СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ В ТУРИЗМЕ
Проявление специфики в качестве и количестве труда конкретных работников, актива или группы лиц, занятых в туристском обслуживании и выполняющих определенные служебные или квалификационные обязанности.
Формирование С. п.-к. в т. происходит в ходе структурной перестройки туристского хозяйства, изменений экономического механизма, динамики туристского рынка, внедрения достижений научно-технического прогресса и зависит от специализации туристских предприятий и типов территориальной организации туристской деятельности. В структуре кадров туризма профессии группируются по квалификации требуемого труда, по технологическим и методическим функциям, по разрядам и должностям. (См. также Менеджмент туризма.)
Основой для выделения профессионально-квалификационных групп, работающих в туристско-экскурсионных организациях, является неоднородность труда в туризме. Она выражается в разделении труда на умственный и физический, организаторский и исполнительский, сложный и простой, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. Для определения сущности социально-экономической неоднородности труда используются такие понятия, как качество труда, квалификация, сложность труда, содержание и характер труда. По этим основаниям туристско-экскур-сионные работники дифференцируются на шесть профессионально-квалификационных групп (см. рисунок на ст. 258), каждая из к-рых характеризуется внутренней однородностью труда и сходными требованиями к квалификационному уровню:
• работники туризма;
• аниматоры туризма;
• хозяйственные руководители – менеджеры;
• специалисты туризма;
• кадры массовых профессий;
• служащие.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ
I группа – работники туризма –кадры, занятые непосредственно туристско-экскурсионным обслуживанием: экскурсоводы, гиды-переводчики, инструкторы-методисты, руководители туристских групп, организаторы путешествий и экскурсий, инструкторы турклубов и т.п. Основные функции – организация отдыха и туристское просвещение. С учетом особенностей заключения трудовых договоров эту группу можно разделить на две подгруппы: IA – постоянно работающие: инструкторы, экскурсоводы, организаторы и руководители туристских групп основного состава, гиды-переводчики, к-рые обеспечиваются социальным страхованием и всеми льготами штатных работников отрасли; 1Б – работники вторичной занятости, предоставляющие туристско-экскурсионные услуги по договору, на условиях почасовой оплаты труда в свободное от основной работы время: руководители туристских групп, инструкторы, экскурсоводы, в т.ч. работающие с иностранными туристами. Подгруппа объединяет более 70 тыс. человек.
II группа – аниматоры туризма:около 700 тыс. организаторов самодеятельного туризма, инструкторов, ст. инструкторов, ст. инструкторов-методистов, работающих на привлеченных или общественных началах, а также свыше 15 тыс. ежегодно вовлекаемых в между народный туристский обмен гидов-международников.
III группа – хозяйственные руководителии руководящий административно-управленческий персонал: линейные и функциональные руководители организаций, объединений и предприятий. Их основная функция – принятие конкретных хозяйственно-управленческих решений.
IV группа – специалисты(работники различных отделов и служб: инженеры, инструкторы, экономисты, бухгалтеры, методисты, технологи и т.д.), к-рые, в свою очередь, подразделяются на три подгруппы: IVA – специалисты сквозные, т. е. требующиеся многим отраслям народного хозяйства, в т.ч. туристско-экскурсионной отрасли; IVB – специалисты межотраслевые, т.е. требующиеся (кроме туризма) еще одной-двум отраслям; IVB – специалисты отраслевые (технологические), т.е. нужные только туристско-экскурсионной отрасли. Разделение групп специалистов на подгруппы обусловлено различным подходом к подготовке и обучению кадров данных категорий. Основной функцией специалистов являются квалифицированная и технологическая разработка и реализация конкретных решений и вопросов.
V группа – кадры массовых профессий (повара, горничные, сантехники, официанты, водители и т. д.), т.е. квалифицированные рабочие, функцией к-рых являются реализация и обеспечение технологического цикла туристского обслуживания. Эта группа включает следующие подгруппы: VA – рабочие неквалифицированного и малоквалифицированного ручного труда; VB – рабочие высококвалифицированного труда.
VI группа – служащие. Объединяет работников умственного труда: секретарей, делопроизводителей, машинисток, кассиров, табельщиков, нормировщиков и т. д. Основная функция – ведение делопроизводства, нормативной документации, исполнение оперативнотехнических заданий.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ (ПКМ)
В отличие от профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов, обслуживающей весь туризм как отрасль, ПКМ представляют только те отдельные специализации данной отрасли, к-рые в настоящее время уже сформировались и могут быть реализованы в современных условиях в рамках туристского рынка.
ПКМ бухгалтерия: младший бухгалтер – бухгалтер – старший бухгалтер – менеджер – главный аудитор – вице-президент по финансам – казначей – главный менеджер по финансам.
ПКМ бюро путешествий: консультант – торговый агент – агент по продаже – интервьюер – менеджер агентства – менеджер персонала.
ПКМ компьютерные системы: стажер-программист – аналитик программист – старший программист – старший аналитик – ведущий программист – ведущий аналитик – менеджер по программированию.
ПКМ маркетинг: кодировщик – младший аналитик – коллега-аналитик – аналитик – старший аналитик – менеджер по маркетинговым исследованиям – менеджер по туристскому продукту – директор маркетинговых исследований – вице-президент – президент.
ПКМ менеджмент конференций. ПКМ менеджмент отелей и мотелей. ПКМ менеджмент курортов: агент – менеджер по работе с предварительными заказами – менеджер по приему клиентов – служащий главного офиса – консьерж – менеджер по организации конференций – менеджер по заключению договоров – координатор по почте и информации – координатор по оказанию конференц-услуг – менеджер групповых продаж – менеджер по продаже.
ПКМ менеджмент персонала: служащий по набору персонала – менеджер по обучению – корпоративный наемщик персонала -менеджер по технике безопасности – менеджер по трудовым отношениям – менеджер по зарплате – менеджер по найму – вице-президент по гуманитарным ресурсам.
ПКМ телемаркетинг: представитель – младший исполнитель – инструктор по обучению – младший менеджер по продаже – коммуникатор – сценарист – супервайзер – главный менеджер по телемаркетингу.
ПКМ туристское агентство: консультант – служащий по предварительным заказам – торговый агент – служащий по приему заявлений -супервайзер по приглашению в путешествие – агент по реализации путевок вне агентства – супервайзер по найму на работу – директор по вопросам путешествий – менеджер агентства – менеджер персонала.
ПКМ туристское бюро: координатор – специалист по рекламе -аналитик – переводчик – помощник директора – менеджер маркетинга – менеджер по туризму – уполномоченный по развитию туризма.
ПКМ финансы: представитель – стажер – торговец – финансовый аналитик – научный аналитик – банкир по инвестициям – агент по закупкам – менеджер ценных бумаг – менеджер по кредитам – специалист по трастовым операциям – казначей – вице-президент – президент.
Работники массовых профессий-самая крупная профессионально-квалификационная группа туристских организаций, включающая следующие категории: повар; горничная; официант; водитель и т.п.
«Во многих отношениях работник, осуществляющий туристское обслуживание, воспринимается посетителем как само обслуживание. Здесь мы имеем дело с одним из наиболее сложных элементов неосязаемости обслуживания, находящим свое проявление в человеческом факторе», – утверждает М. Мейер, специалист в области организации обслуживания.
Р. основные – наемные работники, работающие в туристской организации, в отличие от работников, нанятых по контракту.
Р. второй линии – работники предприятий гостеприимства, непосредственно не контактирующие с клиентами: повара, посудомойщики, дворники, экономисты, бухгалтеры и др.
Р. сферы обслуживания- персонал, занятый в сфере гостеприимства непосредственно обслуживанием клиентов: портье; бармен; коридорный (посыльный) и др.
Основное требование к Р. с. о. – коммуникабельность, умение быстро разрешать проблемы клиентов, не прибегая к помощи руководства.
Структура «М-С-П» – профессионально-квалификационная структура туристской фирмы, обеспечивающая функции гарантий качества туристского обслуживания. С. М-С-П обеспечивает взаимодействие разных уровней менеджмента фирмы в менеджменте качества обслуживания: менеджера (М), супервайзера (С) и персонала (П).
Супервайзер – младший менеджер туристской организации, осуществляющий функции контроля за исполнением служебных функций младшим персоналом.
Т
ТАЙМШЕР
Владение клубным отдыхом в режиме разделенного времени во время совершения путешествия в течение определенного периода каждого года, продолжительность которого не может быть менее одной недели. (См. Клубный отдых.)
ТЕОРИЯ ТУРИЗМА
Непротиворечивая система знаний, объясняющих феномен туризма как социально-экономическое явление современного мира, а также факторы его развития. Т. т. имеет собственные: объект изучения -индустрию туризма – туристские центры и районы, включающие комплекс природных и культурно-исторических условий, а также туристские организации и предприятия сферы услуг, к-рыми пользуются туристы в месте отдыха и во время транспортировки; предмет изучения – туристский продукт – специально организованная туроператором программа рекреационной деятельности и туристского обслуживания, реализуемая на туристском рынке как самостоятельный продукт; субъект изучения – турист – человек, удовлетворяющий свои рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств и состояний (физиологических, психологических, экономических, социальных и т.п.).
Технолог туризма -специалист, изучающий объект туристи-ки – индустрию туризма, общую методологию обслуживания туристов (Гостеприимство), а также конкретные методы производства туристских услуг, внедрения информационных процессов и новых технологий в сфере досуга и туризма.
ТУР
1) Комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996); 2) туристская поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг в сфере жилья, перемещения, медицинского и культурного обслуживания (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994); 3) первичная единица туристского продукта на продажу, реализуемая как единое целое, продукт труда туроператора. Унификация требований к турпродукту определяется тем, что Т., приобретенный в одном месте, потребляется в другом. Только полное согласование позиций туроператора, турагента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Оно осуществляется на контрактной основе в форме Туристской путевки или Ваучера, содержащего полную информацию о Т., в частности:
• название и реквизиты туроператора и турагента, сведения о туристе;
• страна (туристский центр), куда направляется турист;
• средства транспорта;
• условия питания и размещения туристов;
• дата начала и завершения Т.;
• программа пребывания по дням;
• паспортно-визовые формальности;
• медицинская страховка;
• минимально допустимое число участников Т.;
• предельно возможные сроки аннулирования Т.;
• розничная цена тура;
• компенсация за несоблюдение сроков, программы и условий пребывания туристов.
Обо всем этом дается полное описание и дополнительная информация, представляемая в виде буклетов, каталогов, брошюр и листовок, плакатов, прайс-листов.
При добавлении к Т. проезда туристов от места формирования группы до первого на Маршруте пункта размещения и от последнего на маршруте пункта размещения обратно образуется транстур(см. рисунок на с. 262).
Т. представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные, бытовые, туристские, экскурсионные, куль-турно-досуговые, физкультурно-оздоровительные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте и в определенный срок.
Туроператор обязан предоставить туристу в соответствии с договором купли-продажи между ними определенный набор услуг, к-рый определяет комплектность Т.В случае реализации некомплектного Т. турист вправе потребовать от туроператора соразмерного уменьшения покупной цены (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).
Маршрут – тур – транстур
Т. оформляется в виде туристской путевки или ваучера. В зависимости от вида Т. в нем могут отсутствовать те или иные элементы. Напр., в деловых или конгресс-Т. необязательными являются спортивные и курортные программы.
Наиболее распространены в туристской практике инклюзив-туры –групповое туристское путешествие по заранее определенному маршруту с предварительно оплаченными транспортными расходами. Иногда в целях удешевления поездки в стоимость включают и нек-рые виды туристского обслуживания.
Пакет-тур (тур серийный) – комплекс услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, к-рый предлагается на широкую продажу и в к-рый, кроме транспорта, входят размещение, услуги гида-переводчика, питание и др. обслуживание. Составные части П.-т.: транспорт; размещение; услуги; впечатления.
Различают следующие виды Т.:
Т. авиационный – путешествие организованных туристов по разработанным маршрутам с использованием авиационного транспорта. Т. а. подразделяются на групповые с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний и спецавиарейсы с полной арендой самолета для специальных туристских перевозок.
Т. Автобусный – путешествие организованных групп туристов по разработанным маршрутам с использованием автобусов. Т. а. подразделяются на обычные туристско-экскурсионные (с предоставлением всех видов услуг, предлагаемых транспортным туром, – проживание, питание, экскурсионное обслуживание, использование специализированного автотранспорта) и так называемые «автобусы здоровья» – прогулочные (без проживания, экскурсионного обслуживания или к.-л. из видов этих услуг) с использованием автобусов городских пассажирских линий.
Т. железнодорожный – путешествие организованных туристов с использованием ж/д транспорта. Т. ж. включает групповые путешествия с использованием части мест в графиковых поездах и путешествия в специальных туристских поездах – арендованных составах, предназначенных для организации путешествия с использованием спальных мест как базы размещения на данном маршруте, а вагонов-ресторанов поезда как точек питания туристов. Турпоезда подразделяются на обычные туристско-экскурсионные и на специализированные «поезда здоровья» (напр., «Грибник», «Лыжник», «Ягодник», «Рыбак», «Снежинка» и т. п.). Для организации «поездов здоровья» могут использоваться пригородные электропоезда с местами сидячего типа.
Т. информационный (инфотур) – Т., специально организованный туроператором для турагентов в целях их ознакомления с условиями приема и обслуживания туристов по предлагаемой программе.
Т. комбинированный – путешествие с использованием двух и более видов транспорта. Напр., по маршруту в направлениях «туда» туристы едут поездом, а «обратно» – самолетом. Существуют также специально разработанные Т. к., когда до первого пункта обслуживания туристы летят самолетом (или едут поездом), а далее путешествуют на теплоходе и т.п.
Турорганизатор – туристское предприятие (бюро путешествий) – организатор тура в полном соответствии с разработанной туроператором программой обслуживания. При организации тура обычно используют услуги различных партнеров – гостиниц, ресторанов, киноконцертных залов, музеев и т.п. Т. в этом случае выполняет роль посредника между потребителем (туристом) и партнером и действует по системе договоров с партнерами.
Условия тура – существенные условия, оговоренные в ваучере. В туристском ваучере должно быть дано описание форм и размеров компенсации туристу за нарушение У. т. В случае нарушения У. т., оговоренных в ваучере, турист может предъявить туристской организации иск на возмещение понесенного ущерба и компенсацию за испорченный отдых и моральный ущерб (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств -участников СНГ в области туризма», 1994).
ТУРАГЕНТ
1)Агент – лицо, уполномоченное по агентскому договору, договору комиссии или договору поручения совершать от имени принципала, комиссионера, доверителя деятельность по продвижению и реализации продукта поручителя (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 971).
2)Турагент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).
Т. обязан исполнить данные ему туроператором поручение и указания. Т. вправе отступить от указаний туроператора, если по обстоятельствам дела это в интересах туроператора (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 973). Комиссионер обязан по поручению туроператора за вознаграждение (комиссионные) совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (туроператора). По сделке, заключаемой Т. с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным Т. (комиссионер), хотя бы туроператор и был назван в сделке или вступал с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 990);
3) Туристская фирма, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю. Т. добавляет к приобретенному туру стоимость проезда туристов от места формирования группы до первого на маршруте пункта размещения и от последнего на маршруте пункта размещения обратно.
Предприятие может быть одновременно и Т., и туроператором. Напр., бюро разрабатывает маршруты как туроператор и продает их Т., одновременно как Т. приобретает туры у др. бюро и продает их своим туристам.
В туризме наиболее распространены следующие виды вознаграждений:
Вознаграждение агентское-сумма, выплачиваемая принципалом А. в соответствии с договором агентским (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 1006). В туристской деятельности в роли принципала выступает обычно туроператор, а в роли А. – турагент. (См. Договорные отношения в туризме?)
Вознаграждение фактора – комиссионные или гонорар, к-рый получает фактор в зависимости от объема торговых сделок. Фактор -по договорному праву Великобритании – агент, которому поручено продать товар. В туризме фактор обычно получает комиссионные в размере 7-15 %.
Туристскую деятельность обслуживают А.:
А. генеральный – А., к-рому даны полномочия вести все дела принципала либо действовать в его интересах, занимаясь своей обычной профессиональной деятельностью.
А. г. имеют специальную лицензию министерства, дающую право на организацию поездок внутри страны и за границу. В зависимости от специализации одни из них предлагают туры, рассчитанные на массового потребителя и включающие посещение различных стран мира, др. – только для определенной клиентуры (напр., в Японии генеральным агентом является 481 фирма); туристские агенты организуют туры только в стране (в Японии – 4077 фирм);
дистрибьютор – независимый посредник или один из цепочки посредников, к-рый специализируется на закупке товаров (туристского продукта) или услуг, предлагаемых производителем (туристским оператором), и перепродаже их потребителям;
субагенты – по субагентскому договору с агентом занимаются реализацией услуг, созданных генеральными и туристскими агентами (напр., 79 отделений системы «Интурист», 929 бюро путешествий и экскурсий системы профсоюзов в бывшем СССР, в Японии – 1586 туристских фирм).
ТУРИЗМ
1) Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996);
2) временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994);
3) деятельность лиц, к-рые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного полного года, в целях отдыха, деловых и пр.;
4) Т. как экономическое явление охватывает спрос (турист), предложение (туристская индустрия) и туристский продукт, на к-рый направлен интерес туриста;
5) человек путешествует с незапамятных времен, в то время как Т. (как социально-экономический феномен) в большей степени ассоциируется с индустриальным периодом жизни человечества и отличается от путешествий и качественно, и количественно. Путешествие является лишь элементом Т. и часто не самым важным;
6) особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса;
7) вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей. «Туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новыхстран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта» (Манильскаядекларация по мировому туризму);
8) движение (перемещение), нахождение вне постоянного местажительства и аспект временности пребывания в объекте интереса (поездки). Развитие Т. связано с социально-экономическими достижениями наций и государств, зависит от доступа человека к активному отдыху и свободы выбора перемещений в рамках свободного времени и досуга. Манильская декларация по мировому туризму (Филиппины, 1980) провозгласила: «Т. понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения»;
9) форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции Т.: воспитательную – формирование чувства коллективизма, нравственных и эстетических качеств; образовательную – закрепление и пополнение знаний по краеведению, природоведению, топографии, истории, знакомство с культурой и традициями стран и народов мира; оздоровительную – соблюдение оптимального режима нагрузок, использование благотворного воздействия природных факторов на состояние организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены, развитие адаптационных возможностей, поддержание организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности; спортивную – создание базы общей физической подготовки, специальная подготовка по туристской технике, достижение максимальных результатов в туризме;
10)популярная форма организации отдыха, проведения досуга;
11)отрасль хозяйства (см. Индустрия туризма) по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства. По объему услуг Т. занимает второе место (после нефтепереработки) среди всех отраслей мирового хозяйства. По данным ВТО, в 1996 ежегодная прибыль от туризма составила более 350 млрд долл. США. Характеризуется самыми высокими темпами роста (5-18 % в разных странах в 60-80-е гг.).
Т. вносит значительный вклад в бюджеты многих стран, в развитие экономики и обеспечивает существенную занятость населения в инфраструктуре туризма. По данным ВТО, одно из 15-17 рабочих мест в мире относится к сфере туризма и гостиничного хозяйства.
На мировой арене Т. претендует на первое место в торговле, экспортно-импортных операциях, а в ряде стран Северной Америки, Европы, Малой Азии и Тихоокеанского региона превратился в значительную статью национального дохода.
В 1994 Т. миновал стадию экономического спада и вышел на устойчивые темпы развития (рост более 3 %). Состояние мирового Т. зависит от колебаний экономической конъюнктуры.
Т. является одним из наиболее важных работодателей. Эта отрасль задействует 10 % всей рабочей силы в Европе и занимает доминирующее положение в Испании, Португалии, Франции, Великобритании и Германии.
В России состояние Т. нельзя признать удовлетворительным. Как свидетельствуют данные социологических исследований, только 25 % взрослого населения страны имеют возможность проводить свой отпуск по путевке в к.-л. учреждении отдыха или туризма. Вместе с тем региональные организации и администрации анализируют туристский потенциал своих регионов, уделяя особое внимание развитию внутреннего и въездного туризма;
12) сегмент рынка (см. Рынок туристский), на к-ром сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства (транспорт, общественное питание, гостиничное хозяйство, культура, торговля и т.п.) с целью предложения своей продукции и услуг туроператорам.
Т. способен оказывать активное влияние на экономику региона, в к-ром он развивается, на его социальную и гуманитарную основы;
13) совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению:
• туристско-экскурсионного дела – деятельности научных, проектных и методических учреждений по развитию методологической базы и методических приемов Т., а также практической деятельности туристских организаций по разработке и продвижению туристского продукта и комплексному обслуживанию туристов и экскурсантов;
• гостиничного дела – деятельности туристских предприятий размещения (гостиниц, туристских баз, кемпингов, мотелей, предприятий питания и т. п.) в технологическом, организационном и экономическом аспектах, а также гостиничного обслуживания как части индустрии Т.;
• курортного дела-деятельности научных, медицинских комплексов и служб гостеприимства по организации лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.
Т. проявляется во многих формах и аспектах. Поэтому дать ему единственное точное определение практически невозможно. Описание концепции Т. и по возможности более точное определение является необходимым требованием в силу следующих причин:
а) в целях изучения, анализа и прогнозирования развития Т. Как социально-экономического явления;
б) для статистического исследования Т. с возможно большей точностью;
в) для адресного распространения на Т. правовых и экономических преференций, предусмотренных законодательством рада стран и сообществ.
Одно из первых и наиболее точных определений Т., к-рое в своей основе до сих пор используется для указания на самые существенные характеристики, отличающие его от всех видов деятельности, было дано профессорами Бернского университета (Швейцария) Хунзикером и Крапфом и позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов по туризму. Эти ученые определили Т. как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением к.-л. выгоды (дохода). Это определение не касается экскурсий, не связанных с ночевкой, а также деловых путешествий, предусматривающих получение дохода, даже когда он получен не в стране пребывания. Необходимо заметить, что обычно довольно трудно установить различия между деловыми путешествиями и путешествиями с целью развлечения, так как большинство путешествий является комбинацией этих двух целей.
Со временем базовая концепция Т. расширилась и стала включать нек-рые виды деловых путешествий, к-рые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не предусматривают получение дохода.
Из совокупности экономических характеристик Т. пять должны быть определены концептуально:
а) Т. как процесс и результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
б) определение двух основных базовых элементов Т.: путешествие к месту отдыха и пребывание там;
в) путешествие означает выезд из страны (региона) постоянного проживания туриста;
г) перемещение туристов к различным туристским центрам требует времени, а это значит, что они вернутся в место постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;
д) экскурсия – это путешествие без постоянного проживания в туристском центре, не имеющее целью получение дополнительного дохода.
Т. есть деятельность, развитие которой зависит от имеющихся финансовых и временных ресурсов потребителей туристских услуг. Основная причина, по к-рой люди путешествуют, это уход от повседневных проблем жизни.
Основные характеристики Т. используются для анализа и прогноза туристских миграций, выявления основных центров и стран туризма. Количество туристов сопоставляется с местным населением стран, к-рые они посещают.
Любая форма Т. включает нек-рый вид путешествия, но путешествия не обязательно являются формой Т. Ограниченный временной период пребывания туриста отличает Т. от миграции. Миграция означает постоянное движение населения из одного района к другому – району нового проживания. Т. также отличается от маятниковых миграций, включающих сезонные или суточные устойчивые передвижения населения.
Функции социально-гуманитарного воздействия Т.:
• Восстановление трудоспособности;
• Рациональное использование свободного времени;
• Обеспечение занятости;
• Рост уровня жизни трудящихся;
• Экологическая невредность и направленность. Т. подразделяется на ряд видов.
ВИДЫ ТУРИЗМА:
Спелеотуризм – специальные категорийные туристские походы, предусматривающие прохождение маршрутов по пещерам и карстовым полостям под землей. Районы нахождения пещер, наиболее интересных с точки зрения спелеотуристского освоения в странах СНГ, – Кавказ, Крым, Приднестровская Подолия, Центральная Азия. В С. используются альпинистское снаряжение, нек-рые виды снаряжения туристов-водников, а также специальные приспособления и виды снаряжения (гидрокостюмы, фонари, лестницы, средства связи, веревки, приспособления для спуска и подъема и др.). Участники С. должны обладать хорошей физической и технической подготовкой, не бояться пониженной температуры, полной темноты и замкнутого пространства. Категории сложности походов – от I до V.
Т. автомобильный – автотуризм – 1) особый вид путешествия с использованием личного или арендуемого автомобиля в качестве транспортного средства; 2) специально организованное категорийное путешествие на автомобилях и мотоциклах.
Маршруты для Т. а. прокладываются по шоссейным и проселочным дорогам, иногда – по бездорожью. Типичные препятствия и трудности: плохие дороги, участки бездорожья, крутые подъемы и спуски, переправы через реки, болота и т.п. Походы могут проводиться в любое время, но оптимальные сроки – конец весны, лето, начало осени. Для похода транспортное средство оборудуется дополнительными устройствами и приспособлениями, позволяющими преодолевать сложные участки маршрута, обеспечивающими безопасность и комфорт при движении и на биваках. Категории сложности походов -от I до V.
В составе Т. а. выделяют караванинг,при к-ром в качестве средства размещения используется караван – автомобиль-фургон со спальными местами.
Т. активный – 1) в международном Т. – число посещений данной страны жителями др. стран; 2) туризм, совершаемый для развития физических сил, в т.ч. и в спортивных целях; рекреационные занятия с использованием активных способов передвижения.
Т. аристократический – туризм, развивавшийся особенно быстро в XVII в., когда основными его потребителями было дворянство. Молодые английские дворяне зачастую отправлялись в своеобразный гран-тур по Европе: из Англии (Лондон) во Францию (Париж), далее – в Италию (Генуя, Милан, Флоренция, Рим), затем -в Швейцарию, Германию, Нидерланды.
В XVIII и XIX вв. так стали путешествовать, в частности, и русские дворяне, которых интересовали Германия, Франция, Италия, Швейцария.
Т. в пределах страны-Т., включающий внутренний Т. и въездной Т.
Т. велосипедный – специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрутов на велосипеде. Трассы для Т. в. прокладываются в любых районах: по равнинам, предгорьям, через горные перевалы, используя шоссейные, проселочные дороги, тропы. Оптимальное время – конец весны, лето, начало осени. Участники велопоходов должны хорошо владеть велосипедом, быть физически и технически подготовленными. Снаряжение – аналогичное применяемому в пеших походах, но с учетом того, что оно перевозится на велосипеде (специальные веломешки, велорюкзаки). При многодневных походах велосипед дооборудуется, снабжается дополнительными приспособлениями. Категории сложности велопоходов -от I до V.
Т. внутренний – 1) один из приоритетных видов туристской деятельности в РФ – путешествия в пределах страны лиц, постоянно проживающих в данной стране (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996); 2) временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ этой же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в др. туристских целях. Т. в. не представляет собой отдельную сферу, а связан со всеми др. секторами национальной жизни. Национальная стратегия в сфере Т. в. (туристского предложения) должна учитывать интересы как местных, региональных, так и центральных организаций. Улучшение качества предложения, учитывающего интересы потребителя, является целью, к к-рой необходимо постоянно стремиться. В организации и активизации Т. внутреннего велика роль регионов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|