Структура обучения информатике
в 12-летнем учебном плане школы
Проблема места (и структуры) школьного образования в области информатики получила дальнейшее развитие в связи с переходом российской школы на 12-летнее обучение.
Рассмотрим отдельные тенденции и решения, проявившиеся уже в процессе разработки соответствующего базисного учебного плана [2].
Сразу отметим, что информатика вошла как отдельная образовательная область в инвариантную часть БУП; в проекте БУП эта новая образовательная область представлена двумя предметами — информатикой и информационными технологиями (табл. 5.4).
Таблица 5.4
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений
Российской Федерации (2000 г., проект)
Образовательные
области
| Образовательные
компоненты
| Количество часов в неделю
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| X
| Федеральный компонент
| Филология
| Русский язык как государственный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Математика
| Математика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Информатика
| Информатика
Информационная технология
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Естествознание
| Природоведение
Физика
Химия
Биология
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Образовательные области с федеральным и национально-региональным компонентом
| Филология
| Литература
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Иностранный язык
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обществознание
| История
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обществознание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| География
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Национально-региональный компонент
| Филология
| Родной язык
|
| 3 3
|
|
|
|
|
| 2 :
|
| 2 2
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Окончание табл. 5.4
Образовательные
области
| Образовательные
компоненты
| Количество часов в неделю
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| X
| Естествознание,
обществознание
| Окружающий мир
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Искусство
| Изобразительное
искусство, музыка, танец
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Физическая культура
Технология
| Физическая культура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Технология
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Школьный компонент
| Обязательные занятия по выбору
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аудиторная нагрузка учащегося
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ученический компонент
| Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий объем учебного плана
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Объем домашнего задания (часов в день)
|
|
| 1,0
| 1,5
| 1,5
|
|
| 2,5
| 2,5
|
|
| | | | | | | | | | | | | |
Весьма заметным недостатком проекта базисного учебного плана относительно структуры информатического образования оказалось явное несохранение принципа преемственности и непрерывности в реализации системообразующего курса «Информатика», который оказался представленным двумя разнесенными блоками — начало изучения в III—IV кл., а продолжение в пределах основной школы только в IX—X кл. Особенно противоречивым местом проекта БУП-2000 оказалось также исключение образовательной области «информатика» из старшего звена 12-летней школы (XI —XII кл.) (табл. 5.5).
Возможный способ преодоления указанных несоответствий — это, во-первых, включение информатики в федеральный компонент БУП на уровне XI—XII кл. (например, путем перемещения часов образовательной области «Технология», помещенных в национально-региональный компонент плана), а во-вторых, образование соединительного этапа непрерывного курса информатики в звене V—VIII кл. (за счет часов школьного компонента).
Таблица 5.5
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (XI—XII классы, проект)
Образовательные области
| Образовательные компоненты
| Количество часов в неделю по классам
| |
XI
| XII
| | Федеральный компонент
|
| | Филология
| Русский язык как государственный
|
|
| | Математика
| Математика
|
|
| | Естествознание
| Физика, химия, биология, астрономия
|
|
| | Образовательные области с федеральным и национально-региональным компонентом
| Филология
| Родной язык, литература
|
|
| Иностранный язык
|
|
| Обществознание
| История, обществоведение
|
|
| Национально-региональный компонент
| Физическая культура
| Физическая культура, ОБЖ
|
|
| Технология
| Технология
|
|
| ИТОГО
|
|
|
| Школьный компонент
|
| Обязательные занятия по выбору
|
|
|
| Аудиторная нагрузка учащегося
|
|
|
| Ученический компонент
| Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера
|
|
|
| Общий объем учебного плана
|
|
|
| Объем домашнего задания (часов в день)
|
| 3,5
| 3,5
| | | | | | |
Рекомендации к проведению
Семинарского занятия
Тема «Место курса информатики в
учебном плане школы»
Основные вопросы:
1. Проблема места курса информатики в школе — от введения предмета в школу до начала разработки базисного учебного плана.
2. Базисный учебный план 1993 года.
3. Базисный учебный план 1998 года.
4. Структура обучения информатике в школе в 12-летнем учебном плане (перспективы).
Литература к главе 5
1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета. — 1993.
2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации для 12-летней школы (проект) // Учительская газета. — 2000 г. - № 38.
3. ГейнА.Г. и др. Информатика: 8—9 кл. — М.: Дрофа, 1999.
4. Гейн А. Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники для 10—11 классов средней школы. — М.: Просвещение, 1991.
5. Горячев и др. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь: 1—4 кл. М.: Баллас Лтд., 1997.
6. Закон РФ «Об образовании».
7. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе» от 29 мая 1995 г.// ИНФО. - 1995. - № 4. - С. 5-6.
8. Информатику необходимо сохранить // ИНФО. — 1990. — № 5.
9. Коган Е.Я., Первин Ю.А. Курс «Информационная культура» — региональный компонент школьного образования // ИНФО. — 1995. — № 1.
10. Кравцова А. Ю. Опыт использования информационных технологий в школах Великобритании. — М.: Информатика и образование, 1997.
11. Кузнецов А.А., Апатова Н.В. Информатика: VII —IX классы. — М.: Дрофа, 1999.
12. Кушниренко А. Г. и др. Информатика: VII — IX классы. — М.: Дрофа, 1999.
13. Кушниренко А. Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для сред. учеб, заведений. — М.: Просвещение, 1990, 1991, 1993, 1996.
14. Лапник М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // ИНФО. — 1991. — № 6; 1992. — № 1.
15. Методическое письмо «О преподавании курса информатики в 1998/99 учебном году» // ИНФО. - 1998. — № 5.
16. О направлении дополнительных вариантов учебных планов средних общеобразовательных школ на 1989/90 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. — 1989. — № 32.
17. О направлении учебных планов на 1989/90 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. — 1989. — № 14.
18. О направлении учебных планов на 1990/91 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. — 1990. — № 11.
19. О направлении учебных планов на 1991/92 учебный год. Письмо Минобразования РСФСР от 25.01.91 № 1369/15 // Вестник образования. Справочно-информационное издание М-ва образования РСФСР. — 1991. -№3.- С. 62-78.
20. О направлении экспериментальных учебных планов на 1990/91 учебный год, разработанных на основе государственного базисного учебного плана средней общеобразовательной школы. Письмо М-ва народного образования РСФСР от 2 апреля № 22-у // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. — 1990. — № 18.
21. Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ М-ва общего и профессионального образования РФ от 9 февраля 1998 г. № 322 // Первое сентября. — 1998. — № 33.
22. Об утверждении государственного базисного учебного плана средней общеобразовательной школы. Приказ Госкомитета СССР по народному образованию от 22 сентября 1989 г. № 751 // Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. — 1990. — № 1. — С. 17-22.
23. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22 февралям 1995 № 4/1 // ИНФО. - 1995. - № 4. - С. 17-36.
24. Первин Ю.А. и др. Информационная культура: 1—4 классы. — М.: Дрофа, 1997.
25. Самовольнова Л. Е. Курс информатики и базисный учебный план // ИНФО. — 1993. — № 3.
26. Семенов А.Л. Математическая информатика в школе // ИНФО. — 1995.-№5.-С. 54-58.
27. Семенов А. Л. Образование, информатика, компьютеры // ИНФО. — 1995.-№5.-С. 6-11.
28. Семенов А. Л. Программа информатизации российского общего образования // Материалы к обсуждению на Коллегии М-ва образования РФ от 26 декабря 2000 г.
29. Семенов А.Л. и др. Алгоритмика: 5 — 6 классы. М.: Дрофа, 1996 — 1997.
30. Уваров А. Ю. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра// ИНФО. — 1990. - № 4.
31. Хеннер Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники // ИНФО. — 1994. — № 2.
Глава 6
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|