Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 7. Средства обучения экологии.





 

Средства обучения (СО) представляют собой обязательный элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду.

Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников, представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности. Они применяются как отдельности, так и совместно.

Классификация СО различается в зависимости от положенного в ее основу признака:

· по составу объектов – материальные (помощения, оборудование, мебель и т.д.) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты и т.д.);

· по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, карты, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

· по сложности – простые (образцы, модели) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

· по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

· по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);



· по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (радио, магнитофон) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

· по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-ROM, DVD);

· по уровням содержания образования – СО на уровне урока (текстовый материал), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

· по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, библиотеки, музеи); современные (СМИ, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).

Все СО разделены на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по выше перечисленным основаниям. К этим группам относят:

а) натуральные объекты (образцы и коллекции минералов, гербарии, чучела животных, инструментарий к лабораторным работам);

б) изображения и отображения (таблицы, модели, иллюстративные материалы (рисунки, фотографии), экранно-звуковые средства;



в) описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, учебные книги;

г) технические средства обучения (ТСО) – диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, телевизоры, калькуляторы, компьютеры, интерактивное видео.

Дидактические функции средств обучения:

¨ компенсаторность – облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

¨ информативность – передача необходимой для обучения информации;

¨ интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

¨ инструментальность – обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

Дидактические задачи, решаемые средствами обучения:

· моделирование реальных объектов, фактов, событий (аудиовизуальные или мультимедийные);

· демонстрация изучаемого объекта в естественной для него среде (экранные средства);

· иллюстрация микроскопических объектов, показ замедленного или ускоренного изучаемого процесса;

· демонстрация строения и динамики действия сложных объектов и т.д.

Независимо от вида СО для подготовки урока с их использованием (для учителя) выделены общие дидактические требования:

а) проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала;

б) выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделить те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения;



в) установить, на каком этапе и для какой цели необходимо использование средств обучения;

г) отобрать оптимальные СО, установить их соответствие целям урока;

д) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.

Средства обучения, которые фиксируют учебное содержание обычно используются для реализации принципа наглядности в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения экологии в школе, однако следует различать такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие. Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, рисунок на доске или в учебнике, опыт демонстрирующий процесс теплопередачи принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями – (это конкретные объекты, используемые учителем на уроке: гербарий, муляжи, раздаточный материал и т.д.).

Все многообразие средств наглядности, применяемое в процессе преподавания экологии, можно условно разделить на 3 вида: натуральные объекты, изобразительные и технические средства (опыты). Наибольшим (наилучшим) образовательным эффектом и показателем творческого подхода учителя к учебному процессу служит умелое сочетание всех трех видов наглядности. Следует учитывать и то, что на одних уроках наибольший эффект дает демонстрация опытов, на других – изобразительных пособий, на третьих – натуральных объектов, на четвертых – разное их сочетание.

Рассмотрим эти виды наглядных методов более подробно.

Демонстрацию опытов необходимо увязывать (согласовывать) с темой урока или уроков, т.к. опыт должен дать ответ на главные (основные) поставленные проблемы, в начале урока. Наибольший эффект при демонстрации опыта достигается соблюдением следующих условий:

1) опыт не должен быть затяжным (выполнен на уроке или нескольких уроках). Однако это не исключает возможности длительных (мониторинговых) наблюдений за растениями, животными и т.д. Только в этом случае на уроках целесообразно демонстрировать лишь результаты опытов как в виде цифровых данных, так и в виде натуральных объектов.

2) во всех случаях, и особенно в младших классах, опыт должен быть маловариантным, контрастным, выразительным.

3) наряду с научным (теоретическим) значением желательно обратить внимание на воспитательное (чувство ответственности, коллективизма и т.д.), развивающее (овладение мыслительными операциями: анализ, синтез, дифференциация т.д.) и прикладное значение опыта.

При соблюдении данных условий демонстрация опытов будет педагогически эффективна, способствуя более осознанному, углубленному и мотивированному усвоению учебного материала.

Все многообразие изобразительных средств наглядности можно условно разделить на 3 подгруппы:

а) табличные (плоскостные) дают представление о форме, строении, окраске изучаемых объектов, их образе жизни и т.д. Но такая наглядность не дает полного представления о величине объектов. Поэтому необходимо (по возможности) сравнить рисунки таблицы с натуральными образцами или величиной хорошо известных учащимся предметов.

Рассказывая об экзотических животных (слон, верблюд, жираф), учителю необходимо помимо их изображения на рисунке, таблице, экране дать представление о размерах. Для этого в кабинете на стене прикрепляются 2 бумажные ленты с ценой деления 0,5 метра: одна – ширина стены, другая – от пола до потолка.

В зависимости от размера, демонстрируемой информации таблицы вывешивают лицевой стороной к аудитории, раздают на столы, вывешивают все до начала урока или используют по одной в процессе урока. Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки, поэтому в конкретном случае надо выбирать либо один оптимальный (т.е. минимум недостатков) вариант, либо их рациональное сочетание.

Вывесив ту или иную таблицу, важно дать возможность учащимся в течение нескольких минут ее рассмотреть и только после этого задавать вопросы о ее содержании. Очень полезно привлекать учащихся к анализу таблицы (рассказу, описанию по таблице). Этот прием активизирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Иллюстрация рассказа учителя рисунком на доске позволяет ему последовательнее, нагляднее, конкретнее и полнее изложить материал, а ученикам легче следить за мыслью учителя, акцентируя внимание именное на той детали, о которой он говорить и которую воспроизводит в виде рисунка. При таком приеме наглядности учащийся вовлечен в работу целиком, т.е. активизированы и зрительная, и слуховая, и моторная память.

Важное значение имеет систематическое приучение учащихся сопровождать свои ответы рисунком на доске. Особый интерес представляют коллективные рисунки, составление схем и таблиц.

Недостатки табличных средств наглядности:

1) не дают полного, комплексного представления об изучаемом объекте;

2) совершенно не дают представления об органолептических качествах объектов (вкусе, запахе, аромате, консистенции и т.п.).

Достоинства:

1) только с помощью таблиц можно дать цифровые, графические, схематические и аналитические характеристики – представления об изучаемом явлении, объекте;

2) простота и доступность для изготовления учащимися в школе;

3) простота хранения, возможность и простота использования в любых условиях.

б) макетно-муляжные (объемные) в отличие от табличных дают объемное представление и, следовательно, возможность рассмотреть объект с разных сторон. Но их широкое использование в школе сдерживают:

1) невозможность их изготовления силами учащихся в школе, и относительно большая стоимость изготовления по спецзаказу;

2) необходимость создания определенных условий хранения (застекленные шкафы, теневая сторона, соблазн унести домой учащимися).

в) технические (динамические) дают представление о динамике процессов, демонстрируют объект в движении, органичную связь с окружающей средой, конкретной обстановкой. Использование учителем ТСО требует предварительной подготовки. При первом знакомстве с техникой учащиеся обычно возбуждены и обращают внимание не на учебную информацию, а на саму технику и второстепенные детали. Поэтому необходимо специально учить их работать с новым средством, проводить инструктаж, готовить к восприятию информации, давать познавательные задания, четко определять цели работы и формы контроля.

На эффективность обучения влияет частота использования ТСО. При редком их использовании повышенное эмоциональное возбуждение мешает восприятию и освоению учебного материала. Частое использование ТСО, наоборот приводит к потере учащимися интереса к нему, а иногда и к протесту. Оптимальная частота применения ТСО зависит от учебного предмета. Для естественно-математических курсов в старших классах оптимальная частота использования ТСО составляет восьмую часть от общего объема учебных занятий.

При всех достоинствах важно учесть имеющиеся недостатки: невозможность демонстрации из-за отсутствия аппаратуры, самих фильмов, соответствующих помещений, условий для демонстрации. Кроме того, демонстрация фильмов требует соблюдения ряда правил:

- фильм должен органически включаться в урок в качестве одного из наглядных пособий;

- немой фильм должен сопровождаться кратким и четким пояснением;

- по ходу просмотра при необходимости делают перерывы демонстрации и переключаются на другие пособия (таблицы, рисунки, натуральные образцы и т.д.);

- к демонстрации фильма целесообразно привлекать учащихся, интересующихся техникой;

подготовка учащихся к просмотру фильма осуществляется путем постановки перед ними проблемы урока и вопросов, на которые они должны дать ответы после просмотра фильма. Такая подготовка придает целенаправленность, возбуждает интерес учащихся к фильму и теме урока.

Демонстрация натуральных объектов как средств наглчядности имеет в преподавании экологии преимущественное значение, т.к. дает живые образные представления о растениях, животных и т.д.

Наиболее доступными живыми объектами являются растения, которые можно заготовить самостоятельно и заранее. Неоспоримое преимущество натуральных объектов в том, что их можно не только видеть, потрогать, но и попробовать на вкус, т.е. продегустировать. В этом случае наряду со зрительными и визуальными восприятиями к оценке объекта подключаются и вкусовые.

Из животных наиболее удачными для демонстрации являются объекты средней величины, преимущественно птицы и млекопитающие (кролики, морские свинки, белые крысы, ежи и т.д.). Их следует показывать в клетках и садках. Более крупных животных целесообразно наблюдать во время экскурсий, проведения полевой практики. Более мелких животных (лягушек, ужей, ящериц) надо помещать в стеклянные банки, стаканы завязанные марлей и раздавать на столы, или показывать, проходя по классу. В пробирках, заткнутых ватой, лучше демонстрировать еще более мелких животных – насекомых на разных стадиях развития.

Новым жанром современных наглядных пособий являются мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники.

В современной школе используется система СО – совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач.

По каждому учебному курсу, имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых СО, имеющих предметную специфику. Для реализации федерального компонента образования, существуют официальные «Перечни» учебного оборудования. Состав «Перечней» формируется по модульному принципу и включает в себя комплекты оборудования для практикумов, лабораторно-практических работ, наборы учебных книг и т.д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.