые выпуклости, мешки под глазами, нос и подбородок. Проводятся носогубные и щёчные морщины, которые в свою очередь высветляются с наружной стороны. Все морщины и впадины на старческом лице выдерживаются в одинаковых тонах. Полнокровные, здоровые лица надо выдерживать в тёмно-красных тонах с примесью коричневой краски. Больные, дряхлые лица грим нужно выдерживать в серо-синих или серо-коричневых тонах. Мешать морщины, т.е. делать одновременно подводку одних морщин тёмно-красным, а других серым тоном – нельзя. Почти все морщины в старческом гриме надо делать по складкам и морщинам своего лица (лица актёра). Неправильно положенные морщины будут казаться мёртвыми, а лицо – изборождены линиями, не живым. Прежде чем рисовать морщины, надо смешать тёмно-красную (бакан) с коричневым (для здорового лица) или серую с коричневым (для больного) и наметить линии на лице. Морщины осторожно растушевать пальцем так, чтобы линия не была одинакова на всём протяжении, а представляла собой в одном месте углубление (более глубокое место морщины). Для этого нужно усилить в этом месте нажим тёмной краской и светлым общим тоном поставить блик с наружной мясистой стороны, и тем придать морщине рельефность. Ушную раковину также покрывают светлым общим тоном, чтобы убрать румянец молодого уха. Внутреннюю часть глаза от брови до верхнего века покрывается тёмной (коричневой или коричневой с баканом) краской, сделав тёмный акцент у внутреннего угла глаза, что придаёт глазу впалость. На наружную часть глаза, от середины глаза до наружного угла, наносится светлая краска, что придаст глазу вид нависшего века. Затем светлым общим тоном высветляется наружная косточка глазной впадины и отчёркивается как морщина. От неё лучеобразно (горизонтально) рисуются мелкие морщины «гусиные лапки». Нижнее веко подводится коричневой или красно-коричневой краской. Получается вид слезящегося, воспалённого глаза. Наконец, делается мешок под глазом; под красной подводкой глаза ставят блик светлой краской, и от внутреннего угла глаза (у носа) проводят дугообразную морщину с более тёмным бликом посреди, у щёк, где она (морщина) переходит в щёчную морщину. Проводить мешок сплошь от одного конца глаза к другому не рекомендуется, т.к. навстречу этой морщине идёт подчёркнутая косточка внешней стороны глаза с гусиными лапками. Это придаёт мешку под глазом большой рельеф и натуральность. Чтобы показать худую, старую шею, нужно выделить светлым тоном горло и кадык, а также боковые шейные мускулы (грудино-ключично-сосцевидные или околоушные мышцы). Затем затемнить пространство между ними, от уха вниз до ключиц, темно красной (бакан) с коричневым краской и растушевать. Если нужно показать ключицы, то следует высветлить рёбра ключиц светлым тоном, затушёвывая низ ключиц темной краской и затемнить ярёмную ямку (между ключицами). Не забывать про грим рук. Они должны отражать как возраст, так и социальное положение, а также и образ жизни образа (интеллигент, аристократ или рабочий, крестьянин). У интеллигента выделить только костную структуру всей кисти руки, высветляя выступающие косточки, которые вокруг подчеркиваются коричневой краской. Также, если это глубокий возраст, затенить пальцы по бокам, чтобы создать старческую худобу пальцев. Старые руки аристократа всегда светлые с пергаментным оттенком. У рабочего или крестьянина руки более грубые, крупные, но тоже должны иметь хорошо обозначенную пластику, но только тёмные с красно-коричневым общим цветом всей руки. Пудриться в старом гриме нужно обыкновенной пудрой соответствующей общему тону.

Старые гнилые зубы Чтобы показать выпавшие или гнилые зубы, надо вытереть ватой насухо зубы, намазать их клеем для усов и бород. Когда клей высохнет, покрыть зубы чёрной или коричневой или жёлтой краской. Опять покрыть грим клеем и дать ему просохнуть. Грим как бы запечатывается между слоями клея. Золотые зубы во рту закрашиваются просто клеем. При смешении со слюной золотой зуб станет матово белым. Если нужно сделать зубы золотыми, - приклеивают на зубы кусочек золотой фольги.

 

Характерный грим (С.П.Школьников. Искусство грима. Минск. 1963) Самая сложная и многообразная категория грима – характерный. К характерному гриму относятся: гримы с ярким преобладанием одной какой-либо черты характера, гримы расовые и национальные, исторические и портретные, гримы сказочные и фантастические, гримы патологические и др. Характерные гримы помогают выявить доминирующие черты характера роли: злобу или зависть, скупость или жестокость, легкомыслие или глупость и т.д. Работая над созданием характерного грима, гримёр, актёр должны много внимания уделить изучению эпохи, ознакомиться с иконографическими материалами (портреты, фотографии, живопись и др.), чтобы по-настоящему глубоко раскрыть социальный облик и сущность исполняемого образа во всём его многообразии. В искусстве грима нет отвлечённого или стандартного трафарета грима, например, скупца, негодяя, плута, злодея или дурака и т.д. В каждом отдельном случае следует создавать грим определённого человека, живущего в определённую эпоху, в конкретной среде, с учётом его определённого возраста, профессии и т.д. Однако при этом подчёркивается ведущая черта характера. Следует помнить, что внешний облик человека не всегда соответствует внутренней его сути. Жестокость не всегда выражается в хмуром взгляде и сросшихся бровях. Злоба и жестокость иногда скрыты под улыбкой и внешним добродушием. Хитрость и коварство – под наружной доброжелательностью и непосредственностью. Состояние грусти или радости, гнева или горя выражаются у различных людей по-разному, но существуют всё же наиболее распространённые изменения в лице, которые происходят от того или иного состояния, настроения. Когда у человека настроение грустное, печальное, унылое, то внутренние концы бровей приподнимаются, а внешние опускаются, на лбу образуются морщины, углы рта опускаются, становятся заметными носогубные складки. Это схема грима печального лица (меланхолика). При улыбке на щеках появляются небольшие углубления («ямочки»), около глаз образуется сеть мелких морщин, уголки губ поднимаются вверх (сангвиник). В состоянии злобы, раздражения или гнева обычно сдвигаются брови, между ними образуется вертикальные складки, губы плотно сжимаются (холерик). В состоянии удивления, испуга брови приподнимаются и принимают полукруглую форму, глаза становятся широко открытыми, округлыми, неподвижными, рот полуоткрыт. Очень важно в характерных гримах связывать рисунок грима с мимикой лица актёра, с возможностью подвижности мимических мышц для изменения лица для образа. Подчёркивая гримом ведущую черту характера, нельзя забывать о том, что каждый человек обладает сложной психологией и в его характере встречаются самые разнообразные и порой противоречивые черты. Самое сложное в рисунке грима и роли когда приходится показывать не однородные свойства характера, а противоречивые его свойства. Здесь приходится отталкиваться от содержания пьесы, взаимоотношений действующих лиц. Особенно это относится к отрицательным образам, где не всегда можно соответствующим гримом сразу показывать зрителю отрицательные черты образа. Чёткое изображение определённых мимических выражений (в масках) было в период Древней Греции в трагедиях или в комедиях.

 

Патологические типы или изображение в гриме на лице актёра различных заболеваний

В классической драматургии Егор Булычёв (А.М.Горький «Егор Булычёв и другие») болен неизлечимым заболеванием – раком. Не меняя основного характерного грима, постепенно перед каждым актом, усиливается худоба лица актёра, углубляется глаза, обостряется нос, коже придают желтоватый оттенок. У больных туберкулёзом (чахоткой) на лице бывает лихорадочный румянец при общей бледности лица. У людей, страдающих заболеванием почек, появляются отёки; печени – желтоватый оттенок кожи лица. У алкоголиков – красные, слезящиеся глаза, мешки под глазами, синевато-багровый нос. К этой категории грима относится грим очень истощённых, измождённых лиц, людей, перенесших тяжёлые лишения, пребывающих долгое время в заключении. Подобное состояние подчёркивается бледно-землистым общим тоном лица, большой худобой, где нужно выявить все выпуклости и впадины, тусклым потухшим взглядом. Интереснейшая и труднейшая категория характерных гримов - это гримы портретные и исторические.

 

Характерный грим. Н.М.Новлянский. Искусство грима. – М.: Теакинопечать, 1930. Всякое лицо с резко выраженными особенностями, отражающими характер этого человека, называется «характерным лицом». Область характерности в гриме чрезвычайно обширна. Характерным гримом будет всякий грим, за исключением грима лица, когда актёр только подчёркивает, подгримировывает своё лицо для сцены, не стараясь показать в гриме каких-либо не свойственных ему черт и особенностей (корректирующая функция грима). Таким образом характерный грим – это каждый грим, при помощи которого придаются несвойственные данному лицу (актёра), но необходимые для создаваемого типа выражения или черты изображаемого образа (будь то молодой или старый, комический или драматический типы). Если в гриме молодого лица существуют определённые правила или трафареты, то в характерных гримах это исключается. Здесь на первом месте должна быть богата развитая мимика, наблюдательность, фантазия и изобретательность актёра, гримёра, а также умелый подбор парика и растительности (постижа). Артист Шиловский-Лошивский по поводу характерного грима пишет: «Чрезвычайно трудно найти ту почти неуловимую границу, которая отделяет область мимики лица от области грима или, точнее сказать, составить себе ясное представление о том, что именно из задуманного типа (образа) актёр должен воспроизвести на своём лице с помощью гримировальных приёмов и что может быть достигнуто только мимикой – игрой лица и фигуры». Цельность впечатления в характерных образах зависит не только от грима, но от всей мимики лица и всей фигуры актёра и даже и от его специфических движений. Например, вздёрнутые плечи, прямая походка характерна для военного. Щепетильная аккуратность и осторожность в движениях присуща аптекарю и часовщику, привыкших общаться с хрупкими и мелкими предметами. Походка и движения моряка будут отличаться от походки человека, проведшего всю жизнь на суше, и т.д. Монтегоцца в своей книге «Физиогномика и выражение чувств» говорит: «Мимолётное волнение выражается беглой мимикой, не оставляющего никакого следа. Но если оно постоянно повторяется, то на лице остаются неизгладимые следы, которые могут открыть нам страничку истории данного человека». Эти неизгладимые черты составляют неотъемлемую принадлежность характерного грима. Общий тон в характерном гриме Если в молодом гриме общий тон необходим для придания лицу свежести и здоровья, то в изображении характерных гримов приходится отступать от этого правила, т.к. нередко землистый, нездоровый цвет кожи является отличительной чертой определённого грима-образа. Таким образом, общим тоном лица в характерном гриме может служить либо естественный тон лица актёра, либо резко изменённый (затемнённый, высветленный окрашенный). Принципы характерного грима для женского лица те же что и для мужского. Разница лишь в том, что мужчина всегда может наполовину облегчить создание характерного типа наклейками усов, бороды и пр. Женщине-же приходится характерность подчеркнуть помимо грима причёской, фигурой, мимикой, жестами. В гриме характерного молодого женского лица общий тон имеет доминирующую роль в создании каждого характерного грима-образа. 1)Полнокровие, возбуждение, пышущее здоровье, болезненное повышение температуры – передаются общим тоном с красновато-малиновым оттенком. 2) Малокровие, бледность, худоба, болезнь, измождение, нервность – отражаются общим тоном – светлым или с минимальной примесью желтоватой или коричневатой краски, что придаёт лицу желтоватый нездоровый, землистый оттенок. Иногда в создании таких типов общий тон не наносится (особенно, если лицо актёра лишёно натурального румянца); в противном случае румянец надо закрасить под общий тон. 3) Существует средний тип обыкновенного, ничем не отличающегося женского лица, которое не может быть приближено к первой или второй категории. При таком типе общий тон делается чуть темнее, что создаёт впечатление почти старого лица. В характерных гримах следует подчёркивать и возраст, т.к. не все характерные гримы относятся к старым. Каждая морщинка, каждое пятно, линия, положенные на лицо, имеют значение для грима, т.к. они помогают артисту фиксировать найденную характерность. Линии не загримированного лица на большом расстоянии не доходят до зрителя. Отсутствие красок делает лицо невыразительным и при освещении – неприятно-землистого оттенка, придающего лицу нездоровый, грязноватый вид. Характерным в гриме будет всё, что не свойственно молодому обыкновенному гриму, например, даже только седой парик придаёт молодому лицу характерность. Точно так же усики на красивом молодом женском лице или сдвинутые внутренние концы бровей у переносицы придадут лицу характерность. С другой стороны, надетый на старую женщину пышный парик с бантом и молодой румянец – и этому лицу придадут определённый характер.

Характерный старый грим При выполнении грима старика прежде всего надо помнить основную характерную особенность «старости». У всякого старого человека мускулы становятся дряблыми, неупругими. Поэтому старость выражается главным образом в опущенных мышцах лица, поблёкшем взоре, трясущихся голове и конечностях и в сгорбленном корпусе тела. Руки слегка расставлены; пальцы растопырены, как бы в поиске поддержки. Ноги в коленях согнуты, при этом – тяжёлая волочащаяся поступь. Вот, так сказать, «нормальный» облик старого, дряхлого человека. В зависимости от типа и возраста данного роли даётся требуемая степень выражения старости. Характерным признаком каждого возраста служит, прежде всего, цвет лица (общий тон). При старом гриме лицо теряет свою белизну, свежесть, нежный румянец и приобретает тёмно-бурый колорит, цвет лица становится не только темнее, но и желтее, делается похожим на пергамент. Следует отметить, что лицо рабочего или крестьянина к старости - более яркого колорита, нежели лицо интеллигента, занимающегося умственным трудом. В старом гриме важно учесть также изменение черепа (пластики лица): в старости рельеф лица усиливается, череп заметен сильнее. Поэтому нужно показать черепные впадины (теневой, коричневой с тёмно-красной краской), высветляя соответствующие им выпуклости светлым тоном. Височные, глазные и скуловые впадины углубить, затемнить верхнюю губу, высветлить нижнюю, обведя её для большего объёма тёмной краской. Углы рта должны быть углублены и опущены книзу, подбородочная впадина – усилена. Под подбородком проводится линия, идущая к щекам вверх (подщёчная морщина). Высветляются надбровные дуги, скуловые выпуклости, мешки под глазами, нос и подбородок. Проводятся носогубные и щёчные морщины, которые в свою очередь высветляются с наружной стороны. Все морщины и впадины на старческом лице выдерживаются в одинаковых тонах. Полнокровные, здоровые лица надо выдерживать в тёмно-красных тонах с примесью коричневой краски. Больные, дряхлые лица грим нужно выдерживать в серо-синих или серо-коричневых тонах. Мешать морщины, т.е. делать одновременно подводку одних морщин тёмно-красным, а других серым тоном – нельзя. Почти все морщины в старческом гриме надо делать по складкам и морщинам своего лица (лица актёра). Неправильно положенные морщины будут казаться мёртвыми, а лицо – изборождены линиями, не живым. Прежде чем рисовать морщины, надо смешать тёмно-красную (бакан) с коричневым (для здорового лица) или серую с коричневым (для больного) и наметить линии на лице. Морщины осторожно растушевать пальцем так, чтобы линия не была одинакова на всём протяжении, а представляла собой в одном месте углубление (более глубокое место морщины). Для этого нужно усилить в этом месте нажим тёмной краской и светлым общим тоном поставить блик с наружной мясистой стороны, и тем придать морщине рельефность. Ушную раковину также покрывают светлым общим тоном, чтобы убрать румянец молодого уха. Внутреннюю часть глаза от брови до верхнего века покрывается тёмной (коричневой или коричневой с баканом) краской, сделав тёмный акцент у внутреннего угла глаза, что придаёт глазу впалость. На наружную часть глаза, от середины глаза до наружного угла, наносится светлая краска, что придаст глазу вид нависшего века. Затем светлым общим тоном высветляется наружная косточка глазной впадины и отчёркивается как морщина. От неё лучеобразно (горизонтально) рисуются мелкие морщины «гусиные лапки». Нижнее веко подводится коричневой или красно-коричневой краской. Получается вид слезящегося, воспалённого глаза. Наконец, делается мешок под глазом; под красной подводкой глаза ставят блик светлой краской, и от внутреннего угла глаза (у носа) проводят дугообразную морщину с более тёмным бликом посреди, у щёк, где она (морщина) переходит в щёчную морщину. Проводить мешок сплошь от одного конца глаза к другому не рекомендуется, т.к. навстречу этой морщине идёт подчёркнутая косточка внешней стороны глаза с гусиными лапками. Это придаёт мешку под глазом большой рельеф и натуральность. Чтобы показать худую, старую шею, нужно выделить светлым тоном горло и кадык, а также боковые шейные мускулы (грудино-ключично-сосцевидные или околоушные мышцы). Затем затемнить пространство между ними, от уха вниз до ключиц, темно красной (бакан) с коричневым краской и растушевать. Если нужно показать ключицы, то следует высветлить рёбра ключиц светлым тоном, затушёвывая низ ключиц темной краской и затемнить ярёмную ямку (между ключицами). Не забывать про грим рук. Они должны отражать как возраст, так и социальное положение, а также и образ жизни образа (интеллигент, аристократ или рабочий, крестьянин). У интеллигента выделить только костную структуру всей кисти руки, высветляя выступающие косточки, которые вокруг подчеркиваются коричневой краской. Также, если это глубокий возраст, затенить пальцы по бокам, чтобы создать старческую худобу пальцев. Старые руки аристократа всегда светлые с пергаментным оттенком. У рабочего или крестьянина руки более грубые, крупные, но тоже должны иметь хорошо обозначенную пластику, но только тёмные с красно-коричневым общим цветом всей руки. Пудриться в старом гриме нужно обыкновенной пудрой соответствующей общему тону.

Старые гнилые зубы Чтобы показать выпавшие или гнилые зубы, надо вытереть ватой насухо зубы, намазать их клеем для усов и бород. Когда клей высохнет, покрыть зубы чёрной или коричневой или жёлтой краской. Опять покрыть грим клеем и дать ему просохнуть. Грим как бы запечатывается между слоями клея. Золотые зубы во рту закрашиваются просто клеем. При смешении со слюной золотой зуб станет матово белым. Если нужно сделать зубы золотыми, - приклеивают на зубы кусочек золотой фольги.

 

Характерный грим (Н.А. Львов. О гриме. М.: Советская Россия, 1969) Самая сложная и многообразная категория грима – характерный. Какие гримы принято называть характерными? К характерному гриму относятся: гримы с ярким преобладанием одной какой-либо черты характера, гримы расовые и национальные, исторические и портретные, гримы сказочные и фантастические, гримы патологические и др. К.С. Станиславский, когда его спрашивали, какие роли считать характерными, всегда отвечал, что все роли характерные, и в каждом гриме советовал прежде всего выявлять и подчёркивать наиболее яркие черты образа. Он говорил, что каждый грим должен быть заранее обдуман, обоснован и окончательно утверждён только после нескольких проб, а порой и длительных поисков. Но может помочь и случайность. Выполнение характерного грима требует особого внимания, тонкой наблюдательности, острого чутья и фантазии, умения увидеть в окружающих людях то, что может помочь в создании грима. Это относится к лицам интересным, своеобразным. Лица уродливые обычно сами удерживаются в памяти. Чуткость и наблюдательность помогут выявить ряд характерных черт, присущих людям различных социальных слоёв общества, возрастов, профессий, наций. На характер человека оказывают влияние: возраст, физическое состояние, профессия, условия труда и ряд других факторов. Характерные гримы помогают выявить доминирующие черты характера роли: злобу или зависть, скупость или жестокость, легкомыслие или глупость и т.д. Работая над созданием характерного грима, гримёр, актёр должны много внимания уделить изучению эпохи, ознакомиться с иконографическими материалами (портреты, фотографии, живопись и др.), чтобы по-настоящему глубоко раскрыть социальный облик и сущность исполняемого образа во всём его многообразии. В искусстве грима нет отвлечённого или стандартного трафарета грима, например, скупца, негодяя, плута, злодея или дурака и т.д. В каждом отдельном случае следует создавать грим определённого человека, живущего в определённую эпоху, в конкретной среде, с учётом его определённого возраста, профессии и т.д. Однако при этом подчёркивается ведущая черта характера. Подчёркивая гримом ведущую черту характера, нельзя забывать о том, что каждый человек обладает сложной психологией и в его характере встречаются самые разнообразные и порой противоречивые черты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.