Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 5. Формы обучения. Организация обучения по экологии.





 

Понятие «формы» используется по отношению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения.

Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учениками.

Индивидуальная форма – взаимодействие учителя с одним учеником.

Групповая форма – учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основаниях.

Фронтальное обучение – учитель работает сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма – учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.

Парное обучение – основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение, взаимоконтроль. Смена пар учеников в определенной последовательности позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.



Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный вид занятия – урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Эти формы называют внешними. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.

Классификация форм организации обучения проводится по различным основаниям.

1. Как наиболее типичные для школы: индивидуальные, коллективные, внеклассные и внешкольные занятия.

2. Структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения (внутренние формы): вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

3. По дидактическим целям: теоретические, практические, комбинированные, трудовые.

4. Комбинация общих и конкретных форм обучения (системы форм обучения): классно-урочная, лекционно-семинарская, дистанционная и др.



5. Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы:

 
 

 


- Репетиторство - Уроки - Погружения

- Тьютерство - Лекции. Семинары - Творческие недели

- Меторство - Конференции - Научные недели

- Гувернерство - Олимпиады - Проекты

- Семейное обучение - Экскурсии

- Самообучение - Деловые игры

В методике обучения экологии можно выделить следующие формы организации обучения: уроки и связанные с ними экскурсии, домашние работы, внеурочные работы и внеклассные занятия. Все они решают определенные задачи: постановку цели, усвоение учебного содержания, подведение итогов обучения и пр. Данные формы обучения взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга.

Выбор форм учебных занятий обусловлен многими факторами:

а) учебно-воспитательные задачи обучения. Изучение строения организмов, физиологических процессов, ряда теоретических положений осуществляется в рамках урока. Однако изучение биологического разнообразия видов растительного или животного мира целесообразно посредством экскурсии;

б) производственное и природное окружение. В сельской школе нет возможности проведения экскурсии в НИИ, тогда знакомство учащихся с методами познания живых объектов, специальными приборами и материалами возможно с помощью видеопоказа. В крупных городах не всегда есть возможность выехать в лес для проведения экскурсии, поэтому ее проводят в районе школы, используя газоны, скверы, парки и т.д;



в) оборудование кабинета. Наличие и достаточное их количество способствует проведению лабораторных и самостоятельных работ;

г) учебная программа (учебник) по экологии. Даны конкретные рекомендации, ориентирующие на использование определенных форм организации обучения. Перечислены темы экскурсий, летние задания, практические работы;

д) специфика контингента учащихся. Отличие классов в одной параллели уровнем подготовленности, самостоятельности, интересами;

е) содержание учебного материала;

ж) творческий подход учителя.

Основной формой обучения экологии в школе является урок.

Урок – это форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту, подготовке коллективом учащихся – по определенной программе экологии, твердому расписанию и в школьном помещении.

Проведение уроков экологии также возможно и на школьном опытном участке, на территории около школы, в музее.

Педагогические и методические требования к уроку определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения.

Общие требования к уроку подразделяются на три группы.

1) дидактические:

- четкое определение образ. Задач конкретного урока и его места в общей системе уроков,

- определение оптимального содержания урока и с учетом подготовки учащихся ,

- выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, сочетание различных форм работы с деятельностью учащихся;

2) воспитательные:

- четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия, экологической культуры,

- формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности,

- соблюдение учителем педагогического такта;

3) организационные:

- наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования,

- четкая организация урока на всех этапах его проведения,

- подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, в том числе урока экологии.

В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Вопросу типологии урока посвящено много исследований. В качестве оснований для классификации уроков авторы брали разные признаки.

1. По методам и формам обучения различают уроки: лекции, беседы, экскурсии, семинары, ролевые игры, деловые игры, конференции, пресс-конференции, телепередачи, кинопанорама, брифинги, диспуты, дискуссии, встречи с интересными людьми, КВН, лабораторные и практические занятия.

Достоинства: разнообразие типов уроков активизирует мыслительную деятельность и познавательную самостоятельность, умение выступать и отстаивать свою точку зрения.

Недостатки: а) чрезмерная условность классификации, ибо на одном уроке чаще используют не один метод, а сочетание нескольких (лекция + беседа); б) длительная (2-4 недели) и напряженная подготовка к их проведению, отсутствие достаточного количества соответствующей литературы; в) продолжительность – необходимость объединять 2-3 обычных урока (по 45 мин.).

2. По характеру передачи и усвоению знаний все уроки можно разделить на:

а) пассивные или менее активные (репродуктивные, традиционные объяснительно-иллюстративные);

б) активные или более активные (продуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские, новаторские, нетрадиционные);

в) комбинированные (пассивно-активные, репродуктивно-продуктивные).

Достоинства: простая, понятная классификация.

Недостатки: а) проведение активных уроков требует длительной подготовки учителя и особенно учащихся, умение работать самостоятельно.

3. По структуре выделяют уроки: а) структурные, б) бесструктурные.

4. По уровню преподнесения учебного материала:

а) фактологические (констатирующе-комментирующие)

б) понятийные (обобщающе-аналитические).

Наиболее распространенной является классификация уроков по основным дидактическим целям:

Урок изучения нового материала. В зависимости от содержания, дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе новый материал а) излагает сам учитель; б) учащиеся осваивают самостоятельно под руководством учителя; в) и то, и другое (сочетание а) и б)).

Структура такого урока:

- повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового;

- объяснение нового материала и работа с учебником;

- проверка понимания и первичное закрепление знаний;

- задание на дом.

Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Учащиеся осмысливают и углубляют свои знания: а) по новым источникам; б) решают новые задачи на известные им правила; в) воспроизводят (устно и письменно) ранее приобретенные знания; г) делают сообщения по отдельным вопросам пройденного.

Структура: - проверка домашнего задания;

- выполнение устных и письменных упражнений;

- проверка выполнения задания;

- задание на дом.

Уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс занимает несколько уроков подряд. От урока к уроку материал должен усложняться. В начале работы задания выполняются с достаточным участием (помощью) учителя и предварительной проверкой того, как понято задание. В дальнейшем акцент делается на самостоятельный выбор принципов и действий для решения задания.

Структура: - воспроизведение теоретических знаний;

- выполнение практических заданий;

- проверка выполнения самостоятельной работы;

- задание на дом.

Уроки обобщения и систематизации знаний. Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обязательным элементом уроков вступление и заключение учителя. Формы обобщения: рассказ, краткие сообщения, чтение отдельных мест из учебника, беседа.

Структура: - постановка задач;

- повторение основных вопросов темы;

- выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление;

- обсуждение наиболее трудного и важного материала;

- подведение итогов.

Знания учащихся оцениваются на всех этапах обобщающего урока.

Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные). Выявляют уровень обученности, недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Проверка осуществляется как в устной, так и письменной форме.

Комбинированные (смешанные) уроки.

Структура: - проверка домашней работы и опрос учащихся;

- изучение нового материала;

- первичная проверка усвоения знаний;

- закрепление новых знаний в ходе тренировочных уроков;

- повторение ранее изученного в виде беседы;

- проверка и оценка знаний учащихся;

- задание на дом.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков является:

а) организационный момент, который предполагает постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности;

б) подведение итогов – важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценить работу учащихся и определить перспективы дальнейшей работы.

Многообразие типов и видов уроков открывает широкие возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учителя с учащимися.

При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Эффективность такой работы зависит от умения держать в поле зрения весь коллектив и работу каждого ученика. Она может использоваться на всех этапах урока, однако, будучи ориентированной на среднего ученика, должна дополняться другими формами.

Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.

а) звеньевые – постоянные группы учащихся;

б) бригадные – специально формируются временные группы учащихся для выполнения определенных заданий;

в) кооперативно-групповая – каждая группа выполняет лишь часть общего, объемного задания;

г) дифференцированно-групповая – как постоянные, так и временные группы подбираются в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям.

Работой учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через помощников (звеньевых, бригадиров), которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальная работа осуществляется в рамках и фронтальных, и групповых форм. По своей сущности - это самостоятельное выполнение учащимися одинаковых для всего класса или группы заданий. Выделяют индивидуализированную форму – самостоятельное задание учитывает учебные возможности учащихся. С этой целью применяют специально разработанные карточки.

Проведение каждого урока – это большой творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки. Она начинается с осмысления того, каким будет урок, какие цели обучения он будет реализовывать.

Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:

1) определение места данного урока в системе уроков курса и темы с учетом программы, перспективного и тематического плана, отражения вертикальных (перспективные и ретроспективные) и горизонтальных внутрипредметных связей, связей с другими уроками и предметами.

Тема каждого урока отвечает определенному содержанию курса. Поэтому, исходя из перспективного плана, составляют тематический план обучения. В нем отмечают темы уроков, распределяют их в определенной логической последовательности, указывают примерные сроки (дата) проведения, определяют внеурочные и домашние работы по каждому уроку.

 

Схема тематического плана обучения.

Учебная тема курса Тема урока Дата Внеурочная работа Домашнее задание
  1. 2. 3.      

 

Система и логика уроков в плане, созданном учителем, может не совпадать с расположением материала в учебной программе и школьном учебнике. Изменения в последовательности рассмотрения содержания в пределах темы является творчеством учителя, но они должны быть педагогически обоснованны.

2) обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием информации учебника, соотнесение ее с обязательным минимумом и требованиями;

3) выбор типа урока, отражение его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала из обширной научной информации и определение вопросов воспитания и развития учащихся;

4) изучение методической литературы по теме урока и творческое осмысление прочитанного;

5) подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения;

6) отбор нужных объектов, составление инструкции для самостоятельного выполнения учащимися лабораторных или практических работ;

7) определение (список фамилий) учеников для проверки домашнего задания;

8) определение хода урока и времени, которое отводится на его этапы;

9) составление плана или конспекта урока.

 

План урока – это краткое отображение содержания и хода урока.

Схема плана урока экологии.

1. Тема урока.

2. Цели урока:

- познавательные (образовательные);

- развивающие;

- воспитательные.

3. Тип (вид) урока.

4. Контроль знаний и умений учащихся с указанием времени, отводимого для контроля (в минутах). Здесь же приводится перечень вопросов для контроля знаний и умений.

5. Краткое содержание нового материала (в виде плана) с указанием методов, средств обучения и времени, отведенного для него на уроке. Содержание в плане может быть представлено таблицей.

6.

Содержание урока Метод Наглядные пособия

 

7. Вопросы для закрепления нового материала и время.

8. Домашнее задание по учебнику, рабочей тетради и др.

9. Текст для записи на доске, термины, определения, даты – все, что преподаватель может забыть во время урока.

План урока должен быть обстоятельно продуманным, но вместе с тем достаточно гибким и не сковывать инициативу учителя.

Конспект урока – наиболее подробное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учителя, и учащегося.

Формы подготовки конспектов уроков различны. Наиболее традиционный – в общей тетради. Достоинство: все конспекты собраны вместе; недостаток: отсутствие возможности изменять или дополнять отдельные уроки или разделы при повторном их проведении в других классах. Более мобильный – на листах формата А-4. Достоинство: возможность замены на новые (при необходимости); недостаток: разрозненность. Современный электронный – персональный компьютер, ноутбук. Достоинства: в сочетании с проекционной техникой возможна демонстрация фотографий, графиков, ключевых тезисов урока, презентаций по изучаемой теме; простота внесения изменений и дополнений. Недостаток: отсутствие технических возможностей.

Во всех формах составления конспекта предусматривают наличие широких (1/3 ширины страницы) полей для пометок, дополнений и т.п.

Наиболее важные части урока записываются дословно. Этапы урока нумеруются и ограничиваются по времени (количество минут). Главные пункты урока выделяются цветом. Особым образом отмечается то, что ученики должны записывать и зарисовывать у себя в тетрадях. (Желательно отразить в конспекте вид классной доски с расположением на ней схем, рисунков или формул, как это должно выглядеть на уроке). Тщательно продумываются и описываются методика и техника демонстрационного эксперимента, использование компьютерных программ, интернет-ресурсов, видеоматериала, наглядных пособий (в конспекте делаются соответствующие схемы и зарисовки).

Обязательно записываются формулировки вопросов и заданий учащихся, а также предполагаемые ответы на них и фамилии учащихся, которых планируется спросить.

Приводится решение всех задач, включая предлагаемые в качестве домашнего задания. Само д/з на уроке обязательно поясняется. (Полезны индивидуальные задания творческого характера: подготовить сообщение, взять интервью, придумать схему, изготовить модель устройства, проделать и объяснить опыт, составить вопросы для одноклассников и др.).

Таким образом, для эффективной реализации основной формы обучения – урока, подготовка к нему должна быть достаточной обстоятельной.

Урок как основная форма обучения органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Учебная (школьная) экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствует решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю, желание быть полезным обществу; дает возможность постановки и решения проблемных методов обучения. (Сами проблемы и объекты познания оказываются более интересными во время экскурсий, чем при умозрительном их изучении в рамках классной комнаты). Однако итоги экскурсии рекомендуется подводить в школе за партой. Экскурсия обогащает учителя новыми знаниями о своих учениках. В естественной и непринужденной обстановке личностные качества детей проявляются и развиваются быстрее.

В состав экскурсионной группы могут входить от 10 до 40 учеников, длительность учебной экскурсии – от 40 до 90 минут.

Классификация:

1) в зависимости от объектов наблюдения: природоведческие, производственные, краеведческие, географические, ботанические, зоологические, экологические и т.п.

2) по целям и содержанию: тематические и комплексные (обзорные).

3) по месту в изучаемом разделе и структуре педагогического процесса: вводные (предваряющие), текущие (сопутствующие) и итоговые (заключительные).

Любой из видов экскурсий не является самоцелью, а входит в общую систему учебно-воспитательной работы. Поэтому педагог заранее определять, при изучении каких тем, рассмотрении каких вопросов она наиболее целесообразна.

Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя и учеников.

При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомится с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсией (сам учитель, экскурсовод, получивший инструктаж).

Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект:

1. Тема, цели, задачи.

2. Маршрут. Следует заметить, что маршрут – это не путь движения школьников, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.

3. Снаряжение экскурсии: оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников; заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности.

4. Вводная беседа и распределение заданий (5-7 минут).

5. Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).

6. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного материала, их обобщение (10-15 мин).

7. Итоговая беседа по теме экскурсии (3-5 мин).

8. Осмотр территории и приведение ее в порядок.

9. Общее заключение по экскурсии (в природе).

10. Обработка (в классе, дома) учениками собранного материала и подготовка отчета, сообщения.

В плане проведения экскурсии отмечаются этапы работы (беседа, наблюдения, обобщения учителя, обработка материала), перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны, необходимое оснащение и оборудование, распределение времени по этапам, форма организации учащихся (фронтальная, групповая или индивидуальная). Заключительным этапом экскурсии является подведение ее итогов входе беседы с целью приведения полученных знаний в систему.

Очень важно подготовить к экскурсии и учащихся. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить наблюдение, распределить между учениками задания по сбору материала (необходимого для внеурочных работ и внеклассных занятий). Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома (сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе).

Школьная экскурсия – это эффективная форма обучения, требующая систематического применения. Нечастые экскурсии не позволяют школьникам выработать необходимые навыки познания реальности и только расхолаживают учеников. Поэтому экскурсии необходимо проводить регулярно, обеспечивая их тщательно разработанными учебными заданиями, по которым ученики отчитываются наряду с другими проверочными работами.

Развитием экскурсионной формы обучения является экспедиции – многодневные походы с целью сбора материала для оценки экологической обстановки.

Логическим продолжением изучения пройденного на уроке является выполнение домашней работы. Ее необходимость обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Кроме того, домашняя работа имеет большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, настойчивость и другие социально ценные качества.

Особенность домашней учебной работы состоит в том, что она протекает без непосредственного руководства учителя (хотя и по его указаниям). Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы.

Образовательное и воспитательное значение домашней работы зависит от содержания и характера заданий. Их следует различать. Содержание – определяет, что ученику необходимо усвоить, а характер – свидетельствует о требованиях к способам выполнения задания и умственным операциям (запоминание, сравнение, поиск главного и т.д.). Эти две стороны домашней работы нацеливают ученика на отбор материала и проектируют развитие определенных приемов умственной и трудовой деятельности (в усвоении данного содержания).

Домашнее задание должны отвечать ряду требований:

- быть конкретными и целенаправленными;

- обеспечивать дифференцированный подход ученика к содержанию материала;

- вызывать познавательный интерес и активность учащихся;

- развивать самостоятельность и творчество ученика;

- способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.

Домашние задания весьма разнообразны:

· работа с учебником (закрепление пройденного, ответы на вопросы, овладение учебными умениями);

· чтение научно-популярной литературы, журналов и справочной литературы по экологии, о природе;

· использование энциклопедий, определителей;

· подготовка рефератов и иллюстраций по заданным темам;

· практическая работа с натуральными объектами;

· моделирование природных процессов и явлений;

· изготовление наглядных пособий (схем, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.) к уроку по заданию учителя и собственной инициативе.

Из всего перечня особенно важны домашние задания, имеющие целью сопоставить и сравнить, отметить признаки сходства и отличия у изучаемых предметов и явлений, выявить причинность природных явлений. Подобную работу целесообразнее выполнять в таблицах. Их различные виды в рабочих тетрадях по экологии ориентируют учащихся на сравнение, усвоение и применение научной терминологии; на выявление сущности биологических и экологических законов, закономерностей, установление причин и связи между строением и функциями разных организмов и пр. (например, «Сравнение признаков двух популяций и вида», «Эволюция нервной системы у многоклеточных животных и др.).

Хорошим заданием является составление схем (например, цепи питания; круговорот веществ и др.) или художественное изображение (рисунок об особенностях строения организмов, их взаимодействии друг с другом и т.д.).

Особым видом, получающим все большее распространение, выступают задание творческого характера (написание изложений, сочинений, изготовление поделок и т.п.).

Коллективные домашние задания (по группам) одинаковые или разные в зависимости от их содержания и плана учителя могут быть связаны с уроками – играми (ролевые, деловые, уроки – спектакли и т.п.). Как правило, коллективное задание продумывают к обобщающим урокам.

Большое значение имеют предварительные домашние работы по постановке опытов или наблюдений до их изучения вклассе. Результаты проведенной работы в виде краткого устного сообщения докладываются на уроке, основные положения записываются в рабочую тетрадь или оформляются на особых листах бумаги для оценки (учителем).

Являясь средством оптимизации процесса обучения, домашние задания имеют разную направленность:

- закрепление и применение знаний, полученных на уроках;

- формирование умений и навыков (выращивание растений, наблюдение за объектами, постановка опытов; уход за домашними животными);

- усвоение новых знаний и повторение ранее изученного материала;

- работа с дополнительной литературой;

- подготовка к зачетам;

- применение знаний в новой ситуации для развития творческих способностей, инициативы, мыслительной деятельности;

- самостоятельное изучение нового материала (отсутствие ученика на уроках по состоянию здоровья).

Методика организации домашней работы – одно из слабых мест в деятельности школы и семьи. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Наиболее важным вопросом в организации такой работы является ее объем. Оптимальный объем домашних заданий определяется рядом методических условий:

- учет бюджета и свободного времени учащегося (I класс – 1 ч.; II – 1,5 ч.; III-IV классы – 2 ч.; V-VI – 2,5 ч.; VII – 3ч.; VIII-XI – 4 ч.);

- учитываются выполненная работа в классе и степень усвоения знаний на уроке;

- задание является логическим продолжением содержания урока;

- задание доступно с т.з. количества и сложности (принцип «минимум-максимум»). Минимум – обязательно для всех, максимум – рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность);

- задание направлено на решение важных познавательных задач, а не на механическое чтение учебника или копирование из него рисунка.

Эффективность домашней работы зависит от степени подготовленности учеников к ее выполнению. Однако учителю необходимо дать некоторые рекомендации: последовательность выполнения отдельных составляющих частей домашнего задания; дополнительные источники для изучения вопросов задания; выполнить аналогично заданиям классной работы; объяснить на 2-3-х примера; разобрать наиболее трудные элементы домашнего задания.

Внеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям.

Организация внеурочных работ учащихся диктуется в первую очередь необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание учебных занятий. Такие работы носят предварительный характер, что требует своевременной организации учащихся для получения результатов к конкретному уроку.

Также внеурочные работы могут осуществляться и после изучения темы в классе как закрепление и углубление знаний, полученных на уроке. Такие работы могут быть более сложными по сравнению с предварительными заданиями (в большей степени можно рассчитывать на самостоятельность учеников).

Применяют внеурочные работы и при изучении нового материала, его закреплении, а также с целью проверки знаний учащихся (отчет о проделанной работе).

Продолжительность выполнения внеурочных работы зависит от характера задания и времени, необходимого для проведения тех или иных опытов и наблюдений (некоторые задания определяются временем года). В период выполнения задания учащиеся ведут записи своих наблюдений, а окончательные результаты в виде кратких сообщений докладываются на соответствующем уроке.

Внеурочные работы имеют большое значение для формирования личности школьника: развивают самостоятельность, прививают интерес к изучаемым объектам и явлениям; овладевают исследовательскими умениями; вырабатывают волевые качества, трудолюбие.

К внеурочным работам относятся летние задания, которые могут быть индивидуальными (сбор разнообразного природного материала) и коллективными (касаются длительных опытов на школьном учебно-опытном участке, в природе. По каждому заданию учителю необходимо своевременно подробный инструктаж. Планируемые опыты и задания должны соответствовать возрасту и физическому развитию учеников. На последнем уроке учитель напоминает о том, как и где выполнить задания, как составить отчет об их выполнении.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.