Учащихся по линии информации
и информационных процессов*
Учащиеся должны знать:
• определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;
• что такое информационные процессы;
• какие существуют носители информации;
• как определяется единица измерения информации — бит;
• что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
• в каких единицах измеряется скорость передачи информации;
• *связь между количеством информации в сообщении о некотором событии и вероятностью этого события (в приближении равной вероятности и в общем случае);
• * схему К. Шеннона процесса передачи информации по техническим каналам связи; смысл и назначение ее отдельных элементов.
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
• определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
• приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
• приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
• измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
• пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах);
• рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи, а также решать обратные задачи;
• *вычислять количество информации в сообщении о событии с известной вероятностью (в приближении равной вероятности и в общем случае).
Вопросы для самоконтроля и обсуждения к главе 7
1. В чем причина проблемы определения понятия «информация»? Какие возможны подходы к определению информации?
2. Как эволюционирует подход к линии информации и информационных процессов со сменой поколений школьных учебников?
3. Как объяснить ученикам разницу между декларативными и процедурными знаниями? Подберите серию примеров, иллюстрирующих эти понятия.
4. Объясните методический смысл введения понятия «информативность сообщения».
5. В чем состоит ограниченность содержательного подхода к определению и измерению информации? На каких примерах можно объяснить этот факт ученикам?
6. Как объяснить ученикам тот факт, что в информационной технике применяется алфавитный подход к измерению информации?
7. Пофантазируйте на тему: к каким последствиям привело бы принятие следующего определения единицы измерения информации: «Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 10 раз несет единицу информации, которая называется 1 дит».
8. В чем состоят методические проблемы раскрытия учащимся вероятностного подхода к понятию информации? Как их можно преодолеть?
9. Попробуйте на примере школьного урока проиллюстрировать следующие понятия: информационные процессы, носитель информации, хранилище информации, передача информации, шум и защита от шума, обработка информации.
10. Является ли полным перечисленный в подразделе 7.4 список вариантов обработки информации? Попробуйте опровергнуть или подтвердить факт полноты.
Лабораторный практикум
Тема «Информация и информационные процессы»
Основные вопросы:
1. Цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики.
2. Обязательный и вариативный уровень организации, а также усвоение учащимися учебного материала в образовательном процессе.
3. Роль рассматриваемой темы в решении общеобразовательных задач базового курса информатики, связанных с формированием системно-информационных представлений учащихся.
4. Роль рассматриваемой содержательной линии в решении задач развития общеинтеллектуальных и общеучебных умений и навыков.
5. Методические подходы к рассмотрению в образовательном процессе ключевых вопросов данной темы.
6. Дидактическая целесообразность использования программных средств обучения демонстрационного и обучающего характера, упражнений и вопросов-проблем при организации фронтальной работы с учащимися; учебных задач, тестового текущего и итогового контроля.
7. Поиск эффективных способов сочетания словесных, наглядных и практических (деятельностных) методов и средств обучения при организации учебных занятий.
Занятие 1
Тема «Формирование основных понятий раздела «Информация и информационные процессы» в базовом курсе информатики»
Задачи занятия:
1. Определить роль и место учебного раздела «Информация и информационные процессы» в базовом курсе информатики.
2. Рассмотреть цели и задачи изучения раздела в базовом курсе информатики.
3. Определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования.
4. Установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов.
5. Определить уровни формирования базовых понятий, их общеобразовательный и мировоззренческий аспекты изучения.
Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 4, 8, 13, 17, 18, 19, 22, 24].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Составить терминологический словарь по базовым понятиям учебного раздела, разработать логико-структурную модель учебного материала.
2. Провести содержательный анализ раздела «Информация и информационные процессы» в учебниках и учебных пособиях.
План занятия
1. Анализ полного содержания фазовых понятий раздела.
2. Определение предельно общих фундаментальных понятий-категорий.
3. Построение логико-структурной модели учебного материала.
4. Построение тезауруса учебного материала раздела (отражение внутрипредметных и межпредметных иерархических связей в системе базовых понятий).
На основе анализа учебников и учебных пособий заполнение таблицы «Базовые понятия» (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Базовые понятия
Понятие (указать
категорию),
его определение
| Сущность понятия
| Примеры на внутрипредметные связи
(раздел, понятие)
| Примеры на
межпредметные связи (уч. предмет, раздел, понятие)
|
Этап формирования
| Методы и средства обучения, приемы работы
| Образовательный
аспект
| Мировоззренческий
аспект
| Ранее
изученные
| Подлежащие усвое-
нию
| Ранее
изученные
| Подлежащие усвое-
нию
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Табл. 7.1 и ряд таблиц (7.2 — 7.4), описанных в лабораторном практикуме текущей главы, являются инвариантными к лабораторным практикумам по всем разделам базового курса информатики.
Методические указания по заполнению таблицы 7.1 Этап формирования (столбец 8) может быть определен в соответствии с этапами, выделенными Дж. Брунером на основе процессов восприятия объектов и явлений, переработки информации: введение понятия; приведение примеров (положительных и отрицательных), к которым приложимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанное на существенных признаках.
В столбце 9 табл. 7.1 необходимо описать адекватные содержанию методы и средства обучения, приемы работы. Для решения задачи формирования понятий могут быть рассмотрены следующие методы обучения: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), рассказ, рассказ-описание, рассказ-беседа, беседа по вопросам, беседа с постановкой проблемных вопросов, объяснение, демонстрация и т.д. Соответственно, приемы работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания, решение познавательных задач и т.д. Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос.
Занятие 2
Тема «Планирование учебного процесса»
Задачи занятия: сформировать навыки поисково-исследовательской и аналитической деятельности студентов, связанные с разработкой тематического и поурочного планирования.
Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 8, 14, 15, 23, 25].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Изучить учебные программы, учебно-методическую литературу.
2. Проанализировать две-три частнопредметные (авторские) методики обучения базовому курсу информатики в рамках рассматриваемого раздела. Представить результаты анализа в табл. 7.2 и подготовить на их основе краткое сообщение.
Таблица 7.2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|