|
КОНТРАКТ РАБОТАЮЩЕЙ МАТЕРИ,
ЖЕНСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
{женские сети влияния) - это межиндивидные связи между женщинами или формирующиеся вокруг одной женщины, направленные на осуществление неформального влияния.
Данное явление тесно связано с понятием "власть женщин" или, в других переводах с английского языка, "женское влияние" (women's power), которое рассматривает воздействие женщин на политические решения и политические события, их роль в экономике и общественной жизни, их влияние на формирование и передачу культурных стереотипов. С начала XVI в. в Европе начинается постепенный процесс исключения женщин из публичной сферы деятельности общества, однако это совершенно не означало, что женщины потеряли свое влияние в публичной сфере. Данное влияние стало осуществляться через сложные по своему составу социальные сети или сети влияния, позволявшие формировать определенные, очень эффективные каналы неформального влияния. Устраивая браки, они устанавливали новые семейные связи; обмениваясь информацией и распространяя слухи, формировали общественное мнение; оказывая покровительство, помогали или препятствовали мужчинам делать политическую карьеру; принимая участие в волнениях и восстаниях, проверяли на прочность официальные структуры власти. Инструменты и формы этого влияния рассматриваются тендерными историками в рамках различных моделей соотношения приватного и публичного, отражающих распределение власти, престижа и собственности через систему политических, культурных, экономических институтов, которая в каждом обществе определяла конкретно-историческое смысловое наполнение понятий "мужского" и "женского".
Историки, антропологи и социологи фиксируют частичное или полное совмещение дихотомии мужского/женского и дихотомии публичного/приватного в разных культурах и обществах. Популярная феминистская теория ;.о "мужсжой":истории для музкчин, исключавшей женщин, из. исторического процесса
ж
(см. Феминистская критика истории), сегодня серьезно подверглась критике именно с точки зрения рассмотрения развития того или иного общества в ракурсе взаимодействия различных социальных сетей или сетей влияния. Так, маскулинизация публичной сферы, которая особенно ярко в западной культуре наблюдается с начала Нового времени, провоцирует огромное количество дискуссий о гендерных ролях и сферах тендерного разделения власти. XVII век во многих странах Западной Европы наполнен дискурсом о роли и положении женщин в обществе, о необходимости жесткой автономизации частного и публичного. Именно тогда, в связи с формированием нового социального слоя городской буржуазии начинается процесс резкой демаркации частного и публичного, который становится абсолютно явным в начале и первой половине XIX в., закрепляясь в ценностях виктори-анства. Сферой "реальной", настоящей власти начинает рассматриваться сфера публичного, которая включает мир политики, юридические права и обязанности, рыночные институты. Оборотной стороной этого процесса является рождение культа "домашнего очага" и "кодекса чистоты", означавшего для женщины полное отстранение от публичной сферы.
Однако современные антропологические и исторические исследования показали, что данный процесс был характерен для узкой общественной группы, включавшей прежде всего урбанизированную буржуазию, трансформировавшуюся в так называемый "средний класс". Другие социальные группы не имели такого четкого разделения, которое навязывалось им как норма или как идеал, причиной этого часто была экономическая невозможность автономизации. Антропологические исследования других обществ (кроме западного) показали, что "публичная" власть часто не означает реальной власти и она тесно взаимосвязана с созидательной деятельностью в домашней, частной жизни. Действительным местом, где перекрещиваются и воздействуют друг на друга приватная и публичная сферы жизни, является семья, где
репродуктивная и все остальные формы человеческой деятельности. Такой подход позволяет описать сложные конфигурации и переплетения классовых и гендерных различий в локальном социальном анализе двух иерархически организованных общностей -семьи и местной деревенской или приходской общины - с характерным для каждой из них комплексом социальных взаимодействий, включающим и отношения равноправного обмена, и отношения господства и подчинения. При этом выясняется, что тендерная иерархия, действующая на обоих уровнях, только на первый взгляд кажется проще классовой. Ее сложность и противоречивость раскрывается только в микроанализе. Ситуация тендерного господства/подчинения часто зависела от социальных ролей. Например, на Западе, хотя мужчина считался главной семьи и его властные позиции в локальном обществе поддерживались формально - правом, а неформально - общепринятыми правилами повседневной жизни, обычаями и культурными традициями, но в других жизненных ситуациях женщины (например, в качестве матери, хозяйки, богатой соседки) могли иметь власть над мужчинами.
Women's social network, women's power network (англ.)
Литература:
Репина Л. П. "Новая историческая наука" и социальная история. М: ИВИ РАН, 1998. С. 194-208. Helly D. О., Reverby S. M. (eds.). Gendered Domains: Rethinking Public and Private in Women's History. Ithaca-N. Y., 1992.
Kelly J. Women, History, and Theory. Chicago, 1984. ■Nicholson L. J. Gender and History. The Limits of the Social Theory in the Age of the Family. N. Y., 1986. Sanday P. R. Female Power and Male Dominance. On the Origins of Sexual Inequality. CUP, 1981. Sharistanian J. (ed.). Gender, Ideology, and Action: Historical Perspectives on Women's Public Lives. N. Y, 1986. Steedman С "Public" and "Private" in Women's Lives // Journal of Historical Sociology. 1990. Vol. 3. N 4. P. 294-304.
© M. Г. Муравьева
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД- изначальное значение этого термина, используемое в классической литературе, предполагает женскую точку
зрения, отличную от мужской и являющуюся по отношению к ней второстепенной. Женский взгляд - это приватное замечание, любопытная, но не основополагающая точка зрения. I Термин появился в начале феминистского дискурса. С расширением круга женской компетентности и освоением равных с мужчинами позиций, женский взгляд становится одним из ключевых понятий в феминистской критической интерпретации традиционной (читай патриархатной) истории искусства и социокультурных явлений. За последние двадцать лет сложилась определенная традиция и были созданы тексты, отражающие динамику исследований в области визуального искусства, восстанавливающие отсутствующий веками женский взгляд. Наиболее значимым для самоопределения феминистской теории искусства до сих по считается текст Линды Нохлин "Почему среди художников нет великих мастеров женского пола". Линда Нохлин обозначила три ключевых направления: 1) исследование творчества женщин; 2) изучение репрезентации "женщины" в искусстве; 3) критика дискурсивных границ истории искусства. Далее Р. Паркер и Г. Поллок переписали историю искусства, отрицая оценочные критерии патриархатной эстетики: "Женщина, искусство и идеология" (1981). Появляется феминистский деконструкти-визм, складывается тендерный дискурс.
Современную российскую феминистскую критику искусства представляют журнал "Идиома" (в 1994 году издан первый номер, редколлегия: Наталья Каменецкая, Алла Ефимова, Ирина Сандомирова), сборник статей под редакцией Анны Альчук "Женщина и визуальные знаки", исследование Альмиры Усмановой "Беззащитная Венера: размышления о феминистской критике истории и теории искусства" и др.
В искусстве образ женщины всегда был широко репрезентирован, но с точки зрения мужчины, который и был художником. Женщина оставалась музой, женой, любовницей, матерью, дочерью, т. е. оказывалась объектом, но не субъектом искусства.
Художницы появились в конце XIX -начале XX вв. ("Амазонки авангарда"). В этот
период активизируется авторитарная концепция женщины, которая, будучи "натуральнее", превращается у декадентов в более сильный пол. Но их позиция в искусстве оставалась мужской. Как самостоятельная область современного искусства, выдвигающая свою проблематику и свой дискурс, женское искусство возникает в Западной Европе и Америке в 70-х годах XX века. В отечественном контексте для процесса формирования пространства женского взгляда в искусстве наиболее значимы такие женские выставки, как "Искусство женского рода", представившая художниц с XV по XX век (Третьяковская галерея, 2002), "Женский автопортрет" (РГГУ, 2002) и такие художественные проекты, как "Киберфеминизм" (Алла Митрофанова, Ирина Актуганова), "Музей времени" (Наталья Каменецкая), "Музей женщины" (Татьяна Антошина). В основе проекта Анны Альчук "Девичьи игрушки" - апелляция к европейской культурной традиции, центральным вопросом которой является эстетическая категория красоты. Элен Шоуолтер высказала мысль, что женщина всегда говорит в два голоса, репрезентирует две точки зрения - ту, которая навязана ей доминирующей в обществе идеологией (то есть представляет "мужской" взгляд на мир), и ту, которая связана с мыслями и чувствами репрессируемой социальной группы. Это высказывание еще раз подтверждает, что, находясь в оппозиции мужскому миру, женское искусство всегда стремится изменить сложившиеся стереотипы и культурные догмы, т. е. женский взгляд обладает революционным потенциалом по отношению к культурной традиции.
Women's view (англ.) Литература:
Женщина в искусстве: Каталог выставки. М: РГГУ, 1999.
Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000. 280 с. Идиома / Редколлегия: Наталья Каменецкая, Алла Ефимова, Ирина Сандомирова (издается с 1994 г.). Усманова Альмира. Беззащитная Венера: размышления о феминистской критике истории и теории искусства. 1999.
Nochlin L. Why Have Thear Been No Great Women Artists? // ARTnews, 69. N. Y., 1971.
© О. Р. Саркисян
ЖЕНСКИЙ СОЦИУМ*- устойчивая социально-демографическая и территориальная общность, имеющая исторически сложившиеся единые условия жизнедеятельности в области экономических, политических, культурных и тендерных отношений.
Комплексная характеристика женского социума имеет следующие критерии: сословное положение, социальная стратификация, этническое состояние, религиозная принадлежность, возраст, образование, виды и сферы трудовой деятельности, репродуктивное поведение, особенности гендерной идентичности, уровень гендерной асимметрии в сферах занятости, управления, политики, семейных отношений, ценностные предпочтения, уровень интернальности и экстернальности, общий стиль жизни.
Характерологические признаки женского социума не статичны, они трансформируются под воздействием ряда факторов: системы государственных мер, затрагивающих интересы женщин, уровня государственной регламентации семейных отношений, общественной женской инициативы, природно-климатических условий проживания конкретной общности, специфических черт культуры, обусловленных гендерными стереотипами, религией, устойчивыми представлениями о "мужском" и "женском" предназначении.
Поэтому для такого сложного, многоаспектного, многонационального общества, как российское, наряду с общими признаками женского социума (вовлеченностью в общественное производство, высокой бытовой загруженностью, гендерной асимметрией в оплате труда, слабой представленностью на уровне принятия политических и государственных решений, зависимостью от социальной поддержки государства и др.) целесообразно выделять специфические черты женских общностей, обусловленные местом
* В тендерных исследованиях термин используется редко (примеч. ред.)
проживания, культурными традициями, этнической принадлежностью, вероисповеданием. Например, дальневосточный женский социум, сформировавшийся в сложных климатических и социальных условиях в результате целенаправленной государственной переселенческой политики, отличается высокой жизнестойкостью, более оптимистичным настроением, большей независимостью, интернационализацией образа жизни - чем, скажем, женский социум, сосредоточенный в республиках с мононациональным населением и вековыми культурными нормами, предписывающими женщине определенный стиль поведения.
Разработка характеристик женских социумов, исторически сложившихся в различных регионах России, представляет не только научный, но и практический интерес, поскольку позволяет органам управления и женским организациям осуществлять более адресную и эффективную политику в направлении достижения тендерного равенства.
Women's socium(англ.)
Литература:
Васильченко Э. А. Женский социум на Дальнем Востоке (1860-1940 гг.). Иваново, 2000. 215 с. Аракелова М. П. Государственная политика в отношении женщин Российской Федерации в 20-е годы: опыт организации и уроки. М., 1997. 267 с. Женщины, гендер, культура. М., МЦГИ, 1999. 368 с. Семья, гендер, культура. Материалы международной конференции 1994 и 1995 гг. М, 1997. 416 с. Социальная феминология. Учебное пособие / Под ред. О. А. Хасбулатовой. Иваново, 1998. 200 с. Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). Иваново, 1994.135 с.
© Э. А. Васильченко
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ- это совокупность многих женских организаций с фиксированным и нефиксированным членством, которые активно действуют в обществе с целью удовлетворения интересов различных социальных слоев женщин, а также корректировки государственной политики для достижения гендерного равенства в различных сферах общественной жизни.
Современное определение женского движения имеет свою предысторию. В конце
XIX - начале XX века в научной и общественной среде России данный термин использовался в широком и узком значениях. В широком смысле слова он означал участие российских женщин в освободительном движении, в узком - самоорганизацию в союзы и общества с целью достижения равных с мужчинами гражданских и политических прав, многообразие оппозиционных государственным органам женских общественных структур (см. труды В. М. Хвостова, Е. Н. Щепкиной, И. Новак и др.). Так, одна из лидеров либерально-демократического направления женского движения начала XX века А. Н. Шабанова трактовала женское движение как "инициативную деятельность женщин по самоорганизации в общества, союзы и клубы для борьбы за свои права". То есть изначально при разработке понятия женское движение учитывалось, что оно должно направлять свою работу на преодоление препятствий со стороны властных структур и общества в целом.
Сторонники марксистской концепции решения женского вопроса начала XX века рассматривали данное социальное явление с классовых позиций и выделяли два понятия: буржуазное и пролетарское женские движения. Под буржуазным понималась деятельность женских организаций, объединявших представительниц привилегированных слоев общества и ставивших целью достижение политических прав. Пролетарское женское движение рассматривалось как женская сторона рабочего движения без собственной инфраструктуры (см. труды А. М. Коллонтай, И. Ф. Арманд).
В исторической научной литературе советского периода наиболее характерным признаком определения понятия женское движение также являлась классовая принадлежность его участниц (см. труды С. Н. Сердитовой и др.).
С конца 70-х годов сформировалась тенденция отхода от классового критерия как ведущего в процессе разработки понятийного аппарата. Применительно к периоду 1860 -1917 годов женское движение трактуется как
многообразие женских организаций, действовавших в целях достижения равных с мужчинами прав во всех сферах общественной жизни (см. труды Г. А. Тишкина, Э. А. Павлюченко, С. Г. Айвазовой и др.).
Под современным женским движением отечественные ученые понимают совокупность женских инициатив, направленных на продвижение интересов различных слоев женщин и преодоление гендерной асимметрии (см. труды С. Г. Айвазовой, Е. В. Кочкиной, Е. Ф. Лаховой, Т. А. Мельниковой, А. Темкиной и др.).
Учитывая мнение коллег, мы предлагаем включить в определение понятия женское движение, во-первых, его многообразие, во-вторых, его специфику как альтернативной субструктуры, признающей наличие дискри-минаиии женщин, а также их специфических интересов, которые необходимо защитить. При этом мы исходим из того, что в структуре женского движения должны присутствовать женские организации, которые на данном историческом этапе несут определенную долю оппозиционности и сопротивляемости властным структурам. Это отличает женское движение от объединений женщин, создаваемых для совместного времяпрепровождения (курсы кройки и шитья) или с целью поддержки политического курса правящей партии (женские советы советского периода).
В рамках женского движения могут функционировать различные направления, имеющие собственную систему идей, из которых они формируют идеологию, определяют цели, свое видение будущего, синтезирующие специфические интересы различных социальных групп женщин на конкретном историческом этапе. Например, в начале XX века в женском движении России различали либерально-демократическое, пролетарское и национал-патриотическое направления. В современном женском движении также действуют либеральное, социал-демократическое, коммунистическое, националистическое, национал-патриотическое, религиозное направления, которые различаются программными целями (подробнее см. труды Т. А. Мельниковой).
К функциям женского движения можно отнести функцию интеграции и выражения множественности интересов различных групп женщин, функции политической социализации, социальной и правовой защиты, поддержки самопомощи, просветительную, идеологическую и организаторскую функции.
[См. также Прогрессивность женского движения в общественном развитии]
Women's movement (англ.)
Литература:
Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. N 6. С. 153-169.
Она же, Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: ЗАО "Редакционно-издательский комплекс Русанова", 1988. 408 с. Арманд И. Ф. Статьи, речи, письма. М„ 1975.287 с. Женские неправительственные организации России и СНГ. Справочник / Составители: Абуби-кирова Н. И., Клименкова Т. А., Кочкина Е. В, Регентова М. А., Тройнова Т. Г. М, 1998. 366 с. Женщины в революции. М, 1959. 472 с. Коллонтай А. М. К истории движения работниц в России. Харьков, 1920. 32 с. Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М, 1998. 78 с. Мельникова Т. А. Женское движение в России: традиции и новации. М., 2000. 180 с. Новик И. Борьба за политические права женщин: Исторический обзор. М., 1906. 63 с. Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении. М, 1988. 269 с. Сердитова С. Н. Большевики в борьбе за женские пролетарские массы (1903 - фев. 1917 г.). М., 1959. 135 с.
Тишкин Г. А. Женский вопрос в России: 50 - 60-е годы XIX в. Л., 1984. 240 с. Хасбулатова О. А. Социально-исторический опыт и традиции женского движения в России (1860 -1917). Доктор, диссертация. М., 1995. 365 с. Хвостов В. М. Женщина накануне новой эпохи: Два этюда по женскому вопросу. М., 1905. 101 с. Он же. Женщина и человеческое достоинство. М., 1914.510 с.
Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. СПб., 1912.32 с.
Щепкина Е. Н. Женское движение в годы Французской революции. Пг, 1921. 84 с.
© О. А. Хасбулатова
ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО- участие женщин в выработке и принятии решений на разных уровнях государственного и общественного управления.
Достижение тендерного равновесия в сфере принятия решений требует усилий государства, политических партий и гражданского общества. Государство определяет гендерную политику с помощью законов или других обязательных директив, например, использования квотирования (см. Гендерные квоты). Политические партии и гражданское общество вносят значительную лепту в гендерную политику в тех сферах, где директивы государства носят гендерно-нейтральный характер. Формы женского лидерства: политическое, экономическое, общественное.
К политической форме можно отнести представительство женщин в высших и местных законодательных и исполнительных органах государственной власти, в том числе женщин-руководителей государств, представительство женщин в руководстве политических партий и международных организаций, таких как ООН и др. Экономическая форма -представленность женщин на руководящих должностях в национальных государственных органах, занимающихся вопросами экономики, в том числе руководителей предприятий, учреждений и организаций, работников высшего управленческого звена международных и региональных финансовых учреждений, руководителей профсоюзов, а также деловых и профессиональных ассоциаций. Общественная форма лидерства - представительство женщин на руководящих должностях в сфере гражданского общества: в органах самоуправления на местах, низовом уровне экономики (частные предприятия, домохозяйства), общественных движениях, НПО, средствах массовой информации.
В соответствии с Конвенцией ООН о политических правах женщин (1953 г.), "женщины могут быть избираемы, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов" (Ст. 2) и на таких же
условиях женщинам принадлежит право занимать должности на общественно-государственной службе" (Ст. 3).
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая ООН в 1979 году, обязывает все государства добиваться представительства женщин на равных условиях с мужчинами в выработке и осуществлении государственной политики, обеспечивать женщинам одинаковые возможности по найму на работу и продвижению по службе, а также для участия в работе неправительственных организаций и объединений.
В Платформе действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (1995 г., Пекин) указывается, что равноправное участие женщин и мужчин в выработке решений укрепляет демократию и способствует ее надлежащему функционированию.
Идея и практика народного правления, зародившиеся в древнем Афинском полисе, изначально не предполагали участия женщин, считавшихся не-гражданами. Развитие религии, великий культурный ренессанс, революции и билли о правах ориентировались на мужчин. Демократические призывы "Свобода! Равенство! Братство!" были обращены не к женщинам. Лишь с конца XIX века начался процесс предоставления права голоса женщинам наравне с мужчинами. Новая Зеландия, а затем Австралия стали первыми странами, признавшими за женщинами статус граждан, наделив их, начиная с 1893 г., избирательными правами на национальном уровне. Но даже в промышленно развитых странах право женщин на участие в выборах существует недавно. Женщины завоевали право голоса в Финляндии и Норвегии в 1906-1907 гг., в Дании в 1915 г., в Германии, в Швеции и Великобритании в 1918 г., в США в 1920 г., во Франции в 1944 г., в Италии в 1945 г., в Швейцарии в 1971 г. В большинстве развивающихся стран женщины обрели право голоса одновременно с независимостью, поскольку они были участницами борьбы за свободу. К 1998 году женщины имели это право везде, кроме пяти стран на Ближнем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия) и Республики Бруней.
Но, независимо от времени получения избирательного права для женщин, проблема женского лидерства и женско-мужского партнерства в политике большинства стран остается нерешенной. Хотя женщины составляют половину избирателей, на их долю приходится лишь 10% мест в парламенте и 6% в национальных правительствах государств. Следующие сведения дают представление об участии женщин в работе парламентов ряда стран по состоянию на начало 2001 года (таблица 1).
Что касается министерских постов, то согласно данным на середину 1994 года, в целом женщины составляли 6% общего числа кабинетов: 5% в развивающихся и 8% -
Таблица 1
Представительство женщин в % от общего числа законодателей
Страна
| %
| Киргизстан
| 1%
| Лихтенштейн, Турция
| 4%
| Греция
| 6%
| Албания, Узбекистан
| 7%
| Венгрия, Россия, Украина
| 8%
| Казахстан
| 10%
| Болгария, Италия, Франция
| 11%
| Израиль, США, Таджикистан
| 13%
| Великобритания, Эстония
| 18%
| Швейцария
| 23%
| Туркмения
| 26%
| Испания
| 28%
| Германия
| 31%
| Исландия
| 35%
| Нидерланды, Норвегия
| 36%
| Дания, Финляндия
| 37%
| Швеция
| 43%
|
в промышленно развитых странах. По этому показателю на первом месте - Финляндия (39%), на втором - Норвегия (35%), на третьем Швеция (34%), на четвертом -Нидерланды и Сейшельские острова (по 31%). Однако в начале 1995 года пальма первенства перешла к Швеции, где впервые в мире был сформирован кабинет с абсолютно равным соотношением представителей двух полов.
Женщины являются аутсайдерами в общественно-политической сфере большинства стран не только потому, что более заняты в быту и семье, или не имеют достаточных средств для проведения политических и избирательных кампаний (рычаги властвования и финансы - в руках мужчин, или из-за социальной дискриминации женщин).
Очень популярна метафора "стеклянный потолок": невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина-лидер, когда пытается достичь вершин успеха; для мужчин такой преграды не существует. Чтобы изменить эту ситуацию, многие организации в США и Западной Европе под давлением общественного мнения проводят так называемую политику равных возможностей. Однако, как выяснилось, эта политика скорее декларируется, чем осуществляется на деле, и встречает сопротивление со стороны мужского персонала.
Среди объективных факторов, препятствующих успеху женщин-лидеров, называется лишение их доступа к информации.
На пути женщин к лидерству серьезную роль играют препятствия, связанные с социализацией полов: большинство людей не видят в низком политическом статусе женщин социальной несправедливости. Несмотря на то, что по ряду качеств женщины-лидеры не отличаются от своих коллег-мужчин, представление об их непригодности для лидерской роли является устойчивым. Оно проявляется в осуждении близких и друзей, в предпочтении подчиненными мужчины в роли босса и в скептицизме мужчин-администраторов по отношению к женщинам-лидерам.
Социализация женщин в различных странах мира происходила и происходит таким образом, что у них не возникает
особых амбиций по поводу своих карьерных и политических устремлений. Для вовлечения женщин в политические процессы необходимо разъяснение понятия политики как процесса переговоров между различными интересами для обеспечения доступа к ресурсам и возможностям. Политика совершается на всех уровнях и во всех институтах, включая семью, местные советы, на рабочих местах, в парламентах.
Для женщин школой лидерства стали НПО. Членство в НПО не имеет такого противостояния со стороны оппонентов, так как НПО не занимаются политической деятельностью. Женщинам чаще, чем мужчинам присуще не столько стремление к лидерству, сколько желание достижения согласия противоположных точек зрения. Возможно, данные различия в мотивациях мужчин и женщин к лидерству и распределили сферы их концентрации в общественной и политической жизни. Что касается неправительственных организаций, то они могут стать базой для формирования независимых лидеров из числа женщин, которые не захотели обременять себя членством в политических партиях.
Между тем, доминирование мужчин в принятии решений ведет к тому, что интересы женщин не принимаются в расчет. Это ослабляет их и без того неравноправные позиции и не приводит к преодолению сложившихся гендерных ролей. Поэтому продвижение женщин на всех уровнях принятия решений - это стратегическая необходимость. Осуществление принципа участия женщин в этой сфере требует усилий как от самих женщин, так и от государства.
[См. также Женское предпринимательство]
Woman 's/female leadership (англ.) Литература:
Тендер и культура: Учебное пособие для студентов гуманитарных факльтетов / Отв. ред. М. Хегай. Душанбе, 1999. 242 с: <http://tm2001.by.ru/> Тендер на повестке дня. Руководство по тендерному обучению. Бишкек, 1999. Доклад о развитии человека за 1995 год // ПРООН. Нью-Йорк, Оксфорд, 1995.
Женщины в переходный период. Региональный мониторинговый доклад N 6. Флоренция: Международный центр развития ребенка. ЮНИСЕФ, 1999.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. // Хрестоматия к курсу "Основы тендерных исследований" / Под редакцией О. А. Ворониной (отв. ред.), Н. С. Григорьевой, Л. Г. Луняковой М.: МЦГИ/ МВШСЭН, 2001. С. 311-320. Платформа действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин. // Хрестоматия к курсу "Основы тендерных исследований" / Под редакцией О. А. Ворониной (отв. ред.), Н. С. Григорьевой, Л. Г. Луняковой М.: МЦГИ/ МВШСЭН, 2001. С. 299-314. Men and Women in Europe and North America. 2000 / ECE UN - New York and Geneva, 2000. Tajik Women's NGOs Nurture Greater Civic and Political Participation. Give & Take. A Journal on Civil Society in Eurasia. Women and the Third Sector. Summer 2000. Vol. 3 / Issue 2. P. 12-14.
© А. А. Куватова
ЖЕНСКОЕ ПИСЬМО,см. Феминистская литературная критика.
ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО- бизнес, который возглавляется женщинами. Массовый выход женщин в предпринимательство в XX веке называют тихой революцией. В условиях постиндустриального общества для женского предпринимательства складываются особые предпосылки - происходит переход от производства товаров к производству услуг, и женщина в такой ситуации особо востребована обществом. Находят применение благоприятные социально-психологические качества женщин: умение моделировать новые идеи в нестандартных условиях, способность вызывать доверие, интуиция и др.
Наиболее динамично процесс становления женского предпринимательства идет в США - свыше 30% объектов малого бизнеса находится в руках женщин, и это число имеет тенденцию к возрастанию. В общемировом измерении женщины владеют более чем 1/3 бизнеса и нанимают 1/4 рабочей силы. В семьях с двумя работающими около 1/4 женщин зарабатывают
больше своих мужей. Как негативные факторы для развития женского предпринимательства выступают: дискриминация женщин, а также (на это указывает, в частности, психолог Хорнер) "картина внутренних барьеров" - это страх лидерства или страх успеха. Женщины боятся негативной оценки со стороны близких (или не близких) мужчин. Причем страх лидерства свойственен не только взрослым женщинам, что может определяться особенностями женского опыта, но даже способным, одаренным девочкам. Кроме того, важным фактором является неуверенность женщин в себе и низкая самооценка, дополненная отсутствием необходимого профессионального честолюбия. Еще один фактор - отсутствие достаточного количества примеров для подражания. В целом, сила полороле-вых стереотипов продолжает оставаться доминирующей, но это не означает, что в перспективе, на фоне продолжающегося притока женщин в предпринимательство, она не будет смягчаться.
Проблема женского предпринимательства в мире достаточно интенсивно изучается, в частности, в плане необходимости государственной поддержки женского предпринимательства в интересах экономического процветания. В США создана Секция женского малого бизнеса Конгресса США, с помощью которого Конгрессом был принят Акт о женском бизнесе (1988 г.). В итоговом докладе Департамента новых возможностей, подготовленном европейскими исследователями для Комиссии Европейского Сообщества, в центре внимания находятся 4 темы: 1) состояние женского предпринимательства в странах ЕС, 2) методологические подходы, основные черты и типологии женского предпринимательства, 3) помощь предпринимательницам и ее место в общей системе поддержки новых предприятий, 4) предпринимательство и проблемы равных возможностей для мужского и женского бизнеса.
Российские регионы не располагают официальной статистикой распространенности женского предпринимательства,
поэтому в зависимости от источника эти показатели колеблются от 10% до 40%. Но существует общая тенденция устойчивого роста числа предприятий, возглавляемых предпринимательницами, особенно в малом бизнесе, во всех регионах России. В целом, в последнее десятилетие наблюдается постепенный переход российских женщин от руководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами. Согласно данным, полученным О. К. Самарцевой и Ю. В. Татарниковой, около 40% женщин, возглавляющих в данное время частные фирмы в Самаре, до этого были высшими и средними руководителями на государственных предприятиях.
Анализ российских исследований женского предпринимательства за последние пять лет (Т. Г. Малютина, С. Ю. Барсукова, А. Е. Чирикова и др.) показывает, что существуют группы проблем, которые будут оставаться существенными для женского предпринимательства в ближайшие годы: это незавершенность и неопределенность сложившейся системы отношений между бизнесом и властью в регионах; плохая интеграция предпринимательства вообще и женского предпринимательства в частности; проблема профессиональной компетентности предпринимательниц, особенности политического сознания и политического поведения предпринимательниц; несовершенство инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в российских регионах.
Не следует преувеличивать специфику женского и мужского лидерства в предпринимательстве. Лидерские качества мужчин и женщин имеют общую природу и не зависят напрямую от половых различий. Это дало основание утверждать в российских исследованиях о том, что успешный менеджмент не имеет пола. Хороший менеджер располагает двойным репертуаром управленческих технологий: и мужских и женских. Одновременно деловые стратегии мужчин и женщин-руководителей имеют и определенную специфику. Женщины, по сравнениюс мужчинами-предпринимателями, ориентированы на устойчивые деловые
стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно; женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации. Взаимодействие с предпринимательницами свидетельствует, что те из них, которые достигают успеха в бизнесе, отличаются определенными личностными особенностями: это вариантность личностной структуры, повышенный психологический темпоритм, высокий уровень работоспособности и др.
Women's business (англ.)
Литература:
Женщины в бизнесе. М. ИНИОН РАН, 1994. Журавлев А. Л., Хащенко В. А., Хащенко Н. Н. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. М.; ИПАН, 1989.
Самарцева О., Фомина Т. Особенности женского менеджмента // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. М.: ИСИ РАН, 2000. Турецкая Г. Женщина и работа. Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин // Социологические исследования. 2001. N 1.
Чирикова А. Женщина во главе фирмы. М.: ИСИ РАН, 1998. С. 93-95.
Eagly A. H., Karaus S. J., Makhijani M. J. Gender and Effectiveness of Leaders: A Meta-analysis // Psychological Bulletin. 1995. Vol. 117 (1). Pleck J. The Work-Family Problem: Overloading the System / Outsiders on the Inside: Womens and Organizations / Ed. by Forisha B. L., Goldman В. Н. N. J. 1981.
Powell G. N., Maniero L. A. Gross-Current in the River of Time Conseptualizing the Complexities of Women's Career // Journal of Management. 1992. Vol. 18. Rossman M. Breaking down barriers: Nine stories // Rossman M. The international businesswoman of the 1990s. A guide to success in the global market place. Women in business: A world of opportunity. N. Y. etc. 1990.
©A E. Чирикова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|