|
Духовные и культурные корни рока
Рок уходит своими корнями в древнюю культовую музыку африканского язычества, которое на американском континенте распространилось в разных своих метаморфозах, как явных, так и скрытых. Путь от африканской ритуальной культуры к року занял несколько столетий.
Африканские шаманы входят в общение с различными духами, в первую очередь местными лоа, духами предков, а также и другими, рангом повыше. Для достижения этой цели шаманами используются наркотические вещества, ритмичная барабанная музыка, сексуальная магия и кровавые жертвоприношения. В этом отношении африканский шаманизм идёт примерно тем же путём, что и его языческие родственники на других континентах. Но есть и некоторые местные особенности: это характерные африканские ритмы. Ритмичная музыка, способствующая вхождению в транс, не является изобретением именно африканского язычества. Она используется и в других религиозных практиках. Однако исполнению ритмичной музыки на ритуальных барабанах отводится адептами африканских культов особое место. Африканские шаманы верят, что каждый дух, лоа, откликается на единственный уникальный ритмический рисунок. Иногда для вызывания целого сообщества духов используется до несколькихдесят-ков ритуальных барабанов, каждый из которых исполняет свой (и порой очень сложный) ритм. Камлание неизменно включает в себя и экстатическое танцевальное действо под звуки ритуального барабанного боя. Этому танцевальному действу в сочетании с пением ритуальных песнопений также отводится очень большая роль в шаманском ритуале.
Цель камлания, как правило, умилостивление вызываемого духа и призывание его помощи на какое-нибудь дело. Одним из вариантов окончания такого магического действа бывает ритуальная оргия и всегда коллективный транс участ ников. Исследователями африканского шаманизма и его афроамериканских производных упоминаются и ритуальные человеческие жертвы.
Первые чернокожие невольники были привезены из Центральной и Западной Африки в пределы Нового Света в XVI веке. Изначально — на Карибские острова, в первую очередь — на Гаити.
Лишённые родины, поставленные в унизительное положение бесправных и жестоко эксплуатируемых рабов, они попытались сохранить, хоть отчасти, то единственное, что было неподвластно их поработителям, —свои традиционные верования и языческие духовные практики. Эти верования и практики были ни более ни менее, чем реально практикуемая и весьма эффективная система колдовства и чёрной магии, со всеми вытекающими последствиями. Одна из таких метаморфоз африканского язычества — это синкретическая2' религия вуду.
Белые колонизаторы быстро осознали опасность, которую таили в себе африканские культы. Поклонение африканским божествам и совершение магических обрядов было почти сразу запрещено под страхом жестоких пыток и смертной казни. Экспорт живого товара первоначально составлял монополию французских и испанских колоний, и поэтому чернокожих рабов повсеместно насильно крестили в католицизм. Но это не принесло ожидаемых результатов. Магические обряды и шаманские камлания хотя и тщательно скрывались, но полностью не исчезли. Более того, они воспринимались чернокожими невольниками как стержень их порабощенного этноса и поэтому составляли основу их хотя и затаённого, но очень последовательного и упорного противостояния поработившей их белой цивилизации.
2) Синкретическая религия (от грен. 8упкге118тоз, соединение), сочетающая в себе разнородные, противоречивые, часто несовместимые элементы (например, христианские и языческие). Большинство исследователей называют родиной вуду Гаити, а Кубу—родиной разновидности вуду, сантерии.
Древнее африканское язычество претерпело в новых условиях существенные изменения. Духи африканских божеств в целях конспирации мимикрировали под христианских святых. В отправлении культа стали использоваться свечи, священные предметы. Так появилась собственно религия вуду, которая и сегодня имеет на Гаити статус официальной религии.
Ритуалы вуду, практиковавшиеся официально, были максимально приближены к католическим, так что внешне всё выглядело почти благопристойно. (Настолько, что позже, в конце XIX века, вуду было даже официально признано Ватиканом ответвлением католицизма). Но то, что совершалось вдалеке от посторонних глаз, по-прежнему оставалось тем, чем оно было изначально. И в этих ритуалах по-прежнему присутствовали кровавые, иногда человеческие жертвы, вхождение в транс под действием наркотических веществ, бой ритуальных барабанов и ритуальные оргии.
Начиная с XVIII века чернокожие невольники появляются и на американском континенте. Южные районы теперешних США до XIX века также были испанскими и французскими колониями (Луизиана вошла в состав США в 1803 г., а Техас —в 1845 г.). При этом французы и испанцы проводили более либеральную политику в отношении своих рабов, нежели англосаксы. Так, например, афроаме-риканские празднества в Новом Орлеане носили ярко выраженный проафриканский характер и при этом проводились вполне легально до самой середины XIX века, когда они были запрещены уже американскими властями.
С начала XIX века наибольшее количество чернокожих концентрировалось в первую очередь в Новом Орлеане и вообще в штате Луизиана, затем постепенно "чернели" Сент-Луис, Мемфис, штат Миссисипи, далее— Нью-Йоркский мегаполис, города Майами и Лос-Анджелес. Вместе с тем увеличивалось и число приверженцев вуду в этих городах и районах, где они скоро заявили о себе. В Новом Орлеане, например, местные власти настолько были обеспокоены растущим числом адептов, что в растерянности, по-другому не скажешь, запретили чернокожим... появляться на улицах города. Вряд ли это было эффективной и адекватной мерой.
Знатоки джаза невольно вздрогнут при перечислении географических названий в связи с шествием культа вуду по американскому континенту, потому что именно эти города, и в особенности Новый Орлеан, традиционно считаются центрами, ставшими родоначальниками новых, доселе невиданных музыкальных явлений —блюза и джаза. Но, говоря о джазе и блюзе, нельзя не уггомянуть и о другом влиянии, под воздействием которого они появились.
Проповедь христианства на американском континенте велась не только католиками, но и протестантами, а с течением времени, когда возникло и укрепилось государство США, —почти исключительно ими. Их миссионерские усилия и отсутствие большого выбора у их подопечных также привели к определённым результатам: чернокожее население английских колоний в некоторой степени восприняло христианство. Правда, нужно понимать, что речь идёт о протестантском его варианте, изобилующем, применительно к данному случаю, утверждениями о богоустановленном характере рабства и другими подобными "откровениями", и что велась эта проповедь на весьма примитивном уровне.
Ритмы Африки и гут не были преданы забвению. Они составили основу спиричуэле и госпелс — христианских песнопений негров, обращённых в протестантизм. Хотя в гос-пелс и спиричуэле изначально не использовались барабаны, африканское влияние в них совершенно очевидно. Оно выразилось в очень специфичной ритмической пульсации, свинге, который для белого человека труднодостижим, даже при усиленной тренировке. Афроамериканцы же, как и их африканские предки, чувствовали себя в этой метроритмической стихии как рыба в воде. К ело ву сказать, это положение сохранилось и по сей день, так что и сегодня "свингует, как «чёрный»" является высшей похвалой белому блюзмену и джазмену.
Поначалу обращёнными в протестантизм афроамерикан-цами практиковались даже религиозные танцы, которые вскоре были запрещены под предлогом того, что движения ног в танце могут образовывать фигуру креста. Чернокожие танцоры нашли выход из положения. Они изобрели своеобразный культовый танец, в котором танцующие исполнители христианских гимнов ритмично двигаются гуськом, не отрывая ног от земли. Африканское начало и тут брало своё.
Спиричуэле и госпелс были своеобразной проекцией христианских мотивов (в значительной степени ветхозаветных) на менталитет чернокожих невольников. Неудивительно, что в темах песнопений спиричуэле часто встречаются мотивы исхода богоизбранного израильского народа из египетского рабства и сюжеты вавилонского пленения. Афро-американцы с особым чувством слагали свои песнопения на эти библейские темы. Многие их этих сюжетов проникли и в ранние джазовые композиции, но уже более в фольклорном, нежели в религиозном аспекте.
Спиричуэле и госпелс отчасти можно назвать предшественниками джаза, но только отчасти, потому что джаз с самого начала формировался на волне духовности, которая была далека от христианства, даже в протестантском его понимании. В некоторой степени джаз явился следствием секуляризации даже той весьма своеобразной протестантской культуры крещёного негритянского населения. Вот что пишет об этом одна из авторитетнейших исследователей этой темы В. Дж. Конен в своей книге "Рождение джаза":
"По кругу образов, по художественным приёмам, по специфике музыкального языка спиричуэле и джаз отнюдь не идентичны. Спиричуэле... продолжают традицию протестантского хорала, в них отнюдь не потеряна связь с европейской религиозной музыкой. Это высшее проявление духовного начала в искусстве, созданном на американской земле, они к развлекательной эстрадной традиции отношения не имеют. К джазу ведут иные жанры американской национальной музыки — менестрели, регтайм, блюз. Все они неотделимы от самостоятельного очага развития профессионального искусства в США — легкожанрового комедийного театра в его эстрадных разновидностях" [11].
Музыкальная составляющая культуры афроамериканцев постепенно обретала определённую самостоятельность от религии, какой бы то ни было. Основа музыкальных ритмов при этом сохранялась всё та же — африканская.
В XIX веке появились негритянские оркестры, которые исполняли своеобразную афроамериканскую музыку на европейских инструментах. Собственно, это и было рождением джаза.
Скажем здесь ещё несколько слов о джазе и приведём один интересный пример того, какое впечатление джаз начала XX века производил на европейцев. Это отрывок из восхищённого отзыва о гастролях в Европе негритянского оркестра, которым руководил Уилл Марион Кук, а главным солистом (тогда ещё на кларнете) выступал молодой Сидни Беше. Отзыв принадлежит Эрнесту Ансермэ, прославленному дирижёру знаменитого европейского L`Orchestre de la Suisse Romande.
"Они настолько всеобъемлюще одержимы исполняемой ими музыкой, что не могут удержаться от того, чтобы не танцевать под неё внутренне, и это превращает их игру в настоящий спектакль. Когда они целиком вкладывают себя в какой-то из своих излюбленных эффектов — например, подхватывают рефрен танца в темпе внезапно вдвое замедленном и с удвоенной интенсивностью и фигурацией —происходит нечто поистине завораживающее: как если бы страшный вихрь пронёсся над лесом или вдруг распахнулась дверь дикой оргии" [12].
Знаменитый дирижёр предрекал новому музыкальному направлению великое будущее и, как видим, не ошибся.
Но в данном случае джаз интересует нас несколько меньше, чем его ближайший родственник, прямой прародитель рока — блюз.
Блюз появился в той же культурной и этнической среде, что и спиричуэле, и госпелс. Но, в отличие от последних, в которых было сильно влияние христианства, в блюзе преобладала этническая составляющая, а христианские мотивы практически отсутствовали. Блюз переводится со сленга примерно как "тоска", "грусть". И это уже не тоска о потерянном Рае. Точнее, именно тоска о Рае, но пути к этому Раю, к Царству Небесному, или хотя бы смутные ориентиры, где его искать, в блюзе были окончательно утеряны.
Темы блюзов, как архаичных, так и современных, весьма незамысловаты. Чаще всего они о том, что от певца ушла женщина или человека одолевает необъяснимая тоска и ещё нечто трудновыразимое (всё-таки музыка —это всегда тайна). Но в целом, "блюз—это когда хорошему человеку плохо" —такое парадоксальное определение блюза дали ему сами же блюзмены. Вот только их традиционные рецепты, что же делать хорошему человеку, когда плохо, православным людям вряд ли подходят.
Блюзу и его производным характерна ярко выраженная и откровенная чувственность, отпечаток сексуальной магии вуду. Блюз унаследовал и отголоски метроритмического характера африканской музыки, не имеющие аналогов в ев-юпейской культуре, особые "чёрные" интонации и манеру исполнения.
Блюзмены ставили перед собой не религиозные, а музыкальные задачи, и всё же медиумический характер блюза, да и джаза, никогда не был сокрыт от самих музыкантов. О нём, и частности, совершенно недвусмысленно говорили такие столпы джаза, как Майлс Дэвис, Кит Джаррет и многие другие. Это касается в первую очередь характерных особенностей афроамериканского ритма.
Разумеется, музыкальный ритм был изобретён не неграми и равномерные ритмические пульсации в музыке использовались и раньше. Это организующее свойство ритмичной музыки использовалось и в военных маршах, и в танцах, как в классических, так и народных. Но су шествуют характерные и неповторимые особенности, свойственные именно "чёрной" музыке, её ритмической составляющей (даже если её исполняют белые), вследствие её родства с африканскими языческими культами. И не имеет принципиального значения, будут ли это несколько нестройных аккордов губной гармоники в руках невольника на плантации сахарного тростника на Гаити, или сверкающий медью и переливающийся каскадами причудливых ритмов и гармоний джазовый биг-бенд, или рэйв-дискотека где-то в Европе. Главное, что в современной эстрадной музыке эксплуатируется свойство африканских ритмов подчинять себе слушателя и навязывать ему соответствующие состояния, которые без этих ритмов недостижимы. Блюза это касается в полной мере. Одна же из особенностей подобных состояний—это то, что в них запечатлелась и культивируется откровенная чувственность.
Блюз, в свою очередь, передал это африканское "наследство" року. Промежуточным звеном в этой эстафете стал ритм-энд-блюз. Мы не будем подробно останавливаться на этом стиле, потому что его название говорит само за себя и не требует особых пояснений. Для нас главное выяснить, что именно унаследовал от своих предшественников рок3).
31 Вот как объясняет происхождение названия "рок" Джереми Паскаль в "Иллюстрированной истории рок-музыки": "Почему именно «рок-н-ролл»?.. Оба слова, составивших термин, были заимствованы из негритянского слэнга и уже несколько лет мелькали на пластинках... С самого начала родители встретили этот термин в штыки, утверждая, что «рок-н-ролл» имеет значение грязное и похабное. Отчасти они были правы... Чарли Джиллетт в своей книге «Звук города» пишет, что в ритм-энд-блю-зе слова госкт§ (трясти, качаться) и гоИтё (вертеться, кататься) издавна имели сексуальный смысл. Поэтому, когда эта музыка всплыла на поверхность и белые артисты начали делать «расовые» песни, представители фирм записи схватились за синие карандаши и принялись подчищать тексты. И вот такие выражения, как «Roll with me Henry» («поваляйся со мной, Генри»), стали превращаться в невинные фразы типа «Dance with me Henry» («потанцуй со мной, Генри»)!" [20].
От внимательного исследователя не утаится то, что фундаментальные столпы, на которых зиждется рок, те же самые, которые использовались в африканских языческих ритуалах. В музыкальном отношении в роке прослеживаются принципы, использовавшиеся африканскими шаманами для достижения оккультных целей. Это касается и динамики, и характерной интонации, и ритма, и подчёркнутой низкочастотной составляющей в доминирующей функции ударных инструментов.
Эта функция ударных инструментов не что иное, как отголосок африканских тамтамов. Он неизменно присутствует у всех наследников африканской традиции. Это может проявляться то в звуках мощной ударной установки — в роке, то в виде характерной метроритмической фактуры в левой руке на фортепиано—в джазе. Но присутствует всегда, в том числе и в поп-музыке. В сценическом рок-действе также видны явные параллели между шаманским камланием и рок-концертом.
Впрочем, никто не собирается обвинять, например, рэгтайм или группу "Кино" в сатанинском инициировании слушателя. Но то, что рэгтайм, равно как и блюз, и рок, да и та же попса, обладает свойством вводить слушателя в особые состояния, навязанные ритмом, отрицать невозможно. Состояния эти представляют собой полную противоположность тому, что в христианстве называется "трезвением". Они паразитируют на человеческих страстях. Это воздействие происходит на тонком уровне, и те, кто обладает музыкальным и духовным чутьём, согласятся с этим. Другое дело, что оценки этого воздействия, равно как и его степени, могут быть разными. В любом случае, для кого-то — это повод задуматься и насторожиться, а для кого-то, возможно, источник вдохновения, или вполне приемлемый вид отдыха.
В роке это африканское языческое "наследство" не было переосмыслено в христианском ключе, как можно было бы предположить, имея в виду встречу двух культур и этносов. Напротив, "чёрный" блюзовый драйв, в котором отчётливо слышны отголоски ритуального боя барабанов вуду, получил второе дыхание, на этот раз уже на "белой" почве.
"Белая волна в чёрном море"
На протяжении нескольких столетий с такой же последовательностью, с какой афроамериканцы старались хранить и культивировать свою этническую самобытность, лишь отчасти воспринимая воздействие христианского влияния европейской культуры, западные мыслители и общественные деятели целенаправленно расшатывали устои христианской цивилизации. Эта тенденция отразилась и в искусстве, о чём было сказано выше. Христианским миром постепенно всё более утрачивалось представление о существе христианства -о Божественном Откровении, о благодатной жизни в Церкви.
Так, целью секуляризованного правдоискателя, "борца за торжество справедливости", становится уже не поиск правды Божией и не воплощение воли Божией в земных реалиях, но некая одному ему до конца понятная "правда" и "совершенное общественное устройство", за которое он борется и торжеству которого готов посвятить жизнь. Но оказывается, когда эта идея всеобщего счастья и умозрительной справедливости доводится до своего логического завершения, становится необходимым... разрушить само общество. Так проявляется порочность любых попыток осчастливить человечество своими силами, без Бога. Так проявляет себя нигилизм —от латинского и/А/7, ничто (см. подробное исследование по данной теме в [ 13]).
С предельной чёткостью формулирует эту мысль знаменитый русский анархист Михаил Бакунин в своём "Катехизисе революционера": "Наша цель-ужасное, полное, неумолимое и всеобщее разрушение <...> Возложим наше упование
на вечный дух, разрушающий и уничтожающий, потому что он есть скрытый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть страсть творческая" [14]. Когда Бакунина спросили, что бы он сделал, если бы новый порядок его фантазий стал реальностью, он честно ответил: "Тогда я стал бы разрушать всё, что создал" [13].
Какое отношение это имеет к рок-культуре ? Самое непосредственное.
В 50-е годы XX века западная белая молодёжь решительно пошла на штурм христианской морали и нравственности, ещё присутствовавших в виде атавизма в западном обществе, и воспользовалась для этого "чёрной" музыкой: ритм-энд-блюзом, производной от блюза. Эта музыка, как и её прародитель, блюз, выражала абсолютное, язычески-девственное, если можно так выразиться, недоумение перед необходимостью "трезвиться" в христианском, православном смысле этого слова. Белых подростков привлекла именно эта новизна, а вернее, языческое мироощущение, не обременённое особо никакими христианскими ограничениями. Это музыкальное направление стало идеальным средством для выражения того, чего так жаждали молодые белые первопроходчики рока: свободы. Свободы... от Бога, от необходимости выверять свою жизнь по Его заповедям... Хотя они-то, первопроходчики, скорее всего были уверены, что их миссия даже благородна — освободить мир от мёртвого атавизма, в который, как им казалось, превратилось христианство. Но в своих благих намерениях отвергнуть фальшивые общественные ценности рокеры подрубили сук, на котором сидели, потому что нравственные устои западного общества, хотя и превратились в атавизм по причине утраты западным христианством "соли" и благодатной силы христианства, но в основе своей по-прежнему сохраняли христианские очертания. Это были категорические императивы, ведущие своё происхождение от Заповедей Божиих: "Не сотвори себе кумира", "Возлюби Бога всем сердцем твоим", "Не прелюбодействуй"
и т. д. Отвергнув их, юные рок-революционеры вышвырнули и христианство из спектра своего духовного поиска. А без христианства любые благие намерения обречены были обернуться лишь строительством новой Вавилонской башни.
Рок-музыканты оформили на новом музыкальном языке и на практике подвели итог тому, к чему логически уже подошли их предшественники —философы, политики и люди искусства. Они решительно, если не сказать более, свергли на практике устои, которые те лишь сотрясали. Те устои, которыми жил традиционный западный мир, уходящий своими корнями в христианскую цивилизацию. И отвержение это было весьма категоричным и всеобъемлющим.
Через сто лет после Бакунина Джим Моррисон, лидер группы ТНе Воогз, скажет: "Всю свою жизнь я не признаю авторитеты. Я хочу разрушить устоявшийся порядок вещей. Восстание, беспорядок, хаос и прочие лишённые здравого смысла действия —вот моя стихия. Кто-то сказал, что дорога к свободе лежит через революцию внутри тебя самого. Но вместо того, чтобы начать изнутри, я начал действовать извне, достигнув ментальной свободы через физическую".
Так синтез "чёрного" и "белого" в результате породил гремучую смесь, которая, детонировав, и вызвала к жизни рок, сформировала его стилистику и выразительные средства. И этом синтезе и "чёрное", и "белое" враждовало против христианства. Чёрное — о инерции афроамериканской субкультуры, белое — агрессивной попыткой преодолеть христианское прошлое.
Эпохальное открытие первых рок-музыкантов заключается, на наш взгляд, именно в том, что они соединили замешенный на нечистоте африканский "фактор вуду", выраженный музыкальным языком, с самобытной уже "белой ментальностью", энергично использовали при этом новые невиданные доселе технические средства и помножили вся это на энергию неприкрытого уже бунта против христианских нравственных норм, ещё сохранявшихся в обществе! Да, не случайно рок-музыка в целом по справедливости считается "белым", а не "чёрным" явлением. Это общепризнанный факт. Безусловно, негритянские исполнители (например, всемирно прославленный "динозавр" рока Чак Берри) также внесли неоценимый вклад в становление рока, но это было лишь поначалу. Чем дальше, тем меньше было заметных афроамериканских исполнителей в роке. Зато в музыке фанк, хип-хоп им никогда не было равных.
Некоторая "потеря мощности" из-за несколько менее чувственного драйва и бита (ритмического импульса, посыла, характера) в "белом" роке была впоследствии с лихвой компенсирована выплеском той самой энергии открытого нигилистического бунта, типично "белого" по своей сущности. Интересно, что впоследствии "белая" составляющая в роке всё более и более проявлялась и раскрывалась, хотя и "чёрное" ноу-хау также всегда неизменно присутствовало. Не всё, конечно, в роке можно свести исключительно к "чёрному" наследию вуду и "белому" нигилистическому посылу. Но без этих двух факторов, наложивших неизгладимый отпечаток на рок-стилистику, рока как музыкального явления просто не существует. Иногда приходится слышать, что такие рок-течения, как арт-рок, хард-рок или даже хэви-металл, ведут свою генеалогию не от африканских, а от европейских прародителей, в том числе от классической музыки. С этим трудно согласиться. Впрочем, пожалуй, в роке действительно прослеживается мировоззренческий и эмоциональный посыл, идущий от европейского романтизма, в котором также весьма силён дух нигилизма. Но если рассматривать культуру отношения к ритмической составляющей в роке, то совершенно очевидно, что она всё же принципиально иная, чем в классической музыке, и имеет гораздо больше общего с Африкой, нежели с Европой. Как в отношении внешней формы ритм-секции, взявшей на себя в роке ключевую функцию, так и в отношении самих подходов к исполнению музыки. И в этом рок является подлинным наследником Африки, джаз и ритм-энд-блюза. Его родство с ними прослеживается гораздо отчётливее, чем с образцами того же европейского фольклора. "Чёрная" составляющая в рок-ритмах—это базис, на котором зиждется рок-музыка.
Известный отечественный джаз-рок-музыкант Алексей Козлов утверждает: "Говоря о ритмических особенностях рок-музыки, лучше всего прибегнуть к сопоставлению с джазом — искусством, где впервые зародились профессиональные понятия «драйв», «свинг» или «бит», где от музыканта требуется не просто развитое чувство ритма, а наличие специфической эмоциональной энергии и особого исполнительского чувства, а также умение передать всё это слушателю. В этом смысле джаз и рок подчиняются абсолютно одним и тем же законам и требованиям".
Для рок-музыки, как и для джаза, и для поп-музыки, в целом характерна чрезвычайно жёсткая привязка к метро-ритму, который в роке, так же как и в его "чёрных" предшественниках, возведён едва ли не в культ. Музыкант, не владеющий драйвом (в рок-понимании), всегда будет аутсайдером, профнепригодным в роке. В классике же от музыканта в целом требуется совершенно иное отношение к ритму—умение создавать музыкальную ткань, в которой метроритм способен "дышать" (хотя ритмичные и динамичные фрагменты есть и в классических произведениях). Но даже в самых ритмичных образцах классической музыки совершенно отсутствует то, что в роке с успехом эксплуатируется: очевидный гипнотизм мощного, часто откровенно "забойного" ритмичного звучания, апелляция рок-ритмов к грубому, чувственному началу в человеке. Безусловно, эти рассуждения не исчерпывают все подходы к исполнению классической музыки и рока, и невозможно в рамках данной работы рассмотреть все их особенности, но главные ориентиры, на наш взгляд, именно таковы.
Впрочем, рок почерпнул кое-что и из европейской народной культуры — в силу того что Европа по праву стала его второй родиной. Но при этом нужно учитывать сильное влияние на европейскую народную культуру отголосков дохристианского языческого прошлого европейских народов и другие новейшие негативные по сути влияния. Так, христианские образы в народном творчестве западного средневековья довольно часто использовались в комедийно-шутовской их подаче. Часто сакральный смысл этих образов ёрнически истолковывался в грубо чувственном и материальном смысле. Это касалось и народной "площадной" трактовки христианских праздников. "Каждый праздник рядом со своей официальной—церковной и государственной—стороной имел ещё вторую, народно-карнавальную, площадную сторону, организующим началом которой был смех и материально -телесный низ. Эта сторона праздника была по-своему офор млена, имела свою тематику, свою образность, свой особый ритуал. Происхождение отдельных элементов этого ритуала разнородно. Не подлежит никакому сомнению, что здесь —на протяжении всего средневековья - продолжала жить традиция римских сатурналий. Были живы и традиции античного мима. Но существенным источником был и местный фольклор. Именно он в значительной мере питал образность и ритуал народно-смеховой стороны средневековых праздников", -пишет М. М. Бахтин [28]. ;• Любопытный пример отношения Православной Церкви к народным забавам и увеселениям мы находим и в русских традици ях. На празднование деревенской свадьбы благочестивые крестьяне традиционно приглашали священника. Но как только начинались танцы, священник удалялся, потому что присутствие на увеселениях такого рода считалось несовместимым со священным саном.
Но вернёмся в Америку 50-х годов XX века.
Чак Верри шёл от "чёрного" рока к "року вообще". А с противоположной, "белой" стороны", также наблюдалось встречное движение.
"Найдите мне белого, который пел бы, как чёрный, и я стану миллионером",-говорил Сэм Филипс, музыкальный продюсер, "открывший" Пресли. Феномен "короля рок-н-ролла" Элвиса Пресли связан именно с тем, что он стал связующим звеном, с помощью которого негритянская "грязная" соул-музыка американского Юга 50-х годов XX века легализовалась на "белой" почве респектабельного американского шоу-бизнеса. Радиостанции поначалу даже отказывались брать записи Пресли, "этого негра". Впрочем, быстро разобрались что к чему.
Подозрения радиоредакторов в отношении Пресли не были совсем уж беспочвенны. Дело в том, что городок Тупело, где родился Пресли, находится на юге США, в штате Миссисипи. И Пресли, хоть и был белым, но родился, провёл детство и юность в бедном негритянском квартале. "Белый парень с голосом негра", -так сразу же окрестили Пресли диск-жокеи местных танцклубов и ведущие музыкальных радиостанций.
Штат Миссисипи уже упоминался нами в связи с распространением вуду и джаза в Америке. Впрочем, мы совершенно не собираемся обвинять в вудуизме "короля рок-н-ролла". Просто интересно отметить это обстоятельство применительно к нашей теме.
Бывший в детстве тихим любимцем своей мамы, Пресли стал впоследствии первым из рок-бунтарей, совершивших радикальный переворот в американской, а затем и европейской музыкальной массовой культуре. Пресли шокировал и одновременно покорил американский бомонд своим вызывающим сценическим образом и редким по выразительности голосом.
А его сценический образ был и в самом деле, по тем временам, весьма революционным. "Элвис-задница" (Elvis – the pelvis) —это меткое и едкое прозвище точно характеризовало те телодвижения, которые проделывал Пресли на сцене. Пуританская Америка была шокирована. Поначалу телестудиям даже запрещено было снимать Элвиса ниже пояса. "Пресли—это мера падения общественного вкуса" —таков был приговор респектабельных кругов. Но молодёжь Америки на тот момент уже не интересовалась респектабельным. Она нашла то, что выражало её подспудные желания И главное из них — освободиться от надоедливых внушений старших. Эти внушения уже не могли никого вдохновить, Потому что потеряли "соль" —представление о благодатной жизни во Христе —и поэтому превратились лишь в невнятное морализаторство.
Основной гвардией и движущей силой рок-революции, на Всех её этапах, были те, кто сочетал в себе полное отсутствие жизненного и духовного опыта, для кого христианские нормы нравственности были просто досадными препятствиями на пути реализации их бурных желаний и устремлений. Это были молодые люди, зачастую просто подростки. Такими были 1 Элвис Пресли, и "Битлз", и "Роллинг Стоунз", и "Дорз", и другие первопроходцы рока, осуществившие все ключевые открытия в его стилистике и мировоззрении и на многие годы вперёд предопределившие направление его развития.
Внешне это выглядело как подростковый бунт - явление не новое в этом мире. Но только в Западном послевоенном Обществе создалась ситуация, когда этот бунт выплеснулся с такой силой, что захлестнул в конце концов весь мир. Старшее поколение, утратившее представление о благодатной христианской жизни, ничего не смогло противопоставить этой разбушевавшейся стихии, да и не очень-то пыта-•ось, скорее, потакало этой стихии и само было увлечено ей. В 60-е годы на Западе был совершенно чётко сформулирован девиз нового молодого поколения: "Drugs, sex & rock-n-roll" -"Наркотики, секс и рок-н-ролл". Случайно ли рок-н-ролл был вознесён на знамёна вместе с наркотиками и сексом? Не случайно. Как не случайно и вуду использует Совокупность воздействия наркотиков, сексуальные обряды и ритмичную барабанную музыку для достижения оккультных целей.
Те, кто говорят о негритянских спиричуэле как о примере христианских корней рока, не учитывают одного обстоя-тельства. Спиричуэле —это действительно родственник рока по "чёрной" линии. Но из этого "чёрного" родства в 50-е годы, в момент своего появления на свет, рок взял только характерный "чёрный" драйв, а христианства в блюзе к тому времени уже давно не наблюдалось. И рок-революционерам оно также было ни к чему.
Так, например, Дерек Тэйлор, пресс-секретарь группы "Битлз", говорил о "битлах": "Они как будто создали новую религию. Они против Христа. Я хочу сказать, что и я сам тоже против Христа, но они настолько против Него, что их богохульство даже меня шокирует".
Если же говорить о том, что можно вернуть в рок христианское содержание, как это было в спиричуэле -что ж, пожалуй, можно, если нас устроит перспектива превратиться в негров. И это бы не беда —кому-то, может и хочется стать негром, но вот Православия там уже не будет: спиричуэле —это типично протестантская традиция (равно, кстати, как и новые опыты христианского рока). Об этом почему-то умалчивает о. Сергий (Рыбко), когда приводит в пример спиричуэле, обосновывая возможность соединения субкультуры с христианством. Впрочем, он же гневно клеймит "повреждённое еретическое сознание", когда речь идёт о западных критиках рок-культуры, "авторах глупых антироковых брошюрок". Странная избирательность. Она наводит на мысль, что задачку о роке и христианстве просто подгоняют под нужный ответ. Только это и может объяснить, каким образом Оззи Осборн, последовательно разрабатывавший в своём творчестве сатанинскую жилу, в интерпретации о. Сергия оказывается вдруг "истовым католиком" [1].
Те отголоски классической культуры, те христианские мотивы, которые были и есть в современном роке, представляют собой не что иное, как утилизированные роком в своих целях обломки взломанной христианской традиции. Сюда относятся и попытки совместных проектов рок-музыкантов с симфоническими оркестрами, и вообще использование классических выразительных средств в рок-композициях. Корень рока, его стержень как был языческим, так и остаётся. К этому корню впоследствии привились попытки многих рокеров обратиться к восточным религиям и разным другим нехристианским культурам. Но сам корень перерубить не удалось никому. Собственно, никто и не пытался, потому что для этого пришлось бы проделать в роке то, что было проделано в классическом искусстве в начале XX века: сломать его форму, уничтожить стилистику, изъять из него специфический драйв и всё то, что делает рок роком.
В состоянии ли Кинчев и Шевчук, а также духовенство, Идущее сегодня с проповедью к рокерам, переломить это "африканское наследство" и эти новейшие антихристианские тенденции, дух нигилизма и язычества, запечатлевшиеся В роке ? Вряд л и. Выйдя на битву со злом нужно "облечься во Все оружия Божий", не оставляя этому злу никакой бреши в своих латах. Пока же этих брешей хоть отбавляй.
Энергетика
То, что эволюция рока впоследствии вызвала к жизни откровенно сатанинские рок-группы, не было случайностью Али досадным недоразумением. Это было закономерностью, прямым следствием "диалектического нигилизма".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|