Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмоциональные и волевые процессы, психические 9 глава





Физиология человекапозволяет дидактике учитывать особенности стро­ения тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать их роль, значение и особенности функционирования в процессе обучения.

Частные методики,ориентированные на преподавание отдельных пред­метов, обогащают дидактику конкретными данными о ходе и своеобразии учебного процесса при применении различных форм и средств обучения.

 

Глава двенадцатая

Комментарии

По своей сущности обучение — это закономерно развивающийся про­цесс, в котором специфически проявляются законы и закономерности разно­го порядка и уровня. На него оказывают влияние общие законы и закономер­ности общественного развития, закономерности формирования личности, за­коны и закономерности частных наук, а также закономерности самого педагогического процесса, к которым относятся:

соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям.Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стремление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые больше всего им могут пригодиться в практи­ческой жизни;



соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллек­тивной деятельности обучаемых.Эта закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно разви­вает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и груп­повой деятельности, вне активного решения практических задач не­возможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, навыки и умения;

соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллек­туальным и другим возможностям обучаемых.Эта закономерность обучения требует от преподавателя учитывать качественный контин­гент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические особенности, познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности;



соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможно­стям технических средств обучения.Современное обучение пред­полагает широкое использование технических средств обучения, ко­торые сегодня достаточно многочисленны и многообразны. Для того, чтобы они повышали эффективность обучения, необходимо приме­нять их в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кроме того, их следует использовать продуманно, чтобы не превышать возможностей обучающихся;

моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обуча­емых применительно к требованиям современных условий жизни и деятельности.Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обу­чения в школе соответствовал требованиям реальной жизни детей, особенностям развития современного общества. Поэтому учеба долж­на насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной заинтересованности учащихся

Глава двенадцатая

Комментарии

Принципы обучения это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

Основные принципы обучения:

сознательность, активность и самостоятельностьпредполагают осоз­нание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение; стимулируют их познавательную активность с помощью эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и особенно приемов обу­чения; способствуют проявлению инициативы, творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике;



наглядность обученияориентирует на то, что она должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно;

систематичность, последовательность и комплексность в обучениитребуют: давать стройную систему знаний учебной дисциплины; свя­зывать новые знания с ранее изученными; обеспечивать системати­ческий и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных заня­тий; соблюдать строгую логическую связь в расположении учебного материала;

обучение на высоком уровне трудностейориентирует на: постоян­ный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посиль-ность для них изучаемого материала, темпа его изложения; постепенное изучение учебного материала, переходя от простого к сложному, опира­ясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; доходчивое раскрытие сложных положений, без излишней детализации и избы­точной информации; воспитание у обучаемых сознательного отноше­ния к преодолению реальных трудностей учебной деятельности;

прочность овладения знаниями, навыкамии умениямитребует: разъяс­нения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности; выработки установки на прочное и длительное запоми­нание изучаемого материала и, прежде всего, его основных положений, систематически организованного повторения ранее изученного; приме­нения изученного учебного материала в практической деятельности-стимулирования самостоятельной работы обучаемых, обучения их эф­фективным приемам и способам такой деятельности; ведения система­тического контроля за усвоением изучаемого материала;

групповой и индивидуальный подход в обучениипредполагает: обу­чение детей согласованным, слаженным совместным действиям; фор­мирование в группе обучения положительного психологического клвН мата (хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций).

 

Глава двенадцатом

Комментарии

Методы обучения ~ это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие пос­леднего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Применяя различные методы, преподаватель сообщает обучаемым мате­риал для познавательной деятельности и руководит ею.

Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной познава­тельной деятельности педагога и детей, в их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний.

Методы обучения неразрывно связаны с формами и способами мышле­ния, которые в процессе организации обучающего взаимодействия учителей и учащихся обеспечивают возможность выявить истину, проникнуть в сущность явлений и процессов объективной действительности. Среди них индукция и дедукция, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, анализ и синтез; сравнение и сопоставление, дифференциация и интеграция.

Методы обучения имеют общественную природу. Объективной основой для их научного обоснования и описания являются формы познания людьми реальной действительности, а также способы обмена информацией, их общение в процессе познавательной деятельности.

Взрослые люди, побуждаемые стремлением к истине и удовлетворению потребностей общественного бытия, приобретают необходимую им информа­цию путем обыденного, эмпирического познания объективной реальности и с помощью теоретических, экспериментальных, научных, специально разработан­ных методов. Особенность педагогических методов обучения состоит в том, что они синтезируют, включают в себя в обобщенном виде все способы познания взрослых людей.

Такие естественные методы педагогики, как наблюдение (отражением которого являются приметы, пословицы, поговорки), повседневный непосред­ственный опыт, метод проб и ошибок, интуитивное предсказание, позволяющее прогнозировать развитие событий, подсказывают направления в создании ме­тодов научного познания.

Вместе с тем методы обыденного эмпирического познания действитель­ности близки детям. В своем непосредственном восприятии жизни они пользу­ются ими для удовлетворения потребностей и познавательных интересов. Школьники разных возрастов с увлечением наблюдают за явлениями приро­ды, с помощью опытов проверяют истинность своих наблюдений, учатся на собственных ошибках, приходят к обобщениям и выводам, перерастающим в убеждения, пытаются предугадывать ход событий в личной жизни.

Необходимость приобретения жизненного опыта делает детей по природе исследователями, естественно подводит их к активному познавательному вза­имодействию как между собой, так и в общении со взрослыми.

В результате сформировалась система способов обучающего взаимодей­ствия педагогов и детей, собственно педагогических методов обучения.

 

 

Р^ШаШёпгюцШШ

Комментарии

Устное изложение учебного материала — метод обучения, пред­полагающий монологическое, одностороннее воздействие на учащихся.

Рассказ— вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкрет­ных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слухо­вое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе расска­за происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал.

Эффективность рассказа как метода изложения материала предполагает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста, но наи­больший эффект он дает в обучении младших школьников.

Объяснениеучителя или учащихся — вид устного изложения материа­ла, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими событиями, явле­ниями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной сути законов, правил, истины. В процессе объяснения происходит обучение учащихся формально­логическому и диалектическому мышлению, умению аргументировать и дока­зывать защищаемые положения.

Результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании уче­ником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Воспитатель­ное значение метода заключается в развитии у ребят стремления докопаться до истины, выявлять в изучаемом материале главное и отделить его от несуще­ственного, второстепенного. Объяснение как метод обучения широко использу­ется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастаю­щими интеллектуальными возможностями необходимость в объяснении ста­новится более настоятельной.

Инструктирование— вид устного изложения материала, предполагаю­щий постановку и достижение задач в ходе обучения, используемый для орга­низации деятельности учащихся в процессе занятия; применяется, когда пре­подавателю необходимо направить учебную деятельность школьников в опре­деленное русло.

Лекция— вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использование в раз­нообразных пропорциях и изложения фактов, и краткого вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой преподавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала слушателями.

Лекция активизирует познавательную деятельность обучающихся, будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины, поискам ответов на возникшие вопросы.

 

Глава двенадцатая

Комментарии

Обсуждение изучаемого материала метод обучения, предпола­гающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга.

Беседапедагога с детьми — важный вид обсуждения учебного материа­ла. Она предполагает наличие у детей определенного запаса эмпирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсужде­нии вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине.

Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограни­чиваться лишь изложением фактов в целях обобщения их учителем, а может быть, когда позволяет уровень готовности детей, и активным, вовлекающим их в творческий процесс.

Педагогическая функция беседы состоит в использовании знаний и лич­ного опыта учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения их в активный мыслительный поиск, в разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и обобщений.

Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибко­сти в их уточнении и развитии. С помощью диалога в ней осуществляется и проблемное обучение (т. е. постановка задачи, уточнение понимания ее сути), и обсуждение различных вопросов, важных для понимания проблемы, и подве­дение учащихся к самостоятельным выводам.

Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знаний школьниками, в активизации их жизненного опыта. Ее развивающий эффект проявляется в формировании у ребят умения четко и быстро мыс­лить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Воспитательное влияние беседы состоит в том, что она пробуждает в ребенке самостоятельность, помогает обретению уверенности в собственных силах.

Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине об­суждения проблем.

Классно-групповое занятие— вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемого в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем не­посредственное участие (например, дискуссия).

Наиболее сложным видом обсуждения учебного материала является семи­нар.В период подготовки семинарского занятия преподаватели проводят кон­сультации. Цель их — помочь ученикам организовать самостоятельную работу, поэтому особое внимание обращается на определение литературы, необходимой для изучения, выделение основных проблем, в которых надо глубоко разобрать­ся, выявление степени подготовленности школьников и их возможностей.

Перед проведением семинара преподаватель продумывает вступительную, основную и заключительную части занятия, а также дополнительные вопросы, средства наглядности, практические задания. Наиболее сложная задача, кото­рая стоит перед преподавателем, — организовать на семинаре творческое об­суждение проблемы.

 

 

■L Ш Щ

Щлава темвЗцатвЩ

Комментарии

Демонстрация — метод обучения, строящийся на основе показа обу­чающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений приро­ды, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними раз­личных проблем.

Сущность этого метода состоит в том, чтобы с помощью различных дей­ствий и средств создать у обучаемых наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содер­жании.

Демонстрация как метод обучения обеспечивает эффективное восприя­тие и осмысление учащимися сложных явлений действительности в их ди­намике, во времени и в пространстве. С ее помощью расширяется кругозор ребенка, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чув­ственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебно­го плана. Обеспечение основательного, глубокого первичного восприятия учеб­ного материала достигается демонстрацией учебных и художественных филь­мов, их фрагментов, научных экспериментов, реальных процессов, происходящих в природе и обществе.

Обучающий результат демонстрации состоит в обогащении детей знани­ями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности. Ее развивающее значение заключается в расширении общего кругозора, акти­визации всех психических процессов школьника, возбуждении у него живого интереса к предмету познания.

Воспитательный эффект демонстрации — в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений, углубляющем усвоение сути изучае­мого материала.

Демонстрация применима в работе с детьми любого возраста. Она вклю­чает в свою структуру обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками.

Обычно различают: личную демонстрацию обучающим определенных действий и поведения; показ с помощью специально подготовленных уче­ников; демонстрацию изобразительных средств наглядности; демонстра­цию диапозитивов, кинофильмов, телепередач; воспроизведение звукоза­писи.

Каждый из этих видов имеет специфичную методику применения в раз­личных формах учебной работы, но есть и общие требования для метода де­монстрации в целом, которые представлены на схеме.

Демонстрация предполагает подготовку учеников к пониманию сути по­казываемого, формирование у них установки на целенаправленное восприя­тие учебного материала, т. к. средства наглядности часто одновременно несут в себе огромный объем информации.

 

 

ШШШШШШшатая

Комментарии

Упражнение — метод обучения, предполагающий многократное, созна­тельное повторение умственных и практических действий с целью формирова­ния, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.

Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформиро­вать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готов­ность к умелым практическим действиям, воспроизводящей и творческой ак­тивности в различных условиях. Диагностическое значение упражнения за­ключается в том, что только глубокое понимание ребенком приобретенных знаний обеспечивает^ возможность овладения прочными умениями и навыками.

Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого детьми предмета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие умения читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать трудовые операции.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теорети­ческого материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позво­ляет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведе­ние действий, необходимых для образования навыков мыслительных опера­ций, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элементов индивидуально-личностного творчества. Учитель показывает образ­цы творческого подхода к делу, после чего ребенок включается в целостное исполнение упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащи­еся обсуждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность, вно­сят поправки.

Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении системой приемов, способов практического действия в интеллектуальной и физкультур­ной сферах. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирова­нии ее разнообразных способностей.

Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, вос­питывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание. Упражнение в высшей степени всесторонне и объективно позволяет диагностировать состо­яние прочности знаний, глубину их понимания учащимися, поскольку от этого прямо зависит качество формируемых умений и навыков, возможность их творческого применения.

Упражнения разнообразны. В соответствии с преподаваемыми предме­тами могут проводиться физические, специальные, комплексныеупражне­ния. В зависимости от характера и степени влияния на формирование навы­ка (умения) они делятся на подготовительные, или вводные(при первона­чальной отработке навыка или его элементов), основные(отработка действия в целом), тренировки(устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными.

 

Глава двенадцатая

Комментарии

Самостоятельная работа важный метод обучения, предполага­ющий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полу­ченных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.

Работа с печатными источникамиобычно занимает большое количество времени школьников. Методика работы над учебником сложна, но вполне по­сильна каждому обучающемуся.

Содержание ее включает в себя следующее. Во-первых, ознакомитель­ное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о содержании; выделение материала, непос­редственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особенно внимательного изучения. Во-вторых, повторное, сравнительно медленное чте­ние, расчленение текста на смысловые части, выделение основных положений, аргументации автора, изучение схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обоб­щение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел. В-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти.

Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспро­извести основные ее положения и найти им практическое применение.

Самостоятельный поискпредставляет собой вид самостоятельной рабо­ты, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты.

Педагогическая функция поисковых заданий и проектов — в индивиду­ализации обучения, расширении объема знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Такие задания вводят школьников в проблемы рационализации труда, исследовательских творче­ских методов познания. Они применяются в процессе изучения любого пред­мета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружко­вых занятиях. Учащиеся составляют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзо­ры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению исторических событий; рефераты по литературно-крити­ческим источникам; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин, внося предложения по совершенствованию технологических процессов.

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приобре­тении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор школьни­ков, в овладении ими первичными исследовательскими навыками.

Самостоятельный просмотр и прослушиваниеучащимися теле-, радио­передачтакже весьма эффективны, если учитель организует и контролирует этот процесс.

 

Комментарии

Формы обучения — целенаправленная, четко организованная, содер­жательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организа­ции содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обу­чения(урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.) имеют обучаю­щее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку оп­ределенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения(бри-гадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совер­шенствовать знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения(групповые и индивидуальные занятия, группы выравнива­ния, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учеб­ного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускорен­ному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.

Функции форм обучения сложны и многообразны. Обучающе-образо­вательнаяфункция позволяет создать наилучшие условия для передачи де­тям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития даро­ваний, практических способностей, активного участия в производстве и обще­ственной жизни. Воспитательная— способствует активному проявлению всех духовных сил ребенка. Организационная— требует от учителя четкой орга­низационно-методической подачи материала. Психологическаяфункция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активно­сти, привычки к работе в одно и то же время. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами обучения выполняет разви­вающуюфункцию. Многообразие и разнообразие форм обучения порождают богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что по­зволяет включать в работу весь комплекс психических процессов ученика.

Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференци-рующуюфункцию, реализация которой позволяет детям обмениваться инфор­мацией в практических делах, учиться взаимопониманию и взаимопомощи. Систематизирующаяи структурирующаяфункции состоят в том, что орга­низация обучения требует разбивки всего учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплексирующуюи координирующуюфункции. На­конец, стимулирующаяфункция проявляется с наибольшей силой тогда, ког­да обучение соответствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и организма.

 

 

Комментарии

Проверка знаний, навыков и умений является составной частью про­цесса обучения и осуществляется в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования.

Проверку знаний, навыков и умений учитель может выполнить лишь в том случае, если она осуществляется в соответствии с принципами обучения (см. 12.4) и обусловленными ими более конкретными требованиями к про­верке,т. е. требованиями:

систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление;

всесторонности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и за результатом полученных знаний, навыков и умений;

объективности, требующей качественного контроля за формирую­щимися знаниями, навыками и умениями;

индивидуальности в сочетании с коллективностью, нацеливающих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего коллектива;

познавательности, предполагающей важность и необходимость про­верки как показателя эффективности процесса формирования зна­ний, навыков и умений;

дифференцированностй, ориентирующей, во-первых, на использова­ние конкретных методов проверки для повышения качества форми­рования определенных знаний, навыков и умений и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего про­цесса обучения.

выявления новизны, требующей совершенствования форм и методов

проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффектив­ности самой проверки. Проверка может быть:

текущей, осуществляемой периодически в ходе всего процесса обу­чения;

контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить степень сформированности знаний, навыков и умений;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.