Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическое воздействие цвета





Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Красный– возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма. Используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Зеленый(самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.



Классификация цветовых ассоциаций:

1) Весовые: легкие, тяжелые, воздушные и т.д.

2) Температурные: теплые, холодные, горячие, ледяные и т.д.

3) Осязательные: мягкие, жесткие, колючие...

4) Пространственные: близкие, далекие, выступающие, отступающие...

5) Акустические: тихие, громкие, звонкие, глухие...

6) Вкусовые: сладкие, вкусные, слащавые, горькие...

7) Возрастные: детские, молодежные, стариковские...

8) Сезонные: весенние, летние, зимние...

9) Этические: мужественные, смелые, сентиментальные...

10) Эмоциональные: позитивные (радость, счастье...), негативные и нейтральные (вялые, спокойные...)

11) Культурные: напоминают колорит различных народов, их культуру.

 

Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.
К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура.



Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.

 

Цвет может иметь как позитивное, так и негативное значение.

 

Красный.

Позитивные ассоциации. Главный источник ассоциации - причастность ко всему живому. Кровь, цветы, плоды, глина из которой был сотворен человек. Адам в переводе - это красная земля. Красный цвет - это сила, энергия, без которой жизнь не возможна. Символ плодородия. Красный отпугивает злых духов, магический цвет, цвет жизнетворного тепла и солнца (красное солнышко), цвет магических амулетов, повязок, орнаментов, дающий жизнь. Символ красоты (красна девица). Этим цветом окрашены многие духи и боги, как добрые так и злые.

Негативные ассоциации. Смерть, убийство, грех, возмездие, символ войны, борьбы, гнева, жестокости, ярости, конфронтации и т.д. Противопоставляется белому, как максимально чистому. Является предупреждающим сигналом опасности и запрета.

 

Белый.

Позитивные ассоциации. Особый цвет, в основном имеет позитивное значение. Символ блага, чистоты, радости, мира, здоровья, согласия, приумножения потомства. Цвет дня, солнечного света, активности. Противовес черному, знак очищения, омовения, воды, безмятежности, безгреховности и приобщения к добру. Символ согласия между живыми и мертвыми. Цвет божества, добрых духов и покойников. Благородство, знатность, величие, благосостояние, привилегированности. В христианстве: цвет святых, символ святости, радости, веселья, невинности, целомудрия (белые одежды Христа, белая лилия - символ девы Марии), сосредоточия. В Индии - чистота и пустота, цвет бога (впрочем, как и во всех религиях мира).



Негативные ассоциации. Приближающаяся старость, бледность, седина, болезни, смерть (белый как смерть), зло, отчуждения, страдание, холод, безмолвие, разлука.

 

Черный.

Позитивные ассоциации. Цвет любви в мусульманстве. У древних философов - символ божественной темноты, или сверхсветлый мрак. Красота (восток), покой, отдых.

В основном негативные ассоциации (черная зависть, черная магия...): ночь, страх, зло, отсутствие белизны, тьма, женское начало, смерть, разложение, горе, страдание, греховность, демонический цвет (противоположность Белому), тайная зависть, гордыня, печаль, подлость.

 

Зеленый.

Позитивные ассоциации. Это цвет богов плодородия. В христианстве - символ земной жизни Христа и святых. Цвет райского сада, оазис в пустыне, цвет мусульманского рая. Женский цвет.

Негативные ассоциации. Демоническое начало. Нечистая сила. Безумие, распад , дьявол совративший Адама, алкоголь (зеленый змий), в русском фольклоре - цвет настоя трав, яда, отравы и прочее. В XX веке Зеленый цвет все больше смещается в сторону негативных ассоциаций: пассивность, инертность, хулиганство, абсурдность, непристойность, зависть, безразличие (тоска зеленая).

 

Желтый.

Позитивные ассоциации. Все живое, солнце, золото, цвет первой жертвы в исламе. Цвет богов, божественности, царственности, славы, цвет земли и женского начала в Др. Китае.

Негативные ассоциации. Продажность, грех Иуды, измена, увядание, трения, кожа стариков, цвет душевно больных (желтый дом), обмана (желтая пресса), предостережение, предупреждение (желтая карточка).

 

Синий.

Позитивные ассоциации. Самый серьезный цвет, в меру печальный и тоскливый. Символ воды, неба, на Востоке - высших сфер, божественность, в христианских книгах - непостижимая тайна. Вызывает мистицизм, религиозные чувства. Духовность, чистота, постоянство в вере, совершенство, высокое происхождение, правосудие, покой.

Негативные ассоциации. Злодейство, дьявол, в Др. Китае синяя муха - клеветник, в Нидерландах синий плащ - неверная жена. Грех, страдание, холод, старость, в Индии - печаль и траур.

 

Фиолетовый.

Позитивные ассоциации. Таинственность, иррациональность, память, воспоминания. Разбеленный фиолетовый - духовность, нарядность. Цвет романтиков.

Негативные ассоциации. Ужас, страх, старость, угасание жизни и т.д.

 

Пурпурный.

Только позитивное значение. Богатство, царственность, высшая красота, власть, духовность, величие.

 

Серый.

В древности - негативный цвет, цвет бедности, скуки, тоски, увядания, цвет городской тесноты, тумана, символ зависти у древних римлян, в средние века - цвет несчастья и посредственности.

Позитивные ассоциации. Цвет изящества, элегантности, благородства, знак хорошего тона и высокого вкуса.

 

Оранжевый.

Веселый, радостный цвет. Детское веселье. Тепло и уют. Но в разбелённом или загрязненном виде - только негативные ассоциации: мутный, слащавый, противный.

 

Цветовые предпочтения.

 

С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:
А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.
Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбелённые, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Нюансные сочетания.
Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский).
Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве (классицизм, рококо, модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.

Семантика цвета

Цвет вызывает у человека не только физиологические и эстетические реакции, но также и интеллектуальную рефлексию. Цвет-носитель некоторого сообщения, подобно тому как слово-носитель какого-либо смысла. «Язык цвета» своего рода знаковая система, к изучению которой применима методология семантики (науки о смысле знаковых систем)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.