Тема: «Статистические методы обеспечения качества»
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА
ТОВАРОВ И УСЛУГ
Методические указания по выполнению практических работ
Ростов-на-Дону
Печатается по решению кафедры «Товароведение и экспертиза товаров».
Автор – составитель к.э.н., доцент Е.В. Барауля
Методические указания для практических занятий студентов направлены на закрепление знаний по сертификации систем качества товаров и услуг, предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения по специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров».
Рецензенты: д.э.н., проф. В.И. Гиссин
к.т.н., доцент В.П. Остриков
© Ростовский государственный экономический университет, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..4
Занятие 1. Изучение терминологии в области качества продукции и менеджмента качества…………………………………………………………5
Занятие 2. Изучение градаций товаров и услуг по качеству………………...6
Занятие 3. Оценка уровня качества товаров………………………………….7
Занятие 4. Статистические методы обеспечения качества…………………..8
Занятие 5. Управление качеством в процессе жизненного цикла…………10
Занятие 6. Изучение требований к системе менеджмента качества……….11
Занятие 7. Изучение порядка проведения сертификации систем качества………………………………………………………………………..12
Занятие 8. Аудит систем качества…………………………………………...13
Библиографический список…………………………………………………..14
Приложения…………………………………………………………………...15
ВВЕДЕНИЕ
Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в то время как в России практически только в течение последних нескольких лет на эту проблему обратили серьезное внимание. Сертификат на систему качества – весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара: западные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95 % контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества.
Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества – важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам.
В связи с вышесказанным, в образовательный стандарт по специальности 351100 (080401) «Товароведение и экспертиза товаров» включена дисциплина «Сертификация систем качества товаров и услуг», усвоение которой позволит будущим специалистам в области товароведения, изучить методику проведения сертификации систем качества и требования международных стандартов серии ИСО.
Практические занятия студентов направлены на закрепление знаний по освоению нормативной базы для разработки систем качества на предприятиях, сертификации систем качества и их аудиту.
Занятие 1
Тема: «Изучение терминологии в области качества продукции и менеджмента качества»
Пособие для работы:
ГОСТ 15467 - 79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
2.ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Системы менеджмента качества. Понятия и словарь.
3. Гличёв А.В. Основы управления качеством продукции - М: РИА «Стандарты и качество», 2000 - 353 с.
4. Окрепилов В.В. Управление качеством. Санкт-Петербург: «Наука». 2000-910 с.
Задание 1. Изучить по ГОСТ 15467 - 79 термины, относящиеся к: общим понятиям в области управления качеством продукции; показателям качества продукции; дефектам продукции.
Задание 2. Изучить по ГОСТ Р ИСО 9000 -2001 термины, относящиеся к: а)качеству (№№ З.1.2., З.1.З.); б) термины, относящиеся к менеджменту (№№ 3.2.2.; 3.2.3.; 3.2.9.; З.2.Ю.; З.2.П.; 3.2.12.; 3.2.14.; 3.2.15.); термины, относящиеся к характеристикам (№№ 3.5.1.; 3.5.2.; 3.5.4.); термины, относящиеся к соответствию (№№ 3.6.1.; 3.6.2.; 3.6.3.; 3.6.4.; 3.6.5.; 3.6.6.); термины, относящиеся к оценке (№№ 3.8.2.; 3.8.3.; 3.8.4.; 3.8.5.)
Занятие 2
Тема: «Изучение градаций товаров и у слуг по качеству»
Пособие для работы:
1. Государственные стандарты на конкретные группы товаров, регламентирующие классификацию, технические требования (технические условия), определение сортности.
2. Государственные стандарты на конкретные группы услуг, регламентирующие классификацию предприятий сферы услуг.
Задание 1. На основе стандартов на конкретные группы товаров выявить градации по качеству (сорт, марка, класс и пр.) и критерии, по которым товар относится к определённой градации.
Задание 2. На основе стандартов на конкретные группы услуг выявить градации по качеству (категория гостиницы, класс ресторана и пр.) и критерии, по которым услуга относится к определённой категории.
Анализ градаций товаров и услуг по качеству оформить по нижеследующей форме:
Группа продукции (товаров и услуг)
| Градация по качеству
| Критерии
| Примеры, характеризующие различие в качестве товаров и услуг разной градации
|
|
|
|
|
Занятие 3
Тема: «Оценка уровня качества товаров»
Пособие для работы:
1. ГОСТ 23554.2 -81. Экспертные методы оценки качества промышлен- ной продукции. Обработка значений экспертных оценок качества продукции.
2. ГОСТ 24886 - 81. Промышленные товары народного потребления. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества.
3. Леженин Е.Д., Лифиц И.М. и др. Исследование непродовольственных товаров. М: Экономика. 1988. 441с.
Задание 1. Установить номенклатуру показателей качества выбранного вида товара, используя стандарт «Система показателей качества продукции» и экспертный метод.
Задание 2. Определить коэффициенты весомости показателей качества методом ранжирования.
Задание 3. Установить значение показателей качества товара экспертным методом.
Задание 4. Рассчитать комплексный показатель качества и уровень качества товара.
Задание 5. Установить адекватность цены качеству оцениваемого товара и товара-аналога.
Занятие 4
Тема: «Статистические методы обеспечения качества»
Пособие для работы:
1. ГОСТ 18242-72. Статистический приёмочный контроль по альтернативному признаку. План контроля.
2. ГОСТ 18321-73. Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции.
3. Государственные стандарты правил приёмки конкретной продукции.
4. Глудкин О.П. и др. Всеобщее управление качеством. М: Радио и связь.1999, 599с.
5. Окрепилов В.В. Управление качеством. Санкт-Петербург.: Наука, 2000, 910с.
Задание 1. Познакомиться с семью инструментами контроля качества - контрольный листок, гистограмма, диаграмма разброса, метод стратификации, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, контрольные карты (см. приложение 1).
Задание 2. Сделать заключение о качестве партии швейных изделий (см. приложение 2).
а) объемом 300 шт., если при выборочном контроле забраковано3 шт.
б) объемом 450 шт., если при выборочном контроле забраковано 5 шт.
Задание 3. Пользуясь ГОСТ 18242, установить величины приемочного уровня дефектности, принятые в ГОСТ 23948 «Швейные изделия. Правила приемки», ГОСТ 9209 «Шкурки меховые. Правила приемки» (см. приложения 2,3).
Задание 4. Пользуясь ГОСТ 6687 «Напитки безалкогольные. Правила приемки», сопоставить приемочные и браковочные числа при приемке партии объемом 1000 шт. для случаев выявления бутылок с незначительным
дефектом (перекос этикеток) и со значительным дефектом (отклонение от требований к внешнему виду напитка, например, наличие единичных мелких частиц в напитке (см. приложение 4).
Задание 5. Пользуясь ГОСТ 18321 (см. приложение 5), познакомиться с порядком отбора единиц продукции в выборку. Какой метод отбора единиц в выборку можно применить в случае представления на контроль:
а) бутылок растительного масла;
б) коробок с карандашами;
в) обуви в транспортной таре?
Задание 6. Оценить качество партии выборочным методом контроля, если известно, что на контроль поступила партия сорочек 2-го сорта объемом в 200 шт. от нового поставщика (швейной фабрики), упакованная в 10 ящиков.
Алгоритм выполнения задания:
а) в соответствии с ГОСТ 18321 определить порядок отбора единиц в выборку;
б) в соответствии с ГОСТ 18242 (п.2.5.) следует определить уровень контроля, а в соответствии с ГОСТ 23948 «Швейные изделия. Правила приемки» установить объем выборки;
в) в соответствии с ГОСТ 12566 «Швейные изделия. Определение сортности» и ГОСТ 23948-80 необходимо сделать заключение о качестве партии, если известно, что в проверенных ящиках 7 шт. изделий имели линейные отклонения в 0,3 см по дефекту «несимметричность карманов», а 5 шт. не соответствовали образцу-эталону.
Занятие 5
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|