Типовой макет примерной дополнительной общеобразовательной программы
· Титульный лист
· Пояснительная записка:
1. Актуальность и перспективность программы
2. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
3. Практическая направленность программы
4. Цель программы
5. Задачи программы
6. Адресат
7. Продолжительность программы
8. Требования к результату усвоения программы
9. Система оценки достижения планируемых результатов
10. Сведения о практической апробации программы на базе образовательной организации
· Учебный план программы
1. Цель программы:
2. Категория обучающихся:
3. Срок обучения:
4. Режим занятий:
№
| наименование блоков (разделов)
| Всего часов
| в том числе
| форма
|
| теоретических
| практических
| контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
· Учебная программа: основное содержание
Система условий реализации программы:
1.Структура и содержание программы
2.Сроки и этапы реализации программы
3.Методы, используемые при реализации программы
4.Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
5.Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы
6.Требования к условиям реализации программы
7.Ожидаемые результаты реализации программы
8.Система организации контроля за реализацией программы
9.Система оценки достижений планируемых результатов
10.Критерии оценки достижения планируемых результатов
· Список литературы
· Методические рекомендации по реализации данной программы
Рекомендации
по составлению дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Любая программа начинается с Титульного листа. Титульный лист содержит информацию о названии образовательного учреждения, на базе которого данная программа реализуется, названии программы, Ф.И.О. автора (составителя) программы, его должность.
Пояснительная записка
Пояснительная записка - важнейшая часть программы, в которой автор заявляет свою профессиональную позицию, дает теоретико-методологическое обоснование программы, формулирует её цели, задачи, обозначает принципы отбора содержания, проектирует ожидаемые результаты и определяет методы и методики их диагностики. Объем Пояснительной записки -2- 4 с. печатного текста (формат А 4).
1. Структура пояснительной записки
1.1. Описание необходимо начинать с актуальности и перспективности программы в виде, позволяющем определить её значимость для работы с определенным контингентом в данном учреждении. Необходимо обосновать востребованность данной программы, например, в деятельности данного центра, специализированных ДОУ или школ и т.п.
— Если программа является подлинно авторской, то при обосновании её актуальности исходите из того, что актуальность любой авторской программы обосновывается а) наличием (или возрастанием) категории лиц, чьи потребности в определенных образовательных или иных услугах не удовлетворяются (или удовлетворяются не в полной мере), и б) значимостью (с точки зрения науки) предоставления этих услуг для развития личности, определенной социальной группы, общества в целом.
Таким образом, необходимо сослаться на собственные данные или данные, полученные другими исследователями, отражающие неблагополучие реальной ситуации, и на научные данные о важности оказания своевременной помощи той категории клиентов, на которых рассчитана программа.
При этом важно подчеркнуть, почему невозможно было воспользоваться уже существующими программами, почему возникла необходимость разработки данной (авторской) программы.
Если представляемая программа является модификацией какой-либо известной программы, то обязательно нужно показать, в чем заключалась модификация, чем она была обусловлена.
Пояснения: осуществленная вами модификация уже существующей программы может заключаться в расширении круга решаемых задач, в изменении приоритетов, т.е. в изменении иерархии задач, в дополнении содержания, в изменении логики (последовательности) освоения содержания, в изменении предложенных автором форм, методов, конкретных приемов работы, а также в доработке условий реализации программы.
Необходимость модификации уже существующей программы может быть обусловлена тем, что она, с вашей точки зрения, не позволяет охватить весь комплекс проблем, стоящих перед учреждениями определенного типа в современных условиях, не предусматривает работу по тем направлениям, которые именно вам представляются самыми важными, не специфицирована по методам и приемам для работы с теми категориями субъектов, с которыми намерены работать именно вы, и т.п.
Если представляемая программа является переработкой нескольких программ, то следует указать не только авторов данных программ, но и те их идеи, на которых базируется данная программа. Целесообразно подчеркнуть не только необходимость составления (с теоретической и практической точек зрения) на основе существующих программ данной программы, но и свой личный вклад (степень авторства).
1.2. Пояснительная записка содержит краткое описание научных, методологических, теоретических и нормативно-правовых оснований программы.
- Постарайтесь кратко (в сжатом виде) сформулировать несколько ключевых идей, на которых базируется программа. Обязательно укажите авторов, которым данные идеи принадлежат.
- Если считаете нужным подробно описать теоретические идеи, ставшие фундаментом для разработки программы, то сделайте это в Приложении к программе, а не в Пояснительной записке.
Например, данная часть Пояснительной записки может выглядеть следующим образом: «Методологической основой данной программы явились: концепция культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского; концепция закономерной смены форм общения в онтогенезе М. И. Лисиной; теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина». (Может быть названо еще несколько концепций или теорий). После их перечисления сформулируйте конкретные теоретические идеи, наиболее значимые для понимания замысла, профессиональной позиции разработчика (составителя) программы.
Например, в Пояснительной записке возможны следующие формулировки:
«Ключевыми для нас стали следующие теоретические идеи:
идеи Л. С. Выготского о развитии как непрерывном процессе количественных и качественных, структурных и функциональных изменений; о роли взрослого как посредника в культурном развитии ребенка;
идеи М. И. Лисиной об общении как основном условии полноценного развития ребенка на ранних этапах онтогенеза; о закономерном изменении в онтогенезе содержания потребности в общении, коммуникативных мотивов, преобладающих средств общения;
идея К. М. Гуревича о социально-психологическом нормативе как системе требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов;
идея триединства теории, диагностики и коррекции в деятельности специального психолога, сформулированная М. М. Семаго».
1.3. Далее описывается практическая направленность программы, а именно, указывается тип программы, обоснованный описанием проблемной ситуации, на решение которой она направлена. Необходимо указать, к какому типу программ относится данная программа, для решения каких проблем она предназначена, для каких категорий показана, а для каких - противопоказана.
- Пояснительная записка должна начинаться с указания, что предлагаемая программа является программой дополнительного образования.
- При конкретизации типа программы следует иметь в виду, что программа может быть психологической/педагогической (коррекционно-развивающей, развивающей, профилактической, образовательной, диагностической), дефектологической, логопедической, оздоровительной и т.д. Не менее важно указать, является ли данная программа:
а) подлинно авторской,
б) модификацией известной (опубликованной) программы,
в) данная программа составлена на основе нескольких программ других авторов.
При описании назначения программы важна конкретика: следует сформулировать конкретную проблему или круг проблем, решение которых будет возможно при условии успешной реализации данной программы.
Например, в Пояснительной записке возможны следующие формулировки: «Данная программа предназначена для решения сложной проблемы обеспечения психологической готовности детей с ЗПР к обучению в массовой школе» или «Реализация данной программы будет способствовать решению социально-значимой проблемы снижения риска инвалидизации детей, переживших тяжелую психическую травму» и т.п.
Следует кратко сформулировать 5-7 основных принципов отбора содержания и его организации.
Например: «При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие принципы:
— принцип системности;
— принцип научности;
— принцип ориентации на «зону ближайшего развития» (по Выготскому);
— принцип единства диагностики и коррекции;
— принцип замещающего развития».
1.4. В Пояснительной записке обязательно четко формулируется цель (цели) данной программы. Цель - это образ желаемого результата. Цель должна логично «вытекать» из поставленной ранее проблемы, следовательно, быть актуальной для учреждений, в которых будет реализовываться программа.
- Цель должна отражать тип программы, следовательно, должна быть сформулирована в терминах, понятиях, имеющих отношение к определенной области психологии, педагогики, дефектологии и т.д.
- Цель должна быть конкретной, реалистичной, т.е. достижимой в работе именно с данными клиентами за обозначенный промежуток времени.
- Цель должна быть легко диагностируемой. Исходя из цели, мы в дальнейшем и будем оценивать эффективность работы по данной программе.
- Цель принято формулировать в позитивной, а не в негативной форме, т.е. следует описать, что планируется сформировать, развить, а не что следует преодолеть или искоренить.
- Формулируя цель коррекционно-развивающей работы, следует исходить из того, что усилия специалистов должны быть направлены на работу с причинами трудностей, а не с их симптомами.
Примеры удачных формулировок цели:
«Цели данной психолого-педагогической коррекционно-развивающей программы - формирование произвольной регуляции поведения детей младшего школьного возраста и коррекция отклоняющегося поведения».
«Цель предлагаемой логопедической программы заключается в коррекции нарушений коммуникативной функции речи у детей с заиканием».
«Цель данной информационно-просветительской программы: повышение
компетентности родителей в вопросах воспитания и развития гипервозбудимого ребенка»
Примеры неудачных формулировок цели:
«Цель данной программы - развитие всех психических процессов у детей младшего школьного возраста» —цель «обтекаемая», слишком глобальная. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок типа: Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой из них.
«Целью данной программы является проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения поведения» - в данном случае цель подменяется средствами её достижения, поскольку «коррекционно-развивающие занятия» - это средство, способ, который может быть использован для достижения разных целей; какую цель преследует автор данной программы - понять невозможно.
1.5. Цель программы должна быть конкретизирована через задачи. Задача - это цель в конкретных условиях.
- Задачи обязательно должны соотноситься с целью: раскрывать её, конкретизировать, уточнять.
- Задачи должны быть конкретными, определенными, корректно сформулированными на научном языке (через понятия «развивать», «формировать», «воспитывать», «расширять», «углублять», «способствовать освоению», «помочь», «научить»),
- Задачи, как и цель, принято формулировать в позитивной, а не в негативной форме.
- Задачи должны быть достижимыми за определенный период времени.
Примеры удачных формулировок цели и задач:
Цель: формирование произвольной регуляции поведения детей младшего школьного возраста и коррекция отклоняющегося поведения.
Задачи:
1) Развивать у детей умение контролировать движения своего тела;
2) Формировать умение принимать и соблюдать игровые правила;
3) Способствовать осознанию необходимости соблюдения правил поведения в
школе;
4) Расширить и углубить представления детей о конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций;
5) Развивать коммуникативные умения.
Примеры неудачных формулировок задач:
«Воспитывать патриотизм»; «Развивать формы мышления» -задачи слишком глобальные, нереалистичные, трудно диагностируемые.
«Создать благоприятный психологический климат»;
«Осуществить подбор дидактических игр по теме «Овощи, фрукты» -в данных примерах сформулированы не задачи, а условия, которые необходимо создать; каким изменениям в детях должен способствовать «благоприятный психологический климат»? что мы собираемся развивать, формировать и корректировать через подобранные дидактические игры? Ответив на эти вопросы, мы выйдем на постановку задач.
«Провести входную педагогическую диагностику, коррекционно-развивающие занятия и итоговую диагностику» - в данном случае ошибка заключается в том, что задачи подменяются этапами работы.
1.6. Описать адресность программы - это значит перечислить те категории клиентов, работа с которыми предусмотрена данной программой. Кроме того, обязательно следует подчеркнуть, на кого данная программа не рассчитана, кому противопоказана.
Например, этот фрагмент Пояснительной записки может выглядеть следующим образом: «Программа формирования произвольной регуляции деятельности» предназначена для работы с детьми с парциальной несформированностью преимущественно регуляторного и когнитивного компонентов деятельности, т.е. с теми, кто посещает логопедические группы ДОУ или обучается в образовательных учреждениях V и VII видов. Противопоказанием к использованию данной программы является наличие у детей нарушений опорно-двигательного аппарата, эпилептической болезни, эписиндрома различной степени выраженности или пониженного порога судорожной готовности» (пример взят из книги Семаго, М. М., Семаго, Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.).
1.7. В Пояснительной записке должна быть кратко изложена продолжительность программы, а именно сроки и этапы её реализации. Обоснована форма реализации программы: индивидуальная, групповая или смешанная (индивидуально-групповая).
Следует также указать количество запланированных занятий (встреч) и продолжительность каждого занятия.
Исходите из того, что трудоёмкость программы (общее количество часов), временные границы каждого занятия определяются возрастными, индивидуальными психофизиологическими особенностями участников, их социальным статусом, медицинскими характеристиками, спецификой учреждения, сложившимися в учреждении традициями.
В Пояснительной записке должно быть показано место данной программы в воспитательно-образовательном процессе, её роль в решении задач, стоящих перед учреждениями определенного типа.
Следует также отразить связь данной программы с другими программами, реализуемыми по отношению к определенной категории субъектов. Подчеркните, на какие программы, реализуемые в учреждении, опирается данная программа, какие программы она дополняет (усиливает, обогащает), к освоению каких программ готовит.
1.8. Далее описываются требования к результату усвоения программы, а именно планируемые результаты реализации программы (желательно промежуточные и итоговые).
- Ожидаемые результаты представляют собой переформулированные задачи.
- Современный подход к проектированию ожидаемых результатов предполагает их описание не в терминах долженствования («ребенок должен»), а в терминах психологии развития: «при условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии ...».
- При проектировании результатов укажите, что ребенок сможет воспринимать, понимать, чувствовать, делать и т.п. (самостоятельно, с помощью взрослого).
Например, этот фрагмент Пояснительной записки может выглядеть следующим образом: «При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии произвольности действий, поведения, эмоциональной и коммуникативно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Дети смогут: а) без затруднений выполнять определенные движения в соответствии с речевой инструкцией взрослого; б) предварительно договориться о правилах игры и соблюдать их в процессе игры (сюжетно-ролевой, по правилам); в) осуществлять контроль за соблюдением правил партнерами по деятельности (игровой, учебной, продуктивной); г) на завершающем этапе работы уменьшится количество конфликтов, разрешаемых «силовыми» способами».
1.9. Пояснительная записка должна содержать краткое описание системы оценки достижения планируемых результатов, это может быть в виде описания методов и методик отслеживания эффективности программы.
- Важно предусмотреть входную и итоговую диагностику.
- Выбранные методы и методики должны отвечать критериям надежности и валидности, соответствовать целям, содержанию программы, возрастно-психологическим и медицинским характеристикам участников программы.
- В Пояснительной записке обязательно следует указать точное название методики и её автора (сама методика помещается в Приложении).
1.10. Пояснительная записка должна заканчиваться сведениями о практической апробации программы на базе конкретного учреждения.
При описании результатов апробации программы следует указать:
- Когда, где, при каких условиях, с каким контингентом детей осуществлялась апробация программы;
- Какие методы и методики использовались для отслеживания результатов апробации;
- Какие параметры развития рассматривались и какова динамика их изменений;
- Какие выводы следуют из результатов апробации.
Учебный план программы
Учебный план программы имеет четкую структуру: название разделов или блоков программы количество часов в каждом блоке, в том числе как теоретических, так и практических и форм контроля по каждому блоку. Учебный план программы оформляется в виде таблицы.
Например;
Учебно-тематический план программы
| №
| наименование блоков
| всего
| в том числе
| форма
|
|
| часов
| теоретических
| практических
| контроля
|
| Знакомство
| 2ч
| 0,5ч
(или в минут)
| 1,5
| наблюдение
анкетирование
|
| Основная часть
| 8ч
| 1ч
| 7ч
| рефлексия
|
| Подведение итогов
| 2ч
| 1ч
| 1ч
| рефлексия
диагностическое
обследование
|
| Итого
| 12ч
| 2,5ч
| 9,5ч
|
|
Учебно-тематический план программы так же имеет четкую структуру и оформляется в таблице. Основным отличием от учебного плана программы является то, что в нем перечисляются темы занятий в каждом разделе (блоке).
Например:
№
| наименование блоков
| всего
часов
| в том числе
| форма
контроля
| теоретических
| практических
|
| Знакомство
| 2ч
| 0,5ч
(или 30 мин)
| 1,5
| наблюдение
анкетирование
| 1.1
| Кто "Я"
| 1ч
| 0,2ч
| 0,8ч
| анкетирование
| 1.2
| Какой "Я"
| 1ч
| -
| 1ч
| наблюдение
|
| Основная часть
| 8ч
| 1ч
| 7ч
| рефлексия
| 2.1
| И.т.д.
|
|
|
|
| 2.2
|
|
|
|
|
| . 3
| Подведение итогов
| 2ч
| 1ч
| 1ч
| рефлексия
диагностическое
обследование
| 3.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| 12ч
| 2,5ч
| 9,5ч
|
|
Учебная программа (её основное содержание)
В данной части описывается последовательно каждое занятие, начиная с цели и заканчивая рефлексией (подведения итогов занятия). Обязательным является краткое описание каждого упражнения используемого на данном занятии.
Система условий реализации программы
— Система условий реализации представляет собой описание условий реализации поставленных задач, достижения желаемых результатов.
— 1. Структура и содержание программы
— Включает в себя перечень и описание программных мероприятий, (функциональные модули, дидактические разделы).
— Описывается структура занятий (вводная, основная, заключительная часть).
— Обязательно следует обосновать последовательность этапов, предлагаемых детям заданий, упражнений, игр и т.п.
1.Сроки и этапы реализации
2.Методы используемые при реализации программы
- Описание используемых методик и технологий, психологического и психологопедагогического инструментария с указанием источников в зависимости от вида программы - профилактическая, развивающая, обучающая).
Важно подчеркнуть, какие технологии, формы, методы работы наиболее оптимальны для достижения поставленных задач; какие игры, упражнения, задания и т.п. могут быть использованы для достижения желаемых результатов. Следует выделить наиболее целесообразные способы построения отношений между субъектами образовательного процесса, организации совместной деятельности, самостоятельной деятельности участников программы.
3.Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
4.Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы
5.Требования к условиям реализации программы
Важно описать требования, предъявляемые к специалисту, реализующему данную программу:
- требования к уровню профессиональной компетентности;
- требования к личностным качествам;
Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы (какие дидактические средства, учебные пособия, игровое- оборудование и т.п. необходимы), в том числе и требования к материально-техническому оснащению.
6.Ожидаемые результаты реализации программы
7.Система организации контроля за реализацией программы
8.Система оценки достижений планируемых результатов (с разработкой заданий)
9.Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные и количественные).
Список литературы
- В список должны быть включены в алфавитном порядке современные научные источники;
- Указанные источники должны быть адекватны целям и задачам программы, должны отражать различные аспекты содержания и условий деятельности специалистов по решению заявленных проблем.
- Оформление списка литературы должно соответствовать современным требованиям (автор, инициалы, название, город, издательство и год издания).
Например: Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. (Библ. психолога-практика).
Методические рекомендации
Методические рекомендации разрабатываются для эффективности реализации программы исполнителем.
Методические рекомендации- это свод указаний, обеспечивающих навигацию ведущего программы, раскрывающие средства, методы, приемы, формы реализации программы.
В методических рекомендациях может содержаться комплект учебно-методическая документации, который представляет собой перечень материалов необходимых для реализации программы, - это раздаточный материал, анкеты, диагностический материал, рекомендации и т.д.
Программа может содержать Приложения (пакет диагностических материалов, и др.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|