Основные закономерности восприятия цвета.
План урока № 1
Дисциплина: Цветоведение.
Тема: Явление цвета и предмет цветоведение. История науки о цвете. Понятие цвет. Основные характеристики цвета. Классификация цвета. Типы смешения цветов. Трёхкомпонентная теория зрения.
Вид урока: Комбинированный
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Количество часов: 2
Цели урока:
Обучающая: Дать понятие о цветоведении, его основных терминах, характеристиках и классификации цвета, типах смешения цветов и трёхкомпонентной теории зрения.
Развивающая: Расширение знаний о художественной выразительности цвета, создаваемой его физическими, химическими свойствами.
Воспитательная: Заложить основы для формирования устойчивого трудолюбия и максимальной работоспособности на уроке.
Межпредметные связи: Живопись, рисунок, графическое мастерство, архитектурная графика, интерьер и оборудование, история архитектуры, КП, ДП.
Обеспечение урока:
Наглядные пособия: Лучшие графические работы учащихся, наглядный материал.
Литература:
1. Ефимов А. В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. М. СП.1984.
2. Ефимов А. В. Колористика города. СИ. 1990.
3. Куленёнок В. В. Практическое цветоведение. ВГУ. 1987.
4. Лущеко Э. М. Теория цвета. ЛИСИ.1980.
5. Миронова Л. Н. Цветоведение. Мн. 1984.
6. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. Мн. 2002.
7. Фрилинг Г. Человек-цвет-пространство. М. СИ.1980.
8. Сенько Д. С. Основы композиции и цветоведения. Мн.2007.
Технологическая карта
№
| Наименование элементов, учебные вопросы, формы и методы обучения
| Время
(мин.)
| Методы
| Средства
| 1.
| Организационный момент.
|
| Словесный.
| Классный журнал.
| 1.1
| Приветствие.
|
| 1.2
| Проверка отсутствующих.
|
| 2.
| Изложение нового материала.
|
| Объяснительно-иллюстративный
| Лучшие графические работы учащихся, наглядный материал.
| 2.1
| Явление цвета и предмет цветоведение.
|
| 2.2
| История науки о цвете.
|
| 2.3
| Понятие цвет, классификация цвета, основные характеристики цвета.
|
| 2.4
| Типы смешения цветов, трёхкомпонентная теория зрения.
|
| 3.
| Закрепление нового материала.
|
| Фронтальный опрос.
| Система вопросов.
|
| · Дать понятие цветоведения.
· Назвать этапы в истории классификации цвета.
· Назвать автора научной системы разделения цветов.
· Дать понятие определения цвет.
· Классифицировать цвета.
· Назвать основные характеристики цвета.
· Перечислить типы смешения цветов.
· Назвать основные цвета вычитательного (пигментного) смешения.
|
| Подведение итогов.
|
| Словесно-репродуктивный
| Классный журнал.
| 4.1
| Подведение итогов занятия, рефлексия.
|
| 4.2
| Домашнее задание.
| 4.3
| Вопросы учащихся.
| 4.4
| Уборка рабочих мест, классной доски.
|
План составил преподаватель Гриценко Е. Б.
Учебный материал
Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Цветовые системы. История науки о цвете.
Принято выделять два этапа в истории классификации цвета: до XVII века и XVII век наши дни.
Мифологический этап.
Выделялись 3 цвета: Красный, Белый, черный. В этой триаде закодированы все жизненно важные понятия и ценности. Красный означает кровь(при том и «чистую» и «нечистую»), пищу(мясо), убийство, здоровье, жизнь, радость. Белый означает благо, чистоту, главенство (власть), пищу (растительную), охотничью доблесть, щедрость, плодовитость, возмужание(созревание), поминание предков. Чёрный означает зло, неудачу, страдание, болезнь, колдовство, смерть, ночь; он также связан с понятиями о любви и браке.
Древний Восток. Китай.
Основным космообразующим числом было 5 (четыре стороны света и центр земли).
Цвет
| Время года
| Стихии, предметы
| Стороны света
| Планеты
| Животные символы
| Зелёный (или синий)
Красный
Белый
Чёрный
Жёлтый
| Весна
Лето
Осень
Зима
Конец лета
| Дерево
Огонь
Металл
Вода
Земля
| Восток
Юг
Запад
Север
Центр
| Юпитер
Марс
Венера
Меркурий
Сатурн
| Дракон
Феникс
Тигр
Черепаха и змея
|
Особенности колорита китайской культуры древности: сочетание искусственности и натуральности, красочность и многоцветие (которое, к сожалению, впоследствии трансформировалось в аскетизм по отношению к цвету, в монохромии и ахроматическую живопись тушью)
Древний Восток. Индия.
В древней Индии было 2 цветовые системы:
1. Архаическая или троичная. Цвета: Красный, Белый, Черный.
2. Ведическая, или система основанная на Ведах. Следующие цвета: Красный(восточные лучи Солнца), Белый(южные лучи), Черный(западные лучи), очень черный (северные лучи), Невидимый (центр).
Убранство дворцов выполнялось в трех основных цветах: Белый, Красный, Золото (иногда добавлялись Синий и Голубой)
Традиционные основные цвета в древней Индии: Белый, Красный, Черный, Желтый и Синий. (Картины Рериха наиболее точно передают традиционный колорит древней Индии)
Древний Египет.
В искусстве Древнего Египта цвет предмета являлся составной часть его природы. Отношение к цвету зависит от того, на сколько он солнечный. Цвет нес в себе, прежде всего, сакральный смысл. Желтый цвет-это цвет солнца, символ вечного и непроходящего.
Греко-римская античность.
В 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что вселенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А все остальное получается путем смешения этих четырех стихий.
Аристотель выделял 3 основных цвета: Белый (вода, воздух, земля), Желтый (огонь), Черный (разрушение, состояние перехода).
Планид в своей "Натуральной истории" выделил 4 основных цвета: Красный, Белый, Желтый и Черный.
Для определения основных цветов Эмпедокл и Планид пользовались зрительными впечатлениями, а Аристотель определял их экспериментальным путем.
Средние века. Западная Европа.
Белый цвет символизирует Христа, Бога, ангелов, является чистым непорочным цветом. Желтый цвет - символ просвещения, действия Духа Святого. Красный - огонь, солнце, кровь Христа. Синий - цвет неба, обители Господа. Зеленый - цвет пищи, растительности, земной путь Христа. Черный - подземный цвет, цвет зла, Антихриста. Фиолетовый - цвет противоречий.
Так же достаточно интересна антисистема цветов, куда входили "погасшие" цвета, т.е. любой цвет в сочетании с коричневым.
Средние века. Ближний и средний Восток.
Представление о цвете развивается под знаком ислама. С VII века ценятся те же цвета, что и в Западной Европе, только выделяется зеленый: это цвет райского сада. Любимый тип цветовой композиции - многоцветие или полихромия.
Ренессанс.
Леонардо Да Винчи - создатель новой цветовой системы. Он считал, что основных цветов 6. Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный.
Европа XVII-XIX века.
В это время в истории классификации цвета начинается новый этап. Начинается процесс разделения цвета. Ньютон вводит научную символику разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: Красный, Оранжевый, Зеленый, Голубой (сине-зеленый), Синий, Фиолетовый, добавляя к этому сочетанию Пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового).
В XVII веке в Европе господствует два стиля:
1)Барокко. Восхваляется превосходство цвета.
2)Классицизм. Ценятся только оттенки цветов, основа - приглушенные цвета.
В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору (мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом. Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу. В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунге разработал свою систему классификации цветов используя принцип глобуса или шара.
Кроме этого, можно отметить следующих ученых, которые внесли свой вклад в классификацию цвета: Шеврёль (полусфера), Адамс, Бецольд, Гельм Гольц.
В XIX веке в Европе возникает романтизм. В последствии его возникновение приводит к появлению двух противоположным направлениям: натурализму (дотошная передача всех цветов, тонов, оттенков) и импрессионизму (передача образов).
Модерн.
Цвет становится символом. Особенности эстетики стиля модерн:
1) Предпочтение приглушенных, затемненных цветов, сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза)
2) Цвет становится в большей степени средством выражения, нежели подражания.
3) Обозначается тенденция сближения цвета к музыке.
Ученый Оствальд усовершенствовал систему сферы Рунге. Он берет круг, разделяет его на 24 части, закрашивает каждый спектр в определенный цвет но представляет все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный. окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги).
Физические основы цвета.
Цвет- это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.
Свет- это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н. м. до 760 н. м.
В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы:
1) Коротко-волновая (380-500 н. м.). Входят цвета: Фиолетовый, Сине-Фиолетовый, Синий, Голубой.
2) Средне-волновая (500-600 н. м.). Входят цвета: Зелено-Голубой, Зеленый, Желто-Зеленый, Желтый, Желто-Оранжевый, Оранжевый.
3) Длинно-волновая группа (700-760 н. м.). Входят цвета: Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный.
Классификация цветов.
Все цвета подразделяются на: хроматические, ахроматические, полухроматические.
Ахроматические - Белый, черный и все оттенки серого. В этот спектр входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.
Хроматические цвета- все спектральные и многие природные. В этот спектр входят все лучи, но есть преобладание какой-либо волны (максимум). Например, в спектре красного цвета, красные лучи (760-620 н. м.) несут большую часть энергии всего потока.
Полухроматические цвета - земляные цвета, т.е. цвета смешаны с ахроматическими цветами.
Психофизические характеристики цвета:
1) Цветовой тон- это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом, и дать ему название.
2) Светлота- это степень отличия данного цвета от черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость".
3) Насыщенность- это степень отличия данного хроматического цвета от равного по насыщенности ахроматического. Заменяется понятием чистота.
Чистота - это доля чистого пигмента в красочной смеси.
Цветовой тон + Насыщенность = Цветность
Ахроматические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.
Цветовой ряд- это последовательность цветов, у которых, по крайней мере одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного цвета к другому.
Цветовые ряды имеют свои названия, в зависимости от того, какие характеристики в них изменяются.
1) Ряд убывающей чистоты и возрастающей яркости. Этот ряд делается разбеливанием, т.е. добавлением белого цвета к спектральному.
2) Ряд убывающей насыщенности (приглушение).
3) Ряд убывающей яркости и убывающей насыщенности (зачернение).
4) Ряд по цветовому тону. Это смешение двух соседних спектральных цветов.
Температура цвета- это его относительная теплота или холодность.
Теплые: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый.
Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый.
Самый горячий: Красно-Оранжевый.
Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый).
Нейтральные: (Зеленый и Пурпурный).
Смешение цветов.
Существует два различных типа смешения цветов.
1) Слагательное смешение (световое или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом. Виды слагательного смешения:
- пространственное. Это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы).
- оптическое смешение. Это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись).
- временное. Это особый вид смешения. Его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвела.
- бинокулярное. Это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого).
Основные цвета смешения: Красный, Зеленый. Синий.
Правила слагательного смешения:
* При смешении двух цветов расположенных по хорде 10-ступенчатого круга получается цвет промежуточного цветового тона. Пример: Красный + Зеленый = Желтый.
* При смешении противоположных цветов в 10-ступенчатом круге получается ахроматический цвет.
2) Вычитательное смешение (пигментное или субтрактивное). Его сущность заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения, например при смешении красок, при наложении полупрозрачных слоев друг на друга, при всех видах наложения или пропускания.
Основное правило: всякое ахроматическое тело (краска или фильтр) отражает или пропускает лучи своего собственного цвета и поглащает цвет дополнительный к собственному.
Основные цвета при вычитательном смешении: Красный, Желтый, Синий.
План урока № 2
Дисциплина: Цветоведение.
Тема: Основные закономерности восприятия цвета. Явление адаптации, последовательный и одновременный контраст. Взаимное влияние цветов. Классификация цветовых гармоний и возможность их использования в архитектуре.
Вид урока: Комбинированный
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Количество часов: 2
Цели урока:
Обучающая: Дать понятие явлению адаптации, взаимному влиянию цветов, одновременной и последовательной индукции, контрасту. Раскрыть признаки цветовой гармонии в архитектуре.
Развивающая: Создать условия для развития воображения, умения создавать цветовые гармонии и применять их в архитектурной практике.
Воспитательная: Заложить основы для формирования устойчивого трудолюбия и максимальной работоспособности на уроке.
Межпредметные связи: Живопись, рисунок, графическое мастерство, архитектурная графика, интерьер и оборудование, история архитектуры, КП, ДП.
Обеспечение урока:
Наглядные пособия: Лучшие графические работы учащихся, наглядный материал.
Литература:
1. Ефимов А. В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. М. СП.1984.
2. Ефимов А. В. Колористика города. СИ. 1990.
3. Куленёнок В. В. Практическое цветоведение. ВГУ. 1987.
4. Лущеко Э. М. Теория цвета. ЛИСИ.1980.
5. Миронова Л. Н. Цветоведение. Мн. 1984.
6. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. Мн. 2002.
7. Фрилинг Г. Человек-цвет-пространство. М. СИ.1980.
8. Сенько Д. С. Основы композиции и цветоведения. Мн.2007.
Технологическая карта
№
| Наименование элементов, учебные вопросы, формы и методы обучения
| Время
(мин.)
| Методы
| Средства
| 1.
| Организационный момент.
|
| Словесный.
| Классный журнал.
| 1.1
| Приветствие.
|
| 1.2
| Проверка отсутствующих.
|
| 2.
| Изложение нового материала.
|
| Объяснительно-иллюстративный
| Лучшие графические работы учащихся, наглядный материал.
| 2.1
| Явление адаптации.
|
| 2.2
| Взаимное влияние цветов. Цветовая индукция.
|
| 2.3
| Последовательный и одновременный контраст.
|
| 2.4
| Классификация цветовых гармоний и возможность их использования в архитектуре.
|
| 3.
| Закрепление нового материала.
|
| Фронтальный опрос.
| Система вопросов.
|
| · Дать определение явлению световой и темновой адаптации.
· Назвать цвет вызывающий наименьшее цветовое утомление.
· Дать определение цветовой индукции.
· Перечислить виды контраста.
· Дать определение цветовой гармонии.
· Перечислить виды гармоничных цветовых сочетаний.
|
| Подведение итогов.
|
| Словесно-репродуктивный
| Классный журнал.
| 4.1
| Подведение итогов занятия, рефлексия.
|
| 4.2
| Домашнее задание.
| 4.3
| Вопросы учащихся.
| 4.4
| Уборка рабочих мест, классной доски.
| | | | | | |
План составил преподаватель Гриценко Е. Б.
Учебный материал
Основные закономерности восприятия цвета.
Основными закономерностями восприятия цвета являются: освещение, адаптация, яркость и индукция.
В органе зрения существует 3 цветоощущающих аппарата: Красный, Зеленый, Синий. Так же можно сказать, что глаз воспринимает не цвета, а длину волны, из которой эти цвета состоят. А все многообразие цветов, воспринимаемое глазом происходит благодаря слагательному смешению трех основных вышеперечисленных цветов.
Цветовой тон - ощущение, которое определяется отношением Красного, Зеленого, Синего цветов в цветоощущающем аппарате.
Явление адаптации.
Световая адаптация- это снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения.
Темновая адаптация - повышение чувствительности глаза к цвету при малой яркости.
Хроматическая адаптация - снижение чувствительности глаза к цвету при более или менее длительном наблюдении его. Причем изменяются следующие характеристики: насыщенность цветов снижается или к цвету подмешивается серый, светлые цвета темнеют, темные - светлеют, теплые холоднеют, холодные теплеют.
Цветовое утомление. Под воздействием цветового утомления цветовое ощущение может изменяться до неузнаваемости. Утомляющее действие цвета пропорционально ему количеству. В понятие "утомление" входит: функция цветового пятна, яркость, цветовой контраст, насыщенность, размеры пятна, время наблюдения. При прочих равных условиях наименьшее утомление будет у Синего и Зелёного. Наибольшее - у Красного и Оранжевого.
Освещение различными источниками света. При свете лампы накаливания (теплый цвет) длинноволновые цвета становятся теплее и насыщеннее, светлота их повышается; коротковолновые (от Голубого до Фиолетового) - тускнеют, теплеют, становятся сероватыми (приглушенными).
При свете люминесцентных ламп выигрывают коротковолновые цвета и холодные Зеленые: их насыщенность и яркость возрастает. Длинноволновые цвета теряют насыщенность, холоднеют и могут быть искажены фиолетовым налетом.
Взамное влияние цветов.
Цветовая индукция. Это изменение цвета под воздействием другого цвета. Существует два вида индукции: отрицательное и положительное влияние.
При отрицательной индукции характеристики двух цветов изменяются в противоположном направлении, при положительной, характеристики сближаются.
Контраст - это мера индукции. Выделяют несколько видов контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону.
Выделяют одновременную и последовательную индукцию.
Одновременная: два цвета, попадающие в поле зрения изменяют свои характеристики.
Последовательная: изменение цветовых ощущений в результате предшествующего воздействия на глаз другого цветового раздрожителя.
Основные закономерности отрицательной цветовой индукции: хроматические пятна на фонах изменяют свой цветовой тон в направлении противоположному цвету фона. На меру индукционного окрашивания влияют:
1. расстояние между пятнами: чем меньше - тем больше контраст;
2. четкость контура: четкий контур увеличивает яркостной контраст и уменьшает хроматический;
3. отношение яркости цветовых пятен: чем ближе значение яркости пятен, тем сильнее хроматическая индукция, и наоборот;
4. отношение площадей пятен: чем больше площадь одного пятна относительно площади другого, тем сильнее его индукуинное окрашивание;
5. насыщенность пятна: чем выше насыщенность цвета, тем больше его индукуионное влияние;
6. время наблюдения: лучше всего индукция воспринимается при беглом взгляде;
7. область сетчатки, фиксирующая цветовые пятна.
Что бы избежать индукции надо: подмешивать цвет фона в цвет пятна, обводить объект темным, или черным контуром.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|