|
Психологические особенности военно-профессиональной деятельности военнослужащих срочной службы
Процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма и поддержание сбалансированности в системе «организм – среда», но и процесс поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум – социальная среда».
Молодой человек, призванный для прохождения действительной воинской службы, прежде всего вынужден отказаться от привычных стереотипов поведения. Это связано с особенностями прохождения военной службы. Например, осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека — командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дня и т.п.).[51]
Другой особенностью деятельности военнослужащих является постоянная готовность выполнить свое профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определенное психологическое напряжение. Военно-профессиональная деятельность в мирное время — это деятельность, связанная с подготовкой к участию в боевых действиях. Она предполагает изучение боевой техники, овладение приемами ведения современного боя, формирование готовности применить полученные знания в бою.
Также следует отметить, что психологическое напряжение обусловлено и отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей и т.п.), адаптацией к новому коллективу, ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». Следует подчеркнуть, что с призывом на военную службу у молодого человека происходит изменение режима дня и системы питания, увеличиваются физические нагрузки, что в целом обусловливает перестройку энергетических и обменных процессов.
Военнослужащие срочной службы проходящие военную службу в общевойсковых подразделениях все больше ориентируются на четко выраженную прагматическую направленность службы в армии, пытаются внедрить «предпринимательский дух» в армейскую среду. Военнослужащие конформного типа характера в силу неудовлетворенности службой свою главную цель видят в уходе от трудностей путем симуляции различных болезней, употребления спиртных напитков, наркотиков, чтения эротической литературы, суицидального поведения и т.п. [51]
Целевые установки большинства воинов срочной службы направлены «на себя», а не «на коллектив» или «профессиональную деятельность». Под воздействием социогенных факторов происходят изменения и в основных психологических свойствах личности военнослужащего срочной службы. Открытость, дружелюбие, коллективизм очень часто уступают индивидуализму, грубости, жестокости. Встречаются военнослужащие, которые, претендуя на роль неформального лидера, подталкивают других на нарушение порядка и дисциплины. Возникает противоречие между первичными формами поведения и требованиями устава. На данном этапе, по нашему мнению, возрастает роль волевой регуляции, умение сдерживать эмоции, контролировать свои действия.
Многое зависит от качеств личности молодого солдата, преодолевающего трудности адаптационного периода, от его характера, темперамента, направленности личности. Большое значение в процессе социально-психологической адаптации имеет направленность ценностных ориентаций молодого солдата. Если молодой солдат еще до службы в армии ставил не узкокорыстные цели, активно участвовал в общественной жизни учебного или производственного коллектива, сознавал необходимость военной службы и проявлял к ней интерес, то такой солдат быстро адаптируется к воинскому коллективу в течение первых двух или трех месяцев. [30]
Слабое развитие или отсутствие положительных качеств, наличие отрицательных черт характера, привычек поведения у некоторой части призывной молодежи значительно снижают адаптивную способность личности, тормозят процесс социально-психологической адаптации молодого солдата с подобными характеристиками. Таким людям трудно приходится в воинских коллективах. Они вынуждены приспосабливаться к непривычным для них требованиям, которые предъявляют не только командиры, но и большинство членов воинского коллектива. В этом случае возможны также варианты адаптивного поведения лиц с негативной направленностью, как конформизм, т.е. внешнее согласие с требованиями и нормами воинского коллектива при внутреннем неприятии их, или открытый конфликт с командирами и коллективом, сопровождающийся поиском «сторонников» - тех солдат, которые могли бы поддержать, одобрить недисциплинированное поведение[30].
Если воинский коллектив слабый, большинство членов коллектива пассивны в решении служебных и общественных задач, командиры не знают истинного положения дел, то можно увидеть и иную картину «адаптации» молодых солдат. Военнослужащие более старшего периода службы пытаются создать себе комфортные условия службы, заставляя молодых солдат выполнять свои прихоти, перекладывая на них часть своих обязанностей. Отдельные молодые воины, особенно те, у кого преобладает отрицательное отношение к службе, пытаются, в свою очередь, завоевать хорошее отношение старослужащих, беспрекословно выполняя все их требования, всячески заискивая перед ними, рассчитывая на снисхождение и защиту в начальный период службы, а впоследствии - на возможность подобного же поведения и «льготы» под конец службы.
Основная тяжесть психологического давления падает тогда на молодых солдат с положительной направленностью, не желающих мириться с несправедливым положением, а также на тех слабых как в физическом так и в моральном отношении молодых солдат, которые не способные постоять за себя. Такая ситуация чревата серьезными конфликтами, если вовремя не принять самые решительные меры по наведению уставного порядка. Спецификой социально-психологической адаптации является то, что она пронизывает все сферы, которые мы рассматривали выше, выступает как бы «срезом» боевой, учебно-боевой, общественной и бытовой адаптации, отражает адаптацию новичков в сфере обучения. Поэтому основными видами социально-психологической адаптации молодых солдат к воинской службе можно назвать: адаптацию к взаимоотношениям с командирами и начальниками; адаптацию к межличностным отношениям с равными по служебному положению в сфере быта, личным отношениям. [29]
Существует фактор экстремальности, он определяется не деятельностью, связанной с риском для жизни и здоровья (боевые действия, ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий и т. п.), а измененными, непривычными условиями жизнедеятельности. Военная служба в современных условиях сопровождается психоэмоциональным напряжением и высокими уровнями тревожности среди военнослужащих.
Главными причинами этого являются: возможность попасть в Чеченскую республику для участия в антитеррористической операции; переход людей от свободного времяпровождения на регламентированную уставами военную службу; расставание с привычной социальной средой; отказ от привычек иметь свободное время, приобретенных ранее; боязнь и неприязнь воинской службы из-за страха неуставных взаимоотношений; тоска по дому. [29]
Этапы психической адаптации и дезадаптации в экстремальных условиях, в частности в условиях военной службы по призыву в общевойсковых подразделениях подразделяются на:
1. подготовительный;
2. стартового психического напряжения;
3. острых психических реакций входа (первичная дезадаптация);
4. психической;
5. переадаптации;
6. неустойчивой психической деятельности;
7. глубоких психических изменений (устойчивая дезадаптация);
8. реадаптация;
9. острых психических реакций выхода (вторичная дезадаптация);
10. завершенного психического напряжения.[24]
Уровень адаптированности военнослужащего непосредственно влияет на эффективность его профессиональной деятельности. Адаптация выступает как особый вид социального поведения и деятельности человека и включает: усвоение военнослужащим норм, ценностей и условий новой служебной среды; его непосредственное включение в сложившееся в воинском коллективе взаимоотношения овладение и использование и приемов поведения и действий; освоение должностных обязанностей.
Приспосабливаясь к условиям воинской службы, военнослужащий утверждается как личность, завоевывает определенный статус, интегрируется в воинский коллектив и становится его полноправным членом. Важным результатом адаптации является установлению равновесия между личностью военнослужащего и служебной средой. Тем самым обеспечивается целость и сбалансированность в данной социальной среде, успешная включенность человека в воинскую деятельность, психологическое состояние, определяющее адекватное поведение, внутренний психологический комфорт.
Основными сферами деятельности молодого пополнения различных субкультур являются: служебная, общественная и бытовая. Исходя из содержания деятельности молодого пополнения различных субкультур, можно выделить следующие виды социально-педагогической адаптации: служебно-функциональная адаптация - овладение молодыми воинами специальностью, усвоение функциональных обязанностей по занимаемой должности, приобретение умений и навыков служебной деятельности; общественная адаптация - процесс включения молодого пополнения различных субкультур в общественную жизнь воинского коллектива, выработки у них новых ценностных ориентаций, установок по отношению к общественной деятельности; бытовая адаптация – привыкание к режиму, выработка привычек к исполнению требований воинской дисциплины и др. [31]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|