Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмоциональные и волевые процессы, психические 6 глава





Содержательная сторона интеллектуального развития — развитие обще­духовное, которое включает в себя определенный объем основных научных знаний о мире и способность философской, конкретно-исторической оценки действительности. Его элементом является и гражданско-политическое разви­тие, проявляющееся в знаниях о коренных интересах различных классов и социальных групп, о политике как концентрированном выражении экономики, в способности с общегражданских позиций оценивать явления, события, про­цессы общественной жизни.

Большое значение в жизни ребенка имеет нравственное развитие, вклю­чающее в себя знание основных нравственных норм, правил, твердые социаль­но ценные привычки поведения в единстве с устойчивым нравственным чув­ством, со способностью нравственного переживания. Оно предполагает реши­мость в выборе поведения с позиций нравственных убеждений, величие и твердость духа, необходимые для последовательного и мужественного отстаи­вания своих взглядов.

Эмоциональное развитие ребенка выражается в его способности чув­ственно правильно откликаться на явления окружающей действительности, в умении управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакци­ями, психическими состояниями.



Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетического идеала и художественного вкуса, способность активного идейно-эмоциональ-

 

 

Шлава девятая

Комментарии

В процессе формирования ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение 9-месячного развития в утробе матери, и социальную, в течение при­мерно 17-18 лет в различных формах социального развития и воспитания.

Социальная стадия имеет следующую структуру.

1. От рождения до 1 года — раннее младенчество. Это период пер­воначального приспособления и приведения в готовность сущност­ных сил ребенка к первичной адаптации к жизни.

2. От 1 года до 3 лет — собственно младенчество. Один из наибо­лее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, развития его физических функций, психических свойств и процессов.

3. От 3 до 6 лет — раннее детство, этап перехода от младенчества к детству. Это время интенсивного накопления социально значимого опыта и умений ориентироваться в социальном пространстве, форми­рования основных черт характера и отношения к окружающему миру.



Все три периода от рождения до 6 лет называют еще преддошкольным или дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начина­ется для многих ребят с 6 лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематиче­скому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному на­пряжению наступает к 7 годам.

4. От 6 до 8 лет — собственно детство. В этот период происхо­дит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопле­ние физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду.

5. От 8 до 11 лет — предподростковый период, время зрелого дет­ства, накопления физических и духовных сил для перехода к отроче­ству Вместе с периодом детства предподростковый период именуется также младшим школьным возрастом.

6. От И до 14 лет — отроческий, подростковый возраст новый качественный этап в развитии ребенка, наиболее характерными чер­тами которого являются: в физиологическом отношении — половое созревание, в психологическом — формирование личностного самосознания, активное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.

7. От 14 до 18 лет юношеский возраст— время завершения физи­ческого и психологического созревания, социальной готовности к об­щественно полезному производительному труду и гражданской ответ­ственности. Девушки и юноши — старшие школьники — получают некоторую подготовку в области психологии и этики семейной жизни.



 

Глава девяпишт

Комментарии

Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся кон­статацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образова­тельных уровней.

Дошкольное— образование, получаемое воспитанниками в сети дош­кольных образовательных учреждений или под руководством родителей.

Общее— образование, включающее три ступени, соответствующие уров­ням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (пол­ное) общее.

Дополнительное— образование, полученное в музыкальных и художе­ственных школах или по программам, выходящим за пределы государствен­ных образовательных стандартов.

Среднее профессиональное образование— совокупность знаний, уме­ний и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начально­го профессионального образования в средних специальных учебных заведени­ях или на первой ступени в образовательных учреждениях высшего професси­онального образования.

Высшее профессиональное— образование, имеющее целью подготовку (и переподготовку) специалистов соответствующего профиля и уровня, удов­летворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образо­вания, реализуемое в высших учебных заведениях.

Автономность образования— один из основных принципов государ­ственной политики в области образования: возможность образовательных уч­реждений самостоятельно разрабатывать и утверждать учебный план, поря­док и периодичность промежуточной аттестации, систему оценок обучающихся (воспитанников).

Адаптивность образования— один из основных принципов государ­ственной политики в сфере образования: приспособление системы образова­ния к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспи­танников).

Демократизация образования— один из основных принципов го­сударственной политики в области образования, предполагающий ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государ­ственной системе, в которой личность, общество и государство являются пол­ноправными партнерами.

Единство культурного и образовательного пространства— один из основных принципов государственной политики в области образования, обес­печивающий связь федеральной программы развития образования с нацио­нальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни социально-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.

 

 

Глава девятая

Комментарии

Человек должен постоянно и непрерывно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осуществлять это само­образование.

Самообразование целеустремленная работа человека по расшире­нию и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобрете­нию новых навыков и умений.

Самообразовательная деятельность — исключительно нужная плодотвор­ная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Бла­годаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал человека, повышается его идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот почему необходима упорная систематическая работа над самообразованием.

Самообразованием должны заниматься практически все люди, однако его объем и характер могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.

Личность, обладающую высокой культурой, характеризуют всесторонние знания, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происхо­дящего. Ей необходимы знания педагогических и психологических основ обу­чения и воспитания, всесторонняя информированность и компетентность в жизненно важных вопросах.

Значительная часть людей конечную цель педагогического самообразова­ния все чаще видит в приобщении к творческому поиску, эксперименту, всесто­роннему исследованию и осознанию необходимости самосовершенствования.

Для обеспечения целенаправленности и систематичности занятий по самообразованию опытные люди составляют соответствующий план, в котором предусматриваются объем и последовательность работы, сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому виду самостоятельной дея­тельности. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а следовательно, дольше и хуже.

Главный инструмент духовного развития человека — чтение. Общение с книгой — это заочное общение с мудрейшими людьми мира.

В наш век возрастающего количества печатных изданий и необходимо­сти их своевременного изучения остро встал вопрос о технике чтения. С одной стороны, она должна обеспечивать быстрый просмотр новых поступлений ин­тересующей литературы, а с другой — глубокое изучение необходимых мате­риалов. В этой связи люди с высокой педагогической культурой подходят к книгам дифференцированно и владеют, как правило, двумя способами чте­ния: углубленным и скоростным.

 

Глава девятая

Комментарии

Главная задача самообразования — самостоятельное развитие и совер­шенствование личности. Культурно-образовательная характеристика идеаль­ного человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духов­ных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Все это способ­ствует реализации идеала всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека.

В отличие от идеала цель самообразования — сформировать из себя личность, способную в новых социально-экономических и политических усло­виях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается возможно более полным развитием ее сущност­ных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Общая стратегия самообразования гуманной, демократической, максималь­но подготовленной к жизни личности заключается в обеспечении себя воз­можностью всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность от­стаивать свои жизненные позиции.

Достигается это в результате постоянной самостоятельной работычело­века над литературой,в которой,он находит примеры для подражания и само­развития. Важное значение в связи с этим приобретает умение ориентировать­ся в потоке информации. Оно складывается из знания источников информа­ции, их сильных и слабых сторон, способности находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической дея­тельности.

Затем на основе прочитанного и выбранного в качестве образца для под­ражания человек может осуществлять самостоятельные упражненияи тре­нировки,позволяющие вырабатывать и закреплять необходимые для практи­ческой деятельности качества.

Большая роль в процессе самообразования принадлежит также выполне­нию самостоятельных практических заданий,которые человек разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они позволяют шлифовать его про­фессиональные качества, проверять их на практике с учетом усвоенных знаний и новой информации, получаемой об их проявлении в непосредственном про­цессе саморазвития.

И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит за новы­ми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиовизуальными средствами,накапливая, а затем и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.

 

Глава девятая

Комментарии

Самовоспитание целенаправленная активная деятельность чело­века по формированию и развитию у себя положительных и устранению отри­цательных качеств.

Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание — непременное усло­вие совершенствования человека.

Среди содержательных компонентов самовоспитания в первую очередь следует выделить: глубоко осознанные цели и задачи; выработанные и при­нятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы само­совершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идейно-политические, профессио­нальные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведе­ния и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессиональною развития; определенную степень совершенствования во­левых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, осо­бенно в трудных и сложных ситуациях и экстремальных условиях.

Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида дея­тельности, являются потребности и мотивы ~ сложные и глубоко осознан­ные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя раз­личные аспекты развития личности: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по самовос­питанию специфических качеств и связан с составлением программы по само­воспитанию, предусматривающей развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.

В то же время эти сферы развития личности тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексною подхода к их само­воспитанию, а также постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им.

Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ челове­ком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, уровню развития своих личностных качеств, состоянию, воз­можностям, духовным и физическим силам.

Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и соци­альных группах.

 

Комментарии

Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовность и спо­собность к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих по­ступков с поступками других людей, готовность к самокритичному отношению к своей деятельности, а также выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.

Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность че­ловека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, нега­тивного в его сознании, отношениях, поведении и действиях. В этом случае самовоспитание выступает в качестве внутренней основы процесса самостоя­тельного перевоспитания личности.

Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание — сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Он требует глубоко осознанного, целенаправленного и самокритичного отношения чело­века как к самому себе, так и к действиям окружающих его людей, осознания (а в связи с этим и определенного чувства переживания) недостатка образо­вания и воспитания, а также больших, иногда предельно волевых усилий в достижении поставленных целей по саморазвитию.

Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помо­щью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наибо­лее общим из них относятся самообязательства, самоорганизация личной жиз­ни и профессиональной деятельности, самоотчет и др.

Самообязательствавключают осознание целей и задач самосовершен­ствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по фор­мированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.

В соответствии с самообязательствами разрабатываются принципы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни,учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека.

Известны многие факты разработки и эффективного использования та­ких правил, например: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше»; или: «Для того чтобы достигнуть необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один раз отрежь»; «Надо взять за пра­вило: лучше числом поменьше, да качеством повыше» и др.

Часто человек сам формулирует для себя личные правила, которых стре­мится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации. Это могут быть правила, вытекающие из основ христианской морали и нравствен­ности или заимствованные у великих людей прошлого и современности.

В практической деятельности по самовоспитанию можно руководство­ваться следующими правилами — всегда и во всём:

— умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;

— не отвлекайся во время работы;

— подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом;

— не закончив начатого дела, не переходи к другому;

— старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно;

— встретишь на пути трудности — не прекращай работу;

— умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не слу­чится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»;

— проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях;

— думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в слож­ных обстоятельствах;

— со всеми проявляй вежливость и тактичность;

— избегай грубости даже с теми, кто тебе грубит;

— веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслу­женная, попроси слова и выскажи свое мнение;

— сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной;

v — учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприят­ную обстановку;

— внимательно слушай указания и советы старших, высказывания то­варищей, это поможет избежать многих ошибок;

— подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сдела­ны замечания.

Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать,

" что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая

жизнь и деятельность настолько сложны, многообразны и изменчивы, что

предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого

себя необходимо постоянно.

 

Глава десятая Методологические основы педагогики

Нет ничего более практичного, чем хорошие теория и методология

Л Болъцман

каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опирать­ся на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают мето­дология и теория.

Методология учение об идейных позициях науки, логике ее разви­тия и методах исследования. В свою очередь теория это совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат по­знания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действи­тельности.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая мето­дологияобеспечивает наиболее правильные и точные представления об об­щих законах развития объективного мира, а также о месте и роли в нем тех феноменов, которые изучает данная наука.

Сильным, опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свои труд.

В.А. Сухомлинский

Специальная методология,или методология конкретной науки, позволя­ет последней формулировать свои собственные закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методологияпредставляет собой со­вокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Образование клад; труд ключ к нему.

П. Буаст

 

Глава десятая

Комментарии

1. Общая методология педагогики предполагает учет:

— основных положений и принципов материалистической диалектики (см. 2.2,2.4, 2.5);

— закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

— закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно при­водит к улучшению их качества;

— закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных ка­честв, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование от­рицательных характеристик, если они свойственны человеку;

— основных категорий материалистической диалектики;

— представлений о зависимости педагогического процесса от социаль­но-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей наций;

— представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы-в обществе и его образовательных учрежде­ниях (см. 11.1, 11.2).

2. Специальная методология педагогики ориентирует на учет:

— устойчивых представлений о сознании и психике человека и воз­можностях педагогического и воспитательного воздействия на него (см. 2.3, 13.4, 13.5, 13.6);

— особенностей формирования личности в обществе и группе (коллек­тиве) в процессе общественно полезной деятельности (см. 6.2, 6.3, 6.4, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6, главу восьмую);

— единства воспитания и самовоспитания личности в группе (коллек­тиве);

— представлений о целостном формировании личности в группе (кол­лективе).

3. Частная методология педагогики предполагает учет:

— закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания (см. 11.2, 12.3, 12.4, 12.5, 13.7, 13.8);

— неразрывной связи, единства, взаимного проникновения обучения, вос­питания, развития и образования в ходе педагогического процесса;

— соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру дея­тельности учеников (воспитанников), их познавательным и физи­ческим возможностям.

 

Глава десятая

Комментарии

Методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом ис­следовании:

й: изучение литературных источников, документов— исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащим­ся в различных источниках и документах;

наблюдение— наиболее распространенный метод, с помощью кото­рого изучают педагогические явления в различных условиях без вме­шательства в их течение;

эксперимент— предполагает активное вмешательство исследовате­ля в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспи­тания;

анализ результатов деятельности— опосредованное изучение пе­дагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей;

анкетирование— изучение результатов обучения и воспитания с помощью анкет, содержащих письменные вопросы;

тесты— выполнение испытуемыми определенных действий по за­данию исследователя. Различают тестирование проективное, исследу­ющее разнообразные проявления психики индивидов в процессе обучения и воспитания (обычно оно включает использование кон­ститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, эксп­рессивных и аддитивных методик) и коррекционное (предполагает применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психо­драмы, психосинтеза и трансперсонального подхода);

биографический метод— изучение результатов обучения и воспи­тания человека по сведениям, содержащимся в биографических ха­рактеристиках;

беседа— непосредственное общение с учеником (воспитанником);

фотографии, кино-, теле-и звукозаписи— изучение хода и ре­зультатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото-, кино-, теле- и звукоматериалов;

обобщение независимых характеристик— выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от раз­личных людей.

Методы обработки и осмысления полученных педагогических данных:

теоретический анализ— осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педаго­гической наукой;

математическиеи статистические методы— методы математиче­ской и статистической обработки результатов педагогических иссле­дований: (контент-анализ, факторный анализ, методы ранжирова­ния, графопостроения и др.)

 

Комментарии

Под образованием понимают процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также в теоретической и практической подготовке человека.

Образование есть относительный результат процесса обучения, выража­ющийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отноше­ний к явлениям природы и общественной жизни. Образование вместе с тем представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сло­жившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсо­лютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, уме­ниями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряю­щимся научно-техническим прогрессом.

Образование не только сумма знаний, но и основа психологической го­товности человека к непрерывному процессу их накопления, переработки и совершенствования.

В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о при­роде, обществе, мышлении, способах деятельности,позволяющих ему за­нять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодействии и общении с другими индивидами.

Образование вооружает человека системой интеллектуальныхи прак­тических навыкови умений,помогающих ему решать любые проблемы, воз­никающие в его жизни и профессиональной деятельности.

В процессе получения образования человек накапливает опыт эмоцио­нально-волевого отношения к окружающему миру, к людям,что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психи­ку и внутренний мир, а с другой — поддерживать взаимовыгодные отноше­ния с социальной средой.

Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой де­ятельности,необходимый для решения разнообразных проблем жизни и дея­тельности.

Результатом образования является всестороннее развитие личности, т. е. формирование человека, имеющего широкие и фундаментальные знания, ус­тойчивые навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для обще­ства, человека, гармонически развитого в физическом и духовном отношениях, активного общественного деятеля, обладающего высокими нравственными идеалами, развитым эстетическим вкусом, разносторонними материальными и духовными потребностями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.