Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 4. Дидактические основы процесса обучения.





Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Институт естествознания

Кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности

 

УТВЕРЖДАЮ:

_______________

Заведующий кафедрой

экологии и БЖД

Емельянов А.В.

«___»________200__г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Методика преподавания экологии»

Специальность: 20801-Экология

Направление: 01 - специалист

Тамбов 2009

Составитель(и): доцент Немкова И.Н.

Программа курса по дисциплине Методика преподавания экологии соответствует государственному и внутриуниверситетскому стандартам по специальности 20801 – Экология и содержит необходимые сведения для изучения курса.

 

Программа утверждена на заседании кафедры экологии и БЖД протокол №_____

от__________ 2009 г., рекомендована к печати Ученым Советом института естествознания (протокол N___от______________2009 г)

 

 

1. Учебный план дисциплины

Содержание Семестр 9
1. число недель в семестре
2. число часов в неделю
3. форма аттестации (зачет-"з", экзамен-"э"). з
4. лекций
5. практических занятий
6. лабораторных занятий -
7. аудиторных занятий
8. индивидуальных занятий -
9. самостоятельной работы
Общий объем часов по дисциплине

2. Тематический план курса по дисциплине



Наименование темы Вид занятий
лек. прак лаб. инд. сам. Всего
1. Развитие экологического образования и воспитания в России и за рубежом. - -
2. Экологическое образование и воспитание: цели, задачи, содержание. - - -
3. Анализ школьных программ по экологии. - - -
4. Дидактические основы процесса обучения. - - -
5. Формы обучения. Организация обучения по экологии. - -
6. Методы обучения экологии. - -
7. Формирование знаний и умений учащихся в процессе обучения экологии. - - -
8. Средства обучения экологии. - -
9. Анализ школьных учебников по экологии. - - -
10. Диагностика и контроль обучения. - -
11. Планирование учебной работы. - - -
12. Разработка и методика проведения внеклассных и внешкольных мероприятий по экологии. - -
Всего по дисциплине за семестр - -

 



 

Содержание тем курса

ТЕМА 1. Развитие экологического образования и воспитания в России и за рубежом.Становление и развитие экологической направленности в обучении и воспитании в дореволюционный период. Вклад академика В. И. Зуева в развитие экологии. Методическое содержание трудов В.И.Даля, А.Н.Бекетова, А. Любена, А.Я.Герда, К.Ф. Рулье. Значение работ Ф.Юнге, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцова. Формы внеучебной работы по реализации экологического образования и воспитания.

Пересмотр содержания программ (введение экологического материала) и поиск новых методов обучения естественным дисциплинам (биология и география) в послереволюционный период (Советская школа). Разработка исследовательского подхода к образованию. Работа школ по охране природы. Развитие юннатского движения.

Современный этап развития школьного экологического образования и воспитания: разработка теоретических вопросов. Обоснование понятия «экологическое образование» И.Д. Зверев. А.Н. Захлебный: цели, задачи и принципы экологического образования. Б.Т. Иоганзен и Ц. А. Рыков: мотивы бережного отношения к природе. И.Т. Суравегина: экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе. А. П. Сидельковский: факторы формирования бережного отношения школьников к природе. Значение трудов С.Н.Глазачева, А.В.Миронова, Е.С. Сластениной в подготовке будущих учителей к экологическому образованию и воспитанию школьников. Экологизация школьных предметов. Разработки Т.В.Кучер, И.С.Матрусова, А.Н. Захлебного и других.



Система экологического образования и воспитания за рубежом. А. Морони о междисциплинарном и межпредметном подходе к обучению. В. Стейн о ведущих принципах экологического образования: непрерывность, междисциплинарность, активность, участие в планировании, оценка экологической ситуации, эмоциональное восприятие окружающей среды, применение знаний на практике. Непрерывность экологического образования и воспитания. Опыт работы зарубежных школ.

Литература10, 11, 14,

ТЕМА 2. Экологическое образование и воспитание: цели, задачи, содержание.

Экологическое образование его сущность. Цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие). Принципы экологического образования и воспитания: научности, гуманизации, раскрытия глобальных, региональных и краеведческих (локальных) аспектов экологических проблем, интеграции, непрерывности, систематичности.

Содержание экологического образования и воспитания. Обязательный минимум содержания курса «Экология». Основные этапы общеобразовательной подготовки учащихся: начальное общее образование, основная школа, полная средняя школа. Понятия, обеспечивающие функциональную полноту описания экосистемы любого ранга. Иерархия познавательных целей общеобразовательной области «Экология».

Интегрированный подход в обучении. Уровни интеграции на разных этапах обучения. Принципы отбора содержания: научность, прогностичность, уровненный отбор информации, гуманистичность, деятельностный. Разнообразие подходов к разработке учебно-методических комплексов Общеобразовательный стандарт: требования к знаниям и умениям учащихся.

Воспитательный аспект содержания экологического образования. Состав его основных компонентов: научный, ценностный, нормативный, деятельностный.

Методы познания: эмпирические, теоретические, социологические. Основные направления экологической деятельности школьников.

Литература10, 11, 14

ТЕМА 3. Анализ школьных программ по экологии.

Анализ объяснительной записки: цели, образовательно-воспитательные задачи предмета. Анализ программы: основные рубрики программы, ее информационные и методические особенности, научный уровень программы, ее соответствие современным требованиям к преподаванию экологии. Реализация линейно-ступенчатого принципа построения программы. Реализация идей внутрипредметных и межпредметных связей, активизации познавательной деятельности учащихся. Оценка программы с точки зрения ее доступности для усвоения школьниками соответствующего возраста. Особая роль заключительных разделов программы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

Авторские программы по экологии, их отличительные особенности.

Литература10, 11, 14

ТЕМА 4. Дидактические основы процесса обучения.

Общая модель процесса. Обучение, преподавание и учение как особые виды человеческой деятельности. Принципы обучения. Типы процесса обучения: информационный и продуктивный. Преемственность и взаимосвязь обучения экологии в средней школе и в вузе.

Литература1, 14

ТЕМА 5. Формы обучения. Организация обучения по экологии.Понятие «форма обучения». Разнообразие форм экологического образования и воспитания.

Урок – основная форма учебной работы. Типы уроков по основной дидактической цели: комбинированный, изучения нового мате риала, проверки знаний и умений, обобщения изученного материала. Структура урока: учет целей, содержания и особенностей усвоения и применения знаний. Выявление смысловых блоков в изучаемом материале. Постановка задач к каждому из них. Форма записи плана-конспекта урока, отражающая характер познавательной деятельности. Современные требования к уроку. Проблемные и непроблемные уроки. Уроки-семинары в старших классах. Разработка тематических планов в зависимости от типа урока.

Формы организации обучения на уроках фронтальная, индивидуальная групповая. Дифференцированный подход в обучении. Ролевые игры как форма организации групповой работы и проблемного обучения.

Учебные экскурсии по экологии. Связь экскурсии с содержанием обучения экологии. Постановка целей и задач. Методика проведения. Обработка результатов экскурсий и их использование на уроках.

Домашние работы, их значение. Классификация заданий на дом по источникам знаний. Индивидуальные и групповые домашние задания с учетом дифференцированного подхода к обучению учащихся. Предварительные работы.

Внеурочные работы: в уголке живой природы, в природе по заданиям на лето. Их значение для повышения познавательной активности учащихся. Внеклассные занятия.

Трудовые экологические лагеря, их роль в сохранении и восстановлении природы. Формы работы в экологическом лагере. Диалогические учебные тропы, их предназначение. Программа исследований на экологической тропе.

Литература1, 11, 14, 15

ТЕМА 6. Методы обучения экологии.Понятия «метод обучения» и «методический прием». Классификация методов обучения по источникам знаний и характеру познавательной деятельности учащихся. Методы по источникам знаний.

Виды и характеристика наглядных методов. Особенности демонстрации натуральных, изобразительных и экранных средств наглядности Требования, предъявляемые к демонстрации школьных опытов. Виды и характеристика практических методов Приемы, усиливающие активность, самостоятельность и творчество учащихся. Виды и характеристика словесных методов. Особенности их применения на уроках.

Методы обучения, различающиеся по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения и исследовательский. Назначение каждого метода, деятельность учителя и учащихся, возможности применения в процессе обучения экологии.

Применение методов по источникам знаний и методов по характеру познавательной деятельности учащихся. Организация проблемного обучения – разработка проблемных ситуаций, формулировка проблемы (проблемных вопросов, проблемных заданий), формулировка и проверка гипотезы, определение путей решения проблемы, разработка хода решений проблемы найденным путем (с помощью отобранных методов и средств обучения), формулировка выводов. Теоретическое (психолого-педагогическое и методическое) обоснование целесообразности соответствующего отбора и применения методов обучения.

Литература1, 10, 11, 14, 15

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.