|
РЕПРОДУКТИВНЫЕ РАБОЧИЕ, см.
Репродуктивный труд женщин.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ ТРУД ЖЕНЩИН- понятие, которое имеет узкое и широкое толкования. В узком смысле это труд в сфере частной домашней активности (его также называют субстантивной экономикой, см. Т. Шанин); в широком смысле -это труд женщин-мигрантов в сферах , домашнего обслуживания и публичного сервиса, который связан с предоставлением услуг для восстановления психофизиологических ресурсов человека, то есть г поддержания витальной энергии (уход за детьми, больными, престарелыми, инвалидами; поддержание санитарно-гигиенического состояния отелей, кафе, ресторанов; работа на поточных линиях по производству продуктов-полуфабрикатов, занятость в химчистках и прачечных, предоставление [ сексуальных услуг через организованную секс-индустрию и т. д.). Женщин, выполняющих эти виды деятельности, называют репродуктивными рабочими. Благодаря им женщины среднего класса развитых стран
Запада могут успешно усваивать мужские модели занятости, используя женщин из развивающихся стран и стран с переходной экономикой как домашнюю прислугу и гувернанток для детей.
! До последнего времени непрестижность и
дешевизна репродуктивного труда, которым во всех регионах мира заняты преимущественно женщины, рассматривались как факт
( дискриминации населения по признаку пола. Сегодня уже мало смотреть на эту проблему сквозь призму нарушения принципа равных прав и возможностей женщин. В результате недооценки репродуктивного труда психическое и физическое воспроизводство населения подверглось дальнейшей девальвации и коммерциализации. В исторической ретроспективе механизмом, послужившим этому процессу, явился переток гендерно сегрегированного труда (или женского репродуктивного труда) из сферы частной домашней активности в сферу рыночной занятости, а затем в современную экономическую систему западных процветающих стран. Заново закрепленный за женщинами, репродуктивый труд опять был лишен экономического и социального признания. Марксистская идея о возможности преодоления неравенства полов через уничтожение рутинного домашнего труда и развитие общественного сервиса оказалась утопической, так как усиление миграции привело к формированию этнических женских сегментов индустрии сервиса. Таким образом, гендерно-этническая сегрегация стала для Запада важнейшим резервом сохранения такой модели экономической организации общества, в которой система производства благ (информации, технологии, оружия) получила приоритет над системой воспроизводства человека. Через усиление гендерного неравенства Запад консервирует эту модель для всего мира, и шансы изменить ее пока не увеличиваются.
Разработка новой модели экономическолэ развития должна включать гендерный подход (см. Гендер), предполагающий переоценку значимости репродуктивного труда. Социально, экономически и законодательно
репродуктивный труд должен быть признан равноценным другим видам профессиональной деятельности, что открывает перспективу для достижения хотя бы минимальной социальной защищенности основной части населения мира.
В этом контексте политика предоставления равных прав и равных возможностей мужчинам и женщинам перестает быть направлением деятельности активистов борьбы за права человека - она становится живым инструментом для установления баланса во взаимодействии систем материального производства и воспроизводства человека. До тех пор, пока не будут найдены способы уравновешивания экономической роли полов в этих системах (в том числе и через пропорциональный контроль над производством технологий, знаний, информации, оружия и т. д.), ненасильственные и бесконфликтные формы существования общества останутся недостижимыми.
Reproductive women's labour (англ.)
Литература:
Неформальная экономика / Под ред. Т. Шанина.
М, 1999.
Hanochi S. Japan and the Global Sex Industry //
Gender, Globalization and Democratization / Eds.
Kelly M, Bayes J. H., Hawkesworth M. E., Young B.
Oxford, 2001. P. 137-148.
Truong T-D. Gender, International Migration and
Social Reproduction: Implications for Theory, Policy,
Research and Networking. Asia-Pacific Migration
Journal. 1996. Vol. 5. N1.
Wichterich Ch. The Globalized Women. Reports from
a Future of Inequality. Chapter IV. London, 2000. P.
36-68.
© M. M. Малышева
РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ,см. Гендерные роли.
РЫЦАРЬ- в гендерной системе особый тип маскулинности, обладающий рыцарским этосом. Само понятие рыцарь приходит к нам из Средних веков и из социальной истории: рыцарем являлся тот мужчина, который был возведен в рыцарское достоинство своим сюзереном, давал присягу, опоясываясь при этом мечом. Сущность социального содержания
понятия рыцарь неразрывно связано с понятием воин.
Рыцарю присущи определенные черты. Во-первых, рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, которые подчеркивали одежда и доспехи. От рыцаря требовалась сила и стремление к славе, поскольку он являлся воином. Слава порождала необходимость ее постоянного подтверждения путем свершения новых подвигов, демонстрации своего мужества. Мужество необходимо для исполнения долга верности и лояльности, поскольку сам рыцарский этос кристаллизовался в феодальном обществе, проникнутом строгой иерархией. Рыцарь должен был хранить безусловную верность по отношению к равным себе. Рыцарь имел целую систему обязательств: на первом месте стоял сюзерен, затем следовал тот, кто посвятил его в рыцарский сан. Он должен был осуществлять заботу о сиротах и вдовах, в принципе, о слабых вообще, но нет сведений о том, чтобы рыцарь защитил хоть раз слабого мужчину. Другой присущей рыцарю чертой считалась щедрость. Э. Дешан, французский автор XIV века, перечисляет следующие необходимые условия, которым должен удовлетворять желающий стать рыцарем: он должен начать новую жизнь, молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков; должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных; должен быть храбрым, верным и не лишать никого собственности; обязан воевать лишь за правое дело; должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца; повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них, как совершать великие деяния, по примеру Александра Македонского.
Когда мы сегодня говорим о рыцарском поведении, прежде всего имеем в виду отношение к врагу и отношение к женщине. "Сражаться и любить" - вот лозунг рыцаря. Именно эти два компонента и формируют
данный тип маскулинности. Отношение к врагу было очень показательным, поскольку славу рыцарю приносила не столько победа, сколько поведение в бою, так как сражение могло без ущерба для его чести кончиться его поражением и гибелью. Противника следовало уважать и предоставлять ему, по возможности, равные шансы. Использование слабости противника не приносило рыцарю славы, убийство же безоружного покрывало позором. Особое отношение рыцарь проявлял к своему вооружению и коню. Меч, как и конь, часто имел собственное имя (например, Эскалибур и Баярд).
Отношение к даме (см. Прекрасная Дама, Куртуазная любовь) стало необходимым компонентом рыцарского этоса и является таковым до сих пор. Быть влюбленным относилось к обязанностям рыцаря (безусловно, в Средние века Дамой являлась только равная, но в последующей трансформации этого типа маскулинности чертами, присущими Даме, наделяется обыкновенная женщина). Рыцарь должен был выражать заботливость, обожание и верность, готовность в любую минуту встать на защиту чести своей Дамы и любой женщины. Именно из куртуазных романов пришло к нам так называемое "рыцарское поведение" по отношению к женщине, состоявшее из преклонения, почитания и уважения к женщине только потому, что она таковой является. Тем не менее, отношение рыцаря к женщине - это вне- или добрачная любовь, поскольку рыцарь и брак - понятия несовместимые. Рыцарь выступает вечным возлюбленным и влюбленным и его отношение к женщине формируется именно в рамках взаимной любви.
Идеал рыцарственности как особого типа маскулинности сформировался в Западной Европе в позднее Средневековье и, как точно замечает Хейзинга, немало требовалось притворства для того, чтобы поддерживать в повседневной жизни фикцию рыцарского идеала. При этом рыцарь не являл собой высоко интеллектуальный образец, зато предполагалось, что его жизнь богата эмоционально: мужчины "сохли" с тоски,
F-C
теряли разум, если не сдержали своего слова, легко заливались слезами. С другой стороны, рыцарский этос пронизан глубоким индивидуализмом, где предпочтение соображений собственного престижа происходит в ущерб общему интересу, а забота о сохранении собственного лица - заботе о судьбе боевых соратников. Данный тип маскулинности просуществовал несколько столетий, возродился в романтизме начала XIX века, его отголоски можно встретить и теперь в повседневных формах мужского поведения, формируемых художественной литературой, а также женском дискурсе, где выражение "рыцарское поведение" имеет положительную коннотацию и влияет на формирование стереотипов поведения по отношению, в частности, к женщине. Knight (англ.)
Литература:
Малинин Ю. П. Рыцарская этика в позднесредне-вековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. М., 1992. Вып. 55. С. 195-213. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Тушина Е. А. О брачно-семейных представлениях французского рыцарства: (По материалам героических песен) // Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы. М, 1988. С. 135-145.
Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Cohen G. Histoire de la chevalerie en France du Moyen Age. Paris, 1949.
Dinzelbacher P. Pour une histoire de Г amour au moyen 4ge // Moyen 4ge. Bruxelles, 1987. T. 93. N 2. P. 223-240.
Flori J. Guerre et chevalerie au moyen Age (a propos d'un ouvrage recent) // Cahiers de civilisation medievale. A. 41. N. 164. Poitiers, 1998. P. 353-363. Kaeuper Richard W. Chivalry and violence in medieval Europe. Oxford, 1999. Scaglione A. Knights at court: Courtliness, chivalry, a. courtesy from Ottoman Germany to the Italian Renaissance. Berkeley, 1991.
© M. Г. Муравьева
С
САМОЗАЩИТА ЖЕНЩИН- самостоятельная инициативная деятельность женской личности с целью повышения своего статуса, защиты прав и интересов, самореализации в различных социальных сферах.
Одним из первых термин самозащита применительно к образу жизни женщин употребил в середине XIX в. известный английский ученый и государственный деятель Джон Стюарт Милль. Поддерживая требование о предоставлении избирательного права женщинам, ученый писал: "Иметь возможность выбирать тех, кто будет управлять нами, - это такое орудие самозащиты, которым должен воспользоваться всякий, хотя бы ему самому никогда не пришлось управлять".
Впервые концепция самозащиты женщин обсуждалась в 1916 г. на страницах журнала "Женский вестник". Мнение читателей (женщин и мужчин) было единодушным: самозащита нужна женщинам, чтобы стать "полноценным политическим и социальным слоем в своем государстве" ("Женский вестник". 1916. N 3. С. 61). Для этого женщинам предлагалось объединяться в союзы, общества, проявлять самостоятельность, чувство собственного достоинства. Важными компонентами самозащиты назывались экономическая независимость, равные с мужчинами права и свободы, участие в законодательной деятельности органов власти, физическая закалка, независимость от власти мужа. Среди условий реализации принципа самозащиты выделялись гендер-ное воспитание в семье, вовлечение женщин в сферу профессиональной деятельности, повышение уровня их самосознания, способность дать отпор в случае насилия, в том числе со стороны мужа (см. "Женский вестник". 1916. N4-8).
Эти идеи не потеряли своей актуальности и сто лет спустя. В условиях, когда женщина обладает более низкими статусными характеристиками, чем мужчина, она должна прибегать к самозащите как способу защиты своих прав и интересов. Основными компонентами современной концепции самозащиты женщин целесообразно считать:
* инициативные действия по получению общего и профессионального образования;
* деятельность с целью получения допол нительных источников дохода;
* самопомощь в сфере профессиональной деятельности (открытие собственного дела и т. д.);
* улучшение жилищных условий соб ственными силами или с помощью семьи;
* овладение навыками, необходимыми для автономного поведения в сфере быта (умение шить, консервировать продукты и т. д.);
* физическое развитие, укрепление здоровья, преодоление вредных привы чек;
* психологический тренинг с целью укреп ления воли, приобретения навыков в само стоятельном принятии решений;
* поддержание высокого жизненного тонуса;
* самоорганизация в союзы с целью защи ты своих интересов;
* включение в общественно-политичес кую деятельность;
* самореализация в духовной сфере. Таким образом, самозащита выступает в
качестве условия для развития личности женщины.
Women's self-defense (англ.)
Литература:
Женский вестник. 1916. N 3, 4, 5-6, 7-8, 10. Кечерджи-Шаповалов М. В. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902. Милль Д. С. О подчинении женщины / Пер. с англ. СПб., 1896. С. 62.
Хасбулатова О. А. Самозащита и развитие личности женской личности // Социальная феминология. Сб. науч. статей. Самара, 1997. С. 24-32. Хвостов В. М. Женщина и человеческое достоинство. М, 1914.
© О. А. Хасбулатова
САМОСОЖЖЕНИЕ ВДОВ,см. Гендер-ная специфика суицидального поведения.
САМОЦЕНЗУРА ЖЕНЩИН,см. Ген-дерная цензура.
СЕКСИЗМ - идеология и практика дискриминации людей по признаку пола. Она основана на установках или убеждениях, в соответствии с которыми женщинам (либо мужчинам) ложно приписываются (или отрицаются) определенные качества.
Термин появился в 1960-х гг. в США в Женском освободительном движении. Особенно часто он употребляется при обсуждении предубеждений против женшин. гендерных стереотипов. Мужчины тоже могут являться жертвами сексизма как в персональном отношении, так и как тендерная социальная группа: например, сексизм лежит в основе принудительного призыва в армию только мужчин.
Подобно расизму, сексизм предполагает превосходство в физических и интеллектуальных проявлениях, хотя не приводится убедительных аргументов в пользу того, что мужчины лучше, чем женщины - либо наоборот. Традиционные доводы - такие как указание на ограниченность женщин в плане обучения, творчества, или ссылки на пресловутую женскую логику или же психологическую неустойчивость продолжают поддерживаться в общественном сознании некоторыми российскими СМИ.
При этом мужское доминирование рассматривается просто как естественное, очевидное, привычное и вечное - а следовательно, справедливое. Введение феминистками понятия сексизм сделало видимыми особенности такой дискриминационной для женщин картины мира, которая также отражена и зафиксирована в различных языках (см. Феминистская критика языка). Некоторые из теорий возникновения сексизма базируются на биологических различиях полов. В соответствии с другими теориями - сексизм обусловлен, скорее, психологией или культурными особенностями. Но все феминистки, а также многие
представители западного мужского движения сходятся во мнении, что с сексизмом необходимо бороться - назрели законодательные реформы, а также глубокие изменения в общественном сознании и межличностных отношениях. Sexism (англ.)
Литература:
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал
УРСС, 1999. 704 с.
Turtle L. Encyclopedia of feminism. New York;
Oxford, 1986.
© А. А. Денисова
СЕКСИЗМ В ЯЗЫКЕ,см. Феминистская критика языка.
СЕКС-РАБОТА- занятость, связанная с женской и мужской проституцией, а также предоставлением секс-услуг (секс по телефону и секс-шоу). Ряд авторов полагают, основываясь, в том числе, и на исследовании идентичности секс-работников, что продажа секса за деньги - это такой же труд, как и любой другой (O'Connel Davidson). Секс здесь отделяется от других его социальных смыслов - например, межличностные, романтические отношения, релаксация - и трактуется исключительно как профессиональная деятельность. Развитие современного общества сделало размытыми границы между потреблением и объектом потребления, работой и отдыхом, потреблением и производством товаров и услуг, превратив секс в работу, которая связана с потреблением тела и формированием определенного типа идентичности (Chapkis). Занятость в сфере секс-индустрии связана с выполнением определенной доли эмоционального труда, что связывает ее с занятостью в индустрии отдыха (см. Феминистский анализ труда) тем, что здесь требуется исполнение эмоционально насыщенных ролей, которое определяет успех продажи предлагаемых услуг (Brewis and Linsted).
Социология трудовых отношений, занимаясь проблемами секс-работы, фокусируется на традиционных для этой дисциплины темах - проблемах состояния рабочей силы,
разделения ее на основную и периферийную, условий и оплаты труда, профессионализации, трудового конфликта (McKeganey, Barnard). В ряде стран (Австралия, Германия, Нидерланды) секс-услуги являются легитимным видом трудовой деятельности с вытекающими отсюда формами социального контроля - нормативами условий работы, медицинского освидетельствования, профессиональными организациями, условиями оплаты труда (Perkins, Prestage, Sharp and Lovejoy). В таких странах существует и нелегальная секс-индустрия, где работают малолетние, нелегальные эмигранты, используется подневольный труд, регулируемый уже не трудовым, как в первом случае, а уголовно-правовым законодательством. В России и ряде других стран, где проституция запрещена, секс-работа функционирует как теневая и полутеневая криминальная занятость. Доходы в этом секторе экономической активности в 1997 г. только в Санкт-Петербурге составляли 20 млрд рублей (Санкт-Петербургские Ведомости), сюда вовлечено значительное количество людей -по данным московского ГУВД, более 70 тыс. занимались женской проституцией (Московская альтернатива). Запрещение секс-работы представляет амбивалентную политику: формально запретив этот вид занятости, власти почти не препятствуют проституции, осуществляющейся в таких организациях, как массажные салоны и услуги эскорта, существующие практически в любом крупном промышленном городе. В российских СМИ все чаще можно услышать дискуссии в пользу легализации проституции, что вывело бы секс-работу из сферы криминального бизнеса и сделало ее более безопасной для работников и клиентов (Арбатова; Говорухин; др.).
Sex work (англ.) Литература:
Арбатова М. Еще раз о легализации проституции // Мария Арбатова / Публицистика. 2000: <http://www.arbatova.ru/publ/index7.html> Москва продолжает оставаться "столицей" российской проституции // Московская альтернатива. 26.09.2000: <http://msk.russ.ru/today/947668387.html>
Савельев Дмитрий. Станислав Говорухин: противник прогресса, защитник проституции (интервью) // Вестник. N 4 (237). 15 февраля 2000 г.: <http://www.vestnik.com/issues/2000/0215/win/save-lyev.htm>
Санкт-Петербургские Ведомости, N 201 (1626), 17 октября 1997:
<http://www.vedomosty.spb.ru/arts/spbved-1626-art-18.html>
Brewis J. and Linsted S. The worst thing is the screwing: consumption and the management of identity in sex-work // Gender, work, and organization. Vol. 3. N 2. P. 84-97.
Chapkis W. (ed.). Live sex acts: women performing erotic labour. New-York: Routledge, 1977. McKeganey N., Barnard M. Sex work on the streets: prostitutes and their clients. Buckingham: Open University Press, 1996.
O'Connel Davidson J. The anatomy of 'free-choice' prostitution // Gender, work, and organization. Vol. 2. N 1.
Perkins R., Prestage G., Sharp R. and Lovejoy F. (eds.). Sex work and the sex workers in Australia. Sydney: UNSW Press, 1977.
© П. В. Романов
СЕКС-ТОРГОВЛЯ- организованная система сексуальной эксплуатации людей, в том числе женщин и девочек. Она может включать получение выездных документов -загранпаспортов, виз, приглашений, авиабилетов; службу отбора, профессиональной подготовки девушек, способы их заманивания в красочные сети развлечений. Вся эта деятельность нередко прикрывается вывесками туристических фирм и учебных центров для манекенщиц и фотомоделей, осуществляется без всякого страха разоблачения. По поводу интернационального сводничества было возбуждено лишь 15 уголовных дел, хотя Россия имеет обязательства по Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, ратифицированной еще СССР 45 лет назад (в 1954 г.), и должна, в соответствии с этими обязательствами, активно бороться с "экспортом" россиянок. Проблема проституции и вывоза молодых женщин и девочек за рубеж в 1997 г. обсуждалась на заседании Комитета безопасности Государственной Думы РФ, на
Украине в 1998 г. принят закон об уголовной ответственности за торговлю людьми и привлечение женщин к занятию проституцией. Следует также помнить, что еще в 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую считать все формы секс-торговли женщинами и девочками преступлением. Чтобы на деле выполнить эту резолюцию, необходимо объединить усилия по пресечению современной работорговли на территории бывшего СССР, создать специальные ведомства, которые будут наделены большими полномочиями, добиться повышения осведомленности общества и государства о проблеме вывоза женщин за рубеж для секс-торговли. Необходимо наладить, укрепить и скоординировать взаимодействие с международными организациями, уже сделавшими немало в этом направлении.
В России слова "секс-услуги" вошли в обиход вместе с наступлением рыночных отношений и часто трактуются как часть этих отношений, признак свободы и близости к западному миру. Только в Москве ежемесячно открывают двери 3-4 ночных клуба или казино, в рекламных изданиях практически открыто предлагаются секс-развлечения на любой вкус. Для подобных заведений нужны сотни девушек - молодых, красивых, покладистых, не обремененных моральными принципами, как теперь принято писать в рекламных приглашениях на работу -"девушек без комплексов". А чтобы комплексов не было, надо вывести породу женщин без внутреннего стержня, без самоуважения, с низкой самооценкой, что сейчас успешно осуществляется в России не без помощи средств массовой информации и при полном равнодушии правительственных чиновников. Вносят свой "вклад" и зарубежные фирмы, ринувшиеся в Россию внедрять "атрибуты" западной демократии и под этими лозунгами получать невиданные прибыли. Только в Китае в индустрии развлечений участвуют до 5 тысяч молодых россиянок - без официального права на жительство, работу, часто без всяких документов, они попадают в настоящее рабство, и хозяева ресторанов
и варьете могут перепродать их или сдать внаем другой фирме. Благодаря налаженным связям "сутенеров всех стран" российские проститутки добрались до таких экзотических мест, как Таиланд (около тысячи российских девушек прибыли туда по туристическим визам) и Макао. Появились сообщения о "русском доме свиданий" даже в Претории, столице ЮАР, где проституция запрещена законом и карается очень сурово. Российские девушки, как и в "азиатском" варианте, попали в ЮАР по туристическим визам и были высланы на Родину. Официальные статистические данные о вывозе девушек за границы РФ отсутствуют, однако есть косвенные свидетельства Федеральной пограничной службы: за 1996 г. и 7 месяцев 1997 г. через госграницу не пропущено почти 4,5 тысяч женщин: 4,3 тысячи из них имели неисправные документы, 0,2 тысячи -поддельные или чужие.
Sex traffic (англ.) Литература:
Горбунова О. Г. К 50-летию ратификации Конвенции ООН 1949 г. "О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами". Киев, 1999.
Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. 1949.
Молодежь и общество на рубеже веков: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. М., 1998. Насилие и социальные изменения. Теория. Практика. Исследования. Альманах. Часть I / Центр "АННА" (Ассоциация "Нет Насилию"). М., 2000. Преступление и порабощение. Разоблачение секс-торговли женщинами из стран бывшего СССР. Вашингтон, 1997.
Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1998.
Сборник материалов по проблеме предотвращения торговли людьми. Киев, 1999.
©Т. Ю. Забелина
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|