Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. Теоретические и методологические подходы к проблеме адаптации военнослужащих срочной службы в психологии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Взаимосвязь адаптации военнослужащих срочной службы с личностными особенностями»

Выполнил студент (ка)

________________________

гр.____________

Научный руководитель

степень, звание

ФИО

Допустить к защите:

Зав. кафедрой Дипломная работа защищена

канд. филологических наук, «______» ____________ 2015 г.

доцент Оценка ___________________

Ариас А.-М.

__________________________ Председатель ГАК

(подпись) доктор психологических наук,

Профессор Белов В.Г.

«____»_____________2015 г. ______________________(подпись)

Санкт-Петербург

Содержание

Введение_______________________________________________________4

Глава 1.Теоретико-методологические основы исследования адаптации военнослужащих срочной службы___________________________________7

1.1.Концепция адаптации к профессиональной деятельности________________7

1.2.Факторы, влияющие на адаптацию к профессиональной деятельности_____________________________________________________16

1.3.Психологические особенности военно-профессиональной деятельности военнослужащих срочной службы___________________________________21

1.4.Личностные особенности, как факторы адаптации военнослужащих срочной службы____________________________________________________________26

Глава 2.Организация и методы исследования___________________________34

2.1.Планирование исследования_____________________________________35

2.2.Оценка адаптации военнослужащих срочной службы________________36

2.3.Особенности выборки_________________________________________38

2.4.Выбор обоснования методов исследования__________________________42

2.5.Методы статистической обработки данных_________________________44

Глава 3.Результаты эмпирического исследования адаптации военнослужащих срочной службы__________________________________________________47

3.1.Динамика личностных особенностей военнослужащих проходящих срочную службу__________________________________________________47

3.2.Результаты сравнения личностных особенностей военнослужащих, различающихся по успешности адаптации____________________________50



3.3. Исследование взаимосвязей адаптационного потенциала и личностных качеств военнослужащих__________________________________________55

Выводы по третьей главе__________________________________________59

Рекомендации___________________________________________________61

Заключение______________________________________________________64

Список литературы______________________________________________66

Приложения____________________________________________________70

 

 


Введение

Актуальность исследования.Среда и условия воинской деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу. Проблема развития личности вооруженного защитника отечества на фоне довольно сложных социально-экономических преобразований и реформирования общества в целом, в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву, непосредственно к армейской среде.

Актуальным в этой связи становится определение психологического обеспечения адаптации молодого пополнения к армейской среде и условиям военной службы, что непосредственно влияет на успешность деятельности военнослужащих. Важно учитывать, во-первых, сопоставление индивидуальных особенностей с успешностью адаптации, во-вторых, выделять в структуре личности те составляющие, которые определяют стратегию адаптации, в-третьих, выявить механизмы и этапы динамики адаптации. [43, с. 181]

Одной из главных задач психолога является создание и поддержание в подразделении здоровой морально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной совместной деятельности, удовлетворенности совместной службой.Помимо этого, психолог обязан помочь военнослужащему разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений, нарушений статей уставов и дисциплинарных, и уголовно наказуемых поступков военнослужащих. Вопросами адаптации занимались Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян, А.Г. Маклаков. Социально-психологические аспекты адаптации рассматривали А.А. Налчаджян, Н.И. Сарджвеладзе, Ф.Б. Березин, О.И.Зотова и В.П. Каширина. Проблему адаптации военнослужащих в различное время рассматривали военные психологи Н.И. Феденко, Ж.Г.Сенокосов и др. Анализ научных публикаций по проблеме адаптации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на большой интерес к этой проблеме в психологической теории и практике, данный аспект не может быть отнесен к числу достаточно разработанных.

Анализ литературы показал, что вопрос адаптации учащихся разработан в современной научной литературе только для младшего школьного возраста. Данная проблема не изучена среди молодых людей, пришедших на военную службу. Поэтому проблема адаптации военнослужащих, нуждается в более глубоком изучении при переходе из привычной среды в новые условия, к новой социальной роли. В данной дипломной работе была предпринята попытка, обобщить весь существующий по данному вопросу теоретический материал, проанализировать зависимость уровня адаптации от личностных особенностей, сделать соответствующие выводы и практические рекомендации. При значительном количестве публикаций, посвященных социально-психологической адаптации личности, практически отсутствуют материалы исследований о влиянии личностного потенциала на эффективность процесса адаптации в воинской среде, не исследованы в полной мере специфика адаптации военнослужащих проходящих срочную службу. Исследование проблемы адаптации к условиям военной службы, несомненно, имеет практическую ценность, так как выявление зависимости между личностными характеристиками и уровнем адаптации, позволит командирам, их заместителям по воспитательной работе активно воздействовать на процесс адаптации и тем самым обеспечить крепкую воинскую дисциплину и сплоченность воинских коллективов.

Теоретико-методологической основой исследования является использование основных положений принципа детерминизма, принципа единства сознания и деятельности, и личностного подхода в рассмотрении процесса социальной адаптации. В качестве методологической основы выступали также положения теории адаптации, представленные в работах А.А. Налчаджян, В.И. Медведева, В.А. Якунина, а также теоретические и эмпирические исследования по проблеме адаптации Ф.Б. Березина, А.Р. Кудашева, А.Г. Маклакова, Д.В. Колесова и др.

Цель исследования: Выявить зависимость адаптации военнослужащих начального периода службы к военно-профессиональной деятельности от их личностных особенностей и на этой основе уточнить организаторскую и воспитательную работу.

Объект исследования:Военнослужащие срочной службы, проходящие службу в начальный период.

Предмет исследования:Личностные особенности и их связь спроцессом адаптации военнослужащих в военно-профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования:Опираясь на концептуальную основу исследования, можно предположить, что успешность адаптации зависит от сочетания личных качеств, таких как адаптационный потенциал, коммуникативные способности, моральная нормативность в комплексе с низкой степенью выраженности спонтанной агрессивности и раздражительности.

Задачи исследования:

1. На основе литературных источников, определить концептуальную основу исследования.

2. Выбрать и обосновать методы исследования адаптивности военнослужащих начального периода службы.

3. Провести эмпирическое исследование, направленное на определения структуры адаптивности.

4. На основе полученных данных разработать практические рекомендации по улучшению процесса адаптации военнослужащих начального периода службы.

Концептуальной основой исследования является теория адаптации, основанная на работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье.

Методы и методики исследования:Методами исследования являются наблюдение, беседа, анализ документов, психодиагностический метод, в частности, многоуровневый личностный опросник МЛО «Адаптивность» и опросник FPI.

База исследования: воинская часть ЛО, батальон связи радиоэлектроники.

Выборка исследования:военнослужащих начального периода службы (41чел.).

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами была предпринята попытка систематизировать научно-психологическую информацию, раскрывающую структуру понятия адаптивности военнослужащих начального периода службы.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны практические рекомендации по улучшению процесса адаптации военнослужащих начального периода службы.

Структура и объем исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, практических рекомендаций, выводов, заключения, библиографического списка литературы … и 4 приложений.


Глава 1. Теоретические и методологические подходы к проблеме адаптации военнослужащих срочной службы в психологии

1.1.Концепция адаптации к профессиональной деятельности

Прежде чем понять сущность адаптивности, необходимо рассмотреть более обобщенный феномен - адаптацию, которая и включает адаптивность.

В целом, профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду. Адаптивность как способность человека к адаптации связывается с согласованием целей и результатов профессиональной деятельности. Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. В рамках этого направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временную последовательность.

А.Б.Георгиевский, предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия». [15]

Ф.Б.Березин определяет психическую адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидуму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям. Ф.Б.Березин определяет следующие критерии оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности: [17]

1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность);

2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);

3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья

М.А.Дмитриева развивает и конкретизирует понятие психической адаптации, рассматривая проявление этого психологического феномена в профессиональной деятельности. Под психологической профессиональной адаптацией исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда».

М.А.Дмитриева в процессе адаптации человека к профессиональной деятельности выделяет ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. Результативный аспект адаптации используется как основной элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом.[14]

Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации. Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий.

Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют признакам стресса.

Аспект рассмотрения адаптации, связанный с формированием в ходе нее различных новообразований, в определенном смысле интегрирует два выделенных ранее подхода (процессуальный и результативный). Здесь объектом рассмотрения является совокупность психических свойств, которые сформировались (развились) в процессе адаптации и привели к тому или иному результату. При этом в состав новообразований включаются не только совокупность знаний, умений и навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением [15]. Выделение формируемых при адаптации новообразований человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) позволяет полнее рассмотреть адаптационный процесс в его развитии.

Новообразования человека-профессионала (включая его индивидный уровень, уровень личности, уровень субъекта деятельности и индивидуальности), выделяющиеся и формирующиеся внутри первых двух аспектов, затем надстраиваются и образуют собственное измерение профессиональной адаптации.

При рассмотрении профессиональной адаптации также следует выделять три взаимосвязанные аспекта:

а) адаптация как процесс приспособления специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды, характеризующийся своими пространственно-временными механизмами;

б) как результат этого процесса, характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека;

в) как источник новообразований, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала.

От соответствия этих трех компонентов зависит характер поведения специалиста, степень эффективности его взаимодействия в системе «человек – профсреда», психологические состояния человека в труде и др. [9]

Обычно исследователи при рассмотрении профессиональной (или социально-профессиональной, подчеркивая при этом роль социального взаимодействия) адаптации выделяют два типа адаптационного процесса, характеризующихся, соответственно:

1) преобладанием пассивного, конформного принятия ценностных ориентаций;

2) с преобладанием активного воздействия человека на профессионально-социальную среду.

Л.М.Митина выделила две стратегии профессиональной адаптации

[48].

- модель профессионального функционирования (адаптивное поведение). Здесь у человека доминирует пассивная тенденция, проявляющаяся в приспособлении, а отчасти, и в подчинении профессиональной деятельности внешним обстоятельствам. При адаптивном поведении в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде предписанных требований, правил, норм. В деятельности специалист, как правило, руководствуется постулатом экономии собственных энергетических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных и др.). При этом он пользуется, в основном, наработанными ранее алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенных в штампы, шаблоны, стереотипы

- модель профессионального развития (творчество, личностный и профессиональный рост). Здесь доминирует активная тенденция, проявляющаяся в стремлении к профессиональному самовыражению, самореализации. При поведении профессионального саморазвития человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневности, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, конструирующим свое настоящее и будущее, что позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов, возможность «приподнять потолки». [8]

Таким образом, вторая модель адаптации, ориентирована на активное использование и развитие имеющегося у человека индивидуального ресурса.

А.А.Реан критерием различного типа адаптационного процесса предлагает считать вектор активности, его направленность.[41]. Направленность вектора активности «наружу». Процесс адаптации характеризуется активным воздействием человека на профессиональную среду, ее освоение и приспособление к себе.

Направленности вектора активности «внутрь». Процесс адаптации связан с активным изменением человеком себя, с коррекцией собственных установок и привычных поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде. И, как отмечает А.А.Реан, еще неизвестно, что с энергетической и эмоциональной точки зрения дается легче: изменение среды или изменение себя. Ибо конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей профессиональной (да и социальной) среды без включения активного процесса самоизменения, самокоррекции и саморазвития – это всегда не адаптация, а дезадаптация. [41]

Это практически всегда (только лишь в различной степени выраженности) переживание человеком психологического дискомфорта, неудовлетворенности, ощущение собственной малости и, возможно, неполноценности. Истинная адаптация – это всегда активный процесс: будь то активное изменение профессиональной среды или активное изменение себя. Причем, это активное изменение себя, оставаясь процессом профессиональной адаптации (приспособления), может объективно протекать как процесс развития человека-профессионала, развития его профессионализма. Это наглядно можно представить на примере вхождения молодого специалиста в новую для него профессиональную среду со сложившимися профессиональными традициями и стилем совместной деятельности.

На этапе вхождения человека в новый для него коллектив, в организацию с установившимися правилами, традициями должна преобладать стратегия адаптивного поведения. Эта стратегия позволяет человеку конструктивно войти в технологический процесс, характеризующийся своими нормативами, освоить необходимые алгоритмы труда, определяемые внутренними правилами и распорядками, вписаться в сложившиеся информационные потоки, в систему деловых и межличностных отношений членов коллектива.

При адаптивном поведении человек проходит процесс профессиональной социализации, связанный с «присвоением» накопленного социального и личностного опыта в коллективе.[14]

В случае неприемлемости для человека по каким-либо причинам двух рассмотренных вариантов, адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном и профессиональном пространстве новой профессиональной среды, для которой адаптивный потенциал данного человека является достаточным. Последнее обстоятельство является принципиально важным, так как каждый человек обладает своим индивидуальным ресурсом профессионального развития, который может обеспечивать адаптацию и развитие его профессионализма в одних условиях, но не может обеспечить его адаптацию в других условиях.

Профессиональное развитие человека не ограничивается (и принципиально не может быть ограничено) развитием внутри одной, изначально выбранной профессии. По ряду причин человек может почувствовать ограничения в своем профессиональном развитии в рамках данной профессии. Отсюда следует, что сознательный уход из профессии целесообразно рассматривать как результат осознания кризисной ситуации, невозможность самореализации в профессии, необходимость изменения личностной и профессиональной перспективы. При этом невозможность самореализации затрагивает глубинные отношения личности.

Таким образом, сознательный уход из профессии рассматривается как форма преодоления профессионального кризиса. В процессе профессиональной адаптации, протекающей по третьему типу, человек выходит на осознанный выбор новой для него профессиональной деятельности. И тогда можно говорить о его дальнейшем профессиональном развитии.

В.М. Клещевская предлагает определять профессиональное развитие как любое закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние содержания и структуры деятельности. При этом показателями становления профессионала могут выступать изменения компонентов в психологической структуре деятельности. [25]. А.А.Реан выделяет еще один тип адаптационного процесса, названный им вероятностно-комбинированным, который является, по мнению автора, наиболее распространенным и эффективным с точки зрения адаптации. Вероятностно-комбинированный тип адаптации основан на использовании всех трех вышеприведенных «чистых» типов адаптации. Выбор того или иного варианта осуществляется в результате оценки человеком вероятности успешности адаптации при различных типах адаптационной стратегии (вектор активности «внутрь» или «наружу»). [41]

При выборе стратегии профессиональной адаптации человек оценивает:

а) требования, предъявляемые к нему со стороны профессиональной среды;

б) собственный индивидуальный ресурс профессионального развития в плане возможности изменения профессиональной среды или изменения себя как профессионала;

в) цену усилий (физические и психологические затраты) при выборе стратегии изменения профессиональной среды или самокоррекции себя как профессионала.

Оценка всех этих параметров в большинстве случаев происходит на неосознаваемом, интуитивном уровне.

М.А.Дмитриева выделяет три основных аспекта профессиональной адаптации [14]:1) психофизиологический аспект – адаптация индивида к физическим условиям профессиональной среды; 2) собственно профессиональный аспект – адаптация субъекта деятельности к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации; 3) социально-психологический аспект – адаптация личности к социальным компонентам профессиональной среды. Важным аспектом профессиональной адаптации является принятие человеком профессиональной роли. При этом эффективность профессиональной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает свою профессиональную роль, а также свои профессиональные связи и отношения.

Оптимальное взаимоотношение между человеком-деятелем и профессиональной средой, достигаемое в процессе профессиональной адаптации, не представляет собой статического, раз и навсегда установившегося состояния. Изменение профессиональной среды, связанное, например, с внедрением современной технологии, с приходом нового руководителя, с приобретением иной профессии или должности, с переходом в другой цех или на другое предприятие, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека, приводят к необходимости активизации процесса адаптации. Если рассогласования в системе невелики и не требуют больших усилий для их устранения, то можно говорить о ситуативной адаптации, время от времени неизбежно возникающей в процессе любой профессиональной деятельности. Если ситуация связана с коренным изменением профессиональной среды, переходом из одной профессиональной деятельности в другую, то речь идет о вторичной профессиональной адаптации человека. Изменчивость – характерная особенность современного мира. Те технологические и социальные изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы и недели, и это оказывает влияние на большинство людей.

В современных условиях постоянно изменяются средства деятельности, профессиональные задачи, возникает необходимость приобретения новых знаний и умений. Поэтому процесс профессионализации следует рассматривать неотрывно от процессов непрерывной трудовой и профессиональной адаптации. В качестве индикатора профессиональной адаптации выступает эффективность выполняемой человеком деятельности.

Адаптация связана с изменением образов. Обобщенный образ формируется в течение всей жизни человека. [2] Соответственно, в течение всей профессиональной жизни происходит трудовая и профессиональная адаптация. Необходимым условием достижения и сохранения профессиональной успешности в системе «человек – профсреда» является способность человека гибко изменять свою систему профессиональных образов в соответствии с изменением ситуации. [26]

Реализация профессиональных способностей (актуальных, включенных в структуру выполняемой деятельности, и потенциальных, которые пока не включены в нее возможна лишь в том случае, если носитель этих способностей адаптируется, т.е. «вписывается» в производственную и социально-экономическую реальность. Именно такая адаптация обеспечивает надежность профессиональной деятельности специалиста, его профессиональную устойчивость.[43]

Основываясь на приведенных выше теоретических предпосылках, введем следующее рабочее определение. Вторичной профессиональной адаптацией будем называть процесс (и результат) формирования такого новообразования, в качестве которого выступает уникальная интериоризированная модель профессии и модель деятельности в рамках новой профессии, которая может обеспечивать равновесие между требованиями профессиональной среды и особенностями конкретного человека. Многие исследователи используют обозначение эффективности адаптации как синоним успешности адаптации. Но если понятие «эффективность труда» является сложившимся, то понятие «эффективность адаптации» пока не является таковым.

Традиционно эффективность труда рассматривается как соотношение полученного эффекта (пользы) и затрат, необходимых для получения данного эффекта. В зависимости от того, какой аспект профессиональной адаптации является предметом рассмотрения, оценка его эффективности будет различной. В любом случае эффективность адаптации (как формы соответствующей психической активности, психической деятельности) определяется соотношением полезного эффекта к затратной стороне.

Таким образом, можно рассматривать эффективность профессиональной психологической адаптации как отношение успешности деятельности (или, в субъективном ее выражении, удовлетворенности деятельностью и профессиональной средой, условиями труда и т.д, к психологическим и психофизиологическим затратам («цене» деятельности).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.