ТЕМА 4. Дидактические основы процесса обучения.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Институт естествознания
Кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности
УТВЕРЖДАЮ:
_______________
Заведующий кафедрой
экологии и БЖД
Емельянов А.В.
«___»________200__г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Методика преподавания экологии»
Специальность: 20801-Экология
Направление: 01 - специалист
Тамбов 2009
Составитель(и): доцент Немкова И.Н.
Программа курса по дисциплине Методика преподавания экологии соответствует государственному и внутриуниверситетскому стандартам по специальности 20801 – Экология и содержит необходимые сведения для изучения курса.
Программа утверждена на заседании кафедры экологии и БЖД протокол №_____
от__________ 2009 г., рекомендована к печати Ученым Советом института естествознания (протокол N___от______________2009 г)
1. Учебный план дисциплины
№
| Содержание
| Семестр 9
| 1.
| число недель в семестре
|
| 2.
| число часов в неделю
|
| 3.
| форма аттестации (зачет-"з",
экзамен-"э").
| з
| 4.
| лекций
|
| 5.
| практических занятий
|
| 6.
| лабораторных занятий
| -
| 7.
| аудиторных занятий
|
| 8.
| индивидуальных занятий
| -
| 9.
| самостоятельной работы
|
| Общий объем часов
по дисциплине
|
| 2. Тематический план курса по дисциплине
№
| Наименование темы
| Вид занятий
| лек.
| прак
| лаб.
| инд.
| сам.
| Всего
| 1.
| Развитие экологического образования и воспитания в России и за рубежом.
|
|
| -
| -
|
|
| 2.
| Экологическое образование и воспитание: цели, задачи, содержание.
|
| -
| -
| -
|
|
| 3.
| Анализ школьных программ по экологии.
| -
|
| -
| -
|
|
| 4.
| Дидактические основы процесса обучения.
|
| -
| -
| -
|
|
| 5.
| Формы обучения. Организация обучения по экологии.
|
|
| -
| -
|
|
| 6.
| Методы обучения экологии.
|
|
| -
| -
|
|
| 7.
| Формирование знаний и умений учащихся в процессе обучения экологии.
|
| -
| -
| -
|
|
| 8.
| Средства обучения экологии.
|
|
| -
| -
|
|
| 9.
| Анализ школьных учебников по экологии.
|
| -
| -
| -
|
|
| 10.
| Диагностика и контроль обучения.
|
|
| -
| -
|
|
| 11.
| Планирование учебной работы.
| -
|
| -
| -
|
|
| 12.
| Разработка и методика проведения внеклассных и внешкольных мероприятий по экологии.
|
|
| -
| -
|
|
| Всего по дисциплине за семестр
|
|
| -
| -
|
|
|
Содержание тем курса
ТЕМА 1. Развитие экологического образования и воспитания в России и за рубежом.Становление и развитие экологической направленности в обучении и воспитании в дореволюционный период. Вклад академика В. И. Зуева в развитие экологии. Методическое содержание трудов В.И.Даля, А.Н.Бекетова, А. Любена, А.Я.Герда, К.Ф. Рулье. Значение работ Ф.Юнге, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцова. Формы внеучебной работы по реализации экологического образования и воспитания.
Пересмотр содержания программ (введение экологического материала) и поиск новых методов обучения естественным дисциплинам (биология и география) в послереволюционный период (Советская школа). Разработка исследовательского подхода к образованию. Работа школ по охране природы. Развитие юннатского движения.
Современный этап развития школьного экологического образования и воспитания: разработка теоретических вопросов. Обоснование понятия «экологическое образование» И.Д. Зверев. А.Н. Захлебный: цели, задачи и принципы экологического образования. Б.Т. Иоганзен и Ц. А. Рыков: мотивы бережного отношения к природе. И.Т. Суравегина: экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе. А. П. Сидельковский: факторы формирования бережного отношения школьников к природе. Значение трудов С.Н.Глазачева, А.В.Миронова, Е.С. Сластениной в подготовке будущих учителей к экологическому образованию и воспитанию школьников. Экологизация школьных предметов. Разработки Т.В.Кучер, И.С.Матрусова, А.Н. Захлебного и других.
Система экологического образования и воспитания за рубежом. А. Морони о междисциплинарном и межпредметном подходе к обучению. В. Стейн о ведущих принципах экологического образования: непрерывность, междисциплинарность, активность, участие в планировании, оценка экологической ситуации, эмоциональное восприятие окружающей среды, применение знаний на практике. Непрерывность экологического образования и воспитания. Опыт работы зарубежных школ.
Литература10, 11, 14,
ТЕМА 2. Экологическое образование и воспитание: цели, задачи, содержание.
Экологическое образование его сущность. Цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие). Принципы экологического образования и воспитания: научности, гуманизации, раскрытия глобальных, региональных и краеведческих (локальных) аспектов экологических проблем, интеграции, непрерывности, систематичности.
Содержание экологического образования и воспитания. Обязательный минимум содержания курса «Экология». Основные этапы общеобразовательной подготовки учащихся: начальное общее образование, основная школа, полная средняя школа. Понятия, обеспечивающие функциональную полноту описания экосистемы любого ранга. Иерархия познавательных целей общеобразовательной области «Экология».
Интегрированный подход в обучении. Уровни интеграции на разных этапах обучения. Принципы отбора содержания: научность, прогностичность, уровненный отбор информации, гуманистичность, деятельностный. Разнообразие подходов к разработке учебно-методических комплексов Общеобразовательный стандарт: требования к знаниям и умениям учащихся.
Воспитательный аспект содержания экологического образования. Состав его основных компонентов: научный, ценностный, нормативный, деятельностный.
Методы познания: эмпирические, теоретические, социологические. Основные направления экологической деятельности школьников.
Литература10, 11, 14
ТЕМА 3. Анализ школьных программ по экологии.
Анализ объяснительной записки: цели, образовательно-воспитательные задачи предмета. Анализ программы: основные рубрики программы, ее информационные и методические особенности, научный уровень программы, ее соответствие современным требованиям к преподаванию экологии. Реализация линейно-ступенчатого принципа построения программы. Реализация идей внутрипредметных и межпредметных связей, активизации познавательной деятельности учащихся. Оценка программы с точки зрения ее доступности для усвоения школьниками соответствующего возраста. Особая роль заключительных разделов программы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».
Авторские программы по экологии, их отличительные особенности.
Литература10, 11, 14
ТЕМА 4. Дидактические основы процесса обучения.
Общая модель процесса. Обучение, преподавание и учение как особые виды человеческой деятельности. Принципы обучения. Типы процесса обучения: информационный и продуктивный. Преемственность и взаимосвязь обучения экологии в средней школе и в вузе.
Литература1, 14
ТЕМА 5. Формы обучения. Организация обучения по экологии.Понятие «форма обучения». Разнообразие форм экологического образования и воспитания.
Урок – основная форма учебной работы. Типы уроков по основной дидактической цели: комбинированный, изучения нового мате риала, проверки знаний и умений, обобщения изученного материала. Структура урока: учет целей, содержания и особенностей усвоения и применения знаний. Выявление смысловых блоков в изучаемом материале. Постановка задач к каждому из них. Форма записи плана-конспекта урока, отражающая характер познавательной деятельности. Современные требования к уроку. Проблемные и непроблемные уроки. Уроки-семинары в старших классах. Разработка тематических планов в зависимости от типа урока.
Формы организации обучения на уроках фронтальная, индивидуальная групповая. Дифференцированный подход в обучении. Ролевые игры как форма организации групповой работы и проблемного обучения.
Учебные экскурсии по экологии. Связь экскурсии с содержанием обучения экологии. Постановка целей и задач. Методика проведения. Обработка результатов экскурсий и их использование на уроках.
Домашние работы, их значение. Классификация заданий на дом по источникам знаний. Индивидуальные и групповые домашние задания с учетом дифференцированного подхода к обучению учащихся. Предварительные работы.
Внеурочные работы: в уголке живой природы, в природе по заданиям на лето. Их значение для повышения познавательной активности учащихся. Внеклассные занятия.
Трудовые экологические лагеря, их роль в сохранении и восстановлении природы. Формы работы в экологическом лагере. Диалогические учебные тропы, их предназначение. Программа исследований на экологической тропе.
Литература1, 11, 14, 15
ТЕМА 6. Методы обучения экологии.Понятия «метод обучения» и «методический прием». Классификация методов обучения по источникам знаний и характеру познавательной деятельности учащихся. Методы по источникам знаний.
Виды и характеристика наглядных методов. Особенности демонстрации натуральных, изобразительных и экранных средств наглядности Требования, предъявляемые к демонстрации школьных опытов. Виды и характеристика практических методов Приемы, усиливающие активность, самостоятельность и творчество учащихся. Виды и характеристика словесных методов. Особенности их применения на уроках.
Методы обучения, различающиеся по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения и исследовательский. Назначение каждого метода, деятельность учителя и учащихся, возможности применения в процессе обучения экологии.
Применение методов по источникам знаний и методов по характеру познавательной деятельности учащихся. Организация проблемного обучения – разработка проблемных ситуаций, формулировка проблемы (проблемных вопросов, проблемных заданий), формулировка и проверка гипотезы, определение путей решения проблемы, разработка хода решений проблемы найденным путем (с помощью отобранных методов и средств обучения), формулировка выводов. Теоретическое (психолого-педагогическое и методическое) обоснование целесообразности соответствующего отбора и применения методов обучения.
Литература1, 10, 11, 14, 15
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|