Крупнейших ресторанных цепей США
Наименование ресторанной цепи
| Число предприятий
| Доходы, млн долл.
| Родительская компания
| 1 . Макдоналдс
|
|
| Макдоналдс Корпорейшн
| 2. Бургер Кинг
|
|
| Пилсбери Корпорейшн
| 3. КФЦ
|
|
| Пепсико Инкорпорейтед
| 4. Уэндиз
|
|
| Уэндиз Интернэшнл
| 5. Хардиз
|
|
| Имаско Лтд.
| 6. Мариотг Менеджмент
|
|
| Мариотт Корпорейшн
| 7. Пицца Хат
|
|
| Пепсико Инкорпорейтед
| 8. Дэари Куин
|
|
| Дэари Куин Интернэшнл
| 9. Доминос
|
|
| Доминос Инкорпорейтед
| 10. Тако Белл
|
|
| Пепсико Инкорпорейтед
| 11. Биг Бой
|
|
| Мариотт Корпорейшн
|
Продолжение
Наименование ресторанной цепи
| Число предприятий
| Доходы, млн долл.
| Родительская компания
| 12. Деннис
|
|
| ДиЭйчАй Корпорейшн
| 13. РедЛобстер
|
|
| Дженерал Миллз
| 14. Арбис
|
|
| Ройял Краун Кос.
| 15. Лонг Джон Сильвер
|
|
| Джеррико Инкорпорейтед
| 16. Пондероса
|
|
| Пондероса Инкорпорейтед
| 17. Шонейс
|
|
| Шонейс Инкорпорейтед
| 18. Черчиз
|
|
| Черчиз Инкорпорейтед
| 19. Данкин Донате
|
|
| Данкин Донате
| 20. Джек-ин-зе-Бокс
|
|
| Фудмейкер Инкорпорейтед
| 21 . Сиззлер
|
|
| Коллинз Фудз
| 22. Рой Роджерс
|
|
| Мариотт Корпорейшн
| 23. Уэстерн Сизлин
|
|
| Уэстерн Сизлин
| 24. Френдли Айс Крим
|
|
| Херши Фуд Корпорейшн
| 25. Баскин Роббинс
|
|
| Элайд Лайонз
| 26. Литл Сизар
|
|
| Литл Сизар
| 27. Бениганз
|
|
| Пилсбери Комлани
| 28. Бонанца
|
|
| Ю Эс Эй Кафейз
| 29. Чи-чиз
|
|
| Чи-Чиз Инкорпорейтед
| 30. Попейз
|
|
| Коупланд Инкорпорейтед
| 31. Эль Торино
|
|
| Ви Ар Грейс энд Ко
| 32. Скай Шефе
|
|
| Онекс Капитал
| 33. Ти Джи Аи Фрайдейз
|
|
| Ти Джи Аи Фрайдейз
| 34. Карлз Джуниор
|
|
| Карл Карчер Инкорпорейтед
| 35. Капитан Диз
|
|
| Шонейс Инкорпорейшн
| 36. Рекс
|
|
| Рекс Рестронгз
| 37. Голден Корал
|
|
| Голден Корал Корпорейшн
| 38. Кей Март
|
|
| Голден Корал Корпорейшн
| 39. Соник Драйв-ин
|
|
| Соник Индастриз
| 40. Голдфазерз
|
|
| Пилсбери Компани
| 41. Стикэнд Эйл
|
|
| Пилсбери Компани
| 42. Хауард Джонсонз
|
|
| Франчайз Ассо Инк.
| 43. Пицца Инн
|
|
| Пицца Инкорпорейтед
| 44. Моррисонз
|
|
| Моррисон Инкорпорейтед
| 45. Стюарт Андерсонз
|
|
| Марриотт Корпорейшн
| 46. Уайт Кестл
|
|
| Уайт Кестл Инк.
| 47. Перкинс
|
|
| Теннесси Реет.
| 48. Инт Хаус оф Пенкейс
|
|
| ИХОП Корп.
| 49. По Фолкс
|
|
| По Фолкс Инк.
| 50. Раунд Тейбл Пицца
|
|
| Раунд Тейбл Пицца Инк.
| | | | | | | |
Моррисон Кастом Менеджмент – одна из ведущих компаний США по управлению предприятиями общественного питания. Имеет 858 контрактов и доход 347 млн долл. в год.
Э
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА
Ряд явлений и взаимоотношений, являющихся результатом взаимодействия туристов, туристского бизнеса, сферы гостеприимства, администрации и процесса привлечения, размещения и обслуживания туристов.
Для Э. т. особенно важен тот факт, что часть дохода туриста расходуется в туристском центре, а также во время путешествия, что создает значительное перераспределение дохода между странами и регионами.
В Э. т. центральными являются четыре понятия, используемые при определении туризма в ином контексте:
а) турист – субъект туризма, человек, стремящийся удовлетворить свои рекреационные потребности, к-рые характеризуются значительным разнообразием. Тип туриста определяет выбор района отдыха, а также вид рекреационной деятельности, к-рый он собирается там осуществить;
б) туристский бизнес – вид предпринимательской деятельности по производству продуктов и услуг на туристском рынке с целью извлечения прибыли;
в) сфера гостеприимства рассматривает туризм в основном как социально-культурный и ментальный фактор, а также как фактор развития района туризма с точки зрения открытия новых рабочих мест и увеличения статьи дохода местного бюджета;
г) административная сфера и менеджмент туризма рассматривают туризм как фактор развития и повышения уровня экономики без учета негативных результатов, которые могут произойти и принести прямой и косвенный ущерб.
Э. т. – это мир бизнеса, удовлетворяющего потребности и спрос туристов и приносящего значительный доход государству и районам, его развивающим.
В Э. т. существенно важно проведение аналитических исследований.
В России переходный период начался в 1985 и характеризуется политическими и экономическими реформами рыночной ориентации. Ключевыми системообразующими элементами программы преобразований являются: внутренняя либерализация, либерализация внешней торговли, макроэкономическая стабилизация, приватизация, создание системы социального обеспечения, международная финансовая поддержка программы стабилизации.
П. сезонный- время наиболее интенсивного туристского потока, напр., летний сезон: июнь-сентябрь; зимние, весенние и осенние каникулы.
ПРИБЫЛЬ – 1) в экономической теории – доход на капитал как фактор производства; 2) разница в величине чистых активов на конец и на начало периода производственной деятельности; 3) разница между продажной ценой реализуемого товара или услуги и затратами на их производство; 4) превышение результатов над затратами; 5) часть валового дохода ТП, к-рая формируется в системе коммерческого расчета в процессе кругооборота капитала и количественно выступает как разность между стоимостью валовой продукции TR и валовыми издержками ТС:
ТП = TR – ТС.
Экономическая природа прибыли может отражать денежное выражение добавленной стоимости (стоимости прибавочного продукта); вознаграждение за высокоэффективную организацию производства, труда, управления; вознаграждение за предпринимательское новаторство; плату предпринимателю за риск в условиях рыночной неопределенности; монопольный доход за использование предпринимателем ограниченных ресурсов.
В практике деятельности туристских организаций прибыль означает положительный финансовый результат и представляет собой разницу между денежными поступлениями и полной себестоимостью реализованных услуг (товаров), т. е. выступает как форма чистого дохода.
Продукт валовой -1) туристский продукт, исчисленный по его полной стоимости и взятый за определенный период времени; 2) совокупность всех материальных благ и услуг, созданных коллективом туристской фирмы за определенный период времени. На рынке валовой продукт принимает модифицированную, денежную форму. Он состоит из двух частей: стоимости потребленных средств производства и чистого продукта (вновь созданной стоимости).
П. валовой внутренний (ВВП) – 1) показатель системы национальных счетов – основная характеристика национальной экономической деятельности. Исчисляется в рыночных ценах. С одной стороны, равен общей сумме всех доходов, полученных внутри данной страны, с др. – соответствует валовому выпуску товаров и услугво всей экономике минус промежуточное потребление, плюс налог на добавленную стоимость на продукты и чистые налоги на импорт без НДС. Может быть измерен тремя способами: а) на основе расходов, т. е. как сумма всех купленных товаров и услуг, включая потребительские расходы, расходы производственного назначения; б) на основе доходов, т.е. доходов от работы по найму, от собственного малого бизнеса, ренты, прибылей компаний, переоценки запасов; в) на основе стоимости, добавленной в процессе производства по отраслям, т. е. стоимости продаж за вычетом сырья; 3) показатель общего потока товаров и услуг, производимых на территории отдельной страны за определенный период времени.
По рекомендации ООН ВВП – основной показатель, измеряющий объемы национального производства – сумма добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг.
Доля туризма в ВВП развитых стран составляет от 1 до 10% (напр., Германия – 0,9 %; США -1,0 %; Великобритания -1,9 %; Испания – 4,2 %; Австрия – 8,5 %).
П. валовой национальный (ВНП) – 1) совокупная стоимость всех товаров и услуг, созданных за год всеми домохозяйства-ми, предприятиями и государством как внутри страны, так и за рубежом. Рассчитывается как валовой внутренний продукт плюс проценты, прибыли и дивиденды, полученные резидентами из-за рубежа; 2) общий доход всех хозяйствующих субъектов, включая доход от факторов производства, использовавшихся за границей.
В туристской статистике ВНП используется как основной показатель и рассчитывается по методике статистики национальных счетов, разработанной Бюро экономического анализа министерства торговли США. Согласно данной методике ВНП есть рыночная ценность всех конечных благ, произведенных во всей стране в течение года.
В туризме используются показатели ВНП, полученные двумя способами:
• как сумма доходов производителей туристского продукта;
• как сумма расходов потребителей туристского продукта. Использование этих двух методов получения показателей ВНП в туристской статистике связано со спецификой туристского потребления, к-рое производится в месте производства туристских услуг. Напр., если турист едет на отдых в др. страну, то сумма его расходов должна быть отнесена к стране отдыха, в то же время и сумма доходов характеризуется результатом хозяйственной деятельности туристских фирм принимающей страны. Чтобы не было двойного счета, в системе национальных счетов используется только один из методов расчета ВНП. При этом все расходы на конечное потребление через туризм относят к ВНП страны, отправляющей туристов, т.е. рассматривают их как импорт услуг в страну, отправившую туристов. Доходы же от туризма рассматриваются как экспорт этих услуг.
ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ – 1) обязанности, назначение и роли субъекта хозяйствования, выполнение к-рых позволяет туристской организации действовать эффективно на туристском рынке; 2) определение круга деятельности туристских организаций, предприятий, объединений.
Туристское предприятие выполняет следующие функции: продажа (сбыт), маркетинг, производство, закупка и складирование, организация, финансовая деятельность, управление. Каждый работник является действующим лицом одной из этих функций и участвует в повышении эффективности прозводства.
1. Функция сбыта. Весь коллектив должен обеспечивать контакты с клиентами, изучать и искать рынки сбыта для реализации туристского продукта своего предприятия. Функции сбыта осуществляются через использование банка данных клиентуры (списки, адреса лиц и организаций – постоянных и потенциальных клиентов); системы информационных контактов с клиентами (каталоги, письма, др. корреспонденция, телефонные переговоры, визиты); обратной связи с клиентурой; принятого порядка оформления заказов и проверки их выполнения. Контроль выручки осуществляется коммерческой службой. Финансовая служба следит за оплатой счетов.
2. Коммерческая функция туристских организаций обеспечивается через бюро, агентства. Обязанностями руководителя коммерческой службы в этом случае являются: выпуски каталогов, обновление презентаций; обеспечение хорошего приема клиентам; исключение случаев ожидания; быстрый прием заказа.
3. Функция маркетинга. Определение, прогнозирование деятельности предприятия: какими будут запросы клиентов через несколько лет; каковы будут скорость и стоимость транспортных перевозок; возникнет ли необходимость менять клиентуру; каким клиенты хотели бы видеть предприятие в будущем.
4. Функции производства. Качественное изготовление и предоставление туристского продукта и услуг по конкурентоспособной цене и в соответствии с требованиями клиентов. Формирование нового продукта требует взаимодействия производственной службы, знающей технологические требования, с коммерческой и маркетинговой службами, к-рым известны требования клиентуры.
5. Функция закупок и складирования. Осуществляется службой закупок и складирования, к-рая должна полностью удовлетворять потребности производства в сырье (товарах), учитывать сроки поставок, вести переговоры по поводу приемлемых закупочных цен.
6. Функция организации. Организация работы туристского предприятия, исключающая: длительное «межсезонье»; частые ремонтные работы; простои производства из-за отсутствия сырья; загромождение территории, вызванное складированием готовых изделий, сырья, полуфабрикатов; чрезмерное администрирование; порчу продукции; неправильное ведение документации; перегрузку служб; очереди на обслуживание.
7. Функция финансовая. Осуществление кредитно-финансовых операций, в т. ч. своевременных выплат займов и процентов за их использование; контроль движения капитала предприятия, его платежеспособности.
8. Функция менеджмента. Достижение туристским предприятием целей: финансовой – извлечение прибыли, к-рая позволит обеспечить его развитие; социальной – участие в развитии национальной экономики и создании долговременных рабочих мест. Стратегия для достижения и совмещения этих двух целей разрабатывается дирекцией под контролем владельцев. Успех предприятия обеспечивается не деятельностью отдельных личностей, а эффективной работой всего коллектива. Руководство туристского предприятия должно быть гибким в зависимости от конъюнктуры рынка: централизованным, когда нужно быстро принять решение, и с делегированием полномочий (децентрализованным), когда сотрудникам предоставляется автономия и инициатива.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТУРИЗМА – чистое добавление к национальной, региональной или местной экономике или вычет из нее в виде коммерческих доходов, занятости, личных доходов, добавленной стоимости и государственных поступлений.
Туризм обеспечивает получение в национальном, региональном и местном масштабах дополнительных выгод. При этом экономическая выгода – показатель экономической полезности туристской деятельности, выражающаяся в добавлении в национальную, региональную или местную экономику эффектов в виде доходов предприятий, занятости, личных доходов, добавленной стоимости и государственных доходов.
Туризм способствует также получению валовых экономических выгод, отражающих общее денежное выражение экономических выгод, к-рые генерируют посетители определенной территории за определенный период времени без учета к.-л. издержек, связанных с приемом этих посетителей.
Наконец, статистика туризма фиксирует также чистые экономические выгоды – валовые экономические выгоды, связанные с посетителями, за вычетом валовых экономических издержек, связанных с их обслуживанием.
Статистика туризма фиксирует многочисленные экономические параметры, характеризующие экономику туризма, в частности, зь. пуск товаров и услуг – показатель системы национальных счетов равный стоимости туристского продукта и туристских услуг, произведенных отечественными туристскими организациями в течение отчетного периода.
Эффект -1) общий результат производственного процесса; 2) коэффициент, отражающий доходность производственного процесса через вновь созданную стоимость:
е = (Р-р)/р,
где е – эффект; Р – стоимость всей продукции; р – вновь созданная стоимость.
Э. агломерационный – экономическая выгода от территориальной концентрации производства и др. экономических объектов. В туризме агломерационный эффект достигается на курортах, туристских центрах за счет сокращения издержек по созданию и содержанию туристской инфраструктуры; роста количества туристских услуг; специализации туристских предприятий.
Э. Веблена- эффект, обнаруженный американским социологом Торстейном Вебленом – автором книги «Теория праздного класса», согласно к-рому рост потребления может быть спровоцирован не реальной полезностью блага и приемлемой динамикой цен, а престижностью дорогого блага, потребление к-рого свидетельствует о высоком статусе субъекта (др. название «Эффект сноба»).
Э. дохода- изменения в общей покупательной способности отдельного человека по мере изменения цены товара. При понижении цены потребитель может купить больше данного товара, не уменьшая при этом потребление др. товара, т.е. при неизменном денежном доходе уменьшение цены увеличивает реальный доход потребителя.
Э. мультипликационный – увеличение вторичных и третичных внутренних потребительских и инвестиционных расходов в результате увеличения выпуска продукции и зарплаты в отраслях, к-рые выполняют экспортные заказы.
Эффективность – показатель, дающий представление о краткосрочных и долгосрочных обязательствах туристской организации (L):
L = Н / А,
где Н – задолженность туристской организации; А – все ее активы.
Э. абсолютная – важный экономический показатель в международном туризме. Отношение затрат (необходимые расходы на обслуживание) к результатам (поступления иностранной валюты, полученной через международный туризм).
Э. валютная – соотношение поступлений иностранной валюте за реализацию услуг и товаров с затратами на производство обслуживания в национальной валюте. Сальдо между затратами и фактическими платежами.
Э. издержек – 1) достижение цели туристской организации с минимальными затратами; .2) достижение цели туристской организации с такими затратами, к-рые делают проект коммерчески жизнеспособным.
Э. техническая – показатель способности производителя производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами факторов производства. Более высокая Э. т. туристской фирмы «А» по сравнению с фирмой «В» означает, что «А» может произвести столько же продукции, сколько и «В», но с меньшими затратами факторов производства без учета ценового фактора.
Э. экономическая- показатель способности туристской организации производить и сбывать свой туристский продукт с наименьшими возможными издержками; 2) достижение максимальных результатов производства туристского продукта при минимуме затрат и минимуме ресурсов.
Туристская фирма «А» может иметь высокую техническую эф фективность, но быть неэффективной экономически, если ее цены слишком высоки для того, чтобы быть конкурентоспособными.
ЭКСКУРСИЯ
1) Туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов (ГОСТ Р 50690-94 «Туристские услуги»); 2) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона – заранее избранных объектов, к-рые изучаются на месте их расположения; 3) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.
Э. имеет свои признаки (элементы): продолжительность проведения (от одного академического часа до одних суток); наличие экскурсантов (группа или индивидуал); наличие экскурсовода; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; передвижение участников Э. по заранее составленному маршруту; целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода; наличие определенной темы.
Э. выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения.
Требования, предъявляемые к Э.: полнота и достоверность информации; культурно-познавательная значимость; законченность и точность композиции и исполнения Э.; удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов.
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, со-1ч.| i ий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей. Психологи утверждают, что 93 % В. основано п.i мизуальных ощущениях. В. связано с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией. В связи с целостным характером В. выступает одним из важнейших показателей эффективности Деятельности рекреационной, поскольку представляет комплексную оценку путешествия (экскурсии) с учетом: накопленного индивидуального опыта личного отдыха; рекреационных ожиданий; моды на путешествия; комплексной цены на туристское обслуживание.
Одним из обязательных каналов В. путешествия, отдельного события или туристского объекта является воспоминание – эмоциональный настрой (положительный или отрицательный), к-рый остается в памяти туриста как результат взаимоотношений, вытекающих из процесса обслуживания. В. проявляется в различных эмоциональных состояниях, ранжированных от максимально позитивных к максимально негативным состояниям: приятное чувство; удовлетворение; восторг; досада; раздражение; возмущение.
Факторы, влияющие на В.: безопасность; постоянство (ощущение высокого качества обслуживания на протяжении всего времени пребывания клиента); поведение обслуживающего персонала; полнота обслуживания (соответствие всех предложенных услуг фактически полученным); условия (окружающая среда и физическое окружение); доступность.
Маршрут экскурсии- оптимальный путь следования экскурсионной группы. Требования: логическая последовательность объектов экскурсионного показа; аттрактивность. В практике экскурсионных учреждений существуют три принципа построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Примером применения хронологического принципа построений М. э. могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей города. По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города, напр., «Архангельск строится», «Литературная Одесса» и др. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологичес-кому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
Методика проведения Э.-совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения Э. Включает общую и частную методики.
Общая методика проведения Э. – система методических приемов рассказа и показа, независимых от темы, состава группы и др. факторов.
Частная методика проведения Э. – конкретизация методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.
Методика, или приемы: анализ – мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта: синтез – мысленное соединение частей предмета в целое; ассоциация по времени; ассоциация по единству места; словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение); наглядный метод (представление объектов в натуре или в изображении); практические методы – осмотр объекта, использование прибора (напр., телескопа); метод наблюдения.
Методика показа: предварительный осмотр, зрительный анализ, реконструкция, локализация событий, сравнения.
Методика рассказа: экскурсионная справка, характеристика объекта, объяснение, репортаж, комментирование, цитирование, литературный монтаж.
Структура экскурсии: вступление, основная содержательная часть, заключение. Вступление, как правило, состоит из двух частей: организационной (знакомство с аудиторией и инструктаж экскурсантов по правилам поведения, безопасности в пути и др.) и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, его протяженности, продолжительности, времени и месте окончания экскурсии). Основная часть строится на сочетании показа конкретных экскурсионных объектов и рассказа о них. Состоит из нескольких подтем (от 5 до 12), объединенных темой Э. Для показа должны отбираться только те объекты, к-рые раскрывают содержание темы в целом. Заключение занимает 5-7 минут и состоит из двух частей: итоги основного содержания Э., выводы по теме, закрепляющие цель Э.; информация о др. экскурсиях, к-рые могут расширить и углубить данную тему.
Расположение, позиционность, соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части Э. вместе составляют композицию Э.
Показ на Э. – наблюдение, осмотр объекта под руководством экскурсовода, при к-ром экскурсант не только видит объект, но и различает в нем разные стороны, части, принимает участие в их анализе. Показ основан на трех элементах: на непосредственном наблюдении объекта; ознакомлении с экспонатами «портфеля экскурсовода», методическом приеме зрительной реконструкции для воссоздания внешнего облика утраченного объекта, картины прошедших событий, поведения лиц, введенных в рассказ экскурсовода.
Рассказ на Э. – дополнение к анализу зрительного материала. Рассказ не должен заменять самостоятельной активной аналитической работы экскурсантов, превращать Э. в лекцию. Особенности рассказа на Э.: зависимость от скорости передвижения группы (ритм); подчиненность (дополнительность) показу; использование зрительных доказательств.
Показ и рассказ – два основных элемента Э. – дозируются во времени в целях усиления эффективности Э. Время показа – нормативное расчетное время, отводимое на показ в ходе Э., не должно занимать меньше 2/3 всего экскурсионного времени; время рассказа- нормативное расчетное время, отводимое на рассказ во время проведения Э., не должно превышать трети экскурсионного времени.
Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое (мышление). Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействующих на органы чувств; восприятии – совокупности ощущений (отражение в сознании человека образа предмета в целом); представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизводимом без непосредственного воздействия самого объекта.
Логическое познание – мышление, в процессе к-рого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом мышления является образование понятий – совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта.
Э. как эффективная форма обучения используется в педагогическом процессе. Ее педагогические задачи: построить экскурсию на основе максимальной активности и самодеятельности экскурсантов, стимулировать у них самостоятельный анализ зрительных впечатлений; вооружить экскурсантов навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительной информации.
Организацией Э. в нашей стране в разное время занимались следующие организации.
• Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий, созданная в 1899 при Педагогическом обществе России. Организовывала Э., расширяющие общий кругозор учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ.
• Специализированное туристское учреждение – Опытно-показательная экскурсионная база, созданная в 1918 при Наркомпросе с целью правильной постановки экскурсионного дела и общего руководства экскурсионными станциями.
Экскурсионные станции создавались при губернских и уездных отделах народного образования и возглавлялись педагогами-методистами экскурсионного дела. В 1920 в Петрограде и Москве открылись инструкторские экскурсионные станции для учителей по организации учебных экскурсий для школьников, слушателей системы внешкольного образования, рабфаков, школ фабрично-заводского ученичества, а также для красноармейцев, рабочих, крестьян.
• Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, создавший разветвленную сеть бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро (около 1000 – в 1990), методических экскурсионных секций, школ экскурсоводов.
Методист-экскурсовод -экскурсовод, занимающийся наряду с проведением экскурсий методической работой: подготовкой методической документации; работой с экскурсоводами; организацией учебных экскурсий.
Проектирование экскурсии – этапы подбора и формирования ее текста и содержания. Проводится согласно ГОСТ Р 50681-94 «Проектирование туристских услуг». П. э. проходит две основные стадии: 1) предварительная работа – подбор материалов, их изучение, отбор объектов, на к-рых будет построена Э.; 2) непосредственная разработка самой Э. – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием Э., ее основной частью (подтемы и основные вопросы, входящие в каждую из них); написание контрольного текста экскурсии; работа над методикой проведения Э.; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения Э. и предпочтительных точек, ракурсов обзора объектов показа; подготовка методической разработки Э., технологической карты и схемы трассы маршрута (для транспортной экскурсии) и «портфеля экскурсовода». Взаимоотношения этих двух стадий для вновь подготовляемых Э. почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.
Подтема экскурсии ведущая – композиционный центр Э., вокруг к-рого строится весь рассказ. Способствует более глубокому раскрытию содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Напр., подтемой может выступить история города при проведении Э. в исторических городах (Великом Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале и др.).
Признаки классификации Э.-основания классификации Э.: по содержанию; составу экскурсантов; месту проведения; способу передвижения; форме проведения.
Продолжительность Э. – длительность экскурсии, фиксируемая с момента встречи экскурсионной группы с экскурсоводом до завершения работы экскурсовода с группой.
Технологическая карта Э. – документ, определяющий технологию применения методических приемов в соответствии с особенностями экскурсионного маршрута. Включает следующие элементы: 1) маршрут; 2) остановки; 3) объекты и точки их показа; 4) продолжительность; 5) наименование подтем и перечень основных вопросов; 6) указания по организации; 7) методические указания.
Рассказ – методический прием передачи информации об объекте в экскурсии. Способы заинтересовать и активизировать экскур-i .mi гов во время рассказа: использование иллюстраций; использование наглядных пособий; использование активизирующих вопросов.
Ритм – чередование элементов (туристской программы, экскурсии), проходящее в определенной логической последовательности, упорядоченности и размеренности.
Структура Э. – составные части методической разработки экскурсии: маршрут; остановки; объект и точки его показа; время рассказа; подтема; методические указания.
Тема -1) предмет конструирования, раскрытия, организации при разработке экскурсий, программ отдыха; 2) круг рекреационных событий, скрепленных воедино анимационным замыслом, составляющих основу деятельности. Тема связана с понятием «идея», так как предусматривает не только изложение определенного материала, но и четкое выражение идейных позиций. Идея – это главная мысль темы. Идея и тема составляют идейно-тематическую основу программы экскурсии.
Тематика экскурсионная -1) совокупность, набор или определенная группа тем; 2) предмет показа и рассказа. В России разработано более 25 тыс. экскурсионных тематик. Основные требования: актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам экскурсантов, логическая завершенность. Экскурсионная тематика играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. При многоплановости объекта она регулирует рассказ, определяет стороны показа объекта. Нек-рые объекты, напр. Кремль и Красная площадь, показываются на разных экскурсиях: обзорных, исторических, архитектурных. В каждой из них дается свой объем информации, объекты освещаются с различных аспектов, с позиций разных тематик. Тематическая (моно) экскурсия раскрывает к.-л. одну тематику: отдельный исторический период, значительное событие прошлого или настоящего, историю жизни и творчества к.-л. писателя, композитора («Пушкин в Петербурге»). Каждая экскурсионная тематика представляет собой совокупность целого ряда подтем. Правильно разработанная и логически завершенная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а как часть единой композиции.
Темп -1) степень быстроты проведения экскурсии, похода; 2) скорость чередования событий, планируемая аниматором при разработке программ отдыха в порядке возрастания темпа (как в музыке: ларго, ленто, адажио, анданте, модерато, аллегро, виво, престо).
Техника проведения Э. – рациональная организация Э., включающая: знакомство с группой; расстановку группы у объекта; темп движения группы; паузы в движении; раскрытие подтем; ответы на вопросы.
Требования к содержанию Э. – императивы Э.: полнота; достоверность; законченность композиции; эстетическое удовлетворение.
ЭКСКУРСАНТ – 1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения; 2) субъект, участник экскурсии. Э. классифицируются (дифференцируются) в зависимости от контингента экскурсионного обслуживания различных групп населения: по возрасту; роду занятий; характеру общественной деятельности; форме учебы; предпочтению любительских занятий; уровню подготовки.
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
Отрасль теоретических знаний, изучающая проблемы моделирования идеальной экскурсии и воздействия экскурсии на сознание людей; практических методов подготовки экскурсий, техники их проведения, подготовки экскурсоводов.
Методология экскурсионного дела – учение о методе познания и преобразования в теме как совокупность приемов исследования деятельности туристско-экскурсионной организации.
Методология экскурсоведения нормативная-определение порядка проектирования новых экскурсий; обоснование прав и обязанностей экскурсовода.
Объект показа (Аттрактант) – объект, привлекающий внимание туристов. Аттрактантами выступают объекты: природы; исторические; историко-культурные; особо охраняемые.
Объекты уникальные – объекты, входящие в состав национальных туристских ресурсов, к-рые могут находиться на особом режиме охраны, ограничивающем доступ к ним (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994).
Объекты типичные – специфичные для данной местности объекты.
Объекты экскурсионные – большинство объектов показа являются экскурсионными объектами, т. е. составляют материальную основу для проведения экскурсий. На государственном учете Российской Федерации находится свыше 100 тыс. памятников истории, археологии, архитектуры. В музеях хранится 40 млн экспонатов. Велико число памятников и объектов природы. Экскурсионные объекты классифицируются по видам: памятники – ис
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|