Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмоциональные и волевые процессы, психические 2 глава





 

 

Комментарии

Внешне обусловленные характеристики личности. Человек, ста­новясь личностью, формируется под влиянием внешних факторов.

Социальная природаличности определяется общественными отноше­ниями, в которых она формируется: отношениями, складывающимися прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ; политиче­скими; идеологическими; отношениями людей в социальной группе, в которую она входит.

Целостностьличности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе ее развития. Если присутствует доминирующее влияние одних фак­торов и недостаток других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, нельзя гово­рить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.

Стадиальностьразвития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального ста­новления, для которых могут быть характерны свои особенности и на каж­дом из которых действуют свои законы.

Кроме того, можно говорить и о неравномерности развития, например, свойств личности. Так, направленность личности формируется гораздо дольше, чем способности и т. д.



Внутренне обусловленные характеристики. Личность форми­руется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внутренних, которые определяются особенностями организма человека.

Неравномерностьразвития личности означает, что в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей один человек может развиваться быстрее, другой — медленнее. Ранее говорилось и о неравномер­ности развития, например, различных свойств личности, что тоже должно при­ниматься во внимание.

Интеграцияв развитии личности означает, что все внутренние возмож­ности организма человека в окончательном итоге мобилизуются на достиже­ние его качественного формирования.

Компенсацияв развитии личности означает, что, несмотря на возмож­ность существования у того или иного человека определенных генетических или психофизиологических недостатков или особенностей, в ходе его станов­ления и развития как личности при конкретной и настойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий всего организма он способен достигать хотя и не сразу, но полного своего индивидуального совершенствования.



 

 

 

Глава шестая

Комментарии

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С од­ной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслежи­вать и фиксировать, а с другой — в процессе обучения и воспитания челове­ка можно активно влиять на этот процесс.

Движущие силы психического развития это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; ее возрос­шими физическими способностями, духовными запросами и старыми фор­мами деятельности; новыми требованиями деятельности и ^сформирован­ными умениями и навыками.

Факторы психического развития личности— это то объективно суще­ствующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внут­ренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек; внутренними — биогенетические и физиоло­гические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности— это то, что оказыва­ет определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятель­ства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития.

Они бывают внешними и внутренними. Внешние предпосылки психи­ческого развития личности — это качество и особенности воспитания чело­века; внутренние — активность и желание, а также мотивы и цели, кото­рые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.



Уровни психического развития— степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирова­ния его личности.

Уровень актуального развития личности— показатель, характеризую­щий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, каковы обученность, навыки и умения личности, ее качества и их развитие. Современное состояние развития психологии и ее эксперименталь­ных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и опре­делять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.

Уровень ближайшего развития личности— показатель того, что чело­век не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других.

 

 

Глава шестая

Комментарии

Психологические особенности личности развиваются закономерно и в определенных направлениях. Эти направления и тенденции можно класси­фицировать и эффективно изучать в интересах совершенствования личности.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер лич­ности. Эти сферы развиваются в процессе обучения и накопления челове­ком опыта интеллектуального и эмоционально-волевого поведения. Этот про­цесс идет по линиям усложнения мыслительной деятельности и эмоциональ­но-волевого восприятия воздействий^ окружающего мира и социальной среды, формирования целостной структуры интеллекта, эмоций, чувств и воли лич­ности.

Развитие направленности, характера и способностей лич­ности. Можно следить за возникновением, становлением и усложнением мо-тивационно-потребностной сферы личности, ее направленности, выделять в ней ведущие и доминирующие линии. Можно также изучать и характеризовать доминирующие линии развития характера и способностей человека, их основ­ных особенностей.

Развитие психической структуры деятельности личности. Психологическая структура деятельности личности развивается в потоке из­менения соотношения между мотивами и целями, усложнения операциональ­ной стороны самой деятельности человека (см. 7.1, 7.5).

Основные тенденции психического развития.Тенденция 1 выражается в движении от непроизвольности, непосредственности восприятия и оценки воздействий окружающей среды и общества к произвольному, сознательному взаимодействию с ними.

Тенденция 2 выражается в становлении и стабилизации аналитико-син-тетической деятельности мозга человека, усложнении его эмоционально-воле­вой сферы.

Тенденция 3 состоит в постепенном переходе от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвлеченной, абст­рактно-логическому ее осмыслению.

Тенденция 4 характеризуется постепенной интеллектуализацией и услож­нением всех сторон жизни и деятельности личности, что приводит к формиро­ванию устойчивых черт направленности, характера и способностей, осмыслению положительных и отрицательных сторон темперамента, их продуктивному ис­пользованию в интересах совершенствования личности.

Тенденция 5 свидетельствует о характере завершения процесса формиро­вания личности, о возможных направлениях ее адаптации к социальному и профессиональному окружению.

 

 

Глава шестая

Комментарии

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака.

1. Человек — это своеобразный представитель других живых существ продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт

2. Человек — это отдельный представитель человеческой общности; вы­ходящее за рамки природной (биологической) ограниченности со­циальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладе­вающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как суще­ство своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимо­действии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность — это индивид, занимающий определенное положение в об­ществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями (см. также 6.1, 6.10).

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполните­лем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объектив­ной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой ак­тивности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя (см. также 7.2, 7.0.

Индивидуальность — не есть что-то над- или сверх личностное. Ког­да говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуа­лен каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, дру­гих — малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональ­ной, волевой сферах и одновременно во всех сферах психической деятельно­сти. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изуче­нии каждой конкретной личности.

Комментарии

Подход Б.Г. Ананьева. Рассматривает человека в единстве четырех сторон: 1) как биологический вид; 2) в онтогенезе, процессе жизненного пут» человека как индивида; 3) как личность; 4) как часть человечества.

Подход К.А. Абульхановой. Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. Считает, что в основе ее развита* лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственностьV способность к организации времени, социальное мышление.

Подход А.Н. Леонтьева и А.В. Петровского. При объясне­нии любых психических явлений личность выступает как целостная систе­ма внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздей­ствия, в силу чего в ней можно выделять компоненты разной меры общно­сти и устойчивости.

Подход В. В. Мясищева. Рассматривает ядро личности как систем} ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется пол воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности являясь одной из форм этого отражения.

Подход военных психологов. Личность — это конкретный человек являющийся представителем определенного общества, определенной социаль­ной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. -

Подход К. К. Платонова. Личность имеет динамическую функцио­нальную структуру, элементами которой являются: направленность, опыт, осо­бенности психических процессов и ее биопсихологические свойства.

Подход Д.Н. Узнадзе. Рассматривает личность как целостное и ду­ховное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознан­ный характер. Узнадзе — основатель теории установки как общепсихологи­ческой концепции, раскрывающей закономерности развития и функциониро­вания психики личности в процессе ее целенаправленной активности.

Подход Д.И. Фельдштейна. Согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно полезная де­ятельность.

 

 

Ж'лава шестая

Комментарии

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию ■ происхождению личности.

Социогенетический подход объясняет особенности личности исхо­дя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окру­жающими людьми.

Так, согласно теории социализации,человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных усло­вий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения,считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения сум­мы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей,в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяе­мых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение лично­сти исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, обществен­но-исторические условия жизни человека.

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биоло­гические процессы созревания организма.

Так, С. Холл считал, что развитие личности повторяетт в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т.д.

Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, вы­водя типы личности из особенностей телосложения человека.

Наиболее ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подходне отрицает значения ни биологии, ни сре­ды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориента­цииобъясняют поведение личности, главным образом", через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).

Представители когнитивистской ориентацииотдают предпочтение раз­витию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).

Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации,акцен­тируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и др.).

 

Комментарии;

Психологическая сторона личности отражает специфику фута-; ционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. '

Психические процессы— психические явления, обеспечивающие пер­вичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действи­тельности.

Психические свойства— наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведе­ния и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства лично­сти: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния— уровень работоспособности и качества фун­кционирования психики личности в каждый данный момент времени.

Психические образования— психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно зна­чимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место вобществе.

Мировоззрениеличности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые ста­ли ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный обликличности — система ее представлений о морали, от­ражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.

Нравственный обликличности — устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает ее ос­новные качества и характеристики, нозволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение кдругим людям— совокупность проявлений индивидуаль­но- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные ролиличности — типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особен­ностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Социальные позицииличности — взгляды, убеждения и представления, реализуемые и отстаиваемые личностью в отношениях с другими людьми.

Социальные установкиличности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

 

 

Глава шестая

Комментарии

Человек — это общественное существо, неразрывно связанное с соци­альной средой, в которой оно живет и без которой не может существовать. Все необходимое человек получает от общества в результате своей целенап­равленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них проявляются также и свойственные личности отношения, сложив­шиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социаль­ной среде, в частности.

Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смыл ее действий и поведения.

Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

Потребностиличности — это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Мотивыличности — те внутренние силы, которые связаны с потребно­стями и побуждают ее к определенной деятельности.

Мировоззрение— сложившаяся у личности система убеждений, взгля­дов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутрен­ним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Установкиличности — это ее внутренняя настроенность на осуществ­ление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Установки имеют важное функциональное значение: выступают в каче­стве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции : определять устойчивый характер протекания деятельности; освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

Цели— это наиболее значимые для личности предметы, явления, зада­чи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности.

Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

 

 

Глава щесгт§Ш

Комментарии

Каждый живой организм для того, чтобы жить, нуждается в определен­ных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается в них для своего существования и деятельности. Он должен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т. д.

Потребности это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабиль­ный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потреб­ности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: чело­веческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном их обновлении играет общественное производство: изготовляя новые и новые предметы потребления, оно тем са­мым создает и вызывает к жизни новые потребности людей.

Характерными особенностямипотребностей являются:

— конкретный содержательный характер потребности, связанной обыч­но или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетво­рение (например, определенная работа, игра и т. п.);

— более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождае­мое характерными эмоциональными состояниями (привлекатель­ность объекта, связанного с данной потребностью; неудовольствие, а иногда и страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

— наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующе­го эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск воз­можных путей удовлетворения потребностей;

— ослабление или полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чув­ство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);

— повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в осно­ве ее, вновь дает о себе знать.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на ма­териальные— .потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др., и духовные,связанные с общественным существованием человека, — потребности в об­щественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т. п.

Глава шестая

Комментарии

Мотивы — это внутренние силы, связанные с потребностями лично­сти и побуждающие ее к определенной деятельности.

Мотивы — это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребно­сти. Они многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологиче­ские) и высшие (социальные).

Биологическиемотивы — это влечения, желания, хотения человека, от­ражающие его физиологические потребности.

Социальныемотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, кото­рые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма. Мотивация в свою очередь активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор ре­зультатов действия.

Мотивация создает особое состояние функциональной системы — пред­пусковую интеграцию,которая обеспечивает готовность организма к выпол­нению соответствующей деятельности.

Под его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса сим­патической нервной системы,в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания,ко­торые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность

Все перечисленное создает условия для оптимального достижения жела­емого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществле­нии нужного действия играет роль доминирующее мотивационное возбуж­дение.Согласно принципу доминанты, сформулированному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определен­ному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возник­нув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность д« удовлетворения потребности.

В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

 

Комментарии

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как свое­образные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой — как осознание потребностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием фор­мирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Интересы это мотивы личности, выражающие ее специальную на­правленность на познание определенных явлений окружающей жизни и оп­ределяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к опреде­ленным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интере­сы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразны­ми. Прежде всего они отличаются по своему содержанию, относясь к различ­ным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, исто­рии, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме (они не нуждают­ся в развернутом объяснении).

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызыва­ющих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из мно­жества интересов должен быть выделен центральный, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудо­вой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностямиинтересов являются:

— активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;

— большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;

— расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

— своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к дли­тельному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта инте­реса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходи­мых в деятельности личности.

 

Комментарии

Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующе­еся динамикой протекания психических процессов.

Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколь­ко в их течении.

И.П. Павлов считал, что темперамент — это генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношени­ем двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение— это функциональная активность нервных клеток и цен­тров коры головного мозга.

Торможение— это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.