Сделай Сам Свою Работу на 5

СОВЕТСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА,





см. Гендерная система.

Soviet gender system (англ.)

СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИ­ТИКА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН.

Социалистическая революция принесла жен­щинам и мужчинам широкие формальные права, включая право на труд, которое устанавливало равные права женщин и мужчин на страхование в случае болезни и признавало право женщин на отпуск по беременности и родам с финансовой поддержкой в полную зарплату на 8 недель до и после родов. При этом минимальная зарплата устанавливалась равной для жен­щин и мужчин, как и право на оплачиваемый отпуск раз в году.

В соответствии с законодательством 1918 г. о гражданской регистрации смертей, рождений и браков, брак рассматривался как


гражданский, а не религиозный союз, который не следовало заключать в отсутствие обоюдного согласия вступающих в него. Легитимная простота развода, очевидно, была реакцией на строгие правила дорево­люционного законодательства и атакой на православную церковь, которой надлежало противопоставить большевистскую идеоло­гию и культуру.

Политические права для женщин стали очевидны из первой конституции 1918 года, которая уравнивала мужчин и женщин в праве голосовать и быть избранными депутатами советов. Декларировались и рав­ные права на образование. Законодательство, легитимирующее тендерное равноправие, было несвободно от противоречий, и успешность советского социального проекта по раскрепощению женщины не может оцениваться однозначно. Например, в первые годы советской власти право на социальное обеспечение, как и равноправие мужчин и женщин, в целом носило классовый характер. Кроме того, с точки зрения принятия всего пакета революционных правовых реформ, отменяющих угнетение женщин, трудность состояла втом, что мужское доминирование по-прежнему поддерживалось женским страхом и неуверенностью в изменениях, привнесенных революцией. Недостаток образования, высокий уровень неграмот­ности среди женщин не позволяли им наниматься на высококвалифицированную работу, тогда как социальные ожидания, традиционные взгляды, страх, нестабиль­ность и безработица делали сложным для женщин получение всех преимуществ от нового законодательства. Понятие женской работы, подчинение женщин мужчинам и зависимость от них были глубоко укоренены в сознании и культурных практиках людей (Buckley). Общественный труд рассматри­вался как основаэмансипаиии женщины.хотя привлечение женщин в общественное производство диктовалось не столько идеа­лами освобождения, сколько потребностями индустриализации. Начиная с 1920-х гг., удельный вес женщин в составе наемной рабочей силы все время повышался, хотя






участие женщин в производстве зависело от приоритетов государственной экономики и политической линии руководства. При этом оплата труда женщин существенно отлича­лась в меньшую сторону от зарплаты мужчин; советская семья оставалась асимме­тричной, функция матери в ней постоянно усложнялась, включая ответственность за рождение и воспитание детей, за быт семьи, весь домашний труд и, помимо этого, материальную поддержку семьи своей зарплатой (Айвазова).

В 1936 г. пресловутая сталинская Конституция провозгласила: "В СССР решена задача огромной исторической важности - впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие жен­щин". Между государством и женщиной укрепляется сформировавшийся с первых дней советской власти гендерный контракт "работающей матери" (см. Гендерная сис­тема) (Здравомыслова, Темкина), продолжа­ет развиваться система институциональной поддержки сочетания материнства с оплачи­ваемой занятостью женщин на рынке труда. Пропаганда новых бытовых технологий, облегчающих женщине домашний труд, мистифицирует реальное неравенство в распределении домашних обязанностей, а существующий в реальности гендерный дис­баланс (см. Гендерная асимметрия) ретуши­руется риторикой "решенного женского вопроса". С середины 1930-х гг. государство все более ограничивает свободу частной жизни, применяя жесткие методы контроля (законодательство о запрете абортов 1936 г., усложнение процедуры развода в 1944 г.). Идеология антиабортного законодательства подкрепляется пропагандой счастливого со­ветского материнства на фоне доказательств развивающейся системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Материнство понимается как высшая привилегия женщины при социализме и социальное обязательство женщин перед государством (Buckley). Необходимость дальнейшей институционализации советской семьи становится первоочередной в условиях военного времени. В 1944 г. Президиум




Верховного Совета СССР принимает указ, согласно которому лишь зарегистрированный брак теперь считается легитимным и порождает права и обязанности супругов. Фактически этот указ перекладывал всю ответственность за внебрачную близость, всю тяжесть ее последствий целиком и полностью на женщину и рикошетом - на рожденных ею детей. В дополнение к этой мере, государство усложнило процедуру развода, который теперь полагался признаком "моральной неустойчивости" гражданина и влек за собой серьезные административные и партийные взыскания (Айвазова).

С конца 1950-х гг. в риторику социальной политики входит моральное клише "прочной социалистической семьи". В обмен на свободу женщина должна была совмещать работу вне дома с рождением и воспитанием детей, отвечать за домашний очаг, крепкие семейные узы и стабильность бюджета домохозяйства. Задача социальной политики - совместить принцип свободы и равенства граждан того и другого пола с принципом защиты и укрепления социалистической семьи как базовой ячейки общества. В годы "оттепели" реформа образования (1954 г.) восстановила смешанное образование, в 1955 г. был вновь легализован аборт, в 1965 г. -значительно облегчена процедура развода, в 1967 г. - отрегулировано положение с али­ментными обязательствами. В законодатель­стве 1968 г. о браке и семье речь впервые шла не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их "правах", здесь делался акцент на понятиях "счастливое материнство и дет­ство", "поощрение материнства" (Айвазова). Спад рождаемости, уменьшение размеров семьи, постарение населения вследствие урбанизации, индустриализации и людских потерь в 1970-е гг. вызывают к жизни дискуссию о том, как поощрить многодетную семью. При этом роль мужчины как отца семейства, как воспитателя детей не проблематизируется. Именно к 1970-м гг. от­носится зарождение отрицательного отноше­ния к "буржуазному" феминизму (Buckley). Итог законодательных поисков в направ­лении равенства мужчин и женщин -


Конституция 1977 г., одна из тем которой -равномерное распределение семейных обя­занностей между супругами. Советская семья перестала быть чисто патриархатной, хотя еще не стала эгалитарной, партнерской. Официальная идеология по-прежнему не может признать в мужчине полноценного члена семьи, отца, имеющего те же, что и женщина, права, связанные с рождением и воспитанием детей. Она также базируется на классическом советском понятии "женщина-мать", а не на понятии полноценной гражданки, для общественного признания которой не нужны никакие дополнительно обозначенные функции (Айвазова).

Появление в конце 1980-х гг. новой идеологии в отношении женщин связано с политикой М. Горбачева, который внес в общественную дискуссию женского вопроса "идеологический диссонанс" (Buckley), предлагая наряду с продвижением женщин по службе и улучшением их условий труда "вернуть женщине ее истинное призвание" (Горбачев). Утверждение о необходимости реструктурирования рабочей силы за счет возврата женщин домой поддерживалось экономической логикой эффективности рын­ка труда, демографическими аргументами о депопуляции, но вступало в конфронтацию с эмансипирующей риторикой советского марксизма.

Soviet policy towards women, women's issues in soviet policy (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М: ЗАО "Редакционно-издательский комплекс Русанова", 1988. 408 с. Горбачев М. Перестройка и новое политическое мышление. М: Прогресс, 1988. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование тендера // Социологический жур­нал. N 3/4. 1998. С. 171-181. Buckley M. Women and Ideology in the Soviet Union. New York, London: Harvester Wheatsheaf, 1989.

О В. Н. Ярская, Е. Р. Ярская-Смирнова

СОВРЕМЕННОЕ ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕ­НИЕ,см. Женское движение.


СОЖИТЕЛЬСТВО,см. Конкубинат.

СОЗДАНИЕ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧ­НОСТИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА,см.

Мужская и женская речь. Doing gender (англ.)

"СПУТНИКОВЫЕ" НАЦИОНАЛЬ­НЫЕ СЧЕТА,см. Неоплачиваемый труд женщин.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДИСКРИМИ­НАЦИЯ,см. Женская занятость.

"СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК"- неви­димые и формально не обозначенные барье­ры, которые препятствуют карьерному росту женщин. Обладая одинаковым либо пре­восходящим, по сравнению с коллегами-мужчинами, уровнем профессионализма, женщины, тем не менее, "останавливаются" в карьерном росте чаще всего на уровне исполнителей, или же, в лучшем случае, становятся заместителями руководителя. Эти барьеры обусловлены как глубокими гендерными стереотипами о второстепен-ности роли женщин вообще, об ограни­ченности их способностей, так и так называемым страхом успеха (см. Женское предпринимательство), которому подвер­жены многие работающие женщины.

Glass ceiling (англ.)

Литература:

Чаффинс С, Форбс М, Фукуа-младший Г. Е., Кенджеми Дж. П. Стеклянный потолок: занимают ли женщины в США должное положение в обществе? // Иностранная психология: Институт психологии РАН. М., 1998. N 10. Breaking through the glass ceiling. Women in man­agement. Report for discussion at the tripartite / Mee­ting on breaking through the Glass ceiling: women in management. Geneva: International Labour Office, 1997.97 р.

СТЕПЕНЬ АНДРОЦЕНТРИЗМА ЯЗЫ­КА,см. Гендерная асимметрия в языке.

СТЕРЕОТИП,см. Тендерные стере­отипы в языке.


СТИГМА "ИНВАЛИДНОЙ" СЕКСУ­АЛЬНОСТИ- это политика репрезентации инвалидов как сексуальных субъектов: политика восприятия инвалида как экзо­тически-природного, расово-биологического, бесполого и асексуального - или гендерного и гиперсексуального тела. Сексуальность инвалидов табуируется и замалчивается, а гендерная идентичность предстает как "инвалидная", т. е. проблематичная, недей­ствительная (см. Гендерная идентичность инвалидов). Проблема сексуального образо­вания характерна не только для России и не только для детей с инвалидностью. Однако в случае затрудненной визуальной, слуховой и языковой коммуникации у детей в интернатах, как и в семье, серьезным образом ограничивается доступ к сексуальной информации (Fitz-Gerald D., Fitz-Gerald M). О людях с тяжелой формой инвалидности вообще считается, что поскольку их продолжительность жизни невелика, они не имеют будущего, поэтому нет необходимости обсуждать с ними вопросы школы, карьеры или сексуальности (Blattner).

Антигуманные методы евгеники первой половины XX века включали массовую насильственную стерилизацию "психических и социальных девиантов", современная так называемая негативная евгеника выражается в генетическом консультировании и, в крайнем случае, ограничении брачных связей людей с тяжелыми психическими заболева­ниями наследственного характера. Код сексу­альности инвалидов на Западе появляется и в рамках концепции нормализации в 60-е годы, понимаемой как растущие возможности "обычной, нормальной" жизни, включающей не только дом и работу, но секс и брак. Контроль за сексуальной жизнью по-преж­нему в основном находится в руках профес­сионалов, тендерные различия отрицаются (либо им приписывается биологический характер), сексуальные возможности интер­претируются как ограниченные (Williams, Nind). В 70-е годы обсуждается "позитив­ность" евгеники. В текстах по сексуальному просвещению того времени людей с умственной отсталостью воспринимают как


лишенных тендерной идентичности и сексу­альности. А если тендерные различия появля­ются в дискурсе, то женщинам с умственной инвалидностью приписывается не только неразборчивость в сексе, аморальность и уяз­вимость, но и чрезвычайная плодовитость, приводящая к производству слабоумного потомства. В 1980-е гг. возникает новая идеология нормализации, однако аспекты старой евгеники продолжают существовать, проявляясь в страхе и враждебности. Людям с трудностями в обучении отказывают в способности исполнять "обычные" (в том числе сексуальные) половые роли. В текстах о сексуальном и тендерном поведении речь идет только об отношениях с противопо­ложным полом, т. е. дискурс нормирует инвалидов в рамках гетеросексуалъности.

В российской иконографии патерналис­тских отношений между государством и инвалидами код сексуальности возникает с 1990-х гг., пополняя дискурсивный арсенал идеологии независимой жизни. Параллельно продолжают распространяться такие врачебные практики, как настойчивые советы женщинам отказаться от ребенка, родивше­гося с тем или иным нарушением, а жен­щинам с инвалидностью - отказаться от идеи вынашивания плода. С позиций феми­нистской биоэтики, такие эмансипаторные ценности, как право на аборт, и такие достижения современной медицины, как контрацепция и пренатальные тесты создают возможности выбора для женщин (и мужчин) с инвалидностью, одновременно марги-нализуют их. По сути, практика генети­ческого консультирования входит в систему сексуальных запретов по отношению к инвалидам, помещая инвалидность в медико-биологический, даже расовый дискурс. В отечественном публичном дискурсе в конце XX в. появились и "разоблачения" социаль­ных мифов о тендере и сексуальности инвалидов (Прокопенко). Однако авторы, ста­вя задачу разоблачения мифов, пользуются традиционными медикалистскими термина­ми, не подвергая сомнению их дискримини­рующий эффект (во многих странах мира они давно вышли из употребления).


Гендерная идентичность инвалида созда­ет совершенно разные возможности мужчине и женщине. Сексуальная идентич­ность инвалидов выступает дополнительным способом конструирования идентичности тендерной и оказывается под еще более пристальным контролем общества. Это выражается в медикализации сексуального опыта инвалидов (большей частью речь идет о мужчинах), чья сексуальность рассма­тривается как проблематичная, а также в репрезентациях их сверхмаскулинной сек­суальности. При этом реальная жизненная гетеросексуальность инвалидов дается как опыт иной культуры, тем самым несколько экзотизируется, а гомосексуальная иден­тичность инвалидов практически не обсу­ждается. О женщинах-инвалидах мы можем судить преимущественно по западным источникам, поскольку в российском дискурсе их голоса и проблемы остаются неозвученными. Главное препятствие полно­ценной независимой жизни инвалидов, в том числе и сексуальной - это представления об инвалидах как больных, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, которых следует жалеть и которым нужно со­чувствовать, "которым чего-то не хватает", то есть отождествление их с неполноцен­ными людьми. В средствах массовой информации или кино чрезвычайно редки репрезентации инвалидов, которые просто рассказывают что-то интересное о своей профессии, обучении, политической ак­тивности или о себе в роли родителей (Йориссен). В результате родители, воспита­тели, медики, да и сами инвалиды полагают, что секс и инвалидность не могут сосуще­ствовать. На Западе инвалиды организуют самопомощь, понимая, что они имеют такие же права, как другие граждане, в том числе и на сексуальную жизнь. Так, группа инвали­дов в Нидерландах учредила бюро эротиче­ских услуг, в котором можно заказать эротический массаж или сексуальные услу­ги, причем в некоторых городах инвалидам частично или полностью возмещают сред­ства, которые они затрачивают на получение подобных сервисов (Там же).


Исторические стереотипы об инвалидах как вечных детях (незрелых и асексуальных), требующих постоянной протекции и лечения, сексуально проблематичных (опасных как потенциальные насильники и с точки зрения генетически передаваемой патологии) воспроизводятся в массовом сознании, политическом и академическом дискурсе. Сексуальность инвалидов попадает в фокус властных отношений и превращается в объект политического контроля. Этот контроль проявляется в разных формах: от радикально жестких и явных запретов нега­тивной евгеники и социальной враждебности до более изощренных и тонких подходах "нормализации", независимой жизни, сексу­ального просвещения, эксплуатации образов инвалидности в массовой культуре. Тем самым складываются структурные условия тендерной и сексуальной идентичности инвалидов. Вместе с тем, особенности индивидуальной биографии определяются уникальными возможностями выбора, которые имеются в судьбе каждого человека. Индивидуальный выбор, самоопределение звучат в личных историях инвалидов, расска­занных в интервью или автобиографических эссе (Mairs; Iarskaia-Smirnova). Истории "интимного гражданства", истории тела, тендера и сексуальности, будучи приватными, становятся политическими, т. к. позволяют добиваться признания тех, кто обычно молчит и замалчивается властным большинством.

Stigma of "disabled" sexuality (англ.) Литература:

Йориссен П. Выступление на семинаре "Инвалиды, выходите на улицу!". Киев, 13 сентября 1998 г. Опубликовано в Интернете в 2000 г.: <http://aris-kiev.newmail.ru/materials/niderland5rus. htm>

Прокопенко Ю. Секс и инвалидность. Предрассуд­ки в отношении сексуальной жизни инвалидов и неинвалидов:

<http://www.doktor.ru/sexolog/STA/st45.htm> Blattner В. Twenty-Eight Years Later // Spiegle Jan A., Richard A.van den Pol. Making Changes. Family Voices on Living with Disabilities. Cambridge, Massachusetts: Brooklin Books, 1993. P. 16-19. Fitz-Gerald D. and Fitz-Gerald M. "Deaf People Are Sexual, Too!" // Bloom M. (ed.). Life Span Development.


Bases for Preventive and Interventive Helping. London: Collier Macmillan Publishers, 1985. P. 480-485.

Iarskaia-Smirnova E. Social change and self-empow­erment: stories of disabled people in Russia // Priestley M. (ed.). Disability and the Life Course: global perspectives. Cambridge University Press: Cambridge, 2001. P. 101-112. Mairs N. Waist-High in the World. A Life Among the Nondisabled. Boston: Beacon Press, 1996. Williams L. and Nind M. Insiders and Outsiders: nor­malisation and women with learning difficulties // Disability and Society. Vol.14, N 5. 1999. P. 659-672.

© E. P. Ярская-Смирнова

СТРАХ ЛИДЕРСТВА,см. Женское пред­принимательство.

СТРАХ УСПЕХА,см. Женское предпри­нимательство.

СУФРАЖИЗМ,см. Либеральный феми­низм.

Т

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕ­РА В КИНО,см. Феминистская кинокри­тика.

ТЕЛЕСНАЯ МЕТАФОРА{концептуаль­ная метафора) - термин, введенный в научное описание представителями когни­тивного направления в лингвистике М. Джонсоном и Дж. Лакоффом (Jonson, LakofT). Согласно когнитивной теории, изучающей способы хранения и обработки информации в сознании человека, метафора - один из основных способов познания мира, когда мы думаем об одной сфере в терминах другой, осуществляя таким образом классификацию реальности. Поскольку первой сферой человеческого опыта является собственное тело, в психике присутствуют образно-схематические понятия, которые осознаются как некоторые понятные и хорошо знакомые


структуры, исходя из телесного опыта. Затем они применяются к абстрактным понятиям. Называние таких абстрактных сфер и происходит при помощи телесной метафоры, которая играет роль отсылки к знакомому, всем известному: рукой подать (недалеко), не видеть дальше своего носа (не обладать прозорливостью). Поскольку человеческое тело имеет пол, то ряд языковых выражений также играет роль отсылки к известному для называния сущностей, непосредственно с полом не связанных (ср. разг.-сниж.: ото­рвать кому-либо яйца /наказать/). В ряде случаев метафорически употребляются и слова, относящиеся к стереотипным пред­ставлениям о мужских и женских качествах и образцах поведения (Иван, что ты смуща­ешься, как девушка). В этом случае применя­ется гендерная метафора или сексуальная метафора.

Corporal metaphor (англ.)

Литература:

Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 189 с. Кирилина А. В. Еще один аспект значения обсцен-ной лексики // Вестник тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 1998. N 4. С. 13-16. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. М: Советская энци­клопедия, 1990. 685 с.

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago, 1980.

О А. В. Кирилина

ТЕОРИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИА­ЛИЗАЦИИ,см. Гендерная идентичность.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОН­СТРУИРОВАНИЯ ТЕНДЕРА,см. Тендер.

ТЕРЕМНОЕ ЗАТВОРНИЧЕСТВО-

термин, употреблявшийся в дореволюцион­ной русской историографии (И. Е. Забелин, А. Б. Терещенко, В. Михневич, Н. И. Косто­маров) для характеристики особенностей повседневности знатных русских женщин, типичной для XVI-XVII вв. Терема - высокие каменные хоромы - строились на Руси и раньше, но четкое деление внутренних поме­щений на "мужскую" половину и "женскую",


гинекей, относится к XVI в. Знатным женщинам полагалось все время находиться на своей "половине", редко, лишь с разреше­ния мужа, показываясь на глаза гостям и соседям. Определенную роль в появлении затворничества женщин привилегированного класса сыграла церковь, которая объявляла такой образ жизни делом богоугодным. Неко­торые исследователи за рубежом (С. Мак-Нелли) объясняют появление теремов и "теремной системы" стремлением уберечь жен и дочерей от набегов татар. Однако никаких свидетельств о существовании теремов для великих княжен и княгинь до XVI в. нет, хотя татаро-монгольское иго пало еще в 1480 г. Большинство современных западных (К. Герке, С. Леви и др.) и россий­ских (Н. Л. Пушкарева, М. К. Цатурова) исследователей объясняют существование "теремной системы" как результат взаимо­действия суеверий о "нечистоте женщины"; распространения женоненавистнических представлений византийских церковных авторов о женщине как о "сосуде греха"; бытования религиозных представлений о необходимости самоочищения уединением; развития патриархатных начал и стремления исключить возможность внебрачных интим­ных контактов; особенностей семейно-матримониальной политики (стремления выдать дочерей за "нужных" роду людей, то есть рассмотрения дочек в виде "живого товара"). Несмотря на то, что затворничество затронуло узкий слой социальных верхов и просуществовало всего около столетия, идея теремного уединения, запретов и ограни­чений как формы подавления социальной активности женщин оказалась жизнеспо­собной и повлияла на ментальность значительной части населения Московии. Seclusion in the terem (англ.)

Литература:

Забелин И. Е. Женщина по понятиям старинных книжников // Опыты изучения русских древностей и истории. Ч. 1. М, 1872. С. 129-178. Пушкарева Н. Л. Женщины России и Европы накануне Нового времени. М., 1996.

© Н. Л. Пушкарева


ТЕХНОПОЛИТИКИТЕЛА, см. Поли­тики тела.

ТРАНСВЕСТИЗМ,см. Гендерная дис­фория.

ТРАНСГЕНДЕР,см. Транссексуализм. ТРАНССЕКСУАЛ,см. Транссексуализм.

ТРАНССЕКСУАЛИЗМ- стойкое несо­ответствие полового самосознания человека его генетическому и гонадному полу. Термин транссексуализм предложил Г. Бенджамин (Н. Benjamin), который в 1953 году описал это состояние с научной точки зрения и определил его как "патологическое состояние личности, заключающееся в полярном расхождении биологического и гражданского пола с одной стороны, с полом психическим с другой стороны". Первые описания патологического стремления изменить свой пол на противоположный относятся к середине XIX века (Elis, Symonds). Хотя транссексуализм официально включен в "Международную классификацию болезней, травм и причин смерти", в нашей стране данное заболевание практически не изучалось и в профессиональной литературе представлено не было. Это делало его неиз­вестным для подавляющего числа современ­ных практикующих врачей (Бухановский). Попытки толкования патогенеза транссексу­ализма с позиций чисто психиатрических в настоящее время окончательно оставлены. В поисках биологического субстрата, создаю­щего предрасположение к транссексуализму, был выявлен реальный факт существования половой дифференциации мозга. Также стало известно, что к искажению полового самосознания и ощущению принадлежности к другому полу приводят грубые нарушения дифференцировки структур мозга, ответ­ственных за половое поведение (Zhou, Hofman, Gooren and Swaab). Выраженность нарушения половой дифференцировки может варьироваться в широких пределах, что объясняет многообразие клинических вариантов транссексуализма - от ярких


"ядерных" до стертых "краевых" форм. Распространенность транссексуализма в мире, по данным различных авторов, колеблется от 1 на 100000 человек до 1 на 40000 человек. Транссексуализм встречается практически во всех этнических группах, несмотря на значительные культурные различия, что может служить косвенным доказательством наличия его биологической основы.

В связи с высокой опасностью возникно­вения суицида в результате сопутствующей транссексуализму гендерной дисфории единственной возможностью разрешения конфликта является гормональное и хирур­гическое лечение, направленное на смену пола. Использование психотерапевтических методик и попыток лечения транс­сексуализма половыми гормонами соответ­ствующего биологического пола оказались безрезультатными. В нашей стране проблеме хирургической смены пола практически не уделялось внимания, хотя и в России в результате применения традиционных, принятых в мировой практике методов (используемых как при смене анатомически женского пола на мужской, так и при смене анатомически мужского пола на женский), -энтузиастами накоплен определенный опыт. Достижение пациентами скорейшей соци­ально-бытовой адаптации и возвращение их в общество прямо зависит от качества, функциональных и эстетических результатов выполненных операций.

В отличие от России, на Западе транс­сексуализм уже не является маргинальной темой. Рекламируются различные услуги для транссексуалов - от магазинов специализи­рованной одежды, обуви и салонов красоты до клубов досуга для смешанных семей. Цивилизованные сообщества трансгендеров (понятие, включающее транссексуалов как частный случай) наиболее развиты в мегаполисах Англии, Канады и Австралии. Прогрессивный взгляд на транссексуальность в русскоязычной немедицинской литературе на сегодня практически отсутствует. По-прежнему сохраняется и даже увеличивается разрыв между нездоровым интересом


к подобной "экзотике" в желтой прессе и статьями медицинских журналов. Существу­ющая на киевском сайте он-лайновая конференция "TG/TS" является первым шагом к созданию русскоязычной организа­ции, хотя ранее, в 1996 году предпринималась неудачная попытка создания такого сооб­щества "Метаморфоза" в Санкт-Петербурге.

Дженис Реймонд первая подвергла вопрос транссексуальности феминистскому анализу. В работе "Транссексуальная империя" (1979) она пишет, что транссексуальность не является общечеловеческой проблемой, как может показаться, но только проблемой маскулинности. Она верит, что ее перво­причиной является патриархат, при котором произошло разделение половых ролей и идеологически закрепилось то, что образ женщины создается мужчинами. В феми­нистских кругах в целом отношение к транссексуалам и проблемам транссексу­альности разноречиво, хотя исследование опыта транссексуалки Агнесс внесло свой вклад в формирование ключевого понятия гендер.

Transsexualism (англ.)

Литература:

Бухановский А. О. Синдром отвергания пола: клиническая разновидность в тактике лечения и реадаптации // Вопросы клинического лечения и профилактики сексуальных расстройств. М., 1993. С. 103-105.

Миланов Н. О., Адамян Р. Т., Козлов Г. И. Коррек­ция пола при транссексуализме. М., 1999. С. 5-17. Benjamin H. The transsexuals phenomenon. New York: Julian Press, 1966. Ellis H., Symonds J. A. // Das Kantrare Geschleshtsgeruht. Leipzig, 1986. S. 178. Raimond J. G. The transsexuals empire: the making of the she-male. Boston: Beacon Press, 1979. Zhou J.-N., Hofman M. A., Gooren L. J. and Swaab D. F. A sex difference in the human brain and its relation to transsexuality // Gems News. London, 1998, N 31 (reprinted with permission by the authors from "Nature". 1995, N 378. P. 68-70).

© В. В. Котогонова

ТРЕНИНГ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧ­НОСТИ,см. Тренинг полоролевой идентич­ности.


ТРЕНИНГ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕН­ТИЧНОСТИ{тренинг гендерной идентич­ности) - формирование полоролевой иден­тичности (гендерной идентичности) и тендерных отношений методами групповой психотерапии. В основе так называемых Т-групп лежит программа психологического сопровождения взросления подростков как мужчин и женщин или психокоррекционная работа с уже взрослыми людьми. Поло-ролевая идентичность играет важную роль в процессах адаптации и саморегуляции. Это одна из базовых структур самосознания. Если в самосознании личности имеется дисгар- мония и несогласованность, то оно может содержать эмоциональные реакции отвер­жения или неприятия своего или другого пола. В основе гендерного конфликта лежит представление о полярности мужественности и женственности, закрепленное в период ранней социализации в семье. Эта "ложная дилемма" влияет на самооценку, самоува­жение, коммуникативную компетентность, удовлетворенность браком. Гендерныероли и стереотипы общества также делают человека менее гибким в его поведении. Ведь общество конструирует гендерные различия таким образом, что мужское автоматически маркируется как приоритетное, а женское -как вторичное и подчиненное.

Практика тренинга полоролевой иден­тичности включает групповую дискуссию, предметом которой являются реальные гендерные отношения участников в создан­ном климате психологической безопас­ности. Тренинг ориентирован на развитие и рост личностных качеств, коммуникаци­онную компетентность участников. Как правило, в тренинге ставятся задачи формирования представлений о сущности своего и иного пола; развития установок, необходимых для успешного взаимо­действия полов; смягчения недоверия между ними; формирования психологичес­ких умений и навыков общения мужчины и женщины, включая глубинные интимные сферы; реабилитации психических травм, полученных в связи с различием полов и сексуальностью.


Группа как потенциал для изменений оказывается обществом в миниатюре. Она способствует самоутверждению, преодо­лению страхов и опасений, в ней создается пространство для самореализации и появля­ется возможность получить обратную связь и поддержку.

Sex roleidentity training,gender identity training (англ.)

Литература:

Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. N 4. С. 9-20.

Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N3. С. 100-115.

Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адап­тации подростков. М, 1997. 288 с. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998. 384 с.

Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: Тренинг сенситивности. СПб., 2001. 256 с.

© Е. Ю. Красова

ТРЕТЬЯ ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕН­ЦИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИНпод

названием "Всемирная конференция для обзора и оценки достижений Десятилетия женщин ООН: равенство, развитие и мир" состоялась в Найроби в 1985 году. Парал­лельно проходил Форум НПО, участники которого оценили конференцию как акт "рождения мирового феминизма". Женское движение, еще разделенное политическими и экономическими реалиями во время конфе­ренции в Мехико, теперь стало международ­ной силой, объединенной под лозунгами равенства, развития и мира.

Данные представленных отчетов показа­ли, что реально повышение статуса и усилия по снижению дискриминации затрагивали лишь незначительное меньшинство женщин. Улучшение положения женщин в развива­ющихся странах было, в лучшем случае, незначительным. Таким образом, цели второй половины Десятилетия женщин под эгидой ООН достигнуты не были. Поэтому делегаты


Всемирной конференции по положению женщин в Найроби были уполномочены начать поиск новых путей по преодолению препятствий к достижению целей.

Перспективные стратегии на период до 2000 года, разработанные и единогласно принятые 157 странами-участницами ООН, явились усовершенствованным проектом плана по улучшению положения женщин до конца столетия и новым этапом в борьбе за гендерное равенство (см. Равенство полов). Участие женщин в принятии решений и доступ к управлению всеми сферами человеческой деятельности были признаны не только их законным правом, но и общественно-политической необходимос­тью.

В основе документа - ряд мероприятий, направленных на достижение тендерного равенства на национальных (государствен­ных) уровнях. Правительства должны были определить свои собственные приоритеты, основываясь на национальных стратегиях развития и ресурсных возможностях. Были намечены три основные группы меро­приятий: меры по усовершенствованию конституций и законодательств; равное участие в социальных программах; равное участие в политической жизни и принятии решений.

Рекомендованные принятыми в Найроби перспективными стратегиями меры распро­странялись на широкий спектр областей: от трудоустройства, здравоохранения, образова­ния и социальных услуг до промышленности, науки, коммуникаций и окружающей среды. Кроме того, были предложены основные направления национальных мер по под­держке участия женщин в деятельности по укреплению мира, а также оказанию им помощи в особо трудных ситуациях. В соот­ветствии с вышесказанным, конференцией было настоятельно рекомендовано прави­тельствам всех стран делегировать полномо­чия по решению проблем женщин всем государственным учреждениям и програм­мам. Вслед за конференцией делегаты Генеральной Ассамблеи обратились с прось­бой к ООН об интеграции основных


вопросов по проблемам женщин во все сферы ее деятельности.

В рамках принятого на конференции более широкого подхода к проблеме улуч­шения положения женщин наконец было признано, что равенство женщин не является изолированной проблемой, а непосред­ственно касается всех сфер человеческой деятельности. Поэтому для достижения целей Десятилетия женщин ООН жизненно важными признавались перспективы улуч­шения положения женщин и их активное вовлечение в решение всех проблем обще­ства, а не только тех, которые касаются непосредственно женщин.

Third World Conference on Women (англ.)

Литература:

Четыре всемирные конференции по положению женщин в 1975-1995 годы: историческая ретро­спектива: Департамент общественной информа­ции ООН. Февраль, 2000 / Пер. с англ.: Предста­вительство ООН в Республике Беларусь: <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/23spec/ 4conf.htm>

У

УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЖЕНЩИН НА ХАРАКТЕР ВЛАСТИ,см. Расширение возможностей женщин.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ- концепция развития человечества, принцип которой -"удовлетворение потребностей настоящего без создания угрозы удовлетворению по­требностей будущих поколений", как это определено в отчете "Наше общее будущее" (1987 г.) Всемирной комиссии по окру­жающей среде и развитию. В рамках концепции утверждается, что глобальный многоаспектный кризис, складывающийся из демографической, продовольственной, энер­гетической, экологической, гуманитарной, социально-экономической и политической составляющих, несет в себе угрозу самому


-«*»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.