Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ,





см. Равенство полов.

ПОЗИТИВНЫЕ МЕРЫ,см. Гендерные квоты.

ПОКАЗАТЕЛЬ РАСШИРЕНИЯ ВОЗ­МОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН (ПРВЖ)

отражает участие женщин в экономи­ческой, политической и производственной областях. В этом его отличие от ИРГФ (индекса развития с учетом гендерного фактора), который основное внимание уделяет развитию основных способностей и улучшению условий жизни. Аналогично ИРЧП (индексу развития человеческого потенииала) и ИРГФ, в рамках показателя ПРВЖ основное внимание концентрируется на нескольких отдельных переменных, хотя участие может принимать самые раз­нообразные формы. Акцент делается на три широких класса переменных: 1) способность распоряжаться экономическими ресурсами, основанная на трудовом доходе: эта переменная определяет доход на душу населения; 2) доступ к возможностям в области производства и участие в принятии решений в области экономики - эта пере­менная представляет собой долю рабочих мест, относящихся по классификации к категории профессиональных и техни­ческих, а также административных и управ­ленческих; 3) доступ к возможностям в


области политики и участие в принятии политических решений - переменная, опр­еделяющая долю мест женщин в парла­менте.



В рамках ИРГФ и ПРВЖ переменные дохода рассматриваются с различных точек зрения. В рамках ПРВЖ доход определяется не с точки зрения его вклада в такие основные аспекты развития человеческого потенциала, как продолжительность жизни, грамотность и защищенность от нищеты. Он определяется как источник экономической мощи, позволяющей освободить лицо, получающее доход, выбрать из более широ­кого диапазона возможностей и реализовать более широкий круг альтернатив.

Для обеспечения доступа к возможностям в области производства и участию в приня­тии решений предлагаемая переменная отра­жает долю рабочих мест женщин, занятых в административной или управленческой, а также в профессиональной и технической сферах. Административные и управленчес­кие должности ближе к процессу принятия решений, но производственные и техничес­кие должности представляют собой возмож­ности в области развития карьеры. Нередко женщины получают высшее образование, но культурные или экономические препоны не позволяют им занимать должности, где использовались бы приобретенные ими ценные навыки. Таким образом, их потен­циал используется не в полной мере.



Третья переменная - доступ к воз­можностям в области политики и участию в принятии политических решений. В этой сфере факты поражают еще больше, чем в области экономики. Политика продолжает оставаться камнем преткновения для женщин, хотя ни публичные выступления, ни способность представлять мнения электората, ни искусство завоевания доверия обществен­ности не требуют наличия исключительно мужских черт.

Одним из лучших показателей степени участия женщин в политической жизни может служить показатель доли представлен-ности в муниципальных советах, однако эти данные имеются далеко не во всех странах.


Для ПРВЖ была предложена переменная представительства как в верхней, так и в нижней палатах парламента.

Эти три элемента имеют одинаковую ценность при формировании ПРВЖ. Вовсе не предполагается, что этот показатель будет иметь статус предписываемого индекса с по­пыткой установления каких-то универсаль­ных норм в области культуры. Основное значение имеет не достижение определен­ного процента представленности в отдельных политических или экономических областях. Эти последствия могут вызываться наличием структурных препятствий к доступу женщин в эти области. Либо они могут быть резуль­татом выбора - как со стороны мужчин, так и со стороны женщин - их предпочтительных ролей в обществе. Этот вопрос должны ре­шать граждане каждой страны в отдельности.



В 1998 г. ПРООН рассчитала ПРВЖ для 70 стран мира (Доклад о развитии человека 2000). В первую пятерку попали Норвегия, Исландия, Швеция, Дания и Финляндия. Среди стран СНГ только Российская Федерация (53-е место) и Украина (55-е место) имеют такой показатель. И последние пять мест в рейтинге стран по ПРВЖ занимают Шри-Ланка, Бангладеш, Египет, Иордания и Нигер.

Почти во всех странах еще очень многое предстоит сделать в направлении достижения равенства мужчин и женщин (см. Равенство полов). Что касается равенства выбора в рамках экономического или политического участия, то промышленно развитые страны не обязательно играют ведущую роль. Областями, где прогресс в развитии тендерной справедливости почти не заметен, являются представительство в парламенте и процентная доля административного и управленческого персонала.

Анализ ПРВЖ отражает четкую политическую установку: в большей части как промышленно развитых, так и раз­вивающихся стран женщины пока еще не допускаются в коридоры экономической и политической власти.

Women's empowerment indicator(англ.)


Литература:

Доклады о развитии человека за 1995,2000 годы //

Человеческое развитие. ПРООН, 2000. 464 с.

Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. /

Госкомстат России. М, 1999. 138 с.

Тендер и культура: Учебное пособие для студентов

гуманитарных факультетов / Отв. ред. М. Хегай.

Душанбе, 1999. 242 с: <http://tm2001.by.ru/>

ОМ Я. Хегай ПОЛИАНДРИЯ,см. Брак. ПОЛИГАМИЯ,см. Брак. ПОЛИГИНИЯ,см. Брак.

ПОЛИТИКИ ТЕЛА- понятие, введенное Мишелем Фуко в работе "Воля к знанию" (1976) и родственное концепту политическая анатомия, представленному в тексте "Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы" (1975). Политики тела рассматриваются как особые способы управления людьми, характерные для власти современного типа. Они характеризуются расчетливым, экономным отношением к индивиду, как если бы он не был неразделимой единицей, но его можно было "прорабатывать в деталях, под­вергать тонкому принуждению, обеспечивать его захват на уровне самой механики -движений, жестов, положений, быстроты" (Фуко. 1999. С. 199-200). Фуко различает два типа политических технологий, которые начинают складываться на Западе в Новое время: анатомо-политики тела, которые имеют дело с телами индивидов и предполагают развитие таких форм знания, как анатомия, клиническая медицина, военное дело, искусство руководства работниками мануфактуры и пр., и биополитики народонаселения, занятые коллективным телом популяции, что требует развития знаний в области политической экономии, демографии и т. д. Политики тела становятся преобладающими тогда, когда феодальные способы управления, харак­теризующиеся как право предавать смерти, уступают современному типу власти, биовласти, реализующейся в том, чтобы во


п


имя утилитарных целей культивировать жизнь. Кроме того, если феодальные методы управления нацелены на захват и удержание территорий, то уже с приходом века Просвещения государственная политика переориентируется на искусство управления популяциями, которое в конечном итоге нацелено на управление каждым индивидом. В феодальных обществах Запада политики тела театрализованы, и лишь немногие тела становятся предметами публичного любо­вания: королевское тело во время коронации, выхода к народу, тело преступника, как его антипод, во время экзекуции. В современных индустриальных обществах политики тела рутинизируются, обращаясь с самыми раз­личными телами как машинами, которые принуждаются к работе и расходу энергии.

Проблема политик тела получила разра­ботку у целого ряда авторов, которые пред­приняли попытки совершить выход за пределы намеченных Фуко хронологических рамок и тем. Так, в рамках феминистских и ген-дерных исследований (Дж. Батлер, С. Бордо, А. Дворкин, Э. Гросс) была тематизирована линия сексуальных и репродуктивных поли­тик женского тела, состоящая в редукции личности женщины до уровня ее тела, которому в патриархатном обществе отводит­ся роль своеобразной машины для деторож­дения и объекта сексуальных домогательств. При этом в рамках мужских исследований тематизация аналогичной линии происходит значительно медленнее, концентрируясь преимущественно на проблемах мужского тела как эротического объекта (И. С. Кон). В медицинской социологии и медицинской антропологии кристаллизуется тема биомеди­цинских политик тела, связанная с осмысле­нием конкретных медицинских ритуалов и больничной рутины (М. Лок и Н. Шепер-Хьюз), превращающих тела пациентов в объекты терапевтической дисциплины и хи­рургического вмешательства (Д. Армстронг, Б. Тернер), экспонаты клинических знаний (М. Эванс) и пр. В сфере научной фантастики, особенно в киберпанке (У. Гибсон, Б. Стер­линг), и социокультурных исследованиях, посвященных проблематике применения


высоких технологий (Ж. Бодрийяр, Д. Хара-вэй), развивается фантазматическая линия технополитик тела, сфокусированная, в основном, на вопросе о киборге, в котором видят продукт грядущего слияния тела и машины, лишенный признаков пола, воз­раста, расовой принадлежности и пр. Широта проблемы политик тела привлекает к исследованиям в этой области большое число современных авторов, которые обсуждают вопросы о политиках тела в обществах различного типа, в конкретные исторические эпохи.

Body politics (англ.) Литература

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.

Гибсон У. Нейромантик // Сайт "Библиотека Максима Мошкова" / Пер. с англ. Б. Кадашкова, О. Колесникова: <http://lib.ru>

Дворкин А. Гмноцид, или китайское бинтование ног // Антология тендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-28. Кон И. Мужское тело как эротический объект // Тендерные исследования, N 3 (2/1999): Харьков­ский центр тендерных исследований. Стерлинг Б. Схизматрица. М.: ТКО ACT; СПб.: Terra Fantastica, 1996.

Фуко М. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.

Он же. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. Armstrong D. The Political Anatomy of the Body: Medical Knowledge in Britain in the Twentieth Century. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. Bordo S. Unbearable Weight: Feminism, Western Culture, and Body / Berkley et al.: University California Press, 1995.

Butler I. Bodies That Matter: On Discursive Limits of "Sex". New York: Routledge, 1993. Evans M. The "Medical Body" as Philosophy's Arena // Theoretical Medicine. 2001. Vol. 22. Grosz E. Volatile Bodies: Toward a Corporeal Feminism. Bloomington: Indiana University Press, 1994.

Haraway D. J. Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. New York: Routledge, 1991. Lock M., Scheper-Hughes N. A Critical-interpretive Approach in Medical Anthropology: Rituals and Routines of Discipline and Dissent // Medical



Anthropology. Contemporary Theory and Method / Eds. Th. M. Johnson, С F. Sargent. New York et al.: Praeger, 1990.

Turner B. Regulating Bodies: Essays in Medical Sociology. London: Routledge, 1992.

©Д. В. Михель

ПОЛОВОЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕ­НИИ ЖЕНЩИН,см. Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин.

ПОЛО-ГЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА,см.

Гендерная система.

Sex/gender system (англ.)

ПОЛОРОЛЕВАЯ АДАПТАЦИЯ(гендер­ная адаптация) - фаза полоролевой соииализа-ции. социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе полоролевой адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психической реальности и поведения с природной сущнос­тью своего и другого пола, с характером взаимоотношений между полами, сложивши­мися в данном обществе. Многие проблемы полоролевой адаптации возникают в области состыковки физических и сложных духовных образований, которые настолько связаны с функционированием телесных процессов, что в состоянии подавлять или стимули­ровать их. Источником серьезных гендерных конфликтов является сложившаяся в истории культуры устойчивая связь между любовью как духовной ценностью и сексуальностью как извечным зовом природы. Психологи в процессе полоролевой адаптации ставят задачу признать сексуальное тяготение полов в качестве достойной внимания части психики и принципиальную автономность сексуальности и любви. Сочетание физичес­кого и духовного определяет течение чело­веческой жизни.

Полоролевая адаптация может быть добровольной и вынужденной. Добровольная адаптация связана с подчинением окружаю­щим. Вынужденная адаптация отражает конфликт между индивидуальными проявле­ниями личности и ценностями, принятыми в фуппе и обществе. Человек, в особенности в


детстве и юности, стремится выполнять принятые гендерные роли, следовать распро­страненным нормам из-за страха быть отверженным или осмеянным, а также полу­чая информацию о правильности действий из наблюдений за другими людьми. В процессе полоролевой адаптации индивид испытывает нормативное и информационное давление со стороны окружающих. Например, женщину могут посчитать слишком агрессивной, а мужчину слишком внимательным к партне­рам. Предполагается, что подчинение нормативному давлению вызвано желанием нравиться окружающим, а подчинение информационному давлению - желанием быть правыми. Эффективность полороле­вой адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свое окружение. В литературе имеются свидетельства, что дисбаланс полоролевой структуры личности является фактором формирования неврозов, психосоматичес­ких расстройств, криминального поведения, девиантного материнского поведения. Наи­более приспособленным к жизни является андрогинный тип личности (см. Андро­гиния), имеющий более богатый репертуар полоролевого поведения, нежели носитель гендерных стереотипов.

Sex role adaptation (gender adaptation)(англ.)

Литература:

Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1998. 517 с. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в пси­хотерапии и медицине. СПб., 1997. 117 с. Еииколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N3. С. 100-115.

Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. Т. 1. М., 1994.214 с.

Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адапта­ции подростков. М., 1997. 288 с.

© Е. Ю. Красова

ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ,

см. Гендерная идентичность.


ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

(гендерная социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социаль­но-психологических условиях. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов: б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов пове­дения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсозна­тельно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференци­рованного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы полоролевой социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (аген­ты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь. Ме­ханизмами для осуществления полоролевой социализации служат: а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприем­лемое - наказывается социальным неодоб­рением; б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает под­ражать принятому там поведению. Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты


"фемининность-маскулинность". относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение маль­чика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимаю­щиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании маль­чиков. Эффективным способом полоролевой социализации в целом и преодоления гендер­ного конфликта в частности является тре­нинг полоролевой идентичности.

Полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность выбора ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать тендерную ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых.

Существует тенденция обучать и обучаться поведению, соответствующему гендеру, хотя в зависимости от конкретного общества есть различия в том, чему именно учат. Исследования выявили, что поведение родителей и учителей в процессе социа­лизации детей дифференцировано по признаку пола: мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем. Для девочек акцент делается на послушании, ответственности и трудолюбии, для маль­чиков - на стремлении к достижениям, соревновании и опоре на собственные силы. Если ребенок не делает того, что ожидается от его пола, то его дразнят, высмеивают, укоряют, иногда применяют и физические наказания. В обществе, где женщины менее зависимы экономически, соответственно, менее выражена тенденция воспитания девочек в покорности и послушании. Предпо­ложительно, полоролевая социализация в разных культурах является схожей до той степени, в какой схоже разделение труда по признаку пола.

В образе жизни конкретного общества часто либо преувеличиваются, либо нивелиру­ются различия между полами. Конструктивная



социализация - это формирование андрогин-ной личности, вбирающей в себя все лучшее из обеих половых ролей. Андрогиния поло­жительно влияет на социальное и психо­логическое состояние человека.

Sex role socialization, gender socialization (англ.)

Литература:

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в

социальную психологию. М., 1998. 517 с.

Берн Ш. Тендерная психология. СПБ., 2001. 320 с.

Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и

перспективы исследования пола в клинической

психологии // Психологический журнал. Т. 22.

2001. N3. С. 100-115.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999.

688 с.

Пайнс Э. Маслач К. Практикум по социальной

психологии. СПб., 2000. 528 с.

Соболева Т. С. Кто они - мужественные женщины?

// Вестник новых медицинских технологий. 1999.

N1.C. 152-156.

© Е. Ю. Красова

ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ФЕМИ­НИЗМ,см. Феминизм постколониальной волны.

ПОСТФОРДИСТСКАЯ МОДЕЛЬ ЗА­НЯТОСТИсменила в начале 1980-х гг. {юрдистскую модель и характеризовалась юкращением постоянной занятости в пользу «стабильной занятости и гибких режимов груда. В отличие от фордизма, наиболее сарактерной чертой постфордистской эры [вляется образование более мелких прои-водственных единиц, ориентированных на :егментацию рынков через гибкое производ-тво специализированных товаров или услуг. $ результате растущей приватизации и дере-уляции рынка труда занятость деформализо-алась, ее продолжительность и содержание тали предметом частного договора с работо-дтелями, а защита со стороны трудового аконодательства и социальные гарантии велись к минимуму. В свою очередь, со-ращение зарплаты, урезание коллективных оглашений, рост безработицы породили розию фордистской модели семьи, в которой ужчина традиционно играл роль основного


кормильца. Из-за многократно усилившейся социальной нестабильности он этой роли лишился.

Наряду с сокращением постоянной заня­тости, постфордистская модель занятости характеризуется ее одновременной феми­низацией (см. Феминизация занятости). Непостоянство женских трудовых биогра­фий, связанное с беременностями, рождени­ем и воспитанием детей, совпадает с гибкими требованиями рынка труда, когда нужно работать неполный рабочий день, по скользящему графику или на дому. Поэтому женщины продемонстрировали большую адаптивность к повышению гибкости рынка труда по сравнению с мужчинами.

Post-Fordist employment model (англ.) Литература:

Harvey D. The Condition of Postmodernity. Chapter IX. From Fordism to Flexible accumulation. Cambridge and Oxford, 1991. P. 141-173. Jary D. & Jary J. Collins Dictionary of Sociology. Glasgow, 1991. P. 232-233.

Ruigrok W., Tulder R. The Logic of International Restructuring. London-New York, 1994. P. 13-35.

© M. M. Малышева

ПРАВА ЖЕНЩИН,см. Права человека женщин.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИНотно­сятся к правам человека третьего поколения, к так называемым коллективным правам, которые включают право на мир, на национальное самоопределение, на здоровую окружающую среду, на свободу от дискрими­нации по половому, возрастному, националь­ному признаку. Эти права адресованы не столько индивиду, сколько определенным социальным группам, нуждающимся в дополнительных гарантиях для защиты своих прав. Для выделения прав женщин в особую категорию прав человека имеются веские основания. Изначально все правовые стандарты и нормы формировались, с одной стороны, как универсальные, а с другой - как селективные, ориентированные только на состоятельных белых мужчин. Они отбрако­вывали, исключали из числа полноценных



граждан малоимущих, представителей не белой расы, женщин и детей. Историю развития права можно рассматривать как историю постепенного подведения под действие Закона этих первоначально отбрако­ванных категорий населения. Для обретения статуса полноправных гражданок женщинам понадобилось почти два века бороться с общественными предрассудками и огра­ничениями, используя при этом самые разнообразные пути и методы. В том числе -и методы коллективного действия в рамках женского движения. Впервые вопрос оправах женщин как неотъемлемой части прав человека был поставлен в Конвениии о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. Международное сообщество стало занимать­ся их правовым обеспечением - далеко не во всех странах мира идеи гендерного равенства оформлены законодательно. Понятно, что юридические нормы исламских стран или нормы африканских государств не могут не отличаться от европейских норм и законов. Отсюда - особое, унифицирующее значение норм международного права, которые разрабатывают и предлагают на утверждение государствам-участникам международного сообщества такие структуры как ООН, Международная Организация Труда и др. Women's human rights (англ.)

Литература:

Айвазова С. Тендерное равенство в контексте прав человека. Пособие. М.: Эслан, 2001. 76 с. Введение в тендерные исследования. Ч. 1. Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с. Малышева М. М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: Academia, 2001. 352 с.

Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М, 2000. Хрестоматия к курсу "Основы гендерных иссле­дований" / М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. 396 с.

©С. Г. Айвазова

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРА­ТИЯ- одна из двух основных форм народо­властия, осуществление народом власти


через избранные им государственные орга­ны. Другой формой является непосред­ственная демократия.

В современном демократическом общес­тве обе эти формы взаимно дополняют друг друга. В плане юридической силы вер­ховенство принадлежит решениям, при­нимаемым путем непосредственной демокра­тии (например, на референдуме), но масштабы государственной деятельности, основанной на представительной демокра­тии, значительно шире и носят постоянный характер.

Представительная демократия в широком смысле включает все выборные государ­ственные институты, как законодательные, так и исполнительные; при узком толковании термина - выборные органы парламентского типа на общенациональном и на региональ­ном уровне, которые и носят название представительных.

Конституция РФ 1993 г. предусматривает условия представительной демократии: выборность соответствующих органов, все­общность избирательного права, предостав­ление гражданину права избирать и быть избранным. Важнейший орган представи­тельной демократии - Федеральное Собрание РФ. В субъектах федерации избираются свои представительные органы, носящие различ­ные наименования и наделенные широкой компетенцией. Они самостоятельны, но должны действовать в рамках Конституции РФ и федеральных законов.

Но существует резкая асимметрия в представленности мужчин и женщин во всех структурах государственной власти, как на национальном, так и на региональном уров­нях (см. Концепция паритетной демократии, Гендерные квоты, Гендерная политическая культура).

Representative democracy (англ.) Литература:

Айвазова С. Г. Тендерное равенство в контексте прав человека: Пособие. М.: Эслан, 2001. 76 с. Представительная демократия // Энциклопедичес­кий словарь "Конституция Российской Федерации": <http://encycl.yandex.ru/yandsearch?encpage=konst&


ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ПРОТИВ ЖЕН­ЩИН- например, об обязательно имею­щейся доли вины женщины в совершенном над ней насилии - укоренились в российском обществе в многочисленных гендерных сте­реотипах. Такие предубеждения называют также "гендерными мифами". Женщин обвиняют в обострении многих социальных и демографических проблем: в разводах, в том, что в семьях мало детей, в сокращении рождаемости, росте преступности среди малолетних, проституции, распространении СПИДа, ВИЧ-инфекции, венерических болезней и даже в увеличении безработицы и ухудшении здоровья нации. Неспособность (за редким исключением) средств массовой информации осветить проблемы насилия с позиций общественного неприятия, тен­денция изображать женщину как объект потребления и стремление обвинить ее в провокации насилия, во многих других социальных грехах объясняются тем, что общество в целом игнорирует интересы жен­щин. Господствующий стереотип восприятия женщин как людей "второго сорта" прово­цирует отношение к ним как к сексуальному объекту, призванному лишь угождать мужчине и дома, и на службе. Насилие в семье, сексуальные домогательства на работе, в учебном заведении, в местах лишения свободы крайне редко служат предметом серьезного разбирательства или взвешенных публикаций. "Заговор молча­ния" превращает насилие в трагедию каждой отдельной жертвы, скрывает его от глаз общественности, загоняет злоупотребления в подполье безнаказанности и способствует укоренению гендерных стереотипов. В такой ситуации особое значение приобретает появ­ление в России кризисных центров (см. Феминистская социальная работа), а также учебных программ по тендерному воспи­танию, книг, разоблачающих различные формы насилия (см. Насилие в отношении женщин) и связанные с ними тендерные мифы.

Bias against women, prejudices against women (англ.)


Литература:

Айслер Р. Чаша и клинок / Пер. с англ. М.: Древо

жизни, 1993.

Женщина в пословицах и поговорках народов

мира / Сост. Э. Гейвандов. М.: Гелиоцентр, 1995.

Насилие и социальные изменения. Альманах.

Выпуск I. Центр "АННА" (Ассоциация "Нет

Насилию"). М., 2000.

Права женщин - права человека. Пособие для

учебных занятий (Джулия Мертус и др.) / Отв.

редактор российского адаптированного издания

Т. Ю. Забелина. М.: Глас, 1996.

Технология и приемы профессионального

воздействия в социальной работе со случаями

семейного насилия. Методические рекомендации.

М.,2001.

Шведова Н. А. Просто о сложном: тендерное

просвещение, М.: АНТИКВА, 2002.

Этнические стереотипы мужского и женского

поведения. Сборник / Под. ред. Байбурина А. К.,

Кона И. С. СПб.: Наука, 1991.

© Забелина Т. Ю.

ПРЕКРАСНАЯДАМА - объект курту­азной любви рыиаря. образ, который рыцарь создавал в своем воображении. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Часто рыиарь выбирал себе Даму, еще не видя ее. Ключевым моментом было служение Даме, выполнение любых ее требований и защита от любых врагов, в частности, от злого или ревнивого мужа. Классическим примером является роман "Фламенка": главная героиня Фламенка, чей муж внезапно стал ревнив и запер ее в башню, обретает спасителя в лице рыцаря, графа Неверского, который полюбил ее, услышав, что в башне томится Дама. Обладая внешним и внутренним совершен­ством, Прекрасная Дама является замужней женщиной, как правило, хозяйкой замка и женой сеньора, которому служит рыцарь. Сначала Дама не должна была показывать рыцарю своего интереса к нему. Куртуазная поэзия часто проникнута страданиями ры­царя по поводу "холодности" Дамы. Другим важным моментом было представление о благородстве Дамы, ее способности на любовь к "простому" рыцарю, а не только к сеньору. Великолепное описание Прекрасной Дамы можно найти у Бертрана де Борна:


Расса, высшего в ней чекана Все: свежа, молода, румяна, Белокожа, уста - как рана, Руки круглы, грудь без изъяна, Как у кролика - выгиб стана, А глаза - как цветы шафрана. Этим дивным прелестям счет Всякий с трепетом подведет, Кто хвалу ей ныне поет, Тех достоинств увидев свод, Что меня к ней жадно влечет. Расса, высшей добродетели грани В сердце зрит она, а не в сане; С Пуатье, Сарагосы, Бретани И Тулузы не взявши дани, Низость в складках богатой ткани Видит - благородство в рвани. Я советчик ее, так вот: Пусть в любви она изберет Тех, чей дух высок, а не род, Ибо нас бесславит почет От иных преславных господ...

Образ Прекрасной Дамы, безусловно, являлся произведением мужского, более того, рыцарского воображения, и создавался он также для мужчин-рыцарей. Один из последних образов Дамы и блестящую сатиру на нее можно найти в бессмертном произведении Сервантеса "Дон-Кихот".

Fair Lady (англ.)

Литература:

Жизнеописания трубадуров / Сост. М. Б. Мейлах.

М.: Наука, 1993.

Фламенка / Под ред. А. Г. Наймана. М.: Наука,

1983.

© М. Г. Муравьева

ПРИНЦИП ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЯ,см.

Феминистская социальная работа.

ПРОГРЕССИВНОСТЬ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗ­ВИТИИ- это система показателей, позволяющая определить масштабы пози­тивных последствий деятельности женских организаций в целях преодоления гендерной асимметрии и создания условий для


самореализации личностного потенциала женщин.

К таким показателям можно отнести:

* принятие под воздействием женского
движения государственных решений,
направленных на достижение гендерного
равенства
(см. Равенство полов);

* масштабы распространения женскими
организациями идей о равноправии полов
в разных слоях общества;

 

* наличие и эффективность женских ини­
циатив, направленных на повышение
уровня самосознания женщин и продви­
жение их на уровень принятия решений;

* создание моделей инициативного пове­
дения женщин в различных общественных
сферах, способствующих самореализации
и творческому самовыражению значи­
тельного слоя женщин.

Как прогрессивное можно определить либерально-демократическое направление российского женского движения начала XX века, под влиянием которого расширились возможности для общего образования женщин, была учреждена система высшего женского образования, получен доступ к новым профессиям, для женщин были завоеваны избирательное право, право занимать все государственные должности, ряд гражданских прав.

Краткосрочный характер функциониро­вания современного российского женского движения не позволяет сформулировать научные обобщения о степени его прогрес­сивности. Однако можно сделать вывод о наметившихся положительных тенденциях: активном воздействии ряда женских организаций на законодателей в период разработки новой Конституции РФ, участии в разработке законопроектов с целью снижения уровня гендерной асимметрии, в том числе закона о равных правах и равных возмож­ностях для женщин и мужчин.

Progressivity of women's movement for social development (англ.) Литература:

Айвазова С. Г. Женщины в лабиринте равно­правия. М., 1998. 405 с.

Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М., 1998. 78 с.


Мельникова Т. А. Женское движение в России: традиции и инновации. М., 2000. 182 с. Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860 - 1917). М., 1994. 136 с.

О О. А. Хасбулатова

ПРОЛЕТАРСКОЕ ЖЕНСКОЕ ДВИ­ЖЕНИЕ,см. Женское движение.

ПРОСТИТУЦИЯ,см. Секс-работа,

Секс-торговля.

Prostitution (англ.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕГРЕГА­ЦИЯ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА -это

неравномерное распределение женщин и мужчин в экономике. Профессиональная сегрегация, с одной стороны, является одним из основных ресурсов создания тендера (создания между полами различий, которые не являются естественными, сущностными или биологическими) (Уэст, Зиммерман. С. 193-220); с другой стороны, профессиональ­ная сегрегация сама формируется под воздействием тендерной системы, существу­ющей в обществе. Одним из основных последствий профессиональной сегрегации оказывается неравенство доходов и соци­альных позиций между полами. Как правило, женщины гораздо чаще мужчин заняты на работах, отличающихся незначительными возможностями карьерного продвижения, невысокой заработной платой и нестабиль­ностью с точки зрения занятости. Замечено, что отнесение тех или иных профессий к "женским" или "мужским" изменяется во времени и в пространстве. То есть профессии, которые считаются "женскими" в одном обществе, могут считаться "мужскими" в другом, а профессия, бывшая одно время "мужской", может под влиянием ряда факторов постепенно перейти в разряд "женских" и наоборот. Переход "мужской" профессии в "женскую" и наоборот может происходить:

во-первых, из-за изменения политической ситуации в стране (социальные катаклизмы: войны, революции) и проводимой государ­ством социальной политики;


во-вторых, из-за изменения социально-экономической ситуации в стране и мире:

а) в связи с появлением новых отраслей
народного хозяйства, что продиктовано
развитием науки и техники, процессами
глобализации экономики. Это влечет за
собой создание новых рабочих мест,
появление новых профессий, переоценку
уже существующих рабочих мест и
профессий;

б) в связи с изменением условий хозяй­
ствования. Здесь имеется в виду переход
от одной схемы организации экономики к
другой. Например, смена командно-адми­
нистративной системы на рыночную;
в-третьих, трансформация "мужской"

профессии в "женскую" или "женской" в "мужскую" может быть обусловлена изме­нением представлений о "мужском" и "жен­ском" в обществе.

Сам факт существования профессиональ­ной сегрегации по признаку пола имеет не одно обоснование. Начиная от объяснений, апеллирующих к естественному предназна­чению полов, до утверждений, что данный феномен является следствием патриархата. [См. также Женская занятость] Occupational sex segregation (англ.)

Литература:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.