Оценка авторской методики
Автор (ы), источники
| Актуальность методики
| Новизна
| Инструменталь-ность
| Доступность
|
|
|
|
|
|
Методические указания по заполнению таблицы 7.2
Для оценки авторской методики может быть рекомендована к использованию четырехуровневая методика оценки педагогических методик (А.Гин).
Актуальность методики определяет, какие конкретно проблемы обучения она позволяет решать.
1-й уровень: методика практичмески неактуальна, применение ее ничего не изменяет в работе современного учителя.
2-й уровень: методика затрагивает неосновные моменты работы; владение методикой улучшит некоторые второстепенные параметры образовательного процесса (например, повысит точность оценки знаний.
3-й уровень: методика затрагивает основные моменты работы, но с ее внедрением можно и подождать. Например, потому что и старые методы неплохо справляются.
4-й уровень: это то, что необходимо современной школе.
Новизна выявляет, что реально нового дает профессионалу методическая разработка.
1-й уровень: новизна на уровне терминологии. Сюда же относится новизна на эмоциональном уровне. Автор показывает новую точку зрения на уже известные факты, заставляет переосмысливать учебный материал. Само по себе это неплохо, но имеет мало общего с настоящей методикой.
2-й уровень: новизна на информационном уровне. Даны новые факты, примеры, задачи, упражнения и решения.
3-й уровень: новизна на системном уровне. Известные приемы в новой, более рациональной или оптимальной компоновке.
4-й уровень: принципиальная новизна. Предполагает новые способы работы, дающие результаты, отличающиеся от прежних. Здесь уместно заметить два существенно различающихся подуровня. Первый, методика-1, дает новый способ решения известных задач, не изменяя содемржания обучения. Методика-2 изменяет сами цели, а значит, и парадигму образования. Она дает способ постановки и решения новых педагогических задач.
Инструментальность позволяет судить о том, насколько технологична, инструментальна для профессионала разработка.
1-й уровень: методика сводится к призывам.
2-й уровень: методика эффективна лишь в «авторском исполнении». В отсутствие автора ее результаты, к сожалению, не воспроизводятся. Требуется много дополнительных подсказок, обучение у автора, постоянные консультации, чтобы методика начала стабильно работать в «чужих руках».
3-й уровень: методика передаваема частично, отдельными рекомендациями; или работает нестабильно, только в благоприятных условиях; или передаваема, но только отдельным, особенно способным к ней людям.
4-й уровень: методика передаваема, дает стабильные результаты, не требуя больших усилий или много времени для освоения.
Понятность определяет доступность изложения методической разработки.
1-й уровень: текст труднодоступен для восприятия и создает общее впечатление подделки под «высокий научный стиль».
2-й уровень: отдельные фрагменты методики понятны, а вот связи между разделами и системы работы в целом нет. Многие положения методики не аргументированы.
3-й уровень: методика в целом понятна. Но читать (слушать) ее непросто. Есть достаточное количество примеров. Но в процессе изучения возникают вопросы типа: «А как быть, если ...», на которые нет авторских ответов.
4-й уровень: методика понятна в частях и в целом. Можно сказать — «прозрачна». Автор открывает все нюансы методики.
План занятия
1. Сообщения по данным табл. 7.2, обсуждение сообщений.
2. Составление тематического и поурочного планирования, представление результатов в таблице (табл. 7.3).
3. Обсуждение результатов тематического и поурочного планирования.
4. Подготовка конспекта урока по одной-двум темам, учитывая направленность урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала), или заполнение таблицы (табл. 7.4).
Таблица 7.3
Тематический план
Номера уроков
|
|
| 3...
| I. Название темы
1. Общая дидактическая цель системы уроков по теме
2. Тип урока
3. Общие методы обучения
4. Оборудование и основные источники информации (для учителя и ученика)
|
|
|
| П. Актуализация знаний и способы действий
1 . Опорные знания и способы действий
2. Источник повторения
3. Типы самостоятельных работ
|
|
|
| III. Формирование новых понятий и способов действий
1 . Новые понятия и способы действий
2. Основные проблемы
|
|
|
| IV. Применение (формирование умений и навыков)
|
|
|
|
Методические указания к заполнению таблицы 7.3
I. Название темы берется из учебной программы или конкретизируется на ее основе:
а) в тематическом плане достаточно указать общую дидактическую цель системы уроков по данной теме;
б) указание типов уроков по теме позволяет учителю планировать свою дальнейшую учебную работу с учетом перспективы дальнейшего развития учебных занятий по курсу (возможность проведения экскурсий, видеоуроков, работа в глобальной компьютерной сети Интернет и т.д.);
в) в тематическом плане можно сориентировать учителя на применение того или иного общего метода обучения с учетом специфики информатики как учебного предмета;
г) исходя из содержания и общих методов обучения, планируется использование электронных средств образовательного назначения, дополнительной литературы, ресурсов Интернет и т. д.
II. Актуализация предполагает воспроизведение не только ранее изученного, но и применение прежних знаний в новых ситуациях, их углубление. Поэтому важно установить не только опорные знания для каждого урока, но и указать основные виды учебных задач по информатике, в процессе решения которых будут актуализироваться необходимые знания.
III. Формирование новых понятий и способов действий — основной раздел плана. Здесь важно четко выделить новые понятия и способы действий, которые вводятся и изучаются в данной теме. Желательно указать основные шаги в процессе формирования новых понятий.
IV. В последнем разделе важно указать систему заданий:
а) для формирования умений и навыков при изучении данной темы;
б) для показа практического применения информатики;
в) для реализации межпредметных связей.
Таблица 7.4
Планирование уроков
№ урока
| Задачи урока
| Содержание урока
| Время
| Методы и приемы работы
| Способы организации деятельности учащихся
| Средства обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические указания по заполнению таблицы 7.4
Анализируя задачи образовательных, воспитательных и развивающих функций урока, следует обратить особое внимание:
• на тему, дидактическую цель и задачи каждого учебного занятия;
• на каком учебном материале может быть организовано прочное, сознательное овладение учащимися темы;
• на структуру урока и примерное время, отводимое на реализацию его основных частей;
• на методы и приемы учебно-воспитательной работы на каждом этапе урока, а также способы организации учебно-познавательной деятельности школьников;
• какие возможности предоставляет материал темы для формирования научного мировоззрения учащихся;
• какие уже имеющиеся у школьников знания, умения и навыки следует использовать при постановке и решении новых познавательных задач;
• как способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся, их восприятия, внимания, памяти, мышления;
• какие наглядные пособия, технические и программные средства обучения могут быть использованы на уроке.
Форма и способы организации учебной деятельности студентов: выступление с сообщением, беседа по вопросам, работа с табл. 7.2; работа с учебными программами, учебниками и учебными пособиями, работа с табл. 7.3; беседа по вопросам; индивидуальная работа по разработке конспектов урока, работа с табл. 7.4.
Занятие 3
Тема «Решение задач»
Задачи занятия: сформировать представление о поливариантности школьных задач по теме рассматриваемого раздела; умение их систематизировать; навыки постановки разнотипных и разноуровневых учебных, познавательных и учебно-познавательных задач; представление о трудностях учащихся, возникающих при решении задач, и умение находить пути их преодоления.
Способ организации занятия: лабораторная работа.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература: [1, 3, 7, 8, 23, 25].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Познакомиться с дидактическими материалами и выделить типы задач, используемых в процессе изучения раздела «Информация и информационные процессы».
2. Проанализировать задачи на предмет характерных затруднений, возникающих у учащихся в процессе их решения.
Ход работы
1. Рассмотреть критерии систематизации и типологию задач, используемых в процессе изучения рассматриваемого раздела.
1.1. Задачи на определение вида и свойств информации.
1.2. Задачи на измерение информации.
2. Разработать комплекс разнотипных и разноуровневых задач, в котором каждая задача содержит: формулировку, тип, описание способов решения, средства решения, решение.
Форма и способы организации учебной деятельности студентов: работа в группах; индивидуальная работа.
Для более эффективного усвоения студентами вопросов конкретной методики преподавания базового курса информатики целесообразно организовать выполнение учебно-методических проектов. Ниже предложен возможный перечень такого рода проектов.
Варианты учебно-методических проектов для студентов[6]
1. Предложить варианты опорных листов по усвоению базовых понятий учебного раздела базового курса информатики.
2. Описать требования к программному средству учебного назначения — демонстрации закономерностей информационных процессов в системах различной природы.
3. Разработать на основе теоретического материала учебного раздела базового курса информатики варианты тестовых заданий для организации текущего и итоговбго контроля, а также самоконтроля.
4. Предложить формы организации внеучебных занятий по ключевым вопросам учебного раздела базового курса информатики.
5. Разработать виды и содержание учебной деятельности учащихся на уроках информатики при организации обучения в группах (на учебном материале конкретного раздела).
6. Разработать занимательные задачи по теме учебного раздела базового курса информатики.
7. Разработать развивающие задачи по теме учебного раздела базового курса информатики.
8. Разработать задачи творческой направленности по теме учебного раздела базового курса информатики.
9. Разработать на основе разнотипных задач, используемых в процессе изучения конкретного раздела базового курса информатики, тестовые задания практико-ориентированного характера.
10. Разработать компьютерные варианты учебных заданий для организации программированного обучения конкретному разделу базового курса информатики.
11. Анализ роли стиля мышления в процессе изучения базового курса информатики (на примере конкретного учебного раздела).
Литература к главе 7
1. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2 ч.: Пер. с нем. — М.: Мир, 1990.
2. Бешенков С. А., Лыскова Ю.В., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. — 1998. — № 6 — 8.
3. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. — Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 1999.
4. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учеб. — М.: ИНФРА-М, 1997.
5. Теин А. Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Ф. Информатика. Классы 7-9. — М.: Дрофа, 1998.
6. ГейнА.Г., Шолохович В.Ф. Преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе: Руководство для учителя. — Екатеринбург, 1992.
7. Дейнеко С.В. Методика обучения информатике учащихся вузов // ИНФО. - 2000. - № 4. - С. 94-96.
8. Задачник-практикум по информатике: Учеб. пособие для сред. шк. / Под ред. И.Семакина, Е. Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
9. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Метод. пособие для учителей и преподавателей сред. учеб, заведений: В 2 ч. / Под ред. А. П.Ершова и В. М. Монахова. — М.: Просвещение, 1985 (ч. 1), 1986 (ч. 2).
10. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителя / А.В.Авербух, В.Б.Гисин, Я.Н.Зайдельман, Г.В.Лебедев. — М.: Просвещение, 1992.
11. Информатика: Базовый курс для 7 — 9 кл. / И. Г.Семакин, Л. АЗало-гова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.
12. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. — М.:, Педагогика-Пресс, 1994.
13. Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: 9 — 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — 2-е изд. - М.: Дрофа, 1996.
14. Каналов Р. Р. Логико-структурная модель школьного курса информатики // Информатика и образование. — 1998. — № 8. — С. 3 — 11.
15. Казачков Л. С. Прикладная логика информатики. — Киев: Наук. думка, 1990.
16. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для 10—11 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1996.
17. Леднев В. С. Содержание образования. — М.: Высш. шк., 1989.
18. Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Применение логических схем понятий в курсе информатики // Информатика и образование, 2000. — № 1. -С. 32-38.
19. Новик И. Б., Абдуллаев А. Ш. Введение в информационный мир. — М.: Наука, 1991.
20. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред. учеб, заведений: В 2 ч. / Под ред. А. П. Ершова и В. М. Монахова. — М.: Просвещение, 1985 (ч. 1), 1986 (ч. 2).
21. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для 10 — 11 кл. сред. шк. / А. Г. Гейн, В. Г.Житомирский, Е. В. Липецкий и др. — М.: Просвещение, 1993.
22. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для 10 — 11 кл. сред, школы / В.А.Каймин, А. Г. Щеголев, Е.АЕрохина, Д. П.Федю-шин. — М., Просвещение, 1989.
23. Программно-методические материалы: Информатика: 1 — 11 кл. / Сост. Л. Е. Самовольнова. — М.: Дрофа, 1998.
24. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» // Информатика и образование. — 1997. — № 1. — С. 3 —11.
25. Радченко Н.П., Козлов О. А. Школьная информатика: экзаменационные вопросы и ответы. — М.: Финансьд и статистика, 1998.
26. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса информатики. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
27. Семакин И. Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
28. Шимина А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. — М., 1981.
29. Шрейдер Ю.А. Тезаурусы в информатике и теоретической семантике // Информационные языки. НТИ. Сер. 2. — 1971. — № 3. — С. 21— 24.
Глава 8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|