Рок-музыка и поп- музыка - две стороны одной медали
Рок-музыка и поп-музыка прекрасно дополняют друг друга в том смысле, что они — два рычага влияния на массовое сознание. В этом нет ничего удивительного. Они эксплуатируют одни и те же духовные и физические механизмы "от вуду".
Рок и попса позволяют контролировать и формировать музыкальные вкусы почти всех основных категорий молодых людей и, соответственно, отчасти контролировать их мировоззрение. Каким образом? Любители попсы получают более или менее приятное на вкус изделие, которое не требует серьёзной мыслительной работы, но предлагает слушателю просто радоваться этой жизни, ориентирует на этакое полурастительное-полуживотное существование. Очень многих именно это и устраивает. Тех же, кого не устраивает, "прибирает" рок-культура, которая становится неким громоотводом, через который вся энергия неприятия лживых и продажных идеалов общества потребления уходит в землю совершенно безопасно для самого этого общества.
Более того, по сути, современная рок-культура — это, как и попса, такая же доходная отрасль шоу-бизнеса. С её помощью формируется соответствующая року "структура потребления" медиа-продукции. Такой медиа-продукцией становятся и рок-концерты, и записи рок-музыки на компакт-дисках, и видеоклипы популярных рок-групп, и тому подобное. Даже мятежный западный панк-рок уже стал лишь одной из доходных позиций в этой структуре потребления. "Православные рокеры", сами того не желая, оказываются такими же винтиками в этой адской машине, какими были их неправославные предшественники. И хотя теряют в кассовых сборах, но в рок-фестивалях и совместных проектах со своими не столь преуспевшими в духовном плане коллегами участвуют ничтоже сумняся. Поразительно было увидеть "собор" "православных" рокеров, как выразилось одно издание, участвовавший в записи альбома "Чужой" рок-группы "Ария". Музыканты "Арии" не менее поражают своими заявлениями о том, что они православные, при том что они давно и плодотворно разрабатывают инфернальную жилу в своём творчестве. И "Чужой" в этом отношении не исключение.
Некоторые из рок-музыкантов приходят к Богу? Если это действительно так — можно только радоваться этому, даже если они не в одночасье расстаются со сценой. Возможно, Господь сподобит их со временем и большего. Но тогда давайте говорить о том, что есть надежда хоть кого-то спасти, выдернуть из этой пропасти, а не о том, что необходимо эту пропасть называть "путём к Богу".
Чужие грабли
Западные христианские конфессии в силу исторических причин раньше нас столкнулись с проблемой необходимости реагировать на стремительно меняющиеся условия внешнего мира. Там были предприняты немалые усилия, чтобы развернуть Церковь "лицом к миру", сделать её более отрытой и доступной для всех тех, кто хотел бы войти в неё, в первую очередь — для молодых. Те, кто осуществлял подобные реформы, также были убеждены, что действуют на благо Церкви. Рок-культура рассматривалась ими просто как ещё одна форма музыкального, поэтического или философского самовыражения.
Западными миссионерами была сформулирована схожая с упоминавшейся принципиальная установка: "внешняя форма сама по себе ничего не значит". В соответствии с ней были предприняты и многообразные попытки использовать рок для проповеди о Христе. Первыми в деле "рок-проповеди христианства" были протестанты. Теперь они (тоже первыми) создают институты по изучению негативного влияния рок-музыки. Но поздно.
В этом отношении для нас более интересен опыт Католической Церкви, которая за минувшие сорок лет также приняла множество различных нововведений, направленных на то, чтобы облегчить жизнь христианина, сделать вхождение в Церковь менее трудным. Это стало особенно явным после Второго Ватиканского Собора, который подвёл каноническую базу под такие нововведения. Со временем подобный поиск "форм разговора с молодыми на их языке" зашёл столь далеко, что даже вызвал к жизни пресловутые рок-мессы. Ожидалось, что подобные новшества повлекут за собой массовое воцерковление различных неформалов. Результат был прямо противоположный — Католическая Церковь начала стремительно терять доверие общества. Мы не говорим уже о том внутреннем ущербе, который был нанесён Католической Церкви этой политикой.
Дело здесь, конечно, не в удачах или неудачах конкретной церковной политики. В конце концов, далеко не всегда истине сопутствует внешний успех. Но всё же на чужих ошибках надо учиться, пока они не стали нашими собственными. Наши миссионеры, несомненно, желают блага Церкви и тем, к кому они обращаются. А рок-музыканты предлагают им для проповеди целые стадионы, и трудно устоять перед таким предложением. И всё же устоять, на наш взгляд, нужно. Это сохранит Церкви её достоинство, ореол сакральности над ней в глазах молодёжи. Её непорочные "брачные одежды", её способность открывать людям истинный Лик Христа.
Если мы вспомним историю Церкви, массовость аудитории никогда не была критерием, достаточным для проповеди. Не проповедовали миссионеры ни в театрах, ни в цирках, ни на ипподромах только по той единственной причине, что "здесь собрались люди". Впрочем, и на ристалищах, и в языческих капищах, бывало, проповедовали. Но тогда, как правило, подобная проповедь стоила проповедникам жизни и делала их святыми мучениками.
Принципиальные подходы
В критике "рок-проповеди" нет боязни запачкаться, нет пренебрежения или уничижения по отношению к поклонникам рока, в том числе молодым, зато есть осознание того, что "не течёт из одного источника горькая и сладкая вода" и проповедь о Христе не может быть отделена от трезвой оценки недугов аудитории, к которой обращается проповедник, и того, в какой плоскости эти недуги врачуются.
Уже упоминавшийся нами о. Серафим (Роуз) писал: "Ребёнок, который с детства приучен к хорошей классической музыке, душа которого развивалась под её влиянием, не подвергнется искушениям грубого ритма, «рока» и других форм современной псевдомузыки в той мере (курсив наш — Авт.), в какой подвергается им выросший без музыкального воспитания... Тот, кто обратился в Православие сразу от рок-культуры, и вообще всякий, кто думает, что он сможет сочетать Православие с культурой такого рода, должен будет пройти через многие страдания, прежде чем он станет действительно серьёзным православным христианином, который способен передать свою веру другим" [33].
При этом бессмысленно отрицать, что в целом ситуация с молодёжью у нас в стране, да и вообще в мире, очень нерадостная. Что прикажете делать верующим, да и просто трезвомыслящим родителям, чьи дети с упоением слушают сутками напролёт рок- и поп-музыку, часами сидят в Интернете, бегают по рок-тусовкам и дискотекам, "зависают" в местах, о которых взрослые иногда не имеют и понятия — вроде собраний толкиенистов или поклонников Гарри Поттера? Причём это происходит и со вполне благополучными семьями, где родители -православные люди. Легко сказать "не испугаться" [26]. Пугайся или не пугайся - от этого мало что по сути меняется. Дети как пропадали в своих собственных виртуальных и реальных мирах, так и пропадают.
Где же выход? Разумеется, всегда нужна большая рассудительность и такт, уважение к человеку, к его личности, даже если этой личности нет и пятнадцати лет, потому что сегодня командным окриком "Стоять, бояться!" ничего не достигнешь, не те времена.
Но существует принципиальная разница между "не осуждать", "не давить" и "потакать", "оправдывать". Мы - принципиально за первый подход. Это путь Самого Христа, который долготерпит, не оправдывая: любит грешника, но не оправдывает его заблуждения. А "рок-проповедь" по умолчанию подразумевает как раз второе.
Есть ли что-то доброе в "православном рок-движении"? Да, есть, и было бы несправедливым умолчать об этом. Это доброе касается очевидной позитивной динамики, которая наблюдается в творчестве уже упоминавшихся Шевчука, Кинчева и их единомышленников. Это доброе также относится к тем случаям, когда совсем уж одичавшие молодые люди обращаются от чего-то совсем уж непотребного к тем же Шевчуку и Кинчеву. Никто не отрицает доброй устремлённости этих музыкантов при всех вопросах, которые к ним возникают. Но в этом отношении замечательный пример—уже упоминавшийся святитель Николай Японский. Он, по Апостолу, "был всем для всех", но никогда не терял из виду пути, которым собирался вести своих подопечных. А главное, неуклонно шёл этим путём сам. Чего можно искренне пожелать и нашим "православным рокерам".
Если же говорить о "рок-проповеди" в том виде, в каком она осуществляется сегодня нашими миссионерами, создаётся впечатление, что в данном случае главная идея — привлечь как можно больше людей к Церкви. А что с ними будет потом — это как бы второстепенный вопрос. "Кто-то приводит в Церковь, кто-то работает внутри церковной ограды", — приходится слышать и такую аргументацию в защиту "рок-проповеди". Но изначально иметь верные духовные ориентиры и твёрдую почву под ногами — это не второстепенный вопрос для тех, к кому обращено слово о Христе. Это вопрос самой возможности обретения ими когда-нибудь духовного здоровья. Даже если в настоящий момент до этого здоровья ещё очень далеко.
Этим духовным здоровьем сегодня вообще мало кто может похвастаться. Но до тех пор, пока человек это осознаёт и одновременно знает, на каких путях это здоровье искать, есть и надежда когда-нибудь обрести его.
Приходится иногда слышать, что противники христианского осмысления рок-культуры и вообще консерваторы
готовы отдать на откуп наркоманам и сатанистам целое поколение молодых людей, руководствуясь лишь своими ретроградными вкусами. Это незаслуженный упрёк. Отказ признать за рок-культурой право называться "безвредной" для христианина не есть проявление нелюбви, а, напротив, проявление самой настоящей христианской любви. Потому что любовь неотделима от правды. И слово о Христе неотделимо от правды, какой бы эта правда ни была горькой. Только всей правдой, а не её частью можно по-настоящему затронуть самую глубину человеческой души, сделать эту душу способной к восприятию полноты Христова учения.
"...Любовь падшая разгорячает кровь человека, приводит в движение его нервы, возбуждает мечтательность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и душу, и тело, влечёт внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упоение смирением и сладостью духовною",-писал святитель Игнатий Брянчанинов [27].
Если мы поможем молодым людям прикоснуться к этой тайне, это может стать для них началом подлинного, коренного изменения их жизни.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Христос — это Свет, в котором нет никакой тьмы. Христиане — это "народ святой, царственное священство" (1 Пет. 2, 9).
Христиане призваны исполнить своей жизнью заповедь Господа: "Будьте святы, потому что Я свят" (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16).
Христианство—это жизнь будущего века и жизнь с избытком.
А рок? Рок претендует иногда на роль "горящего сердца Данко", свет которого якобы ведёт к новой, лучшей реальности. Это не так. Потому что не свет это вовсе, а чад полуночного факела в средневековом замке или жертвенного костра на языческом шабаше.
"Оставьте мертвых погребать своих мертвецов", - говорит Христос. Эти Его слова не являются просто красивой аллегорией. И христианину, если он хочет быть учеником Христовым, нужно научиться главному, чему учит христианство: "отдать кровь и принять Дух". Но для этого нужна решимость изменить себя, отвергнуть в себе то, что от ветхого человека. Только в борьбе со своим ветхим человеком мы делаемся способными к принятию даров Божиих. И один из главных даров — это способность к осмысленному несению спасительного Креста Христова, как бы этот Крест ни казался тяжёл. Великий дар Божий — знать, что "иго Христово благо и бремя Его легко".
Так нужно ли миссионерам искать пути к молодёжи? Обязательно нужно. Но нельзя закрывать глаза на те особенности субкультуры, которые несовместимы с христианством. Нельзя, проповедуя Христа, искажать Его Образ. Человеческие возможности привести кого-то к Богу не безграничны, в отличие от возможностей, которыми обладает Христос. Христос Сам есть "Путь, Истина и Жизнь". Если нам удастся не исказить этот Его Образ, это и будет началом Пути, ведущего тех, к кому мы обращаемся, в полноту Жизни.
Список источников
[1] Ответы игумена Сергия (Рыбко) на сайте Алиса-Питер, http://spb-army.narod.ru/
[2] Иеромонах Сергий (Рыбко). Современная культура: сатанизм или богоискательство? Цит. по интернет-публикации на http://spb-army.narod.ru/
[3] Интервью Я.Дягилевой цит. по интернет-публикации http:// nepomn.by.ru/txt/rock2.html
[4] История записи альбома The Doors. Интернет-публикация http://www.melody-man, com /modules.php?name=topMusic& op=album&idartist=9&idalbum=27
[5] Материалы сайта поклонников группы "Ария" http://www. aria-fans.narod.ru
[6] Кураев Андрей, диакон. Ответы молодым. - Саратов: Издательство Саратовской Епархии, 2005. Цит. по. интернет-публикации http://lib.eparhia-saratov.ru/books/ 10k/kuraev/answer/ 13.html
[7] Кураев Андрей, диакон. Взгляд из Церкви на "Алису". Цит. по интернет-публикации на сайте http://www.alisa.net
[8] Циолковский К.Э. Происхождение музыки и её сущность. Цит. по изд.: Н.К.Гаврюшин. К.Э.Циолковский о научном и художественном творчестве // Труды VIII Чтений памяти К.Э.Циолковского. Секция "Исследование научного творчества К.Э.Циолковского". - М.: ИИЕТ АН СССР, 1974. С. 39-54.
[9] Толстая Т.Н., Изюм, Подкова. - М.: ЭКСМО, 2002. С.62-63.
110] Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.З. — М.: Мартис, 2001.
[11] Конен В.Дж. Рождение джаза. - М.: Советский композитор, 1990. С.42.
[12] Ernest Ansermet. Prologue: Sydney Bechet in Europe, 1919. The Art of Jazz, ed. by Martin Williams, 1960. Цит. по интернет-публикации http://jazz.allmusic.ru/mag/79/jl.htm
[13] Серафим (Роуз), иером. Человек против Бога. Цит. по интернет-публикации http://xray.sai.msu.ru/~lipunov/text/misl/ rouz3/rouz3.html
[ 14] Бакунин М. Катехизис революционера. Цит. по [13].
[15] Священномученик Иларион (Троицкий). Да не будут тебе бози инии! Слово в день празднования 95-й годовщины Московской Духовной Академии. Цит. по интернет-публикации http://www.pravoslavie.ru/sretmon/illarion/danebudut.htm
[16] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), ар-хим. Догматическое богословие. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
[17] Лосский В.Н. Догматическое богословие. Богословские труды. - М.: 1972, сб. 8. С. 162.
[18] Флоровский Г.В., прот. Утрата библейского мышления. Цит. по интернет-публикации http: //www. fatheralexander.org/ booklets/russian /utrata_biblejskogo_myshlenia_florovsky.htm
[19] ТихомировЛ.А. Религиозно-философские основы истории. — М.: Москва, 1997.
[20] Паскаль Джереми. Иллюстрированная история рок-музыки. Интернет-публикация http:/ /www. eternalart.ru/ modules. php?name=Pages&pa=list_pages_categories&cid=68
[21] Выступление диакона А.Кураева на круглом столе в конференц-зале Красноярского государственного университета 27 апреля 2004 г. Цит. по интернет-публикации http://arnaut-katalan.narod.ru/rock22.html
[22] Меркулова Е. Поющий на лезвии бритвы. Интервью с Константином Кинчевым. Журнал "Фома", № 2, 2005. Цит. по интернет-публикации http: //old. foma.ru/ index. php?issue=l §ion=8&article=730
[23] Глебов А. "Хочу умереть молодым, но прожить как можно дольше": Интервью с Всеволодом Новгородцевым. Цит. по интернет-публикации http://www.seva.ru/media/?id=40
[24] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Изд. 6-е. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. С.252, 257.
[25] Битбунов Г., Слесаренко А., Чистяков К. Возможна ли "рок-проповедь" Православия? Интернет-журнал Сретенского монастыря, 23.02.06. Цит. по интернет-публикации http:// www.pravoslavie.ru/jurnal/060223102118
[26] Кураев Андрей, диакон. Гарри Поттер —попытка не испугаться. — М.: Андреевский флаг, 2004.
[27] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т.1. "О любви к Богу".
[28] Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М.: 1965.
[29] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.1, кн. 2-я. - СПб., издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1898. С.867.
[30] Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.З. Репринтное издание. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. С.43-49.
[31] Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха, изд. 2-е, типография ТСЛ, 1915 г. Гл. 32. Обращение комедианта и двух его наложниц. Гл. 47. Чудо Пресвятой Богородицы над Гаианом комедиантом. И др.
[32] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Ленинградское отд. общества "Знание", 1991 г. Репринтное издание. С.228, 251 и др.
[33] Православное мировоззрение. Лекция Иеромонаха Серафима (Роуза), произнесённая во время Св.-Германовского Паломничества в августе 1982 года в Св.-Германовской Пустыни в Платине, Калифорния. Цит. по интернет-публикации http://voskres. ru/oi kumena/rousl .htm
Материалы иллюстраций:
http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2254.html
http://www.allposters.com
http://www.fabrikazvezd.ru
http://www.rockanet.ru
http://www.tonnel.ru
http://spb-army.narod.ru
http://www.aria-fans.narod.ru
а также фрагменты обложек дисков:
"БлокАда" группы "АлисА", "Ночь" группы "Кино", "Аквариум" группы "Аквариум".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|