Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмоциональные и волевые процессы, психические 4 глава





Кроме того, следует помнить, что в основе всех социально-психологиче­ских явлений лежат социальные процессы взаимодействия, восприятия, взаи­моотношений и общения людей. В ходе производства и потребления матери­альных благ люди вступают в различного рода социальные отношения, в осно­ве которых и лежат их взаимодействие, восприятие и общение. Без правильного понимания их специфики нельзя хорошо понять психологию людей.

 

Глава восьмой

Комментарии

Социальные группы это устойчивые общности с определенным ко­личеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и свя­занных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами.

Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отра­жает специфику отношений между людьми.

Большие группы— это общности людей, существующие а масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не пред­полагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут от­носиться: этносы (нации), классы, религиозные конфессии, политические и общественные организации, возрастные группы и т. п.



Предприятия, местные организации, территориальные общности (жите­лей одного района, города) можно назвать среднимисоциальными группами.

Малые группы— небольшие общности, члены которых имеют непосред­ственные контакты и строго иерархизированные отношения.

Микрогруппы— группы, возникающие внутри малых групп и отлича­ющиеся особой близостью отношений между их членами.

Организованные группы— группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.

В отличие от них неорганизованные группытакой структуры и нала­женных отношений не имеют и являются или только что созданными, или существующими непродолжительное время.

Различают также формальныеи неформальные группы.Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальные группы фун­кционируют в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформаль­ные — складываются на основе личных симпатий и антипатий.



Слаборазвитые— группы, находящиеся на начальном этапе своего су­ществования. Их часто называют диффузными.

Высокоразвитые— группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплочен­ностью и т.д. Обычно их называют коллективами.

Референтные(эталонные) — группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные(группы членства) — группы, в которых люди реаль­но состоят и трудятся.

Реальные— группы, в которых люди постоянно находятся в повседнев­ной жизни и деятельности.

Условные— группы, объединенные по какому-то общему признаку, на­пример, по возрасту, полу и т.д.

Первичные^ группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между людьми.

 

Глава еосъмаЦ^Ш

Комментарии

Взаимодействие процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.

Социальная перцепция — процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — субъектив­ные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Общение — взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речево­го и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в моти-вационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.

Классовая психология — социально-психологические явления, возника­ющие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотно­шений представителей различных классов, а также социально-психологиче­ские особенности последних. Обычно к этому виду явлений относят психиче­ский склад класса, а также специфику мотивации, настроений, отношений, поведения его представителей.



Национальная психология — социально-психологические явления, харак­теризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психоло­гические особенности. Этническая психология существует и проявляется в форме национального самосознания, национального характера, национального темперамента, национальных интересов и ценностных ориентации, чувств, на­строений и традиций (ее структурообразующая сторона) и национально-пси­хологических особенностей (ее динамическая сторона) представителей конк­ретных этнических общностей.

Политическая психология — социально-психологические явления и процессы, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций.

Религиозная психология — социально-психологические особенности вза­имодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят: религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специфику общения верующих, а также их культовое и ритуальное поведение.

Психология малой группы — социально-психологические явления и процессы, возникающие и развивающиеся в малой группе (см. 8.8; 8.14).

Психология семейных отношений — социально-психологические явле­ния и процессы, возникающие в процессе взаимодействия, общения и взаимо­отношений членов семьи как представителей определенной группы.

Социальная психология личности — социально-психологические особен­ности человека как личности.

Глава восьмая

Комментарии

Философия считает взаимодействие категорией, отражающей процессы воздействия материальных объектов друг на друга. С ее точки зрения взаимо­действие — это объективная и универсальная форма движения, развития, оп­ределяющая существование и структурную организацию любой материальной системы.

Психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные отношения и связи.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие— это случайные или преднамерен­ные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, -деятельности, отношений и установок.

Главными признакамитакого взаимодействия выступают:

— наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

— эксплицированность, т. е. доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

— ситуативность, т. е. достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, интенсивностью, нормами и правилами от­ношений, в силу чего она становится изменчивым феноменом;

— рефлексивная многозначность — зависимость восприятия взаимодей­ствия от условий его осуществления и оценок участвующих в нем людей.

Межгрупповое взаимодействие— процесс непосредственного или опос­редованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга. Обычно оно имеет место между частями групп и между целыми группами и выступает как интегрирующий фактор образования различных общностей.

Взаимодействие может быть также различным по форме и содержанию в зависимости от уровнейего осуществления.

Низший уровень взаимодействия — это простейшие первичные контак­ты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первоначальное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не получить всестороннего развития.

Высшим уровнем взаимодействия выступает совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание — это такая форма взаимодействия индивидов, при которой они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также содействуют достижению единой цели.

 

Глава восьмая

Комментарии

Социальная перцепция это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Особенностямисоциальной перцепции являются:

1) активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к вос­принимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предме­тов. И объект, и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;

2) целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъек­та социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порож­дения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смыс­ловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;

3) мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свиде­тельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотиваци-онно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Социальная перцепция обычно проявляется как:

1) восприятие членами группы:-друг друга;

— членов другой группы;

2) восприятие человеком:

— самого себя;

— своей группы;

— «чужой» группы;

3) восприятие группой:

— своего человека;

— членов другой группы;

4) восприятие группой другой группы (или групп).

Процесс социальной перцепциипредставляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особен­ностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отноше­ние к наблюдаемому и формируются определенные представления о возмож­ном поведении конкретных людей и групп.

В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует свои отношения и поведение в различных ситуациях взаимо­действия и общения с другими людьми.

 

Глава восьмая

Комментарии

Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств ре­чевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфе­рах участвующих в общении людей.

Функции общения:

контактная — установление контакта как состояния обоюдной го­товности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности;

информационная — обмен сообщениями, т. е. прием и передача ка­ких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т. д.;

побудительная ~ стимуляция активности партнера по общению, на­правляющая его на выполнение тех или иных действий;

координационная — взаимное ориентирование и согласование дей­ствий людей при организации и осуществлении совместной дея­тельности;

понимания — не только адекватное восприятие и оценка смысла сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);

амотивная — возбуждения в партнере нужных эмоциональных пе­реживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью соб­ственных переживаний и состояний инициатора общения;

установления отношений — осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду;

оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смыс-ловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мне­ний, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Обычно общение различается по:

количеству участников:межличностное — общение между инди­видами; групповое — общение между группами (организованными), и массовое, если группы неорганизованные;

способу общения:вербальное — общение с помощью языка; невер­бальное — общение с помощью других средств получения и переда­чи информации;

положению общающихся:контактное — общение с помощью лич­ных контактов людей; дисконтактное — общение с помощью, на­пример, средств массовой информации;

условиям:официальное — общение в рамках социально организо­ванных встреч; неофициальное — общение по личной инициативе;

задачам:установочное — общение с целью знакомства и налажива­ния отношений; информационное — общение с целью обмена инфор­мацией.

 

 

Глава восьмая

Комментарии

Малые группы это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредствен­ном личном контакте (общении), что является основой для возникновения груп­пы как целого.

Различают следующие виды малых групп.

Условные— группы, объединенные по какому-то общему признаку, на­пример, по возрасту, полу и т. д.

Реальные— группы, в которых люди постоянно находятся в повседнев­ной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные— группы, имеющие официально заданную извне структуру.

Неформальные— группы, образованные на основе личностных пред­почтений.

Формальные группы функционирует в соответствии с заранее установ­ленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструк­циями, уставами. Неформальные группы складываются на основе личных сим­патий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые — группы, находящиеся на начальном этапе своего су­ществования.

Высокоразвитые— группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, спло­ченности и т. д.

Диффузные— группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциям и переживаниями.

Коллектив— это высшая форма объединения людей, создающая наибо­лее благоприятные условия для совместной деятельности.

Характерными признаками коллектива, отличающими его от других форм объединения людей, являются:

— деятельность, направленная на общий для группы людей объект, в процессе которой они связаны местом работы, временем и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т. д.;

— это организованное объединение людей, имеющее четкую, закреплен­ную структуру, общую волю, выразителем которой выступают дове­ренные лица (руководители);

— общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.

Референтные(.эталонные) — группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные(группы членства) — группы, в которых люди реаль­но включены и трудятся.

 

 

Ттж'тшжшш*'

Комментарии

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:

композиционную подструктуру, т. е. совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значи­мых с точки зрения состава группы как целого.

Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представ­ления о национальности и социальном происхождении ее членов, т.к. психо­логические особенности людей влияют на характер их совместной деятельно­сти, межличностных отношений, своеобразие образования неформальных мик­рогрупп, статус и позиции их членов;

подструктуру межличностных предпочтений, т. е. проявле­ние совокупности реальных межличностных связей членов группы, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые фик­сируются с помощью социометрии1.

Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в ней сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения присутствуют между ними и т. д.;

коммуникативную подструктуру совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, суще­ствующих как между ними самими, так и с внешней средой, отража­ющая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различ­ных сведений и знаний. Владение последними — важный показа­тель положения члена группы, т. к. доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии;

подструктуру функциональных отношений совокупность проявления различных взаимозависимостей членов малой группы, яв­ляющихся следствием способности ими играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.

Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди в силу специфики функционирования их индивидуально- и социаль­но-психологических качеств занимают разное положение, выполняют разные обязанности и испытывают в связи с конкретной ролью определенное отно­шение друг к другу.

1 Социометрия (от лат. societas — «общество» и metreo — «измеряю») — метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, (графически) структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характе­ра взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

 

 

Глава восьмая

Комментарии

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специально­го анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психо­логии.

Она, как и всякая другая общность людей, отличается единством духов­ной жизни и психологии, имеющим свои особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде:

взаимоотношений (синоним: межличностные отношения) — субъективных связей, возникающих в результате взаимодействия людей и сопровождаемых различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. Взаимоотношения обусловливают сти­мулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы фор­мирования и саморазвития малой группы;

групповых устремлений, к которым относятся цели, задачи, по­требности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и разви­тие системы ее устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей;

групповых настроений, представляющих собой сложные эмоцио­нальные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших ими в определенный период, которые в значительной степени определяют направленность, ориен­тацию и характер всех проявлений психологии группы и отдель­ных ее членов. Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом;

традиций, представляющих собой сложившиеся на основе длитель­ного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренив­шиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и дей­ствий, повседневного общения, соблюдение которых стало потребно­стью каждого члена малой группы.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характе­ризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой. Пос­ледние, по сути, и определяют эффективность и направленность устремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом — на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного орга­низма, ее психологии присущи также черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональных, возрастных и др.) Вместе с тем психология малой группы в отличие от них более специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности имен­но ее членов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.

 

Глава восьмая

Комментарии

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в малой группе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Система межличностных отношений в малой группе в силу своей внут­ренней психологической обусловленности и сложности складывается иногда стихийно. Она в большинстве случаев трудно различима, часто организацион­но не оформлена, особенно в начальный период.

Между тем эта система чрезвычайно значима и должна пристально изу­чаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений фор­мируются не только все остальные компоненты психологии малой группы, но и многие элементы, их составляющие: взаимные требования и нормы совмес­тной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопережива­ния и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подража­ние и самоутверждение.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.

Общественно-политические взаимоотношениявозникают и функцио­нируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероп­риятий в группе.

Служебные взаимоотношенияскладываются в процессе совместной про­фессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Внеслужебные взаимоотношениявозникают между членами малой груп­пы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в про­цессе совместного отдыха и т. д.

Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям опреде­ленных принципов.

Принцип уваженияи субординациипредполагает создание таких взаи­моотношений в малой группе, которые соответствуют: нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам.

Принцип сплоченностипредполагает формирование у всех членов группы взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать друг другу, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.

Принцип гуманизмапредполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

 

Глава восьмая

Комментарии

Групповые устремления это цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий чле­нов малой группы.

В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выража­ются прежде всего объективно встающие перед ними общие для всех и инди­видуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются их конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдель­ности и группы в целом. Устремления, подобно компасу, ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Через них пе­риодически опосредованно контролируются достигаемые в определенные пе­риоды жизни результаты их деятельности. Они в интегрированном виде не­прерывно регулируют совместные усилия и непосредственную активность чле­нов малой группы в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.

Цели— это наиболее значимые для группы предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее дея­тельности.

Цели могут быть близкими и дальними, общественно значимыми и важ­ными только для конкретной группы, в зависимости от того, какую значимость она им придает и какую роль в социальной жизни они играют.

Потребностигруппы — это то, в чем она и ее члены нуждаются.

Мотивамидля малой группы выступают побудительные силы совмест­ной деятельности ее членов, заставляющие их заниматься той или иной дея­тельностью, ради которой они, как правило, и объединились.

В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции:

ценностно-нормативную,свидетельствующую о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы;

организационно-функциональную,в ходе реализации которой группо­вые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри и межгруппового взаимодействия;

индивидуально-мотивационную,фиксирующую личностный смысл, зна­чимость совместной деятельности для членов малой группы.

 

Тлава восьмащ

Комментарии

Групповое мнение — это совокупность оценочных суждений, в кото­рых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее спло­ченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.

Групповое мнение выполняет определенные функции:

информационную,показывающую, на каком этапе своего развития нахо­дится малая группа, каковы ее сплоченность, характер взаимоотношений меж­ду членами и т. д.;

функцию воздействия,посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мне­ний и суждений и т. д.;

оценочную,с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

Эффективность группового мнения объясняется:

сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное стремление к само­совершенствованию) ;

— оперативностью в реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;

— способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсозна­тельную сферу человеческой психики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.