Раздел 4 Типы реакций и процессов в аналитической химии. Закон действующих масс в аналитической химии
Химическое равновесие. Закон действующих масс в приложении к аналитической химии. Кинетический и термодинамический подход. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории сильных электролитов Дебая-Хюккеля. Активность. Коэффициент активности. Ионная сила в растворе. Предельное и расширенное уравнение Дебая-Хюккеля. Определение коэффициентов активности. Расчет концентраций и активностей ионов. Общая и равновесная концентрация ионов. Термодинамические, концентрационные и условные константы равновесия и связь между ними. Зависимость константы от температуры. Скорость реакции в химическом анализе. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Примеры ускорения, замедления реакций и процессов, используемых в химическом анализе.
Основные типы химических реакций, используемых в аналитической химии. Кислотно-основное равновесие. Современные представления о кислотах и основаниях. Теория кислот и оснований. Протолитическая теория Бренстеда-Лоури. Равновесие в системах кислота – сопряженное основание. Константа кислотности и основности. Кислотные и основные свойства растворителей. Сила кислот и оснований. Кислотно-основные свойства в многокомпонентных системах. Буферные растворы, их свойства. Буферная емкость. Расчет рН растворов.
Комплексообразование. Основные понятия. Типы и свойства комплексных соединений, классификация комплексных соединений. Количественные характеристики комплексных соединений, константы устойчивости. Термодинамическая и кинетическая устойчивость комплексных соединений. Факторы, влияющие на устойчивость комплексов. Использование в анализе комплексных соединений и органических реагентов.
Окислительно-восстановительное равновесие. Уравнение окислительно-восстановительных реакций. Оценка окислительно-восстановительной способности. Уравнение Нернста. Стандартный и формальный потенциалы. Константы окислительно-восстановительных реакций. Влияние различных факторов на силу окислителя и восстановителя. Влияния ионной силы и температуры на протекание реакций окисления и восстановления.
Равновесие в системе осадок – раствор. Произведение растворимости. Растворимость. Факторы, влияющие на растворимость. Константы растворимости (концентрационная, термодинамическая). Осаждение. Механизм и кинетика образования осадков. Влияние природы, количества осадителя, рН и комплексующих ионов на полноту осаждения.
Раздел 5 Количественные методы анализа. Гравиметрия
Предмет и методы количественного анализа. Значение количественного анализа в решении химических и экологических проблем. Основные разделы количественного анализа. Гравиметрический, титриметрический, газовый анализы. Современные физические и физико-химические методы анализа.
Гравиметрический анализ. Сущность гравиметрического метода анализа. Условия получения осадков. Загрязнение осадков. Типы загрязнений. Осаждаемая и гравиметрическая формы. Требования к ним. Погрешность в гравиметрии. Расчеты в методе гравиметрии.
Раздел 6 Титриметрические методы анализа
Титриметрические методы. Классификация методов. Виды титриметрических определений. Способы выражения концентрации в титриметрии. Стандарты. Фиксаналы. Виды кривых титрования. Факторы, влияющие на их характер в различных методах. Способы определения конечной точки титрования в различных методах. Индикаторы.
Методы титрований: кислотно-основной, окислительно-восстановительный, комплексонометрический. Погрешности в титриметрических методах определения. Измерительная посуда и ее проверка.
Расчеты в методах окислительно-восстановительного, кислотно-основного и комплексометрического титрований.
Содержание лабораторных работ
Лабораторные работы выполняются по учебнику Логинова Н.Я., Воскресенского А.П., Солодкина И.С. «Аналитическая химия».
Подготовка к каждой лабораторной работе подразумевает изучение теоретического материала по соответствующей теме.
Перед выполнением экспериментальной части работы следует, прежде всего, изучить содержание «Инструкции по технике безопасности и правилам поведения студентов в лаборатории химии» о чем делается соответствующая запись в «Журнале учета прохождения студентами инструктажа по технике безопасности». Прежде чем выполнять опыт, необходимо внимательно прочитать его описание, а в случае необходимости обратиться за разъяснениями или уточнениями к преподавателю или дежурному лаборанту.
После выполнения экспериментальной части необходимо оформить отчет. В конце занятия преподаватель проверяет отчет и подписывает его.
№ лаб.
работы
| Название лабораторной работы
| Содержание работы (страницы, № работ)
| 1.
| Техника безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием. Аналитические весы и взвешивания
| С. 32 – 38
| 2.
| ЛР №1: Частные реакции на катионы I, II, III аналитических групп
| С. 64 – 69;
С. 94 – 101;
С. 126 – 132
| 3.
| ЛР №2: Экспериментальная задача: Анализ смеси катионов I, II, III аналитических групп
| С. 132 – 135
| 4.
| ЛР №3: Частные реакции на катионы IV, V, VI аналитических групп
| С. 166 – 178;
С. 192 – 205;
С. 221 – 229
| 5.
| ЛР №4: Экспериментальная задача: Анализ смеси катионов IV, V, VI аналитических групп
| С. 231 – 235
| 6.
| ЛР №5: Экспериментальная задача: Анализ смеси катионов I, II, III, IV, V, VI аналитических групп
| С. 235 – 237
| 7.
| ЛР №6: Частные реакции на анионы
| С. 252 – 257
| 8.
| ЛР №7: Экспериментальная задача: Анализ сухого вещества
| С. 269 – 272
|
| Защита лабораторных работ
|
| 9.
| ЛР №8: Гравиметрический анализ. Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария
| С. 306 – 317
| 10.
| ЛР № 9: Метод нейтрализации. Приготовление рабочего титрованного раствора кислоты. Приготовление рабочего титрованного раствора щелочи. Определение концентрации кислоты по щелочи
| С. 358 – 362
| 11.
| ЛР № 10: Перманганатометрия. Приготовление рабочих растворов, установление титра раствора перманганата калия. Определение железа (+2) в соли Мора методом перманганатометрии
| С. 380 - 384
| 12.
| ЛР № 11: Йодометрия. Приготовление рабочего раствора тиосульфата натрия. Установление его концентрации и титра. Определение массовой доли меди в медном купоросе методом йодометрии
| С. 385 - 388
| 13.
| ЛР № 13: Комплексонометрия. Определение общей жёсткости воды методом комплексонометрии
| С. 407 - 410
|
Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины наряду с традиционными видами лекционных занятий, также используются лекция-визуализация (с использованием различных форм наглядности: реактивы, рисунки, фото, схемы и таблицы), лекция-консультация (осуществляемая в формате «вопросы – ответы»),проблемная лекция и лекция с заранее запланированными ошибками.
Лабораторные занятия проводятся в следующих формах: коллективный разбор решения химических задач на основе анализа подобных ситуаций, анализ результатов экспресс-тестирования или экспертиза демонстрационного эксперимента, а также выполнение лабораторных исследовательских работ частично-поискового характера.
Защита лабораторных работ проводится в форме работы с вопросами и заданиями или в виде компьютерного тестирования, где смоделированы лабораторные работы на конкретных примерах по подобию тех, что ранее выполнялись студентом.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определен с учетом поставленной цели рабочей программы, особенностей обучающихся и содержания дисциплины и составляют не менее 50% от всего объема аудиторных занятий.
Технологии аудиторной работы
Традиционные технологии
- Лекции;
- Практические занятия.
Неигровые технологии, технологии проблемного обучения
- Проблемные лекции;
- Метод проектов;
- Выступление с докладом, сообщением по реферату;
- Рецензирование студентами работ друг друга;
- Проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет.
Игровые и имитационные технологии
- Мозговой штурм;
- Дискуссия.
Комбинированные технологии
- Экспертные оценки проектов группами студентов;
- Разбор конкретных ситуаций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|