II. Структуризация учебной информации
Задание 1. Сформулировать требования к теоретическим знаниям учащихся и составить толковый словарь терминов, характеризующих элементы системы основных понятий обучения заданной темы урока обобщения и систематизации.
Задание 2. Установить взаимосвязи внутри сконструированной системы понятий заданной темы урока обобщения и систематизации знаний и внешние связи этой системы с понятиями Других предметных областей.
Задание 3. По теме конкретного урока контроля и коррекции:
• сформулировать критерии оценки состояния обученности;
• спрогнозировать результаты диагностики состояния обученности;
• разработать стратегический план действий, направленных на устранение типичных ошибок учащихся.
Методические рекомендации
Для проведения первого занятия практикума рекомендуется разделить студентов на три подгруппы в соответствии с типологией уроков сообщения и систематизации: урок-семинар, урок-проблемная дискуссия и урок творческих задач. Второе занятие можно посвятить разработке конспектов уроков контроля и коррекции знаний, причем каждый студент должен выбрать такой вариант задания, чтобы тематика выполненного им конспекта урока систематизации и обобщения не пересекалась с тематикой урока контроля и коррекции знаний. Целью третьего занятия практикума является формирование методических приемов обобщения и структуризации учебной информации. В этой связи студентам предлагаются задания 2, 3 (п. II Структуризация учебной информации). Результаты выполнения задания студенты оформляют в виде отчета.
Программные средства
1. Система программирования: Turbo Pascal.
2. Табличные процессоры: MS Excel, Quattro Pro 4.0 и др.
3. Системы управления базами данных: MS Access, FoxPro и др.
4. Интегрированные системы: Works 4.0, Microsoft Office.
5. Телекоммуникации: Internet, World Wide Web, Internet Explorer, e-mail, Netscape Communications и др.
6. Прикладные системы различного назначения: экспертные системы, система АСУ-ВУЗ (или ее элементы), простейшая геоинформационная система.
Литература к главе 16
Основная литература
1. Глинский Б. А. Философские и социальные аспекты информатики. — М.: Наука, 1990.
2. Гриценко В. И., Паныиин Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. — Клев: Наук, думка, 1988.
3. Захарова Т.Е. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. — М.: МЦНТИ, 1997.
4. Интернет: всемирная компьютерная сеть: Практическое пособие-путеводитель. — М.: Синтез, 1995.
5. Информатика. Задачник-практикум / Под ред. И.Г.Семакина и Е.К.Хеннера: В 2 т. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
6. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих / Под оед Д.А. Поспелова. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
7. Информационная революция: наука, экономика, технология (Серия «Информация. Наука. Общество»). — М.: ИНИОН, 1993.
8. Могилев А. В., Пак Н. И., Хеннер Е. К. Информатика: Учеб. пособие / Под ред. Е.К.Хеннера. — М.: Академия, 1999.
9. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. для вузов. — М.: Высш. шк.,
1999.
10. Приобретение знаний: Пер. с япон. / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. —
М.: Мир, 1990.
11. Ракитов А И. Философия компьютерной революции. — М.: ИПЛ, 1991.
12. Социальная информатика (социологические аспекты). — М.: МГСУ «Союз», 1999.
Дополнительная литература
13. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛА-ДОС, 1994.
14. Абрамов Ю. Ф. Картина мира и информация (философские очерки). - Иркутск: ИГУ, 1988.
15. Айламазян А. К., Стась Е. В. Информатика и теория развития. — М.:
Наука, 1992.
16. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
17. Ахундов М.Д. Эволюция и смена научных картин мира // Философия, естествознание, социальное развитие. — М.: Наука, 1989.
18. Гварин Р. Конец нового времени // Вопросы философии. — 1990. — № 4.
19. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация, поведение, творчество. — М.: Наука, 1991.
20. Гриценко В.И., Паныиин Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. — Киев: Наук, думка, 1988.
21. Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленной эксплуатации. — М.: Наука, 1985.
22. Информатизация общества и бизнес. — М.: ИНИОН, 1992.
23. Информатика в гуманитарных классах (6—11 кл.) // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1997. — № 24.
24. Информатика. Задачник-практикум / Под ред. И.Г.Семакина и Е.К.Хеннера: В 2 т. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
25. Информатика и культура. — М. Наука, 1990.
26. Новик И. Б., Абдулове Ф.Ш. Введение в информационный мир. — М.: Наука, 1991.
27. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организации и информационные технологии. — М.: Финансы и статистика, 1997.
28. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства: Учеб. пособие. — М.: Юристь.
29. Становление информатики // Кибернетика: Сб. статей. — М.: На-Ука, 1986.
30. Статические и динамические экспертные системы: Учеб. пособие/ Э.В.Попов, И.Б.Фоминых, Е.Б.Кисель, М.Д.Шапот. — М.: Финансы ц статистика, 1996.
31. Суханов А. П. Информация и прогресс. — Новосибирск: Наука 1988.
32. Урсул А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. — М.: АОН, 1990.
33. Филинкова Е.В. Гуманитарная информатика (1 — 11 кл.) // ИНФО. — 1996.-№ 1.
34. Шрейдер Ю,А. Равенство, сходство, порядок. — М., 1971.
Глава 17
ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ,
ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Курсы, ориентированные на информационные технологии, обычно включают в себя две части:
• инвариантную, связанную с описанием принципов данной технологии;
• программно-зависимую, связанную с конкретной реализацией технологии в одной из современных популярных компьютерных программ.
Наличие второй части, обычно доминирующей по объему, определяет возможность реализации нескольких различных по содержанию курсов, ориентированных на одну и ту же информационную технологию. Например, курс, ориентированный на использование графического редактора PaintBrush, будет существенно иным, чем курс, в основу которого положен графический редактор CorelDraw.
В настоящее время в отечественной школе апробирован ряд учебных пособий по информационным технологиям. Наиболее распространенными являются, по-видимому, книги двух авторских коллективов, возглавляемых соответственно Ю.А.Шафриным и Н. В. Макаровой. В них детально описаны такие разделы информационных технологий, как «Обработка текстов», «Обработка графических изображений», «Электронные таблицы», «Использование баз данных», «Компьютерные телекоммуникации» и др. Ниже мы ссылаемся на эти разработки, хотя оба авторских коллектива скорее всего не рассматривают их как реализацию профильных курсов, следующих за базовым курсом информатики, а считают альтернативой существующему курсу информатики в целом (с чем авторы данного пособия решительно не согласны). Как пишет Ю. А. Шафрин в предисловии к одному из своих учебников, «нельзя сопоставлять наше пособие ни с одним из уже изданных учебников по информатике. Не потому, что наша книга лучше или хуже, а просто потому, что она посвящена другому предмету». Отметим, тем не менее, что указанные книги можно успешно использовать и как пособия по профильно-ориентированным продолжениям базового курса информатики.
Ниже описано содержание некоторых «технологических» курсов, приведены методические рекомендации по их изучению. Следует учитывать, что в школе, ориентирующейся на углубленное изучение информационных технологий, обычно не ограничиваются одной из них, а выстраивают последовательное изучение двух-трех: например, обработка текстов и телекоммуникации, обработка текстовой информации и компьютерная графика и т. п. Планирование целостного курса такого рода — в руках учителя.
Ниже мы не приводим жесткого временного планирования обсуждаемых курсов, а ограничиваемся указанием верхней и нижней границ. Дело в том, что оценка трудоемкости «технологических» курсов неоднозначна. Значительное место в них занимает выработка практических навыков; ясно, что одно дело — ознакомление (например, с технологиями обработки текстов), другое — выработка и закрепление практических навыков, доведение их почти до автоматизма. Определенное значение имеет также наличие или отсутствие у учащихся навыков беглой работы с клавиатурой. Реальную длительность курса определит учитель с учетом поставленных задач и указанных выше обстоятельств.
Методика обучения обработке
Текстовой информации
Нет нужды говорить о важности компьютерной обработки текстов. В любом школьном курсе информатики этот раздел непременно присутствует. Вместе с тем в базовом курсе изучение этого вопроса ограничивается краткими теоретическими сведениями о принципах хранения и обработки текстовой информации и приобретением начальных навыков работы с текстовым редактором.
В профильном курсе технологической направленности речь Может идти о приобретении профессиональных навыков машинной обработки текстов, вплоть до введения в издательские системы.
Далее обсудим некоторые темы, присущие таким курсам, и Приведем варианты их планирования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|