Классификация цветовых гармоний.
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как
- цветового тона;
- светлоты;
- насыщенности;
- формы;
- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Признаки гармонии цвета:
1. Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахроматичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.
2. Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).
3. Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.
4. Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов.
5. Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.
6. Ясность и легкость восприятия.
7. Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.
8. Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.
9. Организованность, порядок и рациональность.
Виды гармоничных цветовых сочетаний.
1. Гармония ахроматических цветов.
2. Монохромные гармонические сочетания.
3. Гармонические сочетания родственных цветов.
4. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов.
5. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.
Цветовая гармония является лишь одним из факторов, обеспечивающих в целом гармоничный интерьер. Цветовое решение должно работать только вместе с другими элементами: пространством, формой, материалом, пропорциями, масштабом.
Цветовая среда - это система элементами которой являются цвета всех составляющих объемно-пространственной структуры и ее наполнения, воспринимаемые по распределению в пространстве и времени.
В зависимости от предпочтения использования цветовой среды в зданиях выделяют 3 класса объектов:
1. Производственные объекты (цехи, фабрики, заводы, административные здания, научные, учебные, медицинские и детские учреждения, мастерские, музеи и т.д.) В зданиях этого типа основной принцип - целесообразность и функциональность.
2. ) Предприятия общепита, торговые учреждения, спортивные залы, зрелищные помещения, выставки делового характера. Здесь большое значение приобретает фактор эстетического порядка.
3. Объекты, где человек отдыхает, развлекается или занимается чисто духовной работой: мемориальные сооружения, репрезентативные (показательные) выставки, некоторые зрелищные или концертные залы, музеи особого характера, рестораны и аттракционы. Здесь ведущим является художественный замысел.
Основные принципы формирования цветовой среды:
1. Цвет как фактор зрительного комфорта:
а) для обеспечения оптимальных условий функционирования органа зрения следует придерживаться следующей системы отношения яркостей. Нижняя зона помещения относительно темная (коэффициент светлоты). Средняя зона светлее). Верхняя зона - самая светлая.
б) если в помещении рассматриваются какие-либо объекты, необходимо обеспечить условия для их наилучшего восприятия (светлое на темном, темное на светлом, или на контрастном фоне)
в) если глаз вынужден долго фиксировать какой-либо объект, следует дать ему возможность отдохнуть на контрастирующем цветовом пятне
г) полный ахроматизм также утомителен для глаза как чрезмерная перенасыщенность цвета (пестрота)
д) физиологически оптимальными цветами являются средневолновые ( от Желтого до Голубого).
2. Цвет как фактор психофизиологического воздействия:
а) Возбуждающие цвета применяются там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где надо взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-физический тонус. К возбуждающим цветам относят: Красно-Оранжевый, Красный, Пурпурный. Применяется в ресторанах, кафе, клубы, аттракционы, ярмарки, психиатрические больницы, где находятся больные с угнетенным состоянием. Т.е. в основном, это места с коротко-временным пребыванием. В дополнение к вышеперечисленным цветам, часто могут применяться контрастирующие сочетания (например Красный + Зеленый).
б) Тонизирующие цвета. Это Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый травяного типа). Они применяются в интерьерах, где ставятся задачи особого направленного духовного воздействия на человека, но где также надо поддерживать в нем деловую бодрость и работоспособность, т.е. тонизировать.
в) Успокаивающие цвета. Это Зелено-Голубой, Голубой, Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый). Применяются в помещениях для пассивного отдыха: холлы, спальни, фае зрелищных учреждений, в некоторых залах собраний и аудиториях. В многолюдных помещениях гамма должна быть спокойной, независимо от остальных условий.
г) Цвет как эстетический фактор (нравится - не нравится).
д) Цвет как средство выявления формы и организации пространства.
Зрительные искажения величин предметов с помощью цвета.
Если взять три одинаковых по размерам квадрата, один из которых будет окрашен в ахроматический цвет, второй - в один хроматический, третий - многоцветный, то самым большим будет казаться ахроматический, хроматический - чуть поменьше, а самым маленьким будет казаться многоцветный.
Иллюзия оценки веса предмета. Светлый предмет легче темного, холодный легче теплого, самые тяжелые - темные, малонасыщенные и теплые, самые легкие - светлые, малонасыщенные и холодные.
Эффект приближения и удаления. Насыщенный цвет воспринимается более близко расположенным чем малонасыщенный. Теплы цвета (Желтый, Оранжевый, Красный, Пурпурный) выступающие. Холодные (Голубой, Синий, Фиолетовый) - отступающие. Зеленый по отношению к холодным будет выступать, хотя и считается нейтральным. В группе выступающих цветов заметнее выступают цвета светлее фона. В группе отступающих цветов эффект удаления усиливается по мере затемнения цвета в сравнении с фоном.
План урока № 3
Дисциплина: Цветоведение.
Тема: Психологическое воздействие цвета. Ассоциации и впечатления, вызванные цветом. Цветовые предпочтения. Семантика цвета. Цветовая среда и основные принципы её формирования.
Вид урока: Комбинированный
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Количество часов: 2
Цели урока:
Обучающая: Сформировать знания о психологии воздействия цвета на человека, об ассоциациях и впечатлениях, вызываемых цветом, цветовых предпочтениях. Дать понятие семантики цвета. Обучить принципам формирования цветовой среды.
Развивающая: Создать условия для развития навыков формирования цветовой среды объёмно-пространственной структуры и её наполнения.
Воспитательная: Заложить основы для формирования устойчивого трудолюбия и максимальной работоспособности на уроке.
Межпредметные связи: Живопись, рисунок, графическое мастерство, архитектурная графика, интерьер и оборудование, история архитектуры, КП, ДП.
Обеспечение урока:
Наглядные пособия: Лучшие графические работы учащихся, наглядный материал.
Литература:
1. Ефимов А. В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. М. СП.1984.
2. Ефимов А. В. Колористика города. СИ. 1990.
3. Куленёнок В. В. Практическое цветоведение. ВГУ. 1987.
4. Лущеко Э. М. Теория цвета. ЛИСИ.1980.
5. Миронова Л. Н. Цветоведение. Мн. 1984.
6. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. Мн. 2002.
7. Фрилинг Г. Человек-цвет-пространство. М. СИ.1980.
8. Сенько Д. С. Основы композиции и цветоведения. Мн.2007.
Технологическая карта
№
| Наименование элементов, учебные вопросы, формы и методы обучения
| Время
(мин.)
| Методы
| Средства
| 1.
| Организационный момент.
|
| Словесный.
| Классный журнал.
| 1.1
| Приветствие.
|
| 1.2
| Проверка отсутствующих.
|
| 2.
| Изложение нового материала.
|
| Объяснительно-иллюстративный
| Лучшие графические работы учащихся, наглядный материал.
| 2.1
| Психологическое воздействие цвета.
|
| 2.2
| Ассоциации и впечатления, вызванные цветом.
|
| 2.3
| Цветовые предпочтения. Семантика цвета.
|
| 2.4
| Цветовая среда и основные принципы её формирования.
|
| 3.
| Закрепление нового материала.
|
| Фронтальный опрос.
| Система вопросов.
|
| · Рассказать о психологической реакции красного цвета.
· Назвать цвет, действующий на человека успокаивающе.
· Перечислить виды эмоциональных цветовых ассоциаций.
· Назвать цвета, которые предпочитают дети.
· Дать определение семантики цвета.
· Перечислить здания в интерьерах которых уместны тонизирующие цвета.
|
| Подведение итогов.
|
| Словесно-репродуктивный
| Классный журнал
| 4.1
| Подведение итогов занятия, рефлексия.
|
| 4.2
| Домашнее задание.
| 4.3
| Вопросы учащихся.
| 4.4
| Уборка рабочих мест, классной доски.
| | | | | | | План составил преподаватель Гриценко Е. Б.
Учебный материал
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|