Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2.Организация и методы исследования





Планирование исследования

Цель исследования: Выявить взаимосвязь адаптации военнослужащих срочной службы к военно-профессиональной деятельности от проводимой с ними организаторской и воспитательной работы, а также от имеющихся у них морально-психологических качеств.

Объект исследования:Военнослужащие, проходящие службу в начальный период.

Предмет исследования:Процесс адаптации военнослужащих в военно-профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования:Опираясь на концептуальную основу исследования, можно предположить, что успешность адаптации зависит от сочетания личных качеств.

Исходя из целей, гипотезы мы решали следующие задачи исследования:

Задачи эмпирического исследования:

1. На основе литературных источников, определить концептуальную основу исследования.

2. Выбрать и обосновать методы исследования адаптивности.

3. Провести эмпирическое исследование, направленное на определения структуры адаптивности.

4. На основе полученных данных разработать практические рекомендации по улучшению процесса адаптации военнослужащих.

Методы исследования:



1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»(МЛО-АМ)

2. Личностный опросник FPI (форма В)

Методы математической обработки: перевод в проценты, анализ средних величин, расчет U-критерия Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена.

Исследование проводилось поэтапно:

Первый этап: изучалась литература и руководящие документы по теме исследования, готовились опросные листы и инструментарий для тестирования испытуемых. Проведен теоретический анализ данной литературы по проблеме «адаптация военнослужащих срочной службы к военно-профессиональной деятельности»; уточнены теоретические основы с целью использования защищенных от неискренности испытуемого методов диагностики реального отношения к действительности. Определена последовательность изучения проблемы, задачи, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза.

Второй этап: проведение эмпирического исследования влияние личностных особенностей на адаптацию военнослужащих. Проведениеметодики в начальный период и после месяца службы, методики МЛО «Адаптивность» и опросника FPI.



Третий этап: анализ результата исследования. Количественная и качественная обработка полученных данных с помощью математико-статистических методов обработки результатов, таких как описательные статистики, коэффициент значимых различий критерия Мана-Уитни, проведение корреляционного анализа.

Четвертый этап: анализ результата исследования. Логическая интерпретация результатов, сформулированы выводы. Подготовлен ряд рекомендаций и практических советов практические рекомендации по организации воспитательной работы, в целях формирования правильного протекания процесса адаптации у военнослужащих в ходе военной службы.

 

Оценка успешной адаптации военнослужащих срочной службы

В качестве оценка успешной адаптации военнослужащих срочной службы для подтверждения диагностированных признаков адаптационных затруднений применена беседа с командирами. Результаты беседы помогают составить примерный психологический портрет военнослужащего. Беседа включала примерные вопросы, такие как:

- знание функциональных обязанностей солдата или матроса

- руководствуется знаниями статей воинских уставов

- соблюдает правила ношения формы одежды

- усвоение первичного курса строевой подготовки

- уровень физической подготовки (куда входит упражнения на выносливость, силу и скорость)

В качестве основного метода изучения личного состава на период адаптации молодых солдат к условиям военной службы в повседневной включенности в жизнедеятельность подразделений применена методика наблюдения, позволяющая выявить возможные поведенческие или личностные проявления дезадаптации и подтвердить их наличие или отсутствие. К изучению военнослужащего методом наблюдения необходимо привлекать самые различные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.



Для повышения эффективности наблюдения рекомендуется создавать ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить. Например, ставить задачи, решение которых требует технических, организаторских, лидерских, эмоционально-волевых и других качеств.

Фрагмент карты наблюдения

  Изучаемый признак Степень выраженности
1 отсутствует 2 скорее отсутствует 3 трудно сказать 4 выражен 5 ярко выражен
Активное взаимодействие          
Конфликтность          
Соперничество          
Тревожность          
Импульсивность          
Инициативность          
Стрессоустойчивость          
Стремление к лидерству          
Дисциплинированность          
Исполнительность          

 

Так же использовался анализ документов: рассмотрение личного дела военнослужащего, заключение военно-врачебной комиссии о годности к военной службе. Анализируются документы личного дела (автобиография, карта профессионального психологического отбора, анкеты, характеристики), а также различные справки, заявления, отзывы, письма, фотографии и т.д. Их изучение позволяет выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление.

Для получения объективной оценки относительно адаптивности использовались такие критерии, как количество дисциплинарных поступков, пассивная жизненная позиция, отсутствие агрессивных тенденций, затруднения в общении, адекватная самооценка, неоднозначное отношение к военной службе, вплоть до негативизма.

Таким образом критериями оценки успешной адаптации военнослужащих срочной службы являются:

1. Показатели успешности выполнения военно-профессиональных задач. При беседе с командирами частей выделены такие показатели успешности: бдительного несения внутренней, караульной и гарнизонной служб, образцовое выполнение обязанностей по службе, высокая воинская дисциплина.

2. Количества дисциплинарных взысканий. При изучении личных дел военнослужащих особое внимание обращает на карту профессионального психологического отбора.

3. Характер взаимодействия с командирами, строгое и точное выполнение требований уставов и приказов.

4. Социально-психологические особенности отношения с сослуживцами. Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военно-функциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.

Особенности выборки

Исследование проводилось в воинской части, в батальоне связи радиоэлектроники, состоящей из 92 человек. На начальном этапе методом рандомизации было выбрано 41 человек, за которыми проводилось лонгитюдное исследование.

Первый этап проведения исследования проводился в момент прибытия военнослужащих на новое место службы после курса общей воинской подготовки.

Второй этап проведения исследования с военнослужащими начального периода проводился после 1 месяца службы.

Возрастной состав от 18 до 25 лет. Образование: среднее, средне-специальное, неполное высшее и полное высшее.

Описание коллектива и присвоение каждому испытуемому индивидуального номера экспериментальной подгруппы представлено в таблице № 1.

Таблица № 1

№ п.п. Возраст Пол Образование
1. М среднее
2. М среднее
3. М средне-специальное
4. М средне-специальное
5. М средне-специальное
6. М среднее
7. М среднее
8. М среднее
9. М средне- специальное
10. М средне- специальное
11. М среднее

 

12. М среднее
13. М среднее
14. М среднее
15. М среднее
16. М неполное- высшее
17. М неполное- высшее
18. М средне- специальное
19. М средне- специальное
20. М среднее
21. М среднее
22. М среднее
23. М неполное- высшее
24. М средне- специальное
25. М средне- специальное
26. М среднее
27. М среднее
28. М среднее
29. М среднее
30. М высшее
31. М высшее
32. М средне- специальное
33. М средне- специальное
34. М среднее
35. М среднее
36. М среднее
37. М неполное- высшее
38. М средне- специальное
39. М средне- специальное
40. М неполное- высшее
41. М средне- специальное

 

Репрезентативность выборки определялась тем, что:

1) Данный коллектив состоит из военнослужащих проходящих военную службу по призыву.

2) Из 92 человек данного подразделения мной было обследовано 41 человек, что позволяет получить общую картину в целом.

Руководствуясь результатами беседы и наблюдения, анализом документов военнослужащие разделились на две выборки, успешно адаптированные и не успешно адаптированные.

В первую группу успешно адаптированных вошли 20 человек испытуемых. Возрастной состав от 18 до 25 лет. Образование среднее, среднее-специальное и незаконченное высшее. После месяца службы у военнослужащих этой группы отмечаются: высокие показатели успешности выполнения военно-профессиональных задач, низкое количество дисциплинарных взысканий, положительный характер взаимодействия с командирами, готовность качественно и своевременно выполнять приказы; положительного отношения с сослуживцами, ориентация на сотрудничество и взаимопомощь.

Во вторую группу вошли 21 человек испытуемых, группа неуспешно адаптированных по таким показателям как низкие показатели успешности выполнения военно-профессиональных задач, высокое количество дисциплинарных взысканий, отрицательный характер взаимодействия с командирами, в частности частые пререкания, частые конфликтные отношения с сослуживцами. Возрастной состав от 18 до 25 лет. Образование среднее, среднее-специальное и незаконченное высшее.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.