Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 4. Дидактические основы процесса обучения.





Образовательным процессом называют педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов обучения в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов.

Под образовательными результатами понимаются внешние и внутренние продукты деятельности участников образовательного процесса (учеников, учителей, администраторов, родителей и др.).

Внешние образовательные продукты могут быть выражены в форме сочинений, решенных задач, творческих работ, продуктов коллективного труда.

Внутренние – это личностные приращения знаний, умений, навыков, усвоенные способы действий, развитые способности.

Образовательный процесс имеет целевые, содержательные, деятельностные, организационные, технологические, временные или иные характеристики, каждая из которых представляет собой структурный элемент общей образовательной системы.

Целевой компонент базируется на выбранной модели образования и включает многообразие целей и задач, относящихся к субъектам образования: ученикам, педагогам, родителям, школе, региону, обществу, человечеству.



Содержательный компонент отражает конкретное наполнение каждого элемента процесса, решающего определенную задачу.

Деятельностный – взаимодействие субъектов обучения.

Организационный компонент включает систему управления по достижению заданных и возникающих целей; в совокупности с технологическим компонентом обеспечивает достижение, диагностику и оценку намеченных результатов.

Науку, рассматривающую внутренние механизмы, логику движения и организации знания называют методологией. Методологический образ образовательного процесса сосредоточен в модели образования. Т.к. потребности и интересы отдельного ученика могут не совпадать с интересами общества, модель образовательного процесса в школе должна формироваться на основе сочетания вариативного и разноуровневого содержания, репродуктивных и творческих методов обучения, различных видов деятельности, в которые вовлекаются школьники.

Учитывая различия в понимании сути образовательного процесса выделяют разные образовательные модели. Например, образование может пониматься как:



· передача предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта; (изобразите схематично данную модель)

· процесс прогрессивных изменений личности; (чем отличается эта модель от предыдущей)

· организованное взаимодействие ученика с окружающим миром и самим собой.

Сталкиваясь с возрастающим числом нерешенных проблем, современное общество побуждает все свои институты, в частности образование, искать способы их решения через раскрытие резервов творческого потенциала человека. В сложившихся условиях образовательная модель ориентируется не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование прогрессивного будущего, на природо- и культурособразное развитие всех сфер человеческой деятельности. Такая модель предполагает смену доктрины «образование как преподавание» на доктрину «образование как созидание».

Философской основой такой модели образования выступает идея вселения человека во внешний мир посредством деятельности, обеспечивающей создание им продуктов адекватных познаваемым сферам внешнего мира. Познание учеником внешнего мира сопровождается развитием его внутреннего мира, его самопознанием, которое происходит на основе рефлексии его образовательной деятельности.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Творческая самореализация ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях:

1) создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях;



2) освоение (им) базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

3) выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества

Т.о., первичным в рассмотренной модели образовательного процесса выступает познание учеником реальной действительности, а затем на основе полученных знаний и опыта осуществляется изучение достижений человечества в этой действительности. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых способствует выстраиванию его индивидуальной образовательной траектории.

Руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса определяют принципы обучения.

Основным принципом своей дидактики Я.А.Каменский считал принцип природосообразности, остальные согласовываются с данным.

К.Д.Ушинский относил к дидактическим принципам: сознательность и активность обучения; наглядность; последовательность; прочность знаний и навыков.

Философ В.В.Розанов считал 3 главными принципами школьного образования: принцип индивидуальности; принцип целости; принцип единства типа (изучаемые факты, сведения и воззрения должны идти от одной исторической культуры).

В классической дидактике общепризнанны следующие принципы:

1) наглядности;

2) доступности;

3) сознательности и активности (обучение эффективно, если ученик осознает необходимость своего обучения, ставит или принимает цели занятия, участвует в планировании и организации своей деятельности, самоконтроле и самооценке);

4) систематичности и последовательности (логическое построение содержания образования, обоснованная последовательность этапов образовательного процесса);

5) прочности;

6) научности;

7) связи теории с практикой.

Учитывая тенденции развития современного образования общепринятые и традиционные дидактические принципы сегодня имеют альтернативу (например, принцип открытости образования).

Уже рассмотренные нами принципы обучения помогают в определении целевых установок обучения, и служат руководством к действиям в конкретных учебных ситуациях. В то же время они не позволяют регламентировать целостный образовательный процесс.

Поэтому уделим внимание принципам образовательного процесса. За основу их систематизации возьмем образовательную деятельность ученика:

1. Принцип личностного целеполагания ученика: образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования – смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса: основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками (греч. meta – «стоящее за»).

4. Принцип продуктивности обучения: главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение учениками образовательного процесса.

5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося: создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области (приоритет внутреннего развития ученика перед усвоением внешней заданности).

6. Принцип ситуативности обучения: образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

7. Принцип образовательной рефлексии: образовательный процесс сопровождается его рефлексивным сознанием субъектами образования (формы рефлексии – устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений).

Продуктивное обучение: позволяет осуществлять школьное образование, выводя деятельность во внешний мир. Овладение способами деятельности побуждает учащихся к самообразованию, повышает их мотивацию, ликвидирует отчуждение от образования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.