Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 12. Методика проведения внеклассных и внешкольных мероприятий по экологии.





Запросы школьников, увлекающихся экологией, значительно шире учебной работы. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная экологическая работа.

Внеклассные занятия – форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы.

В процессе таких занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, углубляют знания о природе, развивают интерес к происходящему в окружающей среде, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение, экологическое сознание.

Содержание внеклассных занятий во многом определяется интересами учащихся. Хорошо организованная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение, т.к., не стесненная определенными рамками уроков, имеет возможности для обсуждения разных открытий в экологии, для наблюдений и постановки опытов дифференцированных по сложности и продолжительности. В результате этой работы у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности, остаются сильные эмоциональные впечатления.



Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений. При этом необходимо ориентировать школьников на четкое оформление хода наблюдений и их результатов.

Массовая практика обучения показывает, что внеклассные занятия при их правильной организации способствуют лучшему выполнению обязательных учебных заданий, что подтверждается психологическими особенностями развития школьников (К.Д. Ушинский: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и однородностью»). В этой связи, необходимо предостеречь учителя от превращения внеклассной работы в своеобразные дополнительные уроки экологии. Поэтому внеклассная работа должна быть разнообразной, разносторонней и не дублировать учебную работу в школе.



Значительное место во внеклассной работе отводится труду: изготовление коллекций, гербария, поделок из природного материала, ремонт оборудования уголка живой природы, работа на учебно-опытном участке, заготовки для зимней подкормки птиц, почвы для пересадки комнатных растений, посадка деревьев и кустарников у школы, и в городском парке, обслуживание экологической тропы и др.

Внеклассные занятия также способствуют выбору будущей профессии, оказывают непосредственное влияние на профильную направленность обучения в школе.

Виды внеклассных занятий позволяют направлять учащихся от индивидуальной деятельности к групповой, это особенно важно, т.к. решение многих проблем в науке носит комплексный характер.

Особенно большое значение имеют комплексные исследования учащихся в решении экологических проблем (общих и региональных). Например, изучение экологической обстановки на территории микрорайона, прилегающей к школе. Одна группа школьников изучает видовой состав флоры и ее состояние. Другая оценивает видовой состав фауны и ее состояние. Третья группа проводит исследования по оценке воздушной среды. Четвертая устанавливает степень антропогенной нагрузки на скверы, находящиеся в близи школы и т.д. Завершается работа составлением характеристики экологического состояния территории в целом. Очень важно, чтобы с работой ознакомились все учащиеся. Учитель продумывает организацию отчета учащихся в творческой форме.



Внеклассные занятия можно классифицировать по разным признакам (основаниям):

1) По реализации занятий во временных рамках – эпизодические и постоянно действующие;

2) По содержанию – внеклассные занятия по экологии атмосферы, гидросферы, животных, растений, человека, техносферы и т.д.;

3) С учетом количества участников – индивидуальные, групповые и массовые.

 

Многообразие внеклассных занятий

 

Форма организации занятий Вид занятия
Групповые занятия Кружковая работа Экспедиции Походы в природу Факультативы
Массовые занятия Лекции Просмотр кинофильмов Участие в олимпиадах Экскурсии и походы в природу Научные вечера, конференции Выставка работ учащихся Общешкольные компании: «Неделя экологии», «День защиты животных», «Неделя леса», «День биологического разнообразия», «Земля – наш дом» и др. Издание журналов, стенгазет, альбомов
Индивидуальные занятия Научные исследования и опыты по теме Подготовка к олимпиадам Внеклассное чтение Исследовательская работа в природе, в уголке живой природы

 

Организация внеклассных занятий в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.

План проведения семинарских (практических) занятий

N Тема семинарских занятий Литература
1. Становление и развитие экологической направленности в обучении и воспитании в дореволюционный и в послереволюционный период: - вклад академика В. И. Зуева в развитие экологии; - методическое содержание трудов В.И.Даля, А.Н.Бекетова, А. Любена, А.Я.Герда, К.Ф. Рулье. - значение работ Ф.Юнге, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцова. - формы внеучебной работы по реализации экологического образования и воспитания. - введение экологического материала и поиск новых методов обучения естественным дисциплинам в послереволюционный период - советская школа. Разработка исследовательского подхода к образованию. Работа школ по охране природы. Развитие юннатского движения. 1-18, 22, 24
2. Современный этап развития школьного экологического образования и воспитания: - разработка теоретических вопросов; - обоснование понятия «экологическое образование» (И.Д. Зверев), - цели, задачи и принципы экологического образования (А.Н. Захлебный), - мотивы бережного отношения к природе (Б.Т. Иоганзен и Ц. А. Рыков), - экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе (И.Т. Суравегина) - факторы формирования бережного отношения школьников к природе (А. П. Сидельковский), - значение трудов С.Н.Глазачева, А.В.Миронова, Е.С. Сластениной в подготовке будущих учителей к экологическому образованию и воспитанию школьников, - Экологизация школьных предметов (Т.В.Кучер, И.С. Матрусова и других). 1-18,19, 25
3. Система экологического образования и воспитания за рубежом. - А. Морони о междисциплинарном и межпредметном подходе к обучению. - В. Стейн о ведущих принципах экологического образования: непрерывность, междисциплинарность, активность, участие в планировании, оценка экологической ситуации, эмоциональное восприятие окружающей среды, применение знаний на практике. - непрерывность экологического образования и воспитания, - опыт работы зарубежных школ. 1-18, 20, 27
4. Сравнительный анализ образовательных программ по курсу «Экология»: - типы и структура образовательных программ; - критерии анализа и оценки авторских образовательных программ; - анализ программы по курсу «Экология» 9 (10-11) класс авторы Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов; - анализ программы по курсу «Общая экология» 9 класс авторы Н.М. Мемедов, И.Т. Суравегина; - анализ программы по курсу «Экология» 9 (10-11) класс авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник; - анализ программы по курсу «Экология России» 9 класс авторы Б.М. Миркин, В.Н. Кузнецов.
5. Формы учебных занятий по экологии: - формы организации обучения на уроках фронтальная, индивидуальная, групповая; - учебные экскурсии по экологии; - домашние работы, их значение; - внеурочные работы: в уголке живой природы, в природе по заданиям на лето; - трудовые экологические лагеря, экологические учебные тропы. 9, 11, 12, 17
6. Урок – основная форма учебной работы: - типы уроков по основной дидактической цели: комбинированный, изучения нового мате риала, проверки знаний и умений, обобщения изученного материала; - структура урока: учет целей, содержания и особенностей усвоения и применения знаний. Выявление смысловых блоков в изучаемом материале. Постановка задач к каждому из них. - план-конспект урока, - современные требования к уроку. - проблемные и непроблемные уроки. 1, 9, 12, 17
7. Методы продуктивного обучения в курсе «Экология»: - классификация методов; - характеристика когнитивных методов обучения; - анализ креативных методов обучения; - методы организации учения; - метод мозгового штурма; - метод проектов. 1, 11, 15
8. Разработка творческого урока: - характеристика открытых заданий; - типы творческого урока; - планирование творческого урока. 14, 15, 17
9. Планирование учебной работы: - этапы и особенности тематического планирования; - специфика поурочного планирования. 11, 13, 17
10. Учебник экологии как средство обучения: - функции учебника; - структурные компоненты: информативная, репродуктивная, эмоционально-ценностная; - текстовые и внетекстовые компоненты учебника; - виды и приемы работы учащихся с учебником. 2, 4, 6, 7, 8, 16
11. Диагностика и контроль знаний учащихся по экологии: - параметры образовательной диагностики; - функции оценки; - виды контроля и их характеристика. 1, 11, 12, 17
12. Организация и проведение внеурочных и внеклассных мероприятий по экологии: - организация и проведение экскурсий в природу; - организация и проведение экологических олимпиад. 19-28

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.