Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема «Знакомство с готовыми базами данных»





Учащиеся должны:

• уметь запустить информационную систему;

• уметь определять, какие данные отражены в базе;

• уметь оценить основные функциональные возможности информационной системы;

• уметь формулировать простейшие запросы по одному-двум признакам;

• уметь обращаться с запросами к базе данных (осуществлять Поиск, сортировку данных);

• иметь представление о способах сохранения полученных данных (в виде файла или жесткой копии);

• уметь осуществлять выбор нужной базы данных для решения конкретной задачи;

• познакомиться с перечнем существующих баз данных;

• знать особенности программы-клиент и программы-сервер;

• уметь выполнять операции обращения к базе данных, хранящейся на сервере локальной сети;

• иметь представление о роли Интернет в решении информационных задач;

• уметь составить и отправить письмо, используя электронную почту;

• уметь работать с приходящей электронной почтой;

• уметь сохранять письма в файле;

• уметь ответить на пришедшее письмо;

• иметь представление об иерархии конференций в Интернет;

• уметь заказать статью по интересующей тематике;



• иметь представление о различных информационных службах в Интернет:

• знать особенности некоторых поисковых систем в Интернет;

• уметь осуществлять поиск по ключевым словам;

• уметь осуществлять поиск, основанный на понятиях;

• уметь решать простейшие информационные задачи с применением баз данных, используемых в Интернет.

Тема «Проектирование и поддержание базы данных»

По окончании изучения данной темы учащиеся должны:

• иметь представление об иерархической и сетевой моделях данных;

• знать определение реляционной модели данных, понятие «поле», «запись», «файл»;

• знать определение СУБД, назначение СУБД;

• иметь представление о функциональном наполнении СУБД;

• знать сущность понятия «структуры данных»;

• уметь определять структуру базы данных в соответствии с поставленными информационными задачами;

• уметь описывать структуру базы данных в среде СУБД, просматривать ее;

• уметь выполнять основные операции по поддержке базы данных (заполнять, редактировать, удалять записи и пр.);



• иметь представление о возможностях СУБД по редактированию структуры базы данных;

• знать интерактивные возможности СУБД по обработке простейших запросов;

• уметь задавать простейшие условия поиска;

• уметь сортировать данные и использовать основные функции групповой обработки полей (поиск суммы, среднего значения и т.д.);

• иметь представление о возможностях генератора отчетов;

• иметь представление о программном режиме обработки данных;

• уметь решать простейшие информационные задачи с использованием СУБД.

Тема «Самостоятельное выполнение

Учебно-исследовательских проектов»

 

По окончании изучения данной темы учащиеся должны выполнить простейшие учебно-исследовательские проекты, выполняемые специалистами гуманитарного профиля.

Другой курс, также практически целиком посвященный базам данных, разработан А.В.Горячевым и Ю.А.Шафриным. Ниже — его тематическое планирование.

Курс «Введение в базы данных и СУБД»

(на основе пособий А. В. Горячева и Ю.А.Шафрина)

 

1. Введение в базы данных

1.1. Базы данных.

1.2. Текстовые документы и базы данных.

1.3. Объекты, атрибуты и связи.

1.3.1. Основные определения.

1.3.2. Как составлять наборы объектов.

1.3.3. Как структурировать данные.

1.3.4. Как устанавливать связи.

1.4. Простая двумерная структура.

1.5. Основные типы данных.

1.6. Опыт проектирования таблиц — шахматная база данных.

1.7. Иерархическая структура.

1.8. Что такое реляционный подход.

1.9. Кодирование информации.

1.10. Первичный ключ таблицы.

1.11. Проблемы реляционного подхода.



1.11.1. Что такое нормализация.

1.11.2. Повторяющиеся группы.

1.11.3. Достоверность информации.

1.12. Связь таблиц: главная и подчиненная таблицы.

1.13. Основы автоматизированного поиска и отбора информации.

1.13.1. Постановка задачи.

1.13.2. Алгебра логики.

1.13.3. Просмотр информации и индексы.

1.14. Локальные сети ПК.

1.15. Что такое технология «клиент-сервер».

1.16. Краткий рассказ о некоторых СУБД.

1.17. Краткий рассказ о некоторых ИС.

2. СУБД MS ACCESS

2.1. Общие сведения об М£ Access.

2.1.1. Что такое Microsoft Access 2.0.

2.1.2. Принципиальная схема работы с MS Access.

2.1.3. Основные понятия MS Access.

2.1.4. Как создавать объекты в MS Access.

2.2. Работа с таблицами в MS Access.

2.2.1. Создание и модификация макета таблицы.

2.2.2. Работа с таблицей.

2.2.3. Форма.

2.2.4. Таблица и форма.

2.3. Связь между таблицами и целостность данных.

2.3.1. Общие положения.

2.3.2. Техника создания связей между таблицами.

2.4. Запрос-выборка в MS Access.

2.4.1. Что такое запрос.

2.4.2. Как создать запрос-выборку.

2.4.3. Запрос с параметрами.

2.5. Отчеты.

Итоговое задание по реляционным БД. Продолжительность такого курса — от 34 до 68 часов.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения к главе 16

 

1. Какие задачи решает курс информатики гуманитарной ориентации?

2. Как излагать учащимся вопросы о месте информатики в системе наук?

3. Что входит в сферу «гуманитарные знания»? Есть ли разные точки зрения на эту тему?

4. Какие дополнительные сведения о сущности понятия «информация» уместны в курсе информатики для гуманитарной школы?

5. Как увязать в таком курсе понятия «информатика» и «лингвистика»?

6. Как увязать в таком курсе понятия «информатика» и «социология»?

7. Какие практические навыки должны доминировать при изучении информатики в гуманитарной школе?

8. Какие темы повышенной трудности возможны для дополнительного изучения в курсе информатики, ориентированном на гуманитарную школу?

9. Какие аспекты информационного моделирования наиболее уместны в курсе информатики, ориентированном на гуманитарную школу?

10. Какие аспекты работы с информационными сетями в обсуждаемых курсах представляются первостепенными? какие — дополнительными в силу повышенной трудности восприятия?

11. Какие практические навыки работы с Интернет следует развивать у учащихся в первую очередь?

12. Есть ли смысл включать в курс информатики гуманитарной ориентации вопросы функционирования классических информационных систем (и каких в первую очередь)? Как увязать некоторые из этих систем с разделами гуманитарного знания?

13. Какие аспекты строения и функционирования баз данных включаются в различные варианты базового курса информатики? Какие из них следует в первую очередь углубить и усилить в профильном курсе гуманитарной ориентации?

14. Как обосновать перед учащимися преимущественное использование на практике реляционных моделей данных и реляционных баз данных?

15. В чем смысл включения в курс информатики, ориентированный на гуманитарную школу, вопросов, требующих привлечения математических знаний? Противостоит ли математика гуманитарным знаниям?

16. На каком уровне пользования математикой целесообразно изучать разделы, связанные с экономическим планированием и оптимизацией, в курсе информатики гуманитарной направленности?

Лабораторный практикум

Тема «Профильные курсы информатики

Гуманитарной направленности»

Занятия 1 — 3

Тема «Изучение теоретических оснований и приложений информатики в филологии и обществознании»

Дидактические цели: поисковые, исследовательские.

Способ организации: практикум.

Технологии и методы обучения: работа с книгой, поисковые Упражнения, структуризация информации, учебная дискуссия.

Средства обучения: учебно-методическая литература [1 — 34], программные средства [1 — 6].

Предварительная подготовка студентов: выбрать тему урока сообщения и систематизации и изучить фактический материал.

Теоретические сведения

Основные понятия: информация, язык, система, знание, классификация, управление, искусственный интеллект.

Содержательно-методический анализ

Информатика как наука изучает все аспекты информации, а становление человека как личности начинается с восприятия (отражения) информации об окружающем мире посредством органов чувств. Осмысление этого отражения формирует сознание, а постижение сознанием действительности и проверенный практикой результат познания формируют знание. Затем на основе принципов, взглядов и убеждений, епределяющих отношение к действительности, строится образ мира, в котором человек живет, т. е. складывается мировоззрение. Чувственная информация является основой, на которой формируется сознание, знание и мировоззрение.

В содержательном компоненте профильного курса информатики гуманитарной направленности наряду с общеобразовательной частью следует выделить два аспекта:

• системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем;

• методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и средств информационных технологий.

Дидактические материалы

I. Варианты заданий

Задание 1. Разработать конспект урока-сообщения и систематизации в соответствии со схемой, предложенной в подразделе 14.6, занятие 1, задание 1. Следует учитывать специфику урока-сообщения и систематизации и отразить в конспекте методические особенности решения основной дидактической задачи урока: выявления и оценки уровня овладения учащимися теоретическими знаниями, умениями, навыками и методами познавательной деятельности по вопросам, имеющим решающее значение для освоения профильного курса информатики в целом.

Тематика уроков-сообщений и систематизации

а) Урок-семинар

№ 1. Информатика как синтез науки и технологий.

№ 2. Информационное общество.

№ 3. Сущность понятия «информация».

№ 4. Геоинформационные системы.

б) Урок-проблемная дискуссия

№ 5. Различные подходы к классификации наук и место информатики в системе наук.

jsfo 6. Социальные аспекты информатики.

jsjb 7. Языковые аспекты информатики.

№ 8. Перепланировка бизнеса и информационные технологии.

в) Урок творческих задач

№ 9. Экспертные системы.

№ Ю. Телеконференции в Интернет.

№ П. Информационные технологии математической обработки данных в социологических исследования.

№ 12. Информационные технологии математической обработки данных в сфере планирования и управления.

 

Задание 2. Разработать конспект урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков по заданной теме в соответствии с подразделом 14.6, занятие 1, задание 1. Следует учитывать специфику урока контроля и коррекции знаний, поэтому в конспекте нужно описать основные этапы: объяснение задания учителем и ответы учащихся на вопросы; выполнение учащимися заданий и сдача отчета.

Тематика уроков контроля и коррекции

№ 1. Систематизация и структурирование информации.

№ 2. Метаописания языка программирования Паскаль.

№ 3. Проектирование реляционной базы данных.

№ 4. Создание макросов для обработки данных в БД.

№ 5. Работа с СУБД в режиме «генератора отчетов».

№ 6. Работа с удаленными базами данных в Интернет.

№ 7. Электронная почта.

№ 8. Поиск информации в Интернет.

№ 9. Исследование корреляционной зависимости между величинами с помощью табличных процессоров.

№ 10. Решение задач прогнозирования методами экстраполяции.

№ 11. Работа с системой АСУ-ВУЗ (или ее элементами).

№ 12. Работа с простейшей геоинформационной системой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.