Сделай Сам Свою Работу на 5

Образование древнеславянского государства - Киевская Русь. Первые киевские князья и их деятельность 10 глава





Таким образом, общественная мысль России в качестве первосте­пенных задач российской модернизации выдвигала отмену крепостного нрава и переустройство деспотического государства. Особую роль в из­менении общественного сознания сыграли кружки и группы «образо- нанного меньшинства» 30-40-х годов XIX века. Их деятельность способ­ствовала распространению модернизаторских идей вширь. Именно на >гой основе стали возможны реформы 60-х годов и борьба за выбор пу- 1 ей развития России в пореформенный период.

Обострение классовой борьбы во второй четверти XIX в. выража- пось в антифеодальных массовых выступлениях крестьянства, «бунтах» работных людей, военных поселян, солдат и матросов. Наиболее, мощ­ным проявлением социального протеста были крестьянские восстания. Рост крестьянского движения отмечался такими показателями: с 1826 по 1854 г. было 674 крупных крестьянских выступления. Наибольшего раз­маха крестьянские выступления достигли в 50-х годах.

Из народа выходят стойкие, преданные интересам трудового наро­да борцы. Таковы У стам Кармелюк и Семен Олейничук. Первый в тече­ние 20 лет громил помещиков в Подолии. Не раз его ловили, держали в I юрьме, били кнутом, клеймили и отправляли на каторгу. Много раз он бежал из неволи, чтобы снова стать народным мстителем. Свыше тыся-



чи нападений на помещиков, по отчету губернаторов Подолии, было ей вершено под его водительством. Второй стал «крестьянским интелля гентом», получившим по прихоти помещика среднее образование и ilf гневу его отданным в рекруты. Бежав от солдатчины, Олейничук стрш ствует по родным краям под чужим именем, агитируя против крепостим го права. Кармелюка помещики убили, а Олейничук умер в крепости.

Можно отметить две главные волны массового движения за период 30 - 40-х годов. Первая падает на 1830-1831 гг. В эти годы широко ран вернулось движение среди военных поселян («холерные бунты»), а та! же «беспорядки» в городах Севастополе и Петербурге в связи с расгга странением эпидемических заболеваний. Затем в конце 40-х годов - Boif- нения государственных крестьян («картофельные бунты»),

В 1831 г,'«мели место народные волнения в Петербурге. При игр вых признаках холерных заболеваний из столицы стали спешно выа жать высшие власти, дворянство. Выехал и царь с семейством. ,1 ородо! стала управлять полиция, произвол которой были безграничен. Эти се* бытия озлобили население. Огромная толпа народа, собравшись на Сен* ной площади, разгромила центральную больницу для холерных боль ных. Полиция разбежалась. Для усмирения были вызваны гвардейски# части.



В 40-х годах в Приуралье и отчасти в Поволжье и в других губер ниях (Тамбовской, Вологодской) произошло широкое движение среди государственных крестьян, официально наименованное «картофельны­ми бунтами» и связанное якобы с отказом темного крестьянства выпол» нить распоряжение начальства, о расширении посадок картофеля. Не самом деле отдельные случаи неподчинения приказу о принудительной посадке «земляных яблок» теснейшим образом переплетались с протее* тами против введения дополнительных налогов, против обязательной сдачи хлеба на семена, фактически попадавшего в руки начальства, вне дения «общественной» запашки и других увеличивавших тяготы кресть­ян мероприятий. Движение крестьян было настолько сильным, что кара­тельные воинские части в течение 3-4 лет в ряде мест с трудом добилис! «успокоения». Крестьяне упорно оборонялись, разоружая, небольшие правительственные отряды, а иногда, собираясь по 5-6 тысяч человек нападали на воинские силы. В Витебской, губернии губернатор приме нил массовый расстрел восставших. Посылались против крестьян аргил лерийские части.

В Пермской губернии в 1841 г. произошло восстание рабочих углежогов на Ревдинском заводе, вызванное их беспощадной эксплуата цией. Рабочие подали начальству жалобу. Администрация ответила по пыткой захватить некоторых «бунтовщиков» и подвергнуть их порка,



\

Голпа напала на администрацию. Все начальство в страхе разбежалось, и рабочие стали хозяевами завода. Прибыли солдаты, но на требование выдать зачинщиков рабочие ответили, что «они все равны и зачинщиков между ними нет». На другой день рабочие собрались на площади, заня­той солдатами. В ответ на первый залп со стороны воинской части рабо­чие ударили в набат, пустили в нее град камней и обломков чугуна и бросились на солдат. Последовал новый залп в упор картечью. В бою было убито более 100 человек. Наказанию подверглись несколько сот человек. Упорство и стойкость, проявленные «бунтовщиками», серьезно нстревожили правительство, которое допытывалось, не было ли тут осо­бого «заговора».

Стихийные выступления трудящихся подталкивали самодержавие к отмене крепостного права.

6.Культура России первой половины XIX в.

Сразу после воцарения Александр I начал осуществлять широкую программу развития просвещения в России. Реформа народного образо­вания была проведена в 1803-1804 гг. Вводилась преемственность учеб­ных программ. Низшей ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй - уездное трехклассное училище, третьей - шести­классная гимназия в губернском городе, высшей - университет, который 1)ыл поставлен во главе учебного округа и должен был обеспечивать его учебными программами и кадрами учителей. Помимо существовавшего с 1755 г. Московского университета, в 1802—1804 гг. были открыты еще Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, а также на правах уни­верситета - Петербургский педагогический институт (преобразован в университет в 1819 г.). Университеты призваны были готовить, кроме учителей для гимназий, кадры чиновников для государственной службы и специалистов-медиков. Открываются также специальные средние и высшие учебные заведения: Демидовский (в Ярославле) и Царскосель­ский лицеи, Институт путей сообщения и пр. В первом десятилетии в учебных заведениях довольно прочные позиции заняли просветители пли близкие к ним ученые.

Быстро росло в стране число любителей чтения. Н.М. Карамзин в статье, опубликованной в 1802 г. в «Вестнике Европы», отмечал: число любителей чтения «едва ли в какой земле... так скоро возрастает, как в России. Правда, еще многие дворяне, и даже в хорошем состоянии, не берут газет, но зато купцы, мещане любят уже читать их. Самые бедные люди подписываются и самые безграмотные желают знать, что пишут из чужих земель».

Развитие просвещения, его демократизация дали нежелательны! для правительства результаты, привели к быстрому росту оппозицион* ных настроений. Это имело большое влияние на политику Александр;! I Усилена была цензура, начались гонения на просвещение и печать, I 1817 г. появляется преобразованное министерство народного просвета ния и духовных дел, главой которого становится обер-прокурор Синод! Были пересмотрены и урезаны учебные программы, университеты nor* ряли автономию.

Результатом явилось еще большее отдаление общества от госудпр-

ства.

Активизируется русская научная мысль. Начавшийся в Россй! промышленный переворот и развивающаяся промышленность, рациона* лизаторские тенденции в сельском хозяйстве, расширение внутренних й внешних экономических связей предъявляли запросы к разным областях знаний. к I

Требования новой эпохи в подготовке подрастающего поколения к жизни выразил в своих работах выдающийся русский педага( К.Д. Ушинский. В его педагогической системе на первое место поста»? лены идеи народности, создания научной основы в деле воспитания и обучения, развития в учащемся любви к родине. Ушинский отверг ста рые, схоластические методы обучения и создал новую методику npeim давания.

Появились научные исследования истории России. Следует отм* тить труд Н.М. Карамзина «История государства Российского» и С.М Соловьева, который написал «Историю России с древнейших времен» I 29 томах.

Замечательный русский анатом, хирург и педагог Н.И. Пирого! смело указал на опыт как главный метод научного познания природы N человека.

Материалистическое представление великого русского математик!

Н.И Лобачевского о пространстве позволило ему создать неевклидову геометрию. Он решил проблему, которая была недоступна математикам мира в течение двух тысяч лет. Основатель русской математической школы М.В. Остроградский занимался математической физикой, аналй» тической и небесной механикой. Большой заслугой Остроградского 6\Л ли его публичные лекции, приобщавшие демократические круги обп№ ства к идеям передовой науки. Выдающийся математик П.Л. Чебыше» стремился связать теорию с практикой, ставя математическое творчеств^ на службу запросам жизни.

Основы электрохимии и электрометаллургии заложил В.В. Петров, открывший тепловое и световое действие электрического тока. С им# нем Э.Х. Ленца связаны крупные открытия в области электромаг­нетизма.

Важное значение для развития в России материалистических пред­ставлений об устройстве Вселенной имели труды выдающегося русского нстронома В.Я. Струве создавшего в 1839 г. в Пулкове (под Петербур- I ом) образцовую астрономическую обсерваторию.

В тесной связи с промышленной практикой развивающихся отрас­лей промышленности, в частности хлопчатобумажной, находилось раз­витие химии. Мировую известность приобрел открытием синтеза ани- пмна русский химик Н.И. Зинин.

Академик Б.С. Якоби открыл в 1836 г. новую область техники - гальванопластику. Его мастерская производила медные барельефы для Нсаакиевского собора и Эрмитажа и Большого театра в Москве. Он по­строил первый электрический двигатель, приводивший в движение на 11еве лодку с 14 пассажирами.

В начале 30-х годов XIX в. инженер П.Л. Шиллинг соорудил теле- I рафную линию между Петербургом и Кронштадтом.

Крепостные мастера отец и сын Черепановы на Выйском заводе (близ Нижнего Тагила) стали строить воздуходувные установки, крич­ные молоты, прокатные станы, лесопильные мельницы, станки. Они по- Г1 роили паровую железную дорогу протяжением около километра.

Большими успехами характеризуется развитие русской географи­ческой науки. В 1803-1806 гг. два русских корабля «Надежда» и «Нева» мод командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского совершили кругосветное путешествие. В 1819-1821 гг. М. П. Лазарев и Ф. Ф. Бел- иинсгаузен предприняли экспедицию к Южному полюсу. В 1820 г. ими была открыта Антарктида.

В период разложения феодально-крепостнической формации и развития новых буржуазных отношений ускорился процесс становления русской национальной культуры.

В первой половине XIX в. процесс развития и смены литературных направлений происходит быстро. Классицизм уступил место сентимен- гализму Карамзина, на смену последнему пришел романтизм Жуковско- го. Произведения декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, В.Ф. 1’аевского прославляли героику революционной борьбы. Комедия «Горе ог ума» А. С. Грибоедова и басни И. А. Крылова показали художествен­ную силу критического реализма в русской литературе.

Гениально-правдивое, высокохудожественное изображение жизни нашло свое выражение в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и II.В. Гоголя. К русской реалистической школе принадлежали Н.А. Не­красов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А.

Гончаров, А.Ф, Писемский, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, выстушии шие в литературе в 40—50-е годы. Русская литература отвечала на mu прос о методах ликвидации «гнусной российской действительности». 1

На сцене русского театра классицизм и сентиментализм сменилиек романтизмом. Сценическое истолкование романтической драматурти связано с именами крупнейших русских трагиков В.А. Каратыгина, 11< Мочалова и М.С. Щепкина. Яркое выражение социальной сатиры Щей кин давал в ролях Фамусова (в «Горе от ума» Грибоедова) и городничем го (в «Ревизоре» Гоголя). Человечно показаны Щепкиным образы пра стых людей: Кузовкина (в «Нахлебнике» Тургенева) и Любима Торцои (в комедии Островского «Бедность не порок»). Малый театр в Москве, f которым связана творческая биография Щепкина, стал тогда театров нового типа, «вторым университетом». Обличительная сила спектаклей имела большое общественное значение.

В тесном взаимодействии с русской литературой и театром на^я дилась музыка. Народные мелодии пронизывают романсы А.Е. Варлй* мова, А.Л. Гурилева, А.А Алябьева и талантливую оперу А.Н. Верстой ского «Аскольдова могила».

Но подлинную национальную русскую музыку создал М.И. Глшй ка, который написал оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», мши го симфонических произведений и романсы. Творчество Глинки постЯ вило русскую музыку на один уровень с лучшими образцами западное!» ропейского музыкального творчества.

Младшим современником Глинки и его продолжателем был А С, Даргомыжский, написавший замечательную народную оперу «Русалк|| и создавший ряд других реалистических музыкальных произведений.

Успешно развивались демократические основы изобразительны)! искусств. В живописи в первой половине XIX ь. господствовал академий ческий классицизм. Сюжетами для картин являлись античные и библей» ские темы. Среди представителей академического искусства выделялись своим талантом К.П. Брюллов и Ф.А. Бруни. Картина Брюллов! «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на совр® менников.

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первым днем.

·так оценивали современники значение картины Брюллова.

Мастер портрета О. А. Кипренский представлял романтическое на* правление в живописи. Реализм в русской живописи, проникнутый д* мократической тенденцией, родился за стенами Академии художеств Смелое обращение А.Г. Венецианова к изображению родной природы g народной среды ввело в живопись новое содержание. Его картине «Гумно», «Крестьянка с грибами», «Утро помещика», «Одевающийся мужичок» привлекли внимание общества. Подлинно реалистическое творчество характеризует полотна П.А. Федотова. В картинах «Сватов­ство майора», «Завтрак аристократа», «Городничий, изображающий себя на параде» и других можно ясно увидеть обличительное изображение уродливого быта купцов, чиновников, офицеров николаевской России. Федотов своим творчеством утверждал лучшие традиции критического реализма в искусстве. По пути передового реализма шло творчество А. Л. Иванова. Большая тема народа представлена в его картине «Явление Христа народу».

Начало XIX в. ознаменовалось большими достижениями в области архитектуры и скульптуры. Русские зодчие обогатили неоклассицизм

XVIIIв. национальными чертами, создав стиль русского классицизма (русского ампира). Лучшими образцами архитектурных сооружений то­го времени являются в Петербурге Казанский собор А.Н. Воронихина - монумент побед русского народа; Адмиралтейство А. Д. Захарова - оли­цетворение морской мощи России, ансамбли К.И. Росси (Александрин- ский театр с улицей Росси, здание Главного штаба со знаменитой двой­ной аркой, здания Сената и Синода). В Москве выделяются такие архи­тектурные сооружения того времени, как Манеж и Большой театр (архи­тектор Бове) и старое здание Московского университета (восстановлен­ное архитектором Жилярди).

В скульптуре проявляется интерес к русской национальной тема­тике, к героике прошлого. И.П. Мартос сооружает памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и памятник Ломоносову в Архангельске; Ф.П. Толстой - барельефы, посвященные Отечественной нойне 1812 г. Народная тематика талантливо вошла в скульптуру (статуя I I.C. Пименова «Мальчик, играющий в бабки»).

Глубокий демократизм и гуманизм русской национальной культу­ры выходили за национальные рамки и становились близкими и другим народам. Русская культура приобретала особое значение в духовном развитии трудящихся масс человечества. Ее влияние на народы Европы признавалось многими европейскими авторитетами.

Вопросы для самоподготовки.

1 .Охарактеризуйте политическую деятельность российских царей

XIX в.

2.В каких факторах проявились особенности промышленного пе­реворота в России?

3.Какие изменения произошли в крепостнических отношениях России, в связи с развитием капитализма?

4.Строительство первых железных дорог в России.

5.Основные войны России в первой половине XIX .в. Расишрени границ России.

6.Возникновение декабристского движения и основные программ ные документы.

7.Общественное движение в России: западники и славянофилы.

Назовите наиболее известные произведения писателей, компо зиторов и художников России первой половины XIX. вТема 10. Особенности пореформенного развития России

План

1.Отмена крепостного права.

2.Земская, судебная, военная реформы. Реформы в сфере просве­щения, введение городского самоуправления.

3.Особенности развития капитализма в России в пореформенное время.

4.Железнодорожное строительство.

5.Внешняя политика России.

6.Общественно-политические и революционные движения в Рос­сии во второй половине XIX в.

7.Культура России.

Отмена крепостного права

К середине XIX в. для всех стало очевидно, что крепостное право является главным тормозом экономического и культурного развития России, приводит к слабости государства во всех отношениях. Это убе­дительно показала Крымская война. Несмотря на незначительные терри­ториальные потери, это поражение было катастрофой, прежде всего сис­темы власти, которая и проиграла войну. Анализ причин поражения приводил к одному выводу - отсталость страны в технико- жономическом отношении. А эта отсталость в свою очередь была след­ствием крепостнических отношений в деревне, которые влияли на все стороны жизни российского общества.

Новый император Александр II (1855-1881) решил привлечь к вы­работке реформы общественность. В 1857 г. были созданы губернские "Комитеты по выработке проектов об устройстве и улучшении быта по­мещичьих крестьян". Варианты освобождения крестьян, представленные губернскими комитетами, анализировала и составляла проекты Редакци­онная комиссия.

19 февраля 1861 г. вышел царский манифест «Положение о кресть­янах, вышедших из крепостной зависимости». Началось проведение первой из так называемых "великих реформ". Главное было то, что кре­постные (а их было 22,6 млн. чел.) получали личную свободу и ряд гра­жданских прав: заключать сделки, выбирать место жительства, откры- вать промышленные и торговые заведения, переходить в другие сосло- пия и т. д. Крестьяне получали землю за выкуп, который должен был компенсировать помещикам не только потерю земли, но и отсутствие

крепостного труда. Но у крестьян денег не было, и государство взяло т себя обязанность заплатить помещикам за землю. То есть крестьяне ки| бы получили землю в кредит. И этот кредит крестьяне должны были on лачивать 49 лет с таким расчётом, чтобы государство, в конце концов, должно было получить 300 % от потраченной суммы. Взимание платя жей продолжалось до 1906 г., когда под влиянием борьбы крестьян ю« сударство отменило выкупные платежи. Государство получило за эти -И лет сумму почти вдвое большую, чем оно заплатило помещикам в мо# мент освобождения крестьян.

Реформа предусматривала постепенный переход земли к кресть® нам, для чего было введено "временнообязанное состояние". Оно при* должалось, как правило, 3-4 года. При проведении реформы крестьян! потеряли около, половины своей надельной земли. Больше всего эти пен тери составили в чернозёмной зоне, меньше - в северных губерниях России. Для проведения реформы на местах был создан институт миря вых посредников, которые и утверждали Уставные грамоты — договоры крестьян с помещиками. Землю получал не конкретный хозяин, а кре­стьянская община, которая в свою очередь наделяла крестьянские хозяй* ства землёй в зависимости от числа мужских душ. Крестьяне могли вод* пользоваться и правом получить надел бесплатно (дарственный надели но он был вдвое меньше, чем в среднем в данном регионе. Крестьянски# земли расположили чересполосно с помещичьими, крестьяне лишилпе| лесов, выгонов, покосов и водопоев. Как правило, отрезались наибола! ценные, необходимые для крестьян угодья. Отрезанные у крестьян зем* ли (отрезки) превратились в руках помещиков в весьма эффективное средство нажима на крестьян и явились базисом для существования of* работочной системы в пореформенное время. В результате крестьян? получили 33,7 млн. дес. земли, а у помещиков осталось 69 млн. десятин. Т. е., помещичье землевладение в результате реформы значительно пМ росло. В среднем крестьянский надел составлял 3,4 дес. на мужскуй душу, в то время как нормального хозяйствования нужно было от 6 до 1 дес. (в зависимости от региона).

Удельные крестьяне (900 тыс. душ мужского пола) получили лиц* ную свободу раньше - по Указам 1858 и 1859 гг. Они вынуждены были платить оброк, но уже в виде выкупных платежей в течение 49 лет. При проведении реформы землевладение удельных крестьян сокращалось м 3,5 %, однако они получили несколько больше земли, чем помещичий крестьяне.

Государственные крестьяне (9664 тыс. душ мужского пола) осп* бождались по Указу от 24 ноября 1866 г. Сельские общества сохранил) земли, находившиеся в их пользовании, но на свыше 8 дес. на 1 душу § малоземельных и 15 дес. в многоземельных губерниях. Земля признава­лась собственностью казны и выкуп наделов был произведён только че­рез 20 лет.

Крестьяне были недовольны условиями реформы и ходом её реа­лизации. В крестьянской среде широко распространились толки о под­делке "Грамоты", о существовании некой "Золотой грамоты", которую скрыли помещики. По стране прокатилась масса крестьянских выступ­лений. За первые 5 месяцев 1861 г. их было 1340, а всего за год 1859 волнений. Фактически не было ни одной губернии, где бы крестьяне ни протестовали против такого освобождения. Наибольший размах кресть­янская борьба получила в центрально-черноземных губерниях, в Повол­жье и на Украине. Наиболее сильными были волнения в сёлах Бездна (в Казанской губ.) и Кандеевка (в Пензенской губ.). Здесь для усмирения "бунта" были применены войска, сотни крестьян были убиты и ранены.

Отмена крепостного права в России стало своеобразной гранью между двумя эпохами - капитализмом и феодализмом. В ней были бур­жуазные и феодальные черты.

Буржуазные черты:

·личное освобождение крестьян ликвидировало монополию поме­щиков на эксплуатацию крестьян и способствовало быстрому формиро­ванию капиталистического рынка рабочей силы;

·крестьяне получали возможность реализации своих стремлений и способностей в различных сферах труда (ремесло, торговля, промыш­ленное предпринимательство, сфера услуг и т. п.);

·реформа стимулировала переход помещичьего хозяйства к капи- 1 мистическому укладу, т. е. выросло товарное производство.

Крепостнические черты:

·сохранились многочисленные феодально-крепостнические пере­житки в социальном, экономическом и политическом строе России;

·главным пережитком было сохранение крупного помещичьего землевладения - экономической базы политического господства поме­щиков;

·в деревне сформировалась отработочная система, сохранилась кабала. Внеэкономическое принуждение было заменено экономическим;

·сохранился феодальный сословный строй, все привилегии поме­щиков, неравенство сословий;

сохранилась феодальная политическая надстройка - самодержа­вие, выражавшее и олицетворявшее собой политическое господство по­мещиков.Реформа 1861 г. не разрешила задачу окончательной ликвидации феодально-крепостнических порядков в стране, но в целом имела боль­шое значение на пути развития капитализма в России.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.