Тема «Введение в информатику»
Учащиеся должны знать:
• различные подходы к определению информатики;
• место информатики в системе наук;
• об общих аспектах содержания понятия «информация»;
• о лингвистических аспектах информатики;
• о признаках информационного общества и его проблемах.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться редактором Word для подготовки рефератов.
Тема «Систематизация информации»
Учащиеся должны знать:
• что такое система и структура;
• что такое «системный подход»;
• о различиях между материальными и информационными связями между объектами;
• о способах реализации информационных моделей — графовом, реляционном, иерархическом, сетевом.
Учащиеся должны уметь:
• строить простые информационные модели указанными выше способами;
• работать с таблицами в Word;
• использовать графические возможности Word.
Тема «Информационные ресурсы компьютерных сетей»
Учащиеся должны знать:
• назначение компьютерных сетей и основные принципы их построения;
• структуру и функции Интернет;
• режимы работы в Интернет (off-line — электронная почта, телеконференции; on-line — поиск информации в удаленных базах данных);
• принципы организации «мировой паутины» World Wide Web.
Учащиеся должны уметь:
• обмениваться информацией в локальной сети, хранить файлы на сервере, пользоваться сетевым принтером;
• работать с почтовой программой типа Outlook Express;
• создавать электронные письма, формировать их для отправки;
• найти список телеконференций, подписаться на телеконференцию, отменить подписку;
• работать с броузером типа Internet Explorer;
• пользоваться двумя-тремя поисковыми машинами (типа Alta Vista, Rambler и т.д.).
Тема «Информационные системы и базы данных»
Учащиеся должны знать:
• разновидности классических информационных систем и их функциональное назначение;
• детальную организацию одной-двух из таких систем (ГИС, АСУ и т.п.);
• разновидности баз данных, принципы организации реляционных баз данных;
• функции системы управления базами данных;
• что такое нормализация данных;
• стратегию и методику создания однотабличных и многотабличных баз данных.
Учащиеся должны уметь:
• работать с одной из современных реляционных СУБД (скорее всего, Access).
Тема «Информационные модели
планирования и управления»
Учащиеся должны знать:
• что такое случайная величина;
• что такое закон распределения случайной величины;
• что характеризуют среднее значение и дисперсия случайной величины и как они вычисляются для величин с «квазинормаль-ным» характером распределения;
• как оценить достоверность среднего значения случайной величины, найденную по выборке;
• в чем состоит идея нахождения эмпирических зависимостей между величинами и как она реализуется (в принципе) в методе наименьших квадратов;
• что представляет собой корреляционная зависимость и чем она отличается от функциональной;
• как интерпретировать значение коэффициента корреляции двух случайных величин;
• что такое экстраполяция;
• как ставятся простейшие задачи нахождения оптимальных решений в сфере экономического планирования.
Учащиеся должны уметь:
• практически пользоваться функциями и программами пакета Microsoft Excel для проведения простейших вычислений для решения указанных выше задач.
16.3. Тематическое планирование курса
Основная часть курса
1. Введение в информатику
1.1. Информация как общественный ресурс.
1.2. Структура современной информатики.
1.3. Научные и философские аспекты понятия «информация».
1.4. Прошлое, настоящее и будущее компьютерной техники и технологий.
2. Систематизация информации
2.1. Введение в системологию.
2.2. Информационные модели на графах.
2.3. Табличные информационные модели.
2.4. Иерархические и сетевые информационные модели.
3. Информационные ресурсы компьютерных сетей
3.1. Типы и архитектура компьютерных сетей.
3.2. Информационные услуги глобальных компьютерных сетей.
3.3. World Wide Web — распределенная информационная система в Интернет.
3.4. Методики поиска информации в WWW.
4. Информационные системы и базы данных
4.1. Понятие информационной системы (ИС); типы и структуры ИС.
4.2. Базы данных: типы, структуры; СУБД.
4.3. Реляционная модель данных; проектирование РБД.
4.4. Методика создания однотабличных и многотабличных
БД в СУБД Access.
5. Информационные модели планирования и управления
5.1. Статистическая обработка данных и деловая графика.
5.2. Решение задач прогнозирования методами экстраполяции.
5.3. Поиск оптимальных решений.
Дополнительная часть курса (для углубленного изучения)
Дополнение к главе 1.
1.5. Информатика и науки о языке. Формальная грамматика. Логико-лингвистические информационные модели. Компьютерная лингвистика. Машинный перевод.
1.6. Информационное общество: социологические и экономические аспекты.
Дополнение к главе 2.
2.5. Формы представления знаний в системах искусственного интеллекта.
2.6. Экспертные системы.
Дополнение к главе 3.
3.5. Интернет — новые проблемы перед человеческим сообществом.
3.6. Элементы технологии создания Web-страниц.
Дополнение к главе 4.
4.5. Создание макросов для обработки данных в БД.
Комментарий
В курсе присутствуют два плана: теоретического содержания и практической работы. Они идут параллельно. Вся практическая часть связана с использованием информационных технологий. Поскольку начальные представления и навыки работы с информационными технологиями учащиеся имеют из базового курса, то, во-первых, их надо восстановить, во-вторых, — развить.
Текстовый редактор Word активно используется в практической части к главам 1,2. При этом учащиеся освоят новые возможности Word, которые обычно в базовом курсе не затрагиваются: работа с таблицами, графические возможности. Можно внедрять объекты, построенные в графическом редакторе (например, Paint). Главное, чтобы работа с Word имела содержательный смысл.
Глава 3 имеет более выраженный технологический смысл. В базовом курсе тема компьютерных сетей изучается поверхностно. В этом плане есть что дополнительно сообщить и об аппаратном, и о программном обеспечении, и о структуре информационного наполнения. Ведущим элементом программы здесь будет сбор информации в Интернет по различным темам гуманитарного содержания. Полученный материал будет представлен в виде презентационного ролика на PowerPoint, который учащиеся освоят на практических занятиях. Выделение темы «Информационные ресурсы компьютерных сетей» актуально и «гуманитарно».
В главе 4 рассмотрены классические информационные системы, включая наиболее современную из них — геоинформационную систему. Практическое знакомство с информационными системами можно построить, например, на программах-имитаторах. Тема баз данных очень обширная и важная для применений в гуманитарной сфере; в базовом курсе практически не изучаются методы проектирования баз данных, и на это нужно сделать упор. Для практической работы рекомендованы наборы заданий гуманитарного содержания на создание баз данных, причем, информацию для их заполнения можно черпать в Интернет.
Глава 5 знакомит учащихся с основами применения компьютеров для решения простейших задач статистической обработки данных, имеющих общекультурное значение, оптимизации и планирования. При этом ни о каком «программировании» речь не идет, работа должна вестись на доступном (пользовательском) уровне.
Примерный расчет времени прохождения курса (основной части)
Таблица 16.1
Тема
| Часы на
изучение
| 1 . Введение в информатику
|
| 2. Систематизация информации
|
| 3. Информационные ресурсы компьютерных сетей
|
| 4. Информационные системы и базы данных
|
| 5. Информационные модели планирования и управления
|
| ИТОГО
|
|
Курсы, опирающиеся на изучение
Баз данных
В основу курсов, рассчитанных на гуманитарную школу, может быть положено изучение баз данных. Подобный опыт реализован несколькими группами авторов. Опишем два варианта.
Т.Б.Захаровой [3] разработан курс «Использование баз данных». Он также рассчитан на гуманитарную школу. Основное внимание в курсе уделено двум проблемам — Интернет и базы данных. Согласно автору, «курс «Использование баз данных» для учащихся профильных классов гуманитарного направления рассматривается как прикладной, «пользовательский» и рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике». Как отмечает автор, тематическое планирование является достаточно условным и может варьироваться в зависимости от конкретных условий, в которых происходит обучение.
1. Введение
1.1. Информатизация общества как неизбежный результат его развития. Социальные последствия информатизации.
1.2. Информация и данные.
1.3. Понятие информационной системы. База данных как основной компонент информационной системы.
1.4. Роль и место информационных систем в деятельности специалистов гуманитарного профиля.
2. Знакомство с готовыми базами данных
2.1. Использование специалистами гуманитарного профиля
уже существующих баз данных, хранящихся на гибких, жестких и CD-ROM дисках.
2.1.1. Содержание конкретной базы данных и ее назначение. Запрос к базе данных.
2.1.2. Основные операции надданными (поиск, сортировка и пр.).
2.1.3. Технологическая цепочка решения практической задачи.
2.1.4. Обзор некоторых существующих баз данных.
2.2. Работа с базами данных, хранящимися на сервере локальной сети.
2.2.1. Удаленные базы данных и локальные сети.
2.2.2. Модель клиент/сервер.
2.2.3. Решение задач с использованием базы данных, хранимой на сервере локальной сети.
2.3. Доступ к информационным ресурсов Интернет.
2.3.1. Глобальные сети.
2.3.2. Возможности ресурсам Интернет.
2.3.3. Электронная почта.
2.3.4. Телеконференции в Интернет.
2.3.5. Различные информационные службы Интернет.
2.3.6. Поисковые системы в Интернет.
2.3.7. Решение информационных задач с применением баз данных, используемых в Интернет.
3. Проектирование и поддержание базы данных.
3.1. Модели данных (иерархическая, реляционная, сетевая). Реляционная модель данных.
3.2. База данных и система управления базой данных (СУБД).
3.3. Структура базы данных. Описание структуры базы данных.
3.4. Заполнение и редактирование базы данных.
3.5. Модификация структуры базы данных.
3.6. Реализация простейших запросов к базе данных в интерактивном режиме (поиск по ключу, сортировка, простейшая статистическая обработка).
3.7. Основные стандартные функции (арифметические, строковые, обработки даты и др.).
3.8. Генератор отчетов СУБД.
3.9. Программный режим обработки запросов.
3.10. Использование СУБД при решении задач.
4. Самостоятельное выполнение учебно-исследовательских проектов.
5. Обобщающее заключение.
Автором курса сформулированы приведенные ниже требования к знаниям и умениям учащихся.
Тема «Введение»
Учащиеся должны:
• иметь представление о роли информатизации в развитии общества;
• знать сущность понятий «информация» и «данные»; иметь представление о назначении информационных систем;
• знать определение базы данных;
• понимать роль информационных систем в повышении эффективности деятельности специалистов гуманитарного профиля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|