Сделай Сам Свою Работу на 5

КРАСНАЯ ГЕРГЕСТСКАЯ КНИГА





 

см. ГЕРГЕСТСКАЯ КРАСНАЯ КНИГА

 

 

КРАСНОЕ КОПЬЕ

 

В мифологии ирландских кельтов — одно из копий, принадлежавших Мананнану Мак Лиру. Мананнан вручил его Диармиду, что помочь ему спастись от Финна (см. главу 15).

 

 

КРАСНЫЕ ШАПОЧКИ

 

После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. п.; красные шапочки были существами этого же порядка (см. также главу 26).

 

 

КРЕЙДХН

 

В мифологии ирландских кельтов Крейдхн — один из триады богов — покровителей ремесел. Считался патроном медников и жестянщиков. Двое других, иногда называемьхх его братьями и носивших имена Гоибниу и Лухтэйн, трудидись не покладая рук, чиня и изготовляя оружие богам клана Туатха Де Данаан. Оружие их было волшебным, и тот, кому оно наносило рану, уже никогда больше не мог поправиться (см. также главу 7).

 

 

КРИРВИ

 

В мифологии валлийских кельтов — дочь Керридвен (см. главу 22).

 

 

КРОЙДДИЛАД

 

В мифологии валлийских кельтов — дочь Ллуда, за руку которой каждый год вели поединки Гвин и Гвитир (см. главу 18).



 

 

КРОММ КРУАХ

 

В мифологии ирландских кельтов — золотой идол, стоявший в древности на Равнине Поклонения (Маг Слехт), которому поклонялся король Тайгернмас. Кромм Круаху приносились человеческие жертвы.

 

 

КРУГ

 

Мотив круга, в частности концентрических окружностей, занимал видное место в культуре кельтов. Он, подобно колесу, мог ассоциироваться с солнцем, а также служить символом вечности.

 

 

КРУГЛЫЕ ДОМА

 

см. ДОМА

 

 

КУ РОЙ МАК ДАИРИ

 

В мифологии ирландских кельтов Ку Рой Мак Даири был королем Мунстера и одновременно чародеем. Он упоминается в нескольких легендах, связанных с именем Кухулина (см. главу 12).

 

 

КУ

 

В мифологии ирландских кельтов — один из сыновей Диан Кехта (см. главу 8).

 

 

КУЗНЕЦ

 

Кузнечное ремесло играло важную роль в культуре кельтов, не в последнюю очередь в связи с тем, что именно кузнецы делали оружие, значение которого для столь воинственного народа, как кельты, просто невозможно переоценить. Умение сделать из куска руды, по виду неотличимого от простого камня, какое‑нибудь оружие, например наконечник копья, пользовалось столь огромным почетом и уважением, что кузнецам часто приписывались сверхъестественные способности. Археологические раскопки показали существование у кельтов своего рода культа кузнечного дела. Так, в северных районах Британии, в Дурхэме и Йоркшире, были найдены керамические черепки, украшенные изображениями инструментов, связанных с кузнечным делом. Кроме того, в Сандерленде было найдено бронзовое изображение кузнеца, а на раскопках в Нортумберленде археологи нашли целую фигурку бога‑кузнеца, крепившуюся к керамическому сосуду. Бог‑кузнец изображен стоящим перед наковальней, держа в одной руке клещи, а в другой — молот, то есть атрибуты кузнечного ремесла. Керамика, из которой сделано это изваяние, датируется примерно II в. н.э. В мифологии кельтов фигурируют несколько богов‑кузнецов. Так, например, в ирландской легенде Гоибниу неустанно кует волшебное оружие для богов и, кроме того, выступает в роли Гобан Саэра, Гоибниу Зодчего. Аналогом Гоибниу в валлийской мифологии был Гофаннон.



 

 

КУЛЛВХ

 

В мифологии валлийских кельтов — сын Килидда и Голейддидд. Когда его мать умерла, Килидд женился опять, хотя первая жена заклинала его не делать этого и попыталась было вымолить у него клятву, что он этого не сделает. Новая жена отца, мачеха Куллвха, настаивала, чтобы он женился на ее дочери, а когда тот отказался, наложила на него заклятие, что он сможет взять в жены только Олвен, дочь грозного великана Испаддадена (см. главу 24).



 

 

КУХУЛИН

 

В мифологии ирландских кельтов имя Кухулина стало синонимом славного воина. О нем сложено множество легенд, которые иногда переплетаются друг с другом. Так, считается, что он был сыном Дехтире, но, по всей вероятности, не от ее законного мужа, Суалтама. Скорее всего он был сыном Луга, хотя некоторые старинные авторы утверждают, что на самом деле его отцом был Конхобар Мак Несса. В детстве он носил имя Сетанта. Будучи женат на Эмер, Кухулин неоднократно увлекался другими женщинами. Одной из них была Фанд. По преданию, он отверг пылкую страсть и домогательства Морриган, за что и заслужил ее злобную ненависть (см. ГОЛОВА; см. также главы 12, 13).

 

 

КЭДБЕРИ

 

см. САУТ КЭДБЕРИ, ЗАМОК

 

 

КЭЙРБ

 

В мифологии ирландских кельтов имя Кэйрб носили несколько персонажей, из которых наиболее известен Кэйрб, сын Кормака Мак Эйрта, ставший королем Ирландии. Отказавшись платить дань фоморам, он начинает войну против них и наносит им поражение в Гарбре. Во время поединка он убил их короля Оскара, но и сам был смертельно ранен им.

 

 

КЭР ЛОЙВ

 

см. МАБОН.

 

 

КЭР (1)

 

В мифологии ирландских кельтов Кэр была дочерью Этал Анубала, которую полюбил Оэнгус, увидев ее во сне (см. главу 11).

 

 

КЭР (2)

 

По— валлийски ‑крепость, замок.

 

Л

 

ЛА ТЕН

 

Ла Тен расположен в Швейцарии, в нескольких километрах от Нейшателя, на берегу озера Лас де Нейшатель. В 1858 г., во время необычайно сильного понижения уровня воды в озере, на его отмелях были найдены многочисленные артефакты, относимые ко второму великому периоду кельтской культуры. Первым, как известно, считается Халльштаттский период. Как и название Халльштатта, название Ла Тен стало стандартным археологическим термином для обозначения этапов развития кельтской культуры. Период Ла Тен или культура Ла Тен означают особый этап развития цивилизации кельтов, начиная с эпохи ее максимального расцвета примерно в V в. до н. э. и кончая началом римской оккупации Британии. Артефакты, найденные в окрестностях Ла Тен, были выполнены гораздо более тщательно и искусно, чем памятники Халльштаттской культуры; они отражали гораздо более высокий уровень развития, свидетельствуя о динамичном развитии кельтской цивилизации в целом.

 

 

ЛАБРАИДХ ЛОИНГСЕХ

 

В мифологии ирландских кельтов Лабраидх Лоингсех, первоначально носивший имя Маон или Моэн (что означает «глухой») — король Лейнстера, правивший предположительно ок. 268 г. до н. э.

 

 

ЛАБРАЙД ЛУАТЛАМ АР КЛЕБ

 

В мифологии ирландских кельтов Лабрайд Луатлам ар Клеб, то есть Лабрайд «Быстрая Рука» — правитель Маг Мелла и муж Ли Бан (см. главу 15).

 

 

ЛАБХРА

 

Второе имя Диан Кехта.

 

 

ЛАМФАДА

 

В мифологии ирландских кельтов Ламфада — эпитет Луга, означающий «Длинные Руки» или «Меткий Стрелок».

 

 

ЛАНСЕЛОТ

 

см. ЛАНЦЕЛОТ

 

 

ЛАНХЕРНСКОЕ РАСПЯТИЕ

 

В Корнуолле сохранилось немало старинных, отдельно стоящих крестов. Корнуолльский крест обычно короче и ниже крестов, сооруженных в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Один из замечательных образцов корнуолльского кельтского креста — так называемое Ланхернское Распятие, датируемый Х в. Распятие это украшено резным орнаментом из переплетающихся линий и посвящено некоему Рунхолу, предполагаемому создателю этого памятника.

 

 

ЛАНЦЕЛОТ, или ЛАНСЕЛОТ

 

В легендах Артуровского цикла — один из рыцарей Круглого стола, возлюбленный Гиневры. Он появляется в конце цикла, занимая место Медравта; по‑видимому, Ланцелот — переработка образа бога Солнца (см. также главу 25).

 

 

ЛАОГХЭЙР БУАДАХ

 

В мифологии ирландских кельтов Лаогхэйр «Победитель в Битве», друг Кухулина (см. главу 12)

 

 

ЛАОГХЭЙР

 

В легендах ирландских кельтов имя Лаогхэйр носили несколько персонажей. Один из них — реальное историческое лицо, король Ирландии, занимавший трон острова в то время, когда в Ирландию прибыл св. Патрик (см. главу 16).

 

 

ЛАЭГ, или ЛОЭГ

 

В мифологии валлийских кельтов Лаэг — колесничий Кухулина. Колесничие играли заметную роль в культуре кельтов. По легенде, Лаэг сражался рядом с Кухулином в его последней битве и подставил собственную грудь под копье, пущенное в его господина. Но это не помогло, и Кухулин нашел в этой битве свою смерть (см. главу 12). ЛЕБЕДЬ

В мифологии и верованиях кельтов лебедь занимал весьма заметное место. Так, в Халльштатте европейские археологи нашли модели повозок, в которые впряжены существа, весьма напоминающие лебедей. На самих повозках стоят странные сосуды. Лебеди нередко встречаются в кельтских легендах; они — один из излюбленных объектов превращений. Так, именно в лебедей превратила детей Лира их мачеха, страшно ревновавшая их к отцу, своему мужу. В другой легенде Мидхир превратил себя и свою возлюбленную Этэйн в лебедей, чтобы спастись от Эохаидха. Еще одна легенда повествует о том, как Кэр, которую полюбил Оэнгус, каждый год превращалась в лебедь, и, чтобы соединиться с ней, Оэнгусу тоже пришлось принять облик лебедя (см. главу 11).

 

 

ЛЕВАРХАМ

 

В мифологии ирландских кельтов — учитель Дейрдр (см. главу 14).

 

 

ЛЕЙНСТЕР

 

В мифологии ирландских кельтов Лейнстер — одна из пяти провинций, на которую лидеры клана Фир Болг разделили Ирландию (см. ЛЭЙГХИН).

 

 

ЛЕЙНСТЕРСКАЯ КНИГА

 

см. ЛИБХАР ГАБХАЛА ЭЙРЕАНН

 

 

ЛЕКАНСКАЯ ЖЕЛТАЯ КНИГА

 

Одна из ключевых книг по мифологии ирландских кельтов. Компиляция, составленная монахами на основе более ранних документов и хроник. Датируется концом XIV в.

 

 

ЛЕКАНСКАЯ КНИГА

 

Одна из ключевых книг по мифологии ирландских кельтов. Представляет собой компиляцию, составленную монахами на основе более ранних документов и хроник. Датируется серединой XV в.

 

 

ЛЕОДЕГРАНЖ

 

В легендах Артуровского цикла — имя, данное Брану Благословенному (см. главу 25).

 

 

ЛЕПРЕКОН

 

После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. п. Луг превратился в эльфа — мастера всех ремесел, Луга Хромэйна, и это имя постепенно превратилось в Лепрекон. В дальнейшем оно претерпело изменения и стало общим названием всевозможных эльфов, часто изображавшихся с мешком сокровищ на плече.

 

 

ЛЕР

 

см. ЛИР

 

 

ЛИ БАН

 

В мифологии ирландских кельтов Ли Бан — жена Лабрайда Луатлама ар Клеба, сестра Фанд. Именно она пригласила Кухулина помочь одолеть трех фоморов, пообещав в награду за это отдать ему Фанд в любовницы (см. главу 14).

 

 

ЛИА ФАЙЛ

 

см. КАМЕНЬ СУДЬБЫ

 

 

ЛИБХАР ГАБХАЛА ЭЙРЕАНН

 

Книга, повествующая о различных мифических завоеваниях Ирландии и излагающая столь же мифологизированную историю острова. Известна также под названием «Книга завоеваний Ирландии». Сохранилась во многих вариантах в составе различных старинных рукописей, главным образом — в Лейнстерской Книге, датируемой XII в. Эта книга представляет собой объемистую компиляцию, созданную Майклом О'Клейригом (ок. 1575 — ок. 1645) на основе нескольких старинных рукописей, сегодня уже утраченных. Когда упоминается Книга Завоеваний, имеется в виду, что речь идет о ее переводе. В Книге описаны завоевания начиная с допотопных времен и кончая вторжением Цезаря в Британию. В ней также повествуется о вторжении Парталона, который вместе со своими соратниками разбил фоморов, племя полулюдей‑получудищ, и об интервенции Немхеда, после смерти которого фоморы вернулись в Ирландию. Следующим вторжением стало появление на острове клана Фир Болг, который прибыл вместе с кланами Гаилиоин и Фир Дхомнанн. Все три клана были потомками Немхеда. Пятой волной вторжений стал приход богов клана Туатха Де Данаан, также являвшихся потомками Немхеда, а шестой — приход сынов Мил Эспэйна, или милезиан, разгромивших войско Туатха Де Данаан. Обычно два последних клана правили Ирландией совместно, поделив ее между собой: милезиане управляли надземной ее частью, а Туатха Де Данаан — подземным миром.

 

 

ЛИНДИСФАРН

 

см. ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ.

 

 

ЛИНДОУ, ЧЕЛОВЕК ИЗ…

 

В августе 1984 г. в торфянике в окрестностях Линдоу Мосс в Чешире были найдены остатки человека. Они принадлежали молодому мужчине, лежавшему лицом вниз, скорчившись; тело его было раскрашено в разные цвета. Тело было обнаженным, если не считать меховых рукавиц. Этот человек, получивший название Человек из Линдоу, по всей вероятности, был брошен в торфяник примерно в IV в. до н. э. Человек из Линдоу — одно из подтверждений существования у кельтов практики человеческих жертвоприношений. Он был оглушен ударом в голову и задушен; поза его говорит о том, что его столкнули в торфяник. Содержимое его желудка показало наличие в нем пыльцы омелы, что подтверждает гипотезу о том, что мужчина был принесен в жертву в рамках некоего друидического ритуала, см. ТОЛЛУНДСКИЙ ЧЕЛОВЕК.

 

 

ЛИОНЕСС

 

В мифологии кельтов Британии Лионесс, по преданию, — страна, лежащая в море у южного побережья Корнуолла. Согласно легенде, именно там находились остатки придворного рыцарства Артура после кончины самого короля. По легенде, море обрушилось на берег и не позволило остальным воинам последовать за своими предводителями‑рыцарями.

 

 

ЛИР, или ЛЕР

 

В мифологии ирландских кельтов Лир — бог моря, аналог валлийского бога Ллира. Он считался отцом Мананнана, который со временем также стал богом моря. Лир женился на Аобх, и их дети на целых девятьсот лет были превращены в лебедей второй женой Лира, Аоифе (1), которая ужасно ревновала мужа к детям (см. главу 11).

 

 

ЛИСМОРСКАЯ КНИГА

 

Одна из ключевых книг по мифологии ирландских кельтов. Представляет собой компиляцию, составленную монахами на основе более ранних документов и хроник. Датируется серединой XV в.

 

 

ЛЛВИД

 

В мифологии валлийских кельтов Ллвид — сын Кил Коэда и друг Гвавла. Чтобы отплатить Пвиллу за жестокое обращение с Гвавлом, Ллвид напустил чары на Дифед и захватил в плен Рианнон и ее сына Придери. Пленников спас Манавидан (см. главу 21).

 

 

ЛЛВИР

 

В мифологии валлийских кельтов Ллвир — сын Ллвириона, обладатель волшебного горшка (см. главу 24).

 

 

ЛЛВИХЛИН

 

В легендах валлийских кельтов Ллвихлин — название Скандинавии или Норвегии, означающее в переводе «страна озер». Аналог ирландского Лохланна. Высказывалось также предположение, что Ллвихлин — название Потустороннего мира.

 

 

ЛЛЕУ ЛЛОУ ГИФФЕС

 

В мифологии валлийских кельтов Ллеу Ллоу Гиффес — бог‑воин, который в известной мере может быть отождествлен с ирландским Лугом (см. главы 18, 22, 23).

 

 

ЛЛЕФЕЛИС

 

В мифологии валлийских кельтов Ллефелис — сын Бели и брат Ллудда. Он был правителем Галлии и помог своему брату, королю Британии, избавиться от трех бедствий (см. главу 26).

 

 

ЛЛИА ЛЛУАНИС

 

Кельтский праздник урожая на острове Мэн; аналог праздника Лугнасад.

 

 

ЛЛИН КЕРРИГ БАХ

 

Ллин Керриг Бах — озеро на острове Энглси, почитавшееся у кельтов священным. На дне его были найдены металлические дары по обету и жертвенные предметы, датируемые периодом со II в. до н. э. по I в. н. э. Многие из этих артефактов связаны с военной элитой и аристократией — свидетельство того, что кельты совершали плавания на этот остров, чтобы поднести озеру дары по обету.

 

 

ЛЛИР

 

В мифологии валлийских кельтов Ллир — аналог ирландского бога Лира. Именно он, как предполагается, послужил прототипом шекспировского короля Лира (см. главу 18).

 

 

ЛЛУД ЛЛОУ ЭРЕЙНТ

 

В мифологии валлийских кельтов Ллуд Ллоу Эрейнт — аналог Нуады. Он был отцом Кройддилад, и высказывалось предположение, что именно она явилась прообразом Корделии, дочери короля Лира. Этого Ллуда иногда путают с Ллуддом, а легенды о них причудливо переплетаются друг с другом.

 

 

ЛЛУДД, или НУДД

 

В мифологии валлийских кельтов Ллудд — сын Бли и брат Ллефелиса. Правил Британией, а его брат Ллефелис — Галлией; во время его правления на Британию обрушились три бедствия (см. главы 18, 23, 24, 25)

 

 

ЛОКРИНУС

 

В мифологии кельтов Британии Локринус — сын Брута и брат Альбанактуса и Камбера. После смерти своего отца стал правителем Англии, а Альбанактус сделался королем Шотландии.

 

 

ЛОСОСЬ ПОЗНАНИЯ

 

В мифологии ирландских и валлийских кельтов лосось считался символом мудрости и познания. В одной из историй, связанных с лососем познания, фигурирует Финн Мак Кумалл (см. главу 15).

 

 

ЛОТ, или ЛОТХ

 

В легендах Артуровского цикла Лот — король Оркни. Его жена была матерью Мордреда (Медравта), отцом которого стал Артур. Она же была матерью Гавэйна (см. главу 25).

 

 

ЛОХ

 

В мифологии ирландских кельтов Лох — сын Мофебайса. Он был одним из богатырей Ольстера, отказавшихся сражаться против Кухулина, поскольку не желал поднимать меч против безусого юнца (см. главу 12).

 

 

ЛОХЛАНН

 

см. ЛЛИХЛИНН

 

 

ЛОЩИНА ОПАСНОСТЕЙ

 

В мифологии ирландских кельтов — одно из препятствий на пути Кухулина на остров царицы Скатах (сл. главу 12).

 

 

ЛУГ

 

В мифологии ирландских кельтов Луг — один из наиболее значительных богов. Он ассоциировался со светом и солнцем и, кроме того, был богом искусств и ремесел. Он отождествлялся с Лугусом, богом бриттов и галлов, и с валлийским божеством Ллуддом. Именно от его имени происходит название знаменитого праздника Лугнасад. Существуют различные версии, по‑разному описывающие его появление в пантеоне кельтских богов. По одной из них он стал правителем богов после Нуады, короля Туатха Де Данаан, продемонстрировав владение самыми разными ремеселами и искусствами и заслужив прозвище Самилданах, что значит «знающий много ремесел». В качестве короля богов клана Туатха Де Данаан он возглавлял их войско во второй битве при Маг Туиред. В этой битве Луг часто принимал облик воина с одной рукой или одним глазом. В конце концов фоморы были разбиты, а Луг в поединке убил Балора камнем из пращи (см. главы 7, 8, 9).

 

 

ЛУГАЙД

 

В мифологии ирландских кельтов Лугайд — сын Ку Роя, предводитель войска, выступившего против Кухулина (см. главу 12).

 

 

ЛУГНАСАД

 

У кельтов в древности существовало четыре главных праздника. Одним из них был Лугнасад, отмечавшийся 1 августа и представлявший собой кельтский праздник урожая. Позже был переосмыслен и превратился в христианский Ламмас, также знаменовавший собой праздник урожая. К числу трех других крупнейших праздников относились Самхейн, Имболк и Белтейн.

 

 

ЛУГУС

 

В мифологии кельтов Британии и Галлии Лугус считался богом, чье имя дало название различным местностям в нескольких странах, в частности Лиону во Франции и Лейдену в Голландии. Лугус отождествлялся с ирландским богом Лугом и валлийским Ллуддом, а также с древнеримским Меркурием.

 

 

ЛУХТЭЙН, или ЛУХТА, или ЛУХТАР

 

В мифологии ирландских кельтов Лухтэйн — один из трех богов — покровителей ремесел. В частности, Лухтэйн считался богом‑плотником. Вместе с двумя другими богами, Гоибниу и Крейдхном, иногда именовавшимися его братьями, Лухтэйн работал с необычайной быстротой, починяя оружие богов клана Туатха Де Данаан. Оружие богов обладало волшебным свойством: тот, кто был ранен им, уже никогда не мог поправиться (см. также главу 7).

 

 

ЛЭЙГХИН (1)

 

Лэйгхин — второе (после Галиан) название будущего Лейнстера. Высказывалось предположение, что королевство получило свое название от галлов(Галиан), вторгшихся в Ирландию вместе с Лабраидх Лоингсехом, чтобы помочь тому вернуть трон.

 

 

ЛЭЙГХИН (2)

 

В мифологии ирландских кельтов имя Лэйгхин употреблялось и применительно к Гаилиоин, одному из трех кланов интервентов, пришедших из Греции и вторгшихся в Ирландию. Их название было лэйгхин, потому что они обосновались на землях Лейнстера.

 

М

 

«МАБИНОГИ»

 

По— валллийски буквально ‑"Четыре Ветви Мабиногиона", более известного как «Мабиногион».

 

 

«МАБИНОГИОН»

 

В литературе валлийских кельтов «Мабиногион» — один из наиболее важных источников текста. В теперешнем виде основан на двух более ранних манускриптах: «Белая Риддерхская Книга» (1300‑1325) и «Красная Гергестская Книга» (1375‑1425). Состоит из четырех преданий о Пвилле, Бранвен, Манавидане фаб Ллире и Мэте фаб Матонви. Позднейшие варианты этой книги включают в себя и «легенду о Куллвхе и Олвен» (см. главу 24).

 

 

МАБОН

 

В мифологии валлийских кельтов Мабон — сын Модрон. По легенде, когда ему исполнилось три дня, он был похищен у матери и заключен в Кэр Лойв, отождествляемый в той же легенде с Потусторонним миром. Куллвх вызволил его из темницы, и в благодарность за это он помог Куллвху отыскать Олвен и выполнить все задания, которые тому предстояло совершить, чтобы получить в жены Олвен (см. главу 24).

 

 

МАГ МЕЛЛ

 

В мифологии ирландских кельтов — «Равнина Блаженства», куда после решающего поражения отправились боги клана Туатха Де Данаан (см. главу 11). Одним из их правителей стал Лабрайд Луатлам ар Клеб.

 

 

МАГ МОН

 

В мифологии ирландских кельтов — «Равнина Игр» (см. главу 11).

 

 

МАГ РАТ

 

В мифологии ирландских кельтов — «Равнина Процветания», место известной битвы (см. главу 5).

 

 

МАГ СЛЕХТ

 

В мифологии ирландских кельтов — «Равнина Поклонения», где в древности стоял идол Кром Круаха (см. главу 4).

 

 

МАГ ТУИРЕД, или МОЙТУРА

 

В мифологии ирландских кельтов — «Равнина Башен», место двух знаменитых битв. Первая из этих битв произошла между богами Туатха Де Данаан и кланом Фир Болг. Войско Нуады, вождя Туатха Де Данаан, одержали победу, но сам Нуада получил серьезную рану (см. главу 6). Вторая битва призошла между войском Нуады и фоморами (см. главу 9).

 

 

МАГА

 

В мифологии ирландских кельтов Мага — дочь Оэнгуса, вышедшая замуж за Росса Рыжего, а впоследствии — за друида Катбада.

 

 

МАК ГРЕЙН

 

В мифологии ирландских кельтов Мак Грейн — один из правителей Туатха Де Данаан во времена вторжения в Ирландию Сынов Мил Эспэйна, разгромивших войско Туатха Де Данаан. Будучи сыном Огмы, Мак Грейн был супругом богини Эриу, чье имя дало название Эйре, то есть Ирландии. Был убит Амхэйрином (см. главу 10).

 

 

МАК КЕХТ

 

В мифологии ирландских кельтов Мак Кехт был одним из богов клана Туатха Де Данаан во времена вторжения в Ирландию Сынов Мил Эспэйна, разбивших Туатха Де Данаан. Будучи сыном Огмы, Мак Кехт был мужем богини Фотлы, или Фодлы. Пал от руки Эремона (см. главу 10).

 

 

МАК КИНЕЛИ

 

В мифологии ирландских кельтов — брат Гоибниу и хозяин коровы, которую сумел похитить Балор (см. главу 16).

 

 

МАК КУИЛЛ

 

В мифологии ирландских кельтов Мак Куилл — один из богов клана Туатха Де Данаан во времена вторжения в Ирландию Сынов Мил Эспэйна, которые разгромили Туатха Де Данаан. Был супругом богини Банбы, или Банб, и пал от руки Эбера (см. главу 10).

 

 

МАК МОЙНЕАНТА

 

В мифологии ирландских кельтов Мак Мойнеанта — король фей, которого сместил с трона Фионнбхар.

 

 

МАК ОК

 

В мифологии ирландских кельтов — Сын Молодости, прозвище Оэнгуса.

 

 

МАК САМТЭЙНН

 

В мифологии ирландских кельтов — брат Гоибниу и хозяин коровы, которую сумел похитить Балор (см. главу 16).

 

 

МАКСЕН ВЛЕДИГ

 

В преданиях валлийских кельтов под именем Максен Вледига фигурирует римский император Макимус. По преданию, Он был женат на кельтской девушке по имени Элен. Согласно легенде, императорский штандарт с изображением дракона на пурпурном поле лег в основу национального знамени Уэльса, на котором изображен дракон на красном поле.

 

 

МАЛАЯ ФУРИЯ

 

В мифологии ирландских кельтов — один из мечей, принадлежавших Мананнану Мак Лиру. Мананнан отдал его Диармайду, чтобы тот мог сражаться с Финном (см. главу 15).

 

 

МАНАВИДАН ФАБ ЛИР

 

В мифологии валлийских кельтов Манавидан фаб Лир — сын Ллира. Его смело можно считать валлийским аналогом Мананнана Мак Лира, хотя между ними вроде бы нет прямых параллелей и нет никаких указаний на то, что Манавидан является богом моря. По преданию, он считался братом Брана Благословенного и Бранвен и, возможно, кузеном Придери. Согласно другому преданию, он был мужем Рианнон. Манавидан и Придери со своими женами (а женой Придери была Кигфа) находились, как гласит легенда, в своем дворце в Арбете, что в Дифеде, когда послышался оглушительный удар грома и опустился густой туман. Когда туман рассеялся, все увидели, что земля стала совершенно пустынной. Нигде не осталось ни зерна, ни скота, ни людей, за исключением двух супружеских пар, находившихся во дворце. Согласно легенде, проплутав какое‑то время в лесных дебрях, четверка странников вынуждена была отправиться в Англию. После долгой вереницы приключений они возвратились в Дифед (см. главу 21).

 

 

МАНАННАН МАК ЛИР

 

В мифологии ирландских кельтов Мананнан Мак Лир — сын Лира. Как и его отец, Мананнан считался морским богом, ассоциировавшимся с морскими путешествиями в Потусторонний мир. По традиции считалось, что он живет на острове Мэн, первым королем которого он якобы был; впрочем, по другим версиям, он жил в Тир Таирнигириб, потусторонней земле обетованной. Он отождествлялся с валлийским божеством Потустороннего мира Манавиданом фаб Лиром. Его женой считалась Фанд. Обычно Мананнан изображается в зеленом плаще, который способен изменять цвет, оказавшись на свету. Манавидан обладал способностью менять свой облик и, по‑видимому, пользовался этим своим свойством для того, чтобы плодить смертных детей. Море для Ирландии играло огромную роль, и Мананнан Мак Лир был весьма заметным персонажем пантеона, способным, в частности, устраивать бури на море и губить корабли незваных гостей. Кроме того, его образ ассоциировался с колдовством и чародейством; предполагается, что именно он послал Лугу волшебные дары, чтобы помочь ему и Нуаде одолеть войско фоморов (см. главы 5, 8).

 

 

МАОН

 

см. ЛАБРАИДХ ЛОИНГСЕХ

 

 

МАПОНОС, МАПОН

 

В мифологии кельтов — бог Солнца у кельтов Галлии и Британии, отождествляемый с Мабоном.

 

 

МАРК

 

В легендах Артуровского цикла — король Корнуолла, законный супруг Изольды и дядя Тристана (см. главу 23).

 

 

МАРХ АЛ МЕЙРХИОН

 

В мифологии валлийских кельтов — князь подземного мира, чьих свиней попытался было похитить Артур, но его попытка закончилась неудачей (см. главу 23). В легендах Артуровского цикла выступает в качестве короля Марка Корнуэлльского.

 

 

МАТА

 

В мифологии ирландских кельтов Мата — стоногое и четырехголовое чудище, пойманное Дагдой (см. главу 15).

 

 

МАТГАН

 

В мифологии ирландских кельтов — верховный маг и чародей клана Туатха Де Данаан (см. главу 7).

 

 

МАТЕРЬ‑БОГИНЯ

 

Аспект плодородия и изобилия имел огромное значение в культуре кельтов. С этими качествами ассоциировались многие богини, считавшиеся божественными воплощениями матери‑земли и именовавшиеся матронами в Галлии и Рейнланде [154]. Такие богини выступали как в роли единичного персонажа, так и триипостасного божества. Матери‑богини часто изображались на статуэтках и изваяниях облаченными в длинные одежды, нередко — с одной обнаженной грудью. Им обычно сопутствовали различные символы плодородия: изображения детей, всевозможных плодов и листьев. Чаще всего матери‑богини изображались целыми группами, хотя нередки и единичные образы. В мифологии ирландских кельтов матерь‑богиня занимает важное место. Такие богини часто выступали в роли триипостасного божества, ассоциируясь с иными аспектами, в частности — плодовитостью. Пример матерей‑богинь — Маха и Морриган.

 

 

МАТОЛВХ

 

В мифологии ирландских кельтов Матолвх — король Ирландии, женившийся на Бранвен, чтобы попытаться наладить добрые отношения между Ирландией и Уэльсом. Матолвх получил от брата Бранвен, Брана Благословенного, волшебный котел. Но на свадебном пиру его оскорбил Эфнисен, единокровный брат Бранвен, и в отместку за это Матолвх стал унижать Бранвен, что и явилось причиной войны (см. главу 20).

 

 

МАХА

 

В мифологии ирландских кельтов Маха — богиня, которую иногда считают одноипостасным божеством, а иногда — сразу тремя богинями. Она ассоциировалась с войной, плодовитостью и процветанием Ирландии, а также с конями. В качестве богини плодовитости она почиталась как богиня‑матерь. В ипостаси богини войны она не принимала участия в битвах, но постоянно присутствовала на поле боя и использовала свое могущество, чтобы помочь одной из сторон (см. главу 5).

 

 

МАЭЛМУИРИ

 

Имя писца, написавшего «Похищение быка из Куальгне» (см. главу 12).

 

 

МЕДБ

 

В мифологии ирландских кельтов Медб, имя которой существует в нескольких вариантах и иногда с известной долей англицизирования звучит как Мев, была богиней — королевой Коннахта. Ее имя означает «отравляющая» или «отравительница» и ассоциируется со словом «мид» [155]. По легенде, она считалась женой девяти ирландских королей, и только тот из них, кто был ее избранником, мог считаться настоящим королем Ирландии. Во всех своих многочисленных браках она играла ведущую роль. Любвеобильность богини символизирует плодовитость; кроме того, она считалась богиней независимости. Пожалуй, наиболее известна легенда, в которой Медб затевает поход в Ольстер, чтобы завладеть огромным Бурым Быком, известным как Донн Куальгне (см. главу 12).

 

 

МЕДИЦИНА

 

Кельты, в частности ирландские, славились своим искусством врачевания, и в Темные века ирландские медицинские школы пользовались широкой известностью во всей Европе. Самый старый ирландский медицинский манускрипт датируется началом XIV в. В мифологии ирландских кельтов богом медицины и врачевания считался Диан Кехт.

 

 

МЕДРАВД

 

В мифологии валлийских кельтов — племянник Артура и возлюбленный Гвенвивар. В легендах Артуровского цикла выступает под именем Мордреда (см. главу 23).

 

 

МЕЙХЕ

 

В мифологии ирландских кельтов Мейхе — сын Морриган. Он был убит Диан Кехтом, поскольку существовало пророчество, что он принесет Ирландии беды и несчастья. Когда после его смерти его тело вскрыли, оказалось, что у него было три сердца, по одному на каждое из свойств его матери. Согласно одной из легенд, в каждом из этих сердец гнездилось по змее. Два этих сердца успели сжечь, но третьему удалось спастись, и огромная змея, обитавшая в нем, действительно принесла Ирландии множество бед, но в конце концов Диан Кехт убил и ее (см. главу 5).

 

 

МЕЛЕАС, или МЕЛИАС ДЕ ЛИЛЬ, МЕЛИГАНС, МЕЛИГРАНС, МЕЛВАС

 

В легендах Артуровского цикла — имена, под которыми выступает Гвин ап Нудд (см. главу 25).

 

 

МЕНВ

 

В мифологии валлийских кельтов — один из воинов, сопровождавших Куллвха (см. главу 24).

 

 

МЕРЛИН

 

В мифологии валлийских кельтов Мерлин — волшебник, играющий важную роль в легендах Артуровского цикла. Валлийский вариант его имени звучит как Мирддин, и персонаж, носивший это имя, упоминался в валлийской мифологии задолго до появления на исторической сцене Артура и его рыцарей. Джеффри Монмутский описывает Мерлина и его подвиги в своей книге Libellus Merline («Книжка о Мерлине»), написанной ок. 1135 г. и входящей в состав его знаменитой «Historia» (см. главы 23, 24).

 

 

МЕСГЕРДА

 

В мифологии ирландских кельтов — король Лейнстера (см. главу 11).

 

 

МЕСС БУАХАЛЛА

 

В мифологии ирландских кельтов — внучка Этэйн и Эохаида, мать Конэйра Мора (см. главу 11).

 

 

МИДАХ

 

В мифологии ирландских кельтов Мидах — сын Диан Кехта, унаследовавший от отца искусство врачевания. Мидах и его сестра, Эйрмид, сделали для Нуады серебряную руку, что позволило ему вернуть себе трон короля богов Туатха Де Данаан. Был убит в гневе собственным отцом, Диан Кехтом (см. главу 7).

 

 

МИДХИР

 

В мифологии ирландских кельтов Мидхир обитал в сидхе Бри Лейт, одном из подземных королевств богов Туатха Де Данаан, куда они перебрались, когда были вынуждены покинуть Ирландию под натиском Сынов Мил Эспэйна. Наиболее значительная легенда о Мидхире повествует о его сватовстве к Этэйн (см. главу 11).

 

 

МИЛ ЭСПЕЙНА СЫНЫ, или МИЛЕСИАНЕ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.