Глава 2.Организация и методы исследования
Планирование исследования
Цель исследования: Выявить взаимосвязь адаптации военнослужащих срочной службы к военно-профессиональной деятельности от проводимой с ними организаторской и воспитательной работы, а также от имеющихся у них морально-психологических качеств.
Объект исследования:Военнослужащие, проходящие службу в начальный период.
Предмет исследования:Процесс адаптации военнослужащих в военно-профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования:Опираясь на концептуальную основу исследования, можно предположить, что успешность адаптации зависит от сочетания личных качеств.
Исходя из целей, гипотезы мы решали следующие задачи исследования:
Задачи эмпирического исследования:
1. На основе литературных источников, определить концептуальную основу исследования.
2. Выбрать и обосновать методы исследования адаптивности.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на определения структуры адаптивности.
4. На основе полученных данных разработать практические рекомендации по улучшению процесса адаптации военнослужащих.
Методы исследования:
1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»(МЛО-АМ)
2. Личностный опросник FPI (форма В)
Методы математической обработки: перевод в проценты, анализ средних величин, расчет U-критерия Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена.
Исследование проводилось поэтапно:
Первый этап: изучалась литература и руководящие документы по теме исследования, готовились опросные листы и инструментарий для тестирования испытуемых. Проведен теоретический анализ данной литературы по проблеме «адаптация военнослужащих срочной службы к военно-профессиональной деятельности»; уточнены теоретические основы с целью использования защищенных от неискренности испытуемого методов диагностики реального отношения к действительности. Определена последовательность изучения проблемы, задачи, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза.
Второй этап: проведение эмпирического исследования влияние личностных особенностей на адаптацию военнослужащих. Проведениеметодики в начальный период и после месяца службы, методики МЛО «Адаптивность» и опросника FPI.
Третий этап: анализ результата исследования. Количественная и качественная обработка полученных данных с помощью математико-статистических методов обработки результатов, таких как описательные статистики, коэффициент значимых различий критерия Мана-Уитни, проведение корреляционного анализа.
Четвертый этап: анализ результата исследования. Логическая интерпретация результатов, сформулированы выводы. Подготовлен ряд рекомендаций и практических советов практические рекомендации по организации воспитательной работы, в целях формирования правильного протекания процесса адаптации у военнослужащих в ходе военной службы.
Оценка успешной адаптации военнослужащих срочной службы
В качестве оценка успешной адаптации военнослужащих срочной службы для подтверждения диагностированных признаков адаптационных затруднений применена беседа с командирами. Результаты беседы помогают составить примерный психологический портрет военнослужащего. Беседа включала примерные вопросы, такие как:
- знание функциональных обязанностей солдата или матроса
- руководствуется знаниями статей воинских уставов
- соблюдает правила ношения формы одежды
- усвоение первичного курса строевой подготовки
- уровень физической подготовки (куда входит упражнения на выносливость, силу и скорость)
В качестве основного метода изучения личного состава на период адаптации молодых солдат к условиям военной службы в повседневной включенности в жизнедеятельность подразделений применена методика наблюдения, позволяющая выявить возможные поведенческие или личностные проявления дезадаптации и подтвердить их наличие или отсутствие. К изучению военнослужащего методом наблюдения необходимо привлекать самые различные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.
Для повышения эффективности наблюдения рекомендуется создавать ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить. Например, ставить задачи, решение которых требует технических, организаторских, лидерских, эмоционально-волевых и других качеств.
Фрагмент карты наблюдения
Изучаемый признак
| Степень выраженности
| 1 отсутствует
| 2 скорее отсутствует
| 3 трудно сказать
| 4 выражен
| 5 ярко выражен
| Активное взаимодействие
|
|
|
|
|
| Конфликтность
|
|
|
|
|
| Соперничество
|
|
|
|
|
| Тревожность
|
|
|
|
|
| Импульсивность
|
|
|
|
|
| Инициативность
|
|
|
|
|
| Стрессоустойчивость
|
|
|
|
|
| Стремление к лидерству
|
|
|
|
|
| Дисциплинированность
|
|
|
|
|
| Исполнительность
|
|
|
|
|
|
Так же использовался анализ документов: рассмотрение личного дела военнослужащего, заключение военно-врачебной комиссии о годности к военной службе. Анализируются документы личного дела (автобиография, карта профессионального психологического отбора, анкеты, характеристики), а также различные справки, заявления, отзывы, письма, фотографии и т.д. Их изучение позволяет выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление.
Для получения объективной оценки относительно адаптивности использовались такие критерии, как количество дисциплинарных поступков, пассивная жизненная позиция, отсутствие агрессивных тенденций, затруднения в общении, адекватная самооценка, неоднозначное отношение к военной службе, вплоть до негативизма.
Таким образом критериями оценки успешной адаптации военнослужащих срочной службы являются:
1. Показатели успешности выполнения военно-профессиональных задач. При беседе с командирами частей выделены такие показатели успешности: бдительного несения внутренней, караульной и гарнизонной служб, образцовое выполнение обязанностей по службе, высокая воинская дисциплина.
2. Количества дисциплинарных взысканий. При изучении личных дел военнослужащих особое внимание обращает на карту профессионального психологического отбора.
3. Характер взаимодействия с командирами, строгое и точное выполнение требований уставов и приказов.
4. Социально-психологические особенности отношения с сослуживцами. Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военно-функциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.
Особенности выборки
Исследование проводилось в воинской части, в батальоне связи радиоэлектроники, состоящей из 92 человек. На начальном этапе методом рандомизации было выбрано 41 человек, за которыми проводилось лонгитюдное исследование.
Первый этап проведения исследования проводился в момент прибытия военнослужащих на новое место службы после курса общей воинской подготовки.
Второй этап проведения исследования с военнослужащими начального периода проводился после 1 месяца службы.
Возрастной состав от 18 до 25 лет. Образование: среднее, средне-специальное, неполное высшее и полное высшее.
Описание коллектива и присвоение каждому испытуемому индивидуального номера экспериментальной подгруппы представлено в таблице № 1.
Таблица № 1
№ п.п.
| Возраст
| Пол
| Образование
| 1.
|
| М
| среднее
| 2.
|
| М
| среднее
| 3.
|
| М
| средне-специальное
| 4.
|
| М
| средне-специальное
| 5.
|
| М
| средне-специальное
| 6.
|
| М
| среднее
| 7.
|
| М
| среднее
| 8.
|
| М
| среднее
| 9.
|
| М
| средне- специальное
| 10.
|
| М
| средне- специальное
| 11.
|
| М
| среднее
|
12.
|
| М
| среднее
| 13.
|
| М
| среднее
| 14.
|
| М
| среднее
| 15.
|
| М
| среднее
| 16.
|
| М
| неполное- высшее
| 17.
|
| М
| неполное- высшее
| 18.
|
| М
| средне- специальное
| 19.
|
| М
| средне- специальное
| 20.
|
| М
| среднее
| 21.
|
| М
| среднее
| 22.
|
| М
| среднее
| 23.
|
| М
| неполное- высшее
| 24.
|
| М
| средне- специальное
| 25.
|
| М
| средне- специальное
| 26.
|
| М
| среднее
| 27.
|
| М
| среднее
| 28.
|
| М
| среднее
| 29.
|
| М
| среднее
| 30.
|
| М
| высшее
| 31.
|
| М
| высшее
| 32.
|
| М
| средне- специальное
| 33.
|
| М
| средне- специальное
| 34.
|
| М
| среднее
| 35.
|
| М
| среднее
| 36.
|
| М
| среднее
| 37.
|
| М
| неполное- высшее
| 38.
|
| М
| средне- специальное
| 39.
|
| М
| средне- специальное
| 40.
|
| М
| неполное- высшее
| 41.
|
| М
| средне- специальное
|
Репрезентативность выборки определялась тем, что:
1) Данный коллектив состоит из военнослужащих проходящих военную службу по призыву.
2) Из 92 человек данного подразделения мной было обследовано 41 человек, что позволяет получить общую картину в целом.
Руководствуясь результатами беседы и наблюдения, анализом документов военнослужащие разделились на две выборки, успешно адаптированные и не успешно адаптированные.
В первую группу успешно адаптированных вошли 20 человек испытуемых. Возрастной состав от 18 до 25 лет. Образование среднее, среднее-специальное и незаконченное высшее. После месяца службы у военнослужащих этой группы отмечаются: высокие показатели успешности выполнения военно-профессиональных задач, низкое количество дисциплинарных взысканий, положительный характер взаимодействия с командирами, готовность качественно и своевременно выполнять приказы; положительного отношения с сослуживцами, ориентация на сотрудничество и взаимопомощь.
Во вторую группу вошли 21 человек испытуемых, группа неуспешно адаптированных по таким показателям как низкие показатели успешности выполнения военно-профессиональных задач, высокое количество дисциплинарных взысканий, отрицательный характер взаимодействия с командирами, в частности частые пререкания, частые конфликтные отношения с сослуживцами. Возрастной состав от 18 до 25 лет. Образование среднее, среднее-специальное и незаконченное высшее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|