Сделай Сам Свою Работу на 5

Личностные особенности, как факторы успешной адаптации военнослужащих срочной службы





Экспериментальные психологические исследования позволили выявить личностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности. А. Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом. Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких условиях военнослужащий может успешно выполнять свои профессиональные обязанности. [28]

Теоретической основой концепции личностного адаптационного потенциала является представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления к условиям физической и социальной среды, затрагивающем все уровни функционирования человеческого организма и психики. Эффективность адаптации зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи, насколько адекватно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срыву профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. [28]



Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и многого другого. Однако можно выделить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности. К числу таких характеристик относятся уровень нервно-психической устойчивости, особенности самооценки личности, ощущение своей значимости (референтности) для окружающих, уровень конфликтности, наличие опыта построения контактов с людьми, ориентация на моральные нормы общества, степень принятия групповых норм воинского коллектива.



Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непосредственно связано с процессом адаптации. Нервно-психическая устойчивость — чрезвычайно широкое понятие. Оно отражает наличие предпатологических состояний с латентной (невыраженной), легкой патологией психической деятельности, неоднородных как по симптоматике, так и по динамике. Лица с признаками нервно-психической неустойчивости отличаются пониженной приспособляемостью и работоспособностью, склонностью к нервно-психическим срывам и нарушению социальных норм поведения. Для них характерна повышенная эмоциональность, эмотивная и когнитивная неустойчивость, импульсивность, высокий уровень тревожности. Как правило, военнослужащие данной группы обладают признаками акцентуаций личности, психопатий и различных пограничных нервно-психиче­ских расстройств.

Не менее важную роль в обеспечении успешности адаптации играет самооценка личности. Как известно, самооценка является ядром системы саморегуляции человека и от нее во многом зависит качество функционирования основных психических процессов. Низкие самооценки свидетельствуют о негативном психическом состоянии. Лица с низкими самооценками тревожны, неустойчивы, апатичны, обладают повышенной утомляемостью, часто теряют интерес к жизни, не видят жизненных перспектив и часто совершают суицидные действия. Напротив, высокие, адекватные самооценки свидетельствуют о психическом здоровье. [28]



Для успешной адаптации конкретного военнослужащего также весьма значимо то, как к нему относятся окружающие. Положительное отношение окружающих способствует адаптации, а отрицательное, напротив, затрудняет протекание адаптационных процессов. На субъективном уровне это проявляется в виде ощущения поддержки со стороны окружающих (социальная поддержка) или ощущения своей значимости для других (референтности). Ощущение своей значимости и одобрения со стороны социума может стимулировать активность и выступать в качестве компенсации некоторых негативных характеристик (например, компенсировать проявление эмоционально-волевой лабильности, благоприятно влиять на повышение уровня самооценок и др.), что увеличивает вероятность успешной адаптации в новых условиях, а отсутствие такой информации или ощущение своей ненужности, напротив, приводит к осложнению процесса адаптации, усиливает проявление негативных характеристик, в том числе и нервно-психической неустойчивости.

Следующей характеристикой, определяющей процесс адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности, являются коммуникативные качества личности. Поскольку человек практически всегда находится в окружении других людей, успешность его деятельности сопряжена с умением построить отношения. Коммуникативные возможности (или умение достичь контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются опытом и потребностью в общении, а также психологическими особенностями. Не меньшее значение во взаимоотношении людей играет и принцип построения контактов. Данный принцип отражает отношение личности к другим людям: одни противопоставляют себя окружающим, другие, напротив, относительно конформны; одни агрессивны, а другие дружелюбны. Человек агрессивный, отличающийся враждебностью и эгоистичностью, как правило, характеризуется повышенной конфликтностью, что в определенной степени затрудняет процесс адаптации, а человек дружелюбный, как правило, быстрее находит взаимопонимание, быстрее начинает ориентироваться в новой ситуации и тем самым быстрее адаптируется. [10]

Не менее важной стороной процесса адаптации является социализация, которая отражает способность адекватно воспринимать предлагаемую социальную роль. Не секрет, что после призыва в ряды Вооруженных сил или поступления на военную службу по контракту социальная роль индивида существенно меняется. Он становится вооруженным защитником Отечества, что налагает на него не только определенные обязанности, но и требует исполнения конкретной социальной роли. В рамках концепции личностного адаптационного потенциала проблема социализации рассматривается в двух аспектах: адекватность восприятия морально-нравственных норм и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Следует пояснить, что большинство трудовых, воинских, творческих и других коллективов являются положительными образованиями, т.е. создаются на принципах общечеловеческой морали, на основе общепринятых норм поведения. Поэтому для успешной адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности очень важен характер отношений к общепринятым социальным нормам. При этом практическая деятельность человека связана с соблюдением не только социально значимых норм поведения, но и требований непосредственного социального окружения. Поэтому другая группа вопросов отражает отношение военнослужащего к тем ограничениям, которые предлагаемая ему социальная роль налагает на проявление его желаний. [18]

Таким образом, адаптационные способности личности имеют большое значение для успеха профессиональной деятельности. Именно они обусловливают тот факт, что в одних и тех же условиях разные люди обладают различными функциональными состояниями. Рассмотрим понятие функционального состояния более подробно.

Единой классификации функциональных состояний в настоящее время не существует. Разные авторы выдвигают различные критерии оценки функциональных состояний, которые могут быть основополагающими для построения их классификации. Так, В.И. Медведев и А.Б. Леонова в качестве таких критериев предлагают использовать понятия надежности и цены деятельности. Первое понятие характеризует способность человека выполнять деятельность на заданном уровне, второе — степень истощения сил как плату за выполнение данной деятельности. Следует также отметить, что данные категории взаимосвязаны и формируют понятие работоспособности, которое означает способность человека более или менее длительно и продуктивно выполнять конкретную деятельность. [24]

Существуют и другие критерии классификации функциональных состояний, но наибольшее распространение получила классификация, рассматривающая несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, органов и систем. Это, прежде всего релаксация — состояние успокоения, расслабления и восстановления. Для данного состояния характерна высокая программируемость (подверженность самовнушению) и устойчивость. Оно необходимо для перехода ко сну и обеспечивает быстрое восстановление физических и психических ресурсов человека. Следующее состояние — оптимальное рабочее состояние. В этом состоянии человек действует наиболее эффективно, так как это состояние обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. Это состояние часто называют состоянием комфорта. По своей сути это состояние противоречиво. С одной стороны, оно способствует самоактуализации, но с другой — при дальнейшем развитии закономерно переходит в утомление.

Стресс — еще один вид функционального состояния, характеризующийся повышенной физиологической и психической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности, снижение эффективности функционирования органов и систем, истощение энергетических ресурсов.[19]

 

Выводы по первой главе.

Обобщая результаты теоретического исследования, приходим к выводам:

1. Концептуальной основой исследования являются концепции следующих авторов: концепция личностного адаптационного потенциала (ЛАП), предложенная Маклаковым А.Г., представляет описание организованной компонентной структуры адаптивности. Автор указывает, что адаптационные возможности личности определяются через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. К данным характеристикам следует отнести: уровень нервно-психической устойчивости, самооценки личности, уровень социальной поддержки (ощущение значимости для окружающих), уровень конфликтности, наличие опыта общения, степень ориентации на общепринятые нормы поведения и требования коллектива. Чем выше показатели перечисленных характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться. Указанные психологические особенности личности взаимосвязаны между собой и составляют интегральную характеристику – личностный адаптационный потенциал. М.А.Дмитриева, считает, что психологическая профессиональная адаптация - это процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда». Авторская концепции психической адаптации В.М. Воробьева, «адаптивность» рассматривается как интегральное свойство личности. [14]

2. На успешность адаптации влияют следующие факторы: организационный; социально-психологический; профессиональный, личностный. Организационный фактор характеризуется пониманием и принятием нового сотрудника своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления.

Социально-психологическая адаптация сотрудника - это принятие новых норм взаимоотношений, поведения в данной организации, приспособление к новому социуму.

3. К психологическим особенностям военно-профессиональной деятельности военнослужащих срочной службы, влияющих на их адаптацию, относятся такие как чрезмерные физические нагрузки, сложности и ответственность в выполнении боевых задач; жесткий режим труда и отдыха, ограничение личной свободы, особенности межличностного общения и коммуникации, ограничения времени сна, ограничения в разнообразии, количестве и качестве пищи, неограниченное пребывание в неблагоприятных климатических условиях, строгое соблюдение воинской дисциплины.

4. Как следует из литературных данных к личностным особенностям военнослужащих, связанных с успешность их адаптации к воинской службе относятся: адаптационный потенциал, коммуникативные способности, моральная нормативность в комплексе с низкой степенью выраженности спонтанной агрессивности и раздражительности.

Эффективность адаптации зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи, насколько адекватно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.