Сделай Сам Свою Работу на 5

Духовные и культурные корни рока





Рок уходит своими корнями в древнюю культовую музыку африканского язычества, которое на американском конти­ненте распространилось в разных своих метаморфозах, как явных, так и скрытых. Путь от африканской ритуальной культуры к року занял несколько столетий.

Африканские шаманы входят в общение с различными духами, в первую очередь местными лоа, духами предков, а также и другими, рангом повыше. Для достижения этой цели шаманами используются наркотические вещест­ва, ритмичная барабанная музыка, сексуальная магия и кровавые жертвоприношения. В этом отношении афри­канский шаманизм идёт примерно тем же путём, что и его языческие родственники на других континентах. Но есть и некоторые местные особенности: это характерные африканские ритмы. Ритмичная музыка, способствую­щая вхождению в транс, не является изобретением имен­но африканского язычества. Она используется и в других религиозных практиках. Однако исполнению ритмичной музыки на ритуальных барабанах отводится адептами аф­риканских культов особое место. Африканские шаманы верят, что каждый дух, лоа, откликается на единственный уникальный ритмический рисунок. Иногда для вызывания целого сообщества духов используется до несколькихдесят-ков ритуальных барабанов, каждый из которых исполняет свой (и порой очень сложный) ритм. Камлание неизменно включает в себя и экстатическое танцевальное действо под звуки ритуального барабанного боя. Этому танцевальному действу в сочетании с пением ритуальных песнопений так­же отводится очень большая роль в шаманском ритуале.



Цель камлания, как правило, умилостивление вызываемо­го духа и призывание его помощи на какое-нибудь дело. Од­ним из вариантов окончания такого магического действа бывает ритуальная оргия и всегда коллективный транс участ ников. Исследователями африканского шаманизма и его афроамериканских производных упоминаются и ритуаль­ные человеческие жертвы.

Первые чернокожие невольники были привезены из Центральной и Западной Африки в пределы Нового Света в XVI веке. Изначально — на Карибские острова, в первую очередь — на Гаити.

Лишённые родины, поставленные в унизительное поло­жение бесправных и жестоко эксплуатируемых рабов, они попытались сохранить, хоть отчасти, то единственное, что было неподвластно их поработителям, —свои традицион­ные верования и языческие духовные практики. Эти ве­рования и практики были ни более ни менее, чем реально практикуемая и весьма эффективная система колдовства и чёрной магии, со всеми вытекающими последствиями. Одна из таких метаморфоз африканского язычества — это синкретическая2' религия вуду.



Белые колонизаторы быстро осознали опасность, кото­рую таили в себе африканские культы. Поклонение аф­риканским божествам и совершение магических обрядов было почти сразу запрещено под страхом жестоких пыток и смертной казни. Экспорт живого товара первоначально составлял монополию французских и испанских колоний, и поэтому чернокожих рабов повсеместно насильно крес­тили в католицизм. Но это не принесло ожидаемых резуль­татов. Магические обряды и шаманские камлания хотя и тщательно скрывались, но полностью не исчезли. Более того, они воспринимались чернокожими невольниками как стержень их порабощенного этноса и поэтому состав­ляли основу их хотя и затаённого, но очень последователь­ного и упорного противостояния поработившей их белой цивилизации.

2) Синкретическая религия (от грен. 8упкге118тоз, соединение), со­четающая в себе разнородные, противоречивые, часто несовместимые элементы (например, христианские и языческие). Большинство иссле­дователей называют родиной вуду Гаити, а Кубу—родиной разновид­ности вуду, сантерии.

Древнее африканское язычество претерпело в новых ус­ловиях существенные изменения. Духи африканских бо­жеств в целях конспирации мимикрировали под христиан­ских святых. В отправлении культа стали использоваться свечи, священные предметы. Так появилась собственно ре­лигия вуду, которая и сегодня имеет на Гаити статус офи­циальной религии.



Ритуалы вуду, практиковавшиеся официально, были мак­симально приближены к католическим, так что внешне всё выглядело почти благопристойно. (Настолько, что позже, в конце XIX века, вуду было даже официально признано Вати­каном ответвлением католицизма). Но то, что совершалось вдалеке от посторонних глаз, по-прежнему оставалось тем, чем оно было изначально. И в этих ритуалах по-прежне­му присутствовали кровавые, иногда человеческие жертвы, вхождение в транс под действием наркотических веществ, бой ритуальных барабанов и ритуальные оргии.

Начиная с XVIII века чернокожие невольники появ­ляются и на американском континенте. Южные районы теперешних США до XIX века также были испанскими и французскими колониями (Луизиана вошла в состав США в 1803 г., а Техас —в 1845 г.). При этом французы и испан­цы проводили более либеральную политику в отношении своих рабов, нежели англосаксы. Так, например, афроаме-риканские празднества в Новом Орлеане носили ярко вы­раженный проафриканский характер и при этом проводи­лись вполне легально до самой середины XIX века, когда они были запрещены уже американскими властями.

С начала XIX века наибольшее количество чернокожих концентрировалось в первую очередь в Новом Орлеане и во­обще в штате Луизиана, затем постепенно "чернели" Сент-Луис, Мемфис, штат Миссисипи, далее— Нью-Йоркский мегаполис, города Майами и Лос-Анджелес. Вместе с тем увеличивалось и число приверженцев вуду в этих городах и районах, где они скоро заявили о себе. В Новом Орлеане, например, местные власти настолько были обеспокоены растущим числом адептов, что в растерянности, по-другому не скажешь, запретили чернокожим... появляться на улицах города. Вряд ли это было эффективной и адекватной мерой.

Знатоки джаза невольно вздрогнут при перечислении гео­графических названий в связи с шествием культа вуду по американскому континенту, потому что именно эти горо­да, и в особенности Новый Орлеан, традиционно считаются центрами, ставшими родоначальниками новых, доселе не­виданных музыкальных явлений —блюза и джаза. Но, гово­ря о джазе и блюзе, нельзя не уггомянуть и о другом влиянии, под воздействием которого они появились.

Проповедь христианства на американском конти­ненте велась не только католиками, но и протестанта­ми, а с течением времени, когда возникло и укрепилось государство США, —почти исключительно ими. Их миссио­нерские усилия и отсутствие большого выбора у их подопеч­ных также привели к определённым результатам: чернокожее население английских колоний в некоторой степени воспри­няло христианство. Правда, нужно понимать, что речь идёт о протестантском его варианте, изобилующем, применитель­но к данному случаю, утверждениями о богоустановленном характере рабства и другими подобными "откровениями", и что велась эта проповедь на весьма примитивном уровне.

Ритмы Африки и гут не были преданы забвению. Они составили основу спиричуэле и госпелс — христианских пес­нопений негров, обращённых в протестантизм. Хотя в гос-пелс и спиричуэле изначально не использовались бараба­ны, африканское влияние в них совершенно очевидно. Оно выразилось в очень специфичной ритмической пульсации, свинге, который для белого человека труднодостижим, даже при усиленной тренировке. Афроамериканцы же, как и их африканские предки, чувствовали себя в этой метроритми­ческой стихии как рыба в воде. К ело ву сказать, это положе­ние сохранилось и по сей день, так что и сегодня "свингует, как «чёрный»" является высшей похвалой белому блюзмену и джазмену.

Поначалу обращёнными в протестантизм афроамерикан-цами практиковались даже религиозные танцы, которые вскоре были запрещены под предлогом того, что движения ног в танце могут образовывать фигуру креста. Чернокожие танцоры нашли выход из положения. Они изобрели своеоб­разный культовый танец, в котором танцующие исполните­ли христианских гимнов ритмично двигаются гуськом, не отрывая ног от земли. Африканское начало и тут брало своё.

Спиричуэле и госпелс были своеобразной проекцией христианских мотивов (в значительной степени ветхозавет­ных) на менталитет чернокожих невольников. Неудивитель­но, что в темах песнопений спиричуэле часто встречаются мотивы исхода богоизбранного израильского народа из еги­петского рабства и сюжеты вавилонского пленения. Афро-американцы с особым чувством слагали свои песнопения на эти библейские темы. Многие их этих сюжетов проникли и в ранние джазовые композиции, но уже более в фольклорном, нежели в религиозном аспекте.

Спиричуэле и госпелс отчасти можно назвать предшест­венниками джаза, но только отчасти, потому что джаз с са­мого начала формировался на волне духовности, которая была далека от христианства, даже в протестантском его по­нимании. В некоторой степени джаз явился следствием се­куляризации даже той весьма своеобразной протестантской культуры крещёного негритянского населения. Вот что пи­шет об этом одна из авторитетнейших исследователей этой темы В. Дж. Конен в своей книге "Рождение джаза":

"По кругу образов, по художественным приёмам, по специфике музыкального языка спиричуэле и джаз отнюдь не идентичны. Спиричуэле... продолжают традицию протестантского хорала, в них отнюдь не потеряна связь с европейской религиозной музыкой. Это высшее проявление духовного начала в искусст­ве, созданном на американской земле, они к развле­кательной эстрадной традиции отношения не имеют. К джазу ведут иные жанры американской нацио­нальной музыки — менестрели, регтайм, блюз. Все они неотделимы от самостоятельного очага разви­тия профессионального искусства в США — лег­кожанрового комедийного театра в его эстрадных разновидностях" [11].

Музыкальная составляющая культуры афроамериканцев постепенно обретала определённую самостоятельность от религии, какой бы то ни было. Основа музыкальных ритмов при этом сохранялась всё та же — африканская.

В XIX веке появились негритянские оркестры, которые исполняли своеобразную афроамериканскую музыку на европейских инструментах. Собственно, это и было рожде­нием джаза.

Скажем здесь ещё несколько слов о джазе и приведём один интересный пример того, какое впечатление джаз начала XX века производил на европейцев. Это отрывок из восхищён­ного отзыва о гастролях в Европе негритянского оркестра, которым руководил Уилл Марион Кук, а главным солистом (тогда ещё на кларнете) выступал молодой Сидни Беше. От­зыв принадлежит Эрнесту Ансермэ, прославленному ди­рижёру знаменитого европейского L`Orchestre de la Suisse Romande.

"Они настолько всеобъемлюще одержимы исполняе­мой ими музыкой, что не могут удержаться от того, чтобы не танцевать под неё внутренне, и это превра­щает их игру в настоящий спектакль. Когда они це­ликом вкладывают себя в какой-то из своих излюб­ленных эффектов — например, подхватывают рефрен танца в темпе внезапно вдвое замедленном и с уд­военной интенсивностью и фигурацией —происходит нечто поистине завораживающее: как если бы страш­ный вихрь пронёсся над лесом или вдруг распахнулась дверь дикой оргии" [12].

 

Знаменитый дирижёр предрекал новому музыкальному направлению великое будущее и, как видим, не ошибся.

Но в данном случае джаз интересует нас несколько мень­ше, чем его ближайший родственник, прямой прародитель рока — блюз.

Блюз появился в той же культурной и этнической среде, что и спиричуэле, и госпелс. Но, в отличие от последних, в которых было сильно влияние христианства, в блюзе пре­обладала этническая составляющая, а христианские моти­вы практически отсутствовали. Блюз переводится со сленга примерно как "тоска", "грусть". И это уже не тоска о поте­рянном Рае. Точнее, именно тоска о Рае, но пути к этому Раю, к Царству Небесному, или хотя бы смутные ориентиры, где его искать, в блюзе были окончательно утеряны.

Темы блюзов, как архаичных, так и современных, весьма незамысловаты. Чаще всего они о том, что от певца ушла женщина или человека одолевает необъяснимая тоска и ещё нечто трудновыразимое (всё-таки музыка —это всегда тайна). Но в целом, "блюз—это когда хорошему человеку плохо" —такое парадоксальное определение блюза дали ему сами же блюзмены. Вот только их традиционные рецепты, что же делать хорошему человеку, когда плохо, православ­ным людям вряд ли подходят.

Блюзу и его производным характерна ярко выраженная и откровенная чувственность, отпечаток сексуальной магии вуду. Блюз унаследовал и отголоски метроритмического ха­рактера африканской музыки, не имеющие аналогов в ев-юпейской культуре, особые "чёрные" интонации и манеру исполнения.

Блюзмены ставили перед собой не религиозные, а музы­кальные задачи, и всё же медиумический характер блюза, да и джаза, никогда не был сокрыт от самих музыкантов. О нём, и частности, совершенно недвусмысленно говорили такие столпы джаза, как Майлс Дэвис, Кит Джаррет и многие дру­гие. Это касается в первую очередь характерных особеннос­тей афроамериканского ритма.

Разумеется, музыкальный ритм был изобретён не негра­ми и равномерные ритмические пульсации в музыке ис­пользовались и раньше. Это организующее свойство рит­мичной музыки использовалось и в военных маршах, и в танцах, как в классических, так и народных. Но су шествуют характерные и неповторимые особенности, свойственные именно "чёрной" музыке, её ритмической составляющей (даже если её исполняют белые), вследствие её родства с африканскими языческими культами. И не имеет принци­пиального значения, будут ли это несколько нестройных аккордов губной гармоники в руках невольника на план­тации сахарного тростника на Гаити, или сверкающий ме­дью и переливающийся каскадами причудливых ритмов и гармоний джазовый биг-бенд, или рэйв-дискотека где-то в Европе. Главное, что в современной эстрадной музыке эксплуатируется свойство африканских ритмов подчи­нять себе слушателя и навязывать ему соответствующие состояния, которые без этих ритмов недостижимы. Блю­за это касается в полной мере. Одна же из особенностей подобных состояний—это то, что в них запечатлелась и культивируется откровенная чувственность.

Блюз, в свою очередь, передал это африканское "наслед­ство" року. Промежуточным звеном в этой эстафете стал ритм-энд-блюз. Мы не будем подробно останавливаться на этом стиле, потому что его название говорит само за себя и не требует особых пояснений. Для нас главное выяснить, что именно унаследовал от своих предшественников рок3).

31 Вот как объясняет происхождение названия "рок" Джереми Паскаль в "Иллюстрированной истории рок-музыки": "Почему именно «рок-н-ролл»?.. Оба слова, составивших термин, были заимствованы из негри­тянского слэнга и уже несколько лет мелькали на пластинках... С самого начала родители встретили этот термин в штыки, утверждая, что «рок-н-ролл» имеет значение грязное и похабное. Отчасти они были правы... Чарли Джиллетт в своей книге «Звук города» пишет, что в ритм-энд-блю-зе слова госкт§ (трясти, качаться) и гоИтё (вертеться, кататься) издавна имели сексуальный смысл. Поэтому, когда эта музыка всплыла на по­верхность и белые артисты начали делать «расовые» песни, представите­ли фирм записи схватились за синие карандаши и принялись подчищать тексты. И вот такие выражения, как «Roll with me Henry» («поваляйся со мной, Генри»), стали превращаться в невинные фразы типа «Dance with me Henry» («потанцуй со мной, Генри»)!" [20].

 

От внимательного исследователя не утаится то, что фунда­ментальные столпы, на которых зиждется рок, те же самые, которые использовались в африканских языческих ритуалах. В музыкальном отношении в роке прослеживаются прин­ципы, использовавшиеся африканскими шаманами для до­стижения оккультных целей. Это касается и динамики, и характерной интонации, и ритма, и подчёркнутой низкочас­тотной составляющей в доминирующей функции ударных инструментов.

Эта функция ударных инструментов не что иное, как от­голосок африканских тамтамов. Он неизменно присутст­вует у всех наследников африканской традиции. Это может проявляться то в звуках мощной ударной установки — в роке, то в виде характерной метроритмической фактуры в левой руке на фортепиано—в джазе. Но присутствует всегда, в том числе и в поп-музыке. В сценическом рок-действе так­же видны явные параллели между шаманским камланием и рок-концертом.

Впрочем, никто не собирается обвинять, например, рэгтайм или группу "Кино" в сатанинском инициирова­нии слушателя. Но то, что рэгтайм, равно как и блюз, и рок, да и та же попса, обладает свойством вводить слуша­теля в особые состояния, навязанные ритмом, отрицать невозможно. Состояния эти представляют собой полную противоположность тому, что в христианстве называется "трезвением". Они паразитируют на человеческих страс­тях. Это воздействие происходит на тонком уровне, и те, кто обладает музыкальным и духовным чутьём, согласятся с этим. Другое дело, что оценки этого воздействия, равно как и его степени, могут быть разными. В любом случае, для кого-то — это повод задуматься и насторожиться, а для кого-то, возможно, источник вдохновения, или вполне приемлемый вид отдыха.

В роке это африканское языческое "наследство" не было переосмыслено в христианском ключе, как можно было бы предположить, имея в виду встречу двух культур и этносов. Напротив, "чёрный" блюзовый драйв, в котором отчётливо слышны отголоски ритуального боя барабанов вуду, получил второе дыхание, на этот раз уже на "белой" почве.

"Белая волна в чёрном море"

На протяжении нескольких столетий с такой же последо­вательностью, с какой афроамериканцы старались хранить и культивировать свою этническую самобытность, лишь от­части воспринимая воздействие христианского влияния ев­ропейской культуры, западные мыслители и общественные деятели целенаправленно расшатывали устои христианской цивилизации. Эта тенденция отразилась и в искусстве, о чём было сказано выше. Христианским миром постепенно всё бо­лее утрачивалось представление о существе христианства -о Божественном Откровении, о благодатной жизни в Церкви.

Так, целью секуляризованного правдоискателя, "борца за торжество справедливости", становится уже не поиск прав­ды Божией и не воплощение воли Божией в земных реалиях, но некая одному ему до конца понятная "правда" и "совер­шенное общественное устройство", за которое он борется и торжеству которого готов посвятить жизнь. Но оказывается, когда эта идея всеобщего счастья и умозрительной спра­ведливости доводится до своего логического завершения, становится необходимым... разрушить само общество. Так проявляется порочность любых попыток осчастливить че­ловечество своими силами, без Бога. Так проявляет себя нигилизм —от латинского и/А/7, ничто (см. подробное иссле­дование по данной теме в [ 13]).

С предельной чёткостью формулирует эту мысль знамени­тый русский анархист Михаил Бакунин в своём "Катехизисе революционера": "Наша цель-ужасное, полное, неумоли­мое и всеобщее разрушение <...> Возложим наше упование

на вечный дух, разрушающий и уничтожающий, потому что он есть скрытый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть страсть творческая" [14]. Когда Бакунина спросили, что бы он сделал, если бы новый поря­док его фантазий стал реальностью, он честно ответил: "Тог­да я стал бы разрушать всё, что создал" [13].

Какое отношение это имеет к рок-культуре ? Самое непос­редственное.

В 50-е годы XX века западная белая молодёжь решитель­но пошла на штурм христианской морали и нравственности, ещё присутствовавших в виде атавизма в западном обществе, и воспользовалась для этого "чёрной" музыкой: ритм-энд-блюзом, производной от блюза. Эта музыка, как и её праро­дитель, блюз, выражала абсолютное, язычески-девственное, если можно так выразиться, недоумение перед необходи­мостью "трезвиться" в христианском, православном смысле этого слова. Белых подростков привлекла именно эта но­визна, а вернее, языческое мироощущение, не обременён­ное особо никакими христианскими ограничениями. Это музыкальное направление стало идеальным средством для выражения того, чего так жаждали молодые белые перво­проходчики рока: свободы. Свободы... от Бога, от необходи­мости выверять свою жизнь по Его заповедям... Хотя они-то, первопроходчики, скорее всего были уверены, что их миссия даже благородна — освободить мир от мёртвого атавизма, в который, как им казалось, превратилось христианство. Но в своих благих намерениях отвергнуть фальшивые обществен­ные ценности рокеры подрубили сук, на котором сидели, потому что нравственные устои западного общества, хотя и превратились в атавизм по причине утраты западным хрис­тианством "соли" и благодатной силы христианства, но в ос­нове своей по-прежнему сохраняли христианские очертания. Это были категорические императивы, ведущие своё проис­хождение от Заповедей Божиих: "Не сотвори себе кумира", "Возлюби Бога всем сердцем твоим", "Не прелюбодействуй"

и т. д. Отвергнув их, юные рок-революционеры вышвырну­ли и христианство из спектра своего духовного поиска. А без христианства любые благие намерения обречены были обер­нуться лишь строительством новой Вавилонской башни.

Рок-музыканты оформили на новом музыкальном языке и на практике подвели итог тому, к чему логически уже по­дошли их предшественники —философы, политики и люди искусства. Они решительно, если не сказать более, свергли на практике устои, которые те лишь сотрясали. Те устои, ко­торыми жил традиционный западный мир, уходящий свои­ми корнями в христианскую цивилизацию. И отвержение это было весьма категоричным и всеобъемлющим.

Через сто лет после Бакунина Джим Моррисон, лидер группы ТНе Воогз, скажет: "Всю свою жизнь я не признаю авторитеты. Я хочу разрушить устоявшийся порядок вещей. Восстание, беспорядок, хаос и прочие лишённые здравого смысла действия —вот моя стихия. Кто-то сказал, что доро­га к свободе лежит через революцию внутри тебя самого. Но вместо того, чтобы начать изнутри, я начал действовать из­вне, достигнув ментальной свободы через физическую".

Так синтез "чёрного" и "белого" в результате породил гремучую смесь, которая, детонировав, и вызвала к жизни рок, сформировала его стилистику и выразительные средства. И этом синтезе и "чёрное", и "белое" враждовало против христианства. Чёрное — о инерции афроамериканской субкультуры, белое — агрессивной попыткой преодолеть христианское прошлое.

Эпохальное открытие первых рок-музыкантов заключается, на наш взгляд, именно в том, что они соединили замешенный на нечистоте африканский "фактор вуду", выраженный музыкальным языком, с самобытной уже "белой ментальностью", энергично использовали при этом новые невиданные доселе технические средства и помножили вся это на энергию неприкрытого уже бунта против христианских нравственных норм, ещё сохранявшихся в обществе! Да, не случайно рок-музыка в целом по справедливости считается "белым", а не "чёрным" явлением. Это общепризнан­ный факт. Безусловно, негритянские исполнители (напри­мер, всемирно прославленный "динозавр" рока Чак Берри) также внесли неоценимый вклад в становление рока, но это было лишь поначалу. Чем дальше, тем меньше было замет­ных афроамериканских исполнителей в роке. Зато в музыке фанк, хип-хоп им никогда не было равных.

Некоторая "потеря мощности" из-за несколько менее чувственного драйва и бита (ритмического импульса, посыла, характера) в "белом" роке была впоследствии с лихвой ком­пенсирована выплеском той самой энергии открытого ниги­листического бунта, типично "белого" по своей сущности. Интересно, что впоследствии "белая" составляющая в роке всё более и более проявлялась и раскрывалась, хотя и "чёр­ное" ноу-хау также всегда неизменно присутствовало. Не всё, конечно, в роке можно свести исключительно к "чёр­ному" наследию вуду и "белому" нигилистическому посылу. Но без этих двух факторов, наложивших неизгладимый от­печаток на рок-стилистику, рока как музыкального явления просто не существует. Иногда приходится слышать, что такие рок-течения, как арт-рок, хард-рок или даже хэви-металл, ведут свою генеалогию не от африканских, а от европейских прародителей, в том числе от классической музыки. С этим трудно согласиться. Впрочем, пожалуй, в роке действительно прослеживается мировоззренческий и эмоциональный посыл, идущий от европейского романтизма, в котором также весьма силён дух нигилизма. Но если рассматривать культуру отношения к ритмической составляющей в роке, то совер­шенно очевидно, что она всё же принципиально иная, чем в классической музыке, и имеет гораздо больше общего с Аф­рикой, нежели с Европой. Как в отношении внешней формы ритм-секции, взявшей на себя в роке ключевую функцию, так и в отношении самих подходов к исполнению музыки. И в этом рок является подлинным наследником Африки, джаз и ритм-энд-блюза. Его родство с ними прослеживается гораздо отчётливее, чем с образцами того же европейского фольклора. "Чёрная" составляющая в рок-ритмах—это ба­зис, на котором зиждется рок-музыка.

Известный отечественный джаз-рок-музыкант Алексей Козлов утверждает: "Говоря о ритмических особенностях рок-музыки, лучше всего прибегнуть к сопоставлению с джазом — искусством, где впервые зародились профессио­нальные понятия «драйв», «свинг» или «бит», где от музы­канта требуется не просто развитое чувство ритма, а наличие специфической эмоциональной энергии и особого испол­нительского чувства, а также умение передать всё это слу­шателю. В этом смысле джаз и рок подчиняются абсолютно одним и тем же законам и требованиям".

Для рок-музыки, как и для джаза, и для поп-музыки, в целом характерна чрезвычайно жёсткая привязка к метро-ритму, который в роке, так же как и в его "чёрных" пред­шественниках, возведён едва ли не в культ. Музыкант, не владеющий драйвом (в рок-понимании), всегда будет аут­сайдером, профнепригодным в роке. В классике же от му­зыканта в целом требуется совершенно иное отношение к ритму—умение создавать музыкальную ткань, в которой метроритм способен "дышать" (хотя ритмичные и дина­мичные фрагменты есть и в классических произведениях). Но даже в самых ритмичных образцах классической музыки совершенно отсутствует то, что в роке с успехом эксплуати­руется: очевидный гипнотизм мощного, часто откровенно "забойного" ритмичного звучания, апелляция рок-ритмов к грубому, чувственному началу в человеке. Безусловно, эти рассуждения не исчерпывают все подходы к исполнению классической музыки и рока, и невозможно в рамках данной работы рассмотреть все их особенности, но главные ориен­тиры, на наш взгляд, именно таковы.

Впрочем, рок почерпнул кое-что и из европейской народ­ной культуры — в силу того что Европа по праву стала его вто­рой родиной. Но при этом нужно учитывать сильное влияние на европейскую народную культуру отголосков дохристиан­ского языческого прошлого европейских народов и другие новейшие негативные по сути влияния. Так, христианские образы в народном творчестве западного средневековья до­вольно часто использовались в комедийно-шутовской их подаче. Часто сакральный смысл этих образов ёрнически истолковывался в грубо чувственном и материальном смыс­ле. Это касалось и народной "площадной" трактовки хрис­тианских праздников. "Каждый праздник рядом со своей официальной—церковной и государственной—стороной имел ещё вторую, народно-карнавальную, площадную сторону, организующим началом которой был смех и мате­риально -телесный низ. Эта сторона праздника была по-свое­му офор млена, имела свою тематику, свою образность, свой особый ритуал. Происхождение отдельных элементов этого ритуала разнородно. Не подлежит никакому сомнению, что здесь —на протяжении всего средневековья - продолжала жить традиция римских сатурналий. Были живы и тради­ции античного мима. Но существенным источником был и местный фольклор. Именно он в значительной мере питал образность и ритуал народно-смеховой стороны средневеко­вых праздников", -пишет М. М. Бахтин [28]. ;• Любопытный пример отношения Православной Церкви к народным забавам и увеселениям мы находим и в русских традици ях. На празднование деревенской свадьбы благочес­тивые крестьяне традиционно приглашали священника. Но как только начинались танцы, священник удалялся, потому что присутствие на увеселениях такого рода считалось не­совместимым со священным саном.

Но вернёмся в Америку 50-х годов XX века.

Чак Верри шёл от "чёрного" рока к "року вообще". А с противоположной, "белой" стороны", также наблюдалось встречное движение.

 

"Найдите мне белого, который пел бы, как чёрный, и я стану миллионером",-говорил Сэм Филипс, музыкаль­ный продюсер, "открывший" Пресли. Феномен "короля рок-н-ролла" Элвиса Пресли связан именно с тем, что он стал связующим звеном, с помощью которого негритянс­кая "грязная" соул-музыка американского Юга 50-х годов XX века легализовалась на "белой" почве респектабельного американского шоу-бизнеса. Радиостанции поначалу даже отказывались брать записи Пресли, "этого негра". Впрочем, быстро разобрались что к чему.

Подозрения радиоредакторов в отношении Пресли не были совсем уж беспочвенны. Дело в том, что городок Ту­пело, где родился Пресли, находится на юге США, в шта­те Миссисипи. И Пресли, хоть и был белым, но родился, провёл детство и юность в бедном негритянском квартале. "Белый парень с голосом негра", -так сразу же окрестили Пресли диск-жокеи местных танцклубов и ведущие музы­кальных радиостанций.

Штат Миссисипи уже упоминался нами в связи с рас­пространением вуду и джаза в Америке. Впрочем, мы со­вершенно не собираемся обвинять в вудуизме "короля рок-н-ролла". Просто интересно отметить это обстоятель­ство применительно к нашей теме.

Бывший в детстве тихим любимцем своей мамы, Пресли стал впоследствии первым из рок-бунтарей, совершивших радикальный переворот в американской, а затем и европей­ской музыкальной массовой культуре. Пресли шокировал и одновременно покорил американский бомонд своим вызы­вающим сценическим образом и редким по выразительнос­ти голосом.

А его сценический образ был и в самом деле, по тем вре­менам, весьма революционным. "Элвис-задница" (Elvis – the pelvis) —это меткое и едкое прозвище точно характеризова­ло те телодвижения, которые проделывал Пресли на сцене. Пуританская Америка была шокирована. Поначалу теле­студиям даже запрещено было снимать Элвиса ниже пояса. "Пресли—это мера падения общественного вкуса" —таков был приговор респектабельных кругов. Но молодёжь Аме­рики на тот момент уже не интересовалась респектабель­ным. Она нашла то, что выражало её подспудные желания И главное из них — освободиться от надоедливых внушений старших. Эти внушения уже не могли никого вдохновить, Потому что потеряли "соль" —представление о благодатной жизни во Христе —и поэтому превратились лишь в невнят­ное морализаторство.

Основной гвардией и движущей силой рок-революции, на Всех её этапах, были те, кто сочетал в себе полное отсутствие жизненного и духовного опыта, для кого христианские нормы нравственности были просто досадными препятствиями на пути реализации их бурных желаний и устремлений. Это бы­ли молодые люди, зачастую просто подростки. Такими были 1 Элвис Пресли, и "Битлз", и "Роллинг Стоунз", и "Дорз", и другие первопроходцы рока, осуществившие все ключевые от­крытия в его стилистике и мировоззрении и на многие годы вперёд предопределившие направление его развития.

Внешне это выглядело как подростковый бунт - явление не новое в этом мире. Но только в Западном послевоенном Обществе создалась ситуация, когда этот бунт выплеснул­ся с такой силой, что захлестнул в конце концов весь мир. Старшее поколение, утратившее представление о благодат­ной христианской жизни, ничего не смогло противопоста­вить этой разбушевавшейся стихии, да и не очень-то пыта-•ось, скорее, потакало этой стихии и само было увлечено ей. В 60-е годы на Западе был совершенно чётко сформу­лирован девиз нового молодого поколения: "Drugs, sex & rock-n-roll" -"Наркотики, секс и рок-н-ролл". Случайно ли рок-н-ролл был вознесён на знамёна вместе с наркотиками и сексом? Не случайно. Как не случайно и вуду использует Совокупность воздействия наркотиков, сексуальные обряды и ритмичную барабанную музыку для достижения ок­культных целей.

Те, кто говорят о негритянских спиричуэле как о приме­ре христианских корней рока, не учитывают одного обстоя-тельства. Спиричуэле —это действительно родственник рока по "чёрной" линии. Но из этого "чёрного" родства в 50-е годы, в момент своего появления на свет, рок взял только характерный "чёрный" драйв, а христианства в блюзе к тому времени уже давно не наблюдалось. И рок-революционерам оно также было ни к чему.

Так, например, Дерек Тэйлор, пресс-секретарь группы "Битлз", говорил о "битлах": "Они как будто создали но­вую религию. Они против Христа. Я хочу сказать, что и я сам тоже против Христа, но они настолько против Него, что их богохульство даже меня шокирует".

Если же говорить о том, что можно вернуть в рок хрис­тианское содержание, как это было в спиричуэле -что ж, пожалуй, можно, если нас устроит перспектива превра­титься в негров. И это бы не беда —кому-то, может и хо­чется стать негром, но вот Православия там уже не будет: спиричуэле —это типично протестантская традиция (рав­но, кстати, как и новые опыты христианского рока). Об этом почему-то умалчивает о. Сергий (Рыбко), когда приводит в пример спиричуэле, обосновывая возможность соедине­ния субкультуры с христианством. Впрочем, он же гневно клеймит "повреждённое еретическое сознание", когда речь идёт о западных критиках рок-культуры, "авторах глу­пых антироковых брошюрок". Странная избирательность. Она наводит на мысль, что задачку о роке и христианстве просто подгоняют под нужный ответ. Только это и может объяснить, каким образом Оззи Осборн, последовательно разрабатывавший в своём творчестве сатанинскую жилу, в интерпретации о. Сергия оказывается вдруг "истовым католиком" [1].

Те отголоски классической культуры, те христианские мотивы, которые были и есть в современном роке, пред­ставляют собой не что иное, как утилизированные роком в своих целях обломки взломанной христианской тради­ции. Сюда относятся и попытки совместных проектов рок-музыкантов с симфоническими оркестрами, и вооб­ще использование классических выразительных средств в рок-композициях. Корень рока, его стержень как был язы­ческим, так и остаётся. К этому корню впоследствии привились попытки многих рокеров обратиться к восточным религиям и разным другим нехристианским культурам. Но сам корень перерубить не удалось никому. Собствен­но, никто и не пытался, потому что для этого пришлось бы проделать в роке то, что было проделано в классическом ис­кусстве в начале XX века: сломать его форму, уничтожить стилистику, изъять из него специфический драйв и всё то, что делает рок роком.

В состоянии ли Кинчев и Шевчук, а также духовенство, Идущее сегодня с проповедью к рокерам, переломить это "африканское наследство" и эти новейшие антихристианс­кие тенденции, дух нигилизма и язычества, запечатлевшиеся В роке ? Вряд л и. Выйдя на битву со злом нужно "облечься во Все оружия Божий", не оставляя этому злу никакой бреши в своих латах. Пока же этих брешей хоть отбавляй.

 

Энергетика

 

То, что эволюция рока впоследствии вызвала к жизни от­кровенно сатанинские рок-группы, не было случайностью Али досадным недоразумением. Это было закономерностью, прямым следствием "диалектического нигилизма".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.