Формулировки целей и задач исследования
1.1 Цель исследования: - это желаемый конечный результат исследования (формулировка начинается с глагола):
- определить характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;
- выявить взаимосвязи явлений;
- изучить динамики явлений;
- описать новый эффект, явление;
- открыть новую природу явления;
- обобщить, выявить закономерности;
- создать классификацию, типологию;
- создать новую методику, технологию чего-либо;
- адаптировать существующие методики, технологии чего-либо.
2.2 Задачи исследования– это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:
1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;
2) обоснованием способов решения проблемы;
3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.
Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.
К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать эти понятия;
2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);
3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).
Если исследование предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам необходимо добавить:
1) разработать организационно-психологическую систему (или методику) формирования ...;
2) экспериментально проверить ее эффективность.
Формулировку задач исследования рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т.д.
Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.
Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:
- провести анализ теоретических подходов по проблеме …;
- проанализировать психологическую литературу по проблеме …;
- раскрыть и конкретизировать сущность понятия "….".
Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например:
- провести диагностику …;
- изучить особенности … .
Третья задача имеет прикладной и рекомендательный. Например:
- выявить взаимосвязь …;
- разработать рекомендации по формированию …;
- разработать программу, направленную на … .
Приложение
Памятка по использованию методов математической статистики
Корреляционный анализ
| 1. Для проведения корреляционного анализа должно быть минимум 30испытуемых, а лучше 40 - 50.
Чтобы грамотно выбрать коэффициент корреляции необходимо выяснить, какое распределение имеют замеренные признаки, между которыми устанавливается наличие связи.
Если у обоих признаком распределение нормальное, то используется коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Если хотя бы у одного из измеренных признаков распределение отличается от нормального, то необходимо использовать коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
| Сравнение двух групп испытуемых
| 2. При сравнении двух групп испытуемых в каждой группе должно быть минимум по 25 человек.
Сначала у обеих групп проверяется распределением сравниваемых признаков.
Если распределение признаков в обеих группах нормальное, то используется t-критерий Стьюдента для несвязных (независимых) выборок.
Если хотя бы в одной группе распределение признака отличается от нормального, то используется U-критерий Манна-Уитни.
Если показатели в сравниваемых группах замерены в шкале наименований, то для сравнения используется критерий φ-угловое преобразование Фишера
| Сдвиг (изменение признака)
| 3. Если на одной группе испытуемых (минимум 25 человек) проведено два замера признака, и необходимо посмотреть, изменился ли достоверно признак, т.е. произошел ли сдвиг, мы тоже сначала должны проверит распределение признака.
Если в обоих замерах распределение признака нормальное, то используется t-критерий Стьюдента для связных (зависимых) выборок.
Если хотя бы в одном замере распределение признака отличается от нормального, то расчеты производятся с помощью Т-критерия Вилкоксона.
| Распределение признака можно посмотреть с помощью критерия Колмогорова – Смирнова, или с помощью критерия Шапиро - Уилка, а также можно использовать метод Е.И. Пустыльника.
|
Приложение Д
Периодизации возрастного развития
Л.С. Выготский
| Кризис новорожденности
Младенческий возраст (2мес.-1год)
Кризис 1 года
Раннее детство (1-3 г.)
Кризис 3-х лет
Дошкольный возраст (3-7 л)
Кризис 7-ми лет
Школьный возраст (8-12 лет)
Кризис 13 лет
Пубертатный возраст (14-18 лет)
Кризис 17-ти лет
| Эмбриональное развитие не может рассматриваться в одном ряду с внеутробным развитием ребенка как социального существа. Эмбриональное развитие должно рассматриваться эмбриологией.
Юность не относится к схеме возрастных периодов детства, т.к. нет необходимости растягивать детство до 25 лет, поскольку «трудно представить себе, что развитие человека вначале зрелости (с 18 до 25) могло быть подчинено закономерностям детского развития»
Возраст от 18- до 25 лет составляет, скорее, начальное звено цепи зрелых возрастов, чем заключительное звено в цепи периодов детского развития.
| Д.Б. Эльконин
| А.В. Петровский
| Кризис новорожденности
Младенчество (первый год жизни)
Кризис первого года
Раннее детство (1-3 г.)
Кризис 3-х лет
Дошкольный детство
Кризис 7-ми лет
Младший школьный возраст
Кризис 11-12 лет
Подростковое детство 11-15 лет
Старшее подростничество или Ранняя юность (приблизительно до 17)
| Эпоха
| Период
|
Детство
| Раннее детство (0-3 года)
| Дошкольное детство (3-7 лет)
| Младший школьный возраст (7-11 лет)
| Отрочество
| Средний школьный возраст (11-15 лет)
| Юность
| Старший школьный возраст (15-17 лет
|
| В.И. Слободчиков
| В.Ф. Моргун
| Родовой кризис (2мес-+3недели)
Новорожденность (3 нед.-3,5 мес)
Кризис новорожденности (3,5 мес-7 мес)
Младенчество (6мес-12 мес)
Кризис младенчества (11 мес-18 мес)
Раннее детство (1год 3мес.-3г.)
Кризис раннего детства (2,5-3,5 года)
Дошкольное детство (3-6,5 лет)
Кризис детства (5,5-7 ет)
Отрочество (7-11,5 лет)
Кризис отрочества (11-14 лет)
Юность (13,5-18 лет)
Кризис юности (17-21 год)
Молодость (19-28лет)
Кризис молодости (27-33 года)
Взрослость (32-42 года)
Кризис взрослости (39-45 лет)
Зрелость (44-60 лет)
Кризис зрелости (55-65 лет)
Старость (62 - ……)
Кризис индивидуальной жизни
| Юность (18-23 года)
Молодость (24-30 лет)
Переход к расцвету (около 30 лет)
Расцвет (31-40 лет)
Переход к зрелости (около 40 лет)
Зрелость (40-55 лет)
Кризис 50-55 лет
Пожилой возраст (55-75 лет)
Старческий возраст (75-90 лет)
Долгожительство (свыше 90 лет)
|
Приложение Е
Требования к составлению тренинговых программ
Требования, которые предъявляются по составлению Программы тренинга (в данном случае - личностного роста)
Программа должна включать следующие разделы:
1. Титульный лист (название тренинга, фамилию составителя)
2. Пояснительная записка — раскрывает:
· актуальность заявленной проблематики (на одну страничку),
· основные понятия, с указанием авторов,
· цель и задачи тренинга,
· принципы,
· возрастная категория участников,
· количество участников,
· используемые методы работы (см ВачковИ.В. «Психология тренинговой работы», Евтихов О. Практика психологического тренинга, Рамендик Тренинг личностного роста),
· структура занятия (введение, основная часть, заключение),
· продолжительность одного занятия и тренинга в целом;
· тематическая сетка занятий (перечислить названия упражнений по дням, желательно в таблице), необходимые материалы,
· требования к оборудованию и помещению.
3. Описание занятий тренинга:
В описании тренинговых занятий должно быть деление на отдельные занятия.
Каждое занятие состоит из не менее, чем 5 упражнений.
В начале каждого занятия формулируется его цель, (цель присутствует и у каждого упражнения), прописано необходимое для занятия оборудование и материалы.
Упражнения должны быть с названием, целью (иногда в упражнениях не пишут цель, тогда цель формулируется самостоятельно, в соответствии с логикой занятия и выполняемого упражнения), и описанием сути упражнения.
Каждое упражнение сопровождается ссылками на источник, откуда это упражнение взято.
Сами источники должны быть представлены в конце Программы в виде Списка литературы.
4. Список литературы. (не менее трех источников).
Приложение Ж
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|