Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ





1.АНАЛИЗ КРОВИ Делают общий клинический анализ крови, определяют количество эрит­роцитов, гемоглобина, тромбоцитов, изучают лейкоцитарную формулу. В показанных случаях проводят и биохимический анализ крови (определение сахара, молочной кислоты, иммуноглобулинов, Т- и В-лимфоцитов, кислотно-щелочного равновесия). В норме гемоглобин составляет у женщин 11,7-15,8 Г% (70-95 усл. ед.), у мужчин – 13,8 - 18 Г% (82,8-108 ед.)

Лейкоцитарная формула (в норме)
Базофилы, %     Эозинофилы, %     Нейтрофилы Лимфоциты, %     Моноциты, %    
Юные % Палочко-ядерные, % Сегменто-ядерные, %
По Шиллингу
0,5-1,0 2-5 0-1 3-5 60-72 23-35 3-5
По Фрейфельду
1,4-1,6 3-5 0-1 2-4 55-70 25-35 5-8
               

Закономерные колебания в количественном я качественном составе лей­коцитов происходят при мышечной работе - «миогенные» сдвиги («миогенный» лейкоцитоз), которые вызываются не только чисто мышечным напряже­нием - миогенными факторами, но и неврогенными изменениями в процессе обмена веществ.



Различают три фазы миогенных сдвигов (по А.П. Егорову):

1. Лимфоцитарная фаза (после кратковременной нагрузки) - при общем количестве лейкоцитов без перемен наблюдается увеличение количества лим­фоцитов (лимфоцитоз), снижение некоторого количества нейтрофилов - палоч-коядерных и юных форм. Отсутствуют сдвиги нейтрофилов влево.

2. Нейтрофильная фаза (при умеренных нагрузках) - при умеренном лей­коцитозе процентное содержание лимфоцитов падает ниже исходного (лимфо-пения), нейтрофелез со сдвигом влево, увеличение числа сегментоядерных, па-лочкоядерных (в 2-2,5 раза) и юных клеток (сдвиг влево), эозинопения.

3. Интоксикационная фаза (при весьма больших физических напряжени­ях, при значительной нагрузке по своей продолжительности и величине) - лей­коцитоз резкий (до 25-50 тыс.) лимфоцитоз выражен слабо, лимфопения (до 10%) нейтрофиллез выражен значительно резче со сдвигом влево.

Третья фаза подразделяется на две формы:

а) регенеративная у нерезкая интоксикационная форма;

б) дегенеративная (при истощающих нагрузках) наблюдается значитель­ная лимфопения, количество лейкоцитов не только не повышается, а даже по­нижается (лейкопения). Выраженый сдвиг нейтрофилов влево, с наличием де­генеративных форм.



Колебаниям количества моноцитов при миогенных сдвигах обычно не придается большого значения.

Никогда не следует доводить занятия физическими упражнениями до по­явления третьей фазы дегенеративной формы реакции.

Чем меньше тренированность у занимающихся физкультурой и спортом, тем более выражен может быть «миогенный» сдвиг.

АНАЛИЗ МОЧИ

По показаниям изучают функциональное состояние почек. При спокой­ной работе резких отклонений в моче у здоровых людей обычно не обнаружи­вается. Однако, в зависимости от состояния центральной нервной системы, со­стояния выделительных органов, степени физической нагрузки наблюдается целый ряд тех или иных изменений.

При больших интенсивных психо-физических напряжениях (спортивные соревнования и пр.) в моче можно обнаружить, даже при отсутствии патологи­ческих изменений в почках, сахар, белок, эритроциты, цилиндры, изменения реакции мочи. Вопрос о допуске к занятиям физкультурой и спортом решается индивидуально.

БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Биохимические методы исследования являются частью комплексного об­следования спортсмена и служат контролем за состоянием его тренированно­сти. Они являются точными и надежными показателями функционального со­стояния и общего состояния здоровья. Их можно использовать для контроля за течением заболевания, эффективности реабилитационных и профилактических мероприятий; с их помощью вносить коррективы в тренировочный процесс.



Напряженная мышечная деятельность сопровождается значительными гематологическими и метаболическими изменениями. Наиболее ценны в этом отношении показатели:

- углеводного обмена (содержание сахара в крови, молочной кислоты, креатина),

- жирового обмена (содержание жирных кислот триглицериды, холесте­рина),

- белкового обмена (остаточный азот, кретинин, мочевина, индикан),

- показатели крови и мочи.

Исследование остроты зрения, проводимое с помощью специальных таб­лиц, имеет большое значение при отборе для занятий спортом. Так, например, для прыгунов в воду, штангистов, боксеров, борцов при зрении 5 и ниже заня­тия спортом противопоказаны.

Цветоощущение, исследуемое с помощью набора цветных полосок бума­ги, важно при отборе в секции по авто-велоспорту и другим подобным видам спорта.

Поле зрения, определяемое периметром, позволяет судить о состояния зрительного анализатора, что важно знать в игровых видах спорта, акробатике, спортивной гимнастике, фехтовании, прыжках на батуте.

Исследование слуха важно при занятиях боксом, стрельбой, водным поло, так как эти виды спорта связаны с получением травмы или заболеваний, приво­дящих к снижению слуха (неврит слухового нерва).

Контроль над полом - введен в конце 60-х годов в целях исключения возможности участия в женских соревнованиях лиц с признаками гермафроди­тизма (истинного и ложного), поскольку это обусловливает соответствующие изменения гормонального статуса, физических и психических качеств, а следовательно, и преимущество таких лиц перед здоровыми женщинами в соревно­ваниях.

Введение данного вида контроля стало возможным с внесением в спор­тивную медицину метода определения полового хроматина - у женщин он со­держится в большинстве эпителиальных клеток, у мужчин число таких клеток не превышает 5%.

Метод исследования относительно прост и необременителен для спорт­смена - берется соскоб со слизистой полости рта (щеки) или корень волоса и определяется процентное соотношение клеток, содержащих половой хроматин. Исследование проводится один раз с выдачей сертификата международной ко­миссии. При необходимости проводят цитогенетическое и гинекологическое исследование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дешин Д.Я. Медицинский контроль и самоконтроль при занятиях фи­зической культурой и спортом. - М.: Медгиз, 1953.

2. Методы исследования в спортивной медицине / Под ред. СП. Летуно-ва. - М.: Физкультура и спорт, 1964.

3. Шалков Н.А. Вопросы физиологии и патологии дыхания у детей. - М.: Медицина, 1967

4 Сердце и спорт / Под ред. З.Л. Карпмана и Г.М. Куколевского. - 1968.

5. Куколевский Г.М.,. Граевская Н.Д. Основы спортивной медицины. -ML: Медицина, 1971.

6. Чоговадзе А.З., Круглый М.М. Врачебный контроль в физвоспитании и спорте. - М.: Медицина, 1977.

7. Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медици­ны. - М: Физкультура и спорт, 1980.

8. Хедман Руне. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

9. Спортивная медицина / Под ред. А.В. Чоговадзе и Л.А. Бутченко. - М.: Медицина, 1984.

10. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник для медвузов / Под ред. В.А. Епифанова и Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.

11. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. СБ. Тихвинского и О.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991.

12. Епифанов В.А. Лечебная физкультура и спортивная медицина: Учеб­ник для медвузов. - М.: Медицина, 1999.

13. Дубровский В.И. Спортивная медицина. - М.: Владос, 1999.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Сформулируйте цели нагрузочного тестирования.

2. Охарактеризуйте пять групп функциональных проб.

3. Назовите тесты, используемые для определения физической работо­способности.

4. Какие типы реакций на дозированную стандартную нагрузку Вы знае­те?

5. Какая разница между специфическими и неспецифическими пробами с дозированной физической нагрузкой?

6. Что такое одно-, двух- и трехмоментная функциональная проба?

7. Назовите противопоказания к проведению нагрузочного тестирования.

8. Назовите показания к досрочному прекращению функциональной про­бы.

9. Какие функциональные пробы применяются для исследования состоя­ния вегетативной нервной системы?

10. Охарактеризуйте методику проведения пробы Летунова.

11. Какие критерии назначения пробы Летунова Вы знаете?

12. Охарактеризуйте ступенчатый тип реакции на дозированную физиче­скую нагрузку (по динамике пульса, систолического и диастолического артери­ального давления и их реституции).

13. Какие изменения в состоянии гемодинамики после пробы с 20 присе­даниями (по пульсу и артериальному давлению) Вам известны?

14. Какие функциональные пробы применяются в практике спорта для исследования дыхательной системы?

15. Какие нагрузки предлагаются испытуемому при проведении 3-моментной комбинированной пробы?

16. Каковы длительности реституции пульса и его качества после функ­циональной пробы с 20 приседаниями у спортсмена-разрядника и нетрениро­ванного человека?

17. Дайте оценку нормальной реакции вегетативной нервной системы на ортостатическую пробу.

18. Объясните, чем характеризуется гипертонический тип реакции сер­дечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (по качест­вам пульса, характеру артериального давления и их реституции).

19. Напишите формулу Кушелевского для подсчета ПКР и расшифруйте ее составляющие.

20. Расскажите методику проведения и оценку функциональной пробы с задержкой дыхания на вдохе.

21. Перечислите атипичные реакции по результатам трехмоментной ком­бинированной пробы.

22. Охарактеризуйте нормотонический тип реакции на дозированную фи­зическую нагрузку (по качествам пульса, характеру артериального давления и их реституции).

23. Охарактеризуйте гипотонический тип реакции на дозированную фи­зическую нагрузку (по качествам и величине пульса, изменению максимально­го и минимального артериального давления, их реституции).

24. Охарактеризуйте дистонический тип реакции на дозированную физи­ческую нагрузку (по качествам пульса, характеру артериального давления, их реституции).

25. Расскажите принцип проведения пробы PWC170. Какие Вы знаете особенности электрокардиограммы спортсмена, тре­нирующегося преимущественно на выносливость?

27. Какие особенности фонокардиограммы спортсмена Вы знаете?

28. Назовите особенности работы сердца спортсмена в покое.

 

Ситуационные задачи

1. У студента медуниверситета при росте 175 см. вес составляет 95 кг. В какой медицинской группе на занятиях по физвоспитанию нужно ему зани­маться, учитывая, что на функциональную пробу Мартинэ-Кушелевского он реагирует по гипертоническому типу реакции?

2. Спортсмен жалоб не предъявляет. Диспансерный осмотр 10 дней назад: на ЭКГ после пробы Мартинэ, снижение сегмента ST до изолинии, длитель­ность более 0,08. Решение вопроса о допуске к соревнованиям.

3. Спортсмен осмотрен 4 месяца назад. Перенес 10 дней назад фоллику­лярную ангину, в это время не тренировался. На пробу Мартинэ реагирует уме­ренным учащением пульса, АД после нагрузки 140/70 мм рт.ст., восстановле­ние в течение 3 минут. Какой тип реакции на нагрузку? Возможно ли участие в соревнованиях?

4. Спортсмен 3 недели назад перенес фолликулярную ангину. При осмот­ре выявлена ранее не наблюдавшаяся глухость тонов. При проведении функ­циональной пробы Мартинэ - резкое учащение пульса, незначительное увели­чение систолического АД, продолжительность восстановительного периода 7 мин., жалобы на неприятные ощущения в области сердца, общую слабость, го­ловокружение. Каков тип реакции на нагрузку? О каком заболевании можно думать? Какой план обследования целесообразно назначить?

5. После соревнований спортсмена беспокоят колющие боли в области сердца, плохой сон, быстрая утомляемость, нежелание тренироваться. Данные объективного обследования и ЭКГ без патологии. Тип реакции на нагрузку -дистонический. Ваше заключение и рекомендации относительно возможных средств реабилитации.

6. Показатель пробы Штанге у больного «10», пробы Генчи - «5». Оцени­те полученные данные.

7. Спортсмен-легкоатлет имеет III спортивный разряд, после тренировки жалуется на сердцебиение, перебои в работе сердца, а иногда и на одышку, ко­торые продолжаются 20-30 минут. Что порекомендуете спортсмену и тренеру в данной ситуации.

8. Определите у спортсмена III разряда показания к продолжению трени­ровок по результатам пробы с 20 приседаниями.

9. Спортсмен II разряда обратился во ВФД после стационарного лечения по поводу пневмонии. Уточните состояние резервных возможностей его дыха­тельной системы.

10. Спортсмен-легкоатлет, перворазрядник, регулярно тренируется и жа­лоб не предъявляет. Какой тип реакции по результатам трехмоментной комби­нированной пробы можно ожидать?

11. Девушка, 17 лет, хочет приступить к тренировкам по легкой атлетике. В средней школе от занятий по физкультуре была освобождена по причине ревматизма, хотя этот диагноз вскоре не подтвердился. После пробы с 20 при­седаниями: пульс слабого наполнения, тенденция к восстановлению в начале 5-й минуты, субъективно ощущает усталость. Тип реакции на дозированную нагрузку ближе к нормотоническому. Целесообразно ли ей заниматься легкой атлетикой и почему? Ваши рекомендации.

12. Спортсмен 1 разряда обратился во ВФД с жалобами на усталость, не­желание тренироваться, ухудшение сна. В течение последнего месяца хорошо выступал в четырех крупных соревнованиях, дважды занимал первые места. Тип реакции на дозированную нагрузку комбинированной пробы Летунова ги­пертонический. Чем вызвано подобное состояние спортсмена? Ваши рекомен­дации?

13. Спортсменка-гимнастка III разряда 12 дней назад лечилась по поводу лакунарной ангины с высокой температурой. Жалуется на быструю утомляе­мость, слабость, тахикардию. Какой результат ПКР после пробы с 20 приседа­ниями можно ожидать и почему?

14. Спортсмен II разряда жалуется на затруднение носового дыхания, особенно в зимнее время. Ваша тактика обследования?

15. Спортсмен - «марафонец» 1 разряда регулярно тренируется и жалоб не предъявляет. Основным направлением в тренировках является выработка каче­ства выносливости. Каких качественных результатов 3-моментной комбиниро­ванной пробы можно ожидать?

16. Спортсмен-новичок, жалоб не предъявляет. Тип реакции на дозиро­ванную нагрузку - нормотонический. Однако реституция замедлена (около 5 мин). Чем можно объяснить такой результат исследования?

17. У спортсменки 1 разряда с жалобами на переутомление отмечен гипо­тонический тип реакции на дозированную нагрузку. Какими причинами может быть вызвано подобное сочетание?

18. У мастера спорта-«марафонца» (стаж: 4 года регулярных тренировок) жалоб нет. После нагрузок стал прослушиваться «бесконечный тон». Ваше мнение о возникшей ситуации и рекомендации?

19. Два спортсмена-пловца показывают приблизительно одинаковые ре­зультаты на тренировочных занятиях. Кого из них, по Вашему мнению, пред­почтительнее допустить к соревнованиям и как решить этот вопрос объектив­нее?

20. Спортсмен жалуется на снижение спортивных результатов, нежелание тренироваться, ухудшение сна, аппетита. На ЭКГ - резкая синусовая аритмия. экстрасистолия, внутрижелудочковая блокада, расширение и расщепление зуб­ца Р, увеличение интервала P—Q, сегмент ST ниже изолинии более чем на 1 мм. Ваш предварительный диагноз?

21. При медицинском осмотре спортсмена-легкоатлета II разряда аускультативно определяется систолический шум. Как, по Вашему мнению, диф­ференцировать природу шума (органический или функциональный)?

22. Спортсмен 1 разряда, лыжник, 20 лет, субъективно чувствует себя хо­рошо, жалоб не предъявляет. Что может помочь тренеру объективно оценить «готовность» спортсмена к увеличению тренировочных нагрузок?

23. На ЭКГ спортсмена (в покое) на фоне синусовой брадикардии регист­рируются одиночные левожелудочковые экстрасистолы. Ваша дальнейшая так­тика обследования, анализ результатов?

24. У спортсмена выявлено состояние перетренированности. Какие изме­нения можно ожидать при фазовом анализе сердечного цикла?

25. У спортсменки III разряда в течение последних 3-4 месяцев жалобы на раздражительность, потливость, постоянную тахикардию. После проведения ортостатической пробы учащение пульса на 40% от исходного. Ваша тактика относительно продолжения тренировок и предварительного обследования спортсменки?

Приложения

Приложение 1 На стационарном этапе реабилитации в качестве адекватной функцио­нальной пробы могут быть использованы:

1. пассивные повороты больного в постели;

2. стационарные занятия ЛФК;

3. дыхательные пробы Генчи, Штанге, Розенталя;

4. ортостатические пробы;

5. дозированная ходьба лежа ШДЛ - 20 и 80 (10 шагов за 30 минут не от­рывая пяток от кровати) в начале курса ЛФК и перед выпиской;

6. полуприседание - тест B.C. Гасилина 5-10-15 раз - встать со стула и сесть на стул;

7. проба Игнатовского -5-10 переходов из положения лежа в положение сидя;

8. тест PWC130-150перед выпиской из стационара под ЭКГ-контролем.

 

Приложение 2 На постстационарном этапе реабилитации проводятся чаще всего под ЭКГ-контролем:

1. стационарные занятия ЛФК в виде ЦИН;

2. дыхательные;

3. ортостатические;

4. полуприседания 15-20 раз;

5. проба Игнатовского 5-10-15 раз;

6. приседания - 5-10-15 раз;

7. проба Мартине;

8. проба Макбера;

9. Функциональная проба, предложенная Ленинградским ЦФД;

10. тест PWC 150-170;

11. степ-тест;

12. ИГСТ;

13. кардиопульмональные пробы;

14. двойной показатель ЧСС х систолическое АД на высоте диастолической нагрузки;

15. МНК.

 

Приложение 3 Функциональные пробы, применяемые для спортсменов и физкультурни­ков:

1. проба Мартине;

2. проба ГЦОЛИФК;

3. проба Игнатовского;

4. 40 приседаний за 1 минуту - восстановление до 5;

5. проба Котова-Дешина;

6. проба Пулера;

7. проба Сванишвили;

8. проба Белановского;

9. проба с преднагрузкой;

10. проба Летунова;

11. степ-тест;

12. велоэргометрия – PWC170

13. МНК;

14. определение кислородного пульса- МПК/ЧСС;

15. тест (220 - возраст) и (180 - возраст);

16. определение кислотно-щелочного равновесия сыворотки крови, ак­тивности протеолитических ферментов, содержания молочной кислоты, коли­чества иммуноглобулинов, Т- и В-лимфоцитов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.