Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы происхождения славян





Отечественная история

Часть I

(с древнейших времен до 1917 года)

Курс лекций

Смоленск ООО "Инга" 2010

УДК 94(47) (075.8) ББК 63.3 (2)

Б 82

Ткаченко В.Г, Борисов В.И., Теплицкая Л.В., Теплицкий Ю.М.,

Отечественная история.Часть I.(с древнейших времен до 1917 года) Курс лекций. Смоленск: ООО "Инга", 2010. - 200 с.

Рецензент: доктор исторических наук, профессор Касаров Г.Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.............................................................................................................5

Справка.................................................................................................................... 6

Тема 1. Введение.—.о..........7

Понятие истории. Предмет истории России..................................................7

Источники изучения истории России. Вспомогательные исторические

дисциплины.......................................................... ……………….. ..9

Великие ученые-историки России................................................................ 10

Тема 2. Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории

России…........ ...................................... ......... ………………………….. 1 2

Первобытнообщинный строй на территории России................................. 12

Рабовладельческие государства на территории нашей Родины................ 13

Кочевники.......................................................................................................... 14



Тема 3. Славяне в древности ..................... „„„. „.„.................................17

Проблемы происхождения славян.................................................................17

Социально-экономические отношения и политический строй восточных

славян.................................................................... …………………………………19

Культура, быт и религия восточных славян. .................................................21

Тема 4. Киевская Русь........................................... ……………………….27

Образование древнеславянского государства — Киевская Русь. Первые

киевские князья и их деятельность...................................... ..............27

Расцвет Киевской Руси...................................................................................28

Древнерусская культура................................................................................. 30

Тема 5. Русь в период феодальной раздробленности (XII-XIIIвв....33

Причины феодальной раздробленности Киевской Руси ............................33

Политическое положение наиболее крупных русских княжеств..............35

Русь под монголо-татарским игом................................................................40



Разгром шведских и немецких захватчиков ................................................43

Тема 6. Возвышение Москвы и создание единого русского государства

в XIV-XVI вв............................... ……….46

Возвышение Москвы.................................................................................... .46

Политическая деятельность Ивана III и свержение монголо-татарского

ига...................................................................... ........48

Правление Ивана IV Грозного....................................................................... 53

Царь Федор и Борис Годунов........................................... .....................................56

Культура России XIV-XVI вв.................................... .......................................58

Тема 7. Политические и социально-экономические процессы в России

в XVII в................................................................... .........................64

Россия в период смуты (1601-1613 гг.).................................................. ............64

Социально-экономическое развитие России в XVII в.................................71

Политические процессы в России..................................................................75

«Бунташный век» ...................................................................... 82

Русская культура XVII в........................................................... 87

Тема 8. Россия в XVIII в............................................................... .92

Преобразования в период Петра 1........................................... 92

Дворцовые перевороты............................................................. 94

Социально-экономическое развитие России......................... 98

Внешняя политика России..................................................... 101

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Павел I............ 104

Культура и быт России XVIII в............................................. 108

Тема 9о Россия в первой половине XIX в............................ „114

Политическое развитие России........................................ ; ... 114

Социально-экономическое и общественно-политическое развитие



России в первой половине XIX в........................................... 117

Начало железнодорожного строительства в России........... 121

Внешнеполитическая деятельность России........................ 128

Революционное и общественное движение в России......... 130

Культура России первой половины XIX в............................ 133

Тема 10. Особенности пореформенного развития России....... 139

Отмена крепостного права..................................................... 139

Земская, судебная, военная реформы. Реформы в сфере просвещения,

введение городского самоуправления................................. 142.

Особенности развития капитализма в России в пореформенное время. 145

Железнодорожное строительство......................................... 150

Внешняя политика России..................................................... 154

Общественно-политические и революционные движения в России во

второй половине XIX в............................................................ 159

Культура России...................................................................... 164

Тема 11. Особенности империалистического развития России. Политическая борьба в начале XX века......................................................................................................... 172

Основные направления модернизации, монополизация экономики 172

Общественная жизнь и революционное движение в начале XX в 175

Революция 1905 - 1907 гг. в России...................................... 177

Культура России...................................................................... 184

Тема 12. Россия в первой мировой войне и революциях 1917 г 190

Россия в первой мировой войне. Нарастание общественно-политического

кризиса в стране....................................................................... 190

Февральская буржуазно-демократическая революция и свержение

царизма................................................................................... 194

Россия в 1917 г.: выбор исторического пути....................... 195


 

Предисловие

Цель данного учебного пособия, подготовленного для студентов, изучающих курс истории Отечества состоит в том, чтобы:

·дать целостное представление об историческом пути России;

·познакомить с новыми концепциями, опирающимися на гумани­стические и демократические ценности, на выявление объективной ис­тины;

·помочь критически отнестись к предвзятым и односторонним су­ждениям, которые часто встречаются в публицистических статьях по ис­торической тематике.

Учебное пособие знакомит студентов с политическим, экономиче­ским и социальным развитием страны с момента расселения восточных славян по территории России до настоящего времени. В нем уделяется внимание изучению реформ и контрреформ в истории страны, прогрес­сивных и регрессивных процессов в обществе, возможных альтернатив социально-экономического и политического развития общества, появ­ляющихся на переломных этапах его истории. История Отечества рас­сматривается в контексте европейской истории, через призму выявления влияния на нее со стороны Запада и Востока.

Справка

Российская Федерация - Россия — республика.

Столица — Москва.

Дата образования— 12 июня 1991 г.

Площадь — 17 075,4 тыс.км2.

Население— 146,3 млн. чел. (2003 г.)

Плотность населения — 8,6 чел. на 1 км2 Административное деление: автономных республик — 21 автономных округов — 4 автономных областей — 1 краев — 6 областей — 49

города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург.

Всего: 83 субъекта федерации.

Районов— 1869. _

Городов — .

Поселков городского типа — 1994.

Протяженность железнодорожных путей - о. 88 тыс. км. Представительный и законодательный орган — Федеральное соб­рание (из двух палат — Совет Федерации и Государственная Дума.

Высший исполнительный орган — правительство Российской Фе­дерации.

Глава государства — Президент.

Природные ресурсы — в Российской Федерации сосредоточено 12,9% разведанных запасов нефти мира, 15,6% ее добычи; 36,4% мировых запасов газа, 30,9% его добычи; /3 мировых запасов угля и много других природных ресурсов.

б

Тема 1. Введение

План

1.Понятие истории. Предмет истории России.

2.Источники изучения истории России. Вспомогательные исто­рические дисциплины.

3.Великие ученые-историки России.

1. Понятие истории» Предмет истории России

Термин "ИСТОРИЯ”- древнегреческого происхождения. В кон­центрированном виде можно считать, что история - с одной стороны, процесс, движение во времени; с другой - познание этого процесса. В истории человеческого общества, как и в природе, действуют объектив­ные закономерности, не зависящие от воли и желания людей. Люди за­интересовались изучением своего прошлого в древнейшие времена.

Свидетельство этому мы находим в легендах и мифах. Уже в древности люди по достоинству оценили значение исторического опыта предшест­вующих поколений, для своей жизни. Древнегреческий историк Фуки­дид говорил: "Я буду удовлетворен, если мой труд окажется полезен то­му, кто ищет достоверных сведений о прошедшем, а равно и о том, что по ходу человеческих дел может повториться снова". Еще более точно сформулировал практическое значение выдающийся деятель Древнего Сима Цицерон. Он назвал историю "Великой наставницей жизни". И по­добные высказывания об огромном значении истории для судеб миро­вой цивилизации можно найти практически у каждого великого деятеля человечества, у известных историков.

История - коллективная память народа. Потеря исторической па­мяти разрушает общественное сознание'. Поэтому не случайно, о чем мы знаем из истории и современности, в некоторых странах, с приходом к власти реакционных сил, прежде всего, уничтожаются исторические па­мятники, переписывается история в угоду временно существующей вла­сти. Убить память народа - значит превратить народ в раба реакционной идеи, нужной правящим кругам.

История - это постоянно развивающийся, обогащающийся и углубляющийся социально-политический опыт человечества, пере­дающийся от поколения к поколению, постоянно осмысливающий­ся заново. Исходя из выше сказанного можно дать точную форму­лировку, что такое история?

История - это наука о развитии человеческого общества и его жизнеописание.

Историки видят и описывают общие механизмы развития человек чешского общества, его закономерности. Но каждый народ, каждое госту дарствен имеет собственную историю. Свою историю имеет и русский! народ, и российское государство в целом. История России сконцентри­ровала в себе все проблемы человечества. Поэтому каждому российско­му гражданину важно знать историю своего Отечества.

Предметом истории Россиивыступает изучение возникновения \ развития человеческого общества на всей российской территории.

Познание истории России обеспечивается научной методологией Методология истории России - это система принципов и методов исто­рического исследования, основанная на диалектико-материалистическо1 теории исторического познания.

Метод — это способ изучения исторических закономерностей че рез их конкретные проявления - исторические факты, способ извлечена из фактов новых знаний.

При изучении истории необходимо пользоваться принципами об активности, историзма и социального подхода. Принцип объективноспп предусматривает рассматривать историю России сточки зрения объек тивных закономерностей, определяющих процессы ее общественно политического развития; опираться на факты в их содержании, не иска жая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое со бытие, явление, личность и т.д. в совокупности всех положительных t отрицательных сторон, без субъективного отношения к ним. Принцп историзма предполагает рассматривать каждое положение исторически в связи с другими положениями и конкретным опытом истории, с учетом экономических, политических, идеологических и других причин Принцип социального подхода соответствует принципу партийности t изучении истории России. Этому принципу следуют все историки - пролетарские и буржуазные. Первые говорят об этом открыто, вторые под меняют это понятие другими терминами, например, - объективности Принцип социального подхода рассматривает различные проявления i истории с классовых позиций.

История России насчитывает более тысячи лет - от Киевской Рус и до сегодняшнего дня. Много было хорошего в нашей истории, но i много бед, достаточно ошибок, сделанных нашими правителями. Но на род вынес все жизненные тяготы и всегда воссоздавал новую Россию иногда, практически, из пепла. Народ - главный строитель истории.

Следует также учитывать и то, что современная история Росс неразрывно и тесно связана с судьбами всех народов нашей планеты нет ни одного значительного события современности, в котором бы н <отразилось влияние нашей страны, ее успехов или неудач, ее силы ил!

i слабости. «Страна с непредсказуемой историей, абсолютно непонятным I / настоящим и весьма неопределенным будущим» - таков сегодня фена- |/ мен массового исторического сознания россиян. Это распространенный II весьма живучий предрассудок можно преодолеть только путем науч­ною постижения, через объективное, комплексное, взвешенное, сораз­мерное освещение переломных, кризисных, драматических этапов на­шей и мировой истории. Всегда надо помнить, что реальное прошлое любой страны имеет только один исторический путь, вполне конкрет­ное, сопоставимое по объективным показателям с другими государства­ми, настоящее и несколько реальных альтернатив будущего развития: от идеально-оптимального до катастрофического состояния общества.

Весь ход мировой истории выражается в краткой и емкой формуле: «Сотрудничество и борьба народов, этносов, государств за место под солнцем. Иначе говоря, весь исторический процесс можно рассматри­вать" как победоносную борьбу и эффективное сотрудничество во всех сферах человеческой жизни за наиболее оптимальные формы самоорга­низующегося человечества.

2. Источники изучения истории России.

Вспомогательные исторические дисциплины

Чтобы получить достоверные исторические знания необходимо иметь надежные источники этих знаний. В исторической науке все из- очники можно разделить на 6 групп:

—наиболее многочисленная группа источников - письменные из- 1 очники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, мы- I лале, керамике и пр.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на сте­пах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы

и др.-);

—вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, остатки жилищ, архитек­турные сооружения и т.д.);

—этнографические памятники — сохранившиеся до настоящего времени остатки, пережитки быта различных народов;

—фольклорные материалы — памятники устного народного твор­чества, т.е. предания, сказки, пословицы, поговорки и т.д.;

—лингвистические памятники — географические названия, лич­ные имена и т.д.;

—кинофотофоноаудиодокументы - в основном документы XX в. Вспомогательные исторические дисциплины:

—археология - наука, изучающая вещественные исторические па­мятники прошлого и восстанавливающая по им историю человечества. История и археология неразделимы и составляют единую историческую науку с единой конечной целью. Археология — практически единствен ней источник изучения жизни человека первобытного общества. Дл. более поздних веков данные археологии играют важную роль, дополняя свидетельства письменных источников;

—палеография исследует внешние признаки (приметы) рукописи них источников в их историческом развитии (материал письма, украшен неё рукописей, графика, чернила, переплет и т.д.);

—метрология изучает различные меры (длина, площадь, объем, во и т.д.)

—хронология изучает системы времяисчисления и историю их раз вития;

—сфрагистика (греч.) или сигиллография (лат.) — основным об акт изучения являются печати (штампы, матрицы, оттиски на различи них материалах).

—геральдика исследует гербы отдельных лиц, фамилий, родов, год судейств, учреждений и т.д.;

—нумизматика изучает монетное производство, историю денежно весовых систем и денежного обращения. Изучение бумажных денег - бонистика. Первые бумажные деньги в России появились в 1769г.;

—ономастика — наука, исследующая имена собственные. Она я [лается частью науки о языке — лингвистики;

—генеалогия — специальная или вспомогательная исторически дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословные; выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявление: их родственных связей, фактов биографии.

Так же есть более специализированные вспомогательные истории чешские дисциплины.

Не бывает "плохих" и "хороших" источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информируй важности.

I

3. Великие ученые-историки России

Одной из наиболее значительных в мире является русская истории чешская школа. Ее основателем считается древнерусский историк и паб лицеист, монах Киево-Печерского монастыря — Нестор. В 80-е годы X в. он написал "Чтение о житие и погубленные... Бориса и Глеба" и "Ж! тио Феодосия Печерского". В этих трудах он, проповедуя христиански идеи, подчеркивал самостоятельность Руси, выступал страстным па' рифтом Русской Земли. Как считают многие ученые, именно ему принадлежит авторство крупнейшего памятника древнерусской историчен

('кой мысли — "Повести временных лет", написанной приблизительно около 1113 г. Из его произведения мы во многом черпаем сведения о I и ши древних славян, борьбе русских князей за верховенство на Руси и многое другое.

Русская историческая школа богата яркими именами историков. Назовем имена самых выдающихся наших историков и их самые значит- (ильные работы, не давая им характеристики.

B.Н. Татищев (1686-1750) — "История Российская с самых древ­нейших времён^ (в4-х книгах).

М.В. Ломоносов (1711-1765) — "Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Перво­го или до 1054года".

М.Н. Карамзин (1766-1826) — "История государства Российского" (it 12-ти томах).

C. М. Соловьев £1820-1879) — "История России с древнейших вре­мен" (в 29-ти томах).

ЕГО." Ключевский (1841-1911) — "Курс русской истории" (в 5-ти

темах).

М.Н. Покровский. (1868-1932) — "Русская история с древнейших яремен" (в 5-ти томах)

JI.H, Гумилев (1912-1992). — "Этногенез и биосфера Земли", "От Руси до России".

Б.А. Рыбаков (1908-1991) — "Очерки истории СССР".

Этим кратким перечислением, далеко не исчерпывается список из- местных русских историков.

Вопросы для самоподготовки.

1.Объясните понятие «история» и значение этой науки для чело­вечества.

2.Проанализируйте важность методологических принципов для истории.

3.Дайте расширенное толкование вспомогательным историче­ским дисциплинам и историческим источникам?

4.Расскажите о вкладе русских историков в историческую науку.

 

Тема 2. Первобытнообщинный и рабовла­дельческий строй на территории России

План

1.Первобытнообщинный строй на территории России.

2.Рабовладельческие государства.

3.Кочевники.

1. Первобытнообщинный строй на территории России

Важное значение на процесс формирования человеческого общее во оказывает географический фактор. Наша страна находится в зоне с <верного и. континентального климата, в суровые природные условия: что отразилось на ее заселении человеком. Многие общественные пр. <цессии происходили на нашей территории позже, чем на других матер! крах. В настоящее время существует несколько теорий происхождение! человека. Мы будем придерживаться эволюционной теории.

История человечества делится на ряд периодов:

·ранний палеолит — древнекаменный век. (2,5-2 млн. лет до н. з по новейшим данным - 200 тыс. лет до н.э.). Появляются высоко разы ты приматы, от которых берет свое начало человек (следов обитании древнейшего человека на нашей территории имеется немного (Ковка: Краснодарский край);

·средний палеолит (200-50 тыс. лет до н. э.). На территории Рот <сии имеются стоянки древних людей (Кавказ, Дон, Волга, Кама и т.д.);

·поздний палеолит (50-10 тыс. лет. до. н. э.). На территории Рот <сии известно множество стоянок от Днепра до Приморского края.

В период палеолита охота — основное занятие, социальное устройством — большей частью, матриархат. Возникла языческая религия 4-х формах: анимизм - вера в душу, которой обладает живое существо всякий предмет; тотемизм - происхождение от животных; магия - вера колдовские силы; фетишизм - вера в сверхъестественные свис предметов.

—мезолит — средне каменный век. (9-6 тыс. лет до н.э.). Люди продвинулись до Кольского полуострова, дошли до Берингова пролива

Возникновение родовой общины и племенной организации. О новое занятие — охота, рыболовство, собирательство, приручение ж: ватных, появление сложных орудий труда (лук и стрелы).

—неолит — ново каменный век. (6-3 тыс. лет до н.э.). Патриарха Первое общественное разделение труда — скотоводство и земледелии зарождение ткачества, появление керамической посуды.

—энеолит— меднокаменный век. (4-3 тыс. лет. до. н.э.)

Характерные черты первобытнообщинного строя.

В экономической сфере - самый низкий уровень развития произ­вол отельных сил, обусловивший полную зависимость человека от при­роды.

В социальной сфере - бессилие человека перед природой, под- Пикнуло их к объединению в общины. Наличие общинной собственно- на средства производства, уравнительное распределение продуктов между членами общины, постоянная кочевая жизнь.

В политической сфере - отсутствие эксплуатации человека человек- I ом, классов, государства.

В идеологической сфере - языческие верования (бог солнца, огня, дождя и т.д.)

—бронзовый век (2-1 тыс. лет. до. н. э.). Дальнейшее отделение

·м ново детва от земледелия, начало имущественного расслоения, поев- менее социально-классовых отношений и государства. Труд мужчины

·I ал главным — окончательное закрепление патриархата.

—железный век (1 тыс. лет. до. н.э.- по настоящее время). Укрепления государственности. Использование железа привело к резкому подъему производительных сил, человек получил возможность созда­нии. прибавочный продукт. Произошло второе общественное разделение фута - ремесла от земледелия. Усилилась эксплуатация человека чело- гиком, углубилось неравенство, что породило войны с целью грабежа и наживы.

В нашей стране первобытнообщинный строй длился много тысяче­летий и закончился приблизительно во 2 тыс. до н. э. Но это относится к лишь наиболее развитым районам, в остальных каменный век продол­жимся позже.

I Рабовладельческие государства на территории нашей Родины

С VIII по VI века до. н. э. происходит заселение греческими коло­нистами Северного Причерноморья, Крыма, Азовского моря и восточно- год побережья Черного моря. Ими были созданы в VII VI в. до н. э. раба- владельческие города-государства — Оливия (Бугский лиман), Паника- пей (Керчь в Крыму), Феодосия и Фанагория (Таманский полуостров), Хсрсонес (у Севастополя), Танаис (устье Дона) и др. Греческие колонии были ремесленными и торговыми центрами - продавали местным пле­менам ремесленные изделия, вино, масло, ткани и др., приобретали - хлеб, скот, рыбу, рабов. Это были рабовладельческие города- государства, близкие по своему содержанию афинской демократии. К началу нашей эры греческие города-государства пришли в упадок. Их

историческое значение в том, что они были первыми организованным городами на территории России, центрами торговли и культуры, ок: завшие большое влияние на соседние племена.

В 480 г. до н. э. образовалось Боспорское царство - монархия. IV-III в. до н. э. это царство достигло наивысшего расцвета и него входили восточное и северное побережье Азовского моря, часть Кубага Керченский полуостров - столица Пантикапей. В 107 г. до н. э. перс изошло восстание под руководством Саймака — первое известное на шеи стране массовое выступление рабов. В конце IV в. царство пало щ ударами гуннов.

Значение Бостонского царства в том, что оно связывало мест население с античным миром, содействовало ускоренному развитии племен Причерноморья и перехода их к классовому обществу.

Кочевники

Древнейшим населением южных степей (VIII-VII вв. до н. э.) г имеющимся у нас древнегреческим источникам, были киммерийцы. V. вытеснили скифы, у которых к концу VI в. сложился союз племен. Во определяли события степи в течение ряда веков. Жизнь скифов красой! описал древнегреческий историк Геродот. Занимались земледелие скотоводством и различными ремеслами, вели активную торговлю греческими колониями. В 514 г. до н.э. скифы разгромили огромно войско персидского царя Дария. Теснимые сарматами, на рубеже 111- вв. скифы создали государство в северной части Крыма и Таврии со ст. лицей в г. Неаполе (в районе Симферополя).

Сарматы пришли в южные степи во II в. до н.э. и находились i III в. нашей эры.

Одновременно с сарматами, но со стороны Прибалтики пришли п ты. В IV в. они создали государство между Дунаем и Доном, объедешь различные племена. Государство готов просуществовало недолго, пгн под натиском гуннов.

Гунны создали мощный племенной союз разных народов и проще русские степи, под руководством вождя Аттилы, ворвались в IV в. Евр. пуд, неся ей опустошение. Просуществовав 80 лет, гуннский союз раз палея.

В середине VI в. на Алтае и в Монголии возник Тюркский каганат, расширивший свою территорию от Китая до Дона. При распаде каганат образовались тюркские племенные союзы, некоторые их которых аварский, хазарский, булгарский - создали собственную государстве! несть.

В VI в. авары прошли путем гуннов из Азии в Европу и образовали аварское государство, просуществовавшее до начала IX в. Продвижение авар через южнорусские степи, сопровождалось ожесточенными стол- миопиями со славянами. О них есть упоминание в "Повести временных if* I" В IX в. авары исчезают. Их гибель нашла отражение на Руси в "Погибоша аки обри (авары)."

В VII в. на Северном Кавказе и Нижней Волге сложилось Хазаркое государство. В дальнейшем оно распространило свою власть на I' рым, Приазовье, Среднюю Волгу. Хазары взимали дань с соседних на­родов, в том числе и со славян - полян, северян, вятичей, радимичей. Была развита торговля. Враждебные отношения с христианскими и му- t \ иьманскими государствами привели хазарскую верхушку к серьезно- му политическому шагу - принятию иудаизма. Но надежды на укрепле- нпг государства, в связи с принятием новой религии, не оправдались. Против Хазарии образовался мощный христианско-мусульманско- » плческий союз, куда вошли не только соседние государства, но и поко­ренные хазарами народы. В 965 г. киевский князь Святослав нанес мощ­ный удар по Хазарскому каганату, после которого он уже не смог опра- ш! 11,ся. В X в. Владимир уничтожил остатки хазарской государственно- ill!

Булгарские племена, близкие по языку аварам и хазарам раздели­лись на четыре группы. Две группы булгар остались на северном Ковка- !г. приняв участие в этногенезе некоторых кавказских народов, третья отравилась на Дунай и слившись с местными славянскими племенами, передала им свой этноним. Четвертая - перекочевала на Среднюю Волгу и создала государство - Волжская Булгария со столицей - город Булгар. Волжская Булгария была многонациональным государством. В XIII в. они была разгромлена татаро-монголами. После этого название "булга­ры" постепенно исчезло в условиях ассимиляторских процессов. Потом­ками булгар являются чуваши и казанские татары, их влияние заметно в процессе формирования таких народностей: башкир, марийцев, удмур- тов.

В IX в. в южных степях появились печенеги. Первое столкновение славян с печенегами произошло в 915 г. после чего был заключен мир. По потом начались затяжные войны Киевской Руси с печенегами. В 1019 г. Ярослав Мудрый нанес им поражение, после чего напор печене­гов на Русь ослаб. В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил их у стен Киева И превратил их в вассалов Руси вместе с тюрками и берендеями. В сере­дине XII в. три указанных этноса объединились и создали союз, который в русских летописях получил название Черных Клобуков. Монголо-

татарское нашествие привело к уничтожению союза и поглощению да! них народов, другими.

В XI в. из района Иртыша пришли к русским границам половц (куманы). Свое имя они получили от русских за светлые волосы и гол^ бые глаза. (Полова (от русского) - солома). У половцев существовал яш ко выраженный культ рода. Умершим родственникам на могилы ставм лись каменные стелы, которые сохранились до сих пор. В пищу он1 употребляли "хомяки и сусолы" (хомяков и сусликов), что поражал русских. Половцы представляли грозную силу для русских княжеств^ беспощадно грабили Русь. В начале XII в. им сокрушительное пораж! неё нанес Владимир Мономах. В 1185 г. князь Игорь Святославович о; ганизовал поход против половцев, который закончился неудачей. Эт события легли в основу "Слова о полку Игореве". Половцы были разб) ты монголами и рассеяны.

Восточные славяне жили на территории, которая была заселе* финно-угорскими и балтскими племенами. В летописи "Повесть време! них лет" перечисляются народы, платившие дань Руси: чудь, меря, вес мурома, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, коре норома, либь, мещера. Проходил интенсивный процесс ассимиляции н родов на европейской части Руси. Финские племена: меря, мещера, м рома; балтские (голядь) - полностью растворились среди славян, пук смешанных браков, взаимопроникновения культур, принятия христма! ства и переходом на русский язык. Финно-угорское влияние видно русской географической топонимике (Москва, Муром, Ока, Протв Сылва, Сосьва, и т.д.), в великорусском антропологическом типе, язык и говоре, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки и др.), прис щее сказам финнов. Также в общности быта, промыслов, народных о рядов.

Таким образом, этническая панорама той части Европы, где npi живали славяне, была динамичной и достаточно пестрой.

Вопросы для самоподготовки.

1.Основные черты социальной организации первобытнообщинн год стада, рода, темени?

2.Языческие религии - их достоинства и недостатки?

3.Влияние кочевников на политическую жизнь восточных славян

4.Общие культурно-исторические черты народов Восточной Европы.

Тема 3. Славяне в древности

План

1.Проблемы происхождения славян.

2.Социально-экономические отношения и политический строй т >( точных славян.

3.Культура, быт и религия восточных славян.

Проблемы происхождения славян

Этноним славяне (изначально словене, то есть «ясно говорящие») нишляется”в письменных источниках с VI в. н. э. в форме склавены,

·! нинины. Все наиболее ранние упоминания о славянах происходят с ft рритории Восточно-Римской империи - Византии, на земли которой UIK чапно вторгся тогда этот неведомый, многочисленный и весьма во­йт i пенный народ. Искажение «склав», связанное с трудностью переда­ми славянских слов с сочетанием сл- в греческом языке и на латыни, пе- !'■ in но от византийских книжников в европейские (в форме Sclavi) и ррпоо-персидские (саклаб, множ. сакалиба) тексты средневековья.

Iвопрос о появлении славян на европейской территории принадле­жи i к числу самых дискуссионных в исторической науке из-за объек- i инных трудностей'Гархёол”огических находок раннего славянского пе- (шода немного; сложно этнически идентифицировать славянский язык с иругпми. -— —

В древнейших описаниях нашей страны, вплоть до первых столе- niii повой эры, не упоминаются славяне. Сообщения о венедах и антах в I рулах древнегреческих и древнеримских историков, которых относят к

·чниинам, достаточно спорны - многие историки считают, что описаны

·еш.тские и германские племена. Существует много точек зрения на "(■нисхождение славян.

В науке утвердилось мнение, что славяне принадлежат к так назы- нйгмой индоевропейской группе народов, прародина которых находи-

·• !• между Южным Уралом и Центральной Европой. Восточные славя- н. иошикли в результате слияния, так называемых праславян, с другими этносами Европы. Корни этого процесса прослеживаются с III тыс. до и » , когда они стали расселяться на широких пространствах Азии и Европы. к этому времени относится распад индоевропейской этнической общности и образование различных групп индоевропейской речи, в том числе славянской.

I (овейшие данные позволяют по новому взглянуть на проблему происхождения славян. И это связано с дешифровкой праславянской

письменности. Под ней понимается славянское слоговое письмо "черт резов", которым славяне пользовались на протяжении шести тысяч ел тий, до перехода на буквенное письмо. Целый ряд надписей, обнар) женные на территории Индостана (XXVII-XXV вв. ), Крите (XX-XI1 вв.) и в других местах, долгое время не поддавались прочтению был прочитаны, когда к ним применили праславянский языке. Это позволяв сделать вывод о том, что протославянекие племена заселяли в это врем обширные территории, г

В результате продвижения на юг и восток, праславянские племен проникли в сердце древнейших цивилизаций. Шумеры воспримут и р< зовыот многие достижения славян в материальной и духовной культур на основе их письма будет создана протошумерская письменность. Поднепровье-Подунавье в III тыс. до н.э?"былии"'созданы?т трипольску культуру. Отсюда их расселение пойдет далее на юг. Одна часть трипольцев-славян, называвших себя рысичами (по своему тотему - рыс! дойдет до Пенджаба и Инда, где создаст одну из величайших культ) Древнего Востока - протоиндийскую. Она просуществует около 700 ле и их далекие потомки вернутся назад в Европу. Часть из них, извести под именем пеласги (аисты) заселит Балканы и Крит. На острове of создадут могучую Критскую державу, культуру которой восприм; древние греки. Критская держава ослабнет после страшного извержещ на острове Санторин и пеласги, под натиском дорийцев покинут Кри Они появятся в Италии, где их будут называть этрусками. Этрусскс письмо легло в основу латинского алфавита. В этрусских надписях VI III вв. до н.э. использовано праславянское слоговое письмо. В слова]: Стефана Византийского этруски определенно названы славянским пл менем.

На протяжении 1 тыс. до н.э. славянские племена широко рассел ются по Центральной Европе. На западе их территория доходила до pei Эльбы, на севере - до Балтийского моря, на востоке - до Оки, на юге междуречье Днепра и Буга.

В конце I тысячелетия до н.э. произошло разделение славян на tj ветви: западные, южные и восточные.

Древнейшие письменные источники начинают упоминать о слав нах с середины I тыс. до. н. э. Античные авторы знали славян под различными именами, прежде всего под именем венедов, несколько позже антов. К концу I тыс. до н. э. относится сообщение о венедах в труд! римского историка Тацита. Но это краткие сведения и в них много спо ного.

Более точные сведения имеются о славянах с середины I тыс. н.э. трудах византийских историков, где описывается жизнь их северных cd

t нмI Также достаточно много данных о славянах содержатся в трудах арабских географов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.