Сделай Сам Свою Работу на 5

Отражение воздействий окружающей действительности.





Предисловие

Психология и педагогика — очень сложные отрасли знаний, исследую­щие чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями общественных и естественно­научных дисциплин. Вот почему психология и педагогика не поддаются бы­строму освоению, их содержание трудно запомнить с первого раза.

Для изучения данных предметов нужна определенная система, облегчаю­щая процесс овладения обширным материалом. Важнейшая характеристика любой системы — ее внутренняя упорядоченность. И здесь на помощь прихо­дят прежде всего сами психология и педагогика, так как они достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и выявляют зависимости между ними. Остается лишь обобщить и представить эти зависимости в наи­более приемлемом для восприятия и запоминания виде. Так появляется схе­ма — наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлять в созна­нии усвоенные знания и информацию.



Включенные в содержание книги схемы позволяют достичь как ситуа­тивного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий педагогики и психологии. Каждая из них несет определенную нагрузку, отно­сится к тем базовым внутренним составляющим всего каркаса психолого-педа­гогических знаний, которые могут затем и наращиваться, и расширятся, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Данные же к схемам комментарии разъясняют и закрепляют заложенную в них информацию.

Представленная книга:

— показывает, в каком направлении и как нужно овладевать психоло­го-педагогическими знаниями;

— выражает основные принципы подхода к их анализу и изучению;

. содержит информацию о предмете изучения, изложенную в обобщен--ном и систематизированном виде;

— включает сведения, являющиеся результатом осмысления многих на­учных исследований и публикаций по психологии и педагогике.

Глава первая Предмет, задачи и особенности психологии как науки

Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения — научить человечество обращаться с этим сокровищем.



К. Рерих

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объек­том, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые иссле­дует конкретная наука, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология — это особая область знаний, в которой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных пред­ставлений (например, парапсихологические явления), а с другой — своеобраз­ные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психоло­гию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачами любой науки выступают основные направления ее исследова­ния и развития, а также те цели, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных результатов.

Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрез­вычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможно­стей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствова­ние людей и их психики.

 

Глава первая

Комментарии

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теорети­чески правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.



Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось разви­тие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлени­ях правильного осмысления функционирования психики и сознания в усло­виях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психоло­гическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию психиче­ского развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об ос­новных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей выра­батывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных об­щественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологиче­ское происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам эконо­мического производства, с помощью каких психологических средств и методов можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конф­ликтность в ходе нее и т.д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание зако­номерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффек­тивных методов обучения и воспитания.

 

Глава первая

Комментарии

1. Психология одна из самых сложных наук, т.к. носителем психи­ки является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм. Да и сами психологические явления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

Мы еще толком не знаем даже, почему человек смеется, лишь человек, и никто другой.

Паруйр Севак I

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явления­ми, психическими функциями сложнее, нежели чем-либо другим.

2. Слияние предмета и объекта психологииобъясняется тем, что че­ловек с помощью психики познает окружающий его мир. а потом на основе этого — и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые дос­таточно сложно изучить.

3. Уникальные практические следствияпсихологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями зна­ний очень часто гораздо более значимы для людей и объективно, и субъектив­но, поскольку что может быть важнее, чем осмыслить причины всех проблем человечества — психику и сознание его самого?

4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследованийвы­текает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявлять, что наиболь­шую сложность в будущем будут представлять не разработка каких-то сверх­сложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их (проектов) реализации и эксплуатации.

Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научиться им управлять.

Ф. Бич

 

Глава перващ

Комментарии

Мир психических явлений — это совокупность всех явлений и про­цессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы— это психические явления, обеспечивающие пер­вичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действи­тельности. Как правило, они имеют четкое начало, определенноетечение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, воспри­ятие, внимание, представление, память, воображение, мышление,речь), эмоцио­нальные и волевые.

Психические свойства— наиболее устойчивые ипостоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-ко­личественный уровень поведения и деятельности, типичныйдля данного чело­века. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, харак­тер и способности.

Психические состояния— определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерныйдля него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

Психические образования— психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы— это психологиче­ские феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлияни­ем людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.

Именуют богатством  
блага те, что вовне,
Настоящее благо  
существует во мне.
  Р. Тагор

 

 

 

 

Комментарии:

Житейская психология — это психологические знания, почерпну­тые людьми из обыденной жизни. Они обладают следующими основными отличительными характеристиками:

конкретностью,т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, конк­ретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

интуитивностью,свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

ограниченностью,т. е. слабыми представлениями человека о специ­фике и сферах функционирования конкретных психологических фе­номенов;

основываются на наблюдениях и размышлениях,а это означает, что обыденные психологические знания неподвергнуты научному ос­мыслению;

ограниченностью в материалах, т.е. человек,обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями,не может их сравнить с подобными же у других людей.

Научная психология это устойчивые психологические знания, по­лученные в процессе теоретического и экспериментальногоизучения психи­ки людей и животных. Им присущи свои особенности:

— обобщенность,т. е. осмысленность конкретногопсихологического яв­ления на основе специфики его проявленияу многихлюдей, во мно­гих условиях, применительно ко многимзадачам человеческой дея­тельности;

рационализм,свидетельствующий о том, что научныепсихологиче­ские знания максимально исследованы и осознаны:

неограниченность,т. е. способность быть использованной множеством людей;

экспериментальная основа,т.е. научные психологические знания ис­следованы в различных условиях;

слабая ограниченность в материалах,означающая, что научные пси­хологические знания изучены на основе многочисленных опытов и часто в уникальных условиях.

Конечно, бытие определяет сознание. Это как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы до сих пор сидели бы в пе­щерах.

А. и Б. Стругацкие

 

 

УГлава первая

Комментарии

1-й этап.Первые представления о психике носили анимистический ха­рактер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели при­чину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие пси­хического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела.Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап.В XVII в. были заложены методологические предпосылки на­учного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал,что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавлива­ет наличие у себя внутренней жизни. Дж. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Он выдвинул принцип атоми­стического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминист­ское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования пси­хики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиоло­гии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспе­риментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиориз­ма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что дос­тупно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, приклад­ную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-матери-алистического взгляда на происхождение психики.

Комментарии

Наблюдение наиболее распространенный метод, с помощью которо­го изучают психологические явления в различных условиях без вмешатель­ства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейскоенаблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит слу­чайный, неорганизованный характер. Научное— является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное— предусматривает участие исследователя в деятельности, кото­рую он изучает; в невключенномэтого не требуется.

Эксперимент метод, предполагающий активное вмешательство ис­следователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших усло­вий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным,когда он протекает в специаль­но организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструк­цией; естественным,когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим,когда изучаются лишь необходимые психологические явле­ния; формирующим,в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или^ иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предме­там труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование),когда воп­росы задаются на бумаге; устным,когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью,во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное,исследующее разнообразные про­явления психики индивидов (обычно оно включает использование конститу­тивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и ад­дитивных методик) и тестирование психокоррекционное(обычно предпола­гающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, пси­хосинтеза и трансперсонального подхода).

 

Комментарии:

Изучение состояния проблемы, разработка программы ис­следования, формулировка гипотез, выбор методов исследова­ния. Этот этап предполагает:

— выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме;

— составление программы исследования, которая обычно включает: 1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета изуче­ния; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основ­ных задач; 4) предварительный системный анализ объекта исследо­вания; 5) выдвижение рабочих гипотез; 6) составление принципи­ального (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных процедур сбора и анализа перв1гчных данных. \

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с

помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Качественная и количественная обработка данных. Качествен­ная обработка предполагает предварительное определение показателей, по ко­торым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологиче­ских явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количе­ственная обработка данных. Обычно она включает применение методов аль­тернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

Интерпретация данных, формулирование выводов, практи­ческих рекомендаций, разработка прогноза развития явлений.

На этом этапе на основе качественной и количественной обработки получен­ных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует нали­чие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаклю­чения относительно закономерностей его функционирования и проявления. При необходимости (или если это предполагают тема и программа исследо­вания) может быть осуществлена выработка практических рекомендаций для других исследователей, которые впоследствии будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И, наконец, может составлять­ся прогноз развития изучаемого явления.

 

 

Комментарии

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог. Основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разрабо­тал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию.

Блонский Павел Петрович (1884-1941) — шщвшщЛся российский пси­холог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулиро­вал генетическую (стадиальную) теорию памяти.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки.

Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) — видный россий­ский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в он­тогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.

Корнилов Константин Николаевич (1879-1957) — известный россий­ский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психо­логии воли и характера.

Ланге Николай Николаевич (1858-1921) — один из основателей экспе­риментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) — выдающийся отечествен­ный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией разрабатывал культур­но-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологиче­скую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направ­лением в отечественной и мировой психологической науке.

Лурия Александр Романович (1902-1977) — выдающийся отечествен­ный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию проблем локализации высших психических функций.

Нечаев Александр Петрович (1870-1948) — один из основателей экс­периментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал память и индивидуальные различия людей.

Павлов Иван Петрович (1849-1936) — великий русский физиолог, ос­нователь учения о высшей нервной деятельности человека.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) — выдающийся отече­ственный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психоло­гии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) — великий русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.

 

 

Комментарии

Психоанализ одно из наиболее известных направлений психоло­гии за рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколь­ко бессознательным.

Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: анализ свободных ассоциа­ций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раз­дражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S — R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и приме­нять математические методы для обработки результатов его исследования.

Гешталыппсихология направление в западной психологии, воз­никшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Восприятие как психический познавательный процесс, например, у геш-тальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описы­ваются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная органи­зация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятие фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.

Гуманистическая психология одно из ведущих направлений со­временной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы XX в. и противопо­ставляющее себя психоанализу и бихевиоризму.

Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистиче­ская психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем слу­чае, нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздей­ствия окружающей среды.

Трансперсональная психология новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживания­ми», «космическим сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требу­ющими взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

 

Комментарии

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникнове­ние и развитие ее конкретных отраслей.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие законо­мерности функционирования психики и человеческого сознания, психиче­ские процессы, свойства состояния и формирования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и про­цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особен­ности и закономерности психики животных на разных этапах развития жи­вотного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психологи­ческих особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В ее задачи входят исследование процессов усвое­ния знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обуче­нием и подготовкой учащихся к практической деятельности и др.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разно­го возраста, процесс формирования личности человека и его умственного раз­вития, возрастных особенностей процессбв восприятия, мышления, памяти, ин­тересов, мотивов деятельности и т. п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем со­отношения технических требований современных машин и психических возмож­ностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусства изучает психологическую специфику творче­ской деятельности в различных видах искусств (литературе, музыке, живопи­си, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений ис­кусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических осо­бенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности чело­века во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.

 

 

Военная психология изучает психологию личности воина, воинского коллектива, психологические особенности их профессиональной деятельно-сти в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содей­ствуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология основное внимание уделяет особенностям наруше­ний психики в связи с теми или другими недостатками в строении и фун­кциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как ре­зультат расширения сферы человеческой деятельности, с ее рационализацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических законо­мерностей (полученных в результате исследований, например, по общей или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, деятель­ностью людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические зако­номерности. Именно поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тог­да, когда оно строится^не абстрактно, а с учетом практических задач. Психоло­гия изучает закономерности психики человека не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и ставя перед собой кон­кретную цель: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

 

Глава втораяМетодологические и теоретические основы психологии

Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методологией. С каждым шагом методологии вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами.

И. П. Павлов

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опирать­ся на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают мето­дология и теория.

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь теория — это совокупность взгля­дов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жиз­ни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общаямето­дология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наибо­лее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составля­ющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальнаяметодология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) за­коны и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частнаяметодология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые состав­ляют предмет и объект ее анализа.

Глава вторая

Комментарии

В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления: о первичности материи и вторичности сознания; о движущих силах развития объективной реальности и психики; о единстве внешней, материальной, деятельности и внутренней, психической; о социальной обусловленности развития психики человека; о психике как функции головного мозга; о сознании как высшем этапе развития психики.

Специальной методологией психологии выступают ее методологи­ческие принципы: детерминизм; единство сознания и деятельности; разви­тие; личностный подход.

Принцип детерминизма,т. е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными ус­ловиями и изменяются с изменением этих условий.

Принцип единства сознания и деятельностиозначает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образу­ют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само­сознание обеспечивает активный характер деятельности.

Принцип развитияозначает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

Принцип личностного подходаориентирует исследователей всех инди­видуально- и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки выступают ее мето­ды (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характе­ристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкрет­ных психологических явлений (см. 1.7).

Брось свои иносказанья, Брось гипотезы пустые, На проклятые вопросы Дай ответы мне простые. И. Кант

 

Комментарии

Общая методология российской психологической науки исходит из того, что:

1) окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи);

2) материя первична, а сознание вторично;

3) материя находится в непрерывном движении, развитии:

— движущие силы развития окружающего мира, материи подчиняются законам:

единства и борьбы противоположностей;

перехода количественных изменений в качественные;

отрицания отрицания;

— движение определяет собой качественные характеристики всех явле­ний объективной реальности и собственно психики;

4) окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции. Специальная методология психологической науки исходит из того,

что:

1) психика — свойство высокоорганизованной материи, функция голов­ного мозга;

2) сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности;

3) сознание — высший этап развития психики;

4) психика, сознание социально обусловлены.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.