Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Теоретические основы химии





МЧС РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

 

«Уральский институт Государственной противопожарной службы

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

ХИМИЯ

Методические указания и задания контрольной работы

для слушателей и студентов заочного обучения по специальности

Пожарная безопасность

(квалификация (степень) «специалист»)

 

 

Екатеринбург


Методические указания и задания контрольной работы для слушателей и студентов заочного обучения по специальности 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист») по дисциплине химия. –Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России», 2012. – 54 с.

 

 

Авторы- составители : Евтюхов С.А., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры химии и процессов горения ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России»

Фоминых И.М. кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры химии и процессов горения ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России»



 

Рецензенты: Иванов М. Г., доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой общей химии и природопользования ФГАОУ ВПО «Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Баранова О. Ю., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры физики и теплообмена ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России»

 

 

Методические указания и задания контрольной работы для слушателей и студентов заочного обучения по специальности 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»)составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине химия, предназначены для слушателей и студентов заочного обучения.

 

© ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России», 2012

 


СОДЕРЖАНИЕ

Общие методические указания……………………………………………...
Программа…………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………….…
Таблица вариантов контрольных заданий………………………….….…
Контрольные задания………………………………………………………...
1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева……………...
1.1. Строение атомов……………...……...…………………….………..
1.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. …..…………………………………..….  
2. Термодинамика химических процессов…………………………………..
3. Элементы химической кинетики. Химическое равновесие.…………….
4. Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе...
5. Свойства разбавленных растворов неэлектролитов………….………….
6. Электролитическая диссоциация. Ионно-молекулярные уравнения…...
7. Гидролиз солей……………………………………………………………..
8. Гальванические элементы…………………………… …….…….………
9. Электрохимическая коррозия металлов…….…..……………….………
10. Электролиз растворов………..……..…………………………………….
11. Органические соединения. Полимеры…………..………………………
Приложение…………………………………………………………………....

 




ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Химия является не только общетехнической, но и общеобразователь­ной наукой. Поэтому инженер любой специальности должен обладать достаточными знаниями в области химии.

Изучение курса химии должно способствовать развитию у слушателей логического химического мышления и диалектико-материалистического мировоззрения. В результате изучения курса слушатели должны получить современное научное представление о материи и формах ее движения, о веществе как одном из видов движущейся материи, о механизме превращения химических соединений, понимать значение химии в промышленности и сельском хозяйстве. Знание курса химии необходимо для успешного изучения последующих общенаучных и специальных дисциплин. Слушатели должны прочно усвоить основные законы и теории химии и овладеть техникой химических расчетов; выработать навыки самостоятельного выполнения химических экспериментов и обобщения наблюдаемых фактов.



Основной вид учебных занятий слушателей – самостоятельная работа с учебным материалом. По курсу химии она слагается из следующих элементов: изучение материала по учебникам и учебным пособиям; выполнение контрольных заданий; выполнение лабораторного практикума; индивидуальные консультации; посещение лекций; сдача зачета по лабораторному практикуму; сдача экзамена по всему курсу.

Работа с книгой.Изучать курс рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе (расположение материала в программе не всегда совпадает с расположением его в учебнике). Изучая курс, пользуйтесь и предметным указателем в конце книги. При первом чтении не задерживайтесь на математических выводах, составлении уравнений реакций; старайтесь получить общее представление об излагаемых вопросах, а также отмечайте трудные или неясные места. Внимательно прочитайте текст, напечатанный особым шрифтом. Выявляйте сущность того или иного вопроса, а не пытайтесь запомнить отдельные факты и явления. Изучение любого вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений, способствует более глубокому и прочному усвоению материала. Чтобы лучше запомнить и усвоить изучаемый материал, надо обязательно иметь рабочую тетрадь и заносить в нее формулировки законов и основных понятий химии, новые незнакомые термины и названия, формулы и уравнения реакций, математические зависимости и их выводы и т.п. Во всех случаях, когда материал поддается систематизации, составляйте графики, схемы, диаграммы, таблицы. Они очень облегчают запоминание и уменьшают объем конспектируемого материала. Краткий конспект курса будет полезен при повторении материала в период подготовки к экзамену. Изучение курса должно обязательно сопровождаться выполнением упражнений и решением задач. Решение задач – один из лучших методов прочного усвоения, проверки и закрепления теоретического материала.

Контрольные задания. В процессе изучения курса химии слушатель должен выполнить одну контрольную работу.

Решение задач и ответы на теоретические вопросы должны быть коротко, но четко обоснованы, за исключением тех случаев, когда по существу вопроса такая мотивация не требуется, например, когда нужно составить электронную формулу, написать уравнение реакции и т.п. При решении задач нужно приводить весь ход решения и математические преобразования.

Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена; для замечаний рецензента надо оставлять широкие поля; писать четко и ясно; номера и условия задач переписывать в том порядке, в каком они указаны в задании. Работа должна быть датирована, подписана слушателем и представлена в институт на рецензирование.

Если контрольная работа не зачтена, ее нужно выполнить второй раз в соответствии с указаниями рецензента и выслать на повторное рецензирование вместе с незачтенной работой. Исправления следует выполнять в конце тетради, а не в рецензированном тексте. Номер варианта соответствует двум последним цифрам в зачетной книжке слушателя. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не зачитывается.

Лабораторные занятия. Для глубокого изучения химии как науки, основанной на эксперименте, необходимо выполнить лабораторные работы. Часть лабораторных работ выполняется в установочный период сессии, часть – во время обзорных занятий.

Консультации. Если у слушателя возникают затруднения при изучении курса, следует обращаться за письменной консультацией в институт к преподавателю, рецензирующему контрольные работы. Консультации можно получить по вопросам организации самостоятельной работы и по другим организационно-методическим вопросам.

Лекции.В помощь слушателям читаются лекции по важнейшим разделам курса. Лекции читаются в период лабораторно-экзаменационной сессии.

Зачет. Выполнив лабораторный практикум, слушатели сдают зачет. Во время сдачи зачета необходимо уметь изложить ход работы, объяснить результаты выполненных опытов и выводы из них, уметь составлять уравнения реакций.

Экзамен. К сдаче экзамена допускаются слушатели, которые выполнили контрольные задания и сдали зачет по лабораторному практикуму. Экзаменатору слушатели предъявляют зачетную книжку, направление на экзамен и зачтенную контрольную работу.

 

 


ПРОГРАММА

Содержание курса и объем требований, предъявляемых слушателю при сдаче экзамена, определяет программа по химии, подготовленная с учетом особенностей профессиональной деятельности сотрудников ГПС и профиля подготовки в УрИ ГПС МЧС России. Ниже приводится эта программа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения учебной дисциплины «Химия»является формирование современных научных представлений о веществе, как одном из видов движущейся материи, о путях, механизмах и способах превращения одних веществ в другие. Знание основных химических законов, владение техникой химических расчетов, понимание возможностей, предоставляемых химией, оптимизируют процесс получение нужного результата во всех сферах практической деятельности.

Дисциплина «Химия» в профессиональной подготовке выпускников Уральского института ГПС МЧС России закладывает основу для профессиональной подготовки специалиста, дает необходимый объем общих знаний по фундаментальным законам химической науки и специальных знаний по классификации, физико-химическим и пожароопасным свойствам неорганических и органических веществ.

Курс состоит из четырех разделов, содержание которых охватывает теоретические основы современной химии и направления ее дальнейшего развития.

Химия многогранна: она является наукой, учебной дисциплиной, отраслью промышленности и основой научно-технического прогресса. Неоценима роль химии в формировании таких общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, как самосовершенствование в плане необходимости овладения современными методами анализа химических процессов с целью обеспечения пожарной безопасности; готовность и способность к использованию инновационных идей в деятельности; самостоятельность и ответственность при принятии нестандартных решений и разрешении проблемных ситуаций с использованием современных информационных ресурсов; способность ориентироваться в основных проблемах пожарной безопасности, связанных с процессами в химической промышленности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Учебная дисциплина «Химия» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 280705.65 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»).

Изучаемые вопросы дисциплины направлены на формирование у курсантов и слушателей научного мировоззрения, базируются на знаниях, полученных при изучении школьных курсов естественнонаучных дисциплин.

Данная дисциплина является одной из основных для успешного изучения последующих дисциплин «Физико-химические основы развития и тушения пожаров», «Теория горения и взрыва», «Пожарная безопасность технологических процессов», «Пожарная безопасность в строительстве», «Пожарная техника», «Пожарная тактика».

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Химия» направлен на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО компетенций по направлению подготовки (специальности) 280705.65 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»):

1) общекультурных компетенций (ОК):

- способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения (ОК-4);

- способность к познавательной деятельности (к абстрагированию, анализу и синтезу, критическому мышлению, обобщению, принятию нестандартных решений, разрешению проблемных ситуаций, резюмированию и аргументированному отстаиванию своих решений) (ОК-8);

- готовность к саморазвитию, самообразованию (ОК-14).

2) профессиональных компетенций (ПК):

- способность оценить риск и определить меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники и проводимого эксперимента (ПК-2).

3) профессионально-специализированных компетенций (ПСК):

- умение проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов (ПСК-32).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия, законы и модели химических систем;

- классификацию реагентов и реакций в органической химии.

- реакционную способность веществ;

- основные понятия, законы и модели коллоидной и физической химии;

- свойства основных видов химических веществ и классов химических объектов.

Уметь:

- проводить расчеты концентрации растворов различных соединений,

- определять изменение концентраций при протекании химических реакций;

- определять термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ;

- проводить очистку веществ в лабораторных условиях;

- использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;

- определять основные физические характеристики органических веществ.

Владеть:

- способностью оценить риск и определить меры по обеспечению безопасности проводимого эксперимента;

- методикой проведения эксперимента с обработкой и анализом результатов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц или 288 ч.

4.1. Тематический план

 

№ п/п Наименование частей, разделов и тем
Раздел 1. Теоретические основы химии
Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома
Общая характеристика химических элементов и их соединений
Раздел 2. Основные закономерности протекания химических процессов
Термодинамика химических процессов
Элементы химической кинетики. Химическое равновесие
Раздел 3. Химия растворов. Дисперсные системы
Вода. Растворы
Растворы электролитов
Итоговый контроль - экзамен
Основные теоретические положения коллоидной и физической химии
Окислительно-восстановительные реакции
Гальванические элементы. Коррозия металлов
Электролиз водных растворов солей
Раздел 4. Физико-химические свойства органических веществ
Основные теоретические положения органической химии
Строение и свойства углеводородов
Органическое топливо и его переработка
Кислородсодержащие органические соединения
Азотсодержащие органические соединения
Полимеры и полимерсодержащие материалы
Итоговый контроль - экзамен

 

 

4.2. Содержание дисциплины

 

Раздел 1. Теоретические основы химии

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.