Сделай Сам Свою Работу на 5

Крупнейших ресторанных цепей США





 

Наименование ресторанной цепи Число предприя­тий Доходы, млн долл. Родительская компания
1 . Макдоналдс Макдоналдс Корпорейшн
2. Бургер Кинг Пилсбери Корпорейшн
3. КФЦ Пепсико Инкорпорейтед
4. Уэндиз Уэндиз Интернэшнл
5. Хардиз Имаско Лтд.
6. Мариотг Менеджмент Мариотт Корпорейшн
7. Пицца Хат Пепсико Инкорпорейтед
8. Дэари Куин Дэари Куин Интернэшнл
9. Доминос Доминос Инкорпорейтед
10. Тако Белл Пепсико Инкорпорейтед
11. Биг Бой Мариотт Корпорейшн

Продолжение

 

Наименование ресторанной цепи Число предприятий Доходы, млн долл. Родительская компания
12. Деннис ДиЭйчАй Корпорейшн
13. РедЛобстер Дженерал Миллз
14. Арбис Ройял Краун Кос.
15. Лонг Джон Сильвер Джеррико Инкорпорейтед
16. Пондероса Пондероса Инкорпорейтед
17. Шонейс Шонейс Инкорпорейтед
18. Черчиз Черчиз Инкорпорейтед
19. Данкин Донате Данкин Донате
20. Джек-ин-зе-Бокс Фудмейкер Инкорпорейтед
21 . Сиззлер Коллинз Фудз
22. Рой Роджерс Мариотт Корпорейшн
23. Уэстерн Сизлин Уэстерн Сизлин
24. Френдли Айс Крим Херши Фуд Корпорейшн
25. Баскин Роббинс Элайд Лайонз
26. Литл Сизар Литл Сизар
27. Бениганз Пилсбери Комлани
28. Бонанца Ю Эс Эй Кафейз
29. Чи-чиз Чи-Чиз Инкорпорейтед
30. Попейз Коупланд Инкорпорейтед
31. Эль Торино Ви Ар Грейс энд Ко
32. Скай Шефе Онекс Капитал
33. Ти Джи Аи Фрайдейз Ти Джи Аи Фрайдейз
34. Карлз Джуниор Карл Карчер Инкорпорейтед
35. Капитан Диз Шонейс Инкорпорейшн
36. Рекс Рекс Рестронгз
37. Голден Корал Голден Корал Корпорейшн
38. Кей Март Голден Корал Корпорейшн
39. Соник Драйв-ин Соник Индастриз
40. Голдфазерз Пилсбери Компани
41. Стикэнд Эйл Пилсбери Компани
42. Хауард Джонсонз Франчайз Ассо Инк.
43. Пицца Инн Пицца Инкорпорейтед
44. Моррисонз Моррисон Инкорпорейтед
45. Стюарт Андерсонз Марриотт Корпорейшн
46. Уайт Кестл Уайт Кестл Инк.
47. Перкинс Теннесси Реет.
48. Инт Хаус оф Пенкейс ИХОП Корп.
49. По Фолкс По Фолкс Инк.
50. Раунд Тейбл Пицца Раунд Тейбл Пицца Инк.
             

 





Моррисон Кастом Менеджмент – одна из ведущих компа­ний США по управлению предприятиями общественного пи­тания. Имеет 858 контрактов и доход 347 млн долл. в год.

 

Э

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

Ряд явлений и взаимоотношений, являющихся результатом взаи­модействия туристов, туристского бизнеса, сферы гостеприимства, администрации и процесса привлечения, размещения и обслужива­ния туристов.

Для Э. т. особенно важен тот факт, что часть дохода туриста рас­ходуется в туристском центре, а также во время путешествия, что создает значительное перераспределение дохода между странами и регионами.

В Э. т. центральными являются четыре понятия, используемые при определении туризма в ином контексте:

а) турист – субъект туризма, человек, стремящийся удовлетворить свои рекреационные потребности, к-рые характеризуются значительным разнообразием. Тип туриста определяет выбор района отдыха, а также вид рекреационной деятельности, к-рый он собирается там осуществить;

б) туристский бизнес – вид предпринимательской деятельности по производству продуктов и услуг на туристском рынке с целью извлечения прибыли;

в) сфера гостеприимства рассматривает туризм в основном как социально-культурный и ментальный фактор, а также как фактор развития района туризма с точки зрения открытия новых рабочих мест и увеличения статьи дохода местного бюджета;



г) административная сфера и менеджмент туризма рассматривают туризм как фактор развития и повышения уровня экономики без учета негативных результатов, которые могут произойти и принести прямой и косвенный ущерб.

Э. т. – это мир бизнеса, удовлетворяющего потребности и спрос туристов и приносящего значительный доход государству и районам, его развивающим.

В Э. т. существенно важно проведение аналитических исследо­ваний.

В России переходный период начался в 1985 и характеризуется политическими и экономическими реформами рыночной ориентации. Ключевыми системообразующими элементами программы преобра­зований являются: внутренняя либерализация, либерализация внеш­ней торговли, макроэкономическая стабилизация, приватизация, создание системы социального обеспечения, международная финан­совая поддержка программы стабилизации.

П. сезонный- время наиболее интенсивного туристского пото­ка, напр., летний сезон: июнь-сентябрь; зимние, весенние и осенние каникулы.

ПРИБЫЛЬ – 1) в экономической теории – доход на капитал как фактор производства; 2) разница в величине чистых активов на конец и на начало периода производственной деятельности; 3) раз­ница между продажной ценой реализуемого товара или услуги и зат­ратами на их производство; 4) превышение результатов над затра­тами; 5) часть валового дохода ТП, к-рая формируется в системе коммерческого расчета в процессе кругооборота капитала и коли­чественно выступает как разность между стоимостью валовой про­дукции TR и валовыми издержками ТС:

ТП = TR – ТС.

Экономическая природа прибыли может отражать денеж­ное выражение добавленной стоимости (стоимости прибавочного продукта); вознаграждение за высокоэффективную организацию про­изводства, труда, управления; вознаграждение за предприниматель­ское новаторство; плату предпринимателю за риск в условиях ры­ночной неопределенности; монопольный доход за использование предпринимателем ограниченных ресурсов.

В практике деятельности туристских организаций прибыль означа­ет положительный финансовый результат и представляет собой разни­цу между денежными поступлениями и полной себестоимостью реали­зованных услуг (товаров), т. е. выступает как форма чистого дохода.

Продукт валовой -1) туристский продукт, исчисленный по его полной стоимости и взятый за определенный период времени; 2) со­вокупность всех материальных благ и услуг, созданных коллективом туристской фирмы за определенный период времени. На рынке вало­вой продукт принимает модифицированную, денежную форму. Он состоит из двух частей: стоимости потребленных средств производ­ства и чистого продукта (вновь созданной стоимости).

П. валовой внутренний (ВВП) – 1) показатель системы на­циональных счетов – основная характеристика национальной эко­номической деятельности. Исчисляется в рыночных ценах. С одной стороны, равен общей сумме всех доходов, полученных внутри дан­ной страны, с др. – соответствует валовому выпуску товаров и услугво всей экономике минус промежуточное потребление, плюс налог на добавленную стоимость на продукты и чистые налоги на импорт без НДС. Может быть измерен тремя способами: а) на основе расхо­дов, т. е. как сумма всех купленных товаров и услуг, включая потре­бительские расходы, расходы производственного назначения; б) на основе доходов, т.е. доходов от работы по найму, от собственного малого бизнеса, ренты, прибылей компаний, переоценки запасов; в) на основе стоимости, добавленной в процессе производства по отрас­лям, т. е. стоимости продаж за вычетом сырья; 3) показатель общего потока товаров и услуг, производимых на территории отдельной стра­ны за определенный период времени.

По рекомендации ООН ВВП – основной показатель, измеряющий объемы национального производства – сумма добавленной стоимо­сти всех производителей товаров и услуг.

Доля туризма в ВВП развитых стран составляет от 1 до 10% (напр., Германия – 0,9 %; США -1,0 %; Великобритания -1,9 %; Ис­пания – 4,2 %; Австрия – 8,5 %).

П. валовой национальный (ВНП) – 1) совокупная сто­имость всех товаров и услуг, созданных за год всеми домохозяйства-ми, предприятиями и государством как внутри страны, так и за рубе­жом. Рассчитывается как валовой внутренний продукт плюс процен­ты, прибыли и дивиденды, полученные резидентами из-за рубежа; 2) общий доход всех хозяйствующих субъектов, включая доход от фак­торов производства, использовавшихся за границей.

В туристской статистике ВНП используется как основной пока­затель и рассчитывается по методике статистики национальных сче­тов, разработанной Бюро экономического анализа министерства тор­говли США. Согласно данной методике ВНП есть рыночная ценность всех конечных благ, произведенных во всей стране в течение года.

В туризме используются показатели ВНП, полученные двумя спо­собами:

• как сумма доходов производителей туристского продукта;

• как сумма расходов потребителей туристского продукта. Использование этих двух методов получения показателей ВНП в туристской статистике связано со спецификой туристского потреб­ления, к-рое производится в месте производства туристских услуг. Напр., если турист едет на отдых в др. страну, то сумма его расходов должна быть отнесена к стране отдыха, в то же время и сумма дохо­дов характеризуется результатом хозяйственной деятельности турист­ских фирм принимающей страны. Чтобы не было двойного счета, в системе национальных счетов используется только один из методов расчета ВНП. При этом все расходы на конечное потребление через туризм относят к ВНП страны, отправляющей туристов, т.е. рассмат­ривают их как импорт услуг в страну, отправившую туристов. Дохо­ды же от туризма рассматриваются как экспорт этих услуг.

ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТ­ВЕННЫЕ – 1) обязанности, назначение и роли субъекта хозяйство­вания, выполнение к-рых позволяет туристской организации действо­вать эффективно на туристском рынке; 2) определение круга деятель­ности туристских организаций, предприятий, объединений.

Туристское предприятие выполняет следующие функции: прода­жа (сбыт), маркетинг, производство, закупка и складирование, орга­низация, финансовая деятельность, управление. Каждый работник является действующим лицом одной из этих функций и участвует в повышении эффективности прозводства.

1. Функция сбыта. Весь коллектив должен обеспечивать контакты с клиентами, изучать и искать рынки сбыта для реализации туристского продукта своего предприятия. Функции сбыта осуществляются через использование банка данных клиентуры (списки, адреса лиц и организаций – постоянных и потенциальных клиентов); системы информационных контактов с клиентами (каталоги, письма, др. корреспонденция, телефонные переговоры, визиты); обратной связи с клиентурой; принятого порядка оформления заказов и проверки их выполнения. Контроль выручки осуществляется коммерческой службой. Финансовая служба следит за оплатой счетов.

2. Коммерческая функция туристских организаций обеспечивается через бюро, агентства. Обязанностями руководителя коммерческой службы в этом случае являются: выпуски каталогов, обновление презентаций; обеспечение хорошего приема клиентам; исключение случаев ожидания; быстрый прием заказа.

3. Функция маркетинга. Определение, прогнозирование деятельности предприятия: какими будут запросы клиентов через несколько лет; каковы будут скорость и стоимость транспортных перевозок; возникнет ли необходимость менять клиентуру; каким клиенты хотели бы видеть предприятие в будущем.

4. Функции производства. Качественное изготовление и предоставление туристского продукта и услуг по конкурентоспособной цене и в соответствии с требованиями клиентов. Формирование нового продукта требует взаимодействия производственной службы, знающей технологические требования, с коммерческой и маркетинговой службами, к-рым известны требования клиентуры.

5. Функция закупок и складирования. Осуществляется службой закупок и складирования, к-рая должна полностью удовлетворять потребности производства в сырье (товарах), учитывать сроки поставок, вести переговоры по поводу приемлемых закупочных цен.

6. Функция организации. Организация работы туристского предприятия, исключающая: длительное «межсезонье»; частые ремонтные работы; простои производства из-за отсутствия сырья; загромождение территории, вызванное складированием готовых изделий, сырья, полуфабрикатов; чрезмерное администрирование; порчу продукции; неправильное ведение документации; перегрузку служб; очереди на обслуживание.

7. Функция финансовая. Осуществление кредитно-финансовых операций, в т. ч. своевременных выплат займов и процентов за их использование; контроль движения капитала предприятия, его платежеспособности.

8. Функция менеджмента. Достижение туристским предприятием целей: финансовой – извлечение прибыли, к-рая позволит обеспечить его развитие; социальной – участие в развитии национальной экономики и создании долговременных рабочих мест. Стратегия для достижения и совмещения этих двух целей разрабатывается дирекцией под контролем владельцев. Успех предприятия обеспечивается не деятельностью отдельных личностей, а эффективной работой всего коллектива. Руководство туристского предприятия должно быть гибким в зависимости от конъюнктуры рынка: централизованным, когда нужно быстро принять решение, и с делегированием полномочий (децентрализованным), когда сотрудникам предоставляется автономия и инициатива.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТУРИЗМА – чистое добавление к национальной, региональной или местной экономике или вычет из нее в виде коммерческих доходов, занятости, личных доходов, добавленной стоимости и государственных поступлений.

Туризм обеспечивает получение в национальном, региональном и местном масштабах дополнительных выгод. При этом экономиче­ская выгода – показатель экономической полезности туристской дея­тельности, выражающаяся в добавлении в национальную, региональ­ную или местную экономику эффектов в виде доходов предприятий, занятости, личных доходов, добавленной стоимости и государствен­ных доходов.

Туризм способствует также получению валовых экономических выгод, отражающих общее денежное выражение экономических вы­год, к-рые генерируют посетители определенной территории за оп­ределенный период времени без учета к.-л. издержек, связанных с приемом этих посетителей.

Наконец, статистика туризма фиксирует также чистые экономи­ческие выгоды – валовые экономические выгоды, связанные с посе­тителями, за вычетом валовых экономических издержек, связанных с их обслуживанием.

Статистика туризма фиксирует многочисленные экономические параметры, характеризующие экономику туризма, в частности, зь. пуск товаров и услуг – показатель системы национальных счетов равный стоимости туристского продукта и туристских услуг, произ­веденных отечественными туристскими организациями в течение от­четного периода.

Эффект -1) общий результат производственного процесса; 2) ко­эффициент, отражающий доходность производственного процесса через вновь созданную стоимость:

е = (Р-р)/р,

где е – эффект; Р – стоимость всей продукции; р – вновь созданная стоимость.

Э. агломерационный – экономическая выгода от территори­альной концентрации производства и др. экономических объектов. В туризме агломерационный эффект достигается на курортах, турист­ских центрах за счет сокращения издержек по созданию и содержа­нию туристской инфраструктуры; роста количества туристских услуг; специализации туристских предприятий.

Э. Веблена- эффект, обнаруженный американским социологом Торстейном Вебленом – автором книги «Теория праздного класса», согласно к-рому рост потребления может быть спровоцирован не ре­альной полезностью блага и приемлемой динамикой цен, а престиж­ностью дорогого блага, потребление к-рого свидетельствует о высо­ком статусе субъекта (др. название «Эффект сноба»).

Э. дохода- изменения в общей покупательной способности от­дельного человека по мере изменения цены товара. При понижении цены потребитель может купить больше данного товара, не умень­шая при этом потребление др. товара, т.е. при неизменном денежном доходе уменьшение цены увеличивает реальный доход потребителя.

Э. мультипликационный – увеличение вторичных и третич­ных внутренних потребительских и инвестиционных расходов в результате увеличения выпуска продукции и зарплаты в отраслях, к-рые выполняют экспортные заказы.

Эффективность – показатель, дающий представление о краткосрочных и долгосрочных обязательствах туристской орга­низации (L):

L = Н / А,

где Н – задолженность туристской организации; А – все ее активы.

Э. абсолютная – важный экономический показатель в между­народном туризме. Отношение затрат (необходимые расходы на обслуживание) к результатам (поступления иностранной валюты, полученной через международный туризм).

Э. валютная – соотношение поступлений иностранной валюте за реализацию услуг и товаров с затратами на производство обслуживания в национальной валюте. Сальдо между затратами и фактическими платежами.

Э. издержек – 1) достижение цели туристской организации с минимальными затратами; .2) достижение цели туристской организации с такими затратами, к-рые делают проект коммерчески жизнеспо­собным.

Э. техническая – показатель способности производителя про­изводить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами факторов производства. Более высокая Э. т. туристской фирмы «А» по сравнению с фирмой «В» означает, что «А» может произвести столько же продукции, сколько и «В», но с меньшими затратами факторов производства без учета ценового фак­тора.

Э. экономическая- показатель способности туристской орга­низации производить и сбывать свой туристский продукт с наимень­шими возможными издержками; 2) достижение максимальных резуль­татов производства туристского продукта при минимуме затрат и минимуме ресурсов.

Туристская фирма «А» может иметь высокую техническую эф фективность, но быть неэффективной экономически, если ее цены слишком высоки для того, чтобы быть конкурентоспособными.

ЭКСКУРСИЯ

1) Туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов (ГОСТ Р 50690-94 «Туристские услуги»); 2) процесс наглядного познания ок­ружающего мира: особенностей природы, современных и историчес­ких ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей опреде­ленного города или региона – заранее избранных объектов, к-рые изу­чаются на месте их расположения; 3) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Э. имеет свои признаки (элементы): продолжительность проведе­ния (от одного академического часа до одних суток); наличие экс­курсантов (группа или индивидуал); наличие экскурсовода; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; пе­редвижение участников Э. по заранее составленному маршруту; це­ленаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода; наличие определенной темы.

Э. выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения.

Требования, предъявляемые к Э.: полнота и достоверность инфор­мации; культурно-познавательная значимость; законченность и точ­ность композиции и исполнения Э.; удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, со-1ч.| i ий, возникающее при непосредственном воздействии физичес­ких раздражителей. Психологи утверждают, что 93 % В. основано п.i мизуальных ощущениях. В. связано с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией. В связи с целостным характе­ром В. выступает одним из важнейших показателей эффективно­сти Деятельности рекреационной, поскольку представляет комп­лексную оценку путешествия (экскурсии) с учетом: накопленного индивидуального опыта личного отдыха; рекреационных ожида­ний; моды на путешествия; комплексной цены на туристское об­служивание.

Одним из обязательных каналов В. путешествия, отдельного со­бытия или туристского объекта является воспоминание – эмоциональ­ный настрой (положительный или отрицательный), к-рый остается в памяти туриста как результат взаимоотношений, вытекающих из процесса обслуживания. В. проявляется в различных эмоциональных состояниях, ранжированных от максимально позитивных к макси­мально негативным состояниям: приятное чувство; удовлетворение; восторг; досада; раздражение; возмущение.

Факторы, влияющие на В.: безопасность; постоянство (ощуще­ние высокого качества обслуживания на протяжении всего времени пребывания клиента); поведение обслуживающего персонала; полнота обслуживания (соответствие всех предложенных услуг фактически полученным); условия (окружающая среда и физическое окружение); доступность.

Маршрут экскурсии- оптимальный путь следования экскур­сионной группы. Требования: логическая последовательность объек­тов экскурсионного показа; аттрактивность. В практике экскурсион­ных учреждений существуют три принципа построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический. При­мером применения хронологического принципа построений М. э. могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выда­ющихся людей города. По тематическому принципу построены экс­курсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города, напр., «Архангельск строится», «Литературная Одесса» и др. Все об­зорные городские экскурсии построены по тематико-хронологичес-кому принципу. Последовательность изложения материала по хро­нологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Методика проведения Э.-совокупность приемов, составля­ющих основу работы экскурсовода во время проведения Э. Включа­ет общую и частную методики.

Общая методика проведения Э. – система методических приемов рассказа и показа, независимых от темы, состава группы и др. факто­ров.

Частная методика проведения Э. – конкретизация методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсион­ного маршрута.

Методика, или приемы: анализ – мысленное разделение предме­та, вычленение из целостного части с целью более глубокого позна­ния объекта: синтез – мысленное соединение частей предмета в целое; ассоциация по времени; ассоциация по единству места; словесный ме­тод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение); наглядный метод (представление объектов в натуре или в изображении); прак­тические методы – осмотр объекта, использование прибора (напр., телескопа); метод наблюдения.

Методика показа: предварительный осмотр, зрительный анализ, реконструкция, локализация событий, сравнения.

Методика рассказа: экскурсионная справка, характеристика объекта, объяснение, репортаж, комментирование, цитирование, ли­тературный монтаж.

Структура экскурсии: вступление, основная содержательная часть, заключение. Вступление, как правило, состоит из двух частей: орга­низационной (знакомство с аудиторией и инструктаж экскурсантов по правилам поведения, безопасности в пути и др.) и информацион­ной (краткое сообщение о теме, маршруте, его протяженности, про­должительности, времени и месте окончания экскурсии). Основная часть строится на сочетании показа конкретных экскурсионных объектов и рассказа о них. Состоит из нескольких подтем (от 5 до 12), объединенных темой Э. Для показа должны отбираться только те объекты, к-рые раскрывают содержание темы в целом. Заключе­ние занимает 5-7 минут и состоит из двух частей: итоги основного содержания Э., выводы по теме, закрепляющие цель Э.; информация о др. экскурсиях, к-рые могут расширить и углубить данную тему.

Расположение, позиционность, соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части Э. вместе составляют композицию Э.

Показ на Э. – наблюдение, осмотр объекта под руководством экскурсовода, при к-ром экскурсант не только видит объект, но и различает в нем разные стороны, части, принимает участие в их анализе. Показ основан на трех элементах: на непосредственном наблюдении объекта; ознакомлении с экспонатами «портфеля экскур­совода», методическом приеме зрительной реконструкции для воссоздания внешнего облика утраченного объекта, картины про­шедших событий, поведения лиц, введенных в рассказ экскурсо­вода.

Рассказ на Э. – дополнение к анализу зрительного материала. Рассказ не должен заменять самостоятельной активной аналитичес­кой работы экскурсантов, превращать Э. в лекцию. Особенности рас­сказа на Э.: зависимость от скорости передвижения группы (ритм); подчиненность (дополнительность) показу; использование зритель­ных доказательств.

Показ и рассказ – два основных элемента Э. – дозируются во вре­мени в целях усиления эффективности Э. Время показа – норматив­ное расчетное время, отводимое на показ в ходе Э., не должно зани­мать меньше 2/3 всего экскурсионного времени; время рассказа- нор­мативное расчетное время, отводимое на рассказ во время проведения Э., не должно превышать трети экскурсионного времени.

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предме­тов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувствен­ное и логическое (мышление). Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействующих на органы чувств; восприятии – со­вокупности ощущений (отражение в сознании человека образа пред­мета в целом); представлении – чувственно-наглядном образе объек­та, сохраненном в сознании и воспроизводимом без непосредствен­ного воздействия самого объекта.

Логическое познание – мышление, в процессе к-рого человек срав­нивает, анализирует и синтезирует. Результатом мышления является образование понятий – совокупности суждений о наиболее существен­ных признаках объекта.

Э. как эффективная форма обучения используется в педагогичес­ком процессе. Ее педагогические задачи: построить экскурсию на ос­нове максимальной активности и самодеятельности экскурсантов, сти­мулировать у них самостоятельный анализ зрительных впечатлений; вооружить экскурсантов навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительной информации.

Организацией Э. в нашей стране в разное время занимались сле­дующие организации.

• Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий, созданная в 1899 при Педагогическом обществе России. Организовывала Э., расширяющие общий кругозор учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ.

• Специализированное туристское учреждение – Опытно-показательная экскурсионная база, созданная в 1918 при Наркомпросе с целью правильной постановки экскурсионного дела и общего руководства экскурсионными станциями.

Экскурсионные станции создавались при губернских и уездных отделах народного образования и возглавлялись педагогами-мето­дистами экскурсионного дела. В 1920 в Петрограде и Москве откры­лись инструкторские экскурсионные станции для учителей по орга­низации учебных экскурсий для школьников, слушателей системы внешкольного образования, рабфаков, школ фабрично-завод­ского ученичества, а также для красноармейцев, рабочих, крестьян.

• Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, создав­ший разветвленную сеть бюро путешествий и экскурсий, экскурсион­ных бюро (около 1000 – в 1990), методических экскурсионных сек­ций, школ экскурсоводов.

Методист-экскурсовод -экскурсовод, занимающийся наряду с проведением экскурсий методической работой: подготовкой мето­дической документации; работой с экскурсоводами; организацией учебных экскурсий.

Проектирование экскурсии – этапы подбора и формирова­ния ее текста и содержания. Проводится согласно ГОСТ Р 50681-94 «Проектирование туристских услуг». П. э. проходит две основные ста­дии: 1) предварительная работа – подбор материалов, их изучение, отбор объектов, на к-рых будет построена Э.; 2) непосредственная разработка самой Э. – составление экскурсионного маршрута, обра­ботка фактического материала; работа над содержанием Э., ее ос­новной частью (подтемы и основные вопросы, входящие в каждую из них); написание контрольного текста экскурсии; работа над мето­дикой проведения Э.; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения Э. и предпочтитель­ных точек, ракурсов обзора объектов показа; подготовка методичес­кой разработки Э., технологической карты и схемы трассы маршру­та (для транспортной экскурсии) и «портфеля экскурсовода». Взаи­моотношения этих двух стадий для вновь подготовляемых Э. почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творчес­кой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется боль­ше времени.

Подтема экскурсии ведущая – композиционный центр Э., вокруг к-рого строится весь рассказ. Способствует более глубокому раскрытию содержания, делает ее более убедительной и запоминаю­щейся. Напр., подтемой может выступить история города при прове­дении Э. в исторических городах (Великом Новгороде, Пскове, Вла­димире, Суздале и др.).

Признаки классификации Э.-основания классификации Э.: по содержанию; составу экскурсантов; месту проведения; способу передвижения; форме проведения.

Продолжительность Э. – длительность экскурсии, фиксируе­мая с момента встречи экскурсионной группы с экскурсоводом до завершения работы экскурсовода с группой.

Технологическая карта Э. – документ, определяющий тех­нологию применения методических приемов в соответствии с особен­ностями экскурсионного маршрута. Включает следующие элементы: 1) маршрут; 2) остановки; 3) объекты и точки их показа; 4) продол­жительность; 5) наименование подтем и перечень основных вопро­сов; 6) указания по организации; 7) методические указания.

Рассказ – методический прием передачи информации об объек­те в экскурсии. Способы заинтересовать и активизировать экскур-i .mi гов во время рассказа: использование иллюстраций; использова­ние наглядных пособий; использование активизирующих вопросов.

Ритм – чередование элементов (туристской программы, экскур­сии), проходящее в определенной логической последовательности, упорядоченности и размеренности.

Структура Э. – составные части методической разработки экс­курсии: маршрут; остановки; объект и точки его показа; время рас­сказа; подтема; методические указания.

Тема -1) предмет конструирования, раскрытия, организации при разработке экскурсий, программ отдыха; 2) круг рекреационных со­бытий, скрепленных воедино анимационным замыслом, составляю­щих основу деятельности. Тема связана с понятием «идея», так как предусматривает не только изложение определенного материала, но и четкое выражение идейных позиций. Идея – это главная мысль темы. Идея и тема составляют идейно-тематическую основу программы экскурсии.

Тематика экскурсионная -1) совокупность, набор или опре­деленная группа тем; 2) предмет показа и рассказа. В России разра­ботано более 25 тыс. экскурсионных тематик. Основные требования: актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам экскурсантов, логическая завершенность. Экскурсионная тематика играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. При многоплановости объекта она регу­лирует рассказ, определяет стороны показа объекта. Нек-рые объек­ты, напр. Кремль и Красная площадь, показываются на разных экс­курсиях: обзорных, исторических, архитектурных. В каждой из них дается свой объем информации, объекты освещаются с различных аспектов, с позиций разных тематик. Тематическая (моно) экскурсия раскрывает к.-л. одну тематику: отдельный исторический период, зна­чительное событие прошлого или настоящего, историю жизни и твор­чества к.-л. писателя, композитора («Пушкин в Петербурге»). Каж­дая экскурсионная тематика представляет собой совокупность цело­го ряда подтем. Правильно разработанная и логически завершенная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а как часть единой композиции.

Темп -1) степень быстроты проведения экскурсии, похода; 2) ско­рость чередования событий, планируемая аниматором при разработке программ отдыха в порядке возрастания темпа (как в музыке: ларго, ленто, адажио, анданте, модерато, аллегро, виво, престо).

Техника проведения Э. – рациональная организация Э., включающая: знакомство с группой; расстановку группы у объекта; темп движения группы; паузы в движении; раскрытие подтем; отве­ты на вопросы.

Требования к содержанию Э. – императивы Э.: полнота; достоверность; законченность композиции; эстетическое удовлетво­рение.

ЭКСКУРСАНТ – 1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения; 2) субъект, участник эк­скурсии. Э. классифицируются (дифференцируются) в зависимости от контингента экскурсионного обслуживания различных групп насе­ления: по возрасту; роду занятий; характеру общественной деятель­ности; форме учебы; предпочтению любительских занятий; уровню подготовки.

ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ

Отрасль теоретических знаний, изучающая проблемы моделиро­вания идеальной экскурсии и воздействия экскурсии на сознание людей; практических методов подготовки экскурсий, техники их про­ведения, подготовки экскурсоводов.

Методология экскурсионного дела – учение о методе по­знания и преобразования в теме как совокупность приемов исследо­вания деятельности туристско-экскурсионной организации.

Методология экскурсоведения нормативная-определе­ние порядка проектирования новых экскурсий; обоснование прав и обязанностей экскурсовода.

Объект показа (Аттрактант) – объект, привлекающий вни­мание туристов. Аттрактантами выступают объекты: природы; ис­торические; историко-культурные; особо охраняемые.

Объекты уникальные – объекты, входящие в состав нацио­нальных туристских ресурсов, к-рые могут находиться на особом ре­жиме охраны, ограничивающем доступ к ним (Рекомендательный за­конодательный акт «Об основных принципах сотрудничества госу­дарств – участников СНГ в области туризма», 1994).

Объекты типичные – специфичные для данной местности объекты.

Объекты экскурсионные – большинство объектов показа яв­ляются экскурсионными объектами, т. е. составляют материальную основу для проведения экскурсий. На государственном учете Россий­ской Федерации находится свыше 100 тыс. памятников истории, ар­хеологии, архитектуры. В музеях хранится 40 млн экспонатов. Вели­ко число памятников и объектов природы. Экскурсионные объекты классифицируются по видам: памятники – ис

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.